УДК 12.00.08
Социальная обусловленность и критерии выделения преступлений экстремистской направленности в качестве самостоятельного объекта охраны Social conditioning and selection criteria of extremist crimes as an independent subject matter
Безроков Аслан Олегович Управление Министарства юстиции РФ по КБР, помощник начальника по
профилактике коррупционных и иных нарушений.
Кубанский государственный аграрный университет- юридический
факультет
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу необходимости законодательного структурирования системы Особенной части УК РФ, а именно систематизации преступлений экстремистской
направленности, целью которого является повышение эффективности борьбы с преступлениями против основ конституционного строя Российской Федерации в условиях усиления внутренних и внешних угроз. Так, наряду с существующим множеством различных критериев для систематизации данного вида преступлений, автором в качестве основного критерия систематизации уголовного закона предложено выделение самостоятельного вида общественных отношений как объекта уголовно-правовой охраны. В результате изучения данной проблемы автором подведены определенные итоги, одним из которых является необходимость совершенствования системы Особенной части УК РФ, акцентирования внимания на важности выделяемых общественных отношений в современном обществе, их значимости, что повысит
эффективность уголовного законодательства в целом.
The lemma: This article is devoted to the need for legislative structuring of the Special Part of the Criminal Code, namely the systematization of extremist crimes, whose goal is to increase the effectiveness of the fight against crimes against the constitutional order of the Russian Federation in the face of increasing internal and external threats. So, along with there are many different criteria to organize this type of crime, the author as the main criterion to systematize the criminal law proposed allocation independent kind of public relations as an object of criminal law protection. As a result of studying this problem, the author summed up the results, one of which is the need to improve the Special Part of the Criminal Code, highlighting the importance of allocation of public relations in today's society, their significance, which will increase the effectiveness of criminal law as a whole.
Ключевые слова: систематизация, преступления экстремистской направленности, плюрализм, мотив преступления, криминализация, преступление, религиозная вражда.
Keywords : systematize, extremist crimes, pluralism, the motive of the crime, criminalization, felony, religious hatred.
Появление в Особенной части УК РФ новых глав связано со стремлением законодателя поставить в условия особой охраны определенные интересы того или иного участника общественных отношений или усилить их охрану. Такая деятельность, направленная на определение видовых (групповых) объектов уголовно-правовой охраны, по своей сути является систематизацией уголовного законодательства.
Согласно толковому словарю русского языка система - это: определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, действий; форма организации; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Согласно иностранному значению слова “система” от греческого “systema” - это соединение, составленная из частей совокупность элементов, определенным образом сведенных между собой и образующих некоторую
целостность, единство.
Зарубежные и отечественные теоретики современности вкладывают и другие признаки в понятие “система”: упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; размещение, множество или собрание вещей, связанных или соотносящихся между собой таким образом, что вместе они образуют некоторое единство, целостность; непустое множество элементов, содержащих, по крайней мере, два элемента, причем элементы этого множества находятся между собой в определенных отношениях, связях и др.
Маршакова Н.Н. выделяет следующие признаки системы: представляет целостный тотальный комплекс взаимосвязанных элементов; “система” образует особое единство со средой; “система” представляет собой элемент системы более высокого порядка, элементы любой системы выступают как системы более низкого порядка, система включает определенное множество элементов; “система” - интегрированная совокупность, соединенная функциональными отношениями.
По мнению В.П. Коняхина, основными признаками системности являются: неаддативность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов); зависимость каждого элемента системы от его места, функций внутри целого; структурированность и, соответственно, обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры (система может быть описана только через ее структуру); взаимозависимость системы и среды, в которой система играет ведущую роль; иерархичность, предполагающая, что каждая система является подсистемой, состоит из подсистем.
Рарог А.И., посвятившие свое внимание вопросу системности уголовного законодательства справедливо утверждает: “важнейшим условием совершенства любой отрасли законодательства является принцип его системности, предполагающий внутреннюю согласованность всех его положений, норм и институтов, отсутствие коллизий и несоответствий между
ними.
