11.6. СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
И ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)1
Ростокинский Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин
Место работы: ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
arostokinskiy@yandex.ru
Шапиев Руслан Нуруллаевич, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин
Место учебы: ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», юридический институт
rusik_89@mail.ru
Аннотация: в статье анализируются некоторые проблемы предупреждения преступлений, связанных с похищением человека, на примере Северо-Кавказского федерального округа. Рассматриваются меры предупреждения общесоциального уровня и формулируются конкретные предложения по оптимизации противодействия преступлениям, предусмотренным ст. 126 УК РФ. Выводы и другие положения статьи могут быть использованы в образовательной деятельности в рамках обучения студентов юридических факультетов и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: похищение человека, криминологическая характеристика, захват, удержание.
SOCIAL DANGER OF KIDNAPPING AND SOCIETY-WIDE LEVEL OF CRIME PREVENTION(ACCORDING TO MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)
Rostokinskij Alexandr V., Professor, Doctor of law, Head of the Criminal Disciplines Department Place of employment: Moscow's City Pedagogical University Law Institute
arostokinskiy@yandex.ru
Shapiev Ruslan N., graduate student of the Criminal Disciplines Department Study place: Moscow's City Pedagogical University Law Institute
rusik_89@mail.ru
Abstract: the article analyzes some problems of crime prevention in the North Caucasus Federal District. The author focuses on the preventive measures of society-wide level and specific proposals forthe optimization of counteracting crimeswhich provided by article 126 of the Criminal Code. Conclusions and other provisions of the article can be used in educational activities as part of the training of law students and the upgrading of qualifications of law enforcement officials.
Keywords: kidnapping, criminological characteristic, seizure, retention.
Проблема предупреждения похищения человека остается актуальной как для России в целом, так и отдельных ее регионов, в числе которых СевероКавказский федеральный округ (далее - СКФО).
Учитывая повышенную общественную опасность похищения человека, во многих программных документах особое внимание обращается на важность противодействия данному преступлению. На территории Северного Кавказа предупреждение похищения человека, предусмотренного ст. 126 УК РФ, предполагает комплекс мер разного характера и направленности, прежде всего, на общесоциальном уровне. Общесоциальный уровень должен проявляться в продуктивном и высококвалифицированном управлении обществом, что со временем позволит разрешить многие противоречия, конфликты, устранить нарушения разного рода
1 Работа подготовлена при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.
в экономической, социальной и в других сферах2.
Очевидно, программы противодействия похищению человека в субъектах СКФО должны включать и законодательные изменения и, как мы полагаем, в первую очередь, меры, направленные на улучшение экономических и социальных условий, борьбу с проявлением правового нигилизма, сокращение безработицы, повышение занятости населения и улучшение условий труда, разработку специальных программ профилактики отдельных видов рассматриваемого преступления.
Сегодня одним из приоритетных направлений общесоциального предупреждения является воздействие на социальные и экономические меры для улучшения
2 Ростокинский А.В. Социальные аспекты расслоения общества // Научные труды № 4(5) 2014. «Актуальные проблемы уголовного права и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития» / Сб. научных трудов кафедр уголовно-правовых дисциплин и уголовного процесса и криминалистики
Юридического института МГПУ (г. Москва). — Саратов: Саратовский источник. 2014. С. 99 — 111.
Ростокинский А. В., Шапиев Р. Н.
СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
экономической ситуации в отдельных республиках, входящих в СКФО. К примеру, сфера занятости населения. Следует согласиться с мнением большинства исследователей о том, что весь комплекс проблем, а также высокий уровень преступности в республиках Северного Кавказа связаны, прежде всего, с отсутствием рабочих мест и колоссальным числом безработных, уровень которых превышает показатели многих регионов. Изложенное подтверждает, что для снижения уровня преступности в целом и преступного явления, связанного с похищением человека, в частности, в рамках мер предупреждения необходимо решить проблему с безработными гражданами, а точнее, с безработицей (например, создать центры социальной помощи, разработать целевые программы по вопросу о создании рабочих мест в СКФО и уменьшению числа безработных). Полагаем, что в решении проблемы с безработицей значимое место займет и аннулирование лицензии вузов на оказание образовательной деятельности в силу неэффективности образовательной организации, переподготовка кадров по специальностям, пользующимся спросом. При этом необходимо обеспечить непросто открытость информации о наличии свободных рабочих мест, но и конкурентной борьбы при прохождении собеседования с последующим отчетом об итогах и лицах, занявших вакантные должности. Такие меры на общесоциальном уровне предупреждения преступлений находят столкновение с негативными проявлениями и самым опасным из них - коррупцией, которая проникла во все структуры государственной власти.
