Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ / ПОДЛИННОСТЬ / НЕПОДЛИННОСТЬ / РЕАЛЬНОЕ / ВООБРАЖАЕМОЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / МАНИПУЛЯЦИЯ / ПОДРАЖАНИЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Закирова Т.В.

Статья посвящена рассмотрению социальной имитации и специфики её осуществления в условиях современного общества. Утверждается, что в рамках социально-имитационных процессов происходит подмена первичной, подлинной реальности вторичной, неподлинной имитационной реальностью. Отмечается, что социально-имитационные процессы, развёртывающиеся в наше время, определяют то, что люди во многом практически утрачивают способность к различению реального и воображаемого. Высказывается и обосновывается мысль о том, что социальная имитация сегодня - это системообразующий признак современного российского общества. Она проникла практически во все сферы общественной жизни и укрепилась в них. Примерами таких сфер являются, в частности, политика и экономика, государственное и муниципальное управление, наука, философия и образование, повседневное существование людей, их социальная идентичность и непосредственное социально- ролевое взаимодействие. Показывается, что характерная для настоящего времени динамика процессов распространения имитаций в жизни общества может быть выражена экспоненциальной кривой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL IMITATION AS SYSTEMIC FEATURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article is devoted to consideration of social imitation and its implementation in conditions of modern society. It has been affirmed that primary, original reality changes to the secondary, unauthentic imitation reality in the framework of social-imitation processes. It is noted that socio-imitation processes of our time determine the fact that people lose the ability of real and imaginary differentiation. It is explained that social imitation today is systemic characteristic of modern Russian society. It exists practically in all spheres of public life. Examples of such spheres are politics and economy, state and municipal management, science, philosophy and education, daily life of people, their social identity and immediate social role interaction. The article shows that expansion of imitations dynamics within our society can be marked by an exponential curve.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 1:316.4 "20"

Т. В. Закирова, преподаватель кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: tanja1568@yandex.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена рассмотрению социальной имитации и специфики её осуществления в условиях современного общества. Утверждается, что в рамках социально-имитационных процессов происходит подмена первичной, подлинной реальности вторичной, неподлинной имитационной реальностью. Отмечается, что социально-имитационные процессы, развёртывающиеся в наше время, определяют то, что люди во многом практически утрачивают способность к различению реального и воображаемого. Высказывается и обосновывается мысль о том, что социальная имитация сегодня -это системообразующий признак современного российского общества. Она проникла практически во все сферы общественной жизни и укрепилась в них. Примерами таких сфер являются, в частности, политика и экономика, государственное и муниципальное управление, наука, философия и образование, повседневное существование людей, их социальная идентичность и непосредственное социально-ролевое взаимодействие. Показывается, что характерная для настоящего времени динамика процессов распространения имитаций в жизни общества может быть выражена экспоненциальной кривой.

Ключевые слова: социальная имитация, подлинность, неподлинность, реальное, воображаемое, виртуальная реальность, культура, манипуляция, подражание, искусственный мир.

Социальная имитация в наши дни стала вполне обыденным феноменом. Более того, для современного общества характерно расширение, углубление и повышение значимости множества самых разных социально-имитационных процессов. Эти процессы порождают результаты, влияющие на общество, изменяющие его и, соответственно, каким-либо образом затрагивающие предпосылки и условия своего собственного протекания.

Согласно Ж. Т. Тощенко, феномен имитации - это проявление пороков, болезней и помех, присущих всем общественным процессам без исключения. Имитация, по его утверждению, оказывается возможной тогда, когда общественное развитие происходит в отсутствии чётко сформулированных и научно обоснованных долгосрочных целей. Успешность развития общества требует, чтобы реальность политики соответствовала потребностям времени. Немаловажно и то, что имитация процветает в обществах, где нет подлинных лидеров, берущих на себя историческую ответственность за всё происходящее со страной в текущий момент и за её будущее [14, с. 23-36].

