УДК 336.02:336.221
И.В. Матюшенко
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: agunovich0@mail.ru
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В данной статье приведены основные аспекты налоговой политики в сфере налогообложения НДФЛ. Отражены нововведения, вступающие в силу на протяжении всего 2023 года. Выявлены проблемы, с которыми сталкивалась налоговая политика в сфере налогообложения НДФЛ.
Ключевые слова: налоговая политика, налогообложение, налог на доходы физических лиц, направленность налоговой политики, НДФЛ.
I.V. Matyushenko
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: agunovich0@mail.ru
SOCIAL ORIENTATION OF STATE TAX POLICY IN THE FIELD OF INDIVIDUAL TAXATION
The main aspects of tax policy in the field of personal income tax are presented. The innovations which come into force throughout 2023 are enumerated. The problems faced by the tax policy in the field of personal income tax were identified.
Key words: tax policy, taxation, personal income tax, focus of tax policy, personal income tax.
Актуальность представленной в статье темы обусловлена тем, что уже в середине 2022 г. стало известно, что в налоговой сфере 2023 г. пройдет «под знаком НДФЛ». Связано это с большим количеством изменений в порядке расчета и уплаты, в отчетности, а также в сроках. Кроме того, были разработаны новые лимиты, компенсации и даже новый социальный вычет. Проблемы и белые пятна в области НДФЛ уже давно требовали решения и нововведений и, наконец, до данного налога дошла очередь.
В качестве основной цели данной статьи стало изучение социальной направленности государственной налоговой политики в области налогообложения НДФЛ. Вместе с этим при написании статьи рассматривалась проблематика, имеющаяся в сфере НДФЛ в целом, и были представлены способы ее решения и совершенствования, предложенные компетентными органами. В качестве ключевой проблемы выступает тот факт, что в период 2019-2021 гг. в сфере НДФЛ уже были проведены небольшие реформы. Однако они оказались крайне незначительными и не позволили решить ряд проблем, остро стоящих перед государством в целом, и гражданами в частности.
Система налогообложения доходов физических лиц может быть охарактеризована как сложная и неоднородная, включая различные налоговые ставки, льготы и вычеты, которые доступны только определенным категориям налогоплательщиков. При этом основным недостатком налогообложения доходов физических лиц является то, что совокупный объем налоговых поступлений характеризовался снижением. Имеющиеся проблемы должны быть решены в совокупности со всеми сферами деятельности государства, к которым можно отнести экономическую, юридическую, социальную и правовую составляющую. Реформы также должны учитывать современные требования и вызовы, связанные с цифровизацией экономики и изменением трудовых отношений.
Каждый гражданин при осуществлении трудовой или коммерческой деятельности, при инвестициях и в случае иного получения дохода становится субъектом правоотношений с налоговой службой, что подразумевает исчисление и уплату налога на доходы физических лиц. Он взимается с доходов граждан, полученных за год, включая зарплату, арендную плату, доходы от продажи имущества и другие виды доходов. Размер налога зависит от величины дохода и налоговой ставки, установленной для данной категории налогоплательщиков. Полученные налоговые поступления от физических лиц аккумулируются и формируют консолидированный бюджет.
Эффективность системы налогообложения доходов физических лиц может быть оценена по различным критериям, таким как сбор налоговых доходов, справедливость, простота и удобство, экономическая эффективность. При этом степень эффективности влияет на то, насколько внутренняя политика государства будет эффективна.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных источников доходов бюджета России. НДФЛ играет важную роль в макроэкономике России, поскольку он является инструментом регулирования социально-экономических процессов. В целом эффективность системы налогообложения доходов физических лиц в России напрямую связана с развитием экономики и социальной сферы.
Фискальная функция НДФЛ заключается в том, что он является источником доходов для бюджета, который используется для финансирования государственных программ и социальных проектов. Это позволяет обеспечивать развитие экономики и социальной сферы, улучшение качества жизни населения, поддержку малого и среднего бизнеса и т. д. Также НДФЛ играет важную роль в консолидированном бюджете России, который объединяет доходы всех уровней власти - федерального, регионального и муниципального. Часть доходов от НДФЛ перераспределяется между различными уровнями бюджета в соответствии с законодательством, что позволяет обеспечить равномерное развитие регионов и уровень жизни населения.
