Научная статья на тему 'Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности – современный подход'

Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности – современный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1133
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов Михаил Владимирович

Современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность организаций приспосабливаться к изменениям основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности – современный подход»

Беспалов Михаил Владимирович, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина председатель Тамбовского регионального отделения РоСМУ,

к.э.н., доцент

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СОВРЕМЕННЫЙ

ПОДХОД.

Ключевые слова: эффективность предпринимательской деятельности, социальная эффективность, факторы воздействия

Аннотация. Современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность организаций приспосабливаться к изменениям - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Эффективность предпринимательской деятельности непосредственно связана с постановкой социальных и экономических целей. Трактовка цели предполагает ее объективную обусловленность. Она проявляется в четкой определенности, в направленности развития, вызванной объективными причинами. В процессе постановки целей фиксируются те свойства и качества, которые должен получить объект по завершении определенной деятельности. Цель, таким образом, формирует основы деятельности. При этом деятельность трактуется как активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Цель характеризуется предварительной продуманностью. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. После того, как цель поставлена,

анализируется ситуация, в которой будет осуществляться деятельность, выбирается способ и средства достижения этой цели, намечается последовательность будущих действий - схема деятельности.

При оценке социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности необходимо определить важнейшие факторы, оказывающие влияние на эффективность применительно к условиям нестабильной экономики.

В зависимости от направленности действия все факторы разделяются на внутренние и внешние и оказывают непосредственное воздействие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности. (Рис. 1.)

Внутренние переменные, являясь ситуационными факторами внутри организации, оказывают существенное влияние на эффективность деятельности фирмы. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Однако, как показывает практика, не все внутренние переменные полностью контролируются топ-менеджментом, и зачастую внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей.

Однако набор факторов внешней среды и оценка их воздействия на эффективность деятельности фирмы различны. Зачастую фирма в процессе управления сама определяет, какой набор индикаторов позволяет оценить степень внешнего воздействия на результаты ее деятельности, как в настоящем периоде, так и в стратегическом аспекте.

Внутренние факторы можно объединить в следующие группы, связанные с личностью руководителя и способностью управлять предприятием; инновационной политикой предприятия: совершенствованием

организации производства и труда; организационно-правовой формой хозяйствования; созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе; спецификой производства и отрасли: качеством продукции, ее конкурентоспособностью, управлением издержками и ценовой политикой; амортизационной и инвестиционной политикой.

В зависимости от характера воздействия внешние факторы можно разделить на факторы макроокружающей среды и микроокружающей среды.

Один из факторов микроокружающей среды - поведение покупателей. Покупатель, приобретая товар и услугу, создает спрос, который необходимо удовлетворять по различным параметрам. С другой стороны, предприятие, предлагая рынку новые товары, более широкого ассортимента и улучшенного качества, изменяя уровень цен и качество обслуживания, формирует у покупателей спрос и удовлетворяет более разнообразные его потребности.

В процессе взаимодействия с поставщиками каждая организация стремится обеспечить эффективность деятельности компании. Условия поставки товара, порядок расчетов, возможные скидки и сервисные услуги влияют на взаимоотношения организации с поставщиком. Поставщики исторически играют особую роль, так как фирмы любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материалов и оборудования, потребляемой энергии.

Все коммерческие операции завершаются куплей-продажей товаров, а значит и определенными отношениями с банками. Именно банки предоставляют торговым предприятиям кредиты, осуществляют безналичные расчеты с поставщиками, с организациями, представляющими инфраструктуру рынка (рекламными агентствами, транспортными фирмами).

Чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально-финансовыми ресурсами. На первый план выходят трудовые ресурсы организации. В организациях всех форм собственности

люди становятся важнейшим исходным ресурсом. Поэтому для эффективной как социальной, так и экономической эффективности деятельности предприятия необходимо ее обеспечение квалифицированным персоналом.

Внешние факторы микросреды

Внутренние факторы

Внешние факторы макросреды

Международные факторы

Политические факторы

Способность руководителя управлять в условиях рынка

Инновационная политика предприятия

Качество и конкурентоспособность продукции

Амортизационная и инвестиционная

политика

Создание благоприятного социально-

психологического климата в коллективе

Я

р

е

д

р

и

н

и

теа

е

л

с

к

о

О

о

С

и

а

л

ь

н

а

¡я

и

к

о

н

о

и

ч

е

с

к

е я

о>

я э ет ф

ел ф

о

кт

и

в

н

о

с

т

ь

4

< Поведение покупателей

4 Политика, осуществляемая поставщиками

4 Деятельность конкурентов

4 Состояние банковской системы

4

4 Состояние трудовых ресурсов

*

Демографические факторы

Рис. 1. Внутренние и внешние факторы, влияющие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности

Эффективность работы предприятия в условиях нестабильной экономики в значительной степени зависит от внешних факторов макросреды, которые на сегодняшний день можно объединить в следующие группы: экономические факторы, социальные факторы, экологические факторы, правовые факторы, научно-технические факторы, демографические факторы.

