Научная статья на тему 'Исследование налоговой нагрузки автотранспортных предприятий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугородном сообщениях'

Исследование налоговой нагрузки автотранспортных предприятий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугородном сообщениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / АВТОТРАНСПОРТ / TRANSPORT / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / SVERDLOVSK REGION / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / LEGAL FORM / БИЗНЕС / BUSINESS / SUBURBAN AND INTERURBAN ROUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Мария Сергеевна

В статье изучены региональные особенности налогообложения пассажирских перевозок общественного автотранспорта на пригородных и междугородных маршрутах. Проведен системный анализ нормативно-правовых документов регионального и федерального значения. В результате исследования сделаны выводы о величине налоговой нагрузки автотранспортных предприятий Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article's aim was to study the regional peculiarities of taxation of passenger transport public vehicles for suburban and interurban routes. A systematic analysis of the normative-legal documents of regional and Federal importance. The research conclusions are made about the magnitude of the tax burden of the motor transportation enterprises of the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Исследование налоговой нагрузки автотранспортных предприятий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугородном сообщениях»

2. Скворцов И.П. Социальная политика в контексте социальной культуры: к определению понятия / И.П. Скворцов // Власть. - №1. - 2012. - С. 91-94.

3. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - №2. - 1997. - С. 124-145.

4. Дыгун М.А. Развитие внутренней свободы как условие самореализации человека / М. А Дыгун // Психологический журнал. - №1. - 2009. - С.57-60.

5. Друкер П. Управление в обществе будущего / П. Друкер; [пер. с англ. Е.Б. Трибушной]. - М и др.: Издательский дом „Вильямс", 2007. - 306 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛЯРНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В ПРИГОРОДНОМ И МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИЯХ

Пономарева Мария Сергеевна

Аспирант кафедры «Экономика транспорта» Уральского государственного университета путей сообщения,

г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье изучены региональные особенности налогообложения пассажирских перевозок общественного автотранспорта на пригородных и междугородных маршрутах. Проведен системный анализ нормативно-правовых документов регионального и федерального значения. В результате исследования сделаны выводы о величине налоговой нагрузки автотранспортных предприятий Свердловской области.

ABSTRACT

The article's aim was to study the regional peculiarities of taxation ofpassenger transport public vehicles for suburban and interurban routes. A systematic analysis of the normative-legal documents of regional and Federal importance. The research conclusions are made about the magnitude of the tax burden of the motor transportation enterprises of the Sverdlovsk region.

Ключевые слова: пригородные перевозки, междугородные перевозки, автотранспорт, налогообложение, Свердловская область, организационно-правовые формы, бизнес.

Keywords: suburban and interurban routes, transport, taxation, Sverdlovsk region, legal form, business.

В Свердловской области действуют более 1360 перевозчиков различной организационно-правовой формы, в том числе муниципальные автотранспортные предприятия (МУАП), товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальные предприниматели (ИП)[6].

В собственности Свердловской области находятся два крупных автотранспортных предприятия: государственное унитарное предприятие Свердловской области «Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие» и государственное унитарное предприятие Свердловской области «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта». Ежегодно выполняются более 65 тыс. рейсов в междугородном сообщении, более 450 тыс. рейсов в пригородном сообщении[9].

Основную часть субъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Результаты стихийных проверок государственными органами пассажирских перевозчиков позволили сделать вывод, что значительная часть рынка автомобильных перевозок находится в «теневом» секторе экономики, что приводит к существенным бюджетным потерям[8].

Возникает вопрос, что является барьером на пути развития здоровой конкуренции в сфере пассажирских перевозок?

Создание условий для существования здоровой конкуренции, ускорения технического прогресса, стимулирования деловой активности предприятий и привлечения капитала в отрасли экономики - являются государственной задачей и реализуются с использованием налогового механизма.

В данной статье поставим целью, изучить: региональные особенности налогообложения пассажирских перевозок общественного автотранспорта на пригородных и

междугородных маршрутах; влияние налогового механизма на создание условий здоровой конкуренции между региональными пассажирскими перевозчиками.

