Научная статья на тему 'Социальная направленность региональной политики в отношении локальных территорий: опыт Кузбасса'

Социальная направленность региональной политики в отношении локальных территорий: опыт Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
342
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНАЯ / ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННАЯ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ / ТЕРРИТОРИИ ЛОКАЛЬНЫЕ / REGIONAL POLICY / SOCIAL POLICY / STATE-GOVERNMENT PROGRAM / SOCIAL DEVELOPMENT / LOCAL TERRITORIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Четошников Станислав Геннадьевич

В статье рассматриваются особенности региональной политики как комплекса мероприятий, ориентированных на поддержку территорий. Основной акцент делается на социальной направленности региональной политики в отношении локальных территорий. В качестве примера рассматривается реализация региональной политики в Кемеровской области. В статье обращается внимание на такие механизмы региональной политики, как программные методы поддержки территорий и использование профессиональных праздников для развития социальной сферы и инфраструктуры локальных территорий Кузбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Четошников Станислав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTENTION OF REGIONAL POLICY FOR LOCAL TERRITORIES: KUSBASS EXPERIENCE

The paper considers the specific features of regional policy as a complex of measures which aims at supporting territories. The emphasis is set upon social direction of regional policy for local territories. As an example, the implementation of regional policy in Kemerovo region is considered. Such mechanisms of regional policy as program methods of territories’ support and using professional celebrations for social sphere and infrastructure development of Kuzbass local territories are emphasized.

Текст научной работы на тему «Социальная направленность региональной политики в отношении локальных территорий: опыт Кузбасса»

УДК 316.33:32

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЛОКАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ КУЗБАССА

С. Г. Четошников1' @

Поступила в редакцию 16.02.2016 Принята к печати 24.05.2016

Кемеровский государственный университет @ 8а-1щЫ@уапйех. ги

Ключевые слова:

политика региональная, политика социальная, программа государственная, развитие социальное, территории локальные.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности региональной политики как комплекса мероприятий, ориентированных на поддержку территорий. Основной акцент делается на социальной направленности региональной политики в отношении локальных территорий. В качестве примера рассматривается реализация региональной политики в Кемеровской области. В статье обращается внимание на такие механизмы региональной политики, как программные методы поддержки территорий и использование профессиональных праздников для развития социальной сферы и инфраструктуры локальных территорий Кузбасса.

Для цитирования: Четошников С. Г. Социальная направленность региональной политики в отношении локальных территорий: опыт Кузбасса // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 1. С. 23 - 29.

В настоящее время в большинстве публикаций региональная политика рассматривается преимущественно как политика, проводимая Центром в отношении регионов. Однако условия жизни населения в регионах определяются не только федеральными стратегиями развития и политикой Центра, но и политикой региональных властей, а также спецификой местного развития. Поэтому региональная политика может рассматриваться как политика региона в отношении территорий, составляющих его. В данном качестве региональная политика - это использование властных механизмов в решении проблем обустройства территорий, решении задач социального и политического развития населения, а также поддержания сбалансированности социально-экономических и политических отношений в регионе.

Необходимость проведения региональной политики в первую очередь обусловлена межтерриториальными диспропорциями в развитии конкретного социального пространства. Источниками данных диспропорций являются особенности социально-экономического развития территорий и региона в целом, система расселения на территории, территориальная неравномерность распределения природных ресурсов, жизненных удобств для человека. Реализация мероприятий региональной политики представляется важной для преодоления кризисного и/или депрессивного состояния отдельных локальных территорий.

В большинстве публикаций подчеркивается социально-экономическая направленность региональной политики. Основной акцент делается на обеспечении экономического развития территорий, создании рабочих мест, защите окружающей среды, решении проблем занятости и безработицы. Однако региональная политика имеет ярко выраженную социальную направленность. Ее значимость обусловлена воздействием на условия жизни конкретных людей, населения территорий, ориентацией на решение социально значимых проблем.

Социальная направленность региональной политики в отношении локальных территорий способствует формированию адаптивных условий, которые направлены на снижение негативных воздействий «внешней среды», а также обеспечивают преодоление возможных отставаний в социальном развитии.

