Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВО НА ПРИМЕРЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА'

СТРАТЕГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВО НА ПРИМЕРЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВО / ИНКЛЮЗИЯ / ЭКСКЛЮЗИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ИНВАЛИДЫ / "ДЕТИ ВОЙНЫ" / СТРАТЕГИЯ / INCLUSION IN SOCIETY / INKLYUZIYA / EXCLUSION / ELDERLY PEOPLE / DISABLED PEOPLE / "CHILDREN OF WAR" / STRATEGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Келасьев Вячеслав Николаевич, Первова Ирина Леонидовна, Мороз Егор Владимирович

В рамках данной статьи рассматривается проблема включения в общество уязвимых групп на примере пожилых людей и инвалидов трудоспособного возраста. В статье дается теоретический обзор подходов к проблеме социального включения в России и за рубежом, рассматриваются основные стратегии социального включения, реализуемые в отношении исследуемых групп. Также в статье представлены результаты эмпирических исследований, проведенных на базе двух типичных социальных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга и общественной организации «Дети войны». По результатам анализа теоретических материалов и социологического исследования авторы делают вывод об ограниченном характере реализуемых в настоящий момент стратегий включения в общество пожилых людей и инвалидов. Также отмечается, что хотя в настоящий момент для представителей исследуемых групп удалось успешно преодолеть социальную изоляцию, их социальная интеграция по-прежнему остается актуальной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of inclusion of vulnerable groups of the population in society on the example of elderly people and disabled people of working-age

This article deals with the problem of inclusion of vulnerable groups in society on the example of elderly and disabled people of working age. The article gives a theoretical overview of approaches to the problem of social inclusion in Russia and abroad, the main strategies of social inclusion, implemented in relation to the study groups. The article also presents the results of empirical research conducted on the basis of two typical social budget institutions of St. Petersburg and the public organization “Children of war”. Based on the results of the analysis of theoretical materials and sociological research, the authors conclude about the limited nature of the currently implemented strategies of inclusion in society for the elderly and disabled. It is also noted that, although at the moment for the representatives of the studied groups it was possible to successfully overcome social isolation, their social integration remains an urgent problem.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВО НА ПРИМЕРЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

УДК 364.654

Е. В. Мороз, И. Л. Первова, В. Н. Келасьев

Стратегии включения уязвимых групп населения в общество на примере пожилых людей и инвалидов трудоспособного возраста*

E. V. Moroz, I. L. Pervova, V. N. Kelas'yev. The strategy of inclusion of vulnerable groups of the population in society on the example of elderly people and disabled people of working-age

В рамках данной статьи рассматривается проблема включения в общество уязвимых групп на примере пожилых людей и инвалидов трудоспособного возраста. В статье дается теоретический обзор подходов к проблеме социального включения в России и за рубежом, рассматриваются основные стратегии социального включения, реализуемые в отношении исследуемых групп. Также в статье представлены результаты эмпирических исследований, проведенных на базе двух типичных социальных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга и общественной организации «Дети войны». По результатам анализа теоретических материалов и социологического исследования авторы делают вывод об ограниченном характере реализуемых в настоящий момент стратегий включения в общество пожилых людей и инвалидов. Также отмечается, что хотя в настоящий мо-

This article deals with the problem of inclusion of vulnerable groups in society on the example of elderly and disabled people of working age. The article gives a theoretical overview of approaches to the problem of social inclusion in Russia and abroad, the main strategies of social inclusion, implemented in relation to the study groups. The article also presents the results of empirical research conducted on the basis of two typical social budget institutions of St. Petersburg and the public organization "Children of war". Based on the results of the analysis of theoretical materials and sociological research, the authors conclude about the limited nature of the currently implemented strategies of inclusion in society for the elderly and disabled. It is also noted that, although at the moment for the representatives of the studied groups it was possible to suc-

Егор Владимирович Мороз — магистр Санкт-Петербургского государственного университета.

Ирина Леонидовна Первова — профессор кафедры теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

Вячеслав Николаевич Келасьев — заведующий кафедрой теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор.

© Мороз Е. В., Первова И. Л., Келасьев В. Н., 2018

* Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 17-03-00859 «Социальная компетентность как фактор интеграции уязвимых групп населения в общество в современной России».

