Научная статья на тему 'Социальная идентичность калининградцев в социальном и геополитическом контексте'

Социальная идентичность калининградцев в социальном и геополитическом контексте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
480
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алимпиева Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная идентичность калининградцев в социальном и геополитическом контексте»

ОБЩЕСТВО И ДЕМОГРАФИЯ

А. В. Алимпиева

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАЛИНИНГРАДЦЕВ В СОЦИАЛЬНОМ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Общество и его институты, прежде всего, государство, как правило, заинтересованы в выраженности тех или иных видов идентичности в связи со стоящими за ней ценностями, установками, поведенческими образцами. Так, укрепление российской идентичности имеет важное значение для развития государственности, федерализма и сохранения единства страны, а формирование европейской идентичности у россиян могло бы иметь значение в случае полноценного вхождения РФ в Европейское сообщество. Идентификация человека с территориальным сообществом, в том числе эмоциональная приверженность своей стране, региону, городу или поселку, позитивно влияет на жизнедеятельность этого сообщества, поскольку человек соотносит выбор средств своей деятельности и ее последствия с интересами остальной части мы-группы, сознательно стремится внести свой вклад в ее развитие.

Состояние социальной идентичности, степень ее выраженности, соотношение в ее

1 См., например: Алимпиева А. В. Калининградцы: проблема социальной идентичности // Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США. Сб. науч. тр. / Под ред. В. Н. Брюшинкина. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003; Алимпиева А. В. Эксклавный российский регион: проблема социальной идентичности // Регион сотрудничества. Вып. 17 (42): Регион в условиях глобализации / Под ред. А. П. Клемешева.- Калининград: Изд-во КГУ, 2004.

2 Опрос проводился на основе вероятностной стратифицированной выборки объемом 1460 чел. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

структуре различных компонентов (когнитивного, ценностного, эмоционального, поведенческого) и видов (национально-государственной, региональной, локальной, этнической, религиозной и др.) зависит от множества факторов, доступных и не доступных корректирующему воздействию со стороны заинтересованных сил.

Ввиду особого положения Калининградской области в геополитическом и социокультурном пространстве вопрос о состоянии идентичности ее жителей, а также о факторах ее развития представляет несомненный научный и практический интерес. Поиску ответов на этот и другие сопряженные с ним вопросы были посвящены исследования, проводимые калининградскими социологами с 2001 г.1 Исследование, проведенное в 2008 г. при поддержке Общественной Палаты РФ, включало экспертные и фокус-групповые интервью, массовый социологический опрос калининградцев2. Кроме того, аналогичный социологический опрос

был проведен нашими партнерами в Псковской области3, ряд особенностей которой (прежде всего, приграничное положение, близость к европейским государствам) сближает ее с экс-клавным российским регионом. Таким образом, возникла возможность сравнить полученные в Калининградской области данные с псковскими показателями, выявив специфику социальных идентификаций калининградцев.

Учитывая геополитическое положение Калининградской области (территориальную оторванность от РФ, окруженность европейскими государствами, входящими в Евросоюз, Шенгенскую зону, НАТО), мы хотели понять, каким видят свой регион его жители, как они оценивают близость к Европе и удаленность от своей страны, с какими социально-территориальными общностями (Европа, Россия, регион) идентифицируют себя в первую очередь.

Исследование показало, что в основе региональной идентичности калининградцев лежит восприятие ими региона как уникального территориального и социокультурного образования. Помимо объективного фактора экск-лавности, важную роль играют наличие уникальных природных особенностей (море, месторождение янтаря), специфический характер истории края, миграционный характер формирования регионального социума, присутствие

в региональной субкультуре различных культурных образцов и артефактов, высокая активность трансграничных контактов калининградцев, сравнительно высокий (на фоне большинства российских регионов) уровень жизни, являющийся результатом, прежде всего, усилий самих граждан, некоторая ущемленность в правах и возможностях (ограничение возможности передвижения в связи с визовым режимом в соседних странах, игнорирование федеральным центром интересов жителей региона).

Под воздействием этих факторов у калининградцев формируется региональная идентичность с ярко выраженным эмоциональным компонентом. И если с когнитивной точки зрения национально-государственная идентичность выглядит более оформленной (до половины жителей области, в первую очередь, считают себя россиянами), то в эмоциональном плане (и можно предполагать, в ценностном и поведенческом) доминирует региональная (калининградская) идентичность.