По-нашему мнению, основные задачи региональной политики в отношении локальных территорий сводятся к следующему:

- развитие учреждений социальной сферы локализованных территорий;

- обеспечение инфраструктурного развития территорий;

- сокращение внутрирегиональных (межтерриториальных) диспропорций в социально-экономическом развитии;

- повышение уровня и качества жизни населения, сокращение различий между городом и селом по уровню развития инфраструктуры;

- оптимизация системы расселения в регионе, поддержание и сохранение существующей сети поселений.

Региональная политика, являясь инструментом социального развития территорий, предполагает изменение социальных практик и отношений, которые обеспечивают жизнь и деятельность населения [18, с. 17]. Фокус региональной политики ориентирован на сглаживание резкой социальной дифференциации, выравнивание условий жизни населения, обеспечение доступа людей к культурным благам и социальной инфраструктуре, поддержание и улучшение системы жизнеобеспечения территорий, системы коммуникаций и социальных связей, преодоление депрессивного состояния маргинальных территорий. В данном контексте назначением региональной политики является обеспечение жизненно важных интересов населения территорий. Реализация социальной составляющей региональной политики представляет собой систему мер, предпринимаемых для це-

ленаправленного осуществления дифференцированных жизненно важных интересов людей, проживающих на разных территориях, как субсидиарный (вспомогательный) рычаг сохранения стабильности и интегративности общества.

Социально ориентированная региональная политика, проводимая в интересах локальных территорий, должна быть направлена на реализацию принципа социальной справедливости. Это особенно актуально, когда социальные противоречия и контрасты местного развития, разрыв в возможностях и ресурсах территорий порождают стремление к нелегитимным формам регулирования (например, частные интересы, риски и ожидания населения на территории).

Региональная социальная политика представляет собой обеспечение государством (в том числе и на региональном уровне), его институтами социальных прав человека независимо от мест его проживания. В их числе состоят право на труд и его достойную оплату, на образование, на охрану здоровья, на здоровую окружающую среду, на социальное обеспечение и социальное обслуживание, на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, на интеграцию инвалидов в общество [16, с. 57].

Российская специфика региональной социальной политики связана с особенностями модели социальной политики, к которым, в частности, относятся сравнительно высокая доля государственного регулирования и финансирования системы социальной защиты и учреждений социальной сферы, низкая доля привлечения финансовых средств частных коммерческих структур, участвующих в региональных проектах социальной направленности.

Региональная политика ориентирована на качественное изменение локальных территорий. С позиции социальной значимости региональная политика должна быть ориентирована на изменение качества человеческого капитала (например, создание условий для развития систем образования, здравоохранения, культуры). Кроме того, региональная политика должна быть нацелена на обеспечение внутренней связанности территории региона. Инфраструктурное развитие должно обеспечивать транспортную доступность крупных административных и экономических центров региона и пр.

Региональная политика может быть сфокусирована вокруг следующих узловых проблем территорий.

- Депрессивность и маргинальность. Проявляются в оттоке трудоспособного и наиболее дееспособного населения в «перспективные» территории, а также в экономической несостоятельности населенных мест и заметном снижении уровня социальной организации населения.

- Периферийность. Данная проблема может совмещаться с маргинальностью и депрессивностью. Она может быть обусловлена оторванностью территорий от образцов «нормального» развития и слабостью коммуникаций с урбанизированными зонами.

- Дисфункциональность территорий, связанная со снижением значимости ранее сформированных функций и переносом этих функций в другие территориальные образования.

Разновидностью региональной и муниципальной политики на низовом поселенческом уровне является

микрополитика. Она характеризуется самодеятельностью населения, инициативами местных сообществ и взаимодействием органов власти с жителями по поводу реализации специфических функций территорий. Характер и направленность региональной микрополитики зависят от социально-политического контекста повседневной жизни, доверия к муниципальным и региональным органам власти со стороны жителей локальных территорий [17, с. 50].

Важным моментом в реализации региональной политики является проблема доверия к политическим институтам в регионе. На региональном уровне население склонно демонстрировать более высокий уровень поддержки институтов и фигур власти, в чьих руках сконцентрирована реальная власть, нежели представительным органам власти. Доверие является одним из факторов, которое поддерживает устойчивость регионального сообщества, поскольку доверие обеспечивает причастность к жизни регионального сообщества, участвует в формировании новых отношений сотрудничества и солидарности [2, с. 223].

