ISSN 2074-9414. Food Processing: Techniques and Technology. 2016. Vol. 40. No. 1 УДК 336.5;330.43
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В АПК РЕГИОНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ
Е.А. Федулова1, Т.А. Алабина1,*, Н.М. Березина2
1ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»», 650043, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6
2ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»», 650056, Россия, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5
*e-mail:madam-alabina@yandex. ru
Дата поступления в редакцию: 01.03.2016 Дата принятия в печать: 10.03.2016
Основной проблемой оценки реализации программно-целевого метода на практике является ее сведение к анализу эффективности вложенных государственных средств в отрасль посредством сопоставления средневзвешенного результата по набору целевых индикаторов и результата финансирования без учета фактора времени. Целью работы является разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию подходов к оценке эффективности программно-целевого метода в АПК Кемеровской области для обеспечения населения продовольственными ресурсами. Рассмотрена позиция региональных органов власти к оценке эффективности реализации государственных программ в АПК Кемеровской области, процедура которой изложена в «Положении о государственных программах Кемеровской области» от 21 февраля 2013 г. № 58, утвержденном Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области, и государственной долгосрочной программе «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014-2016 годы. Показано, что применяемый согласно данному постановлению коэффициентный подход на основе абсолютных (стоимостных и натуральных) количественных и качественных показателей не учитывает фактор времени и влияние объемов финансирования отрасли на результаты по ее отдельным подотраслям. В работе предложена возможность применения корреляционно-регрессионного анализа для установления влияния объемов финансирования из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников на основные целерезультирующие показатели (производство мяса и молока) на примере национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализуемого на территории Кемеровской области. При оценке эффективности национального проекта данным методом были выбраны наиболее значимые модели. Результаты анализа выявили, что объемы производства мяса и молока в регионе в большей мере зависят от финансирования из областного и местного бюджетов.
Программно-целевой метод, оценка эффективности реализации программ, национальный проект «Развитие АПК», корреляционно-регрессионный анализ, продовольственные ресурсы региона
Введение
Программно-целевой метод успешно применяется как в нашей стране, так и за рубежом [1-3]. При рассмотрении отдельных его элементов, таких как государственные программы и национальные проекты, одной из основных проблем является оценка его эффективности [4-6]. Основные трудности вызывает возможная оценка его влияния на отдельную отрасль региона, в нашем случае на сельское хозяйство Кемеровской области как основу ее обеспечения продовольственными ресурсами.
Применяемая в настоящее время оценка программно-целевого метода производится с помощью коэффициентного подхода абсолютными (стоимостными и натуральными) количественными и качественными показателями. В настоящее время в регионе действует «Положение о государственных программах Кемеровской области» от 21 февраля 2013 г. № 58, утвержденное Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области. Данный
документ официально утверждает основные требования к проведению оценки эффективности госпрограмм [7]. Более конкретные требования к оценке программ в отрасли АПК изложены в самой госпрограмме «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014-2016 годы [8]. Оценка эффективности реализации такой программы представляет собой механизм контроля за выполнением мероприятий программы в целях оптимальной концентрации средств на выполнение поставленных задач. Для этих целей используется ряд целевых показателей (индикаторов), таких как индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; рост производительности труда; рост заработной платы.
В целом оценка эффективности госпрограммы сводится к анализу эффективности вложенных госу-
дарственных средств в отрасль. Такая оценка заключается в сопоставлении средневзвешенного результата по набору целевых индикаторов к результату выполнения финансирования. Наилучшим использование средств будет в случае, когда получается добиться увеличения показателей при экономии денежных средств. Если показатели снижаются при увеличившемся финансировании, то делают выводы о том, что программа недостаточно эффективна. При оценке показателей сельского хозяйства стоит учитывать тот факт, что вложение средств и результат разведены во времени: как минимум в полгода в растениеводстве и год в животноводстве. Поэтому увеличение таких целевых показателей, как производство мяса, молока, скорее, являются результатом финансирования программы в прошлые годы, а не за текущий период.
