Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УВОЛЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ, ЕЕ ЭТАПЫ, МЕХАНИЗМЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УВОЛЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ, ЕЕ ЭТАПЫ, МЕХАНИЗМЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УВОЛЕННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / РЕФОРМА ВС РФ / ЭТАПЫ / МЕХАНИЗМЫ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УВОЛЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / SOCIAL INTEGRATION / DISMISSED SERVICEMEN / RUSSIAN MILITARY REFORM / STAGES / MECHANISMS AND INDICATORS OF DISMISSED SERVICEMEN SOCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иващенко А.В., Кирилина Т.Ю.

В статье рассматривается важный социальный феномен - социальная интеграция уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни в период военной реформы. В частности, в работе рассмотрены этапы и механизмы процесса интеграции уволенных военнослужащих, а также определены ее критерии и показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISMISSED SERVICEMEN SOCIAL INTEGRATION IN CONDITIONS OF CIVIL LIFE, ITS STAGES, MECHANISMS, CRITERIA AND INDICATORS

dismissed servicemen social integration in terms of civil life during the period of military reform as important social phenomena is under review in the article. In particular, the stages and mechanisms of the integration process of dismissed servicemen are studied as well as determined its criteria and indicators.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УВОЛЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ, ЕЕ ЭТАПЫ, МЕХАНИЗМЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ»

Иващенко А.В., Кирилина Т.Ю.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УВОЛЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ, ЕЕ ЭТАПЫ, МЕХАНИЗМЫ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

DISMISSED SERVICEMEN SOCIAL INTEGRATION IN CONDITIONS OF CIVIL LIFE, ITS STAGES, MECHANISMS, CRITERIA AND INDICATORS

Иващенко А.В., научный сотрудник НИЛ научно-исследовательского центра филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого (г Серпухов), e-mail: avi05@yandex.ru

Кирилина Т.Ю., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии социальной сферы Российского государственного социального университета, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Технологического университета Московской области, e-mail: кИИпа_:@гатЫег.ш

Ivaschenko A.V., employee of the scientific center research laboratory of the branch of Strategic Missile Troops Military Academy, named after Peter the Great (Serpukhov)

Kirillina T. X doctor of Social Sciences, Professor of the Department of Sociology of the social sphere of the Russian State Social University, head of the department of humanities and social sciences of University of Technology, the Moscow region

Аннотация: в статье рассматривается важный социальный феномен — социальная интеграция уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни в период военной реформы. В частности, в работе рассмотрены этапы и механизмы процесса интеграции уволенных военнослужащих, а также определены ее критерии и показатели. Annotation: dismissed servicemen social integration in terms of civil life during the period of military reform as important social phenomena is under review in the article. In particular, the stages and mechanisms of the integration process of dismissed servicemen are studied as well as determined its criteria and indicators.

Ключевые слова: социальная интеграция, уволенные военнослужащие, реформа ВС РФ, этапы, механизмы, критерии и показатели социальной интеграции уволенных военнослужащих. Key notes: social integration, dismissed servicemen, Russian military reform, stages, mechanisms and indicators of dismissed servicemen social integration.

Проводимая в стране реформа Вооруженных сил Российской Федерации (2008-2020 гг.) (далее ВС РФ) затрагивает все функциональные основы ВС РФ — численность состава, органы центрального военного управления, организационно-штатную структуру и систему подготовки офицеров, предусматривает поэтапное оснащение армии современным вооружением и военной техникой [2]. Современная военная реформа, решающая важную задачу создания мобильных, оснащенных современной техникой и вооружением, хорошо подготовленных вооруженных сил имеет и некоторые негативные стороны. Одной из них является кадровый вопрос. В результате организационно-штатных мероприятий, по данным Минобороны, уже к концу 2009 года было уволено более 400 тысяч военнослужащих, из которых 117 тысяч — сравнительно молодые офицеры [3]. Особую остроту сложившейся ситуации придает тот факт, что 57,2 тысячи человек были уволены без права на пенсию [3]. Из-за негативного психологического влияния проводимых в армии организационно-штатных мероприятий часть военнослужащих уволилась по собственному желанию. Таким образом, в связи с реформой ВС РФ возникла проблема социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы, к условиям рыночных отношений, сложившихся в экономике России, и их интеграции в условия гражданской жизни.

