Научная статья на тему 'Социальная инфраструктура предприятий в современных условиях'

Социальная инфраструктура предприятий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4032
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудов Азнаур Сапарович

Статья раскрывает понятие и основные признаки социальной инфраструктуры предприятий в современных условиях. ДаетсяоценкасостояниясоциальнойинфраструктурыпредприятийРоссиивсовременныхусловиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дудов Азнаур Сапарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная инфраструктура предприятий в современных условиях»

Дудов Азнаур Сапарович, доктор экономических наук, профессор, ректор НОУ ВПО «Кисловодский институт

экономики и права»

Dudow Aznaur Saparovich, Doctor of Economics, Professor, Rector NOU VPO "Kislovodsk Institute

Economics and Law

Социальная инфраструктура предприятий в современных условиях Social infrastructure of enterprises in modern conditions

Аннотация

Статья раскрывает понятие и основные признаки социальной инфраструктуры предприятий в современных условиях. Дается оценка состояния социальной инфраструктуры предприятий России в современных условиях

Abstract

The article covers the concept and the main features of the social infrastructure of enterprises in modern conditions. Assesses the status of the social infrastructure of the enterprises of Russia in modern conditions

Ключевые слова

Социальная инфраструктура, система хозяйственного комплекса, эффективность социальной инфраструктуры.

Keywords

Social infrastructure, the system of economic system, the effectiveness of social infrastructure

Социальная инфраструктура - комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия

функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида [1].

Основным признаком выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса является:

• общие условия процесса общественного воспроизводства;

• сложное внутреннее строение [1].

В составе социальной инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т.д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т.д.

Социальная инфраструктура - структурный элемент хозяйственного комплекса, составная его функциональной и территориальной структур. Исходя из понятия социальной инфраструктуры, которую образуют предприятия, учреждения, организации и сооружения, составляющие материально-вещественную основу социальных общественных процессов, финансовые, трудовые и природные ресурсы влияют на развитие социальной инфраструктуры, но не являются ее экономическим потенциалом [1].

Необходимым требованием создания и функционирования социальной инфраструктуры является установление определенных минимальных сроков службы и проектной величины объектов, а также минимальной концентрации инфраструктурных сооружений. Степень развитости социальной инфраструктуры - показатель особенностей конкретного хозяйства и важный фактор размещения промышленности.

Эффективность социальной инфраструктуры отражается в создании надлежащих условий жизнедеятельности человека и совершенствовании

совокупной рабочей силы для роста производительности общественного труда и экономической эффективности производства.

Социальная инфраструктура предприятий России, прежде всего, направлена на:

1) воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

2) эффективное использование трудовых ресурсов;

3) обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни работников;

4) улучшение и сохранение физического здоровья работников;

5) рациональное использование свободного времени работников.

Социальная инфраструктура предприятия в современных условиях состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты, санатории, профилактории), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведения образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищнокоммунального хозяйства (собственные жилые дома, общежития), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, лагеря школьников, спортивные комплексы).

Итак, рассмотрим состояние социальной инфраструктуры предприятий России и регионов СКФО.

В 2013 году в деятельности промышленных предприятий России особых институциональных изменений в социальной инфраструктуре не произошло, но несмотря на это количество предприятий, передавших свои объекты социальной сферы на другие балансы, также весьма значительно.

Таблица 1 - Изменения в социальной сфере промышленных предприятий

России в 2013 году

Детские объекты объекты объекты образова

дошколь жилищн культур здравоох тельные

ные и о- ного ранения учрежде

оздоров ительны е учрежде ния коммуна льного хозяйств а назначен ия ния

Все предприятия: 100,0 100,0 1100,0 100,0 100,0

в том числе, у которых объекты социальной сферы А) Передавались на балансы 38 31 18 9 6

других предприятий Б) Принимались с балансов других 0,53 0 0 3 1,2

предприятий В) Преобразовывались в 3 5 5 3 2

юридические лица Г) Не изменялись по статусу 61 65 81 86 90

Источник: [Авторская разработка по данным [2]]

Преобразование социальных объектов в юридические лица протекает довольно вяло. На свой собственный баланс дополнительные объекты социального назначения предприятия практически не принимают, а это значит, что, по-видимому, они передаются в муниципальное ведение.

Важно отметить, что чем меньше на предприятии численность работников, тем больше стабильно там отношение к социальной сфере (таблица 2).

Таблица 2 - Предприятия, на которых не изменилось положение

социальных объектов (в %)

Численность занятых, человек Детские дошколь ные и оздоров ительны е учрежде ния объекты жилищн о- коммуна льного хозяйств а объекты культур ного назначен ия объекты здравоох ранения образова тельные учрежде ния

До 200 53 79 90 100 100

201 - 500 556 67 70 88 85

501 - 1000 50 66 77 82 81

1001 - 5000 63 62 84 88 97

свыше 5000 64 33 89 67 80

Источник: [Авторская разработка по данным [2]]

Определённое значение имеет и форма собственности предприятий. Те из них, которые являются государственными, в большинстве стремятся сохранить социальные объекты в своей структуре. Изменения связаны в первую очередь с передачей последних в состав других предприятий.

