ТЕМА НОМЕРА
УДК 167
Н.И. Сухих
Социальная информатика как междисциплинарный подход к изучению информационно-коммуникационных технологий
Информационно-коммуникационные технологии сегодня проникают во все сферы нашей жизни, а процесс информатизации научной и образовательной деятельности актуален, как никогда прежде. Именно изучению этих процессов посвящена настоящая статья. Мы рассматриваем ряд концепций, объединенных принадлежностью к социальной информатике — междисциплинарному подходу, изучающему развитие информационно-коммуникационных технологий, а также социальные контексты их создания и применения.
Ключевые слова: социальная информатика, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, информация.
Однако если мы действительно начнем размышлять по поводу техники, которая уже является продуктом рефлексии, то поймем, что тот непрерывный круг, по которому движется научная мысль от теории к технике и к прошедшим теоретическую проработку новым техническим результатам, как раз и задает нам новое человеческое движение [1, с. 243].
Г. Башляр
В последние годы процесс информатизации науки и образования в России представляется как стороннему наблюдателю, так и специалисту, непосредственно в нем задействованному, настолько глобальным, что он просто включает в себя все остальное, становится порой бессмысленным и беспощадным, сводящимся к абсурду. Мы перестали искать в процессах образования или научной деятельности человека, но постоянно стремимся найти новые способы расширить горизонты применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), непрестанно рассуждая об их важности и огромном значении. Это проявляется повсюду — от стремления переложить на автоматизированные сис-
© Сухих Н.И., 2015
44
Социальная информатика как междисциплинарный подход...
темы решение задач, которые участники образовательного процесса ранее выполняли самостоятельно, до поиска научных и философских обоснований введения новых областей знания. Одной из таких областей является социальная информатика, которая начала формироваться во второй половине XX века, и продолжает свое становление до сих пор. При этом данный процесс можно наблюдать как в иностранной, так и в отечественной научной литературе.
В этой статье мы не преследуем цель найти какие-либо основания для сравнения этих традиций, но стремимся внести свой скромный вклад в формирование социальной информатики путем анализа некоторых особенностей процессов информатизации общества в англоязычной научной литературе конца XX — начала XXI века. Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению вопроса, хочется вкратце описать представления о современном состоянии социальной информатики в российской науке.
Развитие социальной информатики в отечественной литературе неразрывно с концепцией А.Д. Урсула, которую можно назвать социально-философской. В соответствии с этой концепцией, предметом социальной информатики являются взаимодействие общества и ИКТ, а задачей — выявление закономерностей и тенденций этого взаимодействия [6, с. 152].
Прикладной аспект социальной информатики А.Д. Урсул видел в распространении и совершенствовании идеи «рациональной гуманистической ориентации информатизации», для того чтобы глобальное внедрение новых ИКТ служило во благо человеку и наносило ему как можно меньше вреда.
Далее следует уделить внимание подходу к определению социальной информатики К. К. Колина, автора большого количества публикаций на данную тему. В соответствии с его концепцией, рядом с собственно информатикой формируется ряд новых направлений научных исследований, находящихся на стыке с другими дисциплинами, в том числе и социальная информатика [2]. Последняя понимается не столько как научное направление, а скорее как процесс информатизации социальной сферы, описание процессов формирования и развития в ней информационных систем.
Также сложно обойти вниманием подход А.В. Соколова, который начиная с 1970-х годов разрабатывал концепцию социальной информатики как обобщающей теории социально-коммуникационного цикла наук [5]. Здесь социальная информатика понимается как область гуманитарного знания, в рамках которой происходят систематические изучение и анализ эволюции информации в социально-экономической сфере. В том числе это касается изучения трансформации отношений и институтов общества под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий.
45
Социальная информатика как междисциплинарный подход...