Профессор Иногамова-Хегай ЛЗ. указывает, что одним из признаков “качественного” уголовного закона является стройное изложение правовых норм, отсутствие противоречий и рассогласований между ними.
По Ю.М. Ткачевскому, законодательное структурирование системы Особенной части УК РФ «имеет не только прикладной, юридико- технический поисковый смысл, подобный алфавитно-предметному указателю статей Уголовного кодекса, но и показывает иерархию охраняемых им социальных ценностей (благ, объектов), осуществляет взаимосвязь разделов, глав, статей внутри системы и вне ее с другими системами законодательства».
Еще в XIX веке известный классик уголовного права Фойницкий И.Я. отмечая значение систематизации преступлений, указывал следующее: «Имея своим предметом отдельные преступные деяния, различные как по важности их для общежития, так и по внутренней их природе, Особенная часть обнимает огромное их число. Правильное распределение их необходимо как для законодателя, в видах облегчения судебной практики возможно более верного применения уголовного закона, так и для науки уголовного права, в видах уразумения истинного существа преступных деяний».
Нужно отметить, что систематизация уголовного законодательства является достаточно динамичным процессом, зависящим от конкретных исторических условий жизни общества. На том или ином временном отрезке появляются более важные общественные отношения, нежели ранее, требующие комплексной, системной защиты в рамках закона. Поэтому рассмотрение системы уголовного законодательства необходимо проводить через исследования общественных процессов, происходящих извне, так как они оказывают значительное влияние на внутреннюю упорядоченность ее существования. Чем динамичнее, мобильнее процессы, происходящие в обществе, тем многообразнее и сложнее развивается уголовно-правовая система. В этой связи исследование системы уголовного закона становится важным не только в научных, но и в практических целях.
Но развивающиеся и изменяющиеся общественные процессы далеко не всегда адекватно отражаются в уголовном законе. Появляются новые или усиливаются ранее известные угрозы обществу, что требует адекватного усовершенствования законодательства. Общественные процессы развиваются порою быстрее, нежели чем их адекватное отражение, борьба с ними в рамках Уголовного кодекса.
Поэтому современный уголовный закон трудно назвать совершенным, систематизированным нормативным актом. На сегодняшний день продолжают оставаться актуальными слова академика В.Н. Кудрявцева о том, что “анализ норм Особенной части приводит выводу, что вся их совокупность не может рассматриваться как завершенная логическая система, построенная по одним и тем же правилам. Так как уголовное законодательство создавалось на протяжении длительного исторического времени и неоднократно изменялось, система норм Особенной части представляет собой довольно пеструю картину. Есть нормы, увязанные между собой в четкую систему. Разграничение (а значит и классифицирование) между ними можно провести с достаточной четкостью. Различия между другими нормами не являются столь очевидными. Некоторые же нормы относятся к так называемым пресекающимся классам, их признаки совпадают между собой так, что разграничение подчас становится невозможным”.
Поэтому на всем протяжении существования и развития конституционализма в России и особенно на данном историческом этапе, такими отношениями, требующими повышенного внимания со стороны уголовного законодательства, являются отношения в сфере обеспечения безопасности основ конституционного строя РФ. Учащающиеся в последнее время преступления экстремисткой направленности, посягающие на названные конституционные отношения, усиление их общественной опасности в условиях современных внутренних и внешних угроз требуют системного подхода к ним, повышенного внимания, осуществления борьбы с ними системными методами.
В условиях глобализации, усиливающимся зарубежным влиянием на
возрастание межнациональных, межрасовых, межрелигиозных, политических конфликтов, угрозы в отношении основ конституционного строя РФ будут не уменьшаться, а только возрастать. Поэтому необходимо усиливать внимание и в направлении борьбы с такими преступлениями, необходимо акцентировать внимание на важность задачи борьбы с ними. Осуществить данную задачу можно также путем систематизации УК РФ - выделения самостоятельного объекта уголовноправовой охраны.