мент для представителей исследуемых групп удалось успешно преодолеть социальную изоляцию, их социальная интеграция по-прежнему остается актуальной проблемой.

Ключевые слова: включение в общество; инклюзия; эксклюзия; пожилые люди; инвалиды; «Дети войны»; стратегия.

Контактные данные: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, подъезд 9; (812) 274-61-46; egorstalker1@gmail.com.

cessfully overcome social isolation, their social integration remains an urgent problem.

Keywords: inclusion in society; inklyuziya; exclusion; elderly people; disabled people; "Children of war"; strategy.

Contact details: Smol'nogo Str. 1/3, the 9th entrance, St. Petersburg, Russian Federation, 191124; (812) 274-61-46; egorstalker1@ gmail.com.

На каждом этапе развития человеческого общества существовали исключенные группы: те, кто в силу различных ограничений, связанных с состоянием здоровья, расовой, национальной или этнической принадлежностью, религиозными или политическими взглядами, цветом кожи либо другими факторами переставал быть активным членом сообщества. Социальное исключение для них характеризовалось отсутствием ресурсов и прав, что негативно сказывалось на качестве их жизни и отражалось на обществе в целом.

Концепт социального исключения представляет собой идею о том, что человек попадает в разряд «уязвимых» по причине невозможности реализовать права: право на труд, медицинское обслуживание, образование, жилье. Ключевым моментом в концепции социального исключения является переход от экономических критериев к вопросу о возможности реализации прав индивидом или группой населения [1].

В противовес этому концепт социального включения представляет собой относительно новую парадигму, в рамках которой раскрываются проблемы бедности, стигматизации, нетерпимости, дискриминации, а также ущемления прав человека. При этом, поскольку социальное исключение понимается как один из основных критериев уязвимости, ему противопоставляется процесс социального включения, который может быть определен как процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является переход к социальной интеграции индивида.

В качестве наиболее уязвимых групп можно выделить пожилых людей и инвалидов. В силу целого ряда факторов, наиболее значимым из которых является состояние здоровья, эти группы имеют сильные тенденции к социальному исключению, вплоть до полной изоляции. Данные группы являются наиболее многочисленными: настоящий момент доля пожилых людей в российском обществе составляет 25% от общего числа населения [2]; в это же время число инвалидов в Российской Федерации превышает цифру в 12,6 млн человек, что составляет почти 10% от общего числа граждан страны [3].

Уязвимость данных групп населения в России значительно выросла в 90-е годы ХХ в.: ликвидация советской системы социального обеспечения, шоковые неолиберальные реформы и демонтаж идеологии привели к снижению уровня жизни и кризису самоидентичности миллионов людей. В настоящий момент данные группы по-прежнему остаются уязвимы. В силу изменений условий труда, жизни, развития медицины и науки увеличилась продолжительность жизни и сократилась смертность. Однако эти, казалось бы, положительные явления привели к тому, что число как пожилых, так и инвалидов неуклонно увеличивается, что в свою очередь повышает расходы на их обеспечение для государства. В условиях ограниченности ресурсов это приводит к тому, что государство вынуждено искусственно сокращать количество получателей материальной помощи: пример этому внесенный в Государственную Думу проект закона об увеличении

пенсионного возраста, который в случае реализации сократит число получателей пенсионных выплат и увеличит число налогоплательщиков.

Кроме того, как пожилые люди, так и инвалиды по-прежнему остаются подвержены социальному исключению: ограничения, связанные в первую очередь с состоянием здоровья, не позволяют представителями данных групп в полной мере реализовать свои права (например, право на труд), выстроить устойчивую и развитую сеть социальных контактов, а отсутствие безбарьерной среды и вовсе подчас превращает их в так называемых «узников квартир» — людей, не способных на протяжении долгого времени покинуть свое жилище. В результате страна ежегодно теряет десятки тысяч потенциально активных граждан, которые могли бы приносить пользу обществу.

В связи с этим особенно актуальным становится вопрос включения данных уязвимых групп в общество, который может быть определен как процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является достижение социальной интеграции. Исходя из этого, особый интерес представляет комплекс мер, в результате реализации которых осуществляется процесс включения уязвимых групп в общество. Такой комплекс мер определяется стратегиями включения уязвимых групп населения общество: долгосрочными планами действий по преодолению социальной изоляции и достижению социальной интеграции уязвимых групп, реализуемых в результате совместной деятельности как государственных, так и частных и общественных структур.

