Научная статья на тему 'Социальная направленность сферы услуг'

Социальная направленность сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2395
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ РЫНОК / SOCIAL SERVICE / SOCIAL SECURITY / SOCIAL ASSISTANCE / SOCIALLY SIGNIFICANT MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна, Харитонова Татьяна Викторовна

В статье раскрывается смысловая и правовая составляющая таких понятий, как «социальная услуга», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание», «социально значимый рынок». Рассматривается взаимодействие государства и общества через призму социально-инновационного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна, Харитонова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE SECTOR SOCIAL ORIENTATION

The article considers conceptual and legal aspects of the terms “social service”, “social security”, “social assistance” and “socially significant market”. The article considers collaboration of the state and society through social-innovation mechanism.

Текст научной работы на тему «Социальная направленность сферы услуг»

УДК 338.465

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ

Чикова Ольга Михайловна, кандидат экономических наук, ведущий консультант, [email protected],

Сводный департамент макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России, г. Москва

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье раскрывается смысловая и правовая составляющая таких понятий, как «социальная услуга», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание», «социально значимый рынок». Рассматривается взаимодействие государства и общества через призму социально-инновационного механизма.

Ключевые слова: социальная услуга, социальное обеспечение, социальное

обслуживание, социально значимый рынок.

SERVICE SECTOR SOCIAL ORIENTATION Chikova O.M., Kharitonova T.V.

The article considers conceptual and legal aspects of the terms “social service ”, “social security”, “social assistance” and “socially significant market”. The article considers collaboration of the state and society through social-innovation mechanism.

Key words: social service, social security, social assistance, socially significant market.

Сфера услуг в настоящее время является одной из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики. Многогранность и широта проникновения услуг в различные области жизнедеятельности людей формируют значительный вклад данной сферы в социально-экономическое развитие стран. Динамичное развитие сферы услуг во второй половине XX в. - начале XXI в. обусловлено рядом факторов: во-первых, высокой степенью зрелости мировой и национальной экономик, во-вторых, ростом уровня жизни населения во многих странах мира, в-третьих, развитием научно-технического прогресса и инновационной направленностью всех сфер деятельности. Одно из ключевых направлений развития сферы услуг - это социальная ориентация.

Социально ориентированную направленность можно отметить во многих ведущих странах мира. Оценивая тенденции последних лет, можно отметить валентность влияния социально-экономических условий на развитие социально значимых услуг и потребности населения в социально значимых услугах. В этих условиях взаимного влияния сложно

оценить воздействие социально значимых услуг на общество, а запутанные формулировки понятий «социальная услуга», «социально значимая услуга», «услуга социального характера», а также отсутствие юридического закрепления этих понятий приводят к необходимости изучения данного вопроса. Областью исследования понятийного аппарата, а также особенностей предоставления социально значимых услуг населению занимаются как ведущие зарубежные, так и российские ученые.

В современной экономической литературе единичного определения понятия «социальная услуга» не существует, поскольку исследования в данной области, столь актуальные в современной экономической среде, находятся в стадии разработки. Поэтому можно встретить разнообразные трактовки данного понятия. Например, словарь бизнес терминов при определении «услуг социальных» делает акцент именно на «социальной помощи» [16] категориям граждан, которые самостоятельно справиться не могут, причем в данной формулировке предусмотрено оказание помощи и государственными и частными организациями. Большой бухгалтерский словарь дает расширенную трактовку с

уточнением «возможностей обеспечения проживания ............ или без обеспечения

проживания» [10] данным категориям граждан.

Чтобы более детально разобраться в природе данного вопроса, следует отметить ряд научных подходов различных российских и зарубежных авторов, которые подводят к формулировке понятий «услуги социального характера» и «социальные услуги» с различных сторон. Первым рассматриваемым подходом можно обозначить подход с позиций деятельности: во-первых, функционально-содержательной, во-вторых,

структурно-результативной. Названные функциональные направления - составляющие определение «социальные услуги». В этом случае субъектно-объектный характер с целевой направленностью является ключевой характеристикой социальных услуг. Результат их воздействия оказывает влияние на качество жизни индивида, группы и характер социальных отношений в системах «человек-человек», «человек-общество». Второй подход основан на выделение специфических свойств социальных услуг, основное свойство - это территориальное распределение оказания услуг для максимального приближения к месту проживания потребителя услуг. Российские исследователи, придерживающиеся данного подхода, - А.Г. Гладышев и В.Н. Иванов [15]. Исходя из данного утверждения, можно отметить ряд тенденций: во-первых, индивидуальная полезность услуг не зависит от роста численности потребителей, во-вторых, отсутствие возможности ограничения доступа потребителей к некоторым услугам, в-третьих, местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг и другое.

