Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ В ОБЩЕСТВО'

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ В ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
АКТИВНОЕ СТАРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ACTIVE AGEING / SOCIAL COMPETENCE OF OLDER PERSONS / SOCIAL SERVICE SYSTEM / INTERGENERATIONAL INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Келасьев В.Н., Первова И.Л., Харламова А.В.

В статье изложены результаты эмпирического исследования лиц пожилого возраста и специалистов по социальной работе, представляющих социально-досуговые учреждения для пожилых. Исследование было ориентировано на выяснение условий, которые имеются в Санкт-Петербурге для реализации активного долголетия. Охарактеризована такая неочевидная и недооцененная сторона социальной компетентности пожилых, как свидетелей трех эпох: советской, перестроечной и рыночной. Выявлены внешние и внутренние детерминанты активного долголетия и препятствия для его реализации. Выделены некоторые недостатки существующих досуговых программ для пожилых людей. Раскрыта возможность использования потенциала пожилых для реализации в Санкт-Петербурге практик межпоколенных взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Келасьев В.Н., Первова И.Л., Харламова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social competence as a factor of inclusion of the elderly people in society

The article presents the results of an empirical study of elderly people and social work professionals representing social and leisure facilities for the elderly. The study was focused on clarifying the conditions that exist inSt. Petersburgfor the implementation of active longevity. Such non-obvious and underestimated side of social competence of elderly as witnesses of three epochs is characterized: Soviet, perestroika and market. External and internal determinants of active longevity and obstacles to its implementation are revealed. Some shortcomings of the existing leisure programs for the elderly are highlighted. The possibility of using the potential of the elderly for the implementation inSt. Petersburgpractices of intergenerational interactions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ В ОБЩЕСТВО»

УДК 316.4

В. Н. Келасьев, И. Л. Первова, А. В. Харламова

Социальная компетентность как фактор включения пожилых в общество1

V. N. Kelas'ev, I. L. Pervova, A. V. Kharlamova. Social competence as a factor of inclusion of the elderly people in society

В статье изложены результаты эмпирического исследования лиц пожилого возраста и специалистов по социальной работе, представляющих социально-досуговые учреждения для пожилых. Исследование было ориентировано на выяснение условий, которые имеются в Санкт-Петербурге для реализации активного долголетия. Охарактеризована такая неочевидная и недооцененная сторона социальной компетентности пожилых, как свидетелей трех эпох: советской, перестроечной и рыночной. Выявлены внешние и внутренние детерминанты активного долголетия и препятствия для его реализации. Выделены некоторые недостатки существующих досуговых программ для пожилых людей. Раскрыта возможность использования потенциала пожилых для реализации в Санкт-Петербурге практик межпоколенных взаимодействий.

Ключевые слова: активное старение; социальная компетентность пожилых людей; система социального обслуживания; межпоколенные взаимодействия.

Контактные данные: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9-й подъезд; (812) 274-61-46; nastya_20.1996@mail.ru.

The article presents the results of an empirical study of elderly people and social work professionals representing social and leisure facilities for the elderly. The study was focused on clarifying the conditions that exist in St. Petersburg for the implementation of active longevity. Such non-obvious and underestimated side of social competence of elderly as witnesses of three epochs is characterized: Soviet, perestroika and market. External and internal determinants of active longevity and obstacles to its implementation are revealed. Some shortcomings of the existing leisure programs for the elderly are highlighted. The possibility of using the potential of the elderly for the implementation in St. Petersburg practices of intergenerational interactions.

Keywords: active ageing; social competence of older persons; social service system; in-tergenerational interactions.

Contact Details: Smol'nogo St. 1/3, the 9th entrance, St. Petersburg, Russian Federation, 191124; (812) 274-61-46; nastya_20.1996@ mail.ru.

В России, как и во всем мире, на протяжении последних лет наблюдается процесс «старение населения», в обществе увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. По данным Госкомстата, в Российской Федерации в 2018 г.

1 Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 17-03-00859 «Социальная компетентность как фактор интеграции уязвимых групп населения в общество в современной России».

Вячеслав Николаевич Келасьев — заведующий кафедрой теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор.

Ирина Леонидовна Первова — профессор кафедры теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

Анастасия Владимировна Харламова — магистр социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета.

