Научная статья на тему 'Социальная оценка научных открытий в зеркале художественного творчества'

Социальная оценка научных открытий в зеркале художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ НАУКИ В ИСКУССТВЕ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / НАУЧНЫЕ ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО / СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАУКИ / IMAGE OF SCIENCE IN ART / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / SCIENTIFIC INNOVATIONS / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / SOCIAL RESPONSIBILITY OF A SCIENTIST / SOCIAL EVALUATION OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьева Светлана Вадимовна

В статье обсуждается проблема социальной оценки последствий применения научных знаний, решение которой предлагается в сюжетах художественной литературы. Рассмотрены идеи Р. Брэдбери, К. Воннегута, К. Исигуро о негативной оценке особого статуса технических наук, идеалов «чистой» науки, конструирования человеческой телесности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Воробьева Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social assessment of scientific discoveries in the mirror of artistic creation

The problem of social evaluation of the consequences of the scientific knowledge application is discussed in the article. The solution for this is proposed by fiction. The ideas of R. Bradbury, K. Vonnegut, K. Ishiguro about the negative assessment of the special status of technical sciences, the ideals of "pure" science, the construction of human corporeality are considered.

Текст научной работы на тему «Социальная оценка научных открытий в зеркале художественного творчества»

С.В. ВОРОБЬЕВА аспирант кафедры гуманитарных и социально-политических наук Московского государственного технического университета гражданской авиации*

Социальная оценка научных

открытий в зеркале художественного творчества

В статье обсуждается проблема социальной оценки последствий применения научных знаний, решение которой предлагается в сюжетах художественной литературы. Рассмотрены идеи Р. Брэдбери, К. Воннегута, К. Исигуро о негативной оценке особого статуса технических наук, идеалов «чистой» науки, конструирования человеческой телесности.

Ключевые слова: образ науки в искусстве, научное знание, научные инновации, технологические инновации, социальная ответственность ученого, социальная оценка науки.

Vorobyova S.V. Social assessment of scientific discoveries in the mirror of artistic creation. The problem of social evaluation of the consequences of the scientific knowledge application is discussed in the article. The solution for this is proposed by fiction. The ideas of R. Bradbury, K. Vonnegut, K. Ishiguro about the negative assessment of the special status of technical sciences, the ideals of "pure" science, the construction of human corporeality are considered.

Keywords: image of science in art, scientific knowledge, scientific innovations, technological innovations, social responsibility of a scientist, social evaluation of science.

Характерной чертой современного этапа развития общества выступает активное развитие технологических инноваций, драйвером которых по праву можно назвать научное знание. Неконтролируемое внедрение достижений науки и техники во все сферы жизнедеятельности людей вновь актуализировало проблему социальной ответственности уче-

* Воробьева Светлана Вадимовна, e-mail: s.vorro@ya.ru

ных, активно исследуемую в социогуманитарном знании . В русле обсуждения данной проблемы научное сообщество развернуло дискуссии о необходимости разработки особой социально-гуманитарной экспертизы научных достижений, предполагающей оценку социальных последствий научно-технологических инноваций и предупреждающей развитие потенциально опасных для общества технологий2.

Озабоченность социума непредсказуемыми результатами внедрения научных знаний в повседневную жизнь людей получила отражение и в художественном творчестве, сюжеты которого нередко используются философами, социологами и политологами в обосновании перспектив развития современной цивилизации. Писатели, деятели киноискусства, художники, рефлексируя на тему взаимоотношений науки и человека, берут на себя смелость прогнозировать пути развития мира, вошедшего в постиндустриальный период развития. И будущее его нередко изображается исключительно черно-белыми красками - современное искусство зачастую выступает с позиций антисциентизма.

Завоевавший широкую популярность в XX веке жанр антиутопий рисует довольно удручающую картину грядущего мира - тоталитарного государства, одним из ключевых инструментов развития которого стал научный прогресс. Яркий пример - роман «451° по Фаренгейту» Рэя Брэбери, впервые опубликованный в 1953 году и уже давно ставший классическим. Автор акцентирует внимание на доминирующей роли прикладной науки в новом обществе, ориентированном на внедрение научных знаний во все социальные структуры. Несгораемые постройки, реактивные автомобили, достижения в области медицины - уровень комфорта и скорость жизни такого общества могут вызвать лишь восхищение. Однако комфортизация материальных условий сопровождается возрастающим отчуждением и духовным опустошением. Инакомыслие под запретом - следовательно, под запретом развитие

1 Алексеева И.Ю., Аршинов В.И. Информационное общество и НБИКС-революция. М.: ИФ РАН, 2016; Субботина Н.Д. Идея гуманизма как фактор общественного развития // Вопросы философии, 2018, № 8, с. 48-56.

