Научная статья на тему 'Положительные и отрицательные стороны применения программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области'

Положительные и отрицательные стороны применения программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TARGET-ORIENTED APPROACH / TARGETED PROGRAMS / PERFORMANCE EVALUATION / INFORMATION SOCIETY / E-GOVERNMENT / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмарова Ольга Викторовна

В статье рассматривается применение программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области. Учитывается мировой опыт и влияние реализации программно-целевого подхода информатизации российского общества в целом. Особое внимание отводится государственной программе «Информационное общество Кузбасса» на 2014 2017 годы. Анализируется методика оценки результатов данной программы. Изучаются текущие показатели ее реализации. Результатом исследования выступают положительные и отрицательные стороны применения программно-целевого подхода информатизации общества. Кроме того, отрицательные стороны рассматриваются в качестве направлений дальнейшего совершенствования данного процесса и включают в себя методические и практические аспекты применения программно-целевого подхода информатизации общества, а также оценки его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашмарова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF TARGET-ORIENTED APPROACH TO THE INFORMATIZATION OF THESOCIETY IN KEMEROVO REGION

The paper reflects the practice of a target-oriented approach to the informatization of the ociety in Kemerovo region. The author considers world experience and effect of realization of a target-oriented approach to the informatization of the Russian society on the whole. Particular attention is paid to the government program “Informational society of Kuzbass”, 2014-2017. The paper analyzes a method of evaluation of the program. The author studies the current performance of its realization. Positive and negative aspects of the practice of a target-oriented approach to the informatization of the society constitute the research result. Besides, negative aspects are considered as areas for further improvement of the process. They include methodological and practical aspects of target-oriented approach to the informatization of the society and evaluation of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Положительные и отрицательные стороны применения программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области»

Экономические науки

Economics Sciences

УДК 332.142

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О. В. Ашмарова1' @

Поступила в редакцию 18.02.2016 Принята к печати 30.05.2016

Кемеровский государственный университет ®olga_ashmarova@mail. ги

Ключевые слова:

программно-целевой подход, целевые программы, оценка эффективности, информатизация общества, электронное правительство, Кемеровская область.

Аннотация: В статье рассматривается применение программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области. Учитывается мировой опыт и влияние реализации программно-целевого подхода информатизации российского общества в целом. Особое внимание отводится государственной программе «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 годы. Анализируется методика оценки результатов данной программы. Изучаются текущие показатели ее реализации. Результатом исследования выступают положительные и отрицательные стороны применения программно-целевого подхода информатизации общества. Кроме того, отрицательные стороны рассматриваются в качестве направлений дальнейшего совершенствования данного процесса и включают в себя методические и практические аспекты применения программно-целевого подхода информатизации общества, а также оценки его эффективности.

Для цитирования: Ашмарова О. В. Положительные и отрицательные стороны применения программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 1. С. 30 - 38.

Процесс информатизации общества в Кемеровской области выступает неотъемлемой составляющей процесса информатизации как российского, так и мирового сообщества в целом, так как по своей природе он непосредственно связан с мировой интеграцией и глобализацией.

Цель данной исследовательской работы заключается в определении положительных и отрицательных сторон применения программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области. Для того чтобы достичь поставленной цели анализируются исторический, нормативно-правой и методический аспекты применения программно-целевого подхода к информатизации общества, а также рассматривается практика реализации программно-целевого подхода с учетом динамики финансирования и текущих результатов.

Информатизация общества в современной России является продолжением процесса информатизации общества в СССР, в котором наибольшие темпы роста отрасли вычислительной техники наблюдались в период с 1970 г. по 1985 г. (1585 %) [7, с. 163 - 166].

К сожалению, после распада СССР была потеряна большая часть его производственно-экономической базы. Дальнейшее развитие информатизации общества в нашей стране происходит с отставанием от стран-лидеров [9, с. 10]. Основываясь на успехах применения программно-целевого подхода информатизации общества таких программ, как «Электронная Европа» в Германии, Ирландии и Франции, «Стратегии электронного правительства» в США и других, в России также обратились к программно-целевому подходу в информати-

зации общества для ликвидации отставания в развитии данного процесса [10].