Возможности выбора схемы налогообложения автотранспортных предприятий в зависимости от организационно-правовой формы перевозчиков.

Автотранспортные предприятия могут использовать как общую схему налогообложения (ОСН), так и специальные налоговые режимы (УСН доходы, УСН доходы минус расходы, ЕНВД, патент) для ведения бизнеса. Исключение составляют муниципальные перевозчики, им позволено использовать только две схемы налогообложения: общая схема налогообложения и единый налог на вмененный доход (глава 26.2, статья 346.12 п. 17 НК РФ).

Налогообложение автотранспортных предприятий с учетом региональных особенностей

Выплаты в бюджет консолидируются на предприятии уже на уровне расходов, к ним относятся: отчисления на социальные страхования работников, фиксированные страховые взносы и платежи индивидуального предпринимателя, транспортный налог. Рассмотрим особенности начисления выше перечисленных видов выплат.

1. Отчисления на социальные страхования Согласно ст. 58 п.8 ФЗ №212 от 24.07.2009 (ред.

28.12.2013) для предприятий, осуществляющих пассажирские автомобильные перевозки, на общей схеме налогообложения (ОСН) и при применении единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной схемах налогообложения - 30%, для предприятий находящихся на упрощенной схеме налогообложения (УСН) - 20%.

2. Транспортный налог является региональным налогом. Статьей 361 главы 28 НК РФ установлены налоговые ставки на транспортное средство в зависимости от мощности двигателя. Пунктом 2 данной статьи определено, что налоговые ставки могут быть увеличены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз.

Так региональным законом «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области»[3] ставка по транспортному налогу на автобусы на период с 1 января 2013 года до 31 декабря 2016 года повышена в 6 раз относительно установленной статьей 361 главы 28 НК РФ.

Налоговая ставка с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года включительно на автобус свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) составляет 66,2 руб. за 1 л.с., на автобус до 200 л.с. (до 147,1 кВт) составляет 32,9 руб. за л.с.

Регионально также могут быть установлены налоговые льготы по начислению транспортного налога. Например, статьей 4 закона №43-ОЗ [3]:

• органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, - за каждое зарегистрированное на них транспортное средство;

• организации и граждане, на которых зарегистрированы автобусы, соответствующие требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, - за каждый такой зарегистрированный на них автобус;

• организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внутригородские и (или) пригородные перевозки пассажиров автобусами, если количество лет, прошедших с года их выпуска, не превышает 7, - за каждый такой зарегистрированный на них автобус.

3. Фиксированные страховые взносы и платежи ИП в год

Индивидуальные предприниматели (ИП) отчисляют за себя в Пенсионный и медицинский фонды социального страхования фиксированные страховые взносы. При расчете взносов учитывается МРОТ. В 2015 году он составил 5965 руб.

ИП с годовым доходом 300 000 руб. и менее платят за себя в Пенсионный (ПФР) и медицинский (ФМС) фонды социального страхования фиксированную сумму 22261,38 руб.(26% и 5,1% соответственно).

Индивидуальные предприниматели с годовым доходом более 300 000 руб. платят за себя в Пенсионный фонд (дополнительно к вышеуказанной сумме) 1% от дохода, превышающего 300 000 руб.(1МРОТ*26%*12 мес+1 %(В -300000))[2].

Сумма фиксированных взносов за 2015 год ограничена сверху суммой 152536,98 руб., где МРОТ на 2015 год равен 5965 руб. (по состоянию на 1 января 2015 года согласно ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ).

Таким образом, расходы индивидуальных предпринимателей выше расходов юридических лиц на величину фиксированного страхового взноса.

Ко второй группе налоговых выплат относятся налоговые начисления, формируемые с оборота автотранспортного предприятия. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на доходы по упрощенной схеме налогообложения, налог на доходы минус расходы по упрощенной схеме налогообложения, единый налог на вмененный доход и патент.

Автоперевозчик вправе выбрать приемлемую для него схему налогообложения с учетом ограничений, наложенных федеральным законодательством.

