Научная статья на тему 'Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России'

Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1884
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / ИНДИВИД / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / РЕФЛЕКСИЯ СОЦИУМА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ВКЛЮЧЕНИЕ И ИСКЛЮЧЕНИЕ / SOCIAL COMPETENCE / STRUCTURE / INDIVIDUAL / SOCIAL GROUP / SOCIAL REFLEXION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL MATURITY / INCLUSION AND EXCLUSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Келасьев Вячеслав Николаевич, Первова Ирина Леонидовна

Статья посвящена проблеме социальной компетентности и наряду с анализом наиболее устойчивых дефиниций дает представление о социальной компетенции на трех основных уровнях: общества, социальной группы и индивида. Наиболее раскрытой является проблематика общества. Вместе с тем существенное значение в рамках социальной работы придается такой важной социальной группе, как семья, и особое место отводится клиенту социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social competence and technologies of its development in modern Russia

The article is devoted to the problem of social competence. It analyzes the most accepted definitions of this phenomenon and introduces the concept of social competence on three main levels: society, social group and individual. The authors pay more attention to society level and take into consideration as family social competence as social services' clients

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России»

В. Н. Келасьев, И. Л. Первова

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*

Каждое общество заинтересовано в том, чтобы его ядро составляли эффективные, инициативные, творчески продуктивные, т. е. социально компетентные люди, социальные группы, органы власти.

Компетентность представляет собой многогранный социальный феномен. Различные его аспекты могут выступать объектом самостоятельного анализа многих наук.

В настоящее время проблема социальной компетентности разрабатывается представителями самых различных областей социогуманитарного знания: социологами, психологами, педагогами, юристами, экономистами, специалистами по социальной работе. В рамках данной статьи акцент делается на потенциале компетентности применительно к социальной работе.

В теории и практике социальной работы понятие социальной компетентности неслучайно занимает все более значимое место. Несмотря на большое количество понятий, близких к этому концепту и уже давно используемых в социологии, психологии, педагогике (таких как адаптация, социализация, социальная зрелость и т.п.), для отражения специфики социальной работы их недостаточно, поскольку они не позволяют обобщить существующие и возникающие социальные проблемы, связать единой теоретической платформой различные точки зрения и обобщить существующие подходы. В связи с этим имеет место реальная необходимость в формулировании такого общего понятия, которое позволило бы рассматривать с единых позиций и мигранта, и бомжа, и правонарушителя, и нетрудоспособного, и безработного, и аддикта, и дезадаптан-та-подростка, и специалиста, оказывающего им помощь, и обычного члена общества. Без такого обобщающего понятия социальная работа будет по-прежнему представлена огромным числом недостаточно связных между собой направлений и отраслей. Таким требуемым для построения теории общим понятием, позволяющим сблизить различные ветви социальной работы, представляется именно понятие социальной компетентности.

В самом общем виде социальную компетентность можно рассматривать как способность субъекта (отдельного индивида, социальной группы, общества в целом) действовать сообразно требованиям социальной ситуации, чтобы достигнуть наибольшей эффективности в своей деятельности.

Различают термины «компетенция» и «компетентность». Компетенция — это круг полномочий субъекта (индивида, социальной группы, общества), а компетентность — это, с одной стороны, круг полномочий, а с другой — способность субъекта к реализации круга его полномочий [9]. Социальная компетентность — составляющая общей компетентности в сфере взаимоотношений человека (группы, общества) с окружающей его средой и другими людьми (группами, обществами).

В гуманитарных науках существуют различного рода дефиниции социальной компетентности. В частности, социальную компетентность рассматривают на уровне индиви-

* Работа подготовлена в рамках тематики НИР кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии «Современные технологии формирования социальной компетентности».

© В.Н.Келасьев, И.Л.Первова, 2010

да как интегральную характеристику личности, отражающую достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающую полноценное владение современной реальностью и дающую возможность выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми нормами и ценностями. Есть и другие трактовки социальной компетентности на уровне индивида [9]. Однако социальная компетентность может рассматриваться не только на уровне индивида, но и как важнейшая характеристика социальной группы и общества в целом.

Социальная компетентность на уровне группы может трактоваться как способность принимать эффективные групповые решения, способствующие максимизации ее возможностей и обеспечивающие перспективы ее развития и укрепления социального положения. Социальная компетентность на уровне общества понимается как готовность и способность его институтов и структур принимать эффективные решения, способствующие стабильности функционирования, динамике развития, превенции стагнации и деградации общества.