Следующее направление - теория систем и идей социолога Т. Парсонса [13], который рассматривал социальные услуги как неотъемлемую часть системы социального обслуживания - взаимодействие между людьми в сложившейся ситуации, самоорганизующейся и самоконтролируемой подсистемой, существующей для поддержания не только отдельного человека или группы, но и функционирования общества в целом. Данная позиция позволяет дать определение социальных услуг как одного из аспектов социального взаимодействия людей; действия по оказанию клиенту социальной службы помощи; результат социального взаимодействия объекта и субъекта социального обслуживания.

Концепция клиентоориентированной социальной услуги [12] - следующее направление рассмотрения - заключается в оказание учреждениями социальной защиты услуг социального характера. Специфика оказания услуг при данной концепции заключается в том, что специалист и/или группа специалистов данного учреждения, выполняет определенную последовательность действий и/или принятие определенных решений, направленных на удовлетворение потребностей человека, ограниченного в своих возможностях сделать (делать) это самостоятельно, и/или обеспечение его прав.

Отличительные признаки социальных услуг как атрибута жизнедеятельности человека и общества - это:

1) возникновение при острой необходимости удовлетворения жизненных потребностей человека;

2) главным объектом воздействия является человек, отличающийся потребностями, субъектностью, ценностными ориентациями, формирующий индивидуальные потребительские предпочтения;

3) услуга является результатом процесса социального взаимодействия потребителя и исполнителя (этих услуг), что выражается в их удовлетворении/неудовлетворении и отражает высокую долю субъективизма.

Анализ понятия «социальные услуги» позволил сформулировать более масштабное в рамках политики государства определение «социальное обеспечение» [14]. В широком смысле под социальным обеспечением понимается вектор социально ориентированной политики государства по материальному обеспечению определенной категории граждан с целью выравнивания социального положения населения страны. Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в случае наступления социально значимых событий, признаваемых на данном этапе развития, и из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов.

Исходя из приведенного определения понятия «социальное обеспечение», термин «социальные услуги» можно рассмотреть на макроуровне, то есть социальные услуги воспринимаются как смешанное общественное, социально значимое благо, обладающее свойствами общественного и частного блага, с положительным внешним эффектом.

Также, исходя из определения понятия «социальное обеспечение», обособлено наличие самостоятельного института в системе социального обеспечения - социальное обслуживание. Социальное обслуживание включает в себя, наряду с пенсией и системой денежных пособий и компенсаций, нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением гражданам социального обеспечения в виде определенных благ (в натуральном выражении) бесплатно или со скидкой.

Учитывая результаты проведенного анализа, можно выделить унифицированные особенности предоставления услуг в системе социального обслуживания:

- продукт социального процесса и результат реализации социального субъектнообъектного взаимодействия, направленный на совершенствование жизнедеятельности потребителя, удовлетворение его потребностей, решение его проблем в соответствии с уровнем его социальной организации и жизненного пространства - регионального, муниципального и индивидуального;

- измерение степени осуществления помощи и самопомощи в ходе социального взаимодействия потребителя и исполнителя в процессе социального обслуживания;

- средства поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной субъективности.

Понятие услуга в системе социального обслуживания формируется как действие, совершенное в интересах индивидуального или коллективного клиента (семьи) по удовлетворению его потребности с целью восстановления его жизнедеятельности и развития личностного потенциала. Основная ее задача это проведение мероприятий, приводящих в дальнейшем к выходу трудоспособных получателей услуг и их семей на самообеспечение, при этом достигается положительный эффект по социальноэкономическому развитию общества в условиях модернизации социальной сферы.

