Научная статья на тему 'Социальная культура как фактор эффективного управления социальным развитием общества'

Социальная культура как фактор эффективного управления социальным развитием общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Подгорный Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная культура как фактор эффективного управления социальным развитием общества»

Выводы:

1. В настоящее время отсутствует методика, позволяющая по характеристикам НА и КЭ оценить срок подготовки КЭ к исполнению.

2. Предлагаемая методика позволяет спрогнозировать срок подготовки КЭ к исполнению по характеристикам НА и КЭ.

3. Практическое применение предлагаемой методики показало приемлемое согласование её прогноза с уже реализованными космическими экспериментами. Таким образом, работоспособность предлагаемой методики имеет практическое значение.

Список литературы

1. Оценочная деятельность. Оценка стоимости имущества. Кн. 2: учебное пособие / под ред Косоруко-вой И.В., М.: Маркет ДС, 2009, -728с.

2. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1), утв. приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. №256.

СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА

Подгорный Владимир Васильевич

Доктор экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия Донецкого государственного университета

управления, профессор

Российская экономика переживает непростой период трансформационных преобразований, когда формирование новых механизмов влияния на экономику должно происходить на фоне стабилизации социального развития общества. Остроту проблеме обеспечения стабильного и динамичного развития России придаёт формирование многих дестабилизирующих факторов развития. Неустойчивость стала характерной чертой социального развития российского общества, что крайне негативно влияет на его социальное положение.

Во многом это обусловлено критическим состоянием социальной культуры в России, которая определяет эффективность управления социальным развитием общества, что, в свою очередь, влияет на логику и направленность формирования системы управления, порядок её построения и функционирования. Недостаточный уровень социальной культуры является одной из главных причин несовершенства модели управления социальным развитием общества, чем и объясняется неустойчивость развития. В этой связи особый интерес приобретает понятие „социальная культура" и её влияние на эффективность управления социальным развитием общества и, прежде всего, на его организацию.

Организация управления социальным развитием общества - это построение соответствующей системы управления и поддержание её в работоспособном состоянии, в частности воспроизводство стандартов управления и организационное проектирование.

Системный процесс организации управления рассматривается в данном случае как способ воздействия государства на политику управления социальным развитием общества посредством социальной культуры с целью повышения эффективности управляющего воздействия [1]. Социальная культура - социальная внутренняя среда, в которой формируются убеждения людей, их привычки и знания, приобретается практический опыт.

По своей духовной и материальной природе социальная культура является значимым фактором социальной регуляции. Социальная культура представляет собой качество социальных отношений, которые обладают устойчивостью, общественной значимостью, осознанностью и упорядоченностью взаимодействий, адаптивностью к постоянно изменяющимся условиям, определенной вариативностью, субъективной рациональностью. Эти отношения укрепляют организационные и институциональные

социальные связи, придают им личностный смысл и творческую продуктивность, актуализируя всю внутреннюю жизнь людей [2].

Тем самым социальная культура становится неотъемлемым компонентом социальных процессов, поскольку выражает представления и стремления их субъектов, способствует консолидации и совместной деятельности последних.

В процессе функционирования социальная культура раскрывает особенности и характерные черты жизни общества. В ней отражаются устойчивые формы социального сознания, обусловливающие характер и направленность социальных процессов. Она активно влияет на состояние и уровень развития человека, на формирование его социальных позиций и форм участия в социальной жизни общества, поскольку вырабатывает систему социальных ценностей и основополагающих норм социального поведения [3].

Социальная культура обладает дуалистической природой в силу её направленности, с одной стороны, на экономику, с другой - на политику. Отсюда следует, что социальная культура, как фактор эффективности управления социальным развитием общества, формируется из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых культур - экономической и политической (табл. 1).

Экономическая культура - это часть социальной культуры, включающая систему ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений „уравниловки", создание и развитие благоприятной среды для предпринимательства и т.п.

Под политической культурой понимается часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое мировоззрение и поведение.

Таким образом, сущность социальной культуры следует определить, как качественную характеристику исторически обусловленной системы общепринятых форм социального взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающую существенные черты социальных отношений и интересы социальных субъектов в виде совокупности духовных и материальных ценностей и моделей поведения.

