Научная статья на тему 'Налог на доходы физических лиц в системе государственного регулирования экономики'

Налог на доходы физических лиц в системе государственного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НДФЛ / ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / ОТЧЕТНОСТЬ / СТАТУС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / TAXES APPLICABLE TO INDIVIDUALS / PERSONAL INCOME TAX / CHANGES IN TAX LEGISLATION / TAX DEDUCTIONS / REPORTING / TAXPAYER STATUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сошникова Антонина Владимировна

В статье рассмотрено место налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в налоговой системе России. Проанализированы поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, в том числе в отношении имущественных вычетов и определения статуса налогоплательщика. Внесены предложения по дальнейшему совершенствованию законодательного обеспечения НДФЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Income Tax in the Context of the State Regulation of the Economy

The article discusses the personal income tax place within the Russian tax system. Changes of the Tax Code of the Russian Federation, including those related to the property-related tax deductions and determination of the taxpayer status are analyzed. Proposals on further enhancement of the personal income tax framework are presented.

Текст научной работы на тему «Налог на доходы физических лиц в системе государственного регулирования экономики»

Ключевые слова:

налогообложение физических лиц, НДФЛ, изменения в налоговом законодательстве, налоговые вычеты, отчетность, статус налогоплательщика

А. В. Сошникова,

аспирант кафедры «Государственные доходы» Государственного университета Минфина России (e-mail: antonina.soshnikova@gmail.com)

Налог на доходы физических лиц в системе государственного регулирования экономики

Налогообложение физических лиц обеспечивает большие возможности воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета. В рамках совершенствования налоговой системы с каждого нового налогового периода вступают в силу те или иные изменения, оказывающие влияние на положение налогоплательщиков, и 2011 год не стал исключением.

В процессе экономического развития государству требуется все больше денежных средств для выполнения своих функций и обязательств перед обществом. Налогообложение дает возможность изымать часть национального дохода для образования государственных фондов денежных средств.

Налоговые отношения государства с гражданами базируются на диаметрально противоположных позициях. Для государства налоги — это приток денежных средств, для гражданина — изъятие части его собственного дохода. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Налоги с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить задачи по обеспечению необходимых денежных поступлений в бюджеты всех уровней и регулированию уровня доходов населения.

Сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере налогообложения физических лиц, можно сделать вывод, что подоходный налог служит в большинстве из них одним из важнейших источников государственных

доходов. Взимание налогов с доходов производится по прогрессивной шкале, и диапазон ставок налога очень широк: от 5 до 45 % — во Франции, от 19 до 53 % — в Германии, от 10 до 50 % — в Австрии и Италии.

Порядок налогообложения доходов граждан России также претерпел ряд изменений. На протяжении последнего десятилетия в основе исчисления подоходного налога лежал принятый в декабре 1991 г. Закон «О подоходном налоге с физических лиц». С 1 января 2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 2, гл. 23). Налог на доходы с физических лиц (НДФЛ) — это федеральный налог, который взимается на всей территории страны по единым ставкам.

Основная ставка по доходам (включая заработную плату) составляет 13 %. С выигрыша, если он превышает 4000 руб., необходимо будет заплатить 35 %, такая же ставка для материальной выгоды. Дивиденды облагаются по ставке 9 %. Нерезиденты Российской Федерации уплачивают со своего дохода 30 %. НДФЛ посвящены ст. 207-232 гл. 23 части 2 НК РФ.

Важно также отметить: несмотря на то, что НДФЛ является федеральным налогом, он зачисляется в бюджеты нижестоящих уровней бюджетной системы РФ по различным нормативам. А именно, по нормативу:

— 70 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации;

— 10 % — в бюджеты поселений;

— 20 % — в бюджеты муниципальных районов.

Поэтому, оценивая поступления от НДФЛ, необходимо в первую очередь определить их долю в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета субъектов Федерации (рис. 1).

Рисунок 1

Объем поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в 2008-2010 гг.

млрд руб. 5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ

НДФЛ

2008

2009

2010

Источник: составлено автором на основании данных ФНС России о поступлении администрируемых доходов в консолидированный бюджет РФ (http://nalog.ru/nal_statistik/analitika/budjet/).