2 Гаранина О.Д. Перспективы человека в мире информационных технологий: от Homo sapiens к Homo informativus // Общество: философия, история, культура, 2017, № 10, с. 9-12; Кутырев В.А. Постчеловеческая революция как результат технологизации человеческого мира // Наука. Мысль: электронный периодический журнал, 2017, № 1-3, с. 45-49.

философии и других гуманитарных наук. Система образования стремится вложить в умы учеников школ и университетов лишь набор цифр, что симулирует образованность. Государственная идеология господствует в каждом доме благодаря научным разработкам. «Человек - как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают...»1, - так описывает мир будущего автор. Пренебрежение гуманистическими идеалами делает новое общество нетерпимым и безжалостным - человеческая жизнь теряет всякую ценность.

В романе противопоставлены две ипостаси: государственная идеология и духовная жизнь человека. На службе у первой - конкретная прикладная наука, выполняющая заказы на разработку технологических инноваций, на службе у второй -

искусство, в первую очередь литература. «Книгу можно побе-

2

дить силой разума», - утверждает один из героев романа .

Связь сюжета романа Р. Брэдбери с перспективами развития современного общества очевидна - передовые страны давно и прочно сделали прикладную науку одним из оснований развития общества. Россия среди них - свежие статистические данные говорят о росте заработной платы среди сотрудников научной сферы3, следовательно, государство стремится повысить престиж этой деятельности, стимулируя производство инноваций. Однако следует отметить неравенство среди областей фундаментального знания: в то время, как одни науки повышают свой статус в обществе, другие отходят на второй план. Сфера информационных технологий, сектор НБИКС - одни из примеров престижных в наши дни профессий, специалисты которых высоко ценятся как на внутреннем, так и на зарубежном рынках труда. В то же время гуманитарные науки находятся в кризисе - сокращается количество программ в университетах, экзамены проводятся в форме тестирования, что исключает процессы диалога и монолога, столь ценные в

1 Брэдбери Р. 451о по Фаренгейту. М., Эксмо, 2008, с. 31.

2 Там же, с. 137.

3 Зарплаты в науке растут быстрее всего // Iz.ru ежедн. инт. издание 20.11.2017 URL: https://iz.ru/672292/alina-evstigneeva-valentina-dorokhova/zar-platy-v-nauke-rastut-bystree-vsego (дата обращения: 30.10.2018); Зарплаты российских ученых впервые достигли почти 100 тыс. руб. // Rbc.ru ежедн. инт. издание 18.04.2018 URL: https://www.rbc.ru/economics/10/04/2018/5ac77e589a-794729bdf0c004 (дата обращения: 30.10.2018).

гуманитарном знании. Данная ситуация актуальна для отечественной и мировой науки1. Возникает опасное явление -поддержка только того знания, которое имеет утилитарное значение. XX век наглядно показал возможные последствия подобной директивы - анализу науки фашистской Германии посвятили свои работы многие ученые, в том числе Р. Мертон, утверждавший невозможность адекватного диалога между наукой и представителями власти. Вследствие давления на ученых со стороны государственных органов для достижения их лояльности они вынуждены отказываться от норм и принципов научного сообщества во имя

выживания - так научные разработки становятся на службу

2

аморального правительства .

Продолжает эту линию американский писатель Курт Воннегут в романе «Колыбель для кошки», изданном в 1963 г., где он размышляет о личной ответственности ученого в контексте развития возможных последствий использования потенциально опасной технологии в случае, если она окажется у людей, не отягощенных моральной ответственностью. В центе романа - вопрос о том, может и должен ли творец научного открытия (ученый) предупредить последующие поколения о возможных последствиях использования научного знания, научить людей использовать его научное достижение и - самое важное - предусмотреть все возможные варианты развития событий, ведь границы человеческой глупости и алчности не изведаны. Сюжет романа строится вокруг попытки написать книгу о взрыве в Хиросиме, для чего исследуется жизнь одного из отцов атомной бомбы, перед смертью открывшего опасное вещество - «лед-девять» - особую форму кристаллизации воды с температурой плавления 45,8Х. Мельчайшая частица льда-девять при контакте с любым водоемом, сопряженным с водами Мирового океана, мгновенно превращает все в лед и потенциально ведет к гибели всего живого. «Новые знания - самый ценный товар на свете. Чем больше истин мы открываем, тем богаче становимся»3, - устами одного из героев произведения Воннегут превозносит науку и идеалы

1 Настоящий кризис гуманитарных наук — в государственных университетах // Gefter.ru ежедн. инт. издание 18.10.2013 url: http://gefter.ru/archi-ve/10323 (дата обращения: 01.11.2018).

2 Мертон Р. Наука и социальный порядок / Вопросы социальной теории, 2007, т. 1, вып. 1, с. 191-207.

