УДК 343.6
Шапиев Р.Н.1
ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: КОЛЛИЗИЯ ЗАКОНА И ОБЫЧАЯ
Аннотация. В представленной статье, рассматривается природа и специфика проявления обычного права, в условиях Северного Кавказа. Освещается роль и значение обычного права в духовно-нравственных и этносоциальных ценностях народов региона.
Ключевые слова: обычай, обычное право, похищение человека.
Shapiev R.N.
KIDNAPPING: COLLISION OF THE LAW AND CUSTOM
Abstract. The nature and specific nature of common right manifestation under the conditions of North Caucasus are considered in the article. It is stressed the role and the importance of common right in spiritual-moral and ethno-social wealth of people living in this region.
Keywords: custom, common law, kidnapping.
Несмотря на достижения научно-технического прогресса и информационных технологий, на развитие культуры и образования, обычаи не исчерпали своей коммуникативной роли и в настоящее время в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения в отдельных регионах современного мира. В Российской Федерации 7 таких регионов, что составляет 6,5% от общего населения РФ. Население территорий, входящих в федеральный округ, составило, по данным Росстата, 9 254 940 человек. В этой связи особую актуальность приобретает проблема, связанная с реализацией такого обычая (адата), как кража невест на Кавказе, безусловно, нарушающего уголовное законодательство Российской Федерации и затрагивающего конституционные права граждан.
Обычай - принятый порядок, обряд, общий образ действий [5, с. 658] в современном понимании - это исторически сложившееся правило поведения людей, которое вошло в обиход в результате его постоянного применения. Но, как мы видим на практике, обычаи изменяются, трансформируются, порой полностью меняя свое содержание, оставляя лишь форму. Примером может служить обычай «умыкания» невест в Древней Руси, кото-
рый в настоящее время приобрел форму безобидного обряда-игры в «похищение» невесты и требование за нее «выкупа» во время свадьбы.
К сожалению, развитие человеческого общества, новейшие достижения науки и техники, возрастающее влияние международного права, в том числе становление и развитие имеющего силу jus cogens основного принципа уважения прав и свобод человека не во всех регионах Российской Федерации привели к искоренению преступного явления кражи невест [4, с. 2], а вложили в него иной смысл, глубоко отличающийся от изначального.
Похищение девушек на Кавказе в целях вступления в брак существует давно, но в настоящее время это явление порождает ряд правоприменительных проблем. Кража девушки стала одним из самых популярных способов создания семьи, особенно в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Умыкание невесты - не что иное, как банальное похищение человека с целью принуждения к сожительству.
Следует констатировать несовершенство нашего законодательства в части охраны личной свободы в целом и в отношении деяний, предусмотренных ст. 126 УК РФ, в частности. Так, в примечании к статье 126 Уголовного ко-
1 Шапиев Руслан Нуруллаевич, аспирант, кафедра уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москвы», E-mail: [email protected]. Shapiev Ruslan, the graduate student, department of criminal and legal disciplines of legal institute of GAOU IN "The Moscow city pedagogical university", Moscow, E-mail: [email protected]
декса Российской Федерации сказано: «Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления» [2. с. 59].
Учитывая положения данной статьи, следует привести простой пример: парень похитил девушку в одном из населенных пунктов на глазах у публики. Налицо все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ. Впоследствии он освобождает ее. С учетом примечания к статье 126 УК РФ, лицо, совершившее противоправное деяние, если в его действиях нет иного состава преступления, не будет привлечено к уголовной ответственности. Однако у потерпевшей, в данном случае ставшей опозоренной, остается лишь пара вариантов действий: либо выйти замуж, либо отказать и ждать такого человека, который не будет обращать внимание на данный случай как исключительный и позорный для девушки. В любом случае встает проблема понимания сущности данного коммуникативного обычая и учета его последствий в современных условиях: мы видим, что сохраняется лишь форма обычая и метается его содержание, что влечет совершенно иные последствия для участников. В данном случае мы можем наблюдать, как ломаются судьбы людей и остаются безнаказанными подобные поступки.
Следует заметить, что подобные явления могут породить совершение еще одного противоправного деяния - так называемой кровной мести, так как честь на Кавказе всегда была и остается превыше всего, а за оскорбление девушки должны отвечать мужчины данной семьи. И порой подобные кровопролитные действия продолжаются до того момента, пока мужчины не перебьют друг друга или не наступят примирительные процедуры.