На основании данных, приведенных на рис. 1, можно сказать, что объем поступлений от НДФЛ приближается к 50 % от объема всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Поэтому очевидна необходимость его правильного администрирования с целью обеспечения максимальной пополняемости бюджета.

В таблице приведены аналитические данные ФНС России по суммам налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов Федерации за период 2008-2010 гг.

Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в 2008-2010 гг., млрд руб.

Вид налога 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Налог на прибыль организаций 1751,9 1069,0 1519,4

Налог на доходы физических лиц 1665,6 1665,0 1789,6

Акцизы 189,4 245,7 327,5

Имущественные налоги 493,4 569,7 628,2

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 105,1 74,7 32,4

Источник: официальный сайт ФНС России (http://nalog.ru/nal_statistik/analitika/budje1:/).

Как видно из таблицы, несмотря на незначительные колебания в процентном выражении, поступления от НДФЛ занимают преобладающее место в консолидированном бюджете.

Обращаясь к законодательному обеспечению НДФЛ, важно отметить, что с 1 января 2011 г. вступила в силу часть поправок в сфере налогового законодательства, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ1. Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при исчислении, удержании и уплате налога на доходы физических лиц, будут рассмотрены далее.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Ст. 220 НК РФ определяет имущественные вычеты, на которые имеют право налогоплательщики НДФЛ при реализации жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения; дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе.

Основные положения этой статьи остались без изменения. Но введен п. 4, в котором определен порядок возврата сумм излишне удержанного НДФЛ после предоставления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета. В нем идет ссылка на ст. 231 НК РФ, которая как раз и устанавливает порядок возврата сумм налога (подробнее на основных положениях этой статьи мы остановимся ниже). В письме Минфина России Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики дал разъяснение по вопросу возврата сумм удержанного НДФЛ в связи с предоставлением имущественного налогового вычета и в соответствии со ст. 34.2 НК РФ. Излишне удержанным является налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета2. В связи с этим суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются «излишне удержанными» и, соответственно, под действие ст. 231 НК РФ не подпадают.

В случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется, начиная

1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодатель-ных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

2 Письмо Минфина России от 29 октября 2010 г. № 03-04-06/9-262.

с месяца обращения налогоплательщика. Если по итогам налогового периода сумма полученного у работодателя дохода налогоплательщика оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, определенной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик имеет право на получение у работодателя такого вычета в последующие налоговые периоды. При этом налоговый орган должен подтвердить право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в следующем налоговом периоде у работодателя либо на получение остатка имущественного налогового вычета в самом налоговом органе. Чтобы налоговый орган выдал новое подтверждение на получение остатка неиспользованного имущественного налогового вычета у работодателя, достаточно представить заявление и справку о доходах по форме 2-НДФЛ, которую работодатель может выдать в конце текущего налогового периода.

К сожалению, поправки не дали четкого ответа на вопрос, можно ли будет работодателю с 2011 г. возвращать работнику НДФЛ, удержанный с начала года, если заявление на получение имущественного вычета и уведомление о подтверждении права на него он представит работодателю в середине года.

ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Напомним, что налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев3. Для их доходов установлена ставка в размере 13 %4. Доходы же физлиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке 30 %5. Определение налогового статуса производится на каждую дату выплаты дохода6.

С 1 января 2011 г., если в течение года работник-нерезидент приобретет статус резидента, организации больше не придется заниматься пересчетом НДФЛ, удержанного с его доходов с начала года по ставке 30 %, и возвратом ему налога. В этом случае возврат НДФЛ производится налоговой инспекцией по месту жительства или пребывания физлица. Для этого налогоплательщик по окончании налогового периода должен подать в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента (загранпаспорт россиянина или паспорт иностранного гражданина с отметками о въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее). Такое правило предусмотрено в п. 1.1 ст. 231 НК РФ (введен Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Работодателю необходимо предупредить работника-нерезидента, что, став резидентом, тот должен будет самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию за возвратом НДФЛ, который раньше удерживался с него по ставке 30 %, а не 13 %.