Несмотря на определенный эффект и результаты мероприятий, которые направлены на смягчение социальных проблем территорий, региональная социальная политика встречает часто противоречивое отношение у представителей регионального сообщества. Региональная политика выступает в качестве механизма, сдерживающего региональное сообщество от проявлений дез-организаций и протестных настроений. Социально ориентированная региональная политика приобретает значимость в условиях формирования системы харизматического политического лидерства в регионе (пример -Кемеровская область).

Реализация направлений и мероприятий региональной политики предполагает необходимость согласования и учета интересов различных заинтересованных субъектов.

В первую очередь на направленность региональной политики и ее социальную ориентацию оказывают влияние потребности и интересы населения самих территорий. В своей политике региональные органы власти вынуждены учитывать не только общие интересы населения территорий, но и дифференцированные интересы разных возрастных и социальных групп. Основными каналами артикуляции интересов населения являются обращения в органы местной и региональной власти. Однако в значительной степени реализация региональной политики опирается исключительно на государственное волеизъявление на уровне региона.

В современных российских условиях на содержание и формы проявления региональной политики воздействуют корпоративные интересы бизнес-субъектов, связанные с экономическим развитием локальных территорий. К ним могут относиться бизнес-элита региона (руководители и владельцы крупных предприятий, особенно региональных монополистов), имеющие свои интересы на локальном уровне, представители среднего и малого бизнеса, бизнес-структуры федерального уровня. Особую роль играют федеральные сырьевые компании, которые оказывают существенное влияние на экономический профиль территорий, «продвигая» свои инвестиционные проекты. Более того, крупные корпорации часто используют региональные и территориаль-

ные администрации как лоббистов свои собственных проектов, пытаясь таким образом переложить часть затрат на формирование инфраструктур для собственного бизнеса на государство. Необходимо отметить, что владельцы производственных активов - собственники предприятий играют зачастую центральную роль в обеспечении функционирования моногородов и, соответственно, обеспечивают необходимую занятость населения локальных территорий.

Осуществление региональной политики невозможно без взаимодействия региональной власти и органов местного самоуправления. Практика деятельности местного самоуправления в настоящее время свидетельствует о его несамостоятельности, зависимости от региональной власти. Основным ее проявлением выступает финансовая зависимость, поскольку органы местной власти не обладают самостоятельной финансовой базой и в своей деятельности зачастую зависят от политики региональных властей. Активная региональная политика (особенно имеющая ярко выраженную социальную направленность), нивелирует значимость местного самоуправления как самостоятельного центра принятия решений, оставляя ему роль передаточного механизма в реализации мероприятий региональной политики в интересах локальных территорий.

Органы местного самоуправления реализуют региональную политику на уровне территорий на местах. В современных условиях местный, муниципальный уровень призван в значительной мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках региональной политики, привязать их к особенностям муниципальных образований, локальных территорий, учесть специфику демографических, экономических, экологических, ресурсных и прочих аспектов муниципального образования [1, с. 52].

Одним из примеров активной региональной политики, сфокусированной на поддержке локальных территорий, является опыт Кемеровской области.

Для Кузбасса особенно актуальной является ситуация в локальных территориях, расположенных в монопрофильных городах - на территориях бывших рабочих поселков и селитебных зон, сформировавшихся вокруг угледобывающих предприятий. Исторически в Кемеровской области формировалась конгломератная структура городского расселения (по схеме предприятие -поселок). Поэтому особенностями городов Кузбасса стали формирование значительных по территории сель-ско-городских зон и ограниченное развитие социальной инфраструктуры городов и поселков региона.

Основными механизмами реализации региональной политики в отношении локальных территорий в Кузбассе стали использование программных методов регулирования территориального развития и концентрированная поддержка территорий посредством участия региональной власти в подготовке к профессиональным праздникам.

Использование программных методов регулирования развития региона находит свое практическое выражение в государственных программах, разрабатываемых и реализуемых региональными органами власти.

Анализ государственных программ Кемеровской области за 2013 - 2015 гг., сфокусированный вокруг определения их целей, задач и мероприятий, позволяет

продемонстрировать основные направления программного регулирования развития локальных территорий Кемеровской области. Таковыми являются: экономическое развитие территорий, социальная поддержка населения, развитие социальной сферы, поддержание и модернизация инженерной инфраструктуры, повышение безопасности и решение экологических проблем.