© Келасьев В. Н., Первова И. Л., Харламова А. В., 2019

численность людей старше трудоспособного возраста, женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет, составила 37 млн 362 тыс. человек (25,4% от общей численности населения). Численность пожилых людей в Российской Федерации с 2010 г. выросла на 7 млн чел. по сравнению с 2018 г. [1]. В Санкт-Петербурге проживает 1 млн 364 тыс. людей пенсионного возраста, это женщины 55 и мужчины 60 лет, что составляет 24,9% от численности всего населения города. По сравнению с 2010 г. численность пожилых людей в Санкт-Петербурге увеличилась на 257 тыс. человек [2].

В связи с этим важной задачей на сегодняшний день как для общества, так и для социальных служб является пропаганда активного долголетия, что в свою очередь предполагает активный образ жизни пожилого человека, основывающийся на его социальной компетентности. Под активной жизненной позицией пожилого человека понимается сохранение им деятельного отношения к жизни, что проявляется в его включенности в различные социальные среды. С активной жизненной позицией пожилого человека связано часто встречающееся в литературе понятие «активное старение», которое понимается в двух основных смыслах [3, с. 164]:

• как сохранение здоровья и физической активности на максимально долгое время;

• как сохранение посильной включенности пожилого человека в систему социальных связей.

Для более полного рассмотрения данного феномена оба подхода должны быть синтезированы. Комплексное понимание активного старения представляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Согласно ВОЗ, активное старение — это процесс оптимизации возможностей здоровья (физического, ментального и социального), участие в экономической, социальной, культурной и духовной жизни общества, безопасность пожилых людей и повышение качества их жизни [4]. Активность в пожилом возрасте может проявляться в разных сферах: в семейной и домашней сфере; в продолжении активной профессиональной деятельности; активном общении; общественной жизни; в образовании и саморазвитии; посвящении свободного времени отдыху и путешествиям; в поддержании хорошей физической формы и, «разумеется», в здоровом образе жизни.

Активная жизненная позиция людей пожилого возраста может рассматриваться как проявление социальной компетентности и профилактика социального исключения пожилых людей из общества [5].

Выделяются две группы детерминант, которые способствуют формированию активной жизненной позиции пожилых людей:

1. Внешние условия — это необходимые средовые условия для ведения активной жизни в пожилом возрасте.

2. Внутренние условия — это внутренняя позиция пожилого человека и его мотивация к реализации активной жизненной позиции [6, с. 16].

В 2018 г. Правительством Российской Федерации была утверждена пенсионная реформа, согласно которой пенсионный возраст будет повышен: у женщин — с текущих 55 лет до 60 лет; у мужчин — с текущих 60 лет до 65 лет к 2028 г. В настоящее время проходит непростой процесс адаптации населения к необходимости повышения пенсионного возраста. Для облегчения адаптации требуется разработка ряда мер профилактики, нацеленных на снижение отрицательных последствий пенсионной реформы.

Как известно, для удовлетворения потребностей пожилых в общении, включении в сферы занятости и досуга реализуются целевые программы на федеральном и региональном уровнях.

Главным внутренним условием, которое способствует развитию у пожилого человека активной жизненной позиции, является его личная мотивация, которая выступает основой любой человеческой активности. Мотивация возникает при наличии осознанной потребности как в случае если пожилой человек удовлетворен, так и неудовлетворен собой и собственной жизнью. На мотивированность пожилого человека к активной жизни влияет также общественное мнение, давление СМИ. СМИ для пожилых людей — это не просто источник актуальной информации, но также и форма проведения и организации досуга и способ получения новых знаний, форма подсказки в решении повседневных задач и т. д.

Однако сегодня в СМИ представители пожилого поколения зачастую представляются нищими, неопрятными, ослабленными психически и физически, зависимыми от своих родственников, знакомых и соседей. На российском телевидении образ представителей третьего возраста постоянно встречается в рекламных роликах, посвященных лекарственным препаратам, кухонной утвари и дачному инвентарю, усовершенствованным техническим средствам, позволяющим избавиться от болей в позвоночнике и суставах.

Таким образом, средства массовой информации создают образ пожилого человека, чей круг интересов ограничивается лишь заботой о своем здоровье, семье, внуках и дачном участке и значительно реже посильным для возраста видам профессиональной деятельности, занятиям спортом, путешествиям, участию в разнообразных кружках, клубах по интересам, социальных сетях и т. д.