Из этого нововведения можно сделать вывод, что брать на работу иностранцев теперь будут охотнее, т. к. проблема с расчетом и перерасчетом налога на доходы физических лиц, не являющихся гражданами России, отпадает.

УЧЕТ ДОХОДОВ

Изменения коснулись и ст. 230 НК РФ. Ранее предполагалось, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в текущем налоговом периоде, по форме, которая установлена Минфином России. Но с момента вступления в силу гл. 23 НК РФ (1 января 2001 г.) и до 2011 г. такая форма так и не была Минфином разработана. Поэтому налогоплательщики были вправе до ее утверждения

3 П. 2 ст. 207 НК РФ.

4 П. 1 ст. 224 НК РФ.

5 П. 3 ст. 224 НК РФ.

6 П. 2 ст. 223, п. 4 ст. 226 и ст. 225 НК РФ.

разрабатывать форму самостоятельно либо использовать соответствующие разделы налоговой карточки по форме 1-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России7.

Вопрос о том, какой все-таки должна быть налоговая карточка по учету доходов, полученных от налоговых агентов физическими лицами, послужил причиной для многих споров и даже судебных разбирательств. Налоговое законодательство не предусматривает обязанности ведения 1-НДФЛ, поэтому многие организации разработали свои формы. При налоговых проверках этот факт чаще всего приводил к нареканиям со стороны контролеров. Следует отметить, что при обращении налогоплательщиков в суд арбитры принимали их сторону, о чем свидетельствуют различные постановления8.

С 1 января 2011 г. споров по вопросу оформления карточек больше возникать не должно. Теперь п. 1 ст. 230 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой формы регистров налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговыми агентами самостоятельно при условии, что они должны содержать следующие сведения:

— информацию, позволяющую идентифицировать налогоплательщика (здесь можно указать Ф. И. О., ИНН, паспортные данные и адрес места жительства);

— виды выплаченных налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти;

— суммы доходов;

— даты выплаты доходов;

— статус налогоплательщика (резидент или нерезидент);

— даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации;

— реквизиты соответствующего платежного документа.

Важно отметить, что при самостоятельной разработке налогового регистра за основу можно взять карточку 1-НДФЛ. При этом ее необходимо дополнить обязательными сведениями о дате удержания и перечисления налога в бюджет (с указанием реквизитов платежных документов).

ОТЧЕТНОСТЬ

Претерпел изменения п. 2 ст. 230 НК РФ. Теперь уточняется, что сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов налоговые агенты должны подавать в инспекцию по месту своего учета. Однако это изменение не прояснило вопрос о месте представления данных сведений налоговыми агентами — российскими организациями, имеющими обособленные подразделения. Ранее в своих письмах Минфин России отмечал, что обособленное подразделение вправе подавать сведения по форме 2-НДФЛ по месту своего учета9. Это вступало в противоречие с письмом ФНС России, где указано, что сведения по доходам, которые получают работники обособленных подразделений российских организаций, следует подавать в инспекции по месту постановки на учет головной компании10.

Этим же пунктом НК РФ обязывает ФНС России утверждать не только сами формы и форматы сведений (справок) о доходах физлиц и суммах начисленного, удержанного и перечисленного за истекший год НДФЛ, но и порядок их представления.

7 Приказ МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.

8 Постановления ФАС СЗО от 29.05.2007 по делу № А56-23810/2005, ФАС ВСО от 14.07.2005 № А58-4016/04-Ф02-3330/05-С1, ФАС СКО от 31.08.2005 № Ф08-4007/2005-1591А и др.

9 Письма Минфина России от 28.08.2009 № 03-04-06-01/224, от 11.02.2009 № 03-04-06-01/26.

10 Письмо ФНС России от 13.03.2008 № 04-1-05.

ВЗЫСКАНИЕ И ВОЗВРАТ НАЛОГА

С 1 января 2011 г. ст. 231 НК РФ конкретизирует порядок взыскания и возврата налога. Излишне удержанная сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговый агент обязан сообщать налогоплательщику о каждом факте излишнего удержания налога и его сумме в течение 10 рабочих дней со дня, когда это стало известно налоговому агенту.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления от налогоплательщика, где налогоплательщик обязан указать свои банковские реквизиты, поскольку возврат излишне удержанного налога наличными не допускается.