Немаловажное значение имеют меры социально-политического характера, которые по сути своей являются одними их ключевых для предупреждения преступности в регионе. При борьбе с преступными проявлениями большое значение должно уделяться деяниям, угрожающим национальной безопасности страны, среди конкретных проявлений можно выделить активизацию деятельности незаконных вооруженных формирований, террористические акты, похищение людей и др. В этой связи, для СКФО существенное значение будет иметь принятие программного документа с основными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе. Заметим, что в настоящее время принят лишь Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»3. Учитывая, что национальные вопросы в Северо-Кавказских республиках стоят очень остро, принятие такого документа будет способствовать уменьшению факторов, угрожающих национальной безопасности государства. И для того, чтобы данный документ существовал не только теоретически, необходимо предусмотреть отчетность за его реализацию федеральному центру.
Комплексный подход сегодня является одним из главнейших условий своевременного и оперативного воздействия на преступление, предусмотренное ст. 126 УК РФ. Он предполагает, в том числе, незамедлительное устранение пробелов в законодательстве об ответственности за посягательство на свободу личности и, в частности, похищение человека, что в конеч-
3Указ Президента РФ№ 1666 от 19.12.2012 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант Плюс.
ном итоге найдет позитивное проявление в профилактике подобных явлений4 в субъектах Северного Кавказа. Так, в республиках СКФО часто встречаются факты похищения девушек с целью вступления в брак. Очевидно, такое похищение вопреки воле девушки - уголовно наказуемое деяние. Зачастую, похищение бывает сопряжено с другими преступлениями, например, изнасилованием. Исследование показывает, что в большинстве случаев при совершении подобного рода деяний отсутствует заявление от потерпевшей, преступления остаются латентными. Отсутствие обращений к правоохранительным органам объясняется наличием своего рода традиций, боязнью позорного клейма «похищенной», страхом за свою жизнь и жизнь родных и близких.
Полагаем, для минимизации уровня латентности рассматриваемых видов похищений человека, полезным будет опыт советского законодательства. В частности, в УК РСФСР 1960 г. похищение женщины для вступления с ней в брак признавалась уголовно-наказуемым (ст. 233 УК)5. Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции за похищение женщины для вступления с ней в брак уголовная ответственность наступала лишь в случае, если «такое похищение было совершено вопреки воле и желанию женщи-ны»6 Необходимо отметить, что в Госдуму дважды был внесен законопроект о дополнении ст. 126 УК РФ квалифицирующим признаком «похищение женщины с целью вступления с нею в брак», однако предложение не нашло поддержки в парламенте .
В настоящее время огромное значение в системе мер предупреждения преступлений занимает правовая активность граждан и их принципиальные позиции относительно преступных проявлений, отмечается положительная динамика в единстве мнений населения и готовности своим правовым поведением донести до правоохранителей нужную информацию. Об этом свидетельствуют опросы, проводимые не только фондом общественного мнения, но и другими организациями. Думается, что сегодня постоянно увеличивающийся штат сотрудников органов правоохранительной системы сам по себе не приведёт к достижению значимого результата, если не предпринять меры для создания благоприятных условий по сотрудничеству с населением и общественными организациями. Так, например, в Дагестане был принят закон от 8 июня 2015 года № 60 «О народных дружинах в республике Дагестан», направленный на эффективное взаимодействие правоохранительных органов с гражданами в целях борьбы с преступностью и реализации права граждан на участие в охране общественного порядка8.
Профилактика преступлений, в том числе связанных с
4Миронов И.А. Актуальные проблемы борьбы с похищением людей // Ученые записки. Том.11. - Ростов-на-Дону, 1998.
5Уголовный кодекс РСФСР 1960 года (утратил силу) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/
6 Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.03.1969 № 47 (ред. от 21.12.1993) «О судебной практике по делам о преступлениях, составляющих пережитки местных обычаев» (утратило силу) / http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_6734/
7В Госдуму внесен законопроект о тюремном сроке для похитителей невест / https://www.rbc.ru
8Закон Республики Дагестан от 08.06.2015 № 60 «О народных дружинах в Республике Дагестан» (принят Народным Собранием РД 28.05.2015) // Консультант Плюс.
похищением человека, не будет эффективна и не приведет к значимому результату без наличия общественного контроля, который в контексте проблем противодействия преступности следует рассматривать в одной плоскости с организацией профилактики преступности.