Программная поддержка экономического развития локальных территорий предполагает обеспечение развития отраслей экономики, которые являются базовыми для Кемеровской области (прежде всего, угольная промышленность), повышение инвестиционной привлекательности и диверсификацию экономики, поддержку реализации инвестиционных проектов [13]. Инструментами развития экономики локальных территорий могут быть программы, направленные на развитие сельского хозяйства и малого бизнеса. Так, например, государственная программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 -2016 гг. включает в себя такие направления: поддержка развития сельскохозяйственного производства, переработки продукции, техническая модернизация, поддержка малых форм хозяйствования на селе, а также устойчивое развитие сельских территорий (в том числе улучшение качества жизни в сельской местности) [3].

Для обеспечения социальной поддержки населения территорий в Кемеровской области реализуются Государственные программы «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. и «Социальная поддержка населения Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. Данные программы включают следующие направления:

- повышение уровня жизни отдельных категорий граждан;

- решение жилищных проблем населения территорий (обеспечение жильем нуждающихся граждан и переселение жителей территорий из аварийного жилья);

- улучшение качества и объемов социальных услуг для граждан пожилого возраста, социальная поддержка инвалидов, ветеранов труда, пенсионеров, малообеспеченных граждан, развитие социального обслуживания населения территорий, улучшение качества жизни инвалидов и пенсионеров.

Отдельную группу представляют мероприятия, направленные на поддержку проектов местного развития шахтерских городов и поселков. Они предусматривают финансирование из федерального бюджета переселения граждан из ветхого жилья при закрытии угледобывающих предприятий на территории региона [4; 11].

В сфере развития инженерной и транспортной инфраструктуры локальных территорий программная поддержка направлена на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения), внедрение энергосберегающих технологий, строительство и реконструкция дорог местного значения, удовлетворение спроса населения в пассажирских перевозках, повышение доли экологически чистого транспорта, а также благоустройство территорий [5; 8].

Отдельный блок представляют собой государственные программы, направленные на развитие учреждений социальной сферы. Описывающие направления реализации программных мероприятий:

- в сфере здравоохранения - обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, повышение эффективности их работы, укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения и кадровое обеспечение учреждений [9];

- в сфере культуры - сохранение культурного наследия территорий, обеспечение деятельности дополнительного профессионального образования, улучшение материально-технической базы учреждений культуры, этнокультурное развитие наций и народностей [6];

- в сфере образования - обеспечение гарантий получения дошкольного и школьного образования, обеспечение деятельности организаций для детей-сирот, инвалидов, организаций дополнительного профессионального образования, развитие профессионального образования [10].

Основными направлениями реализации государственных программ, ориентированных на повышение уровня безопасности являются: повышение уровня пожарной безопасности территорий, защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, борьба с преступностью, асоциальным поведением, профилактика правонарушений, противодействие злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту, социальная реабилитация лиц, отбывших наказание, повышение безопасности дорожного движения [7].

Отдельный сегмент данного направления представляют собой программы в сфере экологической безопасности территорий. Среди основных направлений программных мероприятий можно отметить: улучшение экологических условий проживания населения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, ликвидация последствий прошлой деятельности промышленных предприятий, обеспечение водными ресурсами населения территорий, восстановление водных и лесных ресурсов территорий, что является актуальными направлениями для развития нашего региона [12].

В целом государственные программы Кемеровской области ориентированы на реализацию жизненно важных интересов и потребностей населения территорий. Основным недостатком программного регулирования является недостаточная сфокусированность на интересах отдельных территорий (или групп территорий).

Другим инструментом поддержки развития локальных территорий со стороны региональной власти является использование профессиональных праздников для инвестиций в развитие городов Кузбасса и отдельных территорий. В настоящее время данный инструмент региональной политики активно используется для укрепления и развития социальной сферы и инфраструктуры городов Кузбасса. Традиционными в регионе стали кампании подготовки к празднованию Дня шахтера и Дня железнодорожника. В рамках подготовительных мероприятий основные усилия региональной и муниципальной власти направлены на ремонт и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. В данной сфере наиболее значимыми задачами являются: укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и учреждений здравоохранения (строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования и здравоохранения, модернизация учебной и учебно-лабораторной базы учебных заведений и др.). Например, в рамках подготовки ко Дню шахтера в Прокопьевске были отремонтированы пять школ, пять медучреждений и три детских сада, реконструирован дворец культуры имени Маяковского [15]. В рамках проведения мероприятий по подготовке к значимым для региона осуществляются также мероприятия по ремонту дорог, благоустройству территорий. Так, например, в 2011 г. в рамках подготовки к празднованию Дня шахтера в г. Калтан осуществлялись мероприятия по благоустройству территории поселка Малышев Лог (строительство пешеходных зон, обустройство заборов, ограждений и др.) [14].