Говоря о международном опыте, стоит отметить, что идея о необходимости включения в общество занимает знаковое место среди направлений работы с уязвимыми группами населения в большинстве развитых стран мира. Однако причины социального исключения и, соответственно, методы, с помощью которых осуществляется противодействие этому процессу, весьма различны.

В рамках зарубежного опыта социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с одной из четырех основных концепций: социал-демократической, консервативной, католической и либеральной.

Социал-демократическая модель социального обслуживания предполагает распространение социальных услуг и социальной помощи на все слои населения. Данная модель применяется в скандинавских странах: Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии [4]. Консервативная модель предполагает, что в основе предоставления социальных благ должен лежать так называемый принцип «достижения» — вклад каждого члена общества в создание общественных благ является определяющим фактором для предоставления ему социальных услуг. Консервативная модель распространена в странах западной Европы: Англии, Франции, Германии, странах Бенилюкса.

Специфика католической модели заключается в опоре на местное сообщество. Данная модель использует принципы «ближней инстанции» и сетевого взаимодействия и апеллирует к этической составляющей проблемы уязвимых групп. Данная модель распространена в странах южной Европы — Италии и Испании.

В основе либеральной модели лежит представление о рыночных отношениях как об универсальном способе разрешить любые, в том числе и социальные проблемы. Данная модель предполагает максимальное усиление роли рынка в системе социальных отношений и значительное ограничение роли государства. Наиболее ярко она представлена в Соединенных Штатах Америки [Там же].

На основе анализа зарубежного опыта можно сделать вывод о наличии двух противоположных тенденций противодействия уязвимости отдельных

групп населения, в основе которых лежат различные представления о причинах уязвимости. В случае США в качестве причины уязвимости понимается низкий уровень благосостояния человека. В результате основные программы по противодействию уязвимости групп населения направлены на повышение объемов потребления материальных благ человеком и сводятся к предоставлению пособий и иных социальных выплат [5, с. 69], а также содействие трудоустройству определенных групп населения, в первую очередь за счет противодействия дискриминации [6, с. 97-99]. В то же время в Европе в качестве основного критерия уязвимости понимается подверженность индивида или группы социальному исключению, исходя из чего программы по противодействию уязвимости групп населения направлены на включение представителей данных групп в общественные процессы за счет развития инклюзивного образования, содействия трудоустройству, повышения доступности социальных и медицинских услуг.

В отличие от зарубежных государств Российская Федерация только начинает разрабатывать концепцию включения уязвимых групп населения в общество. В настоящий момент выделяют несколько основных стратегий в отношении уязвимых групп населения: это развитие безбарьерной среды, стационарзамещающие технологии социального обслуживания, развитие инклюзивного образования, содействие занятости клиентов, социальное сопровождение и создание терапевтических сообществ [7, с. 122].

Было установлено, для пожилых людей в Российской Федерации на данный момент характерно явление социального исключения. Оно характеризуется сокращением социальных контактов, вызванным как возрастными особенностями, так и социальными явлениями.

К возрастным особенностям можно отнести ухудшение состояния здоровья, изменение психологического состояния, снижение мобильности, апатию, самоизоляцию, что приводит к снижению адекватного восприятия, деформации в рефлексии и ухудшению в социальной адаптации. Снижение возможности адаптации к происходящим в обществе изменениям приводит к тому, что пожилой человек оказывается дезориентирован и лишен возможности активного социального участия. Кроме того, смерть родных и близких, неизбежно сопровождающая процесс старения, приводит к тому, что старые контакты стремительно уходят. Здесь же необходимо отметить гендерные различия: по причине более ранней смертности у мужчин количество социальных контактов для них в пожилом возрасте дополнительно сокращается. В то же время, по причине ухудшения состояния здоровья и связанных с ним апатии и тенденцией к самоизоляции, создание новых контактов у пожилых людей значительно осложняется.