В республиках Северного Кавказа институт общественного контроля приобретает особое значение. Между тем, большинство людей все еще слабо представляет суть и механизмы общественного контроля. Осуществление общественного контроля в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ, вслед за которым в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, были приняты специальные законы, направленные на регулирование отношений в данной сфере, к примеру, Закон Республики Дагестан от 04.12.2015г. № 113 «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Республике Дагестан»9, Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2016 года № 20-РЗ «Об общественном контроле в Кабардино-Балкарской Республике». Еще раньше, 19 мая 2009 года был принят Закон Чеченской Республики № 35-рз «Об общественной палате Чеченской Республики», в соответствии с которым функция общественного контроля была возложена на созданный в республике постоянно действующий независимый общественный орган -Общественную палату. По мнению многих специалистов, «общественный контроль должен стать важным механизмом совершенствования, развития общественных отношений, а также быть эффективным средством в профилактике противоправных проявлений и самых опасных - преступлений», о чем мы уже писали ранее10.
Интересным представляется институт вознаграждения граждан, способствующих раскрытию преступления, который сегодня нашел свое реальное воплощение. Так, в 2012 году для обсуждения на сайте МВД России был опубликован Приказ «Об утверждении Правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших». Двумя годами ранее директором ФСБ РФ был подписан Приказ от 16.10.2010 № 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт»11. Введение данного института направлено на проявление гражданской активности.
Таким образом, в профилактике преступлений, связанных с похищением людей на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа, вышеперечисленные средства должны находить реализацию в
9 Закон Республики Дагестан от 04.12.2015 № 113 «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Республике Дагестан» (принят Народным Собранием РД 25.11.2015) // КонсультантПлюс
10 Шапиев Р.Н. Обычай и традиции как меры направленные на предупреждение преступности на Северном Кавказе // Черные дыры в российском законодательстве. 2017, №1, С. 98-100.
11 Приказ ФСБ РФ от 16.10.2010 № 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.2010 № 18865) // КонсультантПлюс
сочетании с уголовно-правовыми мерами и иными мероприятиями, осуществляемыми субъектами профилактики преступлений.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,5%.
Список литературы:
1. В Госдуму внесен законопроект о тюремном сроке для похитителей невест / https://www.rbc.ru
2. Миронов И.А. Актуальные проблемы борьбы с похищением людей // Ученые записки. Том.11. - Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ростокинский А.В. Социальные аспекты расслоения общества // Научные труды № 4(5) 2014. «Актуальные проблемы уголовного права и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития» / Сб. научных трудов кафедр уголовно-правовых дисциплин и уголовного процесса и криминалистики Юридического института МГПУ (г. Москва). — Саратов: Саратовский источник. 2014. С. 99 — 111.
4. Шапиев Р.Н. Обычай и традиции как меры направленные на предупреждение преступности на Северном Кавказе // Черные дыры в российском законодательстве. 2017, №1, С. 98-100.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Социальная опасность похищения человека и общесоциальный уровень предупреждения преступности (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)»
Ростокинского А.В. и Шапиева Р.Н. Проблема предупреждения преступлений, связанных с похищением человека, актуальна и особенно привлекает внимание в регионе Северо-Кавказского федерального округа. Сильное имущественное расслоение, высокий процент безработицы, низкий уровень жизни населения и иные негативные явления не позволяют существенно повлиять на уровень преступности в целом и добиться весомого сокращения преступлений, связанных с похищением человека. За последние два десятка лет похищение человека стало одним из общественно опасных способов разрешения экономических конфликтов, незаконного корыстного обогащения. Основной мотив совершения похищений - получение денежных средств или имущественных прав у граждан. На эти обстоятельства акцентируют внимание авторы статьи, предлагая ряд мер предупреждения общесоциального уровня, способных внести определенный вклад в решение проблемы оптимизации противодействия преступности (в том числе, связанной с похищением человека), препятствующей достижению одной из приоритетных целей государства - неукоснительное соблюдение, защита прав и свобод человека.
Выводы авторов достаточно аргументированы, работа носит оригинальный характер, отличается новизной и имеет теоретическую и практическую значимость. Выводы и другие положения статьи могут быть использованы в исследовательской работе, а также в образовательной деятельности вузов юридического профиля и в практической деятельности органов правоохранительной системы.
Статья соответствует предъявляемым требованиям, проверена программой «Антиплагиат», оригинальность текста со списком литературы составляет 83,5%. Изложенное позволяет рекомендовать статью «Социальная опасность похищения человека и общесоциальный уровень предупреждения преступности (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)» Ростокинского А.В. и Шапиева Р.Н. к опубликованию в открытой печати.
Кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин,
ЮИ ГАОУ ВО города Москвы
«Московский городской
педагогический университет»
Данелян С.В.