Таблица 3 - Количество предприятий, на которых не происходили изменения в составе социальной инфраструктуры в 2013 году (в %)

Показатель Детские дошкольн ые и оздорови тельные учрежден ия объекты жилищно коммунал ьного хозяйства объекты культурн ого назначен ия объекты здравоох ранения образоват ельные учрежден ия

Объём производства: Возрос 67 67 97 80 97

Не изменился 61 63 77 90 95

Сократился 51 66 73 88 81

Источник: [Авторская разработка по данным [2]]

Однако доля подобных изменений слишком мала, чтобы делать заключения о тенденции к реформированию социальной инфраструктуры на предприятиях промышленности в современных условиях.

Важно отметить, что процесс сокращения затрат на объекты ведомственной социальной инфраструктуры имеет региональную специфику, которая не всегда предсказуема. Так, в Москве, где, на

первый взгляд, концентрация капитала и политика местной администрации должны стать важными факторами ускорения ликвидации ведомственной социальной инфраструктуры, доли предприятий, увеличивших затраты на содержание её объектов, практически не отличаются от общероссийских показателей и в ряде случаев превышают их [1].

Финансовая политика в отношении объектов социальной инфраструктуры зависит и от размеров предприятий: чем они крупнее, тем большая их часть увеличивает соответствующие затраты.

Некоторые данные о влиянии отраслевой принадлежности предприятий на изменение затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Предприятия, увеличившие затраты на содержание объектов

некоторых отраслей социальной инфраструктуры ( в %)

ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Детские объекты объекты объекты

дошкольн жилищно культурн здравоохр

ые и - ого анения

оздоровит коммунал назначен

ельные ьного ия

учрежден ия хозяйства

Лёгкая 78 78 61 72

Пищевая 70 78 53 57

Машиностроение и

металлообработка 64 65 52 63

Лесная, деревообрабатывающая и

целлюлозно-бумажная 64 71 70 67

Строительных материалов 55 56 63 67

Химическая и нефтехимическая

36 36 36 42

Источник: [Авторская разработка по данным [2]]

Среди государственных предприятий большее число увеличивает

социальные расходы, чем среди акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. Например, по детским дошкольным и оздоровительным учреждениям - соответственно 78,57 % против 66,67 и 62,22, по объектам жилищно-коммунального хозяйства - 73,91 % (62,5 и 68,55), культурного назначения - 75 % (60 и 53,7), здравоохранения - 70 % (66,67 и 65,29) и по образовательным учреждениям - 60 % (60 и 42,86) [2].

Рост затрат предприятий на объекты социальной инфраструктуры находится в обратной зависимости от увеличения объёмов профильного производства.

В последние годы снижается заработная плата в машиностроении, определяющая перспективы развития страны - ведь здесь сосредоточены наиболее квалифицированные, по сравнению с другими отраслями промышленности, кадры ИТР. На большинстве предприятий, в том числе и неблагополучных, образовалась колоссальная разница в доходах группы управленцев высшего звена и других работников.

Так, если рассматривать изменения в денежных доходах на региональном уровне за 2013г. в Российской Федерации отмечается рост уровня реальных денежных доходов на 5%, в СКФО - на 3,3%.

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

20243,2 |

28467

29164,1

21904,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18131,7

| □ Ряд 1

21480,2

26319,5

33553,6

О 500 100 150 200 250 300 350 400

0 00 00 00 00 00 00 00

Рисунок 1 - Среднедушевые денежные доходы за 2013 г. в РФ Источник: [Авторская разработка по данным [2]]

В декабре 2013г., к уровню июня 2012г., среднедушевые денежные доходы в СКФО составили 108,8% (по Российской Федерации - 109,7%).

Среднедушевые денежные доходы в 2013г. (рублей) Российская Федерация - 25891,5.

В СКФО самые низкие денежные доходы на душу населения в июне 2013 г. отмечаются в Республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская и соответственно 11354,8; 13004,0; 13417,9 рублей, что в 1,6-1,4 раза меньше окружного показателя.

Одной из важных составляющих доходов населения является величина начисленной заработной платы работающего населения. Северо-Кавказский округ является самым низкооплачиваемым среди федеральных округов.

В Северо-Кавказском федеральном округе в 2013 г. рост реальной заработной платы отмечается во всех регионах округа [2].

Сохраняется значительная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. Самые низкооплачиваемые работники -занимающиеся «сельскохозяйственным производством». В январе-июне 2013 г. заработная плата по этому виду деятельности колебалась от минимального уровня (5077,0 рублей) в Республике Дагестан до максимального уровня (12327,0 рубля) в Ставропольском крае [2].