В советское время при государственном регулировании социального и экономического поведения человека интеграция уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни не рассматривалась как фундаментальная социальная проблема, так как государственная система не допускала широкой вариативности индивидуального поведения бывших военнослужащих в данной сфере. Осуществляемые в настоящее время мероприятия привели к острой социальной проблеме, связанной с адаптацией к новым условиям гражданской жизни и интеграцией в нее большого числа бывших военных. Поскольку особый регламент военной службы нередко создает уволенным военнослужащим проблемы при переходе к гражданской жизни в процессе социальной адаптации и интеграции, в сложившейся ситуации необходимо акцентировать внимание на специфике их социального статуса.

Понятие «интеграция» является одним из базовых в понятийно-категориальном аппарате социологических наук. В современной социологической науке под социальной интеграцией понимается процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованно-

стью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.; процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и управления, в выработке обществом единой идеологии [7].

В свою очередь, социальная интеграция представляется более сложным феноменом и процессом не только потому, что имеет место достаточно большое количество элементов и частей, но и по причине качественно иного характера взаимосвязей. В современной отечественной социологии социальная интеграция определяется как состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально-политическое и экономическое единство общества, проявляющее себя в создании единой для всех людей системы ценностей и идеалов; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями; единство разнообразия; характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов [8].

Анализ различных подходов к проблеме социальной интеграции позволяет определить ее, в отношении уволенных военнослужащих, как процесс объединения в единую систему уволенных военнослужащих и принимающего гражданского сообщества, конструктивное взаимодействие и установление оптимальных, бесконфликтных связей между уволенными военнослужащими и принимающим гражданским сообществом, в результате которого уволенный военнослужащий:

— активно гармонизирует свои внутренние и внешние характеристики (в соответствии с потребностями личности);

— испытывает чувство принадлежности к новой социальной среде на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений;

— занимает активную социальную позицию и приобретает новый социальный статус.

Конечным итогом данного процесса является не только удовлетворение потребностей бывшего военного, но и оправдание ожиданий принимающего гражданского сообщества.

Этапы и механизмы социальной интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни в период реформирования армии определяются их особенностями как социальной группы. Являясь социальным институтом, российская армия представляет собой специфическую структуру и требует особого подхода к ее изучению.

Этапы интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни определены обстоятельствами и факторами увольнения. Анализ последствий современной военной реформы выявил три социальные группы уволенных военнослужащих:

— вынужденные уволиться, то есть уволенные в ходе проводимых организационно-штатных мероприятий, или уволившиеся в силу личных убеждений вследствие негативного воздействия проводимых мероприятий;

— опосредованно уволенные, так как в результате структурных изменений некоторые воинские подразделения были переведены на гражданскую основу, не подчиняющуюся Министерству обороны, а военнослужащие, соответственно, перешли на гражданские должности. Впоследствии в этих подразделениях произошли организационно-штатные изменения, и ряд бывших военнослужащих были уволены как гражданский персонал;

— уволившиеся добровольно — это в основном военнослужащие, имеющие право на пенсию, получившие жилье и уверенные в своем трудоустройстве в условиях гражданской жизни.

При вынужденном и опосредованном увольнении процесс социальной интеграции проходит следующие этапы:

— адаптационный шок — известие об увольнении: самый тяжелый этап в контексте социально-психологического состояния уволенного военнослужащего (негативные эмоции, страх перед неизвестным будущим и т.д.);

— подготовительный этап — освоение новых социальных норм, координация социально-психологического состояния;

— интеграция в новую социальную среду — принятие или непринятие новых социокультурных норм, ресоциализация в условиях гражданской среды, достижение нового социального статуса и освоение новых социальных ролей.

При добровольном увольнении первый этап отсутствует. Уволившийся военнослужащий практически готов к интеграции в условия гражданской жизни, так как его действия носят продуманный характер.

Существенное место в процессе интеграции занимают механизмы ее осуществления. Социологический анализ механизмов социальной интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни можно рассматривать в рамках рефлексивной социологии П. Бурдье и теории структурации Э. Гидденса [1,4].

