Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ЗАПРОС НА АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ'

СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ЗАПРОС НА АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / НЕРАВЕНСТВО / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / МОЛОДЕЖЬ / ТРУД ЗАНЯТОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горшков Михаил Константинович

В статье освещаются вопросы методологии и теории, которые в условиях современности выходят на первый план, позволяют разрабатывать стратегии и модели объяснения социальных явлений и процессов. При этом выделяются ключевые проблемы и направления исследований, широко обсуждаемые в социологическом сообществе и связанные с анализом новой реальности и степени социальной определенности нынешнего и будущего российского общества. Отмечается особая важность взаимодействия социологической науки с другими дисциплинами в исследовании социокультурных и духовно-нравственных изменений, трансформации массового сознания и поведенческих практик, здоровья населения, новых и старых форм девиаций. Делается акцент на необходимость использования ресурса социологии в углубленном изучении качества жизни людей и возможностей его улучшения, демографических тенденций, конфигурации рынков труда, избыточных неравенств, государственно-гражданской и этнической идентичности, обеспечения национальных интересов и безопасности России. Результаты этих и связанных с ними направлений исследований дают возможность пополнять теоретико-методологическую базу социальной науки, выявлять векторы происходящих изменений, их возможные преднамеренные и непреднамеренные последствия и обеспечивать «на выходе» научной продукции активное взаимодействие теоретического и эмпирического, рождение новых специальных концепций и теорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SCIENCE AND SOCIAL PRACTICE: A REQUEST FOR ACTIVE ENGAGEMENT

The article highlights the issues of methodology and theory, which in modern conditions come to the fore, allow developing strategies and models for explaining social phenomena and processes. At the same time key problems and research areas are highlighted that are widely discussed in the sociological community and are related to analysis of a new reality and degree of the current and future Russian society’ social certainty. Special importance of the interaction of sociological science with other disciplines in the study of sociocultural and spiritual and moral changes, the transformation of mass consciousness and behavioral practices, public health, new and old forms of deviations is noted. Emphasis is placed on the need to use the resource of sociology in an in-depth study of the quality of life and the possibilities for improving it, of demographic trends, the configuration of labor markets, excessive inequalities, state-civil and ethnic identity, ensuring the national interests and security of Russia. The results of these and related research areas make it possible to replenish the theoretical and methodological base of social science, identify the vectors of ongoing changes, their possible intended and unintended consequences, and ensure active interaction between the theoretical and empirical «at the output» of scientific products, the birth of new special concepts and theories.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ЗАПРОС НА АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

Р01: 10.19181/е2Ь^.2022.1 ЕРЫ FQWXDL

СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ЗАПРОС НА АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ1

Горшков Михаил Константинович

Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Москва, Россия

Аннотация. В статье освещаются вопросы методологии и теории, которые в условиях современности выходят на первый план, позволяют разрабатывать стратегии и модели объяснения социальных явлений и процессов. При этом выделяются ключевые проблемы и направления исследований, широко обсуждаемые в социологическом сообществе и связанные с анализом новой реальности и степени социальной определенности нынешнего и будущего российского общества. Отмечается особая важность взаимодействия социологической науки с другими дисциплинами в исследовании социокультурных и духовно-нравственных изменений, трансформации массового сознания и поведенческих практик, здоровья населения, новых и старых форм девиаций. Делается акцент на необходимость использования ресурса социологии в углубленном изучении качества жизни людей и возможностей его улучшения, демографических тенденций, конфигурации рынков труда, избыточных неравенств, государственно-гражданской и этнической идентичности, обеспечения национальных интересов и безопасности России. Результаты этих и связанных с ними направлений исследований дают возможность пополнять

1 В основе статьи — доклад, представленный автором на пленарном заседании I Всероссийского форума молодых исследователей социальных наук (июнь 2022 г., г. Вологда).

теоретико-методологическую базу социальной науки, выявлять векторы происходящих изменений, их возможные преднамеренные и непреднамеренные последствия и обеспечивать «на выходе» научной продукции активное взаимодействие теоретического и эмпирического, рождение новых специальных концепций и теорий.

Ключевые слова: социологическая наука. социальная практика, неравенство, развитие регионов, молодежь, труд занятость, социальная мобильность

В условиях глобальных и локальных перемен, охвативших

национальные государства и мировое сообщество в целом, социальная наука находится в подвижном состоянии. Все чаще на первый план выходят вопросы методологии и теории, позволяющие разрабатывать стратегии и модели объяснения новых социальных явлений и процессов. В российском контексте теоретико-методологическая база социальных исследований приобретает особое значение. И это видно хотя бы по тому, как широко в социологическом и экономическом сообществах обсуждаются проблемы новой реальности и степени социальной определенности нынешнего и будущего российского общества. Многие тенденции свидетельствуют: в России изменяются сами основания социальной жизни — структурные, институциональные, культурные. На этом фоне одна из тенденций, с отчетливостью просматривающаяся в современной общественной науке, заключается в постепенном сближении ее различных отраслей. Мультидисциплинарные исследования приносят плодотворные результаты, позволяя объединить достижения разных наук на микро- и макроуровнях. Этому, в частности, способствует развертывание институциональных и цивили-зационных исследований, в которых используются наработки социологии и экономики, философии и политологии, культурологии и психологии. Все чаще к развитию социального знания подключаются и ресурсы естественных наук.

Если обратиться к социологии — науке о социальном, то ее взаимодействие с другими дисциплинами осуществляется по таким направлениям исследований как изучение

социокультурных и духовно-нравственных изменений, анализ трансформации массового сознания и практик массового поведения, объяснение новых и старых форм девиаций, исследование здоровья населения. Большое значение в теоретическом и практическом плане приобретает углубленное изучение с использованием ресурса социологической науки ключевых демографических тенденций, исследование проблем качества жизни людей и возможностей его улучшения. Речь идет не только о воспроизводстве, «сбережении» населения как наиболее важной проблеме российской жизни, но и о практических вопросах, связанных с конфигурацией рынков труда, освоением природных богатств России, обеспечением безопасности страны в регионах, подверженных процессам депопуляции.