Политика государства в области налогообложения включает в себя реализацию мероприятий, которые направлены на решение проблем в сфере налогообложения физических лиц, а именно:
1. Комплекс мер, которые направлены на сокращение количества физических лиц, находящихся в «теневом» секторе экономики. Данные меры подразумевают увеличение количества налоговых льгот, понижения налоговых ставок отдельным категориям лиц, упрощение подачи декларации. Перечисленные выше меры позволяют увеличить общую величину налоговых поступлений в бюджет [1].
2. Комплекс мер, которые направлены на модернизацию используемых методов и инструментов цифрового администрирования. В данный комплекс входят работы по усовершенствованию сайта федеральной налоговой службы, который предоставляет широкий перечень услуг населению. Также разрабатываются иные программные продукты, которые повышают эффективность взаимодействия налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов. Так реализуемый реестр данных о населении (ЕГР ЗАГС) планируется дополнить данными о доходах [2].
Работа по совершенствованию налоговой системы ведется и в направлении повышения справедливости существующей системы, а именно:
1. Президент РФ В.В. Путин стал инициатором реформы законодательства в сфере налогообложения для тех лиц, чьи доходы за один календарный год превышают 5 млн руб. Данное изменение начало действовать с 1 января 2021 г. В случае превышения ставка составит 15% вместо 13% [3].
2. Государственная Дума рассмотрела и приняла законопроект, который дополняет существующий перечень налоговых вычетов. По данному закону с 1 января 2022 г. налогоплательщик вправе обратиться за получение вычета на физкультурно-оздоровительные услуги. Максимальная сумма составляет 120 тыс. руб. за календарный год.
Может быть сделан вывод, что для физического лица проводимые реформы оказались незначительными. Однако они выступают в роли фундамента для дальнейшего развития сферы налогообложения физических лиц. На базе рассматриваемых изменений может быть предложен комплекс мероприятий.
Начало 2023 г. характеризуется большими изменениями, которые затронули всех налоговых агентов. Так, изменена дата признания дохода физического лица. Теперь НДФЛ будет удерживаться не только с заработной платы за месяц, но и с аванса. Изменения отражены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение новых и старых правил
Период Дата получения дохода В какой момент удержать налог Регулирующая норма
Порядок до 2023 года Последний день месяца, за который начислен заработок. Пока месяц не закончился, доход считается неполученным При окончательном расчете за месяц п. 2 ст. 223 НК РФ (не действует с 2023 года)
Порядок с 2023 года День выплаты зарплаты При каждой выплате денег сотруднику - и с аванса, и со второй части зарплаты подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ
По данным таблицы следует, что начиная с 2023 г. при исчислении налога не будет важным вид дохода. Важным является только период исчисления и уплаты налога в бюджет. Данное изменение затрагивает все виды дохода, которые физическое лицо получает, находятся в трудовых отношениях (заработная плата, отпускные, больничные, иные начисления по среднему заработку).
На практике изменение выглядит следующим образом: в случае если на предприятии зафиксированы следующие сроки выплаты аванса - 25 число текущего месяца, зарплаты - 10 число следующего месяца, то в случае исчисления и удержания НДФЛ за январь даты будут следующими: 25.01.2023 - с выплаты за первую половину месяца, и 10.02.2023 - при начислении за вторую половину месяца. При этом термин «аванс» рекомендуется не использовать.
В части уплаты порядок также изменен. Налог перечисляется одним платежным поручением на единый КБК для всех налогов в срок до 28 числа каждого месяца (п. 6 ст. 226 НК РФ в ред. 263-ФЗ). Особые сроки оплаты предусмотрены только для выплаты налога в декабре каждого года.
Исключением является только перечисление налога с доходов иностранного лица (ст. 227.1 НК РФ), поскольку он не входит в совокупность единого платежа.
Ввиду происходящих изменений внесена и закреплена обязанность налоговых агентов по предоставлению уведомлений об исчисленном налоге. Сроки предоставления уведомлений отражены в табл. 2.
Таблица 2
Сроки по НДФЛ
Период удержания НДФЛ Срок перечисления НДФЛ (п. 6 ст. 226 НК РФ в ред. 263-ФЗ) Срок подачи уведомления (п. 9 ст. 58 НК РФ в ред. 263-ФЗ)
С 1 по 22 января Не позже 28 января Не позже 25 января
С 23 числа предшествующего месяца по 22 число текущего месяца Не позже 28 числа текущего месяца Не позже 25 числа текущего месяца
С 23 по 31 декабря Не позже последнего рабочего дня календарного года
По данным табл. 2 можно говорить о том, что в случае если на предприятии срок выплаты оплаты первой половины месяца выпадает на 24 число месяца, то налог в бюджет должен быть зачислен не позднее 28 числа отчетного месяца. При такой ситуации срок подачи уведомления выпадает на 25 число.
