Научная статья на тему 'Социальная коммуникация в информационном обществе'

Социальная коммуникация в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1526
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная коммуникация в информационном обществе»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 370

В.Г. Галушко

К. филос. н., доцент СПбГИПСР

Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье рассматривается развитие информационного общества и возможности семиотического подхода в исследовании современной социальной коммуникации. Семиотический подход позволяет раскрыть уровни и коды культуры.

Ключевые слова

Семиотика, семиосфера, культурный код, коммуникация.

Интенсивное развитие информационного общества актуализировало потребность в постоянном изучении проблемы коммуникации, что позволяет понять механизмы и изменения характера и образа жизни современного человека. Сегодня уже является привычным понимание того, что человек формируется и осуществляется в коммуникации: общество репрезентируется как коммуникативная система, социальное действие — как коммуникативное действие, человек — как коммуникативная личность, а речевое событие — как коммуникативный акт. Коммуникативные процессы в соответствии с моделью Г. Бейтсона идут на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном. Коммуникативный уровень понимается стандартно, а метакоммуникативный уровень задает модус передаваемого сообщения. Метакоммуникативные процессы должны соотноситься с теми или иными жанрами, с теми или иными типами дискурсов. Человек, владеющий речью, должен одновременно владеть набором принятых в данной структуре типов дискурсов, в каждом из них существует свой вариант коммуникативного поведения. Есть также метакоммуникативные правила, требующие в одном случае порождать информацию, в другом — только получать ее. Определенные речевые ритуалы серьезным образом предопределяют наше поведение в этом смысле.

Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической -убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено.

Семиотические идеи Московско-Тартуской школы основываются на понятии семиосферы. Для семиосферы характерна отграниченность, которая связана с семиотической однородностью и индивидуальностью. Граница семиосферы имеет определенные функции: ограничения проникновения, фильтрация и адаптирующая переработка внешней информации во внутреннюю. Для того чтобы несемиотический текст «получил реальность» для семиосферы, необходимо перевести его на один из языков ее внутреннего пространства. Получается, что только с помощью границы семиосфера может осуществить взаимодействие с внесемиотическим пространством.

Лотман выдвигает две модели коммуникации в системе культуры, тем самым преодолевая применявшуюся до этого времени классическую модель Р. Якобсона [1, 25]. Такими двумя моделями коммуникации являются модели «Я-Он» и «Я-Я». В первом случае «Я» является субъектом передачи, адресантом. «Он», в свою очередь, является объектом, адресатом. В системе «Я-Он» переменными оказываются элементы модели, а сообщение является постоянным. В рамках системы «Я-Я» носитель информации один и тот же, а качественно меняется смысл исходного сообщения, что влечет за собой и преобразования «Я». Такая модель коммуникации обусловлена «вторжением извне», что ведет за собой изменение контекста. Важно здесь обозначить, что в коммуникативной модели «Я-Он» осуществляется передача константной информации, и само «Я» здесь остается неизменным. В модели «Я-Я» происходит

качественная трансформация, обусловливающая внутреннюю перестройку «Я». Такая модель перестраивает личность, которая включена в процесс автокоммуникации.

Семиотический подход, в котором культура предстает как сверхсложная система и ненаследственная память человечества, позволил рассматривать картину мира как с точки зрения первичных моделирующих систем (язык), так и с точки зрения вторичных моделирующих систем (искусство, религия и др.), а также выделить в общей картине мира ее разновидности — научную, философскую, языковую и т. д. У.Эко предложил десять фундаментальных кодов как инструментов создания образов, при этом он различает «закрытые» и «открытые» тексты; для последних характерно то, что они демонстрируют сильную тенденцию к поощрению одной интерпретации [3, с.46]. Кроме измерения средств коммуникации как закрытых или открытых, интересным и эффективным представляется измерение их как «горячих» или «холодных». Так, Маклюэн М. называет горячим средством коммуникации такое средство, которое расширяет одно чувство до степени «высокой определенности», под которой понимается состояние наполненности данными [2, с. 14].

В семиотической перспективе коммуникация включает кодирование и декодирование текстов согласно конвенциям уместных кодов. Сосредоточение на кодах коммуникации является отличительной чертой семиотического вклада, подчеркивающего социальную природу коммуникации и важность конвенций. Список использованной литературы:

1. Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. - СПб.: Искусство, 2005.

2. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.; Жуковский: «Канон-пресс-ц», «Кучково поле», 2003.

3. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб.: «Петрополис», 1998.

© В.Г. Галушко, 2015

УДК 1.17.179.1

Г.М.Нуруллина

К.полит.н., доцент Кафедра массовых коммуникаций Набережночелнинский институт (филиал) Казанского федерального университета г.Набережные Челны, Российская Федерация

ЭТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ МАССМЕДИЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

Автором прорабатывается система знаний о природе профессиональной морали и характере профессионально-нравственных отношений в информационной сфере, а также раскрывается содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым сообществом в качестве стандартов профессионального поведения, ориентация на которые обеспечивает оптимальное взаимодействие массмедиа и общества.

Ключевые слова

Массмедийная политика социально-этические и профессионально-технологические основания массово-информационного процесса, паблик рилейшнз, рекламный менеджмент, саморегуляция, этическая амбивалентность прессы, бифуркация профессиональной морали, экономико-центрическая журналистика.

Как известно, в переходном обществе, каким сейчас представляется радикально меняющая основные алгоритмы своего бытия Россия, обычно все виды социальной практики, получившие ранее именной профессиональный статус, модифицируются на сущностно-функциональном уровне. И сфера массовой коммуникации, в том числе - Паблик рилейшнз, рекламный менеджмент и, особенно, журналистика в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.