Научная статья на тему 'Социальная информатика как междисциплинарный подход к изучению информационно-коммуникационных технологий'

Социальная информатика как междисциплинарный подход к изучению информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
783
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / SOCIAL INFORMATION SCIENCE / INFORMING PROCESS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухих Никита Иванович

Информационно-коммуникационные технологии сегодня проникают во все сферы нашей жизни, а процесс информатизации научной и образовательной деятельности актуален, как никогда прежде. Именно изучению этих процессов посвящена настоящая статья. Мы рассматриваем ряд концепций, объединенных принадлежностью к социальной информатике междисциплинарному подходу, изучающему развитие информационно-коммуникационных технологий, а также социальные контексты их создания и применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INFORMATICS AS AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE STUDY OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Today, information and communication technologies penetrate through all spheres of our life, and the informing process of scientific and educational activities is a pressing problem as never before. This article is devoted to study of these processes. We consider a number of conceptions united as a part of social information science interdisciplinary approach that investigate development of information and communication technologies as well as social contexts of its creation and application.

Текст научной работы на тему «Социальная информатика как междисциплинарный подход к изучению информационно-коммуникационных технологий»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 167

Н.И. Сухих

Социальная информатика как междисциплинарный подход к изучению информационно-коммуникационных технологий

Информационно-коммуникационные технологии сегодня проникают во все сферы нашей жизни, а процесс информатизации научной и образовательной деятельности актуален, как никогда прежде. Именно изучению этих процессов посвящена настоящая статья. Мы рассматриваем ряд концепций, объединенных принадлежностью к социальной информатике — междисциплинарному подходу, изучающему развитие информационно-коммуникационных технологий, а также социальные контексты их создания и применения.

Ключевые слова: социальная информатика, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, информация.

Однако если мы действительно начнем размышлять по поводу техники, которая уже является продуктом рефлексии, то поймем, что тот непрерывный круг, по которому движется научная мысль от теории к технике и к прошедшим теоретическую проработку новым техническим результатам, как раз и задает нам новое человеческое движение [1, с. 243].

Г. Башляр

В последние годы процесс информатизации науки и образования в России представляется как стороннему наблюдателю, так и специалисту, непосредственно в нем задействованному, настолько глобальным, что он просто включает в себя все остальное, становится порой бессмысленным и беспощадным, сводящимся к абсурду. Мы перестали искать в процессах образования или научной деятельности человека, но постоянно стремимся найти новые способы расширить горизонты применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), непрестанно рассуждая об их важности и огромном значении. Это проявляется повсюду — от стремления переложить на автоматизированные сис-

© Сухих Н.И., 2015

44

Социальная информатика как междисциплинарный подход...

темы решение задач, которые участники образовательного процесса ранее выполняли самостоятельно, до поиска научных и философских обоснований введения новых областей знания. Одной из таких областей является социальная информатика, которая начала формироваться во второй половине XX века, и продолжает свое становление до сих пор. При этом данный процесс можно наблюдать как в иностранной, так и в отечественной научной литературе.

В этой статье мы не преследуем цель найти какие-либо основания для сравнения этих традиций, но стремимся внести свой скромный вклад в формирование социальной информатики путем анализа некоторых особенностей процессов информатизации общества в англоязычной научной литературе конца XX — начала XXI века. Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению вопроса, хочется вкратце описать представления о современном состоянии социальной информатики в российской науке.

Развитие социальной информатики в отечественной литературе неразрывно с концепцией А.Д. Урсула, которую можно назвать социально-философской. В соответствии с этой концепцией, предметом социальной информатики являются взаимодействие общества и ИКТ, а задачей — выявление закономерностей и тенденций этого взаимодействия [6, с. 152].

Прикладной аспект социальной информатики А.Д. Урсул видел в распространении и совершенствовании идеи «рациональной гуманистической ориентации информатизации», для того чтобы глобальное внедрение новых ИКТ служило во благо человеку и наносило ему как можно меньше вреда.

Далее следует уделить внимание подходу к определению социальной информатики К. К. Колина, автора большого количества публикаций на данную тему. В соответствии с его концепцией, рядом с собственно информатикой формируется ряд новых направлений научных исследований, находящихся на стыке с другими дисциплинами, в том числе и социальная информатика [2]. Последняя понимается не столько как научное направление, а скорее как процесс информатизации социальной сферы, описание процессов формирования и развития в ней информационных систем.