В целом, регион оценивается его калининградцами как более благополучное и перспективное место жительства, нежели Россия в целом, что выражается в сравнительно высокой удовлетворенности проживанием в регионе (рис. 1).

Рис. 1. Степень удовлетворенности проживанием в регионе населения Калининградской и Псковской областей

3 Руководитель опроса - д.г.н., профессор А. Г. Манаков.

На восприятие России жителями эксклав-ного региона и на формирование национально-государственной (российской) и идентичности заметное влияние оказывает ощущение оторванности от страны, отражающее как факт эк-склавного статуса области, так и недостаток внимания федеральных властей к специфическим трудностям калининградцев. Как показало исследование, идентификация с Россией носит опорный, "стержневой" характер, что связано с восприятием страны как великой, мощной державы с обширной территорией, богатыми природными ресурсами и великой историей. Главный смысл национально-государственной идентичности для калининградцев (а вероятно, и для жителей других российских регионов, не имеющих статуса национальных республик или столиц) заключается в ожидании защиты, экономической и политической поддержки со стороны России как великой страны.

Уникальные геополитическое положение и история возникновения Калининградской области делает эти ожидания особенно обоснованными. Однако, "большая Россия" в лице государственных структур не торопит-

ся адекватно ответить на них. Как признавали участники исследования (респонденты массового опроса, фокус-групповых интервью), специфические трудности и интересы жителей региона федеральным центром зачастую игнорируются, не учитываются. Государство не пытается смягчить последствия эксклавно-сти для жителей региона (например, проблему загранпаспортов и виз), некоторые из принимаемых решений только усложняют и без того непростую для калининградцев ситуацию (как, например, решение о создании в регионе игорной зоны) (рис. 2).

Таким образом, обнаруживается противоречие между ожиданиями жителей региона в отношении РФ и теми ответами, которые на них дает федеральный центр. Результат такого расхождения - заметно более низкая удовлетворенность проживанием в России, отмечаемая калининградцами (в Псковской области ситуация ровно противоположная: псковичи в меньшей степени удовлетворены жизнью в регионе и в большей - в России.) (рис. 3).

Эмоционально-ценностный приоритет региона для калининградцев особенно четко

*Степень согласия или несогласия с суждениями респонденты оценивали по шкале от -3 до +3.

Рис. 2. Мнения жителей Калининградской и Псковской областей о взаимоотношениях региона и государства

Удовлетворённость проживанием в России

35,00%

30,00%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

Степень удовлетворённости проживанием

Рис. 3. Степень удовлетворенности проживанием в России населения Калининградской и Псковской областей

виден на фоне Псковской области, жители которой, находясь в более неблагоприятной социально-экономической ситуации, сохраняют лояльность и приверженность России, связывают с ней свои надежды на лучше будущее. В этом плане примечательны показатели, характеризующие миграционные настроения калининградцев и псковичей. Уезжать из Калининградской области в другой регион России большинство калининградцев не хочет, тогда как намерение покинуть Россию выражено гораздо заметнее.

Таким образом, именно с низким уровнем и качеством жизни в стране в целом связана угроза миграции жителей из Калининградской области за рубеж, а также маргинальная позиция в отношении желательного для себя места жительства (особенно, если речь идет о стране), характерная для сравнительно высокой доли жителей региона. Отсюда следует, что повышение уровня и качества жизни находится в ряду факторов, способных повлиять на сохранение или потерю Калининградской областью статуса субъекта Российской Федерации. Подобная возможность не выглядит фантастической, если принять во внимание следующие данные массового опроса калининградцев. До 20% жителей региона готовы поддержать отделение области от Российской Федерации при определенных условиях, прежде всего, в случае получения ею государственной независимости.