На рис. 1 представлена схема подхода к оценке эффективности госпрограмм в сфере АПК с позиции региональных властей. Оценка эффективности госпрограмм предполагает прежде всего определение эффективности бюджетной, а экономическая сводится к мониторингу планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие Кемеровской области. В методике, описанной в госпрограмме «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014-2016 годы, имеется указание на расчет динамики достижения целевых показателей, в чем, можно предположить, и выражается оценка вклада результатов госпрограммы в социально-экономическое развитие области, т. е. речь идет об экономической эффективности программы.
Рис. 1. Подход к оценке эффективности госпрограмм в АПК Кемеровской области с позиции региональных властей
Коэффициентные методики не позволяют оценить влияние на изменение целевого показателя тех или иных объемов финансирования. В связи с этим целью работы является разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию подходов к оценке эффективности программно-целевого метода в АПК региона (на примере Кемеровской области) для обеспечения его населения продовольственными ресурсами.
Объекты и методы исследования
В качестве объекта исследования выступает приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» как инструмент реализации программно-целевого подхода в АПК региона. Предметом исследования является оценка эффективности реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Кемеровской области. В качестве методов исследования использованы эконометрические методы [9], а именно корреляционный и регрессионный анализы [10].
Результаты и их обсуждение
Реализация программ развития и поддержки сельского хозяйства в РФ, сначала целевых, затем государственных, начала осуществляться с 2008 года. Объединение ресурсов на всех уровнях бюджетной системы с целью решения наиболее острых проблем в форме нацпроектов реализовало себя с 2006 года.
На примере нацпроекта «Развитие АПК», реализуемого в Кемеровской области с 2006 года, рассмотрим, какая связь имеется между объемами финансирования из каждого бюджета и изменением каждого показателя по нацпроекту с помощью расчета коэффициента корреляции (табл. 1). Перечень показателей, по которым проводилась оценка нацпроекта, опубликован на официальном сайте Администрации Кемеровской области [11]. Выводы будем делать относительно основных результативных показателей нацпроекта, которыми являются объемы производства мяса и молока. Все прочие показатели являются промежуточными для достижения результата.
Таблица 1
Анализ связи между финансированием и целевыми показателями национального проекта «Развитие АПК» Кемеровской области на основе коэффициента корреляции
Источники финансирования Сила связи Направление связи Показатели нацпроекта Коэффициент корреляции
Федеральный бюджет Высокая (более 0,7) Обратная Выдано инвестиционных кредитов -0,80
Заметная (от 0,5 до 0,7) Прямая Произведено мяса 0,60
Выдано кредитов Сбербанком 0,58
Обратная За счет областного бюджета приобретено минеральных удобрений -0,51
Умеренная (от 0,3 до 0,5) Обратная Произведено молока -0,31
Слабая (менее 0,3) Прямая Выдано кредитов Россельхозбанком 0,22
Обратная Приобретено ГСМ -0,29
Введено жилья, кв. м -0,26
Областной бюджет Высокая (более 0,7) Прямая Произведено молока 0,91
Приобретено минеральных удобрений 0,78
Заметная (от 0,5 до 0,7) Обратная Произведено мяса -0,69
Умеренная (от 0,3 до 0,5) Прямая Введено жилья, кв. м 0,47
Выдано кредитов Сбербанком 0,31
Слабая (менее 0,3) Прямая Приобретено ГСМ 0,15
Обратная Выдано инвестиционных кредитов -0,13
Выдано кредитов Россельхозбанком -0,10
Местный бюджет Высокая (более 0,7) Прямая Произведено мяса 0,85
Обратная Произведено молока -0,83
Приобретено минеральных удобрений -0,79
Заметная (от 0,5 до 0,7) Обратная Приобретено ГСМ -0,51
Умеренная (от 0,3 до 0,5) Прямая Выдано кредитов Россельхозбанком 0,38
Обратная Введено жилья, кв. м -0,43
Выдано инвестиционных кредитов -0,33
Слабая (менее 0,3) Обратная Выдано кредитов Сбербанком -0,13
Внебюджетные источники Умеренная (от 0,3 до 0,5) Обратная Приобретено ГСМ -0,39
Выдано кредитов Сбербанком -0,33
Произведено молока -0,31
Слабая (менее 0,3) Прямая Произведено мяса 0,28
Выдано кредитов Россельхозбанком 0,01
Обратная Выдано инвестиционных кредитов -0,23
Приобретено минеральных удобрений -0,18
Введено жилья, кв. м -0,09
Из табл. 1 следует, что основные результирующие показатели, такие как производство мяса и молока, не всегда зависят от объемов финансирования того или иного бюджета: помимо прямой связи, между признаками наблюдается и обратная зависимость.
