А. ПОЗДНЯКОВ, профессор, первый проректор по экономике и социальной политике
Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последние десять-пятнадцать лет, диктует необходимость формирования нового мышления как у отдельной личности, так и у целого коллектива. В первом случае адаптация проходит более активно и менее болезненно, во втором - противоречиво и порой очень непросто. Многотысячный коллектив можно мобилизовать, создав корпоративную идеологию, университетскую культуру, которую по убеждению, а не под давлением сверху должен безоговорочно принимать каждый член университетского сообщества.
В марте 2004 года Ученый совет ТГУ им. Г.Р. Державина принял Концепцию развития университета на период до 2010 года. В ней определены следующие основные задачи:
1) формирование университетской структуры нового типа, соответствующей современным экономическим, социальным, научно-образовательным и воспитательным целям;
2) качественный рост профессорско-преподавательского состава;
3) наращивание материально-технической базы;
4) разработка воспитательной стратегии в быстро изменяющихся идеологических и морально-этических условиях;
5) формирование социальной политики университета.
На последних двух факторах нужно остановиться специально, так как они являются в нашем обществе наиболее уязвимыми. Социальная политика университета отражена в принятой на Ученом совете Концепции социального развития. Она предполагает как минимум три направления: «Здоровье», «Семья», «Мой университет».
Программа «Здоровье» направлена на решение жизненно важных проблем как
Социальная и воспитательная политика университета
членов университетского сообщества, так и жителей города и области в целом. Университет обладает хорошей спортивной базой: стадион, спортивные залы, собственные базы отдыха и наша гордость - фитнес-центр, оборудованный по последнему слову спортивной техники. Все это доступно не только студентам и преподавателям, но и всем желающим горожанам.
Ресурсы классического университета позволяют самостоятельно и на высоком профессиональном уровне решать многие
социальные проблемы, в том числе и связанные со здоровьем.
Для решения проблем студентов-инвали-дов (у нас их 80 человек) и детей-инвалидов, пребывающих в специализированных учреждениях Тамбовской области, учеными нашего университета разработаны коррекционные программы: «Социализация детей, подростков и молодежи с проблемами в развитии», «Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов», «Возвращенное детство: социальное, физическое, психологическое здоровье детей-инвалидов», «Социальная адаптация детей-инвалидов к условиям высшей школы: из опыта работы» и др.
В университете ежегодно проходят международные и всероссийские научные конференции о здоровом образе жизни, работает волонтерский студенческий отряд «Бумеранг», ведущий активную просветительскую работу и планомерную антиникотиновую, антиалкогольную, антинаркоти-ческую кампанию. Университет тесно сотрудничает с Управлением здравоохранения области, Управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В рамках программы «Семья» решаются бытовые и финансовые проблемы преподавателей и семейных студентов. Университет совместно с областным Управлением по социальному страхованию дает возможность детям преподавателей и сотрудников ежегодно отдыхать в санаториях, детских оздоровительных лагерях, на университетских базах отдыха.
«Мой университет» - программа, направленная на улучшение территории и аудиторного фонда. Благоустройство прилежащих к учебным корпусам и общежитиям территорий проходит под девизом: «Университет - парковая зона» и осуществляется силами специалистов университета.
Одной из главных задач университета является достижение высокого культурного уровня воспитательной работы в вузе, создание гуманистической воспитательной системы, пронизывающей все области его жизнедеятельности. Воспитательная работа у нас выполняется в соответствии с требованиями, предусмотренными Министерством образования и науки РФ, российскими и региональными программами по молодежной политике, требованиями, закрепленными Уставом университета, Концепцией воспитательной системы ТГУ им. Г.Р. Державина, планом воспитательной деятельности университета. Она строится на основе совместных действий специалистов отделов воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы университета, заместителей директоров учебных подразделений университета по воспитательной и социальной работе, кураторов
групп, актива студенческого самоуправления, профессорско-преподавательского состава университета.
Совокупность стратегических задач университета определяет следующие приоритетные направления воспитания: мировоззренческое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, профессионально-творческое и трудовое, физическое, семейно-бытовое, экологическое.
Одной из составляющих формирования современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей является развитие студенческих дискуссионных клубов по проблемам социально-политической, экономической жизни государства, внутренней и внешней политики. В университете широко развиты клубные формы работы (историко-литературные маршруты Центрального Черноземья, «Молодая семья», КВН, «Клуб друзей Германии», «Английский клуб», «Американский клуб» и т.п.), созданы лектории различной направленности: по философии, политологии, религиоведению, межнациональным отношениям, теории и истории искусств.
Большую роль играют общественные организации, деятельность которых направлена на организацию научно-исследовательской работы посредством просветительских программ (мероприятий) профилактического характера в интересах детей, подростков и молодежи, особенно «групприска» (общественные объединения «Выбирай» и «Бумеранг», центр бальной хореографии при Академии непрерывного образования, научно-учебный центр по проблемамоздоровительно-коррек-ционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста, клуб студенческих инициатив «Логос», общественная организация молодых инвалидов «Аппарель», ассоциация выпускников детских домов и школ-интернатов «Надежда» и т.п.).
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы университета является гражданско-патриотическое воспитание. Студенты принимают участие в различ-
ных митингах, манифестациях, посвященных героико-патриотическим событиям, в проведении конкурсов, посвящённых истории России и Тамбовщины, осуществляют поиск, сбор и изучение архивных, археологических и этнографических документов, пополняющих музейные экспозиции и выставки. Особенно активизируют гражданскую позицию корпоративные формы работы, такие, как День рождения университета, День рождения Г.Р. Державина, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, студенческие шествия, проведение различных обрядовых и календарных праздников и др.