В отличие от отечественных ученых, американский исследователь Роб Клинг (Rob Kling) под «социальной информатикой» имеет в виду «междисциплинарное исследование моделирования, применения информационных технологий, а также их результатов, учитывающие взаимодействие ИКТ с их институциональными и культурными контекстами» [9]. Продолжая рассмотрение социальной информатики в ключе идей, содержащихся в определении Р. Клинга, следует остановиться на одном важном моменте: в последние десятилетия появилось большое количество исследований, посвященных различным аспектам социально-технических теорий. Так, М.Ю. Плотинский [3], ссылаясь на исследование, проведенное в 2012 году Л. Хофнер и Р. Смираглия [8], отмечает значительный рост количества публикаций по данной тематике в течение последнего десятилетия. Это делает актуальной проблему поиска основных принципов, которые могли бы объединить многочисленные теории, появляющиеся в рамках социальной информатики.
Важнейшей темой, на которой строятся различные исследования, проводимые в контексте социальной информатики, является соотношение социальной и технологической составляющих в различных концепциях. Говоря об этом соотношении, нельзя не упомянуть об основных принципах, выдвинутых В. Бейкером (W. Bijker) [7]. Во-первых, любая социально-техническая теория не должна отдавать предпочтение материальной или технологической составляющей перед социальными факторами, и наоборот. В рамках социальной информатики внимание будет сосредоточено как на основных закономерностях, так и на частных случаях применения информационных технологий, социальных контекстах и последствиях этого применения. Иными словами, речь идет о том, что продукты технологии и практики их пользования ими всегда находятся в контексте жизни и деятельности человека.
Во-вторых, феномены социально-технического мира одновременно обладают постоянством и устойчивостью, но подвержены изменениям и постоянно эволюционируют, сохраняя внутреннюю структуру и адаптируясь с течением времени к требованиям, предъявляемым средой. В рамках социальной информатики процессуальные, пространственные и временные траектории человеческой деятельности неразрывно связаны с развитием техники и технологии.
В-третьих, при изучении успешно работающих технологий следует делать акцент на их процессуальности, но не рассматривать их как конечный результат исследовательской или практической деятельности. Иными словами, говоря об успешно работающей технологии как о процессе, а не конечном состоянии, исследователь может избежать технического детерминизма. В свое время Г. Башляр отмечал, что «великим детерминирующим фактором является человеческий фактор, человеческий фактор человеческой науки» [1, с. 238]. Для нас, в рамках социальной информатики,
46
Социальная информатика как междисциплинарный подход...
это говорит о необходимости формирования соответствующей установки прикладного исследования: каждая успешно работающая технология рассматривается не сама по себе, но в контексте собственной эволюции, специфики социального и культурного контекста создания и использования.
В-четвертых, с точки зрения исследователя, работающего в рамках социально-технической теории, должна быть учтена деятельность субъектов по созданию и применению ИКТ, а также структура воздействия социума на эти процессы. По мнению В. Скотта, хотя люди формируют, изменяют и опредмечивают ИКТ, все эти процессы сдерживаются социальными институтами [14]. Изучение этих процессов также может проходить в рамках социальной информатики.
Интересными примерами концепций, развивающимися в русле социальной информатики, являются сетевая теория социально-технического взаимодействия (socio-technical interaction networks) и теория социальных акторов.
Сетевая теория социально-технического взаимодействия, основные положения которой были изложены в статье Р. Клинга и Дж. МакКима «Чуть больше об IT: научные форумы как сети социально-технического взаимодействия» [10, р. 47—67], представляет любую информационно-коммуникационную систему как организованную по принципу сети совокупность людей и технологий, которые неразрывно связаны друг с другом и неотделимы при попытке исследовать и понять принципы функционирования такой системы. Данная теория описывает взаимодействие между отдельными информационно-коммуникационными (социально-техническими) сетями (нодами). Это достигается при помощи составления схем и описаний отношений между людьми, технологиями и системами, где технологическая составляющая включает в себя деятельность людей.
Исследователи указывают на четыре фундаментальных принципа, на которых может, по их мнению, строиться сетевая теория социально-технического взаимодействия:
• социальная и техническая составляющие любой системы не должны изучаться вне контекста друг друга;
• при проектировании любой информационно-коммуникационной системы должна учитываться ее социальная составляющая;
• участники такой системы вступают в самые разнообразные социальные отношения, изменяя (сознательно или нет) способы применения технологий и воздействуя на развитие систем;
• устойчивость и однообразие должны, в то же время, оставаться важнейшими характеристиками при проектировании информационно-коммуникационных систем.