И здесь перед исследователями встает весьма важный вопрос — вопрос выбора: принимая во внимание широкий спектр актуальных социальных и сопряженных с ними проблем, какие из них сделать объектом своих научных изысканий на текущий период и перспективу. Периодически проводимый анализ тем, за которые берутся ученые-обществоведы, демонстрирует, что, совершая выбор, они руководствуются разными критериями. В одном случае данный выбор определяется новыми тематическими направлениями, отвечающими тому запросу, который формируется в научной среде. В другом — проявляется ориентация на те рекомендации и даже требования, которые исходят от самого общества, его текущих состояний и нарождающихся в нем противоречий. В третьем — срабатывает установка на подготовку научной работы в рамках достаточно изученной тематики, когда объем самостоятельной мысли сводится к минимуму. Случается и так, что свой выбор исследователь связывает с сугубо теоретической проблематикой, что само по себе не может считаться недостатком. Однако многие из теоретических работ оказываются либо «перепевами» ранее созданных научных трудов, когда рождается сто первый трактат на заданную тему, либо представляют собой ряды обобщений, имеющих мало общего с действительной российской реальностью.

А между тем приоритетными в социальных науках и тем более в социологии должны стать именно реальные процессы,

включающие в себя масштабные и глубокие изменения, происходящие в России и мире в целом. Вот почему, несмотря на всю сложность изучения проблем современного периода в контекстах его связи с прошлым и возможными сценариями будущего, заслуживают поддержки те, кто делает объектом своих исследований интересы и потребности современного российского социума, его переходные состояния с характерными для них материальными и нематериальными, а именно — духовно-психологическими и волевыми, ресурсами, позволяющими ему достойно реагировать на новые угрозы и вызовы. Результаты таких исследований дают возможность пополнять теоретико-аналитическую базу социальной науки, выявлять векторы происходящих изменений, их возможные преднамеренные и непреднамеренные последствия, представлять в форме прогнозных сценариев перспективы развития общества. Как показывают исследования последнего времени, на таких направлениях социальной науки происходит активное взаимодействие теоретического и эмпирического, рождение специальных концепций и теорий.

Остановимся на наиболее важных направлениях социальных исследований, нуждающихся в свежих, незашоренных взглядах, современных методах анализа, в научно выверенной интерпретации получаемых результатов.

Начнем с того, что процессы, протекающие в динамично меняющемся обществе, во многом определяются состоянием межгрупповых отношений. И здесь следует особо подчеркнуть, что важнейшим фактором, опосредующим состояние социума, является уровень неравенства, выраженный в различиях между классами и социальными слоями. Реализация политики, направленной на модернизацию социальной структуры, невозможна без научно обоснованной информации о том, какие социальные механизмы рождают тенденцию к углублению неравенства, и какие средства, включая средства политического и экономического характера, могут быть использованы для того, чтобы этому противодействовать.

В российском обществе неравенства принимают разные формы, включая неравенства региональные, поселенческое

неравенство, неравенство социальное, выраженное в качественных различиях уровня и образа жизни, неравенство в доходном распределении (рис. 1). Особенно болезненно неравенства переживаются в настоящее время вследствие фактического отсутствия социальных лифтов, возможностей для мобильности на уровне более высоком, чем простое выживание.

В условиях цифровизации проблема неравенств не только не смягчается, но, напротив, имеет тенденцию к обострению. Существенно меняются параметры занятости, а профессиональная подготовка включает в себя, помимо прочего, освоение цифровых компетенций, при этом чем более продвинутых, тем более востребованных. Как показали исследования, цифрови-зация имеет свойство сокращать на рынке труда долю профессий со средним уровнем квалификации, усиливая позиции тех, кто обладает обширными знаниями и навыками, и оставляя без изменений долю низкоквалифицированных работников. Однако исследователь должен учитывать, что социальные проблемы, возникающие в сфере занятости, обладают свойством

1985 1995 2001 2007 2011 2013 2014 2015 2017 2020 2021

Рис. 1. Динамика показателей децильного коэффициента неравенства доходов, 1985-2021 гг., раз1

1 Данные Росстата приводятся по: ФСГС РФ. Официальный сайт. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения. и^: officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2 Fstorage%2Fmediabank%2Fnb1-2-2.doc&wd0rigin=BR0WSELINK (дата обращения: 12.07.2022).

4

14,9 15,1

провоцировать цепную реакцию в связанных с нею областях — сфере образования, семьи, социальной сфере, на которую ложится дополнительная нагрузка. При этом существующие неравенства проецируются зачастую в области, казалось бы, никак с ними не связанные — обостряются межэтнические противоречия, растет преступность, повышается уровень внутрисемейного насилия, ухудшаются демографические показатели.

С учетом тех эффектов, которые проблема неравенства производит в реальном поведении, она должна стать предметом более активного и многоаспектного изучения1.

Вряд ли можно возразить против тезиса о том, что ключевая задача российского общества состоит в создании необходимых условий для развития регионов страны, гармонизации отношений между ними. России свойственны серьезные различия между регионами в уровне и профиле экономического, социального и культурного развития. Исследования, фиксирующие региональные неравенства, различия между регионами в качестве жизни, доступности социальных услуг, управленческих практиках и культурном наследии, имеют как фундаментальный, так и прикладной характер. В них в полной мере задействован теоретико-методологический аппарат современной социологии и экономики, позволяющий констатировать существующие различия и прогнозировать тренды, способствующие их сокращению или росту.