Правоту Тощенко надо признать только частичной. Дело в том, что порой имитационность представляет собой самое обычное проявление органического, сугубо позитивного протекания процессов в нормально функционирующем и развивающемся обществе. Сама культура, например, может быть представлена как имитация, в ходе которой воспроизводство имеющегося ранее обеспечивает появление нового [12, с. 22-28]. Стоит заметить также, что в наши дни в сфере образования широко используются имитационные игры, выступающие весьма продуктивным методом обучения определённой деятельности. Наличие альтернативных взглядов на

сущность и функции социальной имитации требует уточнения значения соответствующего понятия.

Социальная имитация - это процесс замены подлинного неподлинным, реального - воображаемым. В рамках социально-имитационных процессов происходит вытеснения существующего предмета формальным условием его восприятия. Воображаемое при этом выступает как основа реального. Но это не то же самое реальное, которое имело место ранее и было заменено воображаемым. Возникновение и развитие воображаемого в рамках социально-имитационных процессов порождает новое реальное, которое нетождественно содержанию первичной, подлинной реальности. Заметим, что под подлинной реальностью нами понимается реальность как таковая, то есть объективная часть действительности, сущность которой не скрывается и не искажается спецификой существования. Любые искажения подлинной реальности могут стать инициирующим началом применительно к возникновению вторичной, неподлинной имитационной реальности, концентрированным выражением которым является симулякр [6, с. 50-53].

Важно обратить внимание и на то, что сейчас, когда имитация обрела статус системообразующего признака общества, искусственное по своему происхождению и, по сути, не только существенно потеснило естественное, но и стало восприниматься людьми как нечто естественное. При этом распространение имитационных процессов и их результатов в жизни общества не может не находить проявления в массовом сознании. Соответствующие изменения в массовом сознании, в свою очередь, способствуют повышению имитационности развертывающихся социальных практик.

Стоит обратить внимание на то, что всякая практика представляет собой деятельность, которая направляется сознанием. Данная деятельность помогает людям оказывать влияние на реальное посредством символического. Социально-имитационные практики порождают мнимую имитационную реальность, которая образует контекст существования личностей, социальных групп и общества в целом. В наше время продукты осуществления этих практик символически опосредуются и обычно институциализируются. Манипулятивный характер рассматриваемых практик определяет принятие людьми неподлинных образов социальной реальности и формирует их отношение к жизни как игре в воображаемом мире. Эти практики в социальной действительности соседствуют с конструктивными и часто доминируют над ними.

Социально-имитационные практики допустимо рассматривать как средства, применение которых способствует виртуализации общественной жизни, приданию виртуальным явлениям большей важности, чем сущностным явлениям. При этом проблема «"быть или слыть?" все более решается в пользу "слыть", причём в форме "быть - значит слыть"» [8, с. 375]. Сознавая правоту высказавшего эту мысль А. Л. Зиновьева, заметим, что имитация на сегодняшний день заменяет собой инновационную деятельность в различных сферах общественной жизни. Имитации подвергается даже сама инновационная деятельность, однако результаты, достигнутые теми, кто это осуществил, не заимствуются другими людьми и, соответственно, не внедряются в общественную жизнь, совершенствуя её. Ведущие представители отдельных сфер общественной жизни нередко имитируют инновационную ориентацию своих действий и поступков, а государство, в свою очередь, имитирует поддержку якобы имеющих место инноваций. Социальная деструктив-ность как одного, так и другого очевидна.

Массовая подмена инноваций имитациями является фактором, оказывающим негативное воздействие на творческую составляющую деятельности многих людей. Происходит фактическое изъятие из различных сфер жизни общества элементов творчества, представляющего собой одну из естественных форм становления индивидуальной целостности человека [3]. Социально-личностная составляющая свободы человека [2] ущемляется весьма существенно. Общество как система при этом деградирует, такая его фундаментальная характеристика, как устойчивость [16], оказывается под угрозой снижения до неприемлемого уровня.