3 Воннегут К. Колыбель для кошки. М.: Издательство АСТ, 2015, с. 43.

научного исследования, свободного от размышлений о социальной ответственности. Герои романа - сотрудники научной лаборатории - презирают практически ориентированную науку, принижая ее заслуги. Настоящая наука живет ради чистого знания, она не ставит вопросов о применении полученного знания, а отвечает лишь за научность и достоверность результата разработок. Коллективная ответственность научного коллектива и личная ответственность ученого за возможные социальные последствия применения полученного знания не должны присутствовать в подлинной «чистой» науке - это вывод героев романа.

Можно согласиться, что приумножение чистого знания -важный идеал науки. Но возможно ли для ученого на современном этапе развития общества оставить за пределами научного исследования размышления о социальной оценке научного открытия в контексте развивающейся экологической катастрофы, отголоски которой слышны в произведении? Снятием личной ответственности ученый помещает себя в вакуум - в сконструированные условия эксперимента, в жизнь по идеальному сценарию, где не учтены возможные отклонения при вмешательстве третьих лиц. Осознавая риски от применения созданной технологии, блестящий ученый может убрать ее в дальний ящик, не давая ход дальнейшему исследованию. Но что будет, если кто-то другой завладеет этим ящиком? Кто-то другой, не обладающий подобным уровнем знания, сознательности, эрудиции, дальновидности. Тогда жадность, глупость или простая случайность способны привести к гибели мира, что происходит в конце романа, когда вся планета покрывается ровной коркой льда.

Актуальные для современной науки вопросы биоэтики затрагивает Кадзуо Исигуро в фантастическом романе «Не отпускай меня», впервые увидевшем свет в 2005 г. Автор исследует, кто может носить гордое звание «человек»: достаточно ли для этого лишь иметь подобное человеку строение тела и такие же органы либо человек - это совокупность не только физических, но и духовных качеств?

Не вызывает сомнений, что успехи в развитии медицинских и биомедицинских технологий сказываются на продолжительности и качестве жизни. Однако внедрение инновационных технологий, созданных на основе прорывов в биологическом знании, непосредственно влияет на человека -модифицирует его генную структуру, открывает непредска-

зуемые соматические и психологические возможности, обостряя старые и создавая новые этические и моральные проблемы. К. Исигуро подчеркивает, что общество не успевает подвергнуть научный прогресс в этой области оценке: «...когда одно за другим стремительно делались великие научные открытия, у людей не было времени критически все обдумать, поднять разумные вопросы. Внезапно открылась масса новых возможностей; многие болезни, с которыми врачи до сих пор не могли бороться, стали излечимыми. Это было первое, что мир увидел, первое, чего он хотел»1. Так появляются на свет клоны, созданные в лабораториях, выращенные в интернатах и всю свою недолгую жизнь подчинившие науке. Сюжет романа посвящен описанию особого интерната, руководство которого при поддержке спонсоров проводило научный эксперимент с целью доказательства наличия у клонов души, чувств и способностей к художественному творчеству.

Отметим, что происхождение и последующая трагическая судьба героев не очевидны с начала повествования -таким приемом К. Исигуро провоцирует читателя на размышление о гуманности и этичности существования технологии по созданию существа, подобного человеку, с целью его дальнейшего жестокого убийства (а клоны после нескольких операций по изъятию органов умирали в сильнейших страданиях), пусть и во имя жизни другого. В романе осмыслена тонкая грань между человеком и человекоподобным: клоны умеют думать, чувствуют, творят произведения искусства, так почему же они при этом недочеловеки - ходячие шкатулки с запасными почками, сердцами, руками и ногами? Возникает вопрос социального неравенства по степени доступности инноваций - сегодня недочеловеками объявлены клоны, находящиеся в жестокой социальной изоляции; общество людей дистанцируется от них, закрывая глаза на их существование, не задавая неудобных этических вопросов, ответы на которые найти будет непросто; но что будет завтра - кто следующий недочеловек? И дает ли подобное причисление возможность использовать ресурсы и этого организма во имя науки и процветания обеспеченных слоев населения? Роман критически оценивает возможность создания человеческого существа для последующего проведения над ним опытов,

1 Исигуро К. Не отпускай меня. М.: Издательство Э, 2018, с. 319.

оценивая подобное действие как антигуманное, противоречащее законам этики и морали.

Анализ художественных сюжетов, гиперболизирующих роль науки в обществе и наполненных тревогой за непредсказуемость результатов применения научно-технологических новаций на всех уровнях жизни социума, свидетельствует о необходимости глубокого социально-философского анализа проблемы социальной ответственности ученых и социальной оценки научных открытий на современном этапе развития человечества. Связь философии, науки и искусства в решении этой проблемы выступает необходимой предпосылкой развертывания социально-гуманитарной экспертизы перспектив развития современного научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.