Социальная компетентность на этих разных уровнях имеет ряд общих компонентов: развитая социальная рефлексия, способность субъектов действовать адекватно, не причиняя вреда ни себе, ни другим субъектам, максимизировать пользу от принимаемых решений и т. д.

Практическая деятельность социальных служб направлена на повышение социальной компетентности как отдельных клиентов, так и социальных групп. Между тем социальная компетентность на этих уровнях зависит от компетентности общества в целом. Если общество характеризуется социальной напряженностью, если в нем происходят различные конфликты, катастрофы, то это не может не сказываться на компетентности отдельного человека и социальных групп. В этом смысле компетентность человека — это отражение компетентности общества.

Исходя из этого, социальная работа должна рассматривать компетентность на следующих уровнях:

• общества в целом;

• отдельных социальных групп;

• конкретной личности клиента (т. е. отдельного человека);

• социального работника.

Социальная компетентность на уровне общества в целом

На компетентность российского общества исследователи часто смотрят с полярных точек зрения. Одна из них представлена в работе Ю. В. Олейникова [8], в которой российское общество — инфантильный социум, т. е. недозрелый, недоформированный, с выраженными задержками интеллектуального и социального развития. Автор рассматривает различные естественные факторы инфантилизации личности, причины инфантильности, сами формы социальной патологии (прежде всего алкоголизм как основной фактор). Большое внимание уделяется факторам затяжных войн на территории России и связанных с ними неполноценным питанием, голодом. Говорится о том, что все население Центральной России всегда испытывало относительное дефицитное голодание, прежде всего из-за нехватки животных белков, что вылилось в конце концов в недоформированность собственно мозговых структур россиянина, обусловливающих целый ряд его негативных характеристик (неразвитость самопознания, неспособность к критике и самокритике, отсутствие творческих инициатив, трудности в планировании

собственной жизни, леность, расчет на «авось» и т. д.). Исходя из логики автора, каков отдельный человек — таково и само общество.

Вместе с тем никаких конкретных психодиагностических исследований, посвященных доказательству представляемого положения, автором не приводится.

Обратная точка зрения на особенности компетентности российского общества представлена целым рядом авторов. В работе В. Мединского [7] разоблачаются негативные стереотипы по поводу русской лени, жестокости, разгильдяйства, поголовного пьянства и т.п. Утверждается, что все это — не более чем мифология.

Представляется, что обе точки зрения — крайности и истина где-то посередине.

Однако чтобы улучшить ситуацию, обществу необходимо осознать, то, что в нем происходит, трезво оценить и начать действовать.

Роль социального работника в этом процессе заключается в активизации адекватного осознания ситуации, поскольку именно он близок к наименее защищенным слоям населения, знает их нужды, владеет арсеналом помощи. Социальный работник — пропагандист и носитель социальной, психологической, правовой культуры, его задача — поднимать уровень культуры всего общества, способствовать самопознанию клиента, активизации его жизненной позиции всеми доступными ему средствами. Тем самым он будет повышать общее благополучие общества, и для эффективности данного процесса социального работника следует вооружить соответствующими технологиями.

