Научная статья на тему 'Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности'

Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26028
1602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ МИКРОСРЕДЫ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTERNAL FACTORS / EXTERNAL FACTORS OF MICROENVIRONMENT / EXTERNAL FACTORS OF MACRO-ENVIRONMENT / EFFECTIVENESS OF ENTERPRISE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полунина Наталья Леонидовна

Рассмотрена проблема выявления факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности. В условиях чрезвычайно высокой степени сложности, динамизма и неопределенности среды способность организаций приспосабливаться к изменениям – одно из основных условий развития в бизнесе. Предложен алгоритм оценки социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности на уровне организации, выявлены внутренние факторы, внешние факторы микросреды и внешние факторы макросреды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT INFLUENCING ON SOCIAL AND ECONOMIC EFFECTIVENESS OF ENTERPRISE ACTIVITY

The problem of exposure of factors of external and internal environment is touched, which have an influence on social and economic effectiveness of enterprise activity. In condition of extraordinary high degree of complexity, dynamism and uncertainty of environment organization the ability to adapt to transformation is one of the main conditions of business development. The algorithm of estimation of social and economic effectiveness of enterprise activity up-to-date organization is offered, internal factors, external factors of microenvironment and external factors of macro-environment are exposed.

Текст научной работы на тему «Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности»

УДК 330.190.2

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Наталья Леонидовна ПОЛУНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, e-mail: natalija-polunina@yandex.ru

Рассмотрена проблема выявления факