Научная статья на тему 'Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования'

Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3154
1132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самсонова Т. И.

Статья посвящена проблеме социальной компетентности подростков. В настоящее время как семья, так и школа не могут должным образом способствовать формированию у подростков социальных навыков. Возникает необходимость разработки дополнительных средств их формирования. В статье дается описание компьютерной игры как средства формирования социальной компетентности подростков и результаты ее практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenage Social Competence: Conditions and Technologies of Forming

The article is devoted to the problem of teenage social competence. Nowadays both family and school fail to form teenagers essential social skills. For this reason there is a necessity of developing additional means of teenage social competence forming. The description of a computer game which forms teen-age social competence is given. The results of its practical use are presented.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования»

Т. И. Самсонова

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Социальная ситуация в российском обществе характеризуется увеличением числа правонарушений среди подростков, высокими темпами распространения наркомании и алкоголизма, ростом жестокости и насилия в подростковой среде. Уровень этих негативных явлений сегодня настолько высок, что достигает уже критических значений, становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю. Многие специалисты в качестве одной из важнейших причин такой ситуации все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся, нестабильной социальной средой, их низкую компетентность в решении встающих перед ними социальных проблем.

Компетентность как научное понятие было введено в 60-х гг. ХХ в. в теории обучения языкам и речевой коммуникации. Исследования в области языковой компетентности закономерно вызвали интерес к изучению навыков межличностного общения — коммуникативной компетентности как способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Компетентность в профессиональной деятельности стала предметом исследований в социологии и психологии управления в 70-80-х гг. ХХ в. Сущность компетентности — знания, умения, навыки. В 90-е гг. компетентность становится социальной, востребованной во всех сферах активности человека, а не только в профессиональной деятельности и общении. Компетентность приобретает характер многокомпонентного, многоаспектного явления. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время.

Социальная компетентность — интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетентность предполагает знания об устройстве общества, функционировании социальных институтов, социальных структурах, социальных процессах, протекающих в обществе; знание обычаев, традиций, законов в различных сферах общественной жизни. В структуру социальной компетентности входят также знания и представления человека о себе как социальном субъекте, знания ролевых требований и ожиданий, навыки ролевого поведения и эффективного социального взаимодействия — владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения.

Современный этап общественного развития характеризуется увеличением динамики социальных процессов, нестабильностью социальной среды. Очевидно, что социальная компетентность уже не может исчерпываться усвоенными знаниями и умениями, поскольку она зачастую должна проявляться в быстро меняющихся обстоятельствах и требует мобильности знаний, гибкости методов и критичности мышления. В мировой образовательной практике компетентность — одно из центральных понятий, желаемый и прогнозируемый результат образования. При этом на первое место выдвигается не информированность человека,

© Т. И. Самсонова, 2008

а умение разрешать проблемы, возникающие в различных сферах социальной жизни. В социологии управления компетентность — это уже не только и не столько наличие значительного объема знаний и опыта, а способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро изменяющейся социальной среды.

Поэтому одним из важнейших навыков в структуре социальной компетентности становится навык анализа социальных ситуаций и принятия самостоятельных решений, позволяющий делать выбор адекватной стратегии поведения в условиях неопределенности и риска, ориентироваться в быстро меняющейся социальной среде и эффективно решать социальные проблемы. Основой навыка анализа ситуаций и принятия решений, а следовательно, социальной компетентности в современном обществе является рефлексивность — личностное свойство, позволяющее адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события. Однако сам по себе анализ социальных ситуаций не предполагает какой-либо заданной направленности. Ориентиром при выборе того или иного решения социальной проблемы является ценностнонормативная система личности. Принятое решение к тому же должно быть обязательно осуществлено. Поэтому в итоге в структуре социальной компетентности в качестве ее основных компонентов, помимо рефлексивного, выделяются: ценностный компонент — жизненные цели и ценности и исполнительно-деятельностный — самостоятельность и целеустремленность в реализации принятых решений.

Умение анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки необходимо на любом этапе жизненного пути. Тем не менее исключительно важной является проблема развития социальной компетентности подрастающего поколения, поскольку от его способности жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально значимые цели приемлемыми средствами, эффективно взаимодействовать с социальным окружением и решать жизненные проблемы зависит будущее страны. Кроме того, подростковый возраст признается, хотя и не бесспорно, одним из наиболее проблемных периодов в жизни человека. Это возраст широкого социального экспериментирования, социального риска. Подросток сталкивается с новыми социальными требованиями и ролями, входит в новые системы социальных связей и взаимоотношений. Узкий круг общения — с родителями, сменяется широким кругом общения — со сверстниками. Активное освоение нового социального пространства требует наличия умений и навыков, помогающих адаптироваться и функционировать в нем.

Социальная компетентность в подростковом возрасте, конечно, отличается от компетентности взрослого человека, но и она предполагает наличие базовых знаний об устройстве общества, функционировании социальных институтов, о взаимодействии людей, владение навыками общения и взаимопонимания как в семье, так и в группе сверстников. Поскольку подростковый возраст признается возрастом социального риска, то социально компетентный подросток — тот, кто осознает и адекватно оценивает эти факторы риска, анализирует обстоятельства, принимает обдуманные решения как в типичных, так и в новых для него социальных ситуациях, прогнозирует последствия своих поступков, осознает совершенные ошибки, делает выводы, осмысливает свои знания и опыт в целом, что и позволяет осуществить рефлексия как один из важнейших компонентов социальной компетентности. В условиях нестабильной, неблагоприятной и агрессивной социальной среды, особенно в отношении молодого поколения, подросткам необходимо научиться хорошо ориентироваться в ситуациях, специфичных для их возраста, т. е. стать достаточно социально компетентным и для решения актуальных в данном возрасте социальных задач.

Однако результаты социологических исследований, проведенных за последнее десятилетие, свидетельствуют об инфантилизме подростков в отношении средств достижения своих целей и реализации намеченных жизненных планов, неумении прогнозировать последствия своих поступков, осуществлять самостоятельный выбор в значимых жизненных ситуациях, характерных для подросткового возраста, недостаточной ответственности за свои поступки. Только треть респондентов-старшеклассников убеждена в том, что человек сам несет ответственность за то, что он делает1. Школьная молодежь в большинстве своем не готова к выполнению необходимых социальных ролей и требований общества, неправильно трактует свободу и независимость личности. У сегодняшних подростков не складываются нормальные ориентации на взрослый мир. Большинство из них не выражает желания быстрее стать взрослыми. При этом представления о взрослой жизни у них вполне адекватны, а ожидания по отношению к будущему вполне благоприятны2.

Инфантилизм как безответственность, неспособность анализировать свои действия и их последствия достаточно часто становится причиной девиантных поступков. В ситуациях социального риска недостаток компетентности проявляется типичным образом. Подросток может не осознавать опасность даже однократной пробы наркотических веществ, не предвидеть трагических последствий угона машины для того, чтобы «просто покататься», или пребывания в состоянии алкогольного опьянения, не заподозрить подвоха в предложении незнакомого человека заработать большую сумму денег, не особо напрягаясь. Это свидетельство недостаточного развития рефлексивного компонента социальной компетентности. Даже если подросток знает о вреде алкоголя, наркотиков, собственное здоровье может не являться для него ценностью, что означает ущербность ценностного компонента. Недостаточность этого компонента может проявляться и в наличии ложных ценностей. Зачастую молодые люди полагают, что употребление наркотических веществ является признаком нестандартной креативной личности, стимулирует творческое начало в человеке, способствует самореализации, что, конечно, ошибочно. И, наконец, правильная оценка ситуации риска, умение предвидеть последствия своих поступков могут оказаться бесполезными при слабо развитом деятельностном компоненте социальной компетентности — неумении отказаться от предложений приятелей, боязни быть осмеянным группой, нерешительности, неуверенности в себе, зависимости от мнения своего окружения. Зачастую подросток, активно отстаивающий свою самостоятельность в отношениях с родителями, оказывается совершенно беспомощным в случаях, когда надо проявить решительность и отказаться от сомнительных мероприятий, предлагаемых сверстниками. Сами несовершеннолетние правонарушители признаются, что на преступления их толкнули «собственная глупость», «плохие товарищи», «стечение обстоятельств»3. А ведь это не что иное, как затянувшееся детство, духовная и социальная неразвитость, попытка снять с себя личную ответственность.

Ведущая роль в формировании социальной компетентности подростков в процессе социализации принадлежит семье и школе. Семья — ближайшая развивающая среда, способствующая освоению социальных ролей, навыков социального взаимодействия и решения жизненных проблем. Просчеты в планировании и реализации реформ в российском обществе явились значительным фактором развития ряда дисфункций института семьи в современной России, среди которых — низкая эффективность семейной социализации. Воспитание и обучение детей сегодня требует больших материальных затрат. Увеличение производственной занятости родителей для поддержания приемлемого жизненного уровня семьи приводит к тому, что дети даже в благополучных семьях большую часть времени оказываются предоставленными сами себе, лишенными родительского контроля и общения. В девиантных же семьях,

число которых значительно увеличилось в период реформ, детьми либо вообще не занимаются по причине других интересов родителей, либо воспитание приобретает уродливые формы: жестокие наказания детей родителями в состоянии алкогольного опьянения, приобщение к криминальной деятельности и т. п. Условия социализации в таких семьях способны сформировать скорее асоциально компетентную личность.

Причиной снижения воспитательного потенциала семьи является также то, что родители сами испытывают чувство неуверенности, растерянности, неопределенности перед реалиями современной жизни, не способны адаптироваться в условиях быстро меняющегося общества. Потеряв ориентиры в жизни, не обладая компетентностью в решении собственных жизненных проблем, родители вряд ли станут авторитетными для своих детей. Их доводы звучат неубедительно, советы отстали от жизни, они сами выглядят неудачниками в глазах подростков. Ясно, что такая ситуация непосредственно сказывается на формировании социальной компетентности подрастающего поколения и отнюдь не позитивным образом.

Несмотря на активные попытки внедрения компетентностного подхода в систему образования в России, в школе пока еще не уделяется должного внимания развитию социальной компетентности личности. Учащиеся, обладая обширными знаниями и умениями, в большинстве своем не способны к гибкому их использованию в стремительно меняющемся мире. Они хорошо информированы, но им не хватает умения жить в современном, динамичном обществе, где необходимо быстро ориентироваться в социальных ситуациях и принимать адекватные решения. Цель образования — предоставить большое количество информации, научить ребенка справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями и задачами, не давая ему при этом возможности принимать самостоятельные решения, думать. Специальные школьные курсы (ОБЖ, валеология), развивающие умение справляться с различными жизненными ситуациями и факторами социального риска, формирующие навыки самостоятельного, ответственного, компетентного поведения, часто преподаются формально, их содержание не соответствует требованиям современной жизни.

Существенным фактором формирования социальной компетентности подростков сегодня становятся средства массовой информации. В первую очередь, речь, конечно, идет о кино и телевидении. Просмотр телепередач, кино- и видеопродукции — наиболее массовая, самая доступная и распространенная форма досуга среди несовершеннолетних. Проблема влияния телевизионной информации на формирование и социализацию личности несовершеннолетних сегодня в основном обсуждается в двух аспектах: обилие насилия и агрессии на экранах и низкая художественная и эстетическая ценность развлекательных передач.

Сегодня телеэкран крайне агрессивен. Отечественные сериалы почти сплошь посвящены криминальной тематике, о чем свидетельствуют их названия — «Бандитский Петербург», «Воровка», «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны» и т. д. Известно, что постоянный просмотр сцен насилия, убийств, жестокости формирует у молодого поколения неверные представления об окружающем мире, создавая ощущение, что наиболее эффективный способ решения проблем и конфликтов — насильственный. Сегодняшнее телевидение способствует развитию у подрастающего поколения разве что криминальной компетентности, подтверждение тому — специальное исследование, показавшее, что телевизионные программы могут научить новым трюкам и способам совершения преступлений. Так, при опросе каждый третий из несовершеннолетних правонарушителей заявил, что пытался совершить кражи имущества способом, увиденным на экране телевизора4. Отдельный вопрос — наличие в телевизионных программах реалити-шоу типа «Дом-2», из которых подрастающее поколение учится «строить свою любовь» и взаимоотношения с противоположным полом. Антидуховный

и безнравственный характер этих программ настолько очевиден, что 80 % российского населения выступает за цензуру в СМИ — контроль над содержанием телепрограмм и рекламы5. Не менее удручающая ситуация сложилась и в сфере киноиндустрии, где также преобладают криминальные фильмы с нескончаемым потоком драк, фильмы ужасов, эротика, мистика, фантастика. Развит и нелегальный кинорынок. К 10 классу опыт просмотра порнофильмов имеют 86 % школьников.

Снижение социализирующего потенциала семьи, трудность реализации компетентностного подхода в системе образования усугубляются неорганизованностью позитивного досуга несовершеннолетних, негативным влиянием ближайшего бытового окружения вне семьи, неблагоприятным воздействием уличной среды, значительным повышением асоциальной направленности стихийных групп сверстников. Очевидна необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, успешному функционированию в современном социуме.

Существующие в настоящее время способы повышения социальной компетентности (лекции, тренинги, учебные пособия, различные образовательные и воспитательные программы) недостаточно учитывают интересы подростков, особенности их возраста. Они не всегда отражают сложность ситуации в современном российском обществе, зачастую фрагментарны, ориентированы на развитие отдельных сторон социальной компетентности, доступны далеко не всем. Для их реализации требуются значительные временные и материальные затраты. Но главное — об их невысокой эффективности свидетельствует сама ситуация в подростковой среде. Поэтому возникает потребность в разработке новых, отвечающих возрастным особенностям подростков и специфике современной ситуации технологий формирования социальной компетентности подрастающего поколения, дополняющих и усиливающих социализирующий потенциал семьи и школы. Помощь в создании таких технологий могут оказать компьютерные игры, пользующиеся огромной популярностью среди подростков.

Прежде всего, конечно, компьютерные игры выполняют развлекательную функцию, с которой связывают такие негативные последствия, как возникновение зависимости и повышение уровня агрессивности у пользователей. Позитивная роль компьютерных игр в процессе социализации подростков связана с их использованием в качестве средства обучения, тестирования и диагностики. За рубежом компьютерные игры достаточно эффективно используются для профилактики и лечения алкогольной, наркотической, никотиновой зависимостей, в том числе у подростков, с целью коррекции импульсивного и агрессивного поведения, профилактики насилия в семье и правонарушений. Есть также игры, имитирующие жизнь человека и позволяющие осуществлять выбор семьи, работы, досуга и т. д. Они способствуют формированию ответственности человека за свою судьбу и, таким образом, являются средством профилактики девиантного поведения. В России такие игры практически не представлены, непосредственное же использование игр, разработанных за рубежом, может не принести желаемого результата, прежде всего из-за социокультурных различий.

Нами была разработана компьютерная игра для формирования социальной компетентности подростков, а именно важнейшего навыка в ее структуре — навыка анализа социальных ситуаций и принятия взвешенных решений. Игра предназначена для поль-зователей-подростков 13-16 лет. Главный герой игры — такой же подросток. Его класс наградили поездкой в Финляндию. Чтобы попасть в группу учеников, отправляющихся в поездку, и, следовательно, выиграть, необходимо выполнять ряд условий и задач — посещать уроки и репетиции концертной программы, выполнять домашние задания, не совершать

асоциальные поступки, не допускать конфликтов с социальным окружением и др. Действие игры длится в течение трех дней виртуального времени. В ходе игры подросток попадает в различные социальные ситуации, взятые из реальной жизни; в них присутствуют родители, учителя, одноклассники, а ему необходимо сделать выбор, принять решение, как поступить. Тот или иной выбор имеет различные последствия, способствующие или препятствующие достижению цели игры. В игре также присутствуют ситуации, провоцирующие на совершение девиантных поступков: употребление алкоголя и наркотиков, угон машины, драки, увлечение азартными играми и т. п., что создает препятствия к достижению значимой цели. Повышение социальной компетентности, активизация рефлексивных процессов осуществляется за счет того, что для достижения цели в игре пользователю необходимо анализировать предлагаемые игровые ситуации, осуществить выбор вариантов действий или реплик, определить факторы социального риска, предвидеть последствия своих поступков, реакции и поступки других персонажей, учитывать прошлые ошибки, планировать свою каждодневную деятельность.