Экономические факторы макросреды охватывают сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников. К числу экономических факторов можно отнести особенности развития производственной сферы. При этом важно рассматривать два аспекта развития производственного базиса: отраслевой и региональный. В отраслевом аспекте изучается производственная, технологическая и организационная иерархия отраслевой структуры, ее ретроспективная динамика и перспективы. В региональном - требуется изучение характера размещения производительных сил и конкретных объектов производственной инфраструктуры, определяющих структуру предложения в границах конкретного региона, особенности материально - технической базы производственных процессов, оказывающих влияние на показатели эффективности производственной и всей предпринимательской деятельности.

Расширенную совокупность элементов объединяют экологические факторы. Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов: природно-

климатические, природно-ресурсные, природоохранные.

Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка и удовлетворяющие его спрос предпринимательской структуры. Важно отметить, что требуют учета оба вида таких факторов, так как природные условия, в которых функционирует потребитель и предприниматель, могут

не совпадать.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями использования всех видов природных ресурсов, используемых в предпринимательской деятельности. В их числе: природное сырье, запасы воды, топлива, энергии.

С точки зрения современной социально - этической потребности наиболее пристального внимания заслуживают социальные элементы макроокружающей внешней среды. Их группа, пожалуй, наиболее многочисленна. Пытаясь дать расширенную характеристику ее структуре, экономической природе и характеру воздействия на предпринимательскую деятельность, можно выделить две подгруппы: элементы, имеющие

материально-вещественную форму выражения и элементы, не имеющие такой формы.

В первой подгруппе представлены конкретные объекты социальной инфраструктуры конкретного рынка. К числу таких объектов можно отнести широкую совокупность систем и сетей, обеспечивающих жизнедеятельность индивидуума, их групп и общества в целом. Это - объекты инженерного обеспечения, культурно - бытовой сферы, общественного транспорта, охраны общественного порядка, регионального и местного управления. Их наличие и отсутствие формируют условия для определения способа ведения предпринимательской деятельности, ее масштабов и территориальной специфики. Так, например, при отсутствии широкой и разнообразной эффективно функционирующей инфраструктуры, затруднительно или практически невозможно развитие некоторых видов бизнеса (туристической деятельности, производство бытовых услуг, некоторые виды строительного производства).

Ко второй подгруппе относятся элементы так называемой социально -духовной среды. Именно они формируют психологический климат, общественные предпочтения, вкусы и пристрастия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В социально-духовной среде можно выделить исторические традиции,

присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируется целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрения и нравственные устои. К социально - духовной среде можно отнести национальные, расовые, религиозные особенности потребителей, обуславливающие специфику социального поведения и образа жизни.

Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис предпринимательства в форме инфраструктурных объектов и спроса потребителей конкретных товаров. Эти же элементы приобретают особое значение при решении проблем конкуренции, определении конкурентоспособности фирмы на рынке. Известно, что наиболее действенным методами конкурентной борьбы являются ценовые и неценовые методы. При этом к неценовым методам относятся повышение качества товара и совершенствование его параметров, наиболее значимых для потребителя.

Однако, по мере развития рынка, активизации предпринимательской деятельности и постепенного удовлетворения спроса на различные товары ставится задача использования дополнительных методов конкуренции. К числу таких методов можно отнести конкуренцию, основанную на укреплении имиджа и общественном признании фирмы производителя. Такие методы наиболее эффективны в рамках предметной (маркетинговой) конкуренции, когда товары, присутствующие на рынке близки или полностью идентичны по качественным характеристикам или высокая платежеспособность целевого рынка отодвигает на задний план ценовые факторы.

Для демографической среды характерны: естественное движение населения, продолжительность жизни населения, объем миграции, уровень демографической нагрузки. Так, например, снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать

8

свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

К международным факторам, которые оказывают воздействие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др.

Для эффективного управления бизнесом необходимо учитывать внешнее окружение как единое целостное воздействие в силу того, что организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов и результатов взаимодействия с внешней средой. Организация должна своевременно и эффективно реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей.

В условиях сложной и динамично развивающейся внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ факторов влияния и на основании собранной информации прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.

Сегодня единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного функционирования в стратегическом аспекте и непрерывного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды фирмы в их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного многомерного анализа с учетом индивидуальных особенностей компании при

9

соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений в отношении повышения социальной и экономической эффективности деятельности предприятия.

Список литературы

1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).

2. Асаул А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности./ А.Н. Асаул, Х.С.Абаев, Д.А.Гордеев. -СПб.: Гуманистика, 2007. - С 54-58

3. Беспалов М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.

4. Беспалов М.В. Анализ процесса формирования и развития российской инновационной экономики в современных экономических условиях / Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 6. С. 25-32.

5. Беспалов М.В. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области/ Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 38. С. 2-11.

6. Беспалов М.В. Анализ развития социально-экономической системы Тамбовской области в условиях кризиса / Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 35. С. 43-51.

7. Нечаева С.Н. Оценка факторов экономической эффективности на микро-уровне. / С.Н. Нечаева, В.Б. Малицкая // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика. 2010. №3. - С.83-88.

8. Полунина Л.Н. Проблемы развития учетно-аналитического

10

пространства в условиях инновационного развития экономики / Л.Н. Полунина// Материалы Международной научно-практической конференции 22 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.