Еще одной концепцией, которая, на наш взгляд, заслуживает внимания, является теория социальных акторов. Ее авторы, Р. Лэмб и Р. Клинг, рассматривая индивидов в качестве социальных акторов, говорят о них не
47
Социальная информатика как междисциплинарный подход...
как о пользователях ИКТ, но как о субъектах, вступающих в социальное взаимодействие, будучи при этом вовлеченными в пользование ИКТ в качестве членов одной или нескольких сетей (различных предприятий и организаций, политических и социальных групп, групп по интересам и др.) [11, р. 197]. Социальная среда, в которой существуют социальные акторы, с одной стороны, ограничивает использование ими ИКТ, но в то же время, с другой стороны, включает их в данный процесс. Ограничения, налагаемые на акторов их окружением, состоят в том, что существует перечень возможных для них действий. В то же время социальные акторы могут активно воздействовать на создание своих окружений (социальных сред). Степень, в которой акторы воздействуют на структуру своей социальной среды и ограничены перечнем возможных действий, часто зависит от ситуативных контекстов. Речь может идти о характере взаимозависимостей, ролях социальных акторов, целях и задачах, сроках пользования и прочих частностях применения информационно-коммуникационных систем.
При рассмотрении социальных акторов Р. Лэмб и Р. Клинг выделяют четыре аспекта: принадлежность, окружение, взаимодействие и идентичность. Под принадлежностью понимаются связи, которые поддерживаются социальными акторами. Например, профессиональные связи, сеть которых выходит за пределы той или иной организации. Нормативные, регулятивные и когнитивные институты представляют собой окружение, оказывающее воздействие на использование социальными акторами ИКТ. Взаимодействие включает в себя информацию, способы связи и ресурсы, используемые социальными акторами, которые взаимодействуют как с членами своей сети, так и с представителями других сетей. Идентичность является характеристикой, формируемой как самими социальными акторами, так и сетями, в которые они включены.
Подробное описание практического применения сетевой теории социально-технического взаимодействия и теории социальных акторов приводят в своей статье С. Сойер и М. Тайворт. Авторы описывают свой опыт проектирования и реализации на практике комплексных информационных систем для специализированных служб, благодаря которым учреждения могут оперативно обмениваться информацией и действовать скоординированно в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Примерами таких сетей являются пенсильванская юридическая сеть (Jnet), вашингтонская столичная беспроводная сеть (CapWIN), региональная автоматизированная информационная система обеспечения правосудия Сан-Диего (ARJIS) и др. [13, р. 49-65]
Разумеется, социальная информатика не исчерпывается перечисленными концепциями - данную область знания можно обозначить как конгломерат наук о получении, обработке, передаче информации и информационно-коммуникационных технологиях. Это говорит о том, что объект (информационно-коммуникационные технологии) социальной информа-
48
Социальная информатика как междисциплинарный подход...
тики, по нашему мнению, отличается от других видов технологий. Однако это дискуссионный вопрос, и в наши задачи не входит его рассмотрение.
Пока следует сказать, что социальная информатика является междисциплинарной областью: она охватывает такие разнообразные дисциплины и практики, как компьютерные науки, социология, образование, информационные системы, коммуникации, часть информатики и др. Она не является теорией или методом в строгом смысле слова. Социальная информатика представляет собой подход к теоретическому осмыслению, пониманию и использованию информационно-коммуникационных технологий. Этот подход отражает, по нашему мнению, четыре основных принципа социального анализа информационных технологий, изложенных Р. Лэмбом и С. Сойером [12, р. 9].
1. В социальной информатике ИКТ рассматриваются как системы, содержащие социальную и техническую составляющие. Такие системы функционируют по принципу сети (web-подобные системы), включают в себя технические объекты, технологии, людей, социальные нормы правила и практики. В результате при анализе технические объекты и технологии неотделимы от социального контекста их создания и использования.