Игра не является тестом — пользователю необходимо просто выиграть, достичь цели, поступая так, как он считает нужным. Такая ситуация является естественной для подростков, в большинстве своем увлекающихся компьютерными играми; минимизируется травмирующий эффект, возникающий при любом тестировании. В случае неудачи предоставляются еще две попытки — возможность начать игру заново и, используя накопленный опыт, учитывая прошлые ошибки, выиграть. При этом не происходит простого «заучивания» правильных и неправильных вариантов ответов. В игре представлено большое разнообразие ситуаций, их комбинация и варианты развития событий при последующих попытках меняются. Достижение поставленной в игре цели со второй или третьей попытки выступает в качестве показателя обучающего, активно-формирующего эффекта игры.

Игра прошла апробацию в нескольких школах Санкт-Петербурга, показала свою эффективность по ряду критериев. Среди подростков с нормативным поведением более трети достигли цели игры с первой попытки, тогда как в группе подростков с девиантным поведением таких — лишь пятая часть. В то же время среди подростков с нормативным поведением менее трети из них понадобилось 3 попытки, чтобы выиграть, а в группе девиантных подростков такое же количество попыток затратила половина группы. Неудачи в игре при первой попытке у подростков с нормативным поведением были обусловлены, главным образом, недостаточным планированием своей ежедневной деятельности. Только пятая часть подростков этой группы проиграла вследствие совершения какого-либо асоциального поступка, тогда как среди девиантных подростков таких большинство. Очевидно, что подростки с нормативным поведением изначально обладают более высокой компетентностью в решении возникающих перед ними проблем в различных социальных ситуациях. Игра обладает определенным обучающим эффектом, поскольку в итоге все подростки в обеих группах смогли осмыслить предыдущие неудачи, сделать более правильный социальный выбор и достичь цели игры.

Игра была высоко оценена как психологами, педагогами, социальными работниками, так и самими подростками. Подавляющее большинство подростков и с нормативным и с девиантным поведением ответило, что игра для них была очень интересна или скорее интересна, чем не интересна. Также 80 % подростков с нормативным поведением выразили желание поиграть в такую игру в более совершенном техническом исполнении — с трехмерной графикой, звуком, спецэффектами. Среди девиантных подростков все без исключения высказались за такую возможность. Таким образом, полученные результаты применения компьютерной игры и ее оценка как самими школьниками, так и экспертами, позволяют считать ее адекватным средством формирования социальной компетентности подростков в различных сферах социального

взаимодействия. Она может стать основой для разработки подобных игр, предназначенных для формирования социальной компетентности людей разного возраста.

1 Залыгина Н. А., Обухов Я. Л., Поликарпов В. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. Минск, 2004.

2 Сикевич З. В., Крокинская О. К., Поссель Ю. А. Социальное бессознательное: Учеб. пособие. СПб., 2005.

3 Лисовский В. Т., Слуцкий Е. Г Социальное сиротство: пути реабилитации // Молодежь: Тенденции социальных изменений: Сб. статей / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 2000. Вып. 29. С. 253-274.

4 Бурлаков В. Н., Горшенков Г. Н., Максина С. В. Средства массовой информации и преступность: Криминология СМИ // Правоведение. 2000. № 5. С. 259-267.

5 Семенов В. Е. Экстремизм российской власти и СМИ и проблемы рождаемости в России // Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма: Материалы международной научно-практической конференции факультета социологии СПбГУ. СПб., 2004. С. 103-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.