Собственно, диагноз социальной компетентности нашего общества поставлен российскими лидерами Д. А. Медведевым и В. В. Путиным. Оба лидера признают, что прежние стратегии развития общества, основанные на сырьевой базе, сырьевой экономике, привели наше общество в тупик, и сейчас необходимо ускоренно переходить к инновационным моделям развития. Одновременно это является и признанием общей социальной некомпетентности применительно к вызовам сегодняшнего дня. Прежде всего некомпетентность проявилась в неумении предвидеть реалии сегодняшнего дня, то, что в XXI в. стали востребованы не сырьевые, а наукоемкие технологии, что возникла необходимость ускоренного перехода к инновационному обществу, а основы для этого в прежней России заложены не были. Осознание кризиса пришло, но после того, как произошли первые социально-экономические провалы. Такое осознание должно быть ядром государственной политики, которое уже признают различные слои общества. Однако одного признания и намерения недостаточно. Возникает вопрос о том, какая социальная группа будет воплощать в жизнь эту модель ускоренного перехода к инновационному обществу. Эта идея должна иметь миллионы сторонников внутри самого общества, без поддержки которых она вряд ли сможет реализоваться. Но откуда они возьмутся, если наука унижена, была невостребована в течение многих лет, обесценился квалифицированный технический и творческий труд? Профессиональные инноваторы — это как раз те самые униженные ученые, инженеры, врачи, немногочисленные бизнесмены (делавшие ставку на науку), вузовские преподаватели (которые еще не уехали за рубеж). Для реализации идеи перехода к инновационному обществу ставку придется делать именно на группу профессиональных инноваторов, к счастью, еще не совсем уничтоженную и пока еще достаточно многочисленную. Однако для этого придется поднять ее престиж в обществе, социальный статус, сформировать запрос на ее потенциал со стороны общества и т. д. При этом следует учитывать, что в российском обществе инновации приживаются с трудом, о чем не раз с тревогой говорил Д. А. Медведев. Задача непростая, но тем не менее уже имеются некоторые обнадеживающие действия со стороны власти (официальное признание роли науки, необходимости возвращения

из-за границы наиболее перспективных ученых, более активное приобщение к науке молодежи и т. д.).

Инкомпетентность общества в целом проявляется еще и в том, что все его развитие осуществлялось в режиме «болтанки», по типу маятника: из одной крайности в другую на протяжении всей истории развития России. Так, например, на протяжении всего советского периода капиталистический тип общества категорически отвергался, а в настоящее время прилагаются всяческие усилия для его реализации и совершенствования. Религия после революции 1917 г. считалась заблуждением, «опиумом для народа», а в современной России она становится важным фактором общественной жизни — и все это на протяжении жизни только двух-трех поколений. Здесь много проблем, которые необходимо должным образом отрефлексировать. Главное, маятниковый процесс приводит к разрушению доверия народа к компетентности власти, которая регулярно отрицает свои подходы к управлению страной. А потеря доверия приводит к нравственной деградации общества и прочим социальным болезням, понижающим компетентность общества.

Нельзя также считать, что компетентность общества напрямую зависит от уровня образованности его членов. Так, в современной России имеется большое число образованных людей, включая лиц с высшим образованием, но они характеризуются низким уровнем эффективности деятельности в различных сферах. Многие из членов общества используют полученные знания, умения в антиобщественных целях, асоциальных организациях, ориентированы на ложные ценности, стяжательство и т. д. Закономерно возник острый дефицит компетентных лидеров в сфере крупных ведомств, министерств, в различных органах управления.

О социальной компетентности общества судят на основе результативности социальной политики. В настоящее время накоплено достаточно большое число технологий оптимизации социальной политики [2], но их реализация наталкивается на инкомпетент-ность различных ведомственных структур, отсутствие заинтересованности чиновников, недостаточную демократизацию общества, инертность населения. Российское население издавна предрасположено искать причины собственного неблагополучия вовне: рок, судьба, обстоятельства, другие лица, система, общество — только не сам человек. Без изменения этих установок невозможно поднять социальную компетентность общества на качественно новый уровень.

Среди факторов, способствующих формированию инкомпетентности в современной России, можно назвать:

— приобщенность российских политиков и большинства населения преимущественно к отдельным компонентам культуры, отсутствие ярких политических лидеров;

— бюрократизация общественной жизни (Россия, образно говоря, «взята в плен» армией чиновников);

— нестабильность, неустойчивость социальной среды;

— отсутствие социального запроса на инициативную творческую личность;

— отсутствие масштабных социальных проектов, способствующих сплочению нации;

— закрытость информации о принятии решений по наиболее острым социальным проблемам;

— разрыв между элитарными группами и основной массой населения;

— низкая мотивация труда у значительной части бюджетников, унижавшихся в течение ряда лет мизерной заработной платой;

— недооценка роли науки и фактическое разрушение научных школ, их инфраструктуры, невостребованность профессиональных инноваторов и научных кадров;

— отсутствие адекватной социальной рефлексии, без которой невозможно объективное видение ситуации, обоснование прогнозов развития общества, ориентация на инновации и т. д.