К социальным процессам, влекущим социальное исключение пожилых людей, можно отнести утрату места работы в силу достижения пенсионного возраста, а также существующие в обществе проявления эйджизма и герон-тофобии. В результате пожилые люди также оказываются лишены возможности в полной степени реализовать свои права и возможности, являться полноценными участниками общественных процессов. Также потеря трудоустройства приводит к снижению уровня доходов пожилого человека и вынужденному сокращению привычных форм и объемов потребления. Кроме того, эйджизм и связанные с ним поражения в правах приводят к снижению социального статуса пожилого человека. В результате возникает явление дискриминации пожилого человека: с одной стороны, в обществе формируется отношение к пожилому человеку как к субъекту, утратившему социальную компетентность, являющемуся обузой для общества; с другой стороны, ана-

логичное ощущение создается и у пожилого человека [8]. Возникающий конфликт между индивидом и обществом приводит либо к саморазрушению пожилого человека, либо к противопоставлению себя социуму [9, с. 2-4].

Стоит отметить гетерогенность группы «пожилые люди». Можно выделить внутри группы «пожилые люди» три подгруппы, основанные на возрастных показателях: это «пожилой возраст» — 61-74 года для мужчин и 56-61 год для женщин, «старческий возраст» — 75-90 лет для мужчин и женщин и «долгожители» — мужчины и женщины в возрасте свыше 90 лет. Для всех трех подгрупп характерно разное состояние здоровья, разные интересы и потребности [10].

Относительно включения пожилых людей в общество можно выделить несколько основных стратегий. В первую очередь — это содействие трудоустройству, в рамках которого пожилому человеку предоставляется возможность при его желании продолжить трудовую деятельность после официального выхода на пенсию. В качестве другой стратегии включения пожилых людей в общество можно выделить развитие досугового направления. До-суговые мероприятия, как и работа в общественных организациях, призваны заполнить вакуум, образующийся в жизни пожилого человека после прекращения трудового пути, помочь ему определить свое место и роль в обществе. Еще одной стратегией включения пожилого человека в общество является соответствующая работа общественных организаций и волонтерская деятельность. В настоящий момент в России существуют различные общественные организации, союзы, советы и другие структуры, объединяющие пожилых людей: Советы ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, союзы жителей и детей блокадного Ленинграда, детей войны, тружеников тыла и иные объединения. Деятельность данных организаций весьма различна, однако они решают главную задачу включения пожилых в общество: формируют и помогают поддерживать необходимую сеть социальных связей и контактов пожилого человека, а также создают позитивное взаимодействие между ним и обществом.

В качестве отдельной стратегии включения пожилых людей в общество можно выделить развитие системы дополнительного образования. Получение новых знаний способствует повышению компетентности пожилого человека в современном обществе, позволяет организовать досуг и положительно сказывается на когнитивных способностях. Отдельно в этом направлении следует отметить освоение компьютера. Развитие информационных технологий в современном мире, цифровизация повседневной жизни приводят к тому, что человек, не владеющий современными техническими средствами, фактически оказывается не в состоянии стать полноценным участником процессов, происходящих в обществе [11, с. 15-17].

В отношении инвалидов было установлено, что одним из наиболее важных критериев уязвимости инвалидов является бедность. Порядка 70% инвалидов входят в категорию бедного населения [12, с. 120]. Как правило, это обусловлено отсутствием у инвалидов высокооплачиваемого и постоянного места трудоустройства. Как показывает практика, даже несмотря на официальное закрепление трудовых прав инвалидов в российском законодательстве (например, ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ [13]), многие из них по-прежнему становятся жертвами трудовой дискриминации. Собственно, трудовая дискриминация заложена в самом определении инвалида как лица, утратившего или частично утратившего трудоспособность, что не позволяет эффективно бороться с таким явлением, как безработица в среде инвалидов.