Также сложно обойти вниманием подход А.В. Соколова, который начиная с 1970-х годов разрабатывал концепцию социальной информатики как обобщающей теории социально-коммуникационного цикла наук [5]. Здесь социальная информатика понимается как область гуманитарного знания, в рамках которой происходят систематические изучение и анализ эволюции информации в социально-экономической сфере. В том числе это касается изучения трансформации отношений и институтов общества под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий.

45

Социальная информатика как междисциплинарный подход...

В отличие от отечественных ученых, американский исследователь Роб Клинг (Rob Kling) под «социальной информатикой» имеет в виду «междисциплинарное исследование моделирования, применения информационных технологий, а также их результатов, учитывающие взаимодействие ИКТ с их институциональными и культурными контекстами» [9]. Продолжая рассмотрение социальной информатики в ключе идей, содержащихся в определении Р. Клинга, следует остановиться на одном важном моменте: в последние десятилетия появилось большое количество исследований, посвященных различным аспектам социально-технических теорий. Так, М.Ю. Плотинский [3], ссылаясь на исследование, проведенное в 2012 году Л. Хофнер и Р. Смираглия [8], отмечает значительный рост количества публикаций по данной тематике в течение последнего десятилетия. Это делает актуальной проблему поиска основных принципов, которые могли бы объединить многочисленные теории, появляющиеся в рамках социальной информатики.

Важнейшей темой, на которой строятся различные исследования, проводимые в контексте социальной информатики, является соотношение социальной и технологической составляющих в различных концепциях. Говоря об этом соотношении, нельзя не упомянуть об основных принципах, выдвинутых В. Бейкером (W. Bijker) [7]. Во-первых, любая социально-техническая теория не должна отдавать предпочтение материальной или технологической составляющей перед социальными факторами, и наоборот. В рамках социальной информатики внимание будет сосредоточено как на основных закономерностях, так и на частных случаях применения информационных технологий, социальных контекстах и последствиях этого применения. Иными словами, речь идет о том, что продукты технологии и практики их пользования ими всегда находятся в контексте жизни и деятельности человека.

Во-вторых, феномены социально-технического мира одновременно обладают постоянством и устойчивостью, но подвержены изменениям и постоянно эволюционируют, сохраняя внутреннюю структуру и адаптируясь с течением времени к требованиям, предъявляемым средой. В рамках социальной информатики процессуальные, пространственные и временные траектории человеческой деятельности неразрывно связаны с развитием техники и технологии.

В-третьих, при изучении успешно работающих технологий следует делать акцент на их процессуальности, но не рассматривать их как конечный результат исследовательской или практической деятельности. Иными словами, говоря об успешно работающей технологии как о процессе, а не конечном состоянии, исследователь может избежать технического детерминизма. В свое время Г. Башляр отмечал, что «великим детерминирующим фактором является человеческий фактор, человеческий фактор человеческой науки» [1, с. 238]. Для нас, в рамках социальной информатики,

46

Социальная информатика как междисциплинарный подход...

это говорит о необходимости формирования соответствующей установки прикладного исследования: каждая успешно работающая технология рассматривается не сама по себе, но в контексте собственной эволюции, специфики социального и культурного контекста создания и использования.

В-четвертых, с точки зрения исследователя, работающего в рамках социально-технической теории, должна быть учтена деятельность субъектов по созданию и применению ИКТ, а также структура воздействия социума на эти процессы. По мнению В. Скотта, хотя люди формируют, изменяют и опредмечивают ИКТ, все эти процессы сдерживаются социальными институтами [14]. Изучение этих процессов также может проходить в рамках социальной информатики.

Интересными примерами концепций, развивающимися в русле социальной информатики, являются сетевая теория социально-технического взаимодействия (socio-technical interaction networks) и теория социальных акторов.

Сетевая теория социально-технического взаимодействия, основные положения которой были изложены в статье Р. Клинга и Дж. МакКима «Чуть больше об IT: научные форумы как сети социально-технического взаимодействия» [10, р. 47—67], представляет любую информационно-коммуникационную систему как организованную по принципу сети совокупность людей и технологий, которые неразрывно связаны друг с другом и неотделимы при попытке исследовать и понять принципы функционирования такой системы. Данная теория описывает взаимодействие между отдельными информационно-коммуникационными (социально-техническими) сетями (нодами). Это достигается при помощи составления схем и описаний отношений между людьми, технологиями и системами, где технологическая составляющая включает в себя деятельность людей.