Вместе с тем вопросы развития регионов России невозможно вырвать из общего контекста социальных отношений, важная роль среди которых принадлежит отношениям между этническими общностями. Одной из задач социальных исследований является изучение факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений. И в этом случае речь идет об исследованиях двоякого назначения — фундаментальных, развивающих

1 Примером углубленного комплексного анализа сложившихся в постсоветском обществе неравенств может служить коллективная монография, подготовленная группой ученых под руководством д. со-циол. наук, профессора Н. Е. Тихоновой. Подробнее см.: Общество неравных возможностей: социальная структура современной России / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева, В. А. Аникин [и др.]; под ред. Н. Е. Тихоновой. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2022.

общие подходы к изучению отношений между этническими общностями, и прикладных, позволяющих осуществлять диагностику конкретной ситуации, выявлять причины, способные приводить к обострению межэтнических отношений или, напротив, снимать напряженность, создавая благоприятную среду, в которой живут разные народы.

В таком обществе как российское особое внимание традиционно уделяется проблемам становления и трансформации идентичностей. При этом в отечественной социологии акцент делается на условиях, в которых возможно гармоничное сосуществование в одном культурном поле общероссийской, региональной, этнической и локальных идентичностей. Идентичности рассматриваются комплексно — как продукт системы социальных отношений и одновременно как фактор, способный в обратном порядке влиять на их состояние. С учетом этого становится важным изучать углубленно не только состояние общероссийской идентичности в массовом сознании, но и ее критерии, содержательное наполнение, ее взаимосвязь с различными аспектами коллективной и исторической памяти.

Как показывают многолетние исследования Института социологии ФНИСЦ РАН (ИС ФНИСЦ РАН), общероссийская гражданская идентичность выдвинулась в число наиболее сильных и уверенных среди других значимых идентичностей только к началу третьего десятилетия постсоветских трансформаций. При этом основными интеграторами устойчивости гражданской составляющей российской идентичности как у русских, так и у представителей иных национальностей, являются общее государство и территория, государственный язык и историческое прошлое, общие символы (табл. 1).

Гражданская идентичность характерна для более чем 80% населения страны. При этом представление «мы - граждане России» воспринимается как русскими, так и людьми других национальностей, практически в равной степени.

Но вот вопрос: снимает ли качественно новое состояние российской идентичности проблему актуальности в современной России идентичности этнической? Как показывают те же массовые опросы, нет, не снимает: ведущими критериями

Таблица 1

Интеграторы гражданской идентичности россиян, %

Интеграторы Русские Другие национальности

Общее государство 66 69

Территория 54 48

Государственный язык 49 44

Историческое прошлое 49 30

Общие символы (флаг, герб) 36 38

Родственные, дружеские связи 34 25

Ответственность за судьбу страны 33 26

Обычаи, праздники 32 33

Черты характера 8 7

этнической самоидентификации являются язык, культура, родная земля (табл. 2).

Большинство населения по-прежнему сохраняет, причем в довольно выраженной степени, идентичность по национальности и месту жительства. Однако важно обратить внимание и на другое: при высоких показателях распространенности и гражданской, и этнической идентичности теряет остроту вопрос их противоположности, и подтверждается их совместимость, причем совместимость именно в контексте общероссийской идентичности. Так, подавляющее большинство тех, кто чувствует себя гражданами России, ощущает общность и с людьми своей национальности. При этом именно государственность, русский язык и общая территория являются основаниями устойчивой совмещенности идентичности этнической и гражданской.

Вопреки многим прогнозам, звучавшим в прошлом, в современном обществе сохраняют свою значимость религиозные институты. Как показала практика последних лет, религиозные, мировоззренческие установки обладают способностью создавать «воображаемые сообщества», демонстрирующие высокую степень сплоченности. Не только в России, но и в других

Таблица 2

Критерии этнической идентичности россиян, %

Критерии Русские Другие национальности

Язык 76 68

Культура 64 60

Родная земля, территория, природа 54 54

Историческое прошлое 51 39

Обычаи, обряды 46 52

Общая государственность 34 23

Религия 31 39

Черты характера 20 21

Внешний облик 15 18

странах религиозные группы становятся активными участниками политического процесса. Все это вкупе побуждает к тому, чтобы сделать религиозное сознание одним из важных аспектов изучения духовной сферы общества, обеспечить задел знаний о текущих процессах в данной области, сформировать представления о возможной эволюции массового религиозного сознания, в том числе оценить степень влияния, которое религия будет оказывать на российский социум в ближайшем будущем1. Важно подчеркнуть, что речь идет не только о мировоззрении, но и о рисках, заключенных в возможных негативных тенденциях его эволюции. В исследованиях, которые проводили и проводят социологи, с отчетливостью просматривается тренд на слияние этнического и религиозного сознаний, и та опасность, которая кроется в этнорелигиозной автаркии и связанных с ней сепаратизме и экстремизме.

Выделяя приоритетные задачи современной социальной науки, нельзя не отметить необходимость создания серьезного

1 Религия в современной России: события и дискурсы пандемии: монография / М. М. Мчедлова [и др.]; под ред. М. М. Мчедловой. — М.: РУДН, 2021.

задела знаний о системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Речь идет о принципиальных вопросах, связывающих теоретический и прикладной уровни изучения системы управления. Современное общество нуждается в знании о том, каковы явные и латентные функции, которые берет на себя государство, на какие историко-культурные модели оно опирается. Ведь от того, как функционирует система управления, зависит в значительной степени успех реализуемой государством политики развития. Задача изучить глубинные основы системы управления современной Россией особенно актуальна в настоящее время и на ближайшие годы, в течение которых будут определяться базовые векторы развития страны на будущие десятилетия.