Если социальная рефлексия в неискаженной форме отображает происходящее в обществе, если она не вытесняется точками зрения отдельных социальных групп, то на ее базе и формируется высокая социальная компетентность общества. К сожалению, социальная рефлексия часто замещается точками зрения отдельных социальных групп или слишком запаздывает. Следует учитывать, что социальная рефлексия — это то, что определяет сегодня прогресс и потенциал социума к развитию. Средствами адек-ватизации социальной рефлексии социума могут выступать социальная диагностика, мнения независимых экспертов, коллективные обсуждения, сложившиеся методы принятия групповых решений и т. д. Адекватизация социальной рефлексии на уровне общества — комплексная задача для междисциплинарных групп исследователей, в которых социальный работник должен занимать свое достойное место.

Формирование адекватной социальной рефлексии общества — задача многих структур и ведомств, на локальном же уровне — это прерогатива социальных работников. В арсенале средств специалистов по социальной работе имеются уже вполне сложившиеся технологии по адекватизации Я локального социума (на уровне территориальных муниципальных сообществ). С помощью этих технологий преодолевается то, что называется «параличом сознания» проживающих на определенной территории людей. С их помощью открываются возможности для отдельных людей и социальных групп, живущих в данном сообществе, более ясно понимать и формулировать окружающую их ситуацию и выделять факторы, «посягающие» на их экономические, политические и социальные интересы.

Методы активизации формирования локального муниципального Я социума, в частности, были развиты и использовались районными социальными работниками [1].

Такая активизация рефлексивных процессов у местных жителей позволяет проживающим на конкретной территории людям лучше понять причины, понижающие качество и уровень их жизни (и тем самым повысить их социальную компетентность). Теми или иными приемами, используемыми социальными работниками, у местных жителей формируется расширенное сознание «меня в этой ситуации» — оно способно привести к видению «меня в другой ситуации» в некотором будущем. Задача профессионала состоит в том, чтобы помочь людям ясно отрефлексировать желательное будущее состояние дел в местном сообществе, а затем работать с ними над реализацией этой цели. Для этого профессионалу надо сформировать активную группу из местных жителей, способных осознать себя как «новых людей» и взяться за задачи, о которых они раньше не могли и помыслить... Ведь жители часто лишь смутно чувствуют, что в их районе что-то «не так», и не знают, что и как они могут сделать для изменения ситуации. Социальный работник принимает самое непосредственное участие в формировании адекватного самосознания жителей. Для этого он должен уметь вдохновить людей, быть харизматической личностью, уметь перевести предварительное самопонимание в более развитое. Убедить как можно больше людей местного сообщества принять этот коллективно выработанный «новый мир», вселить в них веру в его обоснованность и затем уже перевести ее в конкретное действие по изменению ситуации.

Конечно, подобные методы используются в России пока крайне недостаточно. Разобщенность, занятость людей, нежелание тратить личное время препятствуют формированию адекватного коллективного самосознания, объединяющего людей на локальном уровне и побуждающего их к эффективным социальным действиям.

Таким образом, очевидно, что важной составляющей социальной компетентности на уровне общества выступает социальная рефлексия социума. На базе адекватной социальной рефлексии осуществляется и прогнозирование путей развития социума, учет последствий принимаемых им решений. Для обоснованности этих решений важна приобщенность к полноценной духовной культуре как властной элиты, так и всего населения. Без такой приобщенности социальная рефлексия будет одномерной, односторонней, ограниченной рамками только науки, религии, экономики и т. д. (т. е. построенной без комплексного, многостороннего видения ситуации).

Составляющей социальной компетентности общества является также способность не причинять вреда ни себе, ни другим обществам. К сожалению, в структуре российского общества это качество находится в зачаточном состоянии, в течение многих лет оно характеризовалось саморазрушением (кризисы, революции, различные радикальные перестройки, преследование инакомыслия, стремление направить другие страны по своему пути развития и т. д.). Нам еще только предстоит осознать важность данной составляющей компетентности, научиться минимизировать вред от принимаемых решений, научиться согласовывать интересы человека и государства.

Важной составляющей социальной компетенции является и владение необходимым объемом знаний, умений и навыков (опора на науку, образование).

Перед любым современным обществом стоят новые задачи, поэтому составляющей его компетентности является способность решать эти новые задачи нетрадиционным способом, что особенно важно в условиях мирового социально-экономического кризиса. В связи с этим в социальную компетентность входит ориентация на постоянное обновление, отсутствие такой ориентации — симптом стагнации и деградации общества, поэтому само общество должно быть заинтересовано в появлении больших профессиональных инновационных групп.