Услуги в системе социального обслуживания формируются с учетом мотивационно-ценностных ориентаций личности. Между мотивационным стилем поведения людей и степенью социальной активности и независимости существует прямая взаимосвязь, позволяющая прогнозировать потребности в социальных услугах. Процесс формирования потребности в социальных услугах складывается под влиянием

формального и неформального ресурсного обеспечения социальных служб, критериев оценки нуждаемости в услугах, модернизации социальной сферы общества.

Исследования последних лет в этой области подтверждают рост потребностей населения в социальных услугах. Это обусловлено, во-первых, ростом числа и доли нуждающихся в помощи, во-вторых, расширением спектра предоставляемых услуг.

В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения в Российской Федерации регулируются принятыми в 1995 году федеральными законами об основах социального обслуживания населения и о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Настоящие законодательные акты сыграли важную роль в развитие системы социального обслуживания в России. Однако на сегодня они не могут в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, соответствующего мировым стандартам.

В этой связи был разработан проект нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», адекватный современным социально-экономическим условиям. Нормы данного законопроекта систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах РФ практику организации социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, расширяют и конкретизируют перечень полномочий органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ), установленных Федеральным законом от 31.12.2005 №199-ФЗ.

Законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» направлен на развитие системы социального обслуживания населения в России, обеспечение и защиту прав граждан на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности.

Остановимся подробнее на наиболее значимых нововведениях, имеющих место в законодательстве.

Во-первых, в законопроекте вводится ряд новых базовых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах РФ. К числу таких требований относятся: государственное задание на предоставление социальных услуг, государственный заказчик, поставщик и получатель социальной услуги и др. Уточнение базовых понятий позволит определить права и обязанности основных участников системы социального обслуживания населения, особенно в связи с новым правовым положением бюджетных, автономных и казенных учреждений и других некоммерческих организаций.

Во-вторых, в данном законопроекте уточнены основные принципы социального обслуживания населения, направленные на обеспечение единства требований к предоставлению социальных услуг в субъектах РФ, равенства прав граждан на их получение.

В-третьих, законопроект содержит развернутый перечень оснований признания гражданина или семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В-четвертых, в законопроекте с учетом наилучшей практики работы субъектов РФ изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), содержание этих услуг и условия их предоставления. Таким образом, облегчается понимание населением прав в области социального обслуживания, повышается адресность обращения граждан (семей) за получением конкретных видов социальных услуг и трудоемкость их получения.

В-пятых, законопроектом устанавливается, что социальные услуги предоставляются в соответствии с регламентами, требования к разработке и порядку утверждения которых являются общими для всех субъектов РФ и устанавливаются Правительством РФ.

В-шестых, законопроектом определен состав государственного стандарта социальной услуги, включающий наименование социальной услуги, ее содержание, периодичность, качественные и количественные показатели предоставления социальной услуги, требования к поставщику социальной услуги, документальное сопровождение процесса ее оказания.

В-седьмых, законопроектом предусматривается, что организация социального обслуживания населения в субъекте РФ должна базироваться на программном подходе, что создаст нормативно-правовую базу, направленную на повышение качества, доступности и безопасности социальных услуг, обеспечение оценки их результативности, повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых в сферу социального обслуживания, создание предпосылок для привлечения к предоставлению социальных услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, добровольцев.

В-восьмых, в законопроекте более четко, чем в действующих законодательных актах, прописаны принципы и условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно в рамках государственного задания.

В-девятых, законопроект содержит описание конкретных прав и обязанностей получателей, поставщиков социальных услуг и социальных работников.

В-десятых, в законопроекте определен порядок межведомственного

взаимодействия при предоставлении социальных услуг, осуществляемый на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Данный законопроект предполагается ввести в действие с 2013 года [5].

Если рассматривать правовое закрепление данного определения в международном законодательстве, то следует отметить трактовку понятия «социальных услуг», изложенную во Всеобщей декларации прав человека. В соответствии с ней социальные услуги трактуются в наличии прав у любого человека «.. .на такой жизненный уровень.... и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам»[9].

Также в законодательстве других стран можно встретить определение термина «социально значимая услуга» в узком смысле, «социально значимая услуга - это государственная услуга, направленная на обеспечение социально-экономических прав физических и (или) юридических лиц» [11]. Это понятие в данном контексте, рассматривает более определенную государственную функцию по социальной поддержке.