Таблица 1

Логическая схема взаимодействия экономической и политической культур в качестве составляющих социальной

культуры

Составляющие экономической культуры Составляющие политической =с> культуры

Экономическая культура Политическая культура

- 1. Экономическое сознание: 1. Информационная свобода 2. Экономическая свобода 3. Обязательность налогообложения 4. Распределение полномочий 5. Стимулирование 6. Эффективность 7. Результативность 1. Политическое сознание: - 1. Служение 2. Инициативность 3. Публичность 4. Моральность 5. Полная рациональность 6. Потребность е труде 7. Эффективность

- 2. Экономические знания: 1. Познание экономии, действительности 2. Трансляция 3. Селекция 4. Генерирование инноваций —2. Политические знания: - 1. Познание политич. действительности 2. Трансляция 3. Селекция 4. Генерирование инноваций

- 3. Экономическое мышление: 1. Анализ экономической ситуации 2. Оценка экономической ситуации 3. Учёт факторов 4. Выдвижение альтернатив 5. Выбор альтернатив —^ 3. Политическое мышление:- 1. Анализ политической ситуации 2. Оценка политической ситу ации 3. Учёт факторов 4. Выдвижение альтернатив 5. Выбор альтернатив

4. Экономическое мировоззрение «0=1 4. Политическое мировоззрение

Составляющие социальной культуры \

/ к Социальная культура / \

£ & ► 1. Социальное сознание: <-41. Свобода личности 2. Свобода самореализации 3. Причастность к обществу 4. Духовность 5. Равенство перед законом 6. Социальная справедливость 7. Социальное благополучие ¡4

1. Познание социальной действительности 2. Трансляция 3. Селекция 4. Генерирование инноваций

1. Анашз социальной ситуации г-■ 2. Оценка социальной ситуации \ Т 3. Учёт факторов \ 4. Выдвижение альтернатив 5. Выбор альтернатив

Социальное мировоззрение

Политика управления

Охарактеризуем основные структурные элементы социальной культуры как одного из факторов, определяющих эффективность управления социальным развитием общества и включающего в себя социальное сознание, знания и мышление (рис.1).

Социальное сознание - это совокупность социальных идей, теорий, взглядов, отражающих условия материальной и духовной жизни общества, способ производства материальных и духовных благ. Наивысшей формой социального сознания является социальная идеология, как способ отражения условий обеспечения высокого уровня жизни. Именно поэтому сущность социального сознания

раскрывается с помощью идеалов: свобода личности, свобода самореализации, причастность к обществу, духовность, научность, социальная справедливость и социальное благополучие.

Свобода личности - это философская и конституционно-правовая категория, означающая возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности, поведения в условиях данного государства и общества. В Российской Федерации свобода личности обеспечивается всем строем общества и государства, гарантируется в целом Конституцией Российской Федерации.

Рис. 1. Логическая схема влияния социальной культуры на эффективность управления социальным развитием

общества

Свобода личности предполагает установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в её жизнь. Каждое сообщество, членом которого является индивид, вправе оказывать на него влияние, но до определенных границ.

Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и тех негосударственных объединений, к которым может принадлежать индивид.

Только свободный человек способен встать на путь самореализации, которая связана с расширением его возможностей. Суть самореализации связана с практическим воплощением (реализацией в конкретных жизненных ситуациях, делах и отношениях) своей индивидуальности. Для полноценной жизни человек должен иметь возможность проявлять свою индивидуальность. Каждый человек уникален, и благодаря осознанию своей индивидуальности он может сознательно строить свою жизнь, определяя сферы жизненной активности с учётом ценностей, глубинных интересов и способностей [4].

Тем самым человек органично сочетает в своей жизнедеятельности физический, практический и духовный способы существования, и способен целенаправленно совершенствовать, как себя, так и общество, в котором он существует.

Особое значение при этом приобретает духовность, представляющая собой стремление к высшему уровню развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие социальные ценности, направленные на формирование социального сознания соответствующего уровня.

Духовность, как стремление к гармоничному развитию, требует соответствующего организующего начала, в качестве которого выступают социальные знания. Последние представляют собой форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека в процессе социальной деятельности. Социальные знания помогают людям рационально организовывать свою социальную деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Социальные зна-

ния играют роль организующего центра социальной культуры, выполняя при этом ряд функций: познание социальной действительности; трансляция социальных ценностей, норм, эталонов поведения; селекция или выбраковывание морально устаревших ценностей, норм, эталонов поведения; генерирование инноваций.

Чем более развиты и более полно осуществляются названные функции в процессе управления социальным развитием общества, тем успешнее проявляет себя социальная культура как фактор эффективности данного процесса.