Как известно, в российских социальных науках существует традиция изучения историко-культурных, цивилизационных аспектов жизни социума. В контексте фундаментальной социологии исследования цивилизаций сфокусированы на господствующих практиках, определяющих качество социальных отношений. На микроуровне цивилизационный процесс становится возможным по мере сокращения в обществе практик насилия и принуждения, благодаря нарастающему стремлению к общественному миру, терпимости и взаимопониманию. Данный процесс обладает свойством существенно изменять качество межличностных отношений, формировать в обществе экологическое сознание, направленное на создание благоприятной среды обитания, улучшение жизненных перспектив для поколений будущего. Исследования цивилизационного процесса позволяют не только видеть проблемы современности, но и определять пути движения в сторону так называемого «желательного состояния» общественной жизни. Здесь уместно отметить, что в условиях нагромождения противоречивых явлений и процессов, которые нередко сопровождают российскую повседневность, выбор пути развития не всегда является для наших сограждан очевидным. Но в судьбоносные — исторические, рубежные — периоды, когда значительно актуализируются базовые смысложизненные ценностные установки, он заявляет о себе с яркой выразительностью (рис. 2 и рис. 3).

На каждом витке развития большое значение приобретает изучение ключевых тенденций в области воспроизводства народонаселения России, выявление демографических трендов, определяющих показатели рождаемости, смертности, брачно-сти, заболеваемости. Каждая из упомянутых тенденций обретает устойчивость благодаря сочетанию факторов, относящихся к социальным основаниям российской жизни. Социо-демо-графические исследования, носящие междисциплинарный характер, делают возможной точную диагностику социальной

76

24

73

27

65

55

45

53

47

55

45

71

29

2014

2015

2016

201 i

2020

2021

Путь, по которому идет Россия:

-•---в перспективе даст положительные результаты

-ведет в тупик

2022

Рис. 2. Динамика оценок россиянами вектора развития страны, ИС ФНИСЦ РАН, 2014-2022 гг., %

74

25

75

25

68 32

65 35

77

2014 2015 2019 2021 2022

---•---Россия должна жить по тем же правилам,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что и современные западные страны

-•-Россия - особая цивилизация, в ней никогда не привьется

западный образ жизни

Рис. 3. Динамика установок россиян на западную или особую российскую цивилизационную модель, ИС ФНИСЦ РАН, 2014-2022 гг., %

ситуации, определение заключенных в ней ресурсов и ограничений. Данное знание не только расширяет понимание того состояния, в котором находится российское общество, но и позволяет создавать эффективные управленческие инструменты, способствующие его улучшению.

В наши дни социальные науки не могут не включаться в анализ одного из серьезных противоречий современного российского бытия. Оно заключается в расхождении между, с одной стороны, архаизацией различных сторон повседневности, а с другой — набирающим темп внедрением в повседневную жизнь новых технологий. В период реформ российский социум вступил с установками, которые активно распространялись государством и действующей системой образования. Речь шла об ориентации на науку, научные представления о мире, которые должны были подсказывать решения проблем социального и технологического характера. Эти установки сохраняются и в настоящее время: в обществе не уменьшается прослойка людей, имеющих высшее образование и ориентированных на формальное знание. Большинство россиян активно пользуется современными технологиями, включая интернет, мобильную связь, компьютерные программы. В то же время в массовом сознании наших сограждан статус науки и научных идей отличается явной тенденцией к понижению. Получают распространение псевдо- или квазинаучные представления, а многие решения принимаются с опорой на интуицию без учета научных достижений.

Опыт социологических исследований говорит о том, что в неоднозначных тенденциях, характерных для массового сознания россиян сегодня, находят отражение социальные противоречия, свойственные современному российскому обществу. С одной стороны, сохраняет устойчивость доля населения, получающего высшее образование, а с другой — структура отечественной экономики такова, что она не в состоянии обеспечить выпускников высших учебных заведений достойной работой по специальности. Так, по данным Росстата, в 2021 г. лишь четверть выпускников российских вузов пошла работать по специальности. Почти половина — отметила сложности

в трудоустройстве, связанные с недоучетом при выборе профессии ее востребованности на рынке труда1. По результатам опроса соискателей рабочих мест, проведенного в августе того же года службой исследований крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru = 2583), больше половины выпускников пробовали работать по основному профилю, но передумали из-за маленькой зарплаты (46%), неясных карьерных перспектив (31%) и непривлекательных условий труда (24%)2. А по данным сервиса Rabota.ru, опросившего более 5000 работающих россиян старше 18 лет из всех регионов страны, доля занятых не по специальности оказалась еще более внушительной — 43% опрошенных не работали по специальности никогда, а еще 23% имеют опыт работы в профильной сфере, однако в настоящее время в ней не задействованы3.

Имея в виду актуальность проблемы «диссидентства» от трудоустройства, равно как и значимость ее возможных (и не только экономических, но и серьезных общесоциальных) последствий, осенью 2021 г. ИС ФНИСЦ РАН реализовал по заказу Министерства науки и высшего образования РФ масштабный исследовательский проект по теме «Исследование характера и возможностей оптимизации трудоустройства и деятельности вузовских служб содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций — вузов Российской Федерации», охвативший 40 субъектов РФ во всех федеральных округах страны, в рамках которого были опрошены молодые специалисты со стажем работы после окончания вуза 1-5 лет ^ = 4000). В числе прочих последним задавался вопрос

1 Данные Росстата приводятся по: Информационное агентство ТАСС. Официальный сайт. Только 24% выпускников вузов в 2021 году пошли работать по специальности. URL: https://tass.ru/obschestvo/146699397y sclid=l63bokkk97674605355 (дата обращения: 27.07.2022).

2 Группа компаний HeadHunter. Официальный сайт. Работа по специальности: миф или реальность? URL: https://hhcdn.ru/file/17145072. pdf (дата обращения: 27.07.2022).