Особенностью использования программно-целевого подхода информатизации общества является тот факт, что данный процесс выступает исторически новым, быстро развивающимся и охватывающим практически все сферы общественной жизни и поэтому имеющим стратегическое значение для экономики страны. Большое распространение применение программно-целевого подхода информатизации общества получило при формировании электронного правительства [6].

На сегодняшний день программно-целевой подход к формированию информационного общества в России применяется при реализации широкого ряда целевых программ разного уровня, разработанных в рамках следующих документов:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 гг. и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоря-

жением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р [1].

Стратегия развития отрасли информационных технологий в России на 2014 - 2020 гг. ставит своими целями трансформацию сферы информационных технологий в полноценную отрасль экономики страны, повышение производительности труда в различных отраслях за счет внедрения информационных технологий, а также обеспечение высокого уровня информационной безопасности граждан [10].

В настоящее время в России в сфере информатизации общества действует ряд целевых программ различного уровня, что обусловлено в первую очередь всеобъемлющим характером процесса информатизации. Одной из важнейших среди них является государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)», пришедшая на смену федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)».

Стоит отметить, что реализация целевых программ в сфере информатизации происходит в условиях отставания внесения изменений в нормативно-методическую базу, необходимую для их полноценной реализации. Например, Федеральный закон «Об электронной подписи» появился лишь в апреле 2011 г. через 11 лет после начала действия программы «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)». Также повышение квалификации соответствующих специалистов не всегда успевает за развитием других направлений целевых программ.

В рамках данной работы важно обратить внимание на государственную программу «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 гг., утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 сентября 2013 г. № 400.

Цель программы сформулирована следующим образом: получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий, повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления Кемеровской области, внедрение спутниковых навигационных технологий [2].

Цели и задачи государственной программы «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 гг. соподчиняются с целями и задачами Стратегии развития отрасли информационных технологий в России на 2014 - 2020 гг. и государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)». В государственной программе «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 гг. они переносятся на региональный и муниципальный уровни. Это является примером проявления программно-целевого подхода информатизации общества региона на всех уровнях.

Важно обратить внимание, что в государственной программе «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 гг. в задачи также выносится следующий пункт: «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в транспортной сфере Кемеровской области». Постановка данной задачи и выделение ее в отдельную подпрограмму является уникальной особенностью государственной программы Кемеровской области. Однако сохраняющаяся ориентация по остальным показателям, в перовую очередь, на

закупку и внедрение зарубежных информационных технологий и программного обеспечения затрудняет следование курсу экономики в сторону импортозамещения.

Далее обратимся к методическому аспекту применения программно-целевого подхода информатизации общества. Рассмотрим методику оценки эффективности результатов, прописанную в Государственной целевой программе «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 гг.

Критерии оценки эффективности Государственной программы подразделяются на два вида:

1) эффективность использования средств областного бюджета, направленных на ее реализацию;

2) динамика достижения значений целевых показателей и индикаторов.

Согласно данной методике для того, чтобы рассчитать эффективность использования средств областного бюджета за отчетный год, необходимо использовать формулу:

ЦИ

ЭИ = *100 %, ОФ

ЭИ - эффективность использования средств областного бюджета,

ЦИ - показатель достижения плановых значений целевых показателей и индикаторов в целом по Государственной программе,

ОФ - степень соответствия фактических объемов финансирования из областного бюджета на реализацию Государственной программы запланированному уровню.

Государственная программа устанавливает следующие критерии оценки эффективности, представленные в таблице 1 «Критерии оценки эффективности Государственной программы «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 г.» [2].

Таблица 1. Критерии оценки эффективности Государственной программы «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 гг. Table 1. Criteria for assessing the effectiveness of the government program "Informational society of Kuzbass", 2014 - 2017

Значение ЭИ Эффективность программы

> 100 % Высокоэффективная

75 - 100 % Эффективная

60 - 74 % Удовлетворительная

60 % < Неэффективная

В зависимости от запланированных мероприятий программой предусмотрены целевые показатели, оцениваемые как в абсолютных, так и в относительных величинах. Также предполагается определение уровня удовлетворенности граждан качеством оказываемых государственных и муниципальных услуг в результате проведения соответствующего социологического исследования. Однако по ряду целевых показателей нельзя однозначно оценить, что их выполнение приведет к достижению цели программы, а именно к получению гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий.