1. Общая система налогообложения

На общей схеме налогообложения вправе работать и крупные и малые предприятия, но при этом собственникам придется оплачивать два налога в виде налога на до-

бавленную стоимость и налога на прибыль. Поэтому перевозчики чаще всего стремятся работать на специальных налоговых режимах, что существенно снижает налоговую нагрузку, так как освобождает от выплаты НДС, НДФЛ, Налога на имущество, Налог на прибыль организаций.

1. НДС (налог на добавленную стоимость).

Глава 21 НК РФ «налог на добавленную стоимость» налоговая ставка 18%. С суммы выручки платят косвенный налог НДС, включенный в стоимость товара.

Предусмотрены налоговые вычеты на подакцизные товары: топливо, смазочные, запасные части, используемые в процессе оказания услуги.

От НДС освобождены пригородные перевозчики (гл.21 статья 149, п. 7). При этом они платят НДС косвенным путем в стоимости подакцизных товаров. Компенсация от этих выплат в виде налогового вычета им не возвращается.

2. НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Часть 2 Глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

НДФЛ прямой налог, налоговая ставка 13%. Налоговая база - доходы за вычетом расходов (Глава 23, ст. 210 НК РФ).

Предприниматели имеют право для уплаты НДФЛ уменьшить сумму своего дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. То есть вся сумма дохода облагаться НДФЛ не будет.

Специальные налоговые режимы возможны для использования только малыми автотранспортными предприятиями с небольшим оборотом, это обусловлено ограничениями, зафиксированными в Налоговом кодексе РФ.

1. Упрощенная система налогообложения

Так для упрощенной схемы налогообложения (Гл.26.2 НК РФ) необходимо выполнение следующих ограничений:

• годовой доход рассматриваемого предприятия не превышает 68,82 млн. руб. с учетом коэффициента дефлятора на 2015 г. К=1,147 (п.4 ст. 346.13);

• средняя численность работников менее 100 человек (ст. 346.12 п.3 п.п.15), остаточная стоимость средств менее 100 млн.руб. (ст.346.12 п.3 п.п. 16). Организации на УСН освобождаются от выплаты

НДС, налога на имущество и НДФЛ.

Налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем объекта налогообложения.

а. Объект налогообложения - доходы. Налоговая ставка - 6% (ст. 346.2 п. 1, Глава 26.2 НК

РФ).

Согласно Главе 26.2 ст. 346.21 п. 3.1 сумма налога может быть уменьшена на величину страховых взносов в ПФ, ФСС, ФМС РФ. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налог=налоговая база (доход)* налоговая ставка -максимально возможная к уменьшению налога сумма (страховые выплаты за работников)

Ь. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов

Согласно, статьи 346.20 п.2 НК РФ для предприятий на УСН доход минус расходы налоговая ставка может устанавливаться субъектом РФ в пределах от 5 до 15% в зависимости от вида деятельности.

Законом Свердловской области от 15 июня 2009 г. N 31-О3 [4] налоговая ставка для автотранспортных предприятий установлена на уровне минимально допустимого

размера 5% от доходов, уменьшенных на величину расходов (статья 2 п.2 п.п. 38 «виды деятельности, входящие в класс ОКВЭД "Деятельность сухопутного транспорта"»). Налог = (Доходы-Расходы)*0,05

2. Единый налог на вмененный доход Ограничения:

Гл 26.3 НК РФ ст.346.26 п 1 п.п.5 «оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения, распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг».

П.2 п.п.2.2 Гл 26.3 НК РФ ст.346.26 не вправе переходить на ЕНВД:

• Организации и ИП, средняя численность работников, которых за предшествующий календарный год, превышает 100 чел.

Вмененный доход (ст.346.27) - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитанный с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя.

ЕНВД=месячная базовая доходность(1500)*кол-во мест посадочных* К1* К2*12 мес.*15%, где

К1 -коэффициент Дефлятор (по ЕНВД на 2015 год -1,798[6]).