Старость выступает как предписанный этап, при наступлении которого человек должен соответствовать определенным стандартам и критериям, установившимся взглядам, которые, сформировавшись, в свою очередь, определяют модели поведения пожилого человека, его действия, а также допустимые воздействия на него со стороны членов общества и социальных институтов. Стереотипы, существующие в обществе о жизни пожилого человека, обусловливают еще большую типизацию и закрепление подобного образа жизни в старости, перенося его на всех представителей третьего возраста. В литературе подчеркивается, что навязываемый СМИ образ пожилого как угнетенного, обремененного болезнями, оторванного от современной жизни, несущего на себе груз ушедшей эпохи, сыграл настолько стигматизирующую роль, что породил недееспособность даже у талантливых, сохранивших здоровье, обладающих большим опытом, знаниями и умениями пожилых [7].

В действительности, однако, потенциал пожилых сильно недооценен. Так, несмотря на то, что проблематика пожилых и исследуется с разных точек зрения: включенности их в экономику, общественную жизнь, их здоровья, активности, качества жизни, социального благополучия, до сих пор существует незаполненный пробел в исследованиях пожилых, связанный с возможностями их социальной рефлексии, — они являются уникальными свидетелями сразу трех эпох — советской, перестроечной и рыночной. В социологии потенциал пожилых как носителей уникальной социальной памяти до конца еще не осмыслен. В то же время поколение пожилых достаточно быстро уходит, а с ним уходят и возможности их рефлексии, социальной памяти. Их ретроспекция растворяется в потоке времени, хотя могла бы составить альбом уникальных социальных фотографий трех разных эпох в истории российского общества. Современные пожилые в силу уникальности своего положения как свидетелей трех эпох способны с позиций личного опыта отразить социальные изменения в стране, и их рефлексия может быть основой для налаживания связей поколений и обогащения социальной памяти российского общества.

Уникальный опыт пожилых людей в настоящее время недооценен гуманитарными дисциплинами, ему могут быть посвящены специальные исследования и фильмы. Нами была предпринята попытка заполнить этот пробел [8].

В соответствии с вычлененными детерминантами активности ставилась цель выяснения внутренней мотивации пожилых людей и внешних условий для реализации активного долголетия.

Для реализации исследования было проведено экспертное интервью с 300 пожилыми людьми: 194 женщины и 106 мужчин в возрасте от 55 до 70 лет и 100 специалистами по социальной работе, посетившими XIII Международный форум «Старшее поколение» в 2018 г. Для каждой целевой группы были разработаны диагностические анкеты, отражающие специфику выделенного контингента.

Акцент в изучении внешних условий был сделан на выявление сформирован-ности таких важных для пожилых людей условий, как:

• возможность продолжать образование (дополнительное образование в социальных центрах);

• возможность для реализации своих потребностей и интересов (лечебная физкультура, путешествия, экскурсии, совместный отдых, мастерские и клубы по интересам и т. д.);

• возможность общаться.

В результате изучения внешних условий для реализации активной жизненной позиции пожилыми людьми, созданных в Санкт-Петербурге, было выяснено, что на сегодняшний день в городе создана разветвленная сеть социальных учреждений, которые предоставляют пожилым ряд условий для ведения ими активной жизни, в частности для образования, общения и организации их досуга. Особо популярными являются курсы иностранного языка, кружок танцев, гончарная мастерская, «Мастерская моды» (где пожилые люди самостоятельно шьют одежду для выступлений или модных показов, проводящихся в социально-досуговом учреждении района) и традиционно пользующиеся популярностью курсы по компьютерной грамотности.

Результаты выявления внутренних условий, влияющих на активную жизненную позицию пожилых людей и их мотивацию, показали, что главным мотиватором активной жизни для пожилых выступает, как правило, семья, так как «смотря на своих внуков, бабушки и дедушки не хотят отставать от нашего трансформирующего мира, да и так они чувствуют себя менее одинокими»; «для нас важно найти общий язык с подрастающим поколением, потому что часто, я в особенности, просто не понимаю, о чем со мной говорят мои внуки. Вот я и пошла на эти курсы по компьютеру, чтобы хоть немного быть в теме (смеется), как говорят мои внучата. А еще это отличная возможность найти собеседника по несчастью. Я вот познакомилась с двумя такими же ничего не понимающими женщинами. Теперь мы часто ходим куда-нибудь вместе, обсуждаем новинки в сети, ну, то, что понимаем, конечно».

