Научная статья на тему 'Социальная коммуникация офицеров силовых ведомств России'

Социальная коммуникация офицеров силовых ведомств России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОФИЦЕР СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL COMMUNICATION / SOCIAL COMMUNICATION CLASSIFICATION / SOCIAL COMMUNICATION PRINCIPLES / SOCIAL EDUCATION / LAW ENFORCEMENT OFFICER / TYPES OF SOCIAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гузеев Михаил Сергеевич

Цель исследования охарактеризовать особенности социальной коммуникации офицеров силовых ведомств России. В статье представлены основные подходы к определению дефиниции «коммуникация», анализируются базовые умения социальной коммуникации офицеров силовых ведомств России. Научная новизна работы заключается в обосновании особенностей и структуры социальной коммуникации офицеров силовых ведомств России как фактора успешного исполнения их социальных функций и заданий по поддержанию и сохранению общественного порядка и безопасности. В результате проведенного анализа подходов к понятию «социальная коммуникация» выявлены специфические особенности данного процесса, а также обоснованы основные принципы социальной коммуникации у офицеров силовых ведомств.The study aims to describe peculiarities of social communication among the Russian law enforcement officers. The article presents the main approaches to defining “communication”, analyses the basic social communication skills of the Russian law enforcement officers. The study is novel in that it treats the peculiarities and structure of social communication among the Russian law enforcement officers as a factor contributing to their successful performance of social functions and execution of tasks related to maintaining and keeping public order and security. The results of analysing approaches to the notion “social communication” reveal specific peculiarities of this process and also identify the main principles of social communication among law enforcement officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная коммуникация офицеров силовых ведомств России»

^rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 3. С. 365-369 / 2020. Volume 5. Issue 3. P. 365-369

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

RU

Социальная коммуникация офицеров силовых ведомств России

Гузеев М. С.1, к. пед. н.

1 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва

Аннотация. Цель исследования - охарактеризовать особенности социальной коммуникации офицеров силовых ведомств России. В статье представлены основные подходы к определению дефиниции «коммуникация», анализируются базовые умения социальной коммуникации офицеров силовых ведомств России. Научная новизна работы заключается в обосновании особенностей и структуры социальной коммуникации офицеров силовых ведомств России как фактора успешного исполнения их социальных функций и заданий по поддержанию и сохранению общественного порядка и безопасности. В результате проведенного анализа подходов к понятию «социальная коммуникация» выявлены специфические особенности данного процесса, а также обоснованы основные принципы социальной коммуникации у офицеров силовых ведомств. Ключевые слова и фразы: социальная коммуникация; классификация социальной коммуникации; принципы социальной коммуникации; социальное воспитание; офицер силовых ведомств; виды социальной коммуникации.

EN

Social Communication among the Russian Law Enforcement Officers

Guzeev M. S.1, PhD

1 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

Abstract. The study aims to describe peculiarities of social communication among the Russian law enforcement officers. The article presents the main approaches to defining "communication", analyses the basic social communication skills of the Russian law enforcement officers. The study is novel in that it treats the peculiarities and structure of social communication among the Russian law enforcement officers as a factor contributing to their successful performance of social functions and execution of tasks related to maintaining and keeping public order and security. The results of analysing approaches to the notion "social communication" reveal specific peculiarities of this process and also identify the main principles of social communication among law enforcement officers. Key words and phrases: social communication; social communication classification; social communication principles; social education; law enforcement officer; types of social communication.

Введение

Современная эпоха развития общества ассоциируется с новым постиндустриальным укладом, последовавшим за мировой коммуникационной революцией. Информационное общество, сформировавшееся в XX в., за короткий промежуток времени эволюционировало в кибернетическое, общество интеллектуальных систем. Такой стремительный прогресс привёл к расширению представлений о социальных явлениях и процессах, среди которых социальная коммуникация выступает в качестве важнейшей.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тенденциями, присущими российскому обществу на современном этапе развития, которые не могут не влиять на формирование социально ориентированных умений военнослужащих. Эти умения определяются социальным подходом к профессиональной подготовке офицеров силовых ведомств. Исходя из этого, основной целью данной статьи ставится раскрытие особенностей социальной коммуникации офицеров силовых ведомств России на основе анализа ключевых принципов данного явления; выявление критериев эффективности взаимодействия участников указанной коммуникации; уточнение ее структуры и принципов.

Для достижения цели исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Анализ трудов, посвященных проблемам социальной коммуникации.

2. Обоснование специфики и структуры социальной коммуникации офицеров силовых структур.

3. Выявление основных принципов эффективной социальной коммуникации.