Одним из принципов построения системы является ее целенаправленность, целеопределенность.
Целенаправленность (целеустремленность) является непременным условием функционирования системы. Система не может быть признана эффективно действующей, если не будет четко определены отдаленные и ближайшие цели. Цель определяет то, ради чего создана система. Система без цели существовать не может. Целенаправленность - одна из важнейших характеристик системы. Все вышесказанное должно быть реализовано в рамках Особенной части УК РФ, в которой конкретизируются объекты уголовноправовой охраны.
Основная цель такой систематизации преступлений экстремистской направленности как самостоятельного объекта охраны - повышение эффективности борьбы с преступлениями против основ конституционного строя Российской Федерации в условиях усиления ему внутренних и внешних угроз.
Поэтому вопросы систематизации должны согласовываться с основными направлениями уголовной политики на современном этапе. Поэтому оценка систематизации уголовного закона “должна проводиться, прежде всего, с учетом стратегических и тактических целей уголовной политики, исследования вопросов совершенствования уголовного законодательства, его влияния на правоприменительную практику и установление основных тенденций форм деятельности по противодействию преступности”.
Таким образом, выделение самостоятельного вида общественных отношений в качестве объекта уголовно-правовой охраны является систематизацией уголовного закона.
Существующие и возникающие в объективной действительности общественные отношения, можно группировать по различным сферам (например, отношения по охране личности, экологии и др.). Данные сферы, группы общественных отношений позволяют установить объект уголовноправовой охраны. Решая вопрос о выделении видового объекта охраны в сфере защиты от преступлений экстремистской направленности, необходимо определить общие критерии выделения тех или иных общественных отношений в качества самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Такими критериями называют: место и социальную ценность тех или иных
общественных отношений, распространенность и последствия их нарушений, а также экономические, политические и социально-психологические последствия выделения объекта охраны. Ученые также объединяют преступления в отдельные группы и по характеру антисоциальных мотивов их совершения. По этим критериям в рамках Особенной части УК выделены так называемые должностные преступления, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина др. По этим же принципам необходимо выделить, объединить и преступления экстремистской направленности. Критерии выделения самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны были выявлены еще советскими учеными-правоведами. Так, Г.А. Злобин и Б.С. Никифоров отмечали, что уголовно-правовая норма отражает или должна отражать реальности общественных отношений. Критериями существенности причиняемого преступлениями вреда, а, следовательно, критериями объединения данных преступлений по признаку общественной опасности, могут быть важность самих общественных отношений; глубина причиняемого или грозящего им ущерба; сравнительно большая распространенность деяний, хотя и не причиняющих серьезного вреда каждое в отдельности, но в совокупности способных нанести его; возможность большой результативности
определенного рода поведения; свойства, характеризующие лиц, учиняющих нетерпимые в обществе поступки, и потерпевших; своеобразие времени, способа совершения поступка; общественно-политическая обстановка и т.п. Одни критерии имеют большее, другие - меньшее значение, однако при формировании общественной опасности определенного типа поступков людей все они важны и должны оцениваться в совокупности. Таким образом, выбирая объекты уголовно-правовой охраны и устанавливая уголовноправовые запреты, законодатель должен учитывать, прежде всего, социальную необходимость, обусловленность правового предписания, важность тех или иных общественных отношений, их роль и значение на данном этапе развития общества.
Объектом уголовно-правовой защиты должно становится то, что является значимым для общества. В условиях существования многонационального, демократического государства, где в Российской Федерации все лица имеют равные права независимо от национальности, расы, отношения к религии и т.п., одним из критериев выделения объекта охраны должно быть обеспечение безопасности в данной сфере, обеспечение охраны данного конституционного принципа, закрепленного в статьях 18, 19, 21, 28 Конституции РФ.