К2 учитывает особенности деятельности, например, количество посадочных мест (ст.346.29 п.3). К2 =1 (Приложение 6, к Решению Екатеринбургской Городской Думы от 8.11, 2005 №13\3).

Сумма Единого налога может быть уменьшена (ст.346.32 п.2) на сумму страх. Взносов на обязательное пенсионное страх, соц. и мед. Страхования, но не меньше, чем на 50% (ст.346.32 п.2.1).

3. Патент

Патент на право деятельности выдается на срок не более календарного года.

Гл.26.5 НК РФ ст. 346.43 п.2 п.п. 11 оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автотранспортом, а также п.п. 9 техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования. Ограничения:

1. ИП вправе по ГПД (гражданско-правовому договору) привлекать работников (среднесписочная численность не более 15 чел.).

2. Размер потенциально возможного дохода для ИП (субъект РФ) от 114,7 тыс.руб., до 1,147 млн.руб. в ГОД с учетом коэффициента дефлятора на 2015 год (гл.26.5 ст. 346.43 п.7).

3. Патентная система налогообложения не применяется в рамках соглашения простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (гл.26.5 ст. 346.43 п.7).

Коэффициент-дефлятор для патентной схемы налогообложения установлен на 2015 год 1,147 [6]. Налоговая ставка 6%.

Налоговая база - потенциально возможный к получению предпринимателем годовой доход.

Законом Свердловской области от 21.11.2012 г. № 87-ОЗ «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области» установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по

видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Размер приобретаемого патента на перевозки пассажиров устанавливается в зависимости от численности населения, обслуживаемого населенного пункта, и количества автотранспортных средств.

Выводы

Исследование действующих налоговых режимов позволило сделать вывод, что налоговые ставки регионального уровня установлены для автотранспортных предприятий (АТП) на минимально допустимом уровне.

Малый бизнес вправе выбрать систему налогообложения, зависимую от получаемой прибыли (УСН доходы минус расходы), от количества посадочных мест (ЕНВД), от численности населенного пункта и числа транспортных средств (патент). Следовательно, для малого бизнеса на сегменте пассажирских перевозок созданы благоприятные налоговые условия. Однако крупные предприятия, которые могут действовать только в рамках общей системы налогообложения, поставлены в невыгодное условие и проигрывают в конкурентной борьбе. От этого риски получить некачественную и несвоевременную услугу резко повышаются.

Для бюджетных учреждений (МУП) возможности снижения налоговой нагрузки ограничены. В тоже время для МУП действуют налоговые льготы, которые, по нашему мнению, отрицательно влияют на качество транспортного обслуживания. Так, отмена транспортного налога снижает заинтересованность унитарных предприятий в обновлении парка АТС, улучшении экологической обстановки. Отмена выплаты НДС на пригородных маршрутах увеличивает расходы унитарных АТП. При заданных условиях муниципальный транспорт не конкурентоспособен. В качестве мероприятий по повышению качества и ужесточения контроля за нелегальным бизнесом в сфере пассажирских перевозок предлагаем:

1. снизить ставку налога на добавленную стоимость для автотранспортных предприятий, как это сделано в ряде зарубежных стран [1];

2. внедрить логистические схемы осуществления смешанных перевозок пассажиров на основе сетевой организации бизнеса.

Список литературы

1. Антюшеня Д. «Экономика «Налоговая удавка для транспорта?»»//Автоперевозчик 2008, №12 (99) [Электронный ресурс] http://transler.ru/content /arxiv perevozhic/ Дата обращения 24.04.2015 г.

2. Закон N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

3. Закон №43 -ОЗ от 29 ноября 2002 года «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» [в ред. Законов Свердловской области от 15.06.2011 N 41-ОЗ, от 29.10.2013 N 104-ОЗ]

4. Закон Свердловской области от 15 июня 2009 г. N 31-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов" (в ред. Закона Свердловской области от 08.06.2012 N 52-ОЗ).