Причины отказа в трудоустройстве инвалида могут быть различными. В некоторых случаях инвалиды не соответствуют параметрам желаемой должности — из-за низкого уровня развития системы профессиональной реабилитации инвалидов очень многие из них могут претендовать лишь на низкоквалифицированные работы [12, с. 120]. В то же время развитие технологий производства и автоматизация приводят к тому, что количество таких вакансий каждый год сокращается [14, с. 36]. Также причиной отказа может стать отсутствие доступной среды на рабочем месте. Несмотря на то, что наличие в трудовом коллективе инвалида предполагает наличие определенных налоговых льгот для предприятия, из-за бюрократических сложностей работодателю очень часто оказывается проще отказать инвалиду, чем адаптировать рабочее пространство к его нуждам [15, с. 128-130]. В результате многие инвалиды оказываются лишены как постоянного, так зачастую и временного места трудоустройства, что негативно сказывается на их финансовом благополучии. Помимо тяжелого материального положения и проблем с трудоустройством для инвалидов характерно явление социального исключения. Социальное исключение инвалидов наступает по целому комплексу причин. В первую очередь здесь необходимо отметить слабое развитие или полное отсутствие доступной среды, в результате чего инвалид оказывается физически лишен возможности активного участия в жизни социума. Ситуация осложняется тем, что инвалиды с разными проблемами здоровья имеют разные потребности по отношению к доступной среде, а следовательно, объекты инфраструктуры должны быть универсальны. В то же время отмечается, что состояние объектов городской инфраструктуры в целом ряде регионов России не отвечает не только потребностям инвалидов, но и трудоспособного населения [12, с. 121-123].

Другой причиной социального исключения инвалидов является их дискриминация со стороны общества. Дискриминация в отношении инвалидов может иметь явный и скрытый характер. Явная дискриминация проявляется в открытом неприятии или пренебрежении по отношению к инвалидам со стороны общества, создании препятствий в сфере трудоустройства. Скрытая дискриминация может проявляться в сокращении социальных контактов инвалида по инициативе его окружения, когда люди не хотят брать на себя «лишнюю нагрузку», сопряженную с заботой о нетрудоспособном человеке [16]. Также дискриминация может проявляться в грубом отношении к инвалидам в государственных и медицинских учреждениях, отказе в приеме в образовательные учреждения, занижении заработной платы [17].

Говоря о стратегиях включения инвалидов в общество, стоит отметить, что, хотя в некоторых аспектах они схожи со стратегиями включения в общество пожилых людей, имеется ряд принципиальных отличий.

Главной стратегией включения инвалидов в общество можно назвать создание и развитие безбарьерной среды. Включение в общество в условиях, когда индивид не имеет возможности свободно перемещаться в пространстве практически невозможно. Кроме того, отсутствие безбарьерной среды является серьезным препятствием для реализации других стратегий в отношении инвалидов: например, отсутствие возможности перемещаться в городском пространстве может стать серьезным препятствием для трудоустройства инвалида.

Другой стратегией в отношении инвалидов является их трудоустройство. Как уже указывалось выше, оно дает индивиду не только постоянный источник дохода, но и определенный социальный статус, а также увеличивает круг общения и позволяет самореализоваться как личности. По данным исследований А. Ю. Думбровской, 53% инвалидов назвали трудоустройство наиболее необхо-

димым видом социальной поддержки [18, с. 129 139]. Однако в настоящий момент в реализации данной стратегии имеются определенные сложности. По состоянию на 2016 г., всего 12,6% инвалидов трудоспособного возраста имели постоянное место работы [19, с. 46]. При этом отмечается, что в отношении инвалидов существует явление трудовой дискриминации, как при приеме на работу, так и в отношении заработной платы [Там же, с. 49].

Еще одной стратегией в отношении включения инвалидов в общество является внедрение инклюзивного образования. Особая важность инклюзивного образования для инвалидов заключается в том, что это дает им возможность пройти полноценный процесс социализации, позволяет максимально адаптироваться к обществу, почувствовать себя его полноценным членом. Кроме того, совместное обучение людей без отклонений здоровья и инвалидов позволяет повысить лояльность общества по отношению к последним, что будет способствовать снижению дискриминации в обществе и усилению интеграционных процессов. Отдельно может быть выделена стратегия воздействия на общественное мнение через СМИ и социальную рекламу. В рамках данной стратегии до основной части населения в доступной форме доносятся идеи о недопустимости дискриминации инвалидов, а также о том, что люди с инвалидностью имеют права и потребности, аналогичные людям без отклонений здоровья.

Несмотря на то, что включение в общество инвалидов и пожилых людей является одной из приоритетных задач для Правительства Российской Федерации, в ходе проведенного социологического исследования был выявлен ряд проблем, связанных с практической реализацией описанных стратегий.