В виду сложности самого понятия можно вычленить и ряд других составляющих социальной компетентности общества.

Социальная компетентность на уровне социальных групп

В сфере компетентности отдельных социальных групп сложилось множество технологий формирования социальной компетентности. Эти технологии зависят от специфики самой социальной группы. Применительно к группе безработных — это технологии переобучения, трудоустройства; к группе работающих — это технологии персонального менеджмента, профессионального роста; к группе пожилых — технологии сохранения активной жизненной позиции в старости; к группам риска — технологии превенции ад-дикций, делинквентности, дезадаптированности и т. д.

Рамки статьи не позволяют рассмотреть все технологии подробно. Наиболее актуальными представляются вопросы формирования социальной компетентности такой основной социальной группы (института), как семья. Проблемность в семейной сфере неисчерпаема, в связи с этим готовность к семейной жизни должна начинаться задолго до реального вступления в брак. Формирование социальной компетентности семьи предполагает прежде всего подготовку подрастающего поколения к семейной жизни, повышение статуса семьи в глазах молодежи. Изменение статуса семьи в современном обществе привело к обесцениваю семейных идеалов и ценностей, искаженности представления молодых людей о семье. Остро проявляется нежелание значительной части молодежи вступать в брак, обзаводиться детьми, распад совместного проживания пар по незначительным поводам, отсутствие ответственности за партнера, перед партнером,

увеличение числа разводов, рост количества неблагополучных и кризисных семей, социального сиротства и т. д. Все это делает особенно востребованной разностороннюю подготовку молодежи к семейной жизни.

Современная российская молодежь оказалась крайне некомпетентной в этой сфере жизнедеятельности, и без специальных технологий, которые бы в привлекательной, доступной и технологичной форме доносили до подрастающего поколения подлинное значение семьи, поднимали ее статус и раскрывали ее роль в жизни человека и развитии общества, невозможно добиться радикального оздоровления нравственных отношений с представителями противоположного пола.

Наиболее подходящим средством формирования компетентности в сфере семейных отношений представляется специально разработанная на кафедре теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ программа «Подготовка к семейной жизни», ориентированная на формирование потребности в создании семьи, интимнонравственного воспитания и возрождения семейных ценностей у подрастающего поколения. Программа включает в себя следующие направления:

1) информационо-психологическая подготовка к семейной жизни (традиционные и нетрадиционные представления; сложившиеся практики семьи и брака; гендерные и лидерские отношения в семье; анализ семейных отношений в родительской семье и др.);

2) сексуальное воспитание (интимные отношения и сексуальность, сексуальные инстинкты, их значение и место в жизни человека, подростковая беременность, аборты, венерические заболевания, ВИЧ);

3) формирование социальной зрелости в семейных отношениях (преимущества семейной жизни перед «свободными отношениями», планирование сроков создания семьи, превенция неполных и распадающихся семей, ошибок при выборе партнера, насилия в семье; формирование компетентности в отношении роли жены / мужа, матери / отца);

4) правовые знания и экономика семьи (семейный кодекс, защита семьи и детства, семейный бюджет, жилищный статус и его улучшение и т. д.).

Помимо лекционного курса используются интерактивные формы проведения занятий: дискуссии, тренинги, обсуждение тематических видеофильмов и видеоклипов, а также моделей семьи и внутрисемейных ролей; подготовка сообщений; ролевые игры; написание сценариев для СМИ; разработка тематической социальной рекламы.

Закономерным завершением программы является диагностика готовности к семейной жизни и коррекция социальной рефлексии по выявленным проблемам.

Целевой группой являются учащиеся старших классов общеобразовательных школ, студенты колледжей, профессиональных училищ и вузов.

Опыт реализации программы в образовательных школах показал неподдельный интерес, популярность занятий, выраженную активность слушателей, в том числе в ходе открытого обсуждения ранее табуированных проблем. Эффективность воздействия на аудиторию в плане повышения социальной компетентности подтвердилась как по результатам отзывов участников тестирования, так и по экспертным оценкам.

Разумеется, условием успешной реализации программы является строгое соблюдение морально-этических норм и психолого-педагогического такта.

Это только одно из направлений повышения семейной компетентности. Возможно и большое число других, таких как, например, формирование родительской компетентности — направление по которому накоплен большой опыт [9].