На текущий момент в нашей стране феномен имитации проник практически во все значимые сферы жизни человека и общества и укрепился в них. Весьма показательным примером сферы, характеризующейся вполне очевидной имитационно-стью, является политика.

Сегодня демократия в нашей стране во многом является имитационной. Ж. Т. Тощенко связывает этот факт с дискредитацией института выборов посредством «их фальсификации, нарушения процедуры, подтасовки, сброса бюллетеней, подмены протоколов и т.д.» [15, с. 321-322]. Некоторыми амбициозными деятелями в ходе политической борьбы имитируются покушения на самих себя; правда, в нашей стране такие трюки сколько-нибудь ощутимого эффекта обычно не дают.

Надо подчеркнуть, что в рамках политической сферы современного российского общества процветает имитация процесса воплощения в жизнь и духа, и буквы демократии. В связи с этим существенная часть политически активных граждан более или менее осознанно ведут себя так, будто бы фоном для их действий и поступков является многопартийность и конструктивная ориентация оппозиции, полностью справедливые выборы и равенство всех и каждого перед законом. Другая же часть граждан, в большинстве своём подавленная ощущением глубокой имитационности происходящего, отстраняется от участия в политической жизни. Причем как те, так и другие граждане достаточно хорошо вписываются в процессы развёртывания имитационной демократии, в частности - её либеральной модификации.

«Современная либеральная демократия, - как пишет М. Н. Леонтьев, профанация реального народного волеизъявления и народовластия. Да, эта система доведена до совершенства и всем хороша, кроме одного - она больше не работает, а имитирует деятельность» [10, с. 284]. Полагая политическую систему России имитационной, данный автор не видит в этом чего-то плохого. По его мысли, оригинал, под которым он подразумевает «цивилизованный» либеральный стандарт, хуже, чем результат его имитации. Ряд основополагающих документов нашего государства фиксирует элементы этого стандарта, задавая должные параметры российской политической системы. Однако «буквализация нашей политической системы может иметь только один результат: она рухнет, похоронив под собой государство» [10, с. 32].

В условиях экономического отставания России от некоторых других стран немалое число отечественных фирм при наличии выбора между имитациями и инновациями оказываются необходимостью выбрать имитацию. Во многом именно поэтому имитация, предстающая в форме подражания и присвоения, переработки и воспроизводства чужих идей (открытий, изобретений, моделей, технологий) на сегодняшний день представляет собой прибыльное предпринимательство.

Получившие в наши дни распространение социально-имитационные практики, непосредственно связанные с теневым обменом, существуют и интенсивно развиваются в телевизированной среде.

Именно к этой среде, по мысли Е. В. Красавиной, и приходится адаптироваться современным молодым, входящим в жизнь индивидам. Процесс адаптации к ней «обязательно включает в себя и имитативно-презентационную часть: социальный успех индивида обеспечивается не только участием в теневых обменах, но и деятельностью по имитации социоцентрического поведения и следования официальным нормам» [9].

В нашей стране, как и за её пределами, нередко процветает имитирование конституционного порядка, что вообще никак не содействует достижению приемлемой производительности управленческих действий ни на государственном, ни на местном уровнях. Имитация в управлении на сегодняшний день стала инструментом, применение которого позволяет бюрократии сохранять и укреплять свою власть.

В. А. Виняр, исследовавшая имитационные практики, свойственные муниципальному управлению, полагает, что их применение является следствием трёх групп причин: институциональных, социокультурных и субъективных. Первую группу она связывает с высокой степенью институционализирован-ности процессов муниципального управления, что обеспечивает максимум регулятивных влияний на повседневную деятельность. Вторую - с виртуали-зированностью социокультурной среды, в которой происходит функционирование муниципального управления. Третью - с тем, что муниципальным служащим присущ дефицит способности к саморефлексии (критической самооценке) [4, с. 50-52]. При этом во многих случаях оказывается, как отмечают М. В. Зимин и В. А. Виняр, что «органы местного самоуправления работают "сами на себя": сами создают программы, в соответствии с которыми увеличивается количество мероприятий, сами их реализуют, а все для того, чтобы исполнить поручение руководителя и отчитаться о проделанной работе» [7], подлинное же улучшение состояния дел остаётся за пределами фокуса их интересов.