Е-mail: 1 mguzeev@bk.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 04.04.2020; опубликовано онлайн (published online): 30.06.2020 https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.3.16

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Для решения поставленных задач автором были использованы методы исследования, подходящие теме исследования, в частности: теоретические методы: анализ научных источников по проблеме исследования, сравнение, систематизация научных данных, логическое обобщение; эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос.

Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных педагогов, посвященные общим проблемам коммуникации и коммуникации в военной среде в частности (А. В. Соколов [8], Г. Тард [9], В. Вундт [2], И. А. Зимняя [4] и др.).

Практическая значимость исследования заключается в выявлении принципов социальной коммуникации офицеров силовых ведомств, соблюдение которых способствует повышению уровня подготовки подразделений силовых структур России, что безусловно повышает эффективность поддержания правопорядка и безопасности в Российской Федерации.

Основная часть

Социальное воспитание становится личностной чертой, которая отражает осознание индивидом своих прав и обязанностей по отношению к стране, обществу, законам и нормам жизни, заботу о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации реальными действиями согласно собственным убеждениям и ценностям. Данные факторы формируют у офицеров ориентацию в социальной и политической ситуациях, понимание социальных процессов и явлений, признание и защиту общественных ценностей, толерантное отношение к различным мировоззренческим убеждениям. Однако речь идет не только о вооружении офицера социальными знаниями, но и знаниями социальной коммуникации, которые позволят взаимодействовать с разными людьми, регулировать эти отношения, реализовывать равноправные диалоги, вести переговоры и т.д.

В настоящее время проблема социальной коммуникации как необходимого условия «инструментального» сопровождения выполнения офицерами силовых ведомств России своих социальных функций находит свои отражения во многих научных исследованиях. Это доказывает, что данный вопрос в сфере подготовки будущих офицеров еще недостаточно глубоко изучен.

Социальная коммуникация будущих офицеров требует ясного понимания, чем она является и как должна проявляться. Однако прежде всего нужно определить суть понятия «социальная коммуникация».

Проблема социальной коммуникации в последнее время стала предметом исследований таких наук, как социология (А. В. Соколов [8], Г. Тард [9], В. Вундт [2] и др.), психология (И. А. Зимняя [4], Г. Г. Почепцов [7], X. Штейнталь, М. Лацарус [3] и др.), где анализируются проблемы взаимосвязи коммуникации с социальными явлениями. Такое положение вещей обусловило отсутствие однозначности определения социальной коммуникации в научной литературе. Однако существующие дефиниции не противоречат друг другу, а демонстрируют многогранность и полифункциональность этого понятия.

Например, А. В. Соколов считает, что социальные коммуникации «настроены на управление социальными системами, имея для этого как кратковременный (тактический), так и долговременный (стратегический) инструментарий. Образование и наука как стратегический инструментарий поддерживают доминирующие модели мира, принадлежащие данному виду общества» [8, с. 256].

Социальные коммуникации определяют и как собрание коммуникационных положений. Г. Тард предложил определять социальные коммуникации как «отрасль знаний, изучающую организационно упорядоченную систему документов, их массивы, продукты средств массовой коммуникации и информационные технологии, обеспечивающие реализацию информационных процессов и намерений при непосредственном участии членов коммуникативного процесса» [9, с. 188].

И. А. Зимняя считает, что под социальными коммуникациями необходимо понимать «такую систему общественного взаимодействия, которая включает определенные пути, способы, средства, принципы установления и поддержания контактов на основе профессионально-технологической деятельности, направленной на разработку, производство, организацию, усовершенствование, модернизацию отношений в обществе, которые состоят между различными социальными институтами, где, с одной стороны, в роли инициаторов общения чаще всего выступают социально-коммуникационные институты, службы, а с другой - организованные сообщества (социум, социальные группы) как полноправные участники социального взаимодействия» [4, с. 96].

Самая распространенная классификация, которой придерживается большинство ученых, разделяет социальные коммуникации следующим образом:

по составу участников:

- межличностная (индивидуализированная);

- специализированная (групповая);

- массовая;

по содержанию информации:

- официальная (формальная);

- неформальная;

по способу передачи информации:

- вербальная;

- невербальная.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает две основные взаимосвязанные задачи:

1. Объединение людей в социальные группы и сообщества.

2. Разделение различных социальных групп в процессе взаимодействия с целью определения их специфики и особенностей, эффективного выполнения своих функций [8].

Специфика социальной коммуникации офицеров силовых ведомств объясняется особенностями их профессиональной деятельности и задачами, которые ставятся перед подразделениями, в которых они проходят службу. Поэтому организовывать и поддерживать в коллективе психологически благоприятные, правильные и устойчивые взаимоотношения - важная задача каждого командира.