Наибольшая зависимость производства мяса наблюдается от финансирования местного бюджета. Это объясняется тем, что местные власти лучше «владеют обстановкой»: знают проблемы АПК своего района и вкладывают пусть и небольшие средства, но «точечно», на решение наиболее остро стоящей, четко обозначенной, конкретной проблемы.
На объемы производства молока наибольшее влияние оказывают средства, выделенные из областного бюджета. За 8 анализируемых лет за счет областного бюджета было приобретено более 2000 голов племенного скота, оборудование для охлаждения молока, молокопроводы. Прямая и высокая
связь, выявленная с помощью коэффициента корреляции, подтверждает эффективность произведенных расходов.
Парадоксальной является связь между финансированием из областного бюджета и объемами производства мяса: заметная, обратная. При большем вложении средств в отрасль мяса производится меньше. Это подтверждает неэффективность использования средств, что выражается в непродуманном финансировании запланированных мероприятий. Выявление подобной зависимости должно стать объектом внимания региональных властей.
Неоднозначная ситуация наблюдается при изучении зависимости объемов производства мяса и молока от привлечения частных инвестиций.
Внебюджетные источники составляют наибольшую долю средств в финансировании нацпроекта. Как правило, их привлечение должно быть связано с
получением выгоды от вложений. Но, как видим, опираясь на результаты корреляционного анализа, связь между объемами вложений и производством мяса слабая, а в случае молока - умеренная и обратная. То есть вложения средств не приносят увеличения объемов производства.
Определение зависимости объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных источников и основных результативных показателей нацпроекта, объемов производства мяса и молока, может быть осуществлено с помощью регрессии. Для выбора вида математической функции по каждой паре ис-
Построенные модели были проверены на адекватность путем расчета Б-критерия Фишера и обозначены как значимые. Коэффициентом детерминации объяснена наибольшая связь между финансированием из областного бюджета и производством молока.
На основании проведенного анализа можно заключить, что объемы производства мяса в регионе зависят от федерального финансирования на 36 %, от областного финансирования на 47,5 %, наибольшая зависимость выявлена от местного финансирования - до 81 %. Объемы производства молока в регионе на 83,9 % зависят от областного бюджета и на 68,3 % от финансирования из местного бюджета.
В целом, проведение корреляционного анализа позволит выявить, оказывает ли финансирование из соответствующего бюджета влияние на изменение целевого показателя. Наличие неадекватной связи между признаками, которые логически должны коррелировать между собой, также указывает на существование возможных проблем, которые не могут быть устранены данными объемами финансовых средств.
Помимо выводов о влиянии объемов финансирования на тот или иной целевой показатель, построенные модели связи могут использоваться с целью
следуемых признаков был использован графический метод, построены поля корреляции с эмпирической линией регрессии. В расчет не бралась зависимость объемов производства молока от финансирования из федерального бюджета, а также зависимость объемов производства молока и мяса от финансирования из внебюджетных источников, так как между парами данных признаков была установлена слабая прямая, а в некоторых случаях и обратная зависимость.