Составляющими семейной компетентности помимо общей мотивированности к созданию семьи являются и такие компоненты, как адекватность социальной рефлексии

членов семьи (неискаженное представление членов семьи друг о друге, общих групповых нормах и обязанностях членов семьи и т. д.), приобщенность членов семьи к культуре, владение ими соответствующими знаниями, навыками и умениями (ведение хозяйства, разрешение межличностных конфликтов, воспитание детей), способность не причинять вреда себе и другим членам семьи, решать проблемы на основе взаимных уступок и компромиссов.

Таким образом, компетентность семьи, как и любой другой социальной группы, не может состояться без наличия соответствующей компетентности отдельных ее членов.

Социальная компетентность на уровне индивида

Под социальной компетентностью применительно к уровню отдельного человека в самом общем смысле понимается интегративное личностное образование, формирующееся в процессе социализации и объединяющее в единый комплекс способности, знания, навыки, умения и практические действия, позволяющие индивиду предвидеть результаты своих жизненных выборов и успешно включаться в усложнившуюся среду современного общества [4; 5; 6].

Сформированность социальной компетентности предполагает, что человек строит свою жизнь на основе развитой социальной рефлексии, умения учитывать последствия своего поведения, прогнозировать результаты своих действий как для самого себя, так и для других людей. Выстраивать свое поведение необходимо таким образом, чтобы оно не наносило ущерба не только самому индивиду, другим людям, но и окружающей среде.

Человек немыслим вне социальной среды. Включение в социальную среду нужно человеку для доступа к ресурсам среды, которые необходимы ему для самореализации, достижения успеха в жизни, но этот успех не должен наносить вреда ни самому человеку, ни его окружению. При этом такое включение необходимо и самой социальной среде. Человек и среда — системы открытые, ищущие друг друга. Среда нужна человеку как источник ресурсов, а человек среде — для обеспечения ее функционирования.

Применительно к социальной работе специфика социальной компетентности связана с тем, что сама возможность быть социально компетентным открывается только для человека, обладающего определенным социальным статусом.

Статус является той социальной базой, которая обеспечивает человеку возможность включения в среду, доступа к ее ресурсам. Человек проходит определенные статусы в процессе развития (семейный, школьный, досуговый). Прохождение иерархии статусов (в русле определенных культурных традиций) определяет соответствующие ожидания от человека, способствуя формированию социальной зрелости и компетентности личности. У детей же, выступающих клиентами социального работника, часто этого позитивного социального статуса нет (у них, наоборот, социально негативный статус — социального сироты, бродяжки, бомжа), что изначально порождает трудности по включению их в социальные среды, а соответственно — и трудности формирования социальной компетентности. Бывшие правонарушители, лица, отбывавшие наказание, лишившиеся гражданства из-за утери паспорта, жилья или работы, и т. п. страдают из-за отсутствия этого статуса — лишь снятие с них соответствующей социальной стигмы открывает перед ними полноценную возможность включения в социальные среды и доступа к их ресурсам. Учет фактора социального статуса, его восстановление является важным обстоятельством, характеризующим специфику социальной компетентности применительно к социальной работе.

Обобщая сказанное, можно выделить конкретные структурные компоненты понятия социальной компетентности на уровне человека:

1) наличие определенного социального статуса человека, предоставляющего ему саму возможность включения в социальную среду и доступа к ресурсам среды;

2) выраженность у человека социальной рефлексии, способности к предвосхищению, прогнозу результатов своего поведения, своей активности (учета последствий своих действий);

3) ненанесение вреда ни самому себе, ни окружающим людям за счет своей активности;

4) овладение соответствующими специальными знаниями умениями, навыками (и другими регуляторами), обеспечивающими включение в среду;

5) умение противостоять давлению среды (способность сказать «нет» различным искусам и угрозам развитию), самостоятельность личности;

6) способность решать проблемы нетрадиционным, оригинальным способом;

7) приобщенность человека к культуре, без чего не может быть достигнуто подлинное осознание мотивов своего поведения и поступков, аргументирована самостоятельность личности, ее способность противостоять различным рискам и угрозам собственному развитию;

8) востребованность человека той социальной структурой, в которую он включается: если человек отторгается социальной средой, то в рамках данной социальной среды это симптом его некомпетентности;

9) выраженность мотивации и инициативности человека;

10) коммуникативность.