Обсуждая распространённость имитации в современном российском обществе, имеет смысл упомянуть о незаинтересованности отечественных ученых в развитии науки, их исследовательской недобросовестности, хотя именно в этом и состоит, казалось бы, основная их работа. Научная деятельность имитируется в условиях наличия у человека, считающегося ученым, невысокого, но стабильного заработка, постоянного места работы и, как правило, социального статуса преподавателя, который даёт ему определённую власть над студентами.

Согласно В. А. Бажанову, феномен имитации затронул разные аспекты профессиональной деятельности исследователей и преподавателей, специализирующихся в философских науках. Проявления этого феномена обнаруживаются в организации журнально-издательской деятельности и особенно-

стях публикационной активности философов, в участии наших соотечественников в профессиональной коммуникации с российскими и зарубежными коллегами, в преподавании отдельных философских дисциплин и создании необходимой для этого учебной литературы [1]. В. Н. Порус, усматривающий в имитации философии симптом комплекса неполноценности, указывает на такие его проявления, как компиляция академического текста и изображение свободы мысли [11]. Надо полагать, что нечто подобное отмеченному можно сказать и применительно к различным естественным и гуманитарным наукам.

В имитации в отечественной сфере образования свой вклад вносят государство и граждане. Так, вместо декларируемой интеграции российского образования во всемирную систему разворачивается имитирование этого подхода со стороны государства. При этом молодые люди, поступающие в университет, зачастую не имеют должной мотивации к обучению на избранной специальности и в том вузе, в который им удалось поступить. Налицо также их недостаточная образовательная подготовленность к получению высшего образования, невысокая самостоятельность и неэффективный контроль со стороны родителей.

Повседневное существование людей, их социальная идентичность и виртуально опосредованное социально-ролевое взаимодействие также не остались в стороне от процесса распространения обсуждаемого феномена. В условиях трансформации системы общественных отношений инициируется и развёртывается процесс имитации социальных ролей, обеспечивающий личности искомую социальную идентичность,, гражданскую, например, или государственную [5]. Е. А. Сайкин, например, рассматривает процесс имитирования личностью социальной ролей при виртуальном взаимодействии с различными партнёрами в сети Интернет. Для личности, осуществляющей многоканальное общение, использующей нестандартные для обыденной жизни поведенческие модели и экспериментирующей с ролевым поведением, характерна мультипликация социальных ролей [13], то есть создание иллюзии действия в виртуальном мире не одного человека (самого себя), а множества независимых друг от друга субъектов.

В складывающихся обстоятельствах распространение имитаций в жизни общества становится всё более широким, а их интенсивность - всё более высокой, в связи с чем, впору вести речь о социально-имитационном взрыве. Динамика процессов такого рода может быть выражена экспоненциальной кривой. Соответственно рост имитационности в обществе целесообразно обозначить термином «экспоненциальный».

Экспоненциальный рост какого-либо объекта неравномерен. На начальном этапе развития данного объекта рост является медленным. Постепенно он ускоряется всё больше и больше, становясь фактиче-

ски безудержным. Данный характер происходящих изменений обусловлен тем, что скорость роста объекта напрямую зависит от его величины; чем больше объект, тем быстрее он растёт. При этом скорость экспоненциального роста всегда остаётся конечной. Сам же рост, чисто теоретически, может продолжаться вечно, однако на практике, предполагающей развёртывание соответствующего процесса в реальных пространстве и времени, он непременно остановится по причине исчерпании каких-либо ресурсов.