5. Налоговый кодекс РФ

6. Приказ Минэкономразвития России N 685 от 29.10.2014 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год"

7. Официальный сайт Министерства транспорта и связи Свердловской области (реестр перевозчиков) [Электронный ресурс] http://mtis.midural.ru/article/show/id/168 (дата обращения 29.01.2015 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальный сайт Уральского управления государственного автодорожного надзора [Электронный ресурс]

http://www.ugadn66.ru/ob_upravlenii/novosti/vyyavle ny_gruЬye_narusheniya_Ьezopasnosti_perevozki_pass azhiшv_m_mezMugoшdnyh_i_prigoшdnyh_perevoz ka/?Year=2010 (дата обращения 24.04.2015)

9. Постановление Правительства Свердловской области №1331-1111 от 29.10.2013 г «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года»»

10. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие/ В.М. Джуха, А.В. курицын, И.С. Штапова. -3-е изд., стер. - М.:КНОРУС, 2014. - 288 с.

11. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие/коллектив авторов; под общей ред. Проф. В.А. Персианова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 392 с.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Попова Евгения Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент, Военный учебно-научный центр, Военно-воздушных сил, «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Петренко Юрий Александрович

старший преподаватель, Военный учебно-научный центр, Военно-воздушных сил, «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

В основу разработки и практического применения системы диагностики производственного потенциала предприятия, на наш взгляд, необходимо положить следующие утверждения:

1) повышение качества деятельности предприятия. Диагностика призвана дать оценку качества выполнения отдельных видов деятельности и на этой основе выбрать наиболее рациональные пути её комплексного совершенствования;

2) расширение возможности управленческого воздействия на предприятии. Применение диагностических методов позволяет обоснованно и своевременно принимать рациональные решения: в процессе хозяйственной деятельности, при внедрении организационно - экономических, технических и технологических новшеств, в ходе разработки выполнения бизнес - планов, при совершенствовании организационной структуры управления, реорганизации или проектировании новой организации;

3) квалифицированное использование компьютеризации, современных средств передачи информации и связи для диагностики предприятия. Данные статистического, бухгалтерского и оперативного учёта, нормативная база деятельности предприятия, финансового состояния, расчётов и других показателей деятельности предприятия в динамике представляют реальную возможность пользоваться достоверной информационной базой и расчётами для диагностики;

4) разработка и применение на предприятии нормативной базы для оценки деятельности предприятия по каждому виду деятельности предприятие должно быть оснащено нормативами;

5) применение диагностического аппарата при определении состояния предприятия: определение, классификация, диагностические критерии, формы стадий, типы и виды течения экономического состояния;

6) использование современных методов исследования состояния предприятия: анализ хозяйственной деятельности, проведение различных исследований, на основании которых формулируется диагноз. Что касается формирования системы диагностики производственного потенциала предприятия, то следует разобраться с понятием системы и её составляющими. Системой называется объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов или целое, состоящее из частей, упорядоченных по определённому закону или принципу. Термин «система» охватывает большой круг понятий, которые используются для выделения явлений, объектов, методов, правил из окружающей нас природы. Понятие системы может быть использовано для определения некоторой совокупности в живой и неживой природе. Это могут быть: система знаний в определённой области науки, система материальных объектов, система показателей. Первичным звеном системы (подсистемы) является элемент.

Любая система рассматривается, с одной стороны, как элемент (подсистема) системы более высокого порядка, находящийся в особом единстве с окружающей средой, а с другой стороны - как совокупность составляющих её элементов - подсистем, пребывающей во взаимной неразрывной связи.

Материальное производство как важнейшая сфера человеческой деятельности может рассматриваться как своеобразная сложная система. Итак, производственная система представляет собой совокупность производственных элементов (коллектив людей, материальные и финансовые средства), находящихся во взаимной связи и взаимодействии. Также можно считать каждое предприятие системой деятельности, то есть выделенным из общественно-экономической среды самоорганизующимся комплексом элементов, связанных между собой цепью причинно - следственных взаимоотношений и управляемых на основе получаемой и передаваемой информации, с целью получения конечного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.