Пожилые люди отмечали, что на их мотивацию влияет также и наличие интересующих их кружков, таких как «Мастерская моды», кружок танцев: «Мы хоть уже и не молодые, но хотим выглядеть соответственно времени. В „Мастерской моды" мы не просто шьем костюмы для выступлений, мы можем сшить себе и платья для выхода в свет (смеется), чтобы покрасоваться. У нас тут недавно был небольшой инцидент по этому поводу. так вот, с мужчинами у нас в коллективе не густо, поэтому за внимание противоположного пола бывает чуть ли не деремся. Ведь каждой женщине хочется произвести неизгладимое впечатление (улыбается) на мужчину, приковать его внимание. Ну вот у нас и произошла ссора по этому поводу. Две женщины из нашего танце-

вального коллектива поссорились из-за того, что у одной из них платье было короче, поэтому она была главной звездой на сцене. Да, и такое бывает». Женщины, занятые в кружке моды, меняют стереотипы, складывающиеся относительно женщин старшего возраста, делая ставку на элегантность и выдержанный стиль.

Еще пожилых очень привлекает туризм и путешествия: «у нас было пару экскурсий, мы ездили в Новгород, Выборг, Пушкин. Нам рассказывали разные интересные истории, возили по красивым местам. Я в молодости не очень много путешествовала, часто время было занято работой и заботой о семье, поэтому сейчас, на пенсии, я могу позволить себе увидеть разные места, может даже за границу съездить».

Пожилые люди не хотят оставаться одни, они хотят быть в гуще событий даже после выхода на пенсию: «Дома сидеть и смотреть сериалы уже не так интересно, как раньше, сейчас у пожилых людей насыщенная жизнь, они что-то учат, куда-то ездят, вот и я решила не отставать и быть в центре всего происходящего. Я вот о центре социального обслуживания узнала от подруги, она меня туда привела. Там мне рассказали, чем я могу заниматься, показали, что у них есть, и т. д. Я вообще думала, что это просто для галочки, ан нет, сейчас вот уже хожу на курсы изучения английского языка, в молодости не учила, вот, думаю, сейчас можно. И главное, здесь можно пообщаться на занятиях, после них. Это неплохой стимул для одинокого человека. Ну, вот у меня, например, дети и внуки в другом городе, они приезжают, конечно, но не так часто, как хотелось бы, а мне время надо чем-то занять, вот я и учусь. Потом с внуками все, что узнала, обсуждаю».

Приведенные высказывания говорят о том, что на мотивацию пожилого человека влияет именно семья, возможность «общаться с внуками на их языке», а также личная заинтересованность пожилого человека в ведении насыщенной жизни, с помощью доступных им досуговых программ в социально-досуговых центрах для пожилых.

Из 300 опрошенных пожилых более половины заявили, что могли бы оказывать квалифицированную помощь подрастающему поколению в обучении, воспитании, оказании правовых услуг, формировании здорового образа жизни и т. д., а также быть волонтерами по своей специальности (к примеру, медицинской сестры, педагога, юриста, сантехника и т. д.). Таким образом, в Санкт-Петербурге сложилась достаточно благоприятная ситуация для налаживания практик межпоколенных взаимодействий. С одной стороны, в городе 1 млн 364 тыс. пожилых людей, многие из которых сохранили активность и могли бы оказывать квалифицированную помощь подрастающему поколению. С другой стороны, в городе сотни тысяч детей, подростков и молодежи, нуждающихся в знаниях и накопленном опыте пожилых. Эти две большие социальные группы могли бы продуктивно взаимодействовать, они нуждаются друг в друге. Однако связь между этими двумя группами пока не налажена. Системе местной власти и социальным службам предстоит поэтому нелегкая работа по установлению связи между пожилыми и подрастающим поколением. Отдельный опыт налаживания взаимодействия между выделенными социальными группами уже имеется, но он пока не получил должного распространения.