В случае если на предприятии дата выплаты за первую половину месяца выпадает на 21 число месяца, то налог на доходы физических лиц должен быть уплачен 28 числа месяца, а уведомление подано 27 числа месяца.
Форма уведомления об исчисленном налоге - это документ, который выдается налоговой службой налогоплательщику после проведения налоговой проверки или подачи декларации о доходах. В этом документе указывается сумма налога, которую должен заплатить налогоплательщик в соответствии с применяемыми налоговыми ставками и правилами. Она утверждена Приказом ФНС от 02.03.2022 № ЕД-7-8/178@ (КНД 1110355).
Форма уведомления об исчисленном налоге может быть представлена в различных форматах, в зависимости от страны или региона. В России, например, данная форма уведомления имеет вид
письменного уведомления об исчисленном налоге, которое отправляется налогоплательщику по почте или выдается ему лично. Уведомление может быть подано лично или электронно [4, с 36].
В уведомлении об исчисленном налоге указываются следующие данные:
- ФИО налогоплательщика;
- Сумма доходов, полученных налогоплательщиком за период;
- Ставка налога и его сумма, рассчитанные на основе представленных налогоплательщиком документов и данных;
- Сроки и порядок оплаты налога.
Начиная с 2023 г. налоговые агенты на основании отмены п. 9 ст. 226 НК РФ вправе перечислять НДФЛ из собственных средств. В случае уплаты налога из собственных средств налогоплательщик должен перечислить сумму налога на расчетный счет налоговой службы в соответствии с указанными в уведомлении реквизитами. Важно помнить, что несвоевременная оплата налога может привести к штрафам и другим негативным последствиям. Так, налоговый агент вправе перечислять денежные средства на единый налоговый счет до момента возникновения обязанности по уплате.
Изменения затронули и перевод денежных средств из банка, который находится под санкциями в другой банк. Так, брокер не обязан удерживать НДФЛ в случае перевода денежных средств с одного счета на другой у другого брокера [6].
В ином случае важно помнить, что при продаже ценных бумаг на депозитарном счете другого лица налогоплательщик должен учитывать не только размер полученного дохода, но и размер комиссионных расходов, связанных с этой операцией. В случае возникновения вопросов по расчету налога на доходы от ценных бумаг налогоплательщик может обратиться за помощью к специалистам по налоговому праву.
Такое же послабление действует и при переводе ценных бумаг со своего брокерского счета или счета депо на счет депо иного налогового агента (новая редакция п. 10 ст. 226.1 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.).
В части уплаты НДФЛ с заключенных договоров подряда также произошли изменения. Так, Федеральный закон от 16.04.2022 № 96-ФЗ закрепляет порядок выплаты НДФЛ по тем договорам, которые заключены обособленными подразделениями (в отношении доходов, исчисление налога с которых осуществляется в соответствии со ст. 226.1 НК РФ). Уточнена редакция абз. 7 п. 7 ст. 226 НК РФ, изменение вступило в силу с 16 мая 2022 года [6, с 68].
Новая редакция закона учитывает и то, как физическому лицу зачесть в сумме доходов полученный обеспечительный платеж в случае если данный платеж является невозвратным.
С 2021 г. процедура получения имущественного и инвестиционного налогового вычета была упрощена. Упрощение получения налоговых вычетов может повысить прозрачность налоговой системы и снизить уровень коррупции. Основным инструментом выступает проактивная выплата, что означает, что налоговая система самостоятельно обрабатывает входящие данные и на их основе формирует заявление на вычет [7, ^ 19].
Имущественный налоговый вычет - это возможность для налогоплательщиков получить снижение налоговых обязательств путем учета расходов на приобретение или строительство жилого помещения. Для получения вычета налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщиков документы, подтверждающие эти обоснованность предоставления вычета. Также они могут проверять правильность заполнения декларации и соответствие налоговых вычетов законодательству. В случае если выплата имущественного вычета происходит по проактивной системе, то налоговые органы получают данные не только от самого налогоплательщика, но также и от банков или брокеров. При этом такие субъекты должны быть подключены к обменной системе. Как результат, процедура получения имущественного вычета упрощается.