Анализ проведенных исследований по указанной проблеме позволил выделить основные принципы социальной коммуникации в подразделениях силовых ведомств. К ним относятся:

- принцип единоначалия и строгой субординации (необходимость соблюдения требований нормативных актов в части, касающейся взаимодействия со всеми членами коллектива; наделение начальников правом приказывать, а подчиненных - обязанностью точно и беспрекословно выполнять приказы и распоряжения начальников);

- принцип гуманизма (межличностное общение военнослужащих на всех уровнях должно основываться на взаимоуважении и отзывчивости);

- принцип коллективизма (военнослужащие должны дорожить товариществом, помогать коллегам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков) [5].

Неотъемлемой частью социальной коммуникации является понимание информации. Когда речь идет о понимании информации, то имеется в виду коммуникативная сторона данного процесса, которая изучается герменевтикой - теорией исследования характера современной коммуникации, интерпретации и толкования различного рода информации.

В концепции Фридриха Шлейермахера герменевтика понимается как искусство постижения чужой индивидуальности, которое изучает влияние действительности на поведение человека, его развитие и действия как ответственного гражданина в коммуникативной функции [10].

В теории речевой коммуникации понятие коммуникации традиционно заключается в языковом взаимодействии участников, установлении между ними контакта с целью передачи информации, обмена информацией или языкового влияния, достижения адекватного понимания послания. Коммуникативное понимание может иметь три формы:

- сочетание коммуникативного понимания с познавательным и образование коммуникативного познания;

- непонимание глубинного смысла сообщения, ограничение коммуникативным восприятием;

- отсутствие понимания даже поверхностного содержания, что приводит к формированию псевдокоммуникации [1].

Для того чтобы офицеры силовых ведомств говорили правильно, им необходимо овладеть соответствующим фонетико-стилистическим, грамматико-стилистическим, лексико-стилистическим, синтаксико-стилистическим уровнем, стилистическим уровнем единства и стилистическим уровнем интонационного контура. Однако, как показывает практика, тот, кто выступает публично, часто не умеет публично произносить текст, спонтанно включаться в разговор и поддерживать его. Особую озабоченность вызывает небогатый словарный запас. Именно поэтому важно активно развивать речь и мышление офицеров.

Итак, языковая основа, которой можно овладеть с помощью теоретического изучения языка (беседа, сообщение, работа с информацией), теоретико-практического изучения языка (овладение фонетическими, грамматическими, орфографическими, лексическими, стилистическими знаниями, методом контроля с элементами коррекции речи) и практически обогатить язык за счет активного речевого общения, копирования речевых образцов, способствует овладению соответствующим лексическим материалом, навыками словообразования и построения предложений.

Однако знание слов и грамматических правил недостаточно для эффективной коммуникации, поэтому важным является определение характера отношений между оппонентами, цели общения (знание структуры и особенностей ведения диалога, которые основаны на: возникновении внутренней личностной активности; возникновении желания высказаться по поводу обсуждаемой проблемы на базе заданной информации; продуцировании новой идеи или ситуации благодаря внутреннему диалогу личности; формулировке суждения и подборе лексических единиц для него; озвучивании этого суждения).

Коммуникативная основа позволяет ориентироваться на изучение средств общения, использование вербальных и невербальных коммуникативных стратегий с целью усиления риторического эффекта речевого сообщения или паузы в коммуникативной ситуации. Она предусматривает понятие языковой компетенции, которая на сегодня является одной из ведущих характеристик самодостаточности личности. Понятие культуры речи включает не только правильность речи (владение литературными нормами, которые воспринимаются как «идеал») и мастерство речи (соблюдение норм литературного языка, умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный по содержанию, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.д.), но и правильно выбранные стратегии и тактики или модели речевого поведения, релевантные ситуации, обеспечивающие успех коммуникации. С помощью социальной основы происходит влияние коммуникации на развитие общественных отношений.

Формирование умений социальной коммуникации происходит, прежде всего, благодаря осведомленности личности по вопросам функционирования и развития демократического общества, способности применять полученные знания в условиях современной общественной жизни. Эта способность достигается благодаря освоению необходимых умений для компетентного участия в общественно-политической жизни страны. Данный процесс необходимо рассматривать с точки зрения синергетического подхода, который находится в фокусе дисциплин общественно-гуманитарного цикла (междисциплинарных контекстов философии, психологии, социологии, культурологии и др.).