В процессе анализа как пожилыми, так и специалистами были выявлены некоторые недостатки досуговых программ, а именно:

• Несоответствие некоторых программ потребностям пожилых людей.

Специалистами было отмечено, что реестра существующих социальных услуг для граждан пожилого возраста недостаточно, до сих пор не предоставляются

услуги, которые действительно широко востребованы пожилым населением. Это такие услуги, как уборка дома, приготовление еды, некоторые медицинские услуги, прогулки по улице и т. д.

• Большинство программ удовлетворяют в основном интересы женщин в ущерб интересам мужчин.

Как было отмечено опрошенными мужчинами: «для нас есть только несколько курсов, которые нам и правда интересны. ну, это гончарная мастерская, возможность научиться делать разные вещи своими руками, курсы по компьютерной грамотности. Хоть это и сложновато, так как я, к примеру, с компьютерами имел очень мало знакомства, но интересно. Еще есть курсы по иностранному языку, но там все места уже женщины заняли».

• Очереди на программы.

Главной причиной данной проблемы является нехватка преподавателей, специалистов для реализации широкого круга программ с большим количеством участников, а также ограниченная площадь помещений социальных служб.

По поводу информированности: из 300 респондентов 75% пожилых людей информированы о наличии социально-досуговых учреждений в районе их проживания, а также о программах, реализуемых конкретным учреждением. Однако сюда входят те пожилые люди, которые посещают данные центры самостоятельно, занимаясь в разнообразных кружках, и те, кого посещает социальный работник на дому. Остальная часть опрошенных либо слышали о таких организациях от родных, но не чувствуют пока потребности в них обращаться, либо не знают как в них попасть.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что программ, которые предоставляются социально-досуговыми учреждениями, недостаточно для удовлетворения потребностей клиентов. Также стоит отметить тот факт, что не все пожилые люди нуждаются в таких программах, некоторые пожилые вполне самодостаточны и не чувствуют потребности участвовать в них, так как удовлетворяют свои основные потребности в общении с семьей, общественной работе и уходе за внуками. Однако имеются и такие, кто либо не располагает нужной информацией, либо имеет превратное представление о деятельности социальных центров.

В контексте изложенного следует отметить, что социальным учреждениям необходимо найти эффективные пути информирования пожилых граждан о своей деятельности и реализуемых программах.

Далее для создания внешних условий, необходимых для активного старения, необходимо увеличить финансирование социальных программ и реализовывать программы, востребованные данной целевой группой. К таким программам, прежде всего, относятся образовательные программы, особенно в сфере компьютерной грамотности и изучения иностранных языков.

На мотивацию пожилого человека к активной жизненной позиции можно влиять через организацию внешних условий. С одной стороны, для этого необходимо создание инфраструктуры для творческой, образовательной, профессиональной и досуговой деятельности, с другой — предоставлять им необходимую информацию об активной жизни, т. е. пропагандируя концепцию активного старения. Для этого можно использовать информационные листы в поликлиниках, газеты, аудиовизуальные методы (к примеру, видеоролики, рассказывающие о жизненной активности в пожилом возрасте). Среди преимуществ данного метода можно выделить следующие:

• видеоролик, в отличие от лекции, вызывает живое внимание аудитории;

• в нем рассказывается о возможностях активной жизни, а также показываются конкретные пожилые люди;

• в ролике отсутствуют наставления, которые чаще всего вызывают отторжение, особенно у опытных людей старшего возраста.

Показ видеороликов предполагает обсуждение увиденного, что дает пожилым людям возможность лучше осознать и осмыслить материал, а также высказать свое мнение и услышать точку зрения других.

Кафедрой теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета накоплен большой опыт в изготовлении такого типа видеороликов. В фильме «Общество вне возрастов» на примерах реальных историй показаны модели поведения пожилых людей, имеющих активную жизненную позицию. Действующими лицами фильма выступают реальные люди, которые ведут активный образ жизни: кто-то увлеченно занимается йогой, кто-то участвует в хоре, кто-то выступает в роли помощника социального работника, а кто-то изучает историю района. Фильм предлагает пожилому человеку взглянуть на себя с новой точки зрения, найти возможные варианты самореализации (посредством участия в разнообразных кружках, клубах по интересам, занятиях йогой, шитьем и т. д.) [5].