Для жизни общества экспоненциальный рост не является чем-то необычным. Именно так увеличиваются, например, народонаселение и политическая активность избирателей, распространяются социально значимая информация и высокоэффективные технологии. Возрастание широты распространения феномена имитации и повышение его значимости применительно к становлению системы общественных отношений вполне соответствует тенденции к экспоненциальному росту, которую допустимо признать общесоциальной.

Насыщенность жизни современного общества социально-имитационными процессами и их результатами очевидна. При этом представления о современном обществе как «имитационном» постепенно становятся общепринятыми как в рамках теоретически оформленного социально-гуманитарного знания, так и в публицистике, в СМИ, в повседневной жизни. Проявления имитации сегодня наблюдаются в политике и экономике, в государственном и муниципальном управлении, в науке, философии и образовании, в повседневной жизни, в процессах обеспечения социальной идентичности и социально-ролевого взаимодействия людей, а также во многих других сферах. Имитация, выступающая как феномен сознания и поведения, одновременно и конструируема реальностью и конструирует реальность. Присутствуя повсюду, являя собой системообразующий признак современного общества, социальная имитация может влиять на социальные процессы как положительно, упорядочивая их, так и отрицательно, разрушая их созидательную направленность.

Литература

1. Бажанов, В.А. Свободное научное творчество и его имитация в отечественной философии / В.А. Бажанов // Эпистемология и философия науки. - 2010. - Т. 23. - № 1. - С. 111-125.

2. Беляев, И.А. Свобода целостного человеческого существа в социально-личностном измерении / И.А. Беляев,

A.М. Максимов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11(130). - С. 139-145.

3. Беляев, И.А. Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010 - № 10 (116), октябрь. - С. 57-61.

4. Виняр, В.А. Причины применения имитационных практик в муниципальном управлении / В.А. Виняр // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 8 (14). - Ч. 2. - C. 50-52.

5. Голенкова, З.Т. Имитация социальной идентичности в условиях трансформации / З.Т. Голенкова // Имитация как принцип интолерантного поведения : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч.-просвет. конф. - Краснодар : КубГАУ - 2013. - С. 14-22.

6. Закирова, Т.В. Феномен симулякра как проявление социальной имитации / Т.В. Закирова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 7, июль. - С. 50-53.

7. Зимин М.В. Имитации в системе муниципального управления [Электронный ресурс] / М.В. Зимин,

B.А. Виняр // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. Режим доступа: www.science-education.ru/106-7753 (дата обращения: 18.04.2014).

8. Зиновьев, А.Л. Русская трагедия / А.А. Зиновьев. - М. : Эксмо, 2005. - 512 с.

9. Красавина, Е.В. Институциональная среда имитационных практик адаптации [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. - № 2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/institutsionalnaya-sreda-imitatsionnyh-praktik-adaptatsii (дата обращения: 13.09.2015).

10. Леонтьев, М.В. Идеология суверенитета. От имитации к подлинности. / М.В. Леонтьев. - М. : Изборский клуб, Книжный мир. - 2014. - 320 с.

11. Порус, В.Н. Имитация философии как симптом комплекса неполноценности / В.Н. Порус // Эпистемология и философия науки. - 2007. - Т. 11. - № 1. - С. 71-74.

12. Пучков, А.Я. Имитационная реальность : онтогносеологический анализ : монография / А.Я. Пучков. -Екатеринбург : Изд-во «Банк культурной информации». - 2006. - 252 с.

13. Сайкин, Е.А. Социальные роли : мультипликация и имитация при виртуальном взаимодействии / Е.А. Сайкин // Идеи и идеалы. - 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 22-28.

14. Тощенко, Ж.Т. Новые лики деятельности : имитация / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. -2012. - № 12. - С. 23-36.

15. Тощенко, Ж.Т. Фантомы российского общества / Ж.Т. Тощенко. - М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. - 2015. - 668 с.

16. Философско-социологические проблемы общества, науки и образования : коллективная монография / М.Х. Хаджаров, И.А. Беляев, УИ. Грызова [и др.]. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.