Гуманитарные науки тесно связаны с человечеством, обществом, сознанием, то есть в процессе изучения предметов общественно-гуманитарного цикла будущие офицеры силовых ведомств усваивают соответствующую систему знаний, норм и ценностей, которые являются основой их дальнейшего функционирования в качестве полноправных членов общества. Синергетика рассматривается как средство формирования нового взгляда человека на мир и на себя в этом мире, нового понятийного строя мышления, отношения к жизни, действенной жизненной позиции. Каждая личность пытается активно «встраивать» себя в социум и находить свою «когнитивную нишу», что способствует представлению субъекта о себе, о системе как личностных ценностей, так и коллективных, о ситуациях, в которых индивид должен нести моральную ответственность за свой поступок и принятое решение.

Человек, который мыслит синергетически, характеризуется способностью совмещать разные когнитивные стратегии, предусматривать возможность альтернатив, то есть смену темпа развития событий и перехода от одной сложной системы к другой. Решающим признаком такой умственной способности личности является критичность к собственным формулировкам, заключающаяся в образовании нового образа «открытой философии» и «открытой рациональности». Все чаще возникают ситуации, когда понимание выступает важнейшим фактом духовной жизни индивида, что позволяет личности понимать свой внутренний мир с помощью самонаблюдения, а внутренний мир другого человека - посредством сопереживания.

Заключение

Таким образом, в данном исследовании проведен анализ подходов к понятию «социальная коммуникация». Выявлены специфические особенности данного процесса, а также обоснованы основные принципы социальной коммуникации у офицеров силовых ведомств. Следуя данным принципам и учитывая выявленные особенности деятельности подразделений силовых структур, становится возможным организовать социальную коммуникацию, способствующую эффективному решению задач по поддержанию безопасности и обороноспособности государства.

Установлено, что важным компонентом эффективной социальной коммуникации офицеров силовых ведомств является такое мышление, которое объясняет проблемы реальности и оценивает их в отношении индивида. Современные реальности требуют от индивида активного мышления, которое связано с действием и формирует его социальные компетентности. Скорее всего, стоит говорить о необходимости такого самостоятельного критического мышления, которое бы противостояло влиянию различных сфер жизни общества на личность [6].

Обучение личности в атмосфере критического мышления будет способствовать формированию у нее активной гражданской позиции, толерантности, адекватной самооценки, умения сотрудничать, общаться, подбирать и оценивать информацию и т.д. Идеальное критическое мышление позволяет гибко мыслить, быть справедливым в оценке, рассудительным в суждениях, выяснять причины и решать сложные вопросы. Оно является особым видом социальной практики и основой для продуктивного овладения личностью рядом социальных функций. Такого типа мышление позволит не убегать от проблем, а решать их, действовать в противоречивом обществе, которое постоянно меняется.

Следовательно, критическое мышление способствует развитию когнитивно-интеллектуальной и комму-никативно-деятельностной сферы офицера, которая тесно переплетается с его социально-психологическим поведением и характеризуется чертами, которые проявляются в самостоятельности взаимоотношений с другими офицерами, способности видеть себя со стороны, тем самым обуздывать свой эгоизм и постепенно приближаться к самокоррекции. Благодаря усвоению методологии самокоррекции индивид становится критически мыслящей личностью, которая открыта для самосовершенствования и сознательно использует критерии при выработке практических суждений.

Подводя итог, отметим, что исходными критериями социально-коммуникативных умений офицеров силовых ведомств являются:

- установление социальных контактов;

- прогнозирование развития социальных ситуаций;

- осуществление влияния на окружающих средствами информирования, убеждения, создания примера, подкрепления позиций;

- построение интерактивной коммуникации через формирование согласия, согласованных действий, координацию задач и кооперацию усилий, решение проблем и противоречий;

- принятие участия в демократических отношениях, ведение диалога;

- организация общения с учетом реальной социальной ситуации;

- формирование критического мышления.

Перспективой исследования может стать изучение проблемы критического мышления как эффективного средства формирования умений социальной коммуникации.

Список источников

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Просвещение, 1983. 85 с.

2. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб.: Русское богатство, 1887. 256 с.

3. Гильтебрандт П. А. Штейнталь и Лацарус. Мысли о народной психологии, переданные П. А. Гильтебрандтом. Воронеж: Тип. В. Гольдштейна, 1865. 41 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

5. Лавринова Н. Н. Особенности культуры общения военнослужащих // Аналитика культурологии. 2009. № 3 (15). С. 144-148.

6. Маклаков А. Г. Военная психология. М.: Оникс, 2005. 464 с.

7. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; Ваклер, 2001. 656 с.

8. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. 320 с.

9. Тард Г. Психология толп. Мнение и толпа. М.: Ин-т психологии РАН, КСП+, 1998. 416 с.

10. Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А. Л. Вольского; науч. ред. Н. О. Гучинская. СПб.: Европейский Дом, 2004. 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.