Социальные знания должны отвечать критериям научности, т.е. быть обоснованными, достоверными, непротиворечивыми, обладать эмпирической подтверждае-мостью и принципиально возможной фальсифицируемо-стью, концептуальной связностью, предсказательной силой и практической эффективностью. Используя знания, соответствующие указанным критериям, человек получает способность рассуждать, представляющую собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Такой процесс отражения человеком объективной реальности называется социальным мышлением.

Социальное мышление у человека формируется в процессе его деятельности как субъекта социальной жизни и приобретения знаний о социальных понятиях, явлениях и законах. Социальное мышление - это процесс отражения, воспроизведения сознания людей, их социальных отношений в форме представлений, понятий, теорий или усвоения людьми приобретенных обществом социальных знаний, переработки информации.

Наряду с этим, социальное мышление дает возможность каждому человеку осуществлять свои права и обязанности в рамках закона, под его влиянием гражданин познает себя как субъект социальных отношений в государстве. Социальное мышление отражает юридические события в различных правовых сферах общественной практики. Оно сформировалось как продукт социального развития и является составным элементом социального сознания.

Процесс социального мышления включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: анализ социальной ситуации, оценка социальной ситуации, учёт факторов, выдвижение альтернатив, выбор альтернативы.

Однако, главное при выборе альтернативы, так как это и есть окончательное принятие решения - это принятие ответственности за его последствия. Принимаемое решение, как результат социального мышления, направлено на качественное улучшение качественных и количественных характеристик социальной деятельности общества, что придаёт ей стратегическую направленность.

Стратегическая направленность - это стремление выиграть в конкурентной борьбе, которая мобилизует общество в целом и поддерживает накал борьбы в лидерстве на длительную перспективу. Поэтому необходимо в оперативном режиме управления контролировать стратегическую направленность и, при необходимости, противодействовать возможному её изменению. Реализация такого противодействия возможна при наличии адекватного (отражающее реальное положение дел), зрелого социального мировоззрения. Это позволяет поддерживать эффективность управления социальным развитием общества на стабильно высоком уровне и своевременно выявлять возникающие риски.

Социальное мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений,

определяющих самое общее видение, понимание сложившейся реальности, места в ней человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер и формируется под воздействием оправдавшего себя социального опыта. В результате чего человек овладевает убеждением в том, что он адекватно воспринимает мир. Зрелое мировоззрение опирается не на верования, а на убеждения, знания и, более всего, на социальную справедливость.

Социальная справедливость представляет собой обобщенную нравственную оценку социальных отношений. Это один из основных общечеловеческих социальных идеалов, отражающих такое состояние социальных отношений, при которых в обществе осуществляется относительно равномерное распределение деятельности (труда), социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни, а также информации и культурных ценностей.

Предпосылками справедливого распределения труда выступают конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального закрепления тяжелых, вредных, неквалифицированных и малоквалифицированных, нетворческих, исполнительских его видов за теми или иными социально-демографическими, территориальными или национальными группами, равенство возможностей в социально-профессиональном перемещении, в образовании и профессиональном обучении. Для справедливого распределения социальных благ необходимо последовательное осуществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение всем минимального социально-гарантированного уровня и роста социального благополучия. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет, удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности.

Без социальной справедливости невозможен стабильный и динамичный рост социального благополучия, на обеспечение которого направлена политика управления социальным развитием общества. Политика управления представляет собой совокупность принципов, применение которых определяет характер и направленность социального развития общества.

При этом социальная культура выступает в качестве критерия эффективности управления, определяющим порядок (способность различения, средство суждения, мерило), признак, основание, правило принятия решения по оценке эффективности управления при его совершенствовании. Политика управления - это ещё и один из способов достижения стратегических целей социального развития. Стратегия придаёт целесообразность политике управления социальным развитием общества [5].

Таким образом, социальная культура во взаимодействии экономической и политической культур, как движущая сила организации управления, проявляющая себя в развитии социального сознания, знаний и мышления, позволяет формировать эффективную политику управления и определяет уровень эффективности управления социальным развитием общества.

Литература

1. Подгорный В.В. Теоретико-методологические основы управления социальным развитием общества / В.В. Подгорный // Экономика и управление. -2015. - №1(111). - С. 14-20.

2. Скворцов И.П. Социальная политика в контексте социальной культуры: к определению понятия / И.П. Скворцов // Власть. - №1. - 2012. - С. 91-94.

3. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - №2. - 1997. - С. 124-145.

4. Дыгун М.А. Развитие внутренней свободы как условие самореализации человека / М. А Дыгун // Психологический журнал. - №1. - 2009. - С.57-60.

5. Друкер П. Управление в обществе будущего / П. Друкер; [пер. с англ. Е.Б. Трибушной]. - М и др.: Издательский дом „Вильямс", 2007. - 306 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛЯРНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В ПРИГОРОДНОМ И МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИЯХ

Пономарева Мария Сергеевна

Аспирант кафедры «Экономика транспорта» Уральского государственного университета путей сообщения,

г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье изучены региональные особенности налогообложения пассажирских перевозок общественного автотранспорта на пригородных и междугородных маршрутах. Проведен системный анализ нормативно-правовых документов регионального и федерального значения. В результате исследования сделаны выводы о величине налоговой нагрузки автотранспортных предприятий Свердловской области.

ABSTRACT

The article's aim was to study the regional peculiarities of taxation ofpassenger transport public vehicles for suburban and interurban routes. A systematic analysis of the normative-legal documents of regional and Federal importance. The research conclusions are made about the magnitude of the tax burden of the motor transportation enterprises of the Sverdlovsk region.

Ключевые слова: пригородные перевозки, междугородные перевозки, автотранспорт, налогообложение, Свердловская область, организационно-правовые формы, бизнес.

Keywords: suburban and interurban routes, transport, taxation, Sverdlovsk region, legal form, business.

В Свердловской области действуют более 1360 перевозчиков различной организационно-правовой формы, в том числе муниципальные автотранспортные предприятия (МУАП), товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальные предприниматели (ИП)[6].

В собственности Свердловской области находятся два крупных автотранспортных предприятия: государственное унитарное предприятие Свердловской области «Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие» и государственное унитарное предприятие Свердловской области «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта». Ежегодно выполняются более 65 тыс. рейсов в междугородном сообщении, более 450 тыс. рейсов в пригородном сообщении[9].

Основную часть субъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Результаты стихийных проверок государственными органами пассажирских перевозчиков позволили сделать вывод, что значительная часть рынка автомобильных перевозок находится в «теневом» секторе экономики, что приводит к существенным бюджетным потерям[8].

Возникает вопрос, что является барьером на пути развития здоровой конкуренции в сфере пассажирских перевозок?

Создание условий для существования здоровой конкуренции, ускорения технического прогресса, стимулирования деловой активности предприятий и привлечения капитала в отрасли экономики - являются государственной задачей и реализуются с использованием налогового механизма.

В данной статье поставим целью, изучить: региональные особенности налогообложения пассажирских перевозок общественного автотранспорта на пригородных и

междугородных маршрутах; влияние налогового механизма на создание условий здоровой конкуренции между региональными пассажирскими перевозчиками.

Возможности выбора схемы налогообложения автотранспортных предприятий в зависимости от организационно-правовой формы перевозчиков.

Автотранспортные предприятия могут использовать как общую схему налогообложения (ОСН), так и специальные налоговые режимы (УСН доходы, УСН доходы минус расходы, ЕНВД, патент) для ведения бизнеса. Исключение составляют муниципальные перевозчики, им позволено использовать только две схемы налогообложения: общая схема налогообложения и единый налог на вмененный доход (глава 26.2, статья 346.12 п. 17 НК РФ).

Налогообложение автотранспортных предприятий с учетом региональных особенностей

Выплаты в бюджет консолидируются на предприятии уже на уровне расходов, к ним относятся: отчисления на социальные страхования работников, фиксированные страховые взносы и платежи индивидуального предпринимателя, транспортный налог. Рассмотрим особенности начисления выше перечисленных видов выплат.

1. Отчисления на социальные страхования Согласно ст. 58 п.8 ФЗ №212 от 24.07.2009 (ред.

28.12.2013) для предприятий, осуществляющих пассажирские автомобильные перевозки, на общей схеме налогообложения (ОСН) и при применении единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной схемах налогообложения - 30%, для предприятий находящихся на упрощенной схеме налогообложения (УСН) - 20%.

2. Транспортный налог является региональным налогом. Статьей 361 главы 28 НК РФ установлены налоговые ставки на транспортное средство в зависимости от мощности двигателя. Пунктом 2 данной статьи определено, что налоговые ставки могут быть увеличены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.