Эти характеристики перекликаются с составляющими социальной компетентности на уровне общества, но имеют и свою специфику.

Максимально социально компетентной может быть признана личность, обладающая необходимым социальным статусом, с выраженной социальной рефлексией, способная так организовывать свое поведение, чтобы оно не наносило вреда ни ей самой, ни окружающим, достигающая при этом успеха в жизни, обладающая самостоятельностью, умеющая противостоять давлению среды и угрозам, инициативная, творческая, приобщенная к культуре. Разумеется, это именно идеал компетентности, на практике в итоговом образовании компетентности указанные компоненты могут быть выражены в различной степени.

Ясно, что для каждого возрастного периода человека социальная компетентность будет иметь выраженную специфику. Важнейшим ее компонентом является рефлексия, т. е. способность адекватно отражать себя, предвидеть результаты своих действий и поступков, учитывать их влияние на свою дальнейшую судьбу и судьбы других людей. А у значительной части членов российского общества, как говорилось, сформированной адекватной рефлексии не обнаруживается, соответственно, отсутствует способность к планированию собственной жизни, не оказывается навыков по преодолению угроз личностному развитию.

Структура социальной компетентности на уровне индивида и на уровне общества характеризуется значительной общностью. Трудно представить себе социально компетентное общество без адекватной социальной рефлексии, без способности предвосхищать результаты своей деятельности, не наносить вред самому себе и другим обществам, без овладения необходимыми знаниями, умениями, без способности решать возникающие задачи нетрадиционным способом, без стремления приобщаться к полноценной духовной культуре.

Тем не менее эти общие составляющие социальной компетентности на разных уровнях наполняются и специфическим содержанием.

Сложилось множество технологий формирования социальной компетентности человека. На кафедре теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ разрабатываются различные информационные, в частности аудиовизуальные, технологии, направленные на повышение социальной, психологической, правовой культуры широких слоев населения. Эти технологии конструируются преподавателями, аспирантами и студентами кафедры. Уже разработаны технологии, направленные на превенцию подростковой агрессивности и делинквентности, профилактику проблем в сфере межличностных отношений, формирование организованности личности, профилактику социального исключения человека в пожилом возрасте. Технологии основываются не только на информационном воздействии на аудиторию, но и на интерактивной деятельности участников (дискуссии, тренинги, фокус-группы, написание сценариев для СМИ и т.п.). Помимо практической результативности такого рода технологии существенно стимулируют сам познавательный интерес обучающихся, позволяют им проявить все свои качества и возможности, открывают широкие перспективы для их профессиональной реализации. Инновационные аудиовизуальные технологии способны выступить мощным средством повышения социальной компетентности подрастающего поколения, поднять ее на качественно новый уровень и способствовать профилактике различных социальных патологий. Формирование у клиентальных групп установки на самопомощь, саморазвитие, здоровый образ жизни с использованием этих технологий представляется более конструктивным и эффективным с точки зрения как временных, так и экономических параметров [10].

Более детальное раскрытие характеристик социальной компетентности на уровне отдельных социальных групп, конкретного индивида и, в особенности, специалиста по социальной работе является задачей следующих публикаций.

Литература

1. Henderson P., Thomas D. Skills in neighborhoods work. London; New-York, 2000.

2. Григорьева И. А. Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2005. 40с.

3. Жданов В. Г. Видеолекции. URL: http://www.samohin.ru/video/zhdanov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Человекознание: самореализация человека. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 461 с.

5. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная компетентность / инкомпетентность в современном обществе // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 4.

6. Келасьев В. Н. Развитие социальной компетентности как направление профилактики отклоняющегося поведения подрастающего поколения // Теория и практика профилактической социальной работы. СПб., 2008. С. 147-165.

7. Мединский В. Р. О русском пьянстве, лени и жестокости: Мифы о России. М.: Олма Медиа Групп, 2008. 528 с.

8. Олейников Ю. В. Инфантильный социум? М.: РГСУ, 2007. 172 с.

9. Психология здоровья: Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2008.

10. Секция «Технологии формирования социальной компетентности» // IV Ковалевские чтения. Материалы науч.-практ. конф. СПб., 2009. Т. 2.

Статья поступила в редакцию 26 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.