В общенаучном смысле под механизмом, как правило, понимают «...совокупность/последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие или явление» [9].

Применительно к интегративным процессам, под механизмом интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни следует понимать совокупность последовательных, логически взаимосвязанных и взаимообусловленных шагов, направленных на установление нормативно-правовых, экономических, социокультурных и других отношений с новой социальной средой.

К основным механизмам интеграции можно отнести: институциональный, нормативно-правовой, коммуникационный и социальную мобильность. В современном обществе ключевым механизмом интеграционных процессов является институциональный. Любой индивид подчиняется влиянию общества, которое воздействует на него через различные институты. Заметим, что речь идет в данном случае об институте как о всеобщей характеристике социальной жизни. Институциональные механизмы заключаются в реализации политики интеграции и определении тесных партнерских взаимоотношений между ее субъектами — органами власти различных уровней и объединениями граждан.

Поскольку содействие интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни в период реформирования армии представляет собой многогранную проблему, то ее решение невозможно без тесного взаимодействия различных министерств, служб и соответствующих социальных институтов. Поэтому нужна специальная институциональная единица, в компетенцию которой входило бы решение вопросов не только социальной адаптации, но и интеграции указанной категории граждан. Так как функция интеграции реализуется в обществе через правовые институты, совершенствование правовых механизмов социальной интеграции уволенных военнослужащих является необходимым условием успешной интеграции данной категории граждан в условия гражданской жизни.

В правовой сфере военно-социальной политики государства отмечены особенности социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета. Нормы права на социальное обеспечение определены в федеральном законодательстве соответствующими законами, указами, постановлениями и правовыми актами.

Учитывая особый характер служебной деятельности и государственную значимость военной службы, для социального обеспечения уволенных военнослужащих, по сравнению с другими категориями граждан, установлены повышенные размеры пенсий, пособий и компенсационных выплат. Социальное обеспечение уволенных включает в себя также различные льготы, определенные исключительно для данной категории граждан.

Основным законом, который регулирует ключевые моменты в процессе интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» [10]. Вследствие трансформаций, происходящих в ВС РФ, в данный закон внесены поправки, касающиеся социальных гарантий увольняемых военнослужащих в условиях проводимой военной реформы. Они играют существенную роль в системе мер по социальной адаптации и интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни.

Существенную роль в полноценной и глубокой социальной интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни играет социальная мобильность.

Социальная структура общества характеризуется динамичностью, которая связана с социальной активностью индивидов. П.А. Сорокин определяет социальную активность как общую ин-тегративную характеристику внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности, направленной на поддержание и развитие социальной целостности [6]. Итогом активности, сориентированной на процесс развития индивида в структуре общества, является социальная мобильность.

В рамках рассматриваемой проблемы (интеграция уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни) ключевыми являются типы социальной мобильности, так как они влияют на такие важные критерии, как понижение или повышение социального статуса. Процесс интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни, прежде всего, происходит на уровне индивидуальной мобильности, которая происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Причем их мобильность после увольнения из рядов ВС РФ в большинстве случаев связана с социальными, трудовыми, а иногда и с территориальными перемещениями.

Исследования показали, что для большинства военнослужащих (51,1%) после увольнения приоритетную роль играет проблема трудоустройства в условиях гражданской жизни. В отношении бывших военнослужащих можно отметить три определяющих типа профессиональной мобильности:

— обстоятельства, характерные для каждого этапа профессионального развития индивида (адаптация к профессии, новой сфере деятельности и др.);

— объективные обстоятельства, присущие каждому периоду профессионального развития индивида (необходимость в определенных специалистах на производстве и их профессиональная специализация);

— субъективные обстоятельства, присущие любому периоду профессионального развития индивида (внутриличностные конфликты, стремление к самореализации).