Также в современной экономической литературе встречается понятие «услуги социального характера», причем их диаметральное отличие от «социальных услуг» (определенного их набора) заключается в отнесении к данному понятию большинства услуг социально-культурного комплекса. Также ряд авторов отмечают, что услуги социального характера являются не чем иным, как составной частью социальной политики не только в рамках государства, но и в рамках предприятий любой сферы деятельности. В этом ключе выделена формулировка «социальных услуг организации», то есть это величина всех предоставленных организацией услуг своим сотрудникам и членам их семей помимо заработной платы, так называемый социальный пакет. Этот фактор рассматривается рядом экономистов как ключевая характеристика приоритетности выбора организации при устройстве на работу.

В современных условиях, исходя из социально ориентированной экономики России, задача систематизации социального законодательства является перспективным направлением и позволяет исследователям раскрывать сущность услуг социальной сферы. В этой связи появляется возможность расширить поле исследований и уделить внимание

появившимся новым терминам, таким как «государственные услуги в социальной сфере», «муниципальные услуги в социальной сфере», и обобщающему понятию «публичные услуги в социальной сфере». В дальнейшем возможно их законодательное закрепление.

Некоторые специалисты придерживаются позиции разграничения услуги как объекта гражданского права и социальной услуги. В соответствии с этим «социальная услуга» обладает следующими признаками:

- оказываются в рамках осуществляемой государственной политики и реализации социальных целевых программ;

- имеют адресную направленность (слои населения, которым нужна помощь);

- перечень этих услуг носит закрытый, нормативно-регламентированный характер;

- финансирование затрат осуществляется в основном за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

- оказание услуг происходит в основном государственными и муниципальными учреждения социальной службы.

Сегодня все большее значение для государства приобретает построение социально ориентированной экономики с высоким уровнем доходов населения, развитыми товарными, финансовыми рынками, рынком услуг. В этой связи отдельные виды услуг имеют особое значение для населения, так как удовлетворяют наиболее значимые потребности, обеспечивая продовольствием, лекарственными средствами, жильем, предоставляя образовательные услуги и услуги пассажирского транспорта и т.д. Рынки таких услуг можно охарактеризовать как социально значимые. Понятие социально значимых рынков в экономической науке пока не определено, хотя оно часто встречается во многих экономических обзорах и статьях.

В рамках проводимого анализа можно расширить понятия социальных услуг и дать определение социально значимого рынка. Такое определение можно вывести, исходя из понятия социально значимого явления. Социально значимый рынок - рынок товаров и услуг, обеспечивающий материальные, санитарно-эпидемиологические (гигиенические), психологические (включая эстетические и эргономические) и иные условия жизнедеятельности людей, определяющие их благосостояние (благополучие), благоприятное физическое, психологическое, интеллектуальное и нравственное состояние, их безопасность (внутреннюю и внешнюю, личную и общественную) и

создающие предпосылки для продуктивной жизнедеятельности, повышения культурного уровня, для духовного, физического и нравственного развития человека и общества.

Еще одно направление развития понятийного аппарата в социальной сфере позволило ряду авторов выделить инновационное направление - термин «публичных услуг в сфере реализации социальных прав граждан» [17], или встречается другая формулировка данного явления - «публичные услуги в социальной сфере». Этот вид услуг реализуется в соответствии с социальными правами гражданина и видами социальных обязательств государства по обеспечению сбалансированности частных и публичных интересов, то есть по максимальному приближению к фактическому равенству и справедливости. Денежные отношения в этом случае строятся на финансировании полностью или частичном за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов.

Такой социально ориентированный подход в наибольшей степени отражает сущность социального государства, отвечает цели создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, соответствует объективным условиям социально-экономического развития современного общества.

Исходя из государственных функций, социальная услуга является разновидностью публичных услуг и направлена на реализацию функциональных задач в области социальной политики государства. Для преодоления смешения данных правовых категорий целесообразно использовать в качестве базового понятие «компетенция», в рамках которого следует выделять «функции» и «услуги».