3 Сервис Работа.ру. Официальный сайт. 68% россиян работают не по специальности. URL: https://press.rabota.ru/66-rossiyan-rabotayut-ne-po-spetsialnosti?ysclid=l63ggdykag261629848 (дата обращения: 27.07.2022).

о причинах занятости «не по диплому» и смены специальности. Полученные в ходе опроса данные позволяют выстроить следующий рейтинг таковых: сложности нахождения работы по полученной в вузе специальности (46% молодых специалистов, не работающих по профилю полученного образования); желание сменить полученную специальность (26%); низкие доходы, неудовлетворенность оплатой труда (20%); иные причины (нахождение хорошей работы не по специальности, профессиональное «выгорание», неудовлетворительные условия труда, создание собственного бизнеса, переквалификация / переобучение и пр. - 8%).

В контексте дня сегодняшнего слышны и более оптимистичные оценки. Так, выступая на сессии «Профессиональное образование XXI века» в рамках Гайдаровского форума 2022, замминистра науки и высшего образования РФ Д. В. Афанасьев сообщил, что, по последним данным, идут работать по специальности не менее 65% выпускников вузов - значительно больше, чем ранее1. Звучат и иные экспертные мнения, согласно которым в наши дни «работа по специальности» устарела, а прежние представления о том, что человек должен всю жизнь трудиться «по диплому», больше не работают: более того - чем сильнее и развитее экономика, тем выше доля занятых в ней «не по специальности»2. И по мере взросления работники могут проявлять себя в разных ипостасях и менять профессию согласно приметам времени - искать возможности больше зарабатывать и эффективнее реализовываться в своей профессиональной жизни. И Россия не является в этом смысле исключением. Вместе с тем очевидно и другое: учитывая специфические особенности современного российского рынка

1 Гайдаровский форум 2022. Официальный сайт. Профессиональное образование XXI века: приоритеты и вызовы. URL: https://gaidarforum. ru/ru/programme-2022/2513/ (дата обращения: 29.07.2022).

2 ЗАО «Редакция газеты "Московский Комсомолец"» Электронное периодическое издание «MK.ru». Официальный сайт. Лемуткина М. Эксперт: «Работа по специальности сегодня устарела». URL: https://www. mk.ru/social/2019/07/05/ekspert-rabota-po-specialnosti-segodnya-ustarela. html?ysclid=l666bu6xe497592542 (дата обращения: 29.07.2022).

труда, его прошлого, настоящего и возможного будущего, сложности и перспективы взаимодействия отечественных рынков образовательных услуг и труда, значение сферы занятости как фактора, опосредующего уровень благосостояния, а в целом — жизни населения и многое другое, к подобному оптимизму следует относиться если не с осторожной мнительностью, то с четким пониманием того, что к проблемам рынка труда во всем многообразии таковых, их диагностике, анализу, поиску путей и инструментов решения, оптимизации пространства связей, существующих между рынком труда и иными социальными институтами следует подходить с научных позиций. И немалую роль здесь не только призвана, но и способна сыграть современная социологическая — а в более общем смысле социальная — наука.

Особое место в пространстве социальных исследований занимает молодежная проблематика. Так было практически всегда — и в советский период отечественной истории, и в годы постсоветских трансформаций. В условиях социальных изменений обращение ко всестороннему изучению проблем молодежи имеет особое значение и отличается сложностью1. Во-первых, на новых поколениях сказываются противоречивость и повышенный динамизм происходящих сдвигов и превращений, их многоплановое влияние на неокрепшее, податливое сознание молодежной среды. Во-вторых, молодежь, свободная от бремени предшествующего опыта общества, с неизбежностью втягивается в противостояние традиций и инноваций с вынужденным ценностным выбором. В-третьих, в отличие от прежних времен, сегодня на неустойчивые смысложизненные установки молодых людей существенно воздействуют положение дел в мировом сообществе, беспрецедентное давление на Россию, ее историю, образ жизни и выбор пути развития коалиции антироссийски настроенных стран. Тем самым при

1 См., например: Зубок Ю. А., Чупров В. И., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. — М.: Издательство «Норма», 2015; Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование: монография / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Зубок. — Белгород: «Эпицентр», 2022 и др.

отборе молодежной проблематики в исследовательской практике приходится учитывать и «извечные», встающие перед каждой генерацией молодежи, вопросы - Кем быть? Как жить? К чему стремиться? - и вопросы, которые ставит перед молодыми россиянами и обществом в целом новая реальность с присущими ей вызовами и рисками.

Как показывают исследования, в том числе последнего времени, в отличие от россиян среднего и старшего поколений, российская молодежь с большим оптимизмом и готовностью принимает и оценивает современную действительность. Отмечаются и свойственная ей более высокая психологическая адаптивность к текущим экономическим проблемам, и большая активность на рынке труда, предпочтение стабильных форм занятости.

Проявляется вполне закономерная в нынешних экономических условиях ориентация молодежи на материальное благополучие, деловой прагматизм. Однако лидирующие позиции в составе компонентов жизненного успеха (как его понимают молодые россияне) все-таки занимают работа, позволяющая реализовать свои способности, создание крепкой семьи, воспитание хороших детей. Значимыми являются и ценность дружбы, товарищества, уважение окружающих (рис. 4).

Вместе с тем, как и россиянам в целом, молодежи приходится преодолевать сегодня последствия кризисных периодов

Иметь работу, позволяющую 51 реализовать свои способности --

Создать крепкую семью, 49 воспитать хороших детей

Жить без забот, 38 в свое удовольствие

Иметь надежных друзей 31 __

Приносить пользу людям, 26 пользоваться их уважением

Стать богатым человеком 26__

Рис. 4. Что для российской молодежи означает добиться успеха в жизни, ИС ФНИСЦ РАН, 2021 г., %

и прежде всего те из них, которые связаны с «закупоркой социальных лифтов», сужением «коридора» жизненных возможностей, укреплением собственных статусных позиций. К тому же перманентно возникающие проблемы скорректировали привычные для молодых людей модели потребления, связанные с досугом, приобретением одежды, продуктов питания, что не могло не сказаться на снижении уровня удовлетворенности части из них собственной жизнью.