В непривычных для большинства уволенных военнослужащих условиях рыночных отношений им сложно найти свою профессиональную нишу, которая бы сохранила их достаточно высокий социальный статус, обусловленный высшим образованием, высокими профессиональными навыками, занимаемыми должностями в ВС РФ. Немаловажным фактором является также достойная оплата труда. Так на вопрос: Что для Вас является первостепенным при трудоустройстве на гражданскую профессию? 3/4 респондентов (76%) ответили — надежность и гарантия трудоустройства; 65,3% отметили достойную оплату труда; 15,9% — сохранение/повышение социального статуса; 10,7% — легкость и быстроту освоения [5, с. 33].

Поэтому требования, выдвигаемые ими в условиях современного рынка труда к новой профессии, не для всех достижимы (например, в банке вакансий Московской области 64% от всех предложений составляли рабочие и низкоквалифицированные профессии). Для сохранения своего социального статуса или достижения более высокого многие военнослужащие стремятся получить второе высшее образование либо пройти переподготовку или переобучение. Существенную роль при этом играет готовность уволенного военнослужащего к смене профессии. Это состояние ориентирует его на активный поиск своего места в новых обстоятельствах, анализ собственных возможностей, изучение информации о конъюнктуре современного рынка труда, поиск оптимальных для себя условий.

Неосведомленность уволенных военнослужащих о состоянии рынка труда или нежелание спуститься по социальной лестнице на более низкий уровень (менее квалифицированная работа, недостаточная оплата труда и т.д.) может сопровождаться марги-нальностью, то есть неопределенным состоянием личности по отношению к устойчивым социальным группам. Бывшие военнослужащие, исключенные из системы привычных социальных связей, испытывают негативное психоэмоциональное состояние, что может отрицательно сказаться как на ближайшем окружении (на микроуровне), так и на обществе в целом (на макроуровне). Данную категорию военнослужащих можно отнести к следующим группам маргиналов: социомаргиналы — группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; экономические маргиналы, возникающие при потере работы и материального благо-

получия. Наличие маргинальной страты среди уволенных военнослужащих способно привести к социальной нестабильности в обществе.

Немаловажное место в процессе интеграции уволенных военнослужащих занимают коммуникативные механизмы. В общем плане коммуникация является способом общения, который позволяет передавать и принимать различную информацию.

В современном обществе наблюдается слабая социальная активность гражданского населения, это касается и процесса интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни. Одним из важнейших условий активизации граждан является знание о том, какие действия происходят в интеграционных процессах, какое значение они имеют для самого гражданского населения и как они могут участвовать в этом процессе. Особенно значимыми в такой ситуации, в первую очередь, становятся СМИ, которые могут быть инструментами информирования и просвещения. Существенное место в этом процессе могут занимать не только федеральные средства массовой информации, но и СМИ регионального и местного уровня, а также различные общественные организации (проведение просветительских мероприятий).

Не умоляя значимости СМИ, отметим, что в современном мире значительное место в системе распространения и получения информации занимают интернет-технологии. Более половины уволенных военнослужащих (64%) отмечают, что необходимую информацию, в процессе увольнения из рядов ВС РФ они получили из интернет-источников. Использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий способствует решению множества задач, в том числе и по информированию гражданского сообщества о характеристиках, интегрирующихся в него уволенных военнослужащих.

Конструктивное использование информационного пространства в период реформирования ВС РФ позволяет объединять все формы и системы работы в области социальной адаптации и интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни, а также подготовить гражданское сообщество к активному принятию его новых членов. Таким образом, в качестве коммуникативных механизмов в процессе интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни целесообразно использовать совокупность различных каналов информирования населения.

Существенным для оценки эффективность процесса социальной интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни в период реформирования армии является определе-

ние критериев и показателей социальной интеграции данной категории граждан.

Критерии социальной интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни это — признаки, на основании которых формируется оценка качества процесса социальной интеграции.

К основным критериям социальной интеграции уволенных военнослужащих относятся: идентификационно-мировоззренческий; личностно-оценочный; поведенческий.

Идентификационно-мировоззренческий критерий позволяет осмыслить самоощущения уволенных военнослужащих, оценить свои возможности в сравнении с другими гражданами, а также отношение принимающего сообщества к уволенным военнослужащим. Данный критерий дает возможность понять мировоззренческие установки уволенных военнослужащих, их позиционирование во взаимоотношениях с обществом, насколько успешно уволенный военнослужащий смог «включиться» в общество, как проходит данный процесс

Личностно-оценочный критерий дает возможность выяснить, как уволенный военнослужащий оценивает свой новый социальной статус в социальной структуре общества, уровень удовлетворенности своих потребностей, а также свое социально-экономическое благополучие.