2. Социальная информатика является проблемно ориентированной. Имеется в виду, исследователи концентрируют внимание на «реальном мире» проектирования, разработки и использования ИКТ. Целью таких исследований становится разработка дискурса информационно-коммуникационных технологий, а также создание рекомендаций для индивидов, организаций и сообществ по более эффективному проектированию и использованию ИКТ.
3. Проектирование, разработка и использование ИКТ рассматриваются в рамках соответствующего социального контекста. Это означает, что социальный контекст ИКТ пронизывает каждый их элемент от разработки концепции до реализации и использования на всех этапах их жизненного цикла.
4. Индивиды являются социальными акторами [11, р. 197.]. У них есть индивидуальные мотивы, интересы, практики, ценности, которые влияют на то, как и почему они используют ИКТ. И хотя акторы ограничены нахождением в составе социальных институтов, они способны оказывать воздействие на внедрение и использование ИКТ, ограничивая или нивелируя действие таких институтов.
Подводя итог всему изложенному выше, следует сказать, что статус социальной информатики в настоящее время вызывает дискуссии. Однако в зарубежной литературе сложилось представление о том, что социальная информатика представляет собой междисциплинарный подход к пониманию сути информационно-коммуникационных технологий, а также социальных контекстов их проектирования, разработки, использования и последствий применения. Представляется крайне важным тезис о вза-
49
Социальная информатика как междисциплинарный подход...
имообусловленности технологической и социальной составляющих систем, организованных по сетевому принципу. Анализируя последствия проектирования, разработки и использования ИКТ, можно прийти к выводу, что использование ИКТ формирует действия и мысли, которые создают преимущества одних над другими, а их проектирование и внедрение имеет морально-этические и правовые последствия. Некоторые из подобных последствий еще на заре развития ИКТ отмечала Д. Скотт, которая указывала на проблемы в сфере распределения информации и защиты авторского права, а также на вопросы, связанные с разделением труда и изменениями в организации рабочих времени и пространства, ставших следствиями тотальной компьютеризации в США конца 1980 — начала 1990-х годов [4, с. 18—21].
Технологии и технические «артефакты» являются порождением человеческой культуры. Будучи инструментарием при взаимодействии человека и природы, они могут рассматриваться только в рамках культурного и социального контекста, их породившего. Исходя из этого, представляется, что социальная информатика имеет большой потенциал для дальнейшего развития и плодотворного решения целого комплекса эмпирических задач, связанных с этим развитием.
Литература
1. Башляр Г. Рациональный детерминизм и технический детерминизм // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988—1989. М.: Наука, 1989.
2. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003.
3. Плотинский Ю.М. Динамика развития социальной информатики. Доклад на Ломоносовских чтениях на социологическом факультете МГУ, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.org/text/78/197/13228.php (дата обращения: 18.12.2014).
4. Скотт Д. Компьютеризация: преимущества и проблемы // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988—1989. М.: Наука, 1989.
5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
6. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990.
7. Bijker W.E. Of Bicycles, Bakelites, and Bulbs : Toward a Theory of Sociotechnical Change. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.
8. Hoeffner L, Smiraglia R. Social informatics: Mapping and Visualizing an
Emerging Domain. [Электронный ресурс] URL: http://www.cais-acsi.ca/
proceedings/2012/caisacsi2012_80_hoeffner.pdf (дата обращения: 12.12.2014).
9. Kling R. What is Social Informatics and Why Does it Matter? D-Lib Magazine Retrieved September 1, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.dlib.org/ dlib/january99/kling/01kling.html (дата обращения: 10.12.2014).
50
Социальная информатика как междисциплинарный подход...
10. Kling, R, McKim G, King A. A Bit More to IT: Scholarly Communication Forums as Socio-Technical Interaction Networks. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 54 (1), 2003.
11. Lamb R, Kling R. Reconceptualizing users as social actors in information systems research. // MIS Quarterly, 27(2), 2003.
12. Lamb R, Sawyer S. On extending social informatics from a rich legacy of networks and conceptual resources // Information Technology & People, 18 (1), 2005.
13. Sawyer S. Social Informatics: Principles, Theory, and Practice // Social Informatics: An Information Society for all? In Remembrance of Rob Kling Springler, 2006.
14. Scott W.R. Institutions and organizations. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications, 2001.