Важно отметить, что данный методический подход концентрируется на оценке результативности целевых программ. В методике употребляется термин эффективность, однако оценка эффекта от проведения мероприятий программ и затрат на их реализацию не проводится.

Подчеркнем, что на федеральном уровне наблюдается схожая ситуация. Эффективность выполнения программ рассматривается как степень достижения запланированных результатов при условии соблюдения обоснованного объема расходов, в то время как в экономике аналогичное определение дается понятию результативности.

Экономический эффект от информатизации общества может иметь стоимостную оценку и рассчитываться как суммарный прирост прибыли организации за счет экономии расходов и увеличения выручки. Пути достижения такого эффекта могут быть через увеличение скорости производственных процессов с помощью внедрения информационных технологий, а также за счет сокращения расходов на осуществление документооборота на печатных носителях и через другие показатели,

зависящие от специфических особенностей работы организации. Также необходимо оценивать социальный и экологический эффекты информатизации общества. Само внедрение информационных технологий, на взгляд автора, не должно рассматриваться как эффект информатизации общества.

В начале действия государственной программы «Информационное общество Кузбасса» в сентябре 2013 г. Кемеровская область по значению сводного индекса готовности к информационному обществу занимала 6-е место среди субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО) и 46-е место в России [1].

На рис. 1 представлены места, занимаемые Кемеровской областью в России и в СФО по сводному индексу и его подындексам.

В целом можно сделать вывод, что наибольшее внимание при реализации программы «Информационное общество в Кузбассе» необходимо уделять повышению позиции региона по таким подындексам, как «Человеческий капитал», «ИК-инфраструктура» и «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением».

ИКТ в образовании ИКТ в медицине ИКТ в культуре ИКТ в домохозяйствах ИКТ в бизнесе Сводный индекс Электронное правительство Экономическая среда Человеческий капитал ИК-инфраструктура

0

10

Место в СФО Место в РФ

20

30

40

50

60

70

80

Рис. 1. Места, занимаемые Кемеровской областью в России и в СФО по сводному индексу и его подындексам Fig. 1. The ranking positions of Kuzbass in Russia and in the Siberial Federal District: composite index and subindicis

В сентябре 2013 г. на начало действия данной государственной программы были определены следующие проблемы, характерные для региональной информатизации Кемеровской области:

- «лоскутная автоматизация» - наличие большого количества разнородных информационных ресурсов и систем исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, которые не имели единого управления и возможностей оперативного информационного взаимодействия, отсутствовали единые стандарты по их формированию и внедрению;

- недостаточно развитая общая ИК-инфраструк-тура, обеспечивающая эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и исполнительных органов государственной власти;

- в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления затруднен процесс укомплектования ИТ-специалистами [2].

На рис. 2 представлен объем финансового обеспечения реализации Государственной программы «Информационное общество в Кузбассе» по годам.

Из рис. 2 видно, что пик объема финансирования был запланирован на 2015 г. При этом важно учесть, что в 2014 г. были привлечены средства федерального (29 %), областного (53 %) и местных (18 %) бюджетов. В 2015 г. реализацию программы обеспечивали средства федерального (22 %) и областного (78 %) бюджетов. А в 2016 и 2017 гг. запланировано полное обеспечение программы лишь за счет средств регионального бюджета.

Как показано на рис. 3, первые два года реализации наибольший удельный вес в финансировании отводится подпрограмме «Повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг».

Рис. 2. Объем финансового обеспечения реализации Государственной программы «Информационное общество в Кузбассе» с 2014 г. по 2017 г.