В законе четко прописано, что налог можно будет вернуть за счет сумм налога, подлежащих перечислению в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам (перезачет сумм), с доходов которых налоговый агент производит его удержание.

При нарушении налоговым агентом срока возврата излишне удержанных сумм налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

В случае если для своевременного возврата излишне удержанного налога налоговому агенту не хватит средств, ему нужно в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления на возврат налога подать в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат ему излишне удержанной суммы налога. Возврат осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Своевременно подав такое заявление, налоговый агент может ждать получения денег, не опасаясь начисления пени. Получив деньги из инспекции, он вернет их налогоплательщику. В то же время налоговый агент вправе часть излишне удержанного налога вернуть налогоплательщику в счет предстоящих платежей в следующие три месяца, а заявление в ФНС подать только на возврат недостающей суммы.

ОПЕРАЦИИ РЕПО

С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги. База по НДФЛ в отношении операций РЕПО определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов по совокупности всех операций РЕПО за налоговый период11.

ПРОЧИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Рассмотрим пример получения дохода в натуральной форме на основании выдачи призов.

Как известно, призы, полученные физическими лицами, не облагаются НДФЛ, если их стоимость не превышает 4000 руб.12 Действия налогового агента и самого налогоплательщика в каждом из случаев можно представить в виде схемы (рис. 2).

11 П. 6 ст. 214.3 НК РФ.

12 П. 1 ст. 210, пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ.

Рисунок 2

Схема действий налогового агента/налогоплательщика при выдаче/получении приза в неденежной форме

Источник: составлено автором.

Интересным представляется тот факт, что ставка для расчета налога равна 35 %13 для налоговых резидентов, но если приз попадет в руки к нерезиденту, то доход свыше 4000 руб. облагается по ставке 30 %14.

13 П. 2 ст. 224 НК РФ; Письмо Минфина России от 22.10.2010 № 03-04-05/9-636.

14 П. 3 ст. 224 НК РФ.

Из рис. 2 можно сделать вывод, что этот процесс сложен для налогового агента, но в еще большей степени — для физического лица, которое не вступает в регулярные взаимодействия с налоговыми органами. В связи с этим налоговый агент может изъявить желание помочь налогоплательщику в том случае, когда стоимость приза в натуральной форме превышает 4000 руб. Встает вопрос: как это можно сделать, ведь заплатить налог за счет собственных средств налоговый агент не имеет права15. Выходом в данной ситуации может служить дополнение приза в натуральной форме денежной составляющей, из которой и будет удержан налог не только на ту часть дохода, которая была получена в денежной форме, но и на часть, полученную в натуральной форме.

Рассчитать, каков должен быть размер денежной части приза, чтобы его хватило на уплату налога, можно по формуле:

м = (Ср - Fp) Цг

Мр 100 % - 1Тг'

где Мр — денежная часть приза; Ср — стоимость материального приза; Fp — необлагаемая сумма (4000 руб.); 1Тг — ставка НДФЛ.

Подтверждает правомерность данного подхода разъяснение ФНС России16. ФНС приводит письмо Минфина России по вопросу предоставления сведений в случае невозможности удержать у гражданина исчисленную сумму налога на доходы физических лиц17. Речь идет о следующем. Если исчисленную сумму налога удержать у гражданина невозможно (например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды), компания обязана не позднее одного месяца по окончании календарного года письменно сообщить налогоплательщику и своей налоговой инспекции о невозможности удержать НФДЛ и о сумме налога. Если фирма все же выплатит физлицу какие-либо деньги до окончания этого года, то ей нужно будет удержать из них налог с учетом ранее неудержанных сумм.

Другой вопрос, с которым может столкнуться налоговый агент, — место перечисления НДФЛ при наличии у налогового агента обособленных подразделений. Недавно финансовое ведомство дало на него ответ: организация должна встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. НДФЛ с доходов работников обособленных подразделений должен быть перечислен в бюджет по месту их нахождения18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, если обособленные подразделения находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, но подведомственны разным налоговым органам, организация может встать на учет по месту нахождения одного из них по своему выбору. В этом случае в бюджет по месту нахождения подразделения, выбранного для постановки на учет, перечисляется НДФЛ, удержанный с доходов работников всех подразделений, находящихся на этой территории.