В заключение можно сделать вывод, что активное старение является следствием прежде всего внутренней позиции человека, на которую, однако, влияют и внешние условия. Если пожилой человек активен, он будет искать выход своей энергии, будет пытаться сам организовывать свой досуг, согласно своим увлечениям и возможностям. Можно с уверенностью сказать, что внешние детерминанты являются очень важным компонентом, однако внутренняя мотивация остается первостепенной, так как именно от нее зависит, какой образ жизни будет вести человек в пожилом возрасте.

Наиболее важным в современном обществе становится вопрос о тех изменениях, которые должны произойти в обществе для того, чтобы оно адекватно реагировало на процесс старения населения. Это требует формирования новых представлений о жизни в пожилом возрасте, пропаганды культуры активного долголетия, недооцениваемой пока в российском обществе. Немаловажным является изменение восприятия себя самими пожилыми людьми. СМИ следует отказаться от порочной практики представления образа пожилых как угнетенных, обремененных болезнями, оторванных от современной жизни, несущих на себе груз ушедшей эпохи людей. От того, как общество относится к пожилым людям, зависит способность представителей третьего возраста адаптироваться к изменяющимся внешним социальным условиям, таким как повышение пенсионного возраста, заполненность современной социальной среды все новыми рисками и т. д.

Старение ни в коем случае не должно быть только этапом увядания пожилого человека, оно должно стать дальнейшим этапом реализации его желаний, стремлений и возможностей, удовлетворения его социальных потребностей быть нужным и самодостаточным.

Потенциал пожилых людей отражается еще и в том, что они, являясь свидетелями трех эпох, могли бы существенно обогатить социальную память российского общества, переосмыслить историческое прошлое страны. Своеобразие и специфика современных российских пожилых заключается в том, что они являются не только свидетелями трех эпох, но и активными субъектами, деятелями этих времен, «проживая одновременно три жизни, вместо одной». Такая включенность в разные эпохи позволяет использовать потенциал пожилых для обогащения социальной памяти общества, усиления практики межпоколенных взаимодействий, переосмысления исторического прошлого страны.

Для молодежи прожитые пожилыми эпохи являются живой историей, с которой они должны быть ознакомлены, чтобы избежать одностороннего понимания

прошлого. Полное и даже частичное забвение социально-исторического опыта, утрата субъектов, способных к его воспроизведению, ведет к потере обществом своих основ. Живые свидетели этой истории уходят, поэтому сохранение социальной памяти — залог нерукотворной невыдуманной истории страны, база налаживания межпоколенных взаимодействий, формирования общественного сознания и преемственности поколений.

литература

1. Старшее поколение // официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/generation/# (дата обращения: 20.03.2019).

2. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. URL: http://petrostat.gks.ru/ (дата обращения: 23.03.2019).

3. Сизова И. Л. Современная политика и практика поддержки занятости пожилых (опыт Германии и возможности его применения в России) // Власть. 2015. № 9. С. 162-166.

4. Active Ageing: a Policy Framework // World Health Organization. [Электронный ресурс]. URL: http://whqlibdoc.who.int/hq/2002/WHO_NMH_NPH_02.8.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

5. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе / под ред. В. Н. Келасьева, И. Л. Первовой. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2010. 137 с.

6. Дергаева А. Е. Профилактика социального исключения пожилых людей в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2013. 23 с.

7. Келасьев О. В. Провинциальная старость и ее новые интерпретации // Исследование социальной политики. 2016. № 1. С. 182-186.

8. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Пожилые как свидетели трех эпох: от социализма к рынку // Успехи геронтологии. 2018. Т. 31. № 5. С. 780-788.

УДК 005.32

Э. Б. Молодькова, О. А. Попазова

Командообразование как способ развития организационной культуры

E. B. Molod'kova, O. A. Popazova. Team building as a way to develop

organizational culture

На сегодняшний день социальное партнерство представлено в виде добровольного сотрудничества между сторонами для достижения мира, справедливого распреде-

To date, social partnership is presented in the form of voluntary cooperation between the parties to achieve peace, equitable distribution of resources and joint response to

Элеонора Борисовна Молодькова — заместитель заведующего кафедрой управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат социологических наук, доцент.

Ольга Анатольевна Попазова — доцент кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент.

© Молодькова Э. Б., Попазова О. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.