Fig. 2. The volumes offunding of the government program "Informational society of Kuzbass" for 2014 - 2017

В последующие годы на первый план по доле в финансировании выходит подпрограмма «Информационное общество и электронное правительство». Она направлена на углубление процесса информатизации в различные сферы жизнедеятельности общества и базируется на результатах подпрограммы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе проведенных социологических исследованиях и мероприятиях по повышению квалификации.

Однако экономическая ситуация в Кемеровской области и текущие результаты реализации государственной программы внесли коррективы в ее финансовое обеспечение. Сравнение запланированного финансового обеспечения согласно постановлению Коллегии администрации Кемеровской области от 20 сентября 2013 г. № 400 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Информационное общество Кузбасса» на

2014 - 2017» [2], Закону Кемеровской области от 12 декабря 2014 г. № 118-ОЗ «Об областном бюджете на

2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [3], Закону Кемеровской области от 8 декабря 2015 г. «Об областном бюджете на 2016 год» [5], а также фактического финансового обеспечения согласно Закону Кемеровской области от 8 июля 2014 г. № 70-ОЗ «Об исполнении областного бюджета на 2014 год» [4] представлено в таблице 2.

Из таблицы 3 видно, что в 2014 г. фактическое финансовое обеспечение программы превысило запланированное на 36,9 %. При этом такое превышение было обусловлено ростом более чем в два раза по сравнению с плановым финансированием обеспечения подпрограммы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг», удельный вес которой в плановой струк-

туре финансирования программы был наибольшим (66 %). Фактическое финансирование остальных подпрограмм в 2014 г. было меньше заложенного в программе.

В 2015 г. финансовое обеспечение программы, заложенное в областном бюджете, превысило значение, прописанное в программе, на 6,7 %. Так же, как и в 2014 г., превышение финансирования наблюдается лишь по подпрограмме, направленной на повышение эффективности и результативности деятельности органов власти. По другим подпрограммам сохраняется отрицательное отклонение средств областного бюджета от финансирования, указанного в программе.

В 2016 г. сохраняется превышение средств, заложенных в областном бюджете, над обеспечением, прописанным в программе. Оно является наиболее существенным за исследуемые три года и составляет 43,8 %. При этом превышение наблюдается по всем подпограммам, кроме подпрограммы «Информационное общество и электронное правительство». По ней происходит незначительное отрицательное отклонение от планового финансирования, указанного в программе, на 13 %.

На основании текущих отчетов о реализации государственной программы Кемеровской области «Информационное общество Кузбасса» можно сделать вывод о том, что за период с 2014 г. по июнь 2015 г. по большинству статей финансовое обеспечение не превышает лимиты, а целевые показатели и индикаторы достигают плановых значений. К наиболее активно реализуемым мероприятиям программы можно отнести закупку и установку оборудования (серверов, компьютеров, принтеров, МФУ и т. д.), закупку и установку программного обеспечения, разработку и внедрение автоматизированных информационных систем. Также особое внимание отводится мероприятиям по защите информации и открытию МФЦ.

Важно обратить внимание на зафиксированные на настоящий момент отклонения от заложенных в программе объемов финансирования, от прописанных значений показателей и индикаторов.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2014

2015

2016

2017

□ Подпрограмма "Информационное общество и электронное правительство"

□ Подпрограмма "Повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг"

□ Подпрограмма "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности"

□ Подпрограмма "Реализация государственной политики"

Рис. 3. Структура распределения финансового обеспечения между подпрограммами в период с 2014 г. по 2017 г. Fig. 3. The structure offunding distribution among the subprograms for 2014 - 2017

Так, на 1 июля 2015 г. в Кемеровской области функционировало 25 МФЦ. Также с 2014 г. действуют 8 мобильных МФЦ. Удельный вес городских округов и муниципальных районов Кемеровской области, на территории которых осуществляет деятельность МФЦ, в общем числе городских округов и муниципальных районов Кемеровской области составляет 73,5 % (план на январь - июнь 2015 г. - 67 %). Такое превышение зафиксированного в программе показателя удалось достигнуть за счет уточнения в 2014 г. схемы размещения МФЦ.