Исследователи указывают на четыре фундаментальных принципа, на которых может, по их мнению, строиться сетевая теория социально-технического взаимодействия:

• социальная и техническая составляющие любой системы не должны изучаться вне контекста друг друга;

• при проектировании любой информационно-коммуникационной системы должна учитываться ее социальная составляющая;

• участники такой системы вступают в самые разнообразные социальные отношения, изменяя (сознательно или нет) способы применения технологий и воздействуя на развитие систем;

• устойчивость и однообразие должны, в то же время, оставаться важнейшими характеристиками при проектировании информационно-коммуникационных систем.

Еще одной концепцией, которая, на наш взгляд, заслуживает внимания, является теория социальных акторов. Ее авторы, Р. Лэмб и Р. Клинг, рассматривая индивидов в качестве социальных акторов, говорят о них не

47

Социальная информатика как междисциплинарный подход...

как о пользователях ИКТ, но как о субъектах, вступающих в социальное взаимодействие, будучи при этом вовлеченными в пользование ИКТ в качестве членов одной или нескольких сетей (различных предприятий и организаций, политических и социальных групп, групп по интересам и др.) [11, р. 197]. Социальная среда, в которой существуют социальные акторы, с одной стороны, ограничивает использование ими ИКТ, но в то же время, с другой стороны, включает их в данный процесс. Ограничения, налагаемые на акторов их окружением, состоят в том, что существует перечень возможных для них действий. В то же время социальные акторы могут активно воздействовать на создание своих окружений (социальных сред). Степень, в которой акторы воздействуют на структуру своей социальной среды и ограничены перечнем возможных действий, часто зависит от ситуативных контекстов. Речь может идти о характере взаимозависимостей, ролях социальных акторов, целях и задачах, сроках пользования и прочих частностях применения информационно-коммуникационных систем.

При рассмотрении социальных акторов Р. Лэмб и Р. Клинг выделяют четыре аспекта: принадлежность, окружение, взаимодействие и идентичность. Под принадлежностью понимаются связи, которые поддерживаются социальными акторами. Например, профессиональные связи, сеть которых выходит за пределы той или иной организации. Нормативные, регулятивные и когнитивные институты представляют собой окружение, оказывающее воздействие на использование социальными акторами ИКТ. Взаимодействие включает в себя информацию, способы связи и ресурсы, используемые социальными акторами, которые взаимодействуют как с членами своей сети, так и с представителями других сетей. Идентичность является характеристикой, формируемой как самими социальными акторами, так и сетями, в которые они включены.

Подробное описание практического применения сетевой теории социально-технического взаимодействия и теории социальных акторов приводят в своей статье С. Сойер и М. Тайворт. Авторы описывают свой опыт проектирования и реализации на практике комплексных информационных систем для специализированных служб, благодаря которым учреждения могут оперативно обмениваться информацией и действовать скоординированно в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Примерами таких сетей являются пенсильванская юридическая сеть (Jnet), вашингтонская столичная беспроводная сеть (CapWIN), региональная автоматизированная информационная система обеспечения правосудия Сан-Диего (ARJIS) и др. [13, р. 49-65]

Разумеется, социальная информатика не исчерпывается перечисленными концепциями - данную область знания можно обозначить как конгломерат наук о получении, обработке, передаче информации и информационно-коммуникационных технологиях. Это говорит о том, что объект (информационно-коммуникационные технологии) социальной информа-

48

Социальная информатика как междисциплинарный подход...

тики, по нашему мнению, отличается от других видов технологий. Однако это дискуссионный вопрос, и в наши задачи не входит его рассмотрение.

Пока следует сказать, что социальная информатика является междисциплинарной областью: она охватывает такие разнообразные дисциплины и практики, как компьютерные науки, социология, образование, информационные системы, коммуникации, часть информатики и др. Она не является теорией или методом в строгом смысле слова. Социальная информатика представляет собой подход к теоретическому осмыслению, пониманию и использованию информационно-коммуникационных технологий. Этот подход отражает, по нашему мнению, четыре основных принципа социального анализа информационных технологий, изложенных Р. Лэмбом и С. Сойером [12, р. 9].

1. В социальной информатике ИКТ рассматриваются как системы, содержащие социальную и техническую составляющие. Такие системы функционируют по принципу сети (web-подобные системы), включают в себя технические объекты, технологии, людей, социальные нормы правила и практики. В результате при анализе технические объекты и технологии неотделимы от социального контекста их создания и использования.