В условиях провозглашения и защиты основ демократического общества, таким объектом становятся отношения в сфере охраны конституционного строя Российской Федерации.
Внутри многонационального государства, где защищается плюрализм мнений, свобода вероисповеданий, мирное сосуществование разных национальностей и нарушение данных принципов чревато большими последствиями, данные вопросы стоят весьма остро и совершение преступлений по данным мотивам становятся весьма общественно опасными, посягающими на интересы российского общества и государства в целом.
Именно поэтому необходимо систематизировать нормы Особенной части УК РФ по главам на основании однородности интересов субъектов
отношений и в частности - на основании однородности интересов потерпевших, на которые указывают мотивы совершения преступлений против указанных лиц. Мотивы преступлений экстремистской направленности как раз и объединяет единство интересов потерпевших как представителей расовой, религиозной, политической, идеологической или иной социальной общности.
Примечание 2 к ст. 282 УК РФ предусматривает понятие преступлений экстремистской направленности, тем самым формулирует родовое понятие, которое объединяет в себе ряд преступлений, схожих по ряду признаков. Однако, в УК РФ данные преступления разбросаны по всему его содержанию особенной части, что вряд ли является оправданным.
Если основной состав преступлений экстремистской направленности, состав приготовления к данным преступлениям - ст. 282 УК РФ “Организация экстремистского сообщества” расположен в главе 29 УК РФ “преступления против основ конституционного строя и безопасности государства” раздела X УК РФ “Преступления против государственной власти”, то возникает вопрос, что все иные составы преступлений экстремисткой направленности должны быть сгруппированы в рамках этой же главы.
Таким образом, предлагаемое нами такое законодательное решение о систематизации преступлений экстремисткой направленности в рамках самостоятельного раздела УК РФ не понизит “статус”, общественную опасность данного преступления и других преступлений экстремисткой направленности. Наоборот, включение нормы в главу 29 УК РФ будет свидетельствовать о важности охраняемых общественных отношений, о приоритете общественных интересов над личными. Повышенная общественная опасность данного преступления будет также обозначена увеличением размера санкции за данное преступление (как, например, в ст. ст. 295, 317 УК РФ санкция значительнее, чем в норме, предусмотренной п. б) ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Кроме того, перенос ряда преступлений экстремистской направленности в главу о преступлениях против конституционного строя и
безопасности государства (либо в самостоятельную главу), то есть изменение потерпевшего от данных преступлений с конкретной личности на общество и государство в целом, исключит возможность применения ст. 76 УК РФ о примирении с потерпевшим, что также будет свидетельствовать об ужесточении ответственности за данные преступления.
Рассуждая о необходимости выделения в УК РФ единой группы преступлений - преступлений экстремисткой направленности, возникает вопрос о месте данной группы в системе Особенной части УК РФ.
Таким образом, необходимо четко определить место преступлений экстремистской направленности в структуре Особенной части УК РФ, “представляющей собой порядок объединения юридических предписаний, содержащих признаки конкретных составов преступлений в группы (разделы и главы) по признакам общности их родового объекта и последовательное расположение этих групп, а также конкретных составов внутри них относительно друг друга в зависимости от социальной значимости объекта посягательства и занимаемого им места в иерархии локальных ценностей”1.
Таким критерием должен быть основной непосредственный объект посягательства, объединяющий преступления в единую группу.
Основным единым критерием для осуществления правильной систематизации является непосредственный объект преступления, который, как мы указывали выше, может предопределяться предметом (потерпевшим), а также мотивами и целями преступной деятельности. Именно непосредственный объект лежит в основе видового объекта, а последний предопределяет родовой объект охраны.
Таким образом, в рамках единого видового объекта должны быть объединены составы, посягающие на один и тот же непосредственный объект.
По справедливому замечанию В.И. Плоховой процесс объединения статей УК в группы происходит на основе их подобия некоторому обобщенному типу правоотношений (модели), берущих под свою защиту примерно одинаковые
1 Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб., 2002. С. 10.