Результаты регрессионного анализа, полученные на основе построения корреляционных полей, обобщены в табл. 2.
Таблица 2
прогнозирования показателей на среднесрочную перспективу при определенных объемах финансирования, а также с их помощью возможен прогноз потребности в финансировании для получения заданных целевых показателей.
Для рационального и эффективного использования бюджетных средств органам региональной власти рекомендуется проводить оценку реализуемых госпрограмм АПК, не только основываясь на утвержденной методике, но и проводя более глубокий анализ (к примеру, корреляционный), который позволит определить степень влияния объемов финансирования на полученный результат. Такая оценка может выполняться, к примеру, на основе совокупности муниципальных образований, для которых выделяется подобное финансирование.
Таким образом, учитывая результаты проведенной выше оценки программно-целевого подхода на примере нацпроекта «Развитие АПК», предлагаем не ограничиваться расчетом бюджетной эффективности, но также определять и оценку влияния финансирования на полученный результат. На рис. 2 содержится рекомендуемая нами последовательность проведения эффективности основных инструментов программно-целевого метода - государственных программ.
Обобщенные итоги регрессионного анализа зависимости объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных источников и основных показателей национального проекта «Развитие АПК»
Взаимосвязь пары признаков (фактор ^ результат) г Уравнение регрессии Коэффициент детерминации (г2)
Финансирование из федерального бюджета ^ произведено мяса 0,60 у = 0,0262х+99,371 0,3648
Финансирование из областного бюджета ^ произведено молока 0,91 у = 0,0967х+332,13 0,8387
Финансирование из областного бюджета ^ произведено мяса -0,69 у = -0,0278х+139,62 0,4748
Финансирование из местного бюджета ^ произведено мяса 0,85 у = 0,2533х+99,732 или у = -0,0021х2+0,5508х+93,867 0,7182 или 0,8127
Финансирование из местного бюджета ^ произведено молока -0,83 у = -0,6475х+457,09 0,6832
Рис. 2. Авторский подход к оценке программно-целевого метода в АПК Кемеровской области
Помимо определения динамики целевых индикаторов, расчет оценки влияния на результативные показатели произведенных затрат позволит оценить использование последних с позиции экономической
эффективности, а, именно, влияния инвестированных средств из различных бюджетных и внебюджетных источников на конечное производство сельскохозяйственной продукции региона.
Список литературы
1. Алабина, Т.А. Оценка применения программно-целевого подхода в региональной экономической политике (на примере Кемеровской области): автореф.т дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.А. Алабина. - Кемерово, 2012. - 26 с.
2. Ломидзе, Ю. Основы программно-целевых методов управления в АПК / Ю. Ломидзе // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 37-42.
3. Троцкая, Е.В. Классификация и обоснование основных подходов к реализации программно-целевого метода на региональном уровне / Е.В. Троцкая // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2009. - № 41 (174). - С. 35-41.
4. Алабина, Т.А. Оценка эффективности долгосрочных целевых программ: теория и практика (на примере Кемеровской области): монография / Т.А. Алабина, Н.Н. Ершова; под науч. ред. П. Д. Косинского. - Барнаул: Издательская группа «Си-пресс», 2014. - 146 с.
5. Громова, Н.Н. Методы оценки эффективности целевых программ субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Н.Н. Громова. - СПб., 2012. - 18 с.
6. Паздникова, Н.П. Методологические подходы к оценке эффективности стратегических программ в субъекте Российской Федерации / Н.П. Паздникова, С.А. Филимонова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. -№ 48 (285). - С. 2-10.
7. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 февраля 2013 г. № 58 «Положение о государственных программах Кемеровской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465200296 (дата обращения: 12.01.2015).
8. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 октября 2013 г. № 464 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ofukem.ru/download/ako/Post (дата обращения: 12.01.2015).