Региональная политика в отношении локальных территорий является инструментом реализации жизненно важных интересов населения, в необходимой мере ориентируется на потребности обустройства территорий, а также способствует смягчению диспропорций в социальном и экономическом развитии территорий. В условиях Кузбасса использование программных методов и концентрированных инвестиций в развитие социальной сферы и инфраструктуры стали технологиями сопровождения обеспечения социального развития территорий.

Литература

1. Галиева И. С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных условиях // Известия Саратовского университета. (Серия: Социология, Политология). 2013. Т. 13. № 3. С. 50 - 54.

2. Галиулин Д. Л. Социальное доверие и социальный капитал в региональной политике развития // Вестник ТОГУ. 2009. № 2(13). С. 221 - 228.

3. Государственная программа Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 - 2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/-download/ako/PostN464 ot131025.pdf

4. Государственная программа Кемеровской области «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN46 1ot131025.pdf

5. Государственная программа Кемеровской области «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN458 ot131024.pdf

6. Государственная программа Кемеровской области «Культура Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/-content/blogcategory/130/137/

7. Государственная программа Кемеровской области «Обеспечение безопасности населения Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/content/blogcategory/130/137/

8. Государственная программа Кемеровской области «Оптимизация развития транспорта и связи Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN405 ot130924.pdf

9. Государственная программа Кемеровской области «Развитие здравоохранения Кузбасса» на 2014 - 2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN443ot131015.pdf

10. Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 -2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN367 ot130904.pdf

11. Государственная программа Кемеровской области «Социальная поддержка населения Кузбасса» на 2014 -2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/Post N468ot131025.pdf

12. Государственная программа Кемеровской области «Экология и природные ресурсы Кузбасса» на 2014 -2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN460 ot131025.pdf

13. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014 -2016 гг. // Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN37 6ot130913.pdf

14. День шахтера и День железнодорожника-2011 // Интернет-портал органов государственной власти Кемеровской области. 17.06.2011. Режим доступа: http://www.kemobl.ru/press/viewtext.asp? С57505=0п

15. Подготовка Прокопьевска ко Дню Шахтера обошлась в 2 миллиарда // Газета Кемерово. 29.08.2015. Режим доступа: http://gazeta.a42.ru/lenta/show/podgotovka-prokopevska-ko-dnyu-shahtera-oboshlas-v-2-milliarda.html

16. Фахрутдинова Е. В., Хуснутдинова Л. М., Малышев А. Л. Социальная политика: роль и значение в повышении качества жизни населения // Экономические науки. 2010. № 12(73). С. 55 - 60.

17. Четошников С. Г. Региональная политика в отношении сельско-городских территорий // Вестник ТГУ. 2012. № 359. С. 50 - 53.

18. Четошников С. Г. Региональная политика в отношении сельско-городских территорий: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Кемерово, 2012. 26 с.

Информация об авторе:

Четошников Станислав Геннадьевич - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета, [email protected].

SOCIAL INTENTION OF REGIONAL POLICY FOR LOCAL TERRITORIES: KUSBA S S EXPERIENCE

Stanislav G. Chetoshnikov1' @

1 Kemerovo State University @ sa-light@yandex. ru

Abstract: The paper considers the specific features of regional policy as a complex of measures which aims at supporting territories. The emphasis is set upon social direction of regional policy for local territories. As an example, the implementation of regional policy in Kemerovo region is considered. Such mechanisms of regional policy as program methods of territories' support and using professional celebrations for social sphere and infrastructure development of Kuzbass local territories are emphasized.

For citation: Chetoshnikov S. G. Sotsial'naia napravlennost' regional'noi politiki v otnoshenii lokal'nykh territorii: opyt Kuzbassa [Social intention of regional policy for local territories: Kusbass experience]. Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki - Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic sciences, no. 1 (2016): 23 - 29.