Наиболее высокий уровень среднемесячной оплаты труда наблюдается в финансовой деятельности, где наименьшая ее величина - 30059,3 рубль сложилась также в Республике Дагестан и наибольшая - 48907 рублей в Чеченской Республике.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника организации (по крупным, средним и малым предприятиям и организациям (с учетом дорасчета)) по видам экономической деятельности в 2013 г. в разрезе субъектов СКФО приведена ниже:

Таблица 5 - Размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника организаций по видам экономической деятельности в 2013 г. в разрезе субъектов СКФО [2]

Основной вид экономической деятельности Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино- Балкарская Республика Карчаево- Черкесская Республика Республика Северная Осетия- Аляния Чеченская Республика Ставропольский край

Вся экономика 16271 20588 17293 17009 18186.4 20771.4 19334.3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5077.0 7359.4 8054.1 11534.3 7081.7 9212.2 12327.0

Добыча полезных ископаемых 14201.2 18520.9 6870.5 22373.4 14572.5 22780.0 23815.0

Обрабатывающие производства Производство и распределение 10091.3 13583.8 10335.6 12298.6 12116.0 12676.8 17679.0

электроэнергии, газа и воды 17222.9 19868.4 19308.6 23839.2 20058.0 16548.8 24863.0

Строительство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 12564.5 10605.2 13802.4 13381.5 10343.1 6938.7 20283.0

пользования 8511.4 13867.4 9995.9 9766.1 11247.2 11206.5 18142.0

Г остиницы и рестораны 10555.6 7233.6 7490.7 7172.2 8908.9 9892.9 9052.0

Транспорт и связь 20841.5 16892.5 16895.3 13896.4 20457.8 16589.7 22925.0

Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление 30059.3 32114.5 34268.6 39467.8 36722.5 48907.0 37761.0

услуг Г осударственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное 15820.6 19656.9 12385.1 13623.0 13111.7 14567.7 17816.0

обеспечение 34131.5 31830.0 35671.7 33628.8 35771.1 39970.9 29523.0

Образование 12463.3 17524.8 15102.9 13495.3 13085.6 16366.0 17534.0

Основной вид экономической деятельности Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино- Балкарская Республика Карчаево- Черкесская Республика Республика Северная Осетия-А ляния Чеченская Республика Ставропольский край

Здравоохранение и предостав

ление социальных услуг 13434.9 15013.3 13807.6 13283.7 13601.1 12480.8 17785.0

Предоставление прочих комму

нальных, социальных

и персональных услуг 21762.8 12754.4 11598.1 11860.9 18207.6 13951.8 14142.0

Задолженность по заработной плате во всех регионах СКФО сложилась, в основном, из-за отсутствия собственных средств в организациях.

Численность экономически активного населения в среднем за 2 квартал 2013г. составила по округу, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 4552,0 тыс. человек, или 47,7 от общей численности населения округа [2].

В июне 2013г. в организациях, не относящихся к субъектам малого

предпринимательства ботало 34,0 млн.человек (без учета совместителей), или 47,6% общей численности занятых [2].

В июне 2013г. нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий в целом по России составила 56,5 человек, в т.с. в СКФО- 703,4 человека. Из семи регионов, входящих в состав СКФО, большая нагрузка сложилась в Республиках Дагестан, Ингушетия и Чеченской Республике.

В Северо-Кавказском федеральном округе складывается самая благоприятная демографическая ситуация. Из всех федеральных округов Российской Федерации в округе отмечен самый высокий естественный прирост населения - 38058 человек против 11567 человек в Уральском федеральном округе, 6152 человека - в Сибирском ФО и 1730 человек - в Дальневосточном ФО [2].

В округе продолжается интенсивное передвижение населения. За январь-июнь 2013г. в округ прибыло 91,4 тыс. человек (74,6% из них выбрали местом жительства Республику Дагестан, Чеченскую Республику и Ставропольский край), выехали 108,1 тысяч (также преимущественно из вышеперечисленных трех регионов). Характерной отличительной особенностью округа является отток населения, вызванный безработицей, низким уровнем жизни.

Таким образом, для создания полноценной жизненной среды и повышения эффективности функционирования хозяйственного комплекса, территориальная организация социальной инфраструктуры предприятий России, в том числе СКФО должна соответствовать следующим критериям:

• сбалансированность определенной подсистемы регионального хозяйственного комплекса с другими структурными образованиями;

• поддержание территориальных и отраслевых пропорций между ее звеньями;

• комплексность на уровне региона и на уровне отдельного поселения в

зависимости от количества и поло-возрастной структуры населения, особенностей системы расселения;

• иерархичность, то есть связь между составом объектов в поселении и его размером и административно-хозяйственным значением.

Библиографический список

1. Социальная инфраструктура предприятий в современных условиях. -

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.center-

yf.ru/ data/ stat/Infrastruktura.php.

2. Информационно - аналитический материал о социальноэкономическом развитии СКФО за 2013 г. - 467 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.