9. Бувальцева, В. И. Оценка реализации инвестиционной стратегии территории как целевого ориентира устойчивого экономического роста на основе корреляционно-регрессионного анализа / В.И. Бувальцева, Е.А. Федулова, Т.А. Алабина // Сибирская финансовая школа. - 2014. - № 6 (107). - С. 9-15.
10. Эконометрика / под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Проспект, 2010. - 288 с.
11. Официальный сайт Администрации Кемеровской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ako.ru/ (дата обращения: 09.12.2014).
METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING THE IMPLEMENTATION OF PROGRAM-TARGET APPROACH IN THE AGROINDUSTRIAL SECTOR OF THE REGION FOR PROVIDING ITS POPULATION WITH FOOD COMMODITIES
E. A. Fedulova1, T. A. Alabina1'*, N. M. Berezina2
'Kemerovo State University, 6, Krasnaya Str., Kemerovo, 650043, Russia
2Kemerovo State Agricultural Institute, 5, Markovtseva Str., Kemerovo, 650056, Russia
*e-mail: [email protected]
Received: 01.03.2016 Accepted: 10.03.2016
The main problem of assessing the implementation of program-target method is reducing to the analysis of efficiency of public investment in sector by comparing the average result on a set of target indicators and the results of the financing without time factor. The purpose of research work is to develop methodical and practical recommendations for improvement of approaches to assessing efficiency of the program-target method in agroindustrial sector of the Kemerovo region for providing its population with food commodities. Considered the position of regional leaders to assessing the efficiency of the government programs in agroindustrial sector of the Kemerovo region, which is described in the "The regulation on government programs of the Kemerovo region" N 58 dated 21.02.2013 approved by the decision of Administration of the Kemerovo region, and the government program "State support of agroindustrial sector development in the Kemerovo region" for 2014-2016". In this resolution coefficient approach with absolute (value and natural) quantitative and quality indicators does not take into account the time factor and the influence of financing on results in separate sub-sectors. In this research work we propose the possibility of using correlation and regression analysis for the purpose of establishing the impact of financing from different budgets and extrabudgetary funds on the main resulting indicators (production of meat and milk) on the example of the national project "Development of agriculture" in the Kemerovo region. There is selected the most important models in assessing the efficiency of the government program with program-target method. The results of this analysis revealed that the production of meat and milk in the region depend heavily on financing from regional and local budgets.
Target-oriented method, assessment the efficiency of the government programs, national project "Development of agriculture", correlation and regression analysis, food commodities of the region
References
1. Alabina T.A. Otsenka primeneniya programmno-tselevogo podkhoda v regional'noy ekonomicheskoy politike (na primere Kemerovskoy oblasti). Avtoref. diss. kand. ekon. nauk [Assessment of using of program-target method in regional economic policy (on the example of the Kemerovo region). Cand. econ. sci. thesis]. Kemerovo, 2012. 26 p.
2. Lomidze Yu. Osnovy programmno-tselevykh metodov upravleniya v APK [The Basis of program-target methods of management in agriculture]. APK: ekonomika, upravlenie [Agriculture: economics, management], 2009, no. 9, pp. 37-42.
3. Trotskaya E.V. Klassifikatsiya i obosnovanie osnovnykh podkhodov k realizatsii programmno-tselevogo metoda na regional'nom urovne [Classification and justification of the main approaches to the implementation of the performance programtarget method at the regional level]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and management], 2009, no. 41 (174), pp. 35-41.
4. Alabina T.A., Ershova N.N. Otsenka effektivnosti dolgosrochnykh tselevykh programm: teoriia i praktika (na primere Kemerovskoi oblasti) [Assessment of the efficiency of long-term programs: theory and practice]. Barnaul, Si-press Publ., 2014. 146 p.