В рамках эмпирического исследования были проведены экспертные интервью с сотрудниками двух типичных государственных социальных учреждений Санкт-Петербурга районного уровня для пожилых людей и инвалидов: Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района и Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района «Поддержка». Отдельное исследование было проведено в Колпинском районном отделении Общероссийской общественной организации «Дети войны», где кроме экспертных интервью было проведено включенное наблюдение в рамках ежегодного отчетного собрания организации. В рамках исследования были определены практики включения пожилых людей и инвалидов, реализуемые в данных учреждениях. При этом были выявлены как достоинства, так и недостатки существующих практик.

По результатам исследования было установлено, что в отношении пожилых людей достаточно успешно реализуются стратегии включения в общество посредством организации досуга и вовлечения в деятельность общественных объединений. Общественные объединения могут выступать в качестве площадки для высказывания гражданской и политической позиции пожилого человека, а также удовлетворяют запрос на участие в волонтерской деятельности. Также было установлено, что для пожилых людей реализуются достаточно разнообразные практики, направленные на организацию досуга. В первую очередь, это организация культурно-массовых мероприятий: совместных посещений пожилыми людьми театров, музеев, поездки на экскурсии по пригородам Санкт-Петербурга или по центру города. Также в рамках деятельности КЦСОН Красносельского района существует достаточно большое число практик, направленных на организацию свободного времени пожилых людей. Это различные кружки и секции: трудотерапия, скандинавская ходьба, танцы, час поэзии, хоровое и сольное пение. Кроме того, в рамках дан-

ного направления действуют и образовательные программы: для пожилых людей организуются лекции на различные тематики. В рамках деятельности Колпинского отделения общественной организации «Дети войны» также были выявлены практики организации досуга пожилого человека: это проведение различных совместных поездок и экскурсий, еженедельные заседания правления районного отделения организации. Это отделение предоставляет возможность своим членам и возможность бесплатного дополнительного образования — прохождения курсов повышения компьютерной грамотности.

Помимо этого, в рамках исследования Колпинского отделения общественной организации «Дети войны» было установлено, что для многих членов организация выступает площадкой для обмена мнениями и высказывания своей гражданской позиции. Так, во время проведения отчетного собрания Колпинского отделения «Детей войны» 20 февраля 2017 г., участниками активно задавались вопросы главе администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, касающиеся как проблем местного уровня, так и всероссийского и даже общечеловеческого характера. Членов Колпинского районного отделения «Детей войны» волновали проблемы переноса местоположения остановок общественного транспорта, отсутствия горячего водоснабжения на отдельных улицах города Колпино, внутриполитической ситуации в Колпинском районе (вопрос о судьбе главы администрации ВМО город Колпино, находившегося на момент проведения отчетного собрания в СИЗО по подозрению о совершении грабежа). Также поступили вопросы о том, не является ли возврат к капиталистической системе предательством памяти героев войны; справедливо ли начисление столь высоких зарплат государственным служащим и депутатам; о необходимости компенсации пожилым людям лечения у стоматолога, расходов на коммунальные платежи и лекарства, бесплатной выдачи подгузников и гигиенических средств для лежачих больных пожилого возраста, требование прекратить практику «каникул» для работников социальных служб, когда клиенты вынужденно остаются одни на продолжительный промежуток времени (например, в новогодние праздники). Эти данные свидетельствуют о наличии у членов организации интереса к общественным и политическим процессам, происходящим как внутри Колпинского района, так и в масштабе Российской Федерации и всего человечества.

Однако, вместе с определенным успехами в рамках реализации данных стратегий, было установлено, что стратегия включения пожилых людей в общество через содействие трудоустройству в рамках деятельности государственных бюджетных учреждений на практике имеет формальный характер: проводится информирование пожилых людей о возможности трудоустройства, но само трудоустройство не осуществляется. Кроме того, в исследованном учреждении реализуемые практики охватывают преимущественно пожилых людей старше 70 лет.

Также в ходе исследования было выявлено наличие запроса у пожилых людей на участие в волонтерской деятельности. В рамках деятельности КЦСОН Красносельского района были описаны случаи, когда пожилые люди выступали в роли добровольных помощников как в рамках деятельности Центра, так и в различных жизненных ситуациях. Здесь стоит отметить участие пожилых людей в организации досуга клиентов Центра в качестве преподавателей. Для своих сверстников клиенты Центра проводят экскурсии, читают лекции, организуют мастер-классы, занимаются обучением танцам и хоровому пению. Кроме того, пожилые люди охотно помогают друг другу в бытовых вопросах — пожилые присматривают друг за другом, помогают в походах по

магазинам и аптекам, организуют совместные поездки в поликлиники и другие лечебные учреждения.