При этом результаты исследований ИС ФНИСЦ РАН отчетливо демонстрируют, что в вопросах решения насущных социально-экономических проблем жизнебытия молодежь занимает заметно более активную позицию, чем население страны в целом. Более того, именно это способствует в значительной степени смещению многолетнего тренда общества на стабильность в сторону формирования в нем запроса на перемены в социально-экономической и научно-технической сферах. С учетом этого в наши дни среди молодых людей в еще большей степени возрастает значимость инновационного потенциала и его использования, актуальность чувства нового. Однако и это стоит подчеркнуть особо, чувство нового, современного не исключает опору молодежи на традиционные смысложизненные основы бытия и существования. И в этом — залог преемственности поколений даже в условиях динамичных социальных изменений (табл. 3).

Таблица 3

Ориентация на «традиционализм» и «современность» в разных возрастных группах россиян, %

Возрастные группы, лет Позиция по шкале

Традиционализм Современность

18-30 21 40

31-40 22 25

41-50 18 18

51-60 17 9

Старше 60 22 8

Специального внимания заслуживают проблемы, которые встречаются в контексте повседневности российской молодежи, но практически не становятся объектом научных исследований. Так, в последние годы стало заметно, что серьезный отпечаток на мировоззрение молодых россиян накладывает падение уровня их исторических знаний и сужение культурного кругозора. В молодежных коммуникативных средах наблюдается тенденция к примитивизации языка и упрощению сознания, которое становится невосприимчивым к более или менее сложным концептуальным построениям, проявляется повышенная восприимчивость к абстрактному схематизму и «имитирующей рациональности» -нередко западного либерального дискурса. Все это вызывает серьезные вопросы относительно гуманитарной компоненты образовательных программ в школах и вузах, опосредует необходимость ее переосмысления с учетом тенденций современности.

Имеющиеся данные говорят о значительных недоработках и, что важнее, о недостаточной «стратегичности» информационного влияния России, главной проблемой которого представляется узость тематических диапазонов и неумение кропотливо работать с ключевыми по своему значению целевыми аудиториями, в особенности - с креативными интеллектуальными средами, требующими нешаблонных и индивидуальных подходов.

Разумеется, не все объясняется недостаточной гибкостью российской пропаганды: существуют и привнесенные причины социального отчуждения молодежи. К ним можно отнести, в частности, запредельную бюрократизацию сфер науки и образования, которая за последние 15-20 лет, в сущности, демоти-вировала студенчество в отношении перспектив научной и преподавательской работы в России и успешной карьеры в данной области. Не меньшее значение имеют и высокий уровень социальных неравенств, возникновение на пути профессионального продвижения «тромбов» в каналах социальной мобильности, которые мало затрагивают интересы социальных слоев, не претендующих на карьерные перспективы, но болезненно сказываются на социальном воспроизводстве и развитии российского среднего класса. Все это требует глубокого изучения, которое не даст весомых плодов без острого молодого «глаза»

Значительно большего внимания заслуживает и проблема социальных статусов. Следует иметь в виду, что современная российская молодежь довольно «ревниво» относится к своему положению в ключевых общественных иерархиях - по уровню образования, профессиональным позициям и уровню доходов. Что касается уровня образования молодежи, то за последние два десятилетия он заметно вырос. Вместе с тем объективными барьерами для получения высшего образования в России остаются материальное положение домохозяйств (высшее образование является социальной нормой для молодых людей только в домохозяйствах с подушевыми доходами более 2-х медиан по типу поселения), проживание в сельской местности и небольших городах, а также низкий уровень образования родителей.

Процессы образовательной мобильности затрагивают в основном «низы», но уже в межпоколенном разрезе выходцы из семей с низким уровнем образования чаще осваивают более высокий, нежели их родители, его уровень. В то же время в семьях, где родители получили среднее и высшее образование, доминирует социальное воспроизводство образовательных статусов. При этом группа молодежи с высшим образованием демонстрирует наибольшую степень однородности социальных контактов, что указывает на достаточно высокую степень ее закрытости.

Что касается обращения к модели доходной стратификации, построенной на основе соотношения индивидуальных доходов с медианными значениями по типам поселений, то оно позволяет сделать вывод о сходстве таковой у молодежи и россиян старших возрастов. Наиболее массовым в ней является медианный слой. Причем по мере взросления молодых россиян общая модель их статусов в доходной иерархии не меняется, а соотношение благополучных и неблагополучных по доходам групп остается достаточно стабильным, составляя соответственно Уз к 2/з.

Представляют интерес и субъективные статусы представителей российской молодежи. Речь идет о самооценках молодыми людьми своего положения в социальной иерархии. Самооценки эти свидетельствуют о том, что молодежь, как и остальные россияне, склонна видеть себя на средних позициях. При этом то положение, которое рассматривается ею

как «справедливое и заслуженное», оказывается гораздо выше реально занимаемого в настоящее время, и это, в той или иной степени, способно спровоцировать накопление недовольства, поскольку отражает заведомо нереалистичные ожидания относительно собственной социальной мобильности. По факту, сравнительно с родительской семьей, качественно изменить свое положение удается лишь меньшинству молодежи. В основном — подобные изменения отличают в наибольшей степени полярные группы, то есть наименее и наиболее благополучные слои населения.