Поскольку налоговым периодом выступает календарный год, то на конец года налоговыми органами будет проведена автоматическая проверка выполнения налогоплательщиком всех условий для предоставления соответствующего вычета. В случае успешного прохождения проверки заявление автоматически заполнится и отразится в личном кабинете. Налогоплательщику останется только подписать заявление. Указанный порядок действует с начала 2022 г. При этом имущественный вычет начисляется по тем основаниям, которые возникли начиная с 2020 г.
Для подачи документов на имущественный вычет необходимо собрать необходимые документы, такие как свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, дого-
вор купли-продажи, а также документы, подтверждающие затраты на приобретение или строительство жилья. Подача документов на имущественный вычет может быть осуществлена как при подаче годовой налоговой декларации, так и в отдельном порядке. Для этого необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и заполнить соответствующую форму заявления. В случае утверждения заявления налогоплательщик получит снижение налоговых обязательств в размере установленного имущественного вычета.
Налогоплательщик вправе получить имущественный вычет через своего работодателя. При такой ситуации налогоплательщик предоставляет в налоговую декларацию и после проверки документов предоставляет работодателю данные о возможности получения имущественного вычета. Если же используется проактивная система предоставления имущественного вычета, то налоговый агент не вправе осуществить самостоятельную выплату вычета [8, с 7].
Начиная с 1 января 2022 г. налоговый агент получает запрос из налогового органа о возможности предоставления вычета. При этом система является открытой для самого налогоплательщика, который может видеть статус заявления через свой личный кабинет.
В части получения имущественного вычета стоит отметить, что право на его получения возникает с даты регистрации права собственности на объект. Подтвердить переход права собственности необходимо документами.
Происходящие изменения затрагивают те объекты, которые принимают участие в долевом строительстве или которые являются отдельной его частью начиная с 1 января 2022 г. (пп. 2.1 п. 3 ст. 220 НК РФ).
Следующим объектом для получения налогового вычета является налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги - это возможность для налогоплательщиков получить снижение налоговых обязательств путем учета расходов на занятия спортом и оздоровительные процедуры. Для получения такого вычета необходимо иметь документы, подтверждающие затраты на физкультурно-оздоровительные услуги, такие как квитанции об оплате абонемента в спортивном зале или санатории. Для подачи заявления на налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и заполнить соответствующую форму декларации. В случае утверждения заявления налогоплательщик получит снижение налоговых обязательств в размере установленного имущественного вычета. Документы должны быть отправлены после 1 января 2023 г. [9]. Вычет может быть получен и через работодателя.
Среди новых изменений и то, что в случае обращения за социальным вычетом на расходы по лечению, приобретению медикаментов и личному страхованию (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ), или за вычетом на расходы по физкультурно-оздоровительным услугам (пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ) вычет может быть предоставлен на ребенка или бывшего подопечного в возрасте до 24 лет. Верхняя граница возраста обязательно сопровождается очным обучением ребенка.
До произведенных изменений родитель или опекун обладал правом на получение вычета за ребенка только до 18 лет. Максимальная сумма осталась неизменной и составляет 120 000 руб., за исключением произведенных расходов по дорогостоящему лечению.
Также начиная с 1 января 2022 г. в случае, если у налогоплательщика имеется неиспользованный ранее остаток по имущественному налоговому вычету, то его можно получить по новым правилам, а именно проактивным способом.
Так, если налогоплательщиком была подана декларация за налоговый период 2020 или 2021, по которой было заявлено право на предоставление имущественного налогового вычета и по результатам выплаты был образован неиспользованный остаток, то по новым правилам налогоплательщик вправе не обращаться с новой декларацией. Он вправе подписать уже заполненное заявление налоговым органом в своем личном кабинете своей цифровой подписью.
Следует отразить список поправок, вступивших в силу уже с 1 января 2023 г. [10]:
- изменился порядок учета уточненных деклараций и расчетов при определении совокупной обязанности;
- в совокупной обязанности перестали учитывать объем денежных средств, которые находятся в статусе рассмотрения по факту отсрочки или рассрочки;
- налоговому агенту доначислят НДФЛ, если при проверке обнаружат, что налог не удержали;
- уточнят нормы об автоматизированной УСН и среди прочего снимут запрет применять спецрежим для тех, кто перечисляет ЕНП;
- приведут в соответствие правила расчета и уплаты НПД самозанятыми. Часть поправок касается налоговых агентов по НДФЛ. Так, правило становится единым: удержанный налог перечисляют в бюджет по месту учета налогового агента (месту его жительства) и по месту нахождения каждого его обособленного подразделения. При этом неважно, превышает НДФЛ 650 тыс. руб. или нет, как это предусмотрено сейчас.