Духовно-нравственное воспитание является фундаментом формирования целостной личности. Одной из форм работы в этом направлении является приобщение студентов к истории и традициям университета, к их сохранению и приумножению, пропаганда символики и бренда университета. Большое внимание уделяется стимулированию и культивированию в личности студента чувства справедливости, независимости, внутренней свободы, внимательного и уважительного отношения к духовным ценностям. Так, в Институте физической культуры и спорта учреждена «Золотая книга», в которую вносятся наиболее значимые события, имена выпускников-отличников, чемпионов. Студенты часто выезжают с экскурсиями по историческим местам: в города Мичуринск, Задонск, Владимир, Тарханы, на родину С.В. Рахманинова в Ивановку. Ярко прошел праздник, посвященный 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, традицией стали Дни славянской культуры и письменности.
Правовое направление воспитательной деятельности университета основывается не только на знании студентами законов, прав и обязанностей, но и предполагает тесное сотрудничество с представителями различных учреждений правоохранительных органов по предупреждению правонарушений среди студентов. В университете активно функционирует «Клуб молодых избирате-
лей», объединяющий в своих рядах большое количество студентов, проявляющих высокую гражданскую позицию. Он является инициатором проведения деловых игр, дискуссий по проблемам права и правосознания. Ярким событием в жизни университета стала встреча с губернатором области О.И. Бетиным - открытое общение с представителем государственной власти.
Эстетическое воспитание студентов способствует наиболее полному развитию и самореализации личности. Формы организации художественной самодеятельности в университете самые разнообразные. Они включают в себя и проведение различных конкурсов («Мисс и Мистер Университет», «Улыбка», «Народно-прикладное творчество», «Алло, мы ищем таланты», фестиваль фран-кофонии - конкурс исполнительского мастерства на французском языке и др.), и деятельность любительских клубов, объединений, художественных, вокальных, хорео-графическихи театральных центров («Центр бальной хореографии», «Клуб классической и эстрадной музыки», «Фольклорный центр», литературный кружок), и проведение различных концертов как силами студентов, так и с приглашением известных композиторов, писателей, поэтов. Большие возможности для реализации студенческих способностей открывает ежегодно проводимый фестиваль «Студенческая весна». Творческое сотрудничество университета с Тамбовским областным драматическим театром позволяет нашим студентам повышать свой культурный и духовный уровень.
Подготовка конкурентоспособного специалиста невозможна без профессиональнотворческого и трудового воспитания. Данное направление реализуется прежде всего путем приобщения студентов к их будущей профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям. В университете разработаны соответствующие программы, реализующиеся в научно-исследовательских объединениях по различным специальностям и направлениям. Студенты принимают участие в семинарах и конкур-
сах, разрабатывают задания учебно-исследовательского характера, работают в научных кружках, проблемных группах. Профессионально-творческое и трудовое воспитание предполагает не только научно-исследовательскую, но и трудовую деятельность. В университете действуют студенческие отряды: строительный, педагогический, археологический, этнографический.
Физическое воспитание студентов направлено на формирование здорового образа жизни. Они принимают участие в соревнованиях не только городского, областного, регионального уровней, но и защищают честь России на международных соревнованиях. В университете работает большое количество секций по различным видам спорта (теннис, аэробика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, различные виды единоборств, шахматный клуб и др.). Развитию спортивно-массовой работы в университете способствует наличие прекрасной спортивной базы: тренировочные залы, оборудованный тир, игровой и гимнастический залы, два атлетических зала, спортивный манеж. Традиционными стали такие мероприятия, как «Неделя спринта», легкоатлетические кроссы, спартакиады по различным видам спорта, «День здоровья», «День лыжника» и многие другие. Участие студентов и преподавателей в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях университета позволяет не только развить интерес к спорту, но и пропагандировать здоровый образ жизни. В университете разработан детальный план мероприятий, включающий в себя меры по совершенствованию организации и повышению качества лечебно-профилактического и оздоровительно-спортивного обеспечения студентов. Реализации этого плана способствует тесное сотрудничество университета с Центром планирования семьи, Управлением Госнаркоконтроля России по Тамбовской области, Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и другими профилактическими учреждениями. В связи с этим проводятся различные акции («Простые
правила», «День борьбы против курения», «День борьбы со СПИДом» и др.).
Семейно-бытовое воспитание занимает важное место в формировании и становлении личности. Реализация данного направления осуществляется в таких формах, как посещение студентами лекций, проводимых в Центре планирования семьи, заседание клуба «Молодая семья», проведение устных журналов «Моя родословная», «Семейные традиции», семинар-тренинг «Жизнь, достойная человека», участие студенческих семей в конкурсе «Ее величество - семья».
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью реализации воспитательной Концепции университета. В университете созданы кружки, в программу которых входит изучение загрязненности атмосферы, воды и почвы Тамбова и Тамбовской области, изучение экологической обстановки на промышленных предприятиях. Отдельные студенты работают в детских экологических центрах г. Тамбова и г. Моршанска, возглавляя экологическую природоохранную деятельность школьников. В университете ежегодно проводятся региональные научные конференции по экологическим проблемам, на которых студенты выступают с рефератами. Силами студентов подготовле-ныи проведены «Всероссийские детские Вер-надовские чтения». Специальные выпуски университетских газет посвящены «Дню защиты Земли», «Дню Планеты», широко отмечаются такие мероприятия, как «Всемирный день метеорологии», «Не обижайте муравья» и другие. С большим интересом студенты относятся к туристическим походам, во время которых проводятся викторины о фауне и флоре края, беседы об окружающей среде, осуществляется сбор лекарственных средств для аптечки университета.
Все указанные направления социальновоспитательного характера, планомерно реализуемые в рамках корпоративной идеологии, позволяют сформировать высокодуховную личность, а университетскому сообществу в значительной степени избежать социальных бед.