Поведенческий критерий позволят установить, какую стратегию поведения выбирает для себя уволенный военнослужащий, как он определяет характер собственного поведения и какую модель социальной интеграции считает приемлемой для себя. Поведенческий критерий помогает выяснить готовность личности к деятельности; конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления; основные качества, проявляемые на поведенческом уровне.

Показатели социальной интеграции военнослужащих, уволенных из рядов ВС, — это характеристики процесса социальной интеграции, позволяющие фиксировать его состояние и тенденции развития.

Идентификационно-мировоззренческий критерий может быть изучен по следующим показателям:

удовлетворенность включенностью уволенного военнослужащего в новую для него среду;

— оценке социальной комфортности;

— оценке уволенным военнослужащим успешности своей интеграции в общество;

— степени включенности уволенных военнослужащих в новые трудовые отношения (удовлетворенность новой работой, позитивные отношения с членами коллектива и т.д.);

— степени включенности в новые социокультурные отношения (активное участие в общественной жизни);

— личностно-психологическому самочувствию (ощущение полной принадлежности к новому обществу — «свой среди своих»).

Личностно-оценочный критерий включает в себя следующие показатели:

— уровень притязаний уволенного военнослужащего;

— самооценку нового социального статуса;

— оценку социально-экономического благополучия;

— уровень социального оптимизма.

Показателями поведенческого критерия являются:

— готовность уволенного военнослужащего к реализации собственной стратегии интеграции в общество;

— оценка социальной мобильности;

— выбор стратегии социальной интеграции в условия гражданкой жизни;

— оценка социальной и гражданской активности;

— барьеры, которые видит уволенный военнослужащий в реализации собственной стратегии интеграции в обществе;

— пути и способы, избираемые уволенным военнослужащим для преодоления барьеров социальной интеграции;

— оценка социальной мобильности: динамика экономического статуса уволенного военнослужащего, его карьерный рост.

Мотивы деятельности, готовность к реализации собственной стратегии интеграции в общество, предпринимаемые реальные шаги по реализации выбранной стратегии во многом определяет социальную мобильность уволенного военнослужащего, стратегию его поведения.

Процесс социальной интеграции уволенных военнослужащих напрямую зависит от ряда факторов, таких как:

— срок выслуги в рядах ВС и возраст уволенных военнослужащих;

— статус занимаемой во время службы в армии должности;

— полученная военная специальность (соответствие гражданским специальностям, востребованность данной специальности на рынке труда);

— личностно-психологические особенности уволенного военнослужащего (социальная активность).

— причина увольнения;

— место проживания уволенных военнослужащих (места компактного проживания или мегаполисы).

Например, для уволенных военнослужащих с выслугой менее 10 лет первостепенное значение имеет социально-экономическое благополучие. Представители данной группы не получили права на социальные льготы, как, например, право на жилье и право на пенсионное обеспечение. Военнослужащие, прослужившие менее 10 лет, имеют не очень высокий статус в ВС, и, как следствие, его сохранение не является обязательным в новой трудовой деятельности, что значительно упрощает поиски работы.

Сравнительно короткий срок службы не оказал существенного влияния на личностно-психологические характеристики и социокультурные установки бывшего военнослужащего. Отсутствие социокультурной дистанции помогает быстро находить новые социальные связи, успешно адаптироваться к ним и полноценно интегрироваться в условия гражданской жизни за достаточно короткий промежуток времени.

Для уволенных военнослужащих с выслугой от 10 до 20 лет, приоритетными являются социально-экономические характеристики. Данная социальная группа уже имеет право на получение жилья, но не имеет права на пенсионное обеспечение. Для них первостепенной задачей является трудоустройство. Военнослужащие, прослужившие 10-20 лет, — это самая активная социально-экономическая группа (трудовой капитал гражданского сектора экономики). Они трудоспособны, имеют определенный опыт работы и желают продолжить трудовую деятельность. Однако их военная специальность не всегда соответствует конъюнктуре современного рынка труда. Для этих военнослужащих большую роль играют переподготовка / переобучение и адаптация к новым трудовым отношениям. Успех данного процесса во многом зависит от правильно сформированной социальной политики государства и военно-социальной политики в данной сфере.

