ОБРАЗОВАНИЕ
В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ
£
А.М. Варэлис
КОММУНИКАЦИЯ И МЕТАКОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Как в свое время заметил один из наиболее авторитетных отечественных исследователей, основатель отечественной семиотической школы Ю.М. Лотман: «Органическая связь между культурой и коммуникацией составляет одну из основ современной культурологии. Следствием этого является перенесение на сферу культуры моделей и терминов, заимствованных из теории коммуникаций» [1, с. 163].
Мы, со своей стороны, осмелимся утверждать, что это процесс двусторонний и современная культурологическая мысль также оказывает существенное влияние на развитие теории коммуникаций. Результатом этого стало выделение коммуникативной культуры как отдельного предмета исследования.
Мы полностью разделяем концептуальное определение культуры, данное А.Я. Флиером: «Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействия, обозначений и оценок, социальной консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей... Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро - это набор "правил игры" коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий» [2, с. 136].
Исходя из вышеприведенного определения культуры вообще, правомерно утверждать, что коммуникативная культура - та часть «большой» культуры(системы «нормативных технологий и оценочных критериев»), которая обеспечивает функционирование всех видов коммуникации - коммуникативных актов и процесса коммуникации - прежде всего посредством создания и поддержания (в том числе и путем межпоколенной трансляции) общего для участников кода коммуникации (как вербального, так и невербального), конвенци-
ональных норм коммуникации, коммуникативных и поведенческих паттернов, моделей когнитивной обработки информации [3, с. 72].
Необходимо отметить, что чем выше уровень инкультурации личности, тем эффективнее участие этой личности в процессе коммуникации. В свою очередь, степень инкультурированости личности прямо зависит от эффективности ее участия в коммуникации. Как отмечает Э.А.Орлова: «Понимание предполагает интерпретацию внешних стимулов и способность описать, предсказать и объяснить эти стимулы, включая поведение других. Понимание находится в отношении обратной связи с культурными когнитивными процессами, то есть приращение знания об элементах ситуации и их зависимостях проясняет для участников значение и смысл того, что в ней происходит» [3, с. 72].
В нашем случае эта взаимосвязь наиболее наглядна - чем выше уровень коммуникативно-культурной компетентности учебного заведения, тем быстрее учащиеся усваивают новую информацию. И наоборот - чем выше уровень культурной (в том числе и лингвистической) компетентности учащихся, тем проще организовать эффективную коммуникацию. Эффективность коммуникации в нашем понимании определяется скоростью передачи и скоростью дешифровки информации в процессе коммуникации. Традиционно под коммуникацией понимается процесс передачи и получения информации. В современном научном дискурсе(характерном для постиндустриального информационного общества) существует тенденция к восприятию всей социокультурной деятельности человека как набора коммуникативных процессов и актов.
Все коммуникативные процессы подразделяются в зависимости от каналов коммуникации, числа участников на межличностную и массовую коммуникацию. Межличностная коммуникация также осуществляется на разных уровнях. Большинство исследователей выделяют 2 уровня межличностной коммуникации - индивидуальный и групповой.
Образование в сфере культуры
Л.В. Петров предлагает следующее определение для массовой коммуникации: «создание единого социального поля на основе процесса, включающего в себя, с одной стороны, извлечение, переработку и передачу с помощью относительно быстродействующих технических устройств социально значимой информации, осуществляемого специализированными институтами; и, с другой стороны, прием и усвоение этой информации численно большими, социально разнородными, рассредоточенными аудиториями» [4, с. 26].
Коммуникация также различается в соответствии с используемыми для нее каналами. Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание. Причем движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени. Как правило, выделяются два основных вида коммуникации: вербальная и невербальная, и два основных канала коммуникации - визуальный и аудио (часто использующиеся одновременно).
Современная массовая коммуникация в силу того, что использует в качестве носителей сообщения преимущественно электронные СМИ (телевидение, Интернет) имеет синкретический характер. Но в качестве приоритетной по умолчанию сознание воспринимает вербальную коммуникацию. Как отмечал Р. Барт: «В наше же время, очевидно, любое изображение (в рамках массовой коммуникации) сопровождается языковым сообщением - в виде заголовка, подписи, газетной врезки, в виде диалога между персонажами кинофильма, в виде ¡итеНо; отсюда ясно, что говорить о нашей цивилизации как о "цивилизации изображений" не вполне справедливо; наша цивилизация, более чем любая другая, является цивилизацией письма, ибо как письмо, так и устная речь представляют собой важнейшие составляющие любой структуры, имеющей целью передачу информации... Каковы функции языкового сообщения по отношению к иконическим сообщениям? Вероятно, их две - функция закрепления и функция связывания» [5, с. 303].
Однако, по мнению многих исследователей, любой коммуникативный процесс является многоуровневым. Так, в модели коммуникации, предложенной Г. Бейтсо-ном, процесс коммуникации описывается как осуществляющийся одновременно на двух уровнях - собственно коммуникатив-
ном и метакоммуникативном [6, с. 117]. Под метакоммуникативным уровнем понимаются обстоятельства, сопутствующие передаче сообщения и, как правило, выбираемые участниками коммуникации (контекст) - место, время, интонация и т.п., -несущие дополнительную информацию, которая задает модус сообщения, позволяя адресату правильно его интерпретировать. Например, при такой форме коммуникации, как разговор, коммуникативный уровень - само содержание сообщения, метакоммуника-тивный - тон, громкость, расстояние между говорящим и слушающим, позы, выражения лиц, сопровождающие жесты и т.п.