Многие отечественные ученые (Бауськов Д., Комиссаров В., Михаль О., Блажнов А. и др.) положительно оценивают норму о добровольном отказе от совершения преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ как меру, стимулирующую позитивное поведение правонарушителей, исключающую причинение более тяжких последствий. С их мнением стоит согласиться, но возникает правомерный вопрос: какое количество времени похититель может
удерживать жертву, прежде чем отказаться от дальнейшего совершения преступления? На наш взгляд, для решения этого вопроса необходимой мерой представляется ограничение по закону времени, в течение которого возможен добровольный отказ, тремя часами, если ориентироваться на предусмотренную федеральным законом продолжительность срока административного задержания.
Те меры, которые в настоящее время применяются для устранения негативного явления похищения невест, на наш взгляд, недостаточны. Как одну из положительных мер, принятых властями Чеченской республики, можно отметить такую меру: кража девушки с целью вступления в брак отныне объявлена вне закона. Теперь нарушителей будет ждать сначала штраф в 1 миллион рублей, который он обязан будет выплатить родителям украденной девушки, а затем может наступить и уголовная ответственность. Ответственность также понесет и религиозный деятель, под давлением которого отец украденной девушки даст свое согласие на замужество с похитителем: он лишится своей должности и духовного звания.
Подобные решения, запрещающие кражу девушек, также активно вводятся и в республике Ингушетия этот момент неоднократно отмечался главой республики Юнус-беком Евкуровым [9].
Несмотря на все это, кражи девушек как были, так и продолжают совершаться в отдельных регионах Российской Федерации [10]. Сюжет из старого кинофильма «Кавказская пленница» остается и в XXI веке актуальным.
Следовательно, можно сделать такие выводы:
Во-первых, учитывая распространенность этого явления в отдельных регионах РФ и специфику менталитета отдельных этнических групп, на наш взгляд, следует обратиться к отечественному опыту и ввести статью 126.1 «Похищение женщины с целью вступления с ней в брак», имея в виду, что возбуждение уголовного дела возможно только на основании заявления потерпевшей стороны.
Во-вторых, ввести ограничение по закону того времени, в течение которого возможен
95
добровольный отказ, тремя часами, ориентируясь на предусмотренную федеральным законом продолжительность срока административного задержания [8, с. 71]
В-третьих, следует учесть опыт Чеченской республики и закрепить на законодательной основе схожие положения в регионах, где прослеживаются в той или иной степени проблемы, связанные с реализацией местных обычаев.
В-четвертых, сегодня существует неправильное понимание сути обычаев: зачастую их относят к нормам сугубо религиозным. Это обстоятельство ставит человека порой в безвыходную ситуацию в тех регионах, где действуют законы шариата. Однако статья 14 Конституции РФ отмечает, что религиозные объединения отделены от государства, и государство не вправе вмешиваться в подобные отношения [1]. С другой стороны, данные обычаи имеют отношения к первобытным формам родоплеменных культов, но не к исламу, и об этом говорится в священных текстах мусульман. Только учитывая этот момент, можно создать комиссию, которая будет
решать вопросы, связанные с пережитками местных обычаев.
На наш взгляд, предложенные меры при их реализации должны сделать коммуникативные обычаи приемлемыми как с социальной, так и с конфессиональной стороны.
При этом необходим ряд превентивных мер:
• создание примирительных комиссий, состоящих из старейшин различных этносов, населяющих отдельные регионы;
• просветительская работа в дошкольных и школьных учебных заведениях по прививанию культурных ценностей народов, населяющих данные регионы, с истолкованием сущности и исторической значимости существующих обрядов;
• религиозное воспитание молодежи на факультативной основе.
Именно указанные мероприятия позволят снизить и со временем искоренить коммуникативные обычаи, противоречащие правовым нормам. Если же оставить все как есть, похищения людей будут продолжаться, в том числе и под прикрытием давно отживших обычаев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Рид Групп ,2016. - С. 7.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. 126. - М.: Рид Групп, 2016. - С. 59.
3. Бауськов Д. Отграничение насильственного похищения человека от захвата заложника. // Уголовное право, 2003, № 2;
4. Гаджиев Т.Б. Международное уголовное право и международная юстиция. // Консультант плюс, 2009, N3. С. 2.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. - Т. 2. - М.: Дрофа, 2011. С. 658.
6. Комиссаров B.C. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против общественной безопасности по новому Уголовному кодексу Российской Федерации. -М.: 1997, С. 78
7. Михаль О., Блажнов А. О некоторых вопросах применения ст. 127 УК РФ. // Уголовное право, 2005, № 2. С. 50.
8 Ростокинский A.B. Посягательства на личную свободу: проблемы уголовно-правовой ответственности с позиции правового прагматизма. - Москва. 2008. С. 71.
9. BecTH.RU от 28.06.2013 / http://www.vesti.ru/doc.html?id=1099240
10. MKRUот 14.05.2015/http://www.mk.m/social/2015/05/14/pokhishheniya-devushek-v-chechne-byli-i-posle-zapreta-kadyrova.html