общественные отношения. Более или менее схожие по предмету, субъекту интереса (потерпевшему) составы преступлений объединяются или помещаются законодателем в главы (а иногда сразу в разделы), которым присваивается наименование, приблизительно отражающее их содержимое. Такое объединение не всегда точное, четкое, а часто и условное2.
Исследовав историю законодательства о борьбе с преступлениями экстремистской направленности, можно прийти к следующим выводам:
С появлением в УК РСФСР 1922 г. норм об ответственности за возбуждение национальной и религиозной вражды и розни и в последующих уголовных законах советского периода прослеживается ужесточение санкций за известные преступления (вплоть до применения высшей меры социальной защиты - расстрела с конфискацией имущества), что свидетельствует о признании высокого уровня общественной опасности данного рода преступлений, об актуальности борьбы с ними. С появлением анализируемых норм, важным криминообразующим признаком, отличающим их от смежных составов, считалось наличие прямого умысла, намерения сформировать (возбудить) у кого-либо чувство национальной или религиозной вражды или розни.
Очевидно, что такая мотивация должна быть положена и в основу преступлений экстремисткой направленности и на современном этапе.
На советское уголовное законодательство позднего советского периода, в части противодействия национализму, расизму и т.п., оказали влияние международные акты и документы о равенстве людей независимо от их вероисповедания, об их праве на свободу совести, а также положения о запрещении возбуждения религиозной вражды. Данные документы процессе криминализации-декриминализации будут учтены объективные знания, определяющие обоснованность уголовно-правового запрета. Проблема определения обстоятельств, дающих основание для его запрета, представляет определенную трудность, поскольку отсутствует даже их определенное
2 Плохова В.И. Указ. соч. - С. 116.
терминологическое обозначение . Глубоко продуманная, научно обоснованная криминализация-декриминализация совершающихся в обществе деяний никогда и нигде не была осуществлена. При этом понятно, что научно обоснованная криминализация-декриминализация возможна только на определенный отрезок времени: если изменятся условия, то все придется пересматривать заново.
Поэтому работа в этом направлении должна продолжаться систематизация Особенной части УК РФ должна отражать потребности и приоритеты современного общества. Одним из таких приоритетов в условиях построения цивилизованного, демократического толерантного общества, является уголовно-правовая охрана основ конституционного строя России. Общественные отношения в сфере основ конституционного строя должны стать самостоятельным объектом охраны.
В уголовно-правовой литературе указывается, что позитивными сторонами такой криминализации, то есть систематизации преступлений и выделения: самостоятельного объекта охраны являются:
1) акцентирование внимания на важности выделяемых общественных отношений в современном: обществе, их значимости;
2) совершенствование системы Особенной части УК. РФ УК РФ, что повысит эффективность уголовного законодательства;
3) информирование населения об общественной опасности посягательств на выделяемые общественные отношения, что будет иметь
значение для проведения профилактики данных преступлений;
3) создание юридической основы для ужесточения наказании в отношении лиц посягающих на данные общественные отношения;
4) формирование и совершенствование практики борьбы с данными преступными деяниями;
5) отражение в Уголовном законе особенностей развития общества в
3
Загородников Н.И. Советская уголовно-правовая политика и деятельность органов внутренних дел. - М., 1979.-С. 65.
России, соответствие международному уровню;
6) соответствие мировым стандартам борьбы с преступлениями
экстремистской направленности.
Литература:
1) Плохова В.И. Указ. соч. - С. 116.
2) Загородников Н.И. Советская уголовно-правовая политика и деятельность органов внутренних дел.-М., 1979.-С. 65.
3) Фризен П.Д. Проблемы криминализации-декриминализации в уголовном законодательстве России // Изменения УК РФ 1996 г.: состояние, тенденции и проблемы применения. Барнаул, 2005. -С. 121.