В отношении инвалидов были выявлены отдельные попытки создания терапевтических сообществ и практики организации досугового направления деятельности инвалидов. Так, в рамках деятельности ЦСРИДИ «Поддержка» клиенты ежегодно участвуют в различных творческих и спортивных мероприятиях. Можно отметить уникальный творческий фестиваль «Ижорские встречи», который проводится с 1998 г. В этом мероприятии ежегодно принимают участие несколько сотен человек из большинства районов Санкт-Петербурга. Проведение фестиваля занимают важное место в жизни Центра — подготовка начинается едва ли не за год до открытия, к самому мероприятию широко привлекаются волонтерские организации. В рамках фестиваля для лиц с ограниченными возможностями здоровья реализуется обширная творческая и культурно-развлекательная программа. На «Ижорских встречах» инвалиды имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, завязать новые социальные контакты.

Помимо «Ижорских встреч» клиенты «Поддержки» принимают активное участие в фестивале «Театр плюс я». В первую очередь это участники театрального кружка. Кружок занимает знаковое место в жизни Центра. Ежемесячно он проводит различные мероприятия, в рамках которых инвалиды готовят творческие номера, принимают участие в конкурсах и дискотеках. Кроме того, в рамках культурно-массового направления работы для клиентов Центра организуются еженедельные поездки в музеи Санкт-Петербурга, где для инвалидов организуются тематические экскурсии и мастер-классы.

Также в направлении досуга работает отделение адаптивной физической культуры. Данным отделением регулярно организуется участие инвалидов в различных спортивных соревнованиях. Было отмечено, что особой популярностью у клиентов «Поддержки» пользуются игры «дартс» и «бочче».

Однако на основании полученных данных можно сделать вывод, что, несмотря на относительно успешные попытки преодоления социальной изоляции инвалидов, их включение в реальные общественные процессы в настоящий момент не осуществляется. Кроме того, были выявлены проблемы, связанные с развитием безбарьерной среды и наличием в обществе дискриминации в отношении инвалидов, которая распространяется практически на все группы населения, включая родных и близких инвалидов, а также сотрудников центров по социальной реабилитации. В ходе исследования было отмечено, что родители инвалидов трудоспособного возраста часто негативно воспринимают попытки трудоустройства своих детей, а подчас и вовсе не относятся к ним как к полноценным личностям. Были описаны случаи, когда родственники (в первую очередь родители) не следили за соблюдением инвалидом правил личной гигиены, сознательно не покупали новую одежду, принуждая донашивать вещи до состояния полной негодности, не одевали инвалида согласно сезонным изменениям погоды. Кроме того, было установлено, что часто распространено и другое негативное явление: проживая с родственниками, инвалиды подвергаются гиперопеке и оказываются не в состоянии выполнять даже элементарные бытовые действия. Несмотря на то, что в Центре существует так называемая «тренировочная квартира», в рамках которой инвалиды могут практиковать бытовые навыки, в домашних условиях приобретенный опыт часто оказывается не востребован. Причина этому — действия родных и близких инвалида, в первую очередь родителей. Примечательно, что данное явление часто может быть вызвано не столько заботой о клиенте (гиперопека на бытовом уровне и индифферентное отношение к досугу инвалида могут

происходить одновременно), сколько стремлением к личному комфорту. Логику родственников при этом можно описать простым логическим заключением: «Вместо выстраивания подчас сложного взаимодействия с инвалидом проще выполнить все самостоятельно».

Кроме того, было установлено, что практики содействия трудоустройству инвалидов зачастую носят формальный характер и сводятся к постановке инвалида на учет биржу труда без реального трудоустройства: имеют место лишь единичные успешные случаи получения инвалидом рабочего места. При этом стоит отметить, что стратегия трудоустройства может быть применена не ко всем категориям инвалидов: если в случае с инвалидами с сохранным интеллектом был отмечен запрос на трудоустройство, то у инвалидов с нарушениями интеллекта такой запрос практически отсутствует. Осложняется реализация этой стратегии еще и тем, что инвалиды с нарушениями интеллекта могут выполнять лишь низкоквалифицированную работу, спрос на которую с каждым годом снижается.