2. Социальная информатика является проблемно ориентированной. Имеется в виду, исследователи концентрируют внимание на «реальном мире» проектирования, разработки и использования ИКТ. Целью таких исследований становится разработка дискурса информационно-коммуникационных технологий, а также создание рекомендаций для индивидов, организаций и сообществ по более эффективному проектированию и использованию ИКТ.

3. Проектирование, разработка и использование ИКТ рассматриваются в рамках соответствующего социального контекста. Это означает, что социальный контекст ИКТ пронизывает каждый их элемент от разработки концепции до реализации и использования на всех этапах их жизненного цикла.

4. Индивиды являются социальными акторами [11, р. 197.]. У них есть индивидуальные мотивы, интересы, практики, ценности, которые влияют на то, как и почему они используют ИКТ. И хотя акторы ограничены нахождением в составе социальных институтов, они способны оказывать воздействие на внедрение и использование ИКТ, ограничивая или нивелируя действие таких институтов.

Подводя итог всему изложенному выше, следует сказать, что статус социальной информатики в настоящее время вызывает дискуссии. Однако в зарубежной литературе сложилось представление о том, что социальная информатика представляет собой междисциплинарный подход к пониманию сути информационно-коммуникационных технологий, а также социальных контекстов их проектирования, разработки, использования и последствий применения. Представляется крайне важным тезис о вза-

49

Социальная информатика как междисциплинарный подход...

имообусловленности технологической и социальной составляющих систем, организованных по сетевому принципу. Анализируя последствия проектирования, разработки и использования ИКТ, можно прийти к выводу, что использование ИКТ формирует действия и мысли, которые создают преимущества одних над другими, а их проектирование и внедрение имеет морально-этические и правовые последствия. Некоторые из подобных последствий еще на заре развития ИКТ отмечала Д. Скотт, которая указывала на проблемы в сфере распределения информации и защиты авторского права, а также на вопросы, связанные с разделением труда и изменениями в организации рабочих времени и пространства, ставших следствиями тотальной компьютеризации в США конца 1980 — начала 1990-х годов [4, с. 18—21].

Технологии и технические «артефакты» являются порождением человеческой культуры. Будучи инструментарием при взаимодействии человека и природы, они могут рассматриваться только в рамках культурного и социального контекста, их породившего. Исходя из этого, представляется, что социальная информатика имеет большой потенциал для дальнейшего развития и плодотворного решения целого комплекса эмпирических задач, связанных с этим развитием.

Литература

1. Башляр Г. Рациональный детерминизм и технический детерминизм // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988—1989. М.: Наука, 1989.

2. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003.

3. Плотинский Ю.М. Динамика развития социальной информатики. Доклад на Ломоносовских чтениях на социологическом факультете МГУ, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.org/text/78/197/13228.php (дата обращения: 18.12.2014).

4. Скотт Д. Компьютеризация: преимущества и проблемы // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988—1989. М.: Наука, 1989.

5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

6. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990.

7. Bijker W.E. Of Bicycles, Bakelites, and Bulbs : Toward a Theory of Sociotechnical Change. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.

8. Hoeffner L, Smiraglia R. Social informatics: Mapping and Visualizing an

Emerging Domain. [Электронный ресурс] URL: http://www.cais-acsi.ca/

proceedings/2012/caisacsi2012_80_hoeffner.pdf (дата обращения: 12.12.2014).

9. Kling R. What is Social Informatics and Why Does it Matter? D-Lib Magazine Retrieved September 1, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.dlib.org/ dlib/january99/kling/01kling.html (дата обращения: 10.12.2014).

50

Социальная информатика как междисциплинарный подход...

10. Kling, R, McKim G, King A. A Bit More to IT: Scholarly Communication Forums as Socio-Technical Interaction Networks. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 54 (1), 2003.

11. Lamb R, Kling R. Reconceptualizing users as social actors in information systems research. // MIS Quarterly, 27(2), 2003.

12. Lamb R, Sawyer S. On extending social informatics from a rich legacy of networks and conceptual resources // Information Technology & People, 18 (1), 2005.

13. Sawyer S. Social Informatics: Principles, Theory, and Practice // Social Informatics: An Information Society for all? In Remembrance of Rob Kling Springler, 2006.

14. Scott W.R. Institutions and organizations. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.