15 П. 9 ст. 226 НК РФ.

16 Письмо ФНС России от 02.12.2010 № ШС-37-3/16768@.

17 Письмо Минфина России от 17.11.2010 № 03-04-08/8-258.

18 Письмо Минфина России от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Новые правила возврата НДФЛ физлицу в связи с изменением его налогового статуса имеют как положительные, так и отрицательные стороны. В случае изменения статуса сотрудника с 2011 г. работодатель не будет производить перерасчет и возврат НДФЛ. Иностранным гражданам, чей статус в течение года изменится, вместо подачи работодателю заявления о возврате налога придется представлять декларацию по НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента, в инспекцию, где они зарегистрированы по месту жительства или пребывания19. В результате срок возврата излишне уплаченного налога значительно увеличится. Следовательно, новая процедура возврата НДФЛ в связи с изменением статуса физлица упростит задачу работодателям, но усложнит порядок возврата переплаты налогоплательщикам-иностранцам.

2. Положительным моментом является исключение п. 3 ст. 231 НК РФ, где ранее предусматривалось, что суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога, т. е. срок был не ограничен.

3. Разъяснен порядок перечисления НДФЛ при наличии у налогового агента обособленных подразделений.

4. Процесс удержания налога из дохода физического лица, полученного в натуральной форме, все еще является сложным как для налогового агента, не имеющего возможности удержать налог сразу из дохода, так и для налогоплательщика — физического лица, получающего доход в неденежной форме.

5. Значительная часть изменений касается возврата излишне удержанного НДФЛ. Налоговики взяли на себя лишь возврат налога при изменении статуса работника. А во всех остальных случаях возвращать НДФЛ надо по-прежнему налоговым агентам, при этом процедура возврата очень усложнилась. При вероятности невозврата физлицу излишне удержанного налога в течение трех месяцев лучше сразу писать заявление на возврат средств из бюджета.

6. Необходимо законодательно утвердить форму документа, подтверждающего факт сдачи работником заявления и уведомления в бухгалтерию своей организации для получения имущественного вычета с целью предотвращения ситуации, когда заявление и уведомление работник в свою бухгалтерию подал, а имущественный вычет ему в текущем году работодатель так и не предоставил.

7. Было бы целесообразно дополнить п. 2 ст. 230 НК РФ информацией о месте представления сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов налоговыми агентами — российскими организациями, имеющими обособленные подразделения.

8. Также необходимо дополнить п. 1 ст. 231 НК РФ информацией о порядке документального подтверждения момента обнаружения излишнего удержания налога, с которого начинается отсчет 10-дневного срока.

19 Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Обутверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

В заключение следует отметить, что реформирование налогообложения доходов физических лиц направлено на решение двух первостепенных задач — снижение налогового бремени и сближение российского законодательства в данной области с международным. С учетом того, что в большинстве развитых стран применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, эти задачи приобретают антагонистический характер, который необходимо устранять, а пути решения этого вопроса зависят от курса и направлений налоговой политики в среднесрочной перспективе.

Библиография

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010).

3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

4. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

5. Письмо Минфина России от 28.08.2009 № 03-04-06-01/224.

6. Письмо Минфина России от 11.02.2009 № 03-04-06-01/26.

7. Письмо Минфина России от 29.10.2010 г. № 03-04-06/9-262.

8. Письмо Минфина России от 22.10.2010 № 03-04-05/9-636.

9. Письмо Минфина России от 17.11.2010 № 03-04-08/8-258.

10. Письмо Минфина России от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37.

11. Письмо ФНС России от 02.12.2010 № ШС-37-3/16768@.

12. Приказ МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.

13. Постановление ФАС СЗО от 29.05.2007 по делу № А56-23810/2005.

14. Постановление ФАС ВСО от 14.07.2005 № А58-4016/04-Ф02-3330/05-С1.

15. Постановление ФАС СКО от 31.08.2005 № Ф08-4007/2005-1591А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.