И все же, как это ни удивительно, заглядывая в будущее по части собственного положения в обществе, молодые россияне оказываются достаточно оптимистичными. Большинство из них планирует повысить свой социальный статус в течение следующих десяти лет. Подобное целеполагание важно, поскольку может выступать фактором, сдерживающим протестные умонастроения в молодежной среде.

Особое значение в решении задач демографической политики имеет отношение молодежи к ценностям семьи и роди-тельства, все более активно входящее в предметную область социальных исследований. Данные последних лет показывают, что подавляющее большинство молодых россиян ориентировано на создание семьи в формате заключения официального брака и рождение 1-2 детей. Вместе с тем предпочитаемый молодежью «формат» и брачных отношений, и родительства модернизирован: молодые люди хотят иметь малодетную ну-клеарную семью, проживающую отдельно от поколения родителей. Данная модель является приоритетной для молодежи во всех типах поселений, что знаменует практически полный отказ ее представителей от традиционной многопоколенной многодетной семьи с тремя и более детьми.

Учитывая укоренённость в молодежной среде ценностей семьи и деторождения, в контексте необеспеченности жильем желание подавляющего большинства молодежи создать собственную семью может служить одним из наиболее значимых потенциальных катализаторов социального недовольства. Пока же дефицит финансовой стабильности и нерешенность

квартирного вопроса значительно ограничивают количество детей, которое реально готовы иметь молодые россияне.

Известно, что на репродуктивные планы российской молодежи влияют не только материальные факторы, но и факторы культурно-ценностного порядка, в частности, уровень образования. Хорошее образование обусловливает как профессиональную конкурентоспособность и финансовое благополучие, так и доминирование ценностей самореализации, в том числе и в родительстве. Поэтому с ростом уровня образованности молодежи растет и число желаемых и реально планируемых детей. Однако даже у высокообразованных россиян соответствующие показатели редко превышают 2 детей, поскольку, считая обязательным обеспечение хорошего образования и разностороннего развития, они трезво оценивают собственные возможности дать потомству все необходимое, сохранив при этом стиль и уровень жизни.

Активное продвижение официальным идеологическим дискурсом патриархальных ценностей и многодетности вызывает у российской молодежи сдержанную реакцию. В представлениях о желаемом формате семьи ее представители придерживаются видения брака как гражданского союза равноправных партнеров, разделяющих функции и обязательства. Особенно популярна данная модель у женщин, которые настроены на успешное совмещение персональных жизненных планов, карьерных амбиций, гармоничных семейных отношений и ответственного родительства.

По отношению к здоровью этого, к сожалению, не скажешь. Вопросы здоровья, тесно связанные с возможностью вырастить здоровых детей и успешно совмещать семейные обязанности и профессиональные нагрузки, находятся сегодня на периферии интересов российской молодежи. Это автоматически снижает чувствительность молодых россиян к возможностям и потенциалу отечественного здравоохранения. Их безразлично-положительное отношение к тематике здоровья не в последнюю очередь обусловлено высоким физическим потенциалом молодого организма и, соответственно, низкой регулярностью обращения молодежи к возможностям

государственной медицины. При этом ресурсы ранней профилактики и предупреждения заболеваний, предоставляемые последней, остаются почти невостребованными в молодежной среде. Кроме того, ее отличает общая низкая национальная культура здоровьесбережения - по сути, реактивный, а не профилактический характер таковой: молодые россияне практически ничего не предпринимают для профилактики серьезных проблем со здоровьем, решая их «по мере поступления», но не предупреждая их возникновение. В целом можно утверждать: низкая культура здоровьесбережения обусловлена отсутствием понимания молодыми людьми связи между хорошим физическим здоровьем и жизненным успехом. И это, безусловно, нуждается в целевых комплексных исследованиях.

Одной из важнейших сфер жизни современной молодежи, как и одним из источников ее недовольства, выступает досуг. В основе потенциального и реального недовольства им лежат восприятие и оценка различий в досуговых возможностях людей как маркера социальных неравенств. Причем одного из наиболее болезненных - как для себя лично, так и для общества в целом. В этом качестве досуговое равенство оказывается для молодых россиян даже более значимым, чем равенство в таких ключевых аспектах бытия как доступ к образованию и собственности. Таким образом, молодежь проводит специфическую демаркационную линию между теми, кто может проводить свой досуг так, как хочется, и теми, кому это недоступно. В итоге -досуг становится для нее атрибутом социальной успешности.

Несмотря на реализацию долгосрочного позитивного тренда восприятия российской молодежью своих досуговых возможностей, имеет место своеобразная досуговая сегрегация, в результате чего ресурсы разных молодежных групп в данной области существенно различаются. Прежде всего, от недостатка досуговых возможностей страдает низкодоходная и сельская молодежь. При этом с течением времени результатом неудовлетворенных запросов на желаемый досуг все чаще становится ощущение того, что жизнь в современной России устроена несправедливо (разрыв в оценках между молодежью, довольной и недовольной собственным досугом, - более чем трехкратный).

Дефицит финансовых и временных ресурсов для досуга сегодня столь же велик, как и 20 лет назад. И если почти постоянно денег на досуг не хватает низкодоходной части молодежи, то временные ограничения испытывают и представители профессионально успешных групп — предприниматели, руководители разного уровня, специалисты с высшим образованием.

В завершение рассмотрения обозначенной темы стоит обратиться к одному из выводов обобщающего характера, который вытекает из итогов крупномасштабного общероссийского исследования «Молодежь и Россия будущего», проведенного ИС ФНИСЦ РАН в сотрудничестве с Российским институтом стратегических исследований.