Благодаря уточнению схемы размещения МФЦ и расширению работ по их созданию в 2014 г. удалось достигнуть того, что доля населения области, имеющего доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе на базе МФЦ, от численности населения Кемеровской области - 48,6 % (план на 2014 г. - 40 %). А также достичь показателя уровня удовлетворенности населения области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг от общего числа опрошенных в размере 94 % (план на 2014 г. - 70 %).

Однако по данным Росстата за 2014 г. удельный вес граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в общей численности населения Кемеровской области составил лишь 21,6 % (план на январь - июнь 2015 г. -40 %). Значение показателя обусловлено низкой активностью граждан в механизме получения услуг в электронном виде. Данная ситуация наблюдается на фоне выполнения плановых показателей, касающихся популяризации в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СМИ и распространения среди населения информации о деятельности МФЦ.

Отметим, что превышение запланированных показателей наблюдается также по направлению «Использование ИКТ в архивном деле». Так, доля архивных документов, которые были включены в электронные описи, в общем объеме документов государственных архивов - 30 % (план на 2014 г. - 20 %) и 63 % (план на январь - июнь 2015 -30 %). Закупленное и установленное во второй половине 2011 - 2013 г. оборудование для сканирования для двух государственных архивов и освоение его сотрудниками архивов позволило фактически в 1,5 - 2 раза увеличить планируемые показатели.

Важно обратить внимание, что реализация подпрограммы «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности», которая является отличительной особенностью программы по информатизации общества именно в Кемеровской области, в настоящее время затруднена. Данный факт обусловлен сокращением лимитов бюджетных обязательств на 2014 - 2015 гг., а также тем, что не поступили предусмотренные соглашением с Минтрансом РФ субсидии на 2014 г.

Кроме того, рассматривая ход реализации государственной программы «Информационное общество Кузбасса», необходимо обратить внимание на существенные достижения в информатизации тех или иных сфер общественной жизни региона.

Так, значительная база автоматизированных информационных систем создана и действует в сфере образования, к ним относятся АИС: «Дошкольное образовательное учреждение», «Электронная школа» и «Электронное профессиональное образование».

В 2014 г. была начата существенная работа по модернизации, сопровождению и технической поддержке системы территориального планирования Кемеровской области. Началась работа по разработке слоев «Проекты планировок», «Туризм. Виды. Маршруты», «Сейсмическое районирование» и «Ресурсная карта». Данные слои, в пер-

вую очередь, отражают специфику региона и планируемых направлений его развития. В 2015 г. работа над системой продолжилась [8].

В целом, подводя итог исследования использования программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области, можно выделить следующие положительные и отрицательные стороны данного процесса, представленные в таблице 3. При этом они классифицированы в зависимости от того, относятся ли они к методическим или практическим аспектам рассматриваемого вопроса.

Таблица 3. Положительные и отрицательные стороны использования программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области

Table 3. Positive and negative aspects of the practice of a target-oriented approach to the informatization of the society in Kemerovo Region

Положительные стороны Отрицательные стороны

Методические аспекты

1. Соподчиненность целей и задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях использования программно-целевого подхода 1. Большое количество программ на разных уровнях, затрагивающих информатизацию общества, так как данный процесс имеет всеобъемлющий характер

2. Комплексный подход, четкие методические указания по оценке использования программно-целевого подхода 2. Необходимость совершенствования методики в рамках разграничения понятий результативность и эффективность, разработки показателей, однозначно характеризующих достижение целей программы.

Практические аспекты

3. Ориентация на успешный опыт стран-лидеров по информатизации общества 3. Потеря большей части достижений СССР в сфере информатизации, сохраняющееся отставание от стран-лидеров

4. Отставание изменения нормативно-методической базы и повышения квалификации специалистов в сфере использования информационных технологий

4. Ориентация на развитие системы ГЛОНАСС 5. Ориентация на закупку импортного оборудования и программного обеспечения

Важно обратить внимание, что рассмотренные положительные и отрицательные стороны касаются не только применения программно-целевого подхода информатизации общества в Кемеровской области, но и могут быть по многим аспектам перенесены на информатизацию общества в России в целом. Также отрицательные стороны выступают основой для дальнейшей разработки мероприятий с целью совершенствования данного процесса.