Редактированные подпункты 6.2 и 6.3 п. 1 ст. 208 должны включать порядок налогообложения выплат для тех работников, которые трудятся на условиях дистанционной работы за рубежом. Для таких работников ставка должна быть установлена в размере 30%.
Также для налоговых агентов переносят срок, в который нужно сообщить о невозможности удержать налог: с 1 марта на 25 февраля. Эти поправки вступят в силу через месяц после опубликования.
В НК РФ появятся новые нормы - подп. 1.1 ст. 226 и п. 6 ст. 230, которые обяжут иностранные компании, не имеющие филиалов и представительств, уплачивать НДФЛ с выплат российским исполнителям и сдавать отчетность по этому налогу.
Сейчас такие фирмы не удерживают НДФЛ и не отчитываются, налог платит физлицо самостоятельно.
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать разрешению проблем налогообложения физических лиц в Российской Федерации.
Таким образом, начиная с 2023 г. в сфере налогообложения НДФЛ было введение много поправок и предложены различные меры совершенствования. К примеру, от налога освободят затраты на лечение недееспособных лиц под опекой и выплаты при уходе с работы по собственному желанию.
От налога предлагают освободить выплаты при увольнении и оплату медицины для недееспособных граждан.
От НДФЛ было предложено освободить выплаты выходного пособия, среднемесячного заработка и любые иные предусмотренные законом компенсационные выплаты. Сейчас от налогов освобождают такие выплаты только при сокращении сотрудника или ликвидации компании-работодателя. Кроме того, выходные пособия не подлежат налогообложению, если их общая сумма не превышает трехкратный (или шестикратный на Крайнем Севере) размер среднего месячного заработка.
Министерство финансов также согласилось предоставить россиянам право на социальный налоговый вычет по выплатам на оплату медицинских услуг для признанных недееспособными подопечных, независимо от их возраста. Сейчас налоговый вычет по затратам на лечение можно оформить только на себя, супруга, родителей и несовершеннолетних детей. Единственным исключением пока выступают обучающиеся очно инвалиды I и II групп младше 24 лет.
Кроме того, предусмотрено право региональных властей снижать минимальный срок владения имуществом, после которого можно проводить сделки с унаследованной, подаренной или приватизированной недвижимостью без уплаты НДФЛ.
Однако нельзя не отметить и отрицательные моменты. К примеру, для большинства российских семей с низкими доходами льготы не будут ощутимы. На лечение инвалидов у них в любом случае нет средств, а полученные в наследство квартиры чаще сдают для получения дополнительного дохода, чем продают.
Литература
1. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
2. Налоговая политика и практика: как изменилась форма декларации 3-НДФЛ в 2023 году [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/news/activities_fts/13073950/ (дата обращения: 03.03.2023)
3. Как считать НДФЛ по ставке 15% [Электронный ресурс]. - URL: https://glavkniga.ru/ ts/277910 (дата обращения: 03.03.2023)
4. Слепцова А.А., Мазий В.В. Налогообложение доходов физических лиц: факторы формирования и методы совершенствования // Вектор экономики. - 2020. - № 12. - С. 36-39.
5. Минфин предлагает три новых льготы по НДФЛ [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.ru/news/241437/ (дата обращения: 03.03.2023).
6. Эриашвили Н.Д., Григорьев А.И. НДФЛ: новые грани старых проблем // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 5. - С. 68-71.
7. Морозова Г.В. Совершенствование налогового контроля в сфере налогообложения доходов физических лиц в условиях цифровой реальности // Контентус. - 2020. - № 9. - С. 19-27.
8. Ускова Т.В. Современные проблемы регионального развития и пути их решения // Проблемы развития территории. - 2023. - Т. 27, № 1. - С. 7-9.
9. Налоговая политика государства на 2022-2024 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_politika_gosudarstva/ (дата обращения: 03.03.2023).
10. Единый налоговый платеж с 2023 года и НДФЛ: правила корректируют [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/legalnews/21263/ (дата обращения: 03.03.2023).