Метакоммуникативные факторы определяют и основной вектор коммуникации: вертикальный (иерархическая коммуникация) или горизонтальный (демократически организованная коммуникация). Особенностью вертикально организованной коммуникации является, как правило, существенное ограничение свободы интерпретации сообщения для адресата. В учебном процессе в традиционных формах обучения (лекции, семинары) используются коммуникации обоих типов. Лекция тяготеет скорее к вертикальной монологической организации коммуникации, семинар - к горизонтальной диалогической.
Область коммуникативной культуры в равной степени составляют как собственно коммуникативный пласт (коды, нормы и конвенции, позволяющие создать эффективное, несущее максимальный объем информации и легко дешифруемое адресатом сообщение), так и пласт метакоммуникации.
Говоря упрощенно, для адресанта коммуникативно-культурная компетентность -это умение правильно составить сообщение (коммуникативный уровень) и передать его надлежащим способом и в надлежащей обстановке (метакоммуникативный уровень); для адресата коммуникативная культура в практическом смысле означает умение получить и дешифровать это сообщение.
Таким образом, основными структурно-функциональными единицами коммуникативной культуры являются структурно-функциональные единицы собственно коммуникации и метакоммуникации.
Говоря о коммуникации, необходимо также различать коммуникативный акт и процесс коммуникации. Коммуникативный акт - одномоментная завершенная операция смыслового взаимодействия (прием-передача конечного объема информации), происходящая без смены участников коммуникации. В зависимости от цели адреса-
та и адресанта коммуникативный акт может осуществляться в одном из трех основных режимов: подражания, управления, диалога. Диалог возможен только между субъектами, обладающими одним уровнем коммуникативно-культурной компетентности; управление и подражание - между субъектами, обладающими различной степенью коммуникативно-культурной компетентности. Коммуникативный акт может быть одновекторным, в нем не возникает обратная связь между адресатом и адресантом. Основной единицей коммуникативного акта является сообщение (организованный для передачи в соответствии с нормами и паттернами коммуникативной культуры объем информации).
Процесс коммуникации является протяженным во времени и состоит из череды коммуникативных актов. Преобладающий режим коммуникативных актов (подражание, управление или диалог) становится режимом соответствующего процесса коммуникации. Если коммуникация эффективна, то в ходе процесса коммуникации (вне зависимости от режима его осуществления) обязательно возникает обратная связь между адресатом и адресантом информации, позволяющая подвергать первоначальное сообщение итерации и порождать новые смыслы, а соответственно, и новые нар-ративы и дискурсы.
Исходя из всего вышесказанного, мы предлагаем следующее определение понятия «коммуникативная культура»: - набор норм и правил, позволяющих участнику коммуникации с наибольшей эффективностью использовать для организации информационного обмена весь набор доступных ему кодов и способов коммуникации, выбирая в каждом случае наиболее адекватный ситуации и содержанию сообщения код, канал и способ коммуника-
Примечания
ции и носитель информации.
Уточнение понятий «коммуникация», «метакоммуникация» и «коммуникативная» культура принципиально важно для проведения исследования, связанного с познавательным потенциалом коммуникативной культуры Интернета - пространства вуза и искусств.
В настоящее время практически не разработаны критерии наполнения вузовских сайтов, набор обязательных и дополнительных рубрик, отражающих образовательные потребности пользователя сайта университета культуры, в частности. В качестве возможного варианта может выступить сайт кафедры мультимедийных технологий и информационных систем МГУКИ (http://www.virt.misit.ru), в котором обоснованы разделы меню, позволяющие осуществлять акт коммуникации в системе «преподаватель - студент», «студент - студент», «выпускник вуза - абитуриент», «кафедра - партнеры - работодатели» и др.
Основные выводы нашего исследования подтверждают гипотезу, развитую в работе ряда исследователей (К. Вельтма-на, Ч. Гира, О.В. Шлыковой и др.), что Интернет выступает мощным познавательным средством в освоении культурного наследия. В свою очередь, Интернет можно рассматривать и как социокультурный феномен, влияющий на способы коммуникации, способы познания и восприятия культурно значимой информации, на тип познания и т.д.
Веб-сайты и порталы познавательного характера выступают одной из эффективных форм познавательной и креативной деятельности личности, а их создание позволяет говорить о расширении поля современной коммуникационной культуры, ее структуры и функций.
1. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб., 2000.
2. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. - М., 2002.
3. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 2004. - С. 72.
4. Петров, Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю [Текст] / Л.В. Петров. — СПб., 1999.
5. Барт, Р. Языковое сообщение [Текст] / Р. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989.
6. Цит. по: Rogers, E. A history of communication study. A biographical approach [Text] / E. Rogers. - N.-Y., 1994.