Речь, конечно, не столько о вероятности реализации сепаратистского сценария, сколько об общественных настроениях, которые отражают отношение калининградцев к своему региону, к российскому государству и к самим себе. Стоит отметить, что калининградцы, в отличие от тех же псковичей, надеются не столько на государство, сколько на самих себя. Улучшение в будущем своего материального положения жители региона связывают, в первую очередь, с собственными усилиями (неслучайно в числе основных жизненных целей экономически активного населения и молодежи Калининградской области на ближайшие 5-10 лет превалируют создание и развитие бизнеса, профессиональное развитие и поиск (смена) работы), а не с действиями федеральной или региональной власти, с которой, как раз, жители региона, скорее связывают различные проблемы (в качестве примера можно привести запуск в регионе миграционной программы и проекта создания игорной зоны, каждый из которых не получил поддержки в общественном мнении). Все или многое из того, что калининградцы имеют на сегодняшний день, - это результат, прежде всего, их собственных усилий, а не следствие работы правительства или помощи со стороны России. Наоборот, общее социальное неблагополучие связывается жителями региона со страной в целом и ее властными институтами.

Стоит ли в таком случае жителям региона ориентироваться на Россию, идентифицировать себя с ней? Или лучше повернуться к ней спиной, используя свою изолированность от территории российского государства?

По своей сути регионализм нацелен на практическое использование тех возможностей, которые вытекают из естественного территориального деления общества4. И если российское общество заинтересовано в использовании возможностей, обусловленных положением и характером развития Калининградской области, в ответ ему следует способствовать решению социальных проблем ее жителей и созданию более благоприятных условий для более динамичного развития региона. Это означает, что российские власти должны учитывать в своей региональной политике в отношении Калининградской области различные сценарии, прогнозировать и смягчать возможные негативные последствия изменения мирового порядка и своей международной политики для жителей эксклавного региона.

Одной из значимых проблем, обострившихся в последнее время, для калининградцев является усложнение визового режима, определяющего возможности не только заграничных поездок, но и перемещений на территорию собственной страны ("большой России"). На ужесточение визового режима повлияло, прежде всего, вхождение стран-соседей Калининградской области в Шенгенскую зону. Однако, в силу особого положения регион мог рассчитывать на определенные послабления в этой сфере (упрощения порядка получения виз, удлинение периода их действия, удешевления их стоимости), надежды на которые развеялись в связи с появлением в мировой политике вводной "08.08.08".

Визовый вопрос не является надуманным для калининградцев. Одной из естественных последствий эксклавности региона является высокая активность его экономических связей с европейскими странами, а также высокий уровень зависимости регионального рынка от импортных товаров ("импортными" для области фактически являются и товары, произведенные в других российских регионах). Отсюда необходимость и желательность для калининградцев

более активного развития связей с соседними европейскими странами и Евросоюзом в целом (за это выступают более трех четвертей жителей области), что вряд ли возможно в полной мере без решения визовой проблемы.

Развитие связей с Европой, в свою очередь, оказывается тем параметром, состояние которого сказывается и на ситуации в сфере социальной идентичности, и на отношении калининградцев к идее отделения от России. Исследование показало, что, как это ни парадоксально, близость Калининградской области и ее жителей к Европе детерминирует близость к России. Как отмечали участники исследования (эксперты, участники фокус-групп), россияне (калининградцы в том числе), конечно, не являются в социокультурном смысле европейцами и существенно от них отличаются по целому ряду признаков. В то же время калининградцам присуща большая "европейскость", чем жителям какого-либо другого региона России. Как гражданин России, житель Калининграда может не чувствовать своей непосредственной причастности к европейцам, но сравнивая свой образ жизни, уровень экономического развития региона, местные культурные традиции, уровень развития личных связей и деловых контактов с другими странами, с другими регионами России, он ощущает, что находится ближе к Европе не только в географическом, но и в культурном и экономическом отношении (по словам одного из респондентов, Калининград - "европейский город с русским лицом"). С другой стороны, открытость Европе, ориентированность на развитие экономических, социокультурных и иных связей с европейскими странами, включая упрощение визового режима, коррелирует с категорическим неприятием идей об отделении Калининградской области от РФ.

На фоне Европы, таким образом, отчетливо проявляется проблематика отношений между Калининградской областью и Россией. Неслучайно на вопрос "А вам как бы хотелось в перспективе, чтобы Калининград становился ближе к Европе или ближе России?", один из участников фокус-групповых интервью ответил: чтобы Россия оставалась ближе к Калининграду.

4 Макарычев А. С. Регионализм и региональная культурная идентичность // Ученые записки СГУ Вып. 11. - 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.