В процессе нормотворческой и практической деятельности необходимо четко разграничивать функциональную деятельность органов исполнительной власти по выполнению ими возложенных на них функций государства и собственно действий по оказанию социальных услуг. Исходя из этого, можно дать определение понятия «правовой механизм оказания социальных услуг», то есть совокупность взаимодополняющих взаимодействующих правовых институтов, опосредованных правом технологических операций и юридических процедур, успешное функционирование которых призвано обеспечить эффективное оказание признанных государством социальных услуг.

Следует отметить, что в настоящее время правовой механизм оказания социальных услуг на базе обновленного законодательства требует дальнейшего совершенствования, в частности:

- расширения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

- перехода от дотационного (бюджетного) механизма финансирования предоставления социальных услуг к механизму финансирования на конкурсной основе, в том числе механизму социального заказа;

- в последующем перехода к подушевому финансированию социальных услуг на основе введения специальных социальных счетов (карт), дающих право их обладателям на получение услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление;

- объединения государственных ресурсов с ресурсами религиозных и благотворительных организаций в сфере социального обслуживания населения;

- обеспечения самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки;

- привлечения профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ;

- разработки системы оценки качества выполнения социальных программ;

- приведения требований к оказанию социальных услуг в соответствие с мировыми стандартами.

Для совершенствования государственного регулирования сферы социального обслуживания населения нами предлагается использовать следующие научнопрактические подходы:

- разработка и реализация программ социального обслуживания населения;

- внедрение системы государственного заказа на предоставление социальных

услуг;

- создание методологической основы для разработки государственных стандартов социальных услуг, в том числе государственных минимальных социальных стандартов.

В заключение следует отметить, что современный этап экономического развития ведущих стран мира, тенденция построения «социального государства», в том числе и социальная ориентация российской экономической среды, а также постоянно возникающие и применяемые в мировой практике социально направленные проекты со стороны бизнеса позволяют поднимать вопросы обеспечения приемлемого уровня качества жизни для социально незащищенных слоев населения. В мировой практике проблемам оказания услуг социального характера уделяется большее внимание, чем в нашей стране. Но следует отметить, что в современной России уровень стоящих в этой области проблем также осознан, в связи с чем и принимаются различные меры. Все эти

тенденции развития приводят к пониманию того, что существенное значение в области обеспечения условий жизни населения имеют социально значимые услуги, и они должны быть реализованы в рамках обеспечения хотя бы минимальных потребностей всех групп населения в этих услугах.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. посл. изм. от 21 ноября 2011 г.).

3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. посл. изм. от 1 июля 2011 г.).

4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. посл. изм. от 23 июля 2008 г.).

5. Законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 января 2013 г.).

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 481).

7. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».

8. ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг».

9. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

10. Большой бухгалтерский словарь [Электронный ресурс] //

http://www.slovopedia.eom/7/211/867586.html. (Дата обращения:25.09.2012).

11. Малофеев И.В. Социально значимая услуга социальные услуги в системе социального обслуживания населения. М.: Дашков и К°, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд: Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007.

13. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект,

2000.

14. Захаров М. Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М.: Изд-во «Век», 2002.

15. Социальное управление. Ч. 2. Теория и методология / А.Г. Гладышев, А.В. Иванов, В.Н. Иванов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Муниципальный мир, 2004.

16. Словарь бизнес терминов [Электронный ресурс] //_biznestermin.ru. (Дата обращения: 25.09.2012).

17. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004, № 10. С.15-23.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

STRATEGIC APPROACHES TO SOLVING TODAY’S RUSSIAN ECONOMY

CURRENT PROBLEMS

УДК 336.711.65

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ КОНСОЛИДАЦИИ РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ НА РОССИЙСКОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ В ОДНОМ РЕГУЛИРУЮЩЕМ ОРГАНЕ

Заернюк Виктор Макарович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва.

Крюкова Елена Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected],

Институт сервиса

(филиал) ФГБО УВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Фаизова Гузель Рефкадовна, главный специалист, [email protected],

ОАО «Россельхозбанк», г. Москва

В статье рассматривается возможность консолидациии функций регулирования субъектов российского финансового рынка в едином регулирующем институте. Авторами проанализирован исторический опыт создания мегарегуляторов финансового рынка в зарубежных странах, преимущества и недостатки альтернативных моделей регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке, обоснован вывод о том, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.