По итогам исследования относительно включения пожилых людей были сделаны выводы о необходимости обобщения существующих в настоящий момент практик организации досуга, вовлечения в волонтерскую деятельность, развития межпоколенческого взаимодействия, результатом которого должна стать концепция включения пожилых людей в общество в формате нормативно-правового документа, реализация которой должна осуществляться посредством совместной деятельности государственных и общественных организаций. В рамках деятельности государственных бюджетных организаций необходимо внедрение практик, направленных не только на пожилых людей старшей возрастной группы, но и на пожилых людей в возрасте до 70 лет (например, образовательных программ, содействия трудоустройству, в том числе и в общественных организациях, развития волонтерского движения).

На основании проведенного исследования в отношении включения инвалидов в общество были сделаны выводы о необходимости развития безбарьерной среды, противодействия существующей дискриминации за счет разъяснительной работы с обществом и внедрения инклюзивного образования, содействия трудоустройству инвалидов (в том числе за счет развития государственно-частного партнерства и введения квотирования для инвалидов) а также определения включения инвалидов в общество как приоритетной задачи деятельности организаций, занимающихся социальной реабилитацией инвалидов.

На основании проведенного социологического исследования и анализа теоретических материалов можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации стратегии включения уязвимых групп населения в общество применительно к пожилым людям и инвалидам реализуются в ограниченной степени (содействие трудоустройству подчас носит формальный характер, слабо развита безбарьерная среда), в результате чего осуществлено преодоление социальной изоляции, однако социальная интеграция данных групп по-прежнему остается актуальной проблемой.

Литература

1. Шабунова А. А. [и др.]. Эксклюзия как критерий выделения уязвимых групп населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2. С. 29-47.

2. численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2017 г.: бюл. // Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_111/Main.htm (дата обращения: 13.04.2018).

3. Статистика инвалидности в России // Платформа «Особенный банк». [Электронный ресурс]. URL: http://specialbank.ru/2016/10/18/stats_russia (дата обращения: 18.04.2018).

4. лозолова л. А., немашкалова К. Г. Анализ зарубежных моделей социальной политики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С.120-128.

5. Бейдина т. Е., Бейдина А. Р. Новые подходы к социальной политике в США // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 23. № 6. С. 63-73.

6. назметдинов Р. Р. Защита от дискриминации в Соединенных Штатах Америки // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. № 2. С. 97-109.

7. Романычев и. С., Феоктистова н. А. Стратегии общественной интеграции клиентов социальных служб // Приволжский научный вестник. 2013. № 10. С. 121-127.

8. The Cambridge Handbook of Violent Behavior and Aggression / ed. by D. J. Flannery, A. T. Vazsonyi, I. D. Waldman. Cambridge: Cambridge University press, 2007. 817 p.

9. Вдовина М. В. Жестокое обращение, насилие в пожилом возрасте и возможности их преодоления // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 9-13.

10. Григорьева и. А. Пожилой человек в современном обществе // Университет третьего возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://u3a.ifmo.ru/people-s/ (дата обращения 09.03.2018).

11. Малышева Г. А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества // Власть. 2018. № 1. С. 15-17.

12. Больницкая А. н. Инвалиды и общество // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 4. С. 119-127.

13. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 18.04.2018).

14. Коллинз Р. Технологическое замещение и кризисы капитализма: выходы и тупики // Политическая концептология. 2010. № 1. С. 35-50.

15. чуксина В. В., Комиссаров н. н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015.№ 1. С. 128-130.

16. Головко С. Г. Проблема дискриминации инвалидов в современном обществе // Омский научный вестник. 2008. № 5. С. 82-84.

17. наберушкина Э. К. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 333-340.

18. Домбровская А. Ю. Представления российских инвалидов о благоприятных условиях социальной адаптации // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 3. С. 129-139.

19. Демьянова А. В., лукьянова А. л. Низкий уровень занятости инвалидов в России — результат дискриминации? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 21. № 3. С. 385-411.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.