В завершении необходимо подчеркнуть, что программно-целевой подход в информатизации общества имеет успешный мировой опыт применения, и его использование в Кемеровской области в настоящее время дает весомые результаты. Однако при применении программно-целевого подхода к информатизации общества необходимо учитывать отрицательные стороны данного процесса, а также разрабатывать и проводить мероприятия по снижению их отрицательного воздействия.

Литература

1. Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 313. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137 (дата обращения: 05.11.2015).

2. Государственная программа Кемеровской области «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 годы, утвержденная постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 сентября 2014 г. № 367. Режим доступа: http://dit42.ru/program.asp?C1=On&n=14 (дата обращения: 07.11.2015).

3. Закон Кемеровской области от 12 декабря 2014 г. № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Режим доступа: http://www.ofukem.ru/content/blogsection/29/152/ (дата обращения: 06.01.2016).

4. Закон Кемеровской области от 8 июля 2015 года № 70-ОЗ «Об исполнении областного бюджета на 2014 год». Режим доступа: http://www.ofukem.ru/content/blogsection/29/152/ (дата обращения: 06.01.2016).

5. Закон Кемеровской области от 8 декабря 2015 г. «Об областном бюджете на 2016 год». Режим доступа: http://www.ofukem.ru/content/blogsection/29/152/ (дата обращения: 06.01.2016).

6. Калашникова Р. В., Попов. С. А. Электронное правительство России: текущее состояние и причины отставания от международного опыта // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2015. № 1. Режим доступа: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/01/02/ (дата обращения: 10.01.2016).

7. Лисичкин В. А., Вирин В. А. Формирование информационного общества: проблемы и перспективы: монография. М.: ИСПИ, 2008. 272 с.

8. Пояснительная записка о результатах реализации государственной программы Кемеровской области «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2017 годы за 2014 год и за 1 полугодие 2015 года. Режим доступа: http://dit42.ru/program.asp?C1=On&n=14 (дата обращения: 08.01.2016).

9. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М: Директ-Медиа, 2013. 291 с.

10. Сединкин М. А. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3. Режим доступа: http://e.lanbook.-com/view/journal/135578/ (дата обращения: 20.01.2016).

11. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. Режим доступа: http://government.ru/docs/8024/ (дата обращения: 05.11.2015).

Информация об авторе:

Ашмарова Ольга Викторовна - магистрант кафедры финансов и кредита Кемеровского государственного университета, olga_ashmarova@mail.ru.

(Научный руководитель: Федулова Елена Анатольевна - доктор экономических наук, профессор кафедры финансы и кредит КемГУ, fedulovaea@mail.ru).

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF TARGET-ORIENTED APPROACH TO THE INFORMATIZATION OF THESOCIETY IN KEMEROVO REGION

Olga V. Ashmarova1' @

Received 18.02.2016 Accepted 30.05.20106

Kemerovo State University @ olga_ashmarova@mail. ru

Keywords:

target-oriented approach, targeted programs, performance evaluation, information society, e-government, Kemerovo region.

Abstract: The paper reflects the practice of a target-oriented approach to the informatization of the ociety in Kemerovo region. The author considers world experience and effect of realization of a target-oriented approach to the informatization of the Russian society on the whole. Particular attention is paid to the government program "Informational society of Kuzbass", 2014-2017. The paper analyzes a method of evaluation of the program. The author studies the current performance of its realization. Positive and negative aspects of the practice of a target-oriented approach to the informatization of the society constitute the research result. Besides, negative aspects are considered as areas for further improvement of the process. They include methodological and practical aspects of target-oriented approach to the informatization of the society and evaluation of its effectiveness.

For citation: Ashmarova O. V. Polozhitel'nye i otritsatel'nye storony primeneniia programmno-tselevogo podkhoda in-formatizatsii obshchestva v Kemerovskoi oblasti [Positive and negative aspects of target-oriented approach to the informatization of the society in Kemerovo region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki - Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic sciences, no. 1 (2016): 30 - 38.