5. Gromova N.N. Metody otsenki effektivnosti tselevykh programm sub"ekta rossiiskoi federatsii. Avtoref. diss. kand. ekon. nauk [Methods of assessing the efficiency of target programs of subjects of the Russian Federation. Cand. econ. sci. thesis]. St. Petersburg, 2012. 18 p.
6. Pazdnikova N.P., Filimonova S.A. Metodologicheskie podkhody k otsenke effektivnosti strategicheskikh programm v sub"ekte Rossiyskoy Federatsii [Methodological approaches to the evaluation of effectiveness of strategic programs in the subject of the Russian Federation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2014, no. 48 (285), pp. 2-10.
7. Postanovlenie Kollegii Administratsii Kemerovskoi oblasti ot 21 fevralia 2013 g. № 58 «Polozhenie o gosudarstvennykh programmakh Kemerovskoi oblasti» [The resolution of the Board of Administration of the Kemerovo region no. 58 from February 21, 2013 "The regulation on government programs of the Kemerovo region"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/465200296. (accessed 12 January 2015).
8. Postanovlenie Kollegii Administratsii Kemerovskoi oblasti ot 25 oktiabria 2013 g. № 464 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Kemerovskoi oblasti «Gosudarstvennaia podderzhka agropromyshlennogo kompleksa i ustoichivogo
razvitiia sel'skikh territorii v Kemerovskoi oblasti» na 2014-2016 gody» [The resolution of the Board of Administration of the Kemerovo region no. 464 from October 25, 2013 "State support of agroindustrial sector development in the Kemerovo region" for 2014-2016"]. Available at: http://www.ofukem.ru/download/ako/Post. (accessed 12 January 2015).
9. Buval'tseva V.I., Fedulova E.A., Alabina T.A. Otsenka realizatsii investitsionnoy strategii territorii kak tselevogo orientira ustoychivogo ekonomicheskogo rosta na osnove korrelyatsionno-regressionnogo analiza [Evaluation of investment strategies for a territory as a target for sustainable economic growth based on correlation and regression analysis]. Sibirskaya finansovaya shkola [Siberian Financial School], 2014, no. 6 (107), pp. 9-15.
10. Eliseeva I.I. (ed.) Ekonometrika [Econometrics]. Moscow, Prospekt Publ., 2010. 288 p.
11. Ofitsial'nyi sait Administratsii Kemerovskoi oblasti [Official site of Administration of the Kemerovo region]. Available at: http://ako.ru/. (accessed 9 December 2014).
Дополнительная информация / Additional Information
Федулова, Е.А. Методические аспекты оценки реализации программно-целевого подхода в АПК региона для обеспечения его населения продовольственными ресурсами/ Е.А. Федулова, Т. А. Алабина, Н.М. Березина // Техника и технология пищевых производств. - 2016. - Т. 40. - № 1. - С. 150-156.
Ре^1оуа E.A., А1аЫиа T. A., Berezina N.M. Methodological aspects of assessing the implementation of program-target approach in the agroindustrial sector of the region for providing its population with food commodities.
Food Processing: Techniques and Technology, 2016, vol. 40, no. 1, pp. 150-156 (In Russ.).
Федулова Елена Анатольевна
д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 650043, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6
Алабина Татьяна Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 650043, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: [email protected]
Березина Наталья Михайловна магистр экономики, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», 650056, Россия, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5
Elena A. Fedulova
Dr.Sci.(Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Finance and Credit, Kemerovo State University, 6, Krasnaya Str., Kemerovo, 650043, Russia
Tatiana A. Аlаbinа
Cand.Sci.(Econ.), Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Kemerovo State University, 6, Krasnaya Str., Kemerovo, 650043, Russia, e-mail: [email protected]
Natalia M. Berezina Master of Economics, Senior Lecturer of the Department of Accounting and Business Analysis, Kemerovo State Agricultural Institute, 5, Markovtseva Str., Kemerovo, 650056, Russia
- C^D -