Успешность интеграции в новые трудовые отношения определяется личностно-психологическими характеристиками, выработанными за годы службы. Притязания бывших военнослужащих и ожидания новой социальной среды не всегда совпадают, что значительно осложняет процесс адаптации и создает проблемы в процессе интеграции. Имея значительный срок выслуги и определенный статус в военной иерархии, уволенные военнослужащие хотели бы сохранить свой, достаточно высокий социальный статус. Однако, принимая во внимание сложные условия рынка труда

(в первую очередь уровень безработицы и высокую конкуренцию), уволенные военнослужащие с выслугой 10-20 лет соглашаются на менее престижную работу. Поэтому требуется более продолжительный период социальной адаптации и интеграции.

Уволенные военнослужащие с выслугой более 20 лет имеют право на пенсионное обеспечение, жилье и ряд других социальных льгот. Проблемы в процессе их адаптации и интеграции в условия гражданской жизни обусловлены высоким социальным статусом, приобретенным за годы службы в армии, и социокультурными особенностями военной среды (например, штабная культура).

Сохранение статусной значимости (даже формально) зачастую является обязательным условием для трудоустройства данной возрастной группы. Процесс адаптации занимает продолжительное время, так как сформированные за годы службы стереотипы норм поведения и личностные установки имеют для них большое значение. Межличностные связи в гражданском сообществе (или в новых социальных условиях) нередко носят формальный характер, что позволяет нам говорить о незавершенной/неполной интеграции.

Значительным в процессе интеграции уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни, является интеграционный потенциал принимающего гражданского сообщества. Без конструктивной реализации функций гражданского общества и общественных организаций осуществление социальной интеграции уволенных военнослужащих сталкивается с рядом проблем. Во-первых, институты социальной адаптации и интеграции уволенных военнослужащих недостаточно эффективно выполняют свои функции. Во-вторых, отсутствуют инструменты согласования интересов различных акторов социальной интеграции уволенных военнослужащих: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, иных бизнес-структур, общественных организаций. В-третьих, нет четкого разграничения полномочий различных акторов в процессе социальной интеграции бывших военнослужащих и финансирования. Представляется целесообразным перенести акцент политики интеграции на уровень местного самоуправления. В-четвертых, социальная интеграция уволенных военнослужащих нуждается в системе общественного контроля со стороны гражданского сообщества.

Сегодня реализация социальной интеграции уволенных военнослужащих наталкивается на фундаментальные проблемы: недостаточно эффективную деятельность институтов социальной

адаптации и интеграции уволенных военнослужащих; отсутствие инструментов согласования интересов различных акторов и четкого разграничения их полномочий в процессе социальной интеграции уволенных военнослужащих; необходимость общественного контроля со стороны гражданского сообщества. Без развития гражданского общества, общественных организаций успешная интеграция невозможна.

Литература

1. Бурдье П. Структуры, habitus, практики. — В кн. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995.

2. Военная реформа 2008-2020: цифры и факты. — М.: ПИР Центр, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гаврилов Ю. Генеральское сокращение // Российская газета: Федеральный выпуск №4772 от 15 октября 2008 r.

4. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005.

5. Иващенко А.В. Проблемы социальной интеграции уволенных военнослужащих: исторический опыт и современность: монография / Р.Г. Мум-ладзе, Т.Ю. Кирилина, А.В. Иващенко. — М.: Издательство «Русайнс», 2015. — 128 с.

6. СорокинП.А. Самоубийство как общественное явление // Социс. — 2003. — №2.

7. Социология: в 3-х томах: словарь по книге. — М.: Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, 20032004.

8. Социология: Энциклопедия / Сост: А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евель-кин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко: Издательство: Книжный Дом, 2003.

9. Универсальный словарь по русскому языку. — СПб.: Питер, 2009. — С. 845.

10. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №7 «О статусе военнослужащих»; Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. №22 (с изменениями на 27 февраля 2012 года и на 14 июня 2012 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.