References

1. Gosudarstvennaia programma «Informatsionnoe obshchestvo (2011 - 2020 gody)» [State program "Information Society (2011 - 2020"]. Approved by Resolution of the Russian Government dated 15.04.2014, no. 313. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137 (accessed 05.11.2015).

2. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Informatsionnoe obshchestvo Kuzbassa» na 2014 - 2017 gody [State program of the Kemerovo Region "Kuzbass Information Society" for 2014 - 2017]. Approved by the Board of Administration of Kemerovo region on September 19, 2014 no. 367. Available at: http://dit42.ru/program.asp?C1=On&n=14 (accessed 07.11.2015).

3. Zakon Kemerovskoi oblasti ot 12 dekabria 2014 g. № 118-OZ «Ob oblastnom biudzhete na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017godov». [The law of the Kemerovo region from December 12, 2014 no. 118-OZ "On the regional budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017"]. Available at: http://www.ofukem.ru/content/blogsection/29/152/ (accessed 06.01.2016).

4. Zakon Kemerovskoi oblasti ot 8 iiulia 2015 goda № 70-0Z «Ob ispolnenii oblastnogo biudzheta na 2014 god» [The Law of the Kemerovo region from July 8, 2015 № 70-0Z "On the execution of the regional budget for 2014"]. Available at: http://www.ofukem.ru/content/blogsection/29/152/ (accessed 06.0.2016).

5. Zakon Kemerovskoi oblasti ot 8 dekabria 2015 g. «Ob oblastnom biudzhete na 2016 god» [The Law of the Kemerovo region of 8 December 2015 "On the regional budget for 2016"]. Available at: http://www.ofukem.ru/content/-blogsection/29/152/ (accessed 06.01.2016).

6. Kalashnikova R. V., Popov. S. A. Elektronnoe pravitel'stvo Rossii: tekushchee sostoianie i prichiny otstavaniia ot mezhdunarodnogo opyta [Electronic government of Russia: current status and the reasons for the backlog of international experience]. EGO: Ekonomika. Gosudarstvo. Obshchestvo - The economy. The state. Society, no. 1 (2015). Available at: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/01/02 (accessed 10.01.2016).

7. Lisichkin V. A., Virin V. A. Formirovanie informatsionnogo obshchestva: problemy i perspektivy [Formation of the Information Society: Problems and Prospects]. Moscow: IPSI, 2008, 272.

8. Poiasnitel'naia zapiska o rezul'tatakh realizatsii gosudarstvennoi programmy Kemerovskoi oblasti «Informatsionnoe obshchestvo Kuzbassa» na 2014 - 2017 gody za 2014 god i za 1 polugodie 2015 goda. [The explanatory note of the results of the state program of the Kemerovo Region "Kuzbass Information Society" for 2014 - 2017 in 2014 and the 1st half of 2015]. Available at: http://dit42.ru/program.asp?C1=On&n=14 (accessed 08.01.2016).

9. Rakitov A. I. Filosofiia komp'iuternoi revoliutsii [Computer revolution philosophy]. Moscow: Direkt-Media, 2013,

291.

10. Sedinkin M. A. Vozmozhnosti primeneniia zarubezhnogo opyta formirovaniia elektronnogo pravitel'stva v Rossii [The possibilities of application of foreign experience of building e-government in Russia]. Vestnik Adygeiskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriia 1: Regionovedenie: filosofiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kul'turo-logiia - Bulletin of the Adygeya State University. Series 1: Area Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies, no. 3 (2011). Available at: http://e.lanbook.com/view/journal/135578/ (accessed 20.01.2016).

11. Strategiia razvitiia otrasli informatsionnykh tekhnologii v Rossiiskoi Federatsii na 2014 - 2020 gody i na perspek-tivu do 2025 goda, utverzhdennaia rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 1 noiabria 2013 g. № 2036-r. [The development strategy of the IT industry in the Russian Federation for 2014 - 2020 years, and up to 2025, approved by the Federal Government on November 1, 2013 no. 2036-p]. Available at: http://government.ru/docs/8024/ (accessed 05.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.