На основе сопоставительного анализа данных по всем возрастным когортам — от 14 до 65+ лет — было установлено: ключевой перелом в восприятии социальной реальности наблюдается при переходе от 18-24 лет к 25-30 годам. В этот период происходит выход молодых россиян на рынок труда, предпринимаются первые попытки создания семьи. В эти же годы они включаются в сферу, сопряженную с освоением норм и правил игры в новой для них обстановке и одновременным формированием ответственности за себя и близких людей. Эта собственная внутренняя нестабильность делает их особенно восприимчивыми к турбулентности общественной жизни. Соответственно, внимание молодежи переключается с экзистенциальных проблем на вопросы повседневного бытия и достижения материального благополучия. Как следствие, у молодых россиян старше 24 лет мотивация поведения диктуется не абстрактными представлениями, но их личными интересами, которые вариативны в зависимости от материальной обеспеченности, семейного положения, социального статуса и т.д. Это сближает их со средним и старшим поколениями наших сограждан. Тем самым можно утверждать, что межпо-коленческие расхождения не носят в России идеологического характера и объективно не генерируют негативные последствия для общественного порядка.

В целом исследование выявило: различия в оценках ближайшего будущего страны и приоритетов ее развития в младших,

средних и старших возрастных группах россиян в большинстве случаев сравнительно невелики и составляют несколько процентных пунктов. Кроме того, нарастание значений одних показателей, опосредованное возрастными параметрами, и снижение значений других чаще всего носят постепенный характер (если, конечно, не считать тех немногих случаев, когда они предопределены естественной разницей социального опыта). Это позволяет с полным основанием сделать вывод о том, что при всей плюралистичности современного российского общества в нем отсутствует то, что принято называть разрывом поколений, по крайней мере, в вопросах настоящего и будущего страны. Подобное эволюционное мировоззренческое воспроизводство является важным условием социальной устойчивости и последовательной трансляции ценностных матриц и «циви-лизационного кода» России от старших поколений к тем, кто только вступает во взрослую жизнь.

Список литературы

68% россиян работают не по специальности // Работа.ру: [сайт]. URL: https://press.rabota.ru/66-rossiyan-rabotayut-ne-po-spetsialnosti?ysclid=l63ggdykag261629848 (дата обращения: 27.07.2022). ЗубокЮ. А. Молодёжь в обществе риска / Ю. А. Зубок, В. И. Чуп-ров, К. Уильямс. М.: Издательство «Норма», 2015. 230 с. ISBN 5-02-006294-4. EDN YFLEAP. Лемуткина М. Эксперт: «Работа по специальности сегодня устарела» // MK.RU: [сайт]. 05.07.2019. URL: https://www.mk.ru/ social/2019/07/05/ekspert-rabota-po-specialnosti-segodnya-ustarela.html?ysclid=l666bu6xe497592542 (дата обращения: 29.07.2022).

Общество неравных возможностей: социальная структура современной России / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева, В. А. Аникини [и др.]; под ред. Н. Е. Тихоновой. М.: Изд-во «Весь Мир», 2022. 422 с. ISBN 978-5-7777-0873-1. DOI: 10.55604/9785777708731. EDN XJGBFE.

Профессиональное образование XXI века: приоритеты и вызовы // Гайдаровский форум 2022: [сайт]. 13 января 2022. URL: https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/2513/ (дата обращения: 29.07.2022). Работа по специальности: миф или реальность? // Группа компаний HeadHunter: [сайт]. URL: https://hhcdn.ru/ file/17145072.pdf (дата обращения: 27.07.2022). Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения // ФСГС РФ: [сайт]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/ view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2F mediabank%2Fnb1-2-2.doc&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения: 12.07.2022). Религия в современной России: события и дискурсы пандемии / М. М. Мчедлова, О. А. Букин, Г. Я. Гузельбаева [и др.]; под ред. М. М. Мчедловой. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. 352 с. ISBN 978-5-209-10417-9. EDN AGRDOT.

Саморегуляция в молодёжной среде: типологизация и моделирование / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Зубок. Белгород: «Эпицентр», 2022. 360 с. ISBN 978-5-89697-382-9. DOI 10.19181/ monogr.978-5-89697-382-9.2022. EDN TENQIH. Только 24% выпускников вузов в 2021 году пошли работать по специальности // ТАСС: [сайт]. 19 мая. URL: https://tass. ru/obschestvo/14669939?ysclid=l63bokkk97674605355 (дата обращения: 27.07.2022).

Сведения об авторе

Горшков Михаил Константинович

доктор философских наук, академик РАН,

научный руководитель,

Федеральный научно-исследовательский

социологический центр РАН,

Москва, Россия

E-mail: m_gorshkov@isras.ru

SOCIAL SCIENCE AND SOCIAL PRACTICE: A REQUEST FOR ACTIVE ENGAGEMENT

Mikhail K. Gorshkov

Doctor of Philosophy, Academician of RAS, Scientific Director,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the

Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

E-mail: m_gorshkov@isras.ru

Abstract. The article highlights the issues of methodology and theory, which in modern conditions come to the fore, allow developing strategies and models for explaining social phenomena and processes. At the same time key problems and research areas are highlighted that are widely discussed in the sociological community and are related to analysis of a new reality and degree of the current and future Russian society' social certainty. Special importance of the interaction of sociological science with other disciplines in the study of sociocultural and spiritual and moral changes, the transformation of mass consciousness and behavioral practices, public health, new and old forms of deviations is noted. Emphasis is placed on the need to use the resource of sociology in an in-depth study of the quality of life and the possibilities for improving it, of demographic trends, the confi guration of labor markets, excessive inequalities, state-civil and ethnic identity, ensuring the national interests and security of Russia. The results of these and related research areas make it possible to replenish the theoretical and methodological base of social science, identify the vectors of ongoing changes, their possible intended and unintended consequences, and ensure active interaction between the theoretical and empirical «at the output» of scientifi c products, the birth of new special concepts and theories.

Keywords: sociological science, social practice, inequality, regional development, youth, labor employment, social mobility

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.