References

1. Galieva I. S. Regional'naia sotsial'naia politika: problemy i protivorechiia v sovremennykh usloviiakh [Regional Social Policy: Problems and Contradictions in Modern Russian Conditions]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. (Seriia: Sot-siologiia, Politologiia) -Izvestia of Saratov University. (Series: Sociology. Politology), 13, no. 3 (2013): 50 - 54.

2. Galiulin D. L. Sotsial'noe doverie i sotsial'nyi kapital v regional'noi politike razvitiia [Social Confidence and Social Capital in a Regional Development Policy]. Vestnik TOGU- Bulletin of PNU, no. 2(13) (2009): 221 - 228.

3. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Gosudarstvennaia podderzhka agropromyshlennogo kompleksa i ustoichivogo razvitiia sel'skikh territorii v Kemerovskoi oblasti» na 2014 - 2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "The state support of agro-industrial complex and a sustainable development of rural territories in the Kemerovo region" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/-download/ako/PostN464 ot131025.pdf

4. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Zhilishchnaia i sotsial'naia infrastruktura Kuz-bassa» na 2014 - 2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "Housing and social infrastructure of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN46 1ot131025.pdf

5. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Zhilishchno-kommunal'nyi i dorozhnyi kompleks, energosbe-rezhenie i povyshenie energoeffektivnosti Kuzbassa» na 2014 - 2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "A hous-ing-and-municipal and road complex, energy saving and increase of energy efficiency of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/Post-N458 ot131024.pdf

6. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Kul'tura Kuzbassa» na 2014 - 2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "Culture of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http ://www.ofukem. ru/-content/ blogcategory/ 130/137/

7. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Obespechenie bezopasnosti naseleniia Kuzbassa» na 2014 -2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "Safety of the population of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/content/blogcategory/130/137/

8. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Optimizatsiia razvitiia transporta i sviazi Kuzbassa» na 2014 -2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "Optimization of development of transport and communication of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN405 ot130924.pdf

9. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Razvitie zdravookhraneniia Kuzbassa» na 2014 - 2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "Development of health care of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN443ot131015.pdf

10. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Razvitie sistemy obrazovaniia Kuzbassa» na 2014 - 2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "Development of an education system of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN367 ot130904.pdf

11. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Sotsial'naia podderzhka naseleniia Kuzbassa» na 2014 -2016gg. [A state program of the Kemerovo region "Social support of the population of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/Post N468ot131025.pdf

12. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Ekologiia i prirodnye resursy Kuzbassa» na 2014 - 2016 gg. [A state program of the Kemerovo region "Ecology and natural resources of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN460 ot131025.pdf

Received 16.02.2016 Accepted 24.05.2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords:

regional policy, social policy, state-government program, social development, local territories.

13. Gosudarstvennaia programma «Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaia ekonomika Kuzbassa» na 2014 - 2016 gg. [A state program "Economic development and innovative economy of Kuzbass" for 2014 - 2016]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN37 6ot130913.pdf

14. Den' shakhtera i Den' zheleznodorozhnika-2011 [Day of the miner and Day of the railroader-2011]. 17.06.2011. Available at: http://www.kemobl.ru/press/viewtext.asp? C57505=0n

15. Podgotovka Prokop'evska ko Dniu Shakhtera oboshlas' v 2 milliarda [Preparation of Prokopyevsk by Day of the Miner has cost 2 billion]. Gazeta Kemerovo - Kemerovo newspaper, 29.08.2015. Available at: http://gazeta.a42.ru/-lenta/show/podgotovka-prokopevska-ko-dnyu-shahtera-oboshlas-v-2-milliarda.-html

16. Fakhrutdinova E. V., Khusnutdinova L. M., Malyshev A. L. Sotsial'naia politika: rol' i znachenie v po-vyshenii ka-chestva zhizni naseleniia [Social policy: a role and value in improvement of quality of life of the population]. Ekonomi-cheskie nauki - Economic sciences, no. 12(73) (2010): 55 - 60.

17. Chetoshnikov S. G. Regional'naia politika v otnoshenii sel'sko-gorodskikh territorii [Regional policy on rural-urban territories]. Vestnik TGU- Tomsk State University Journal, no. 359 (2012): 50 - 53.

18. Chetoshnikov S. G. Regional'naia politika v otnoshenii sel'sko-gorodskikh territorii. Avtoref. diss. kand. sotsiol. nauk [Regional policy on rural-urban territories. Cand. social Sci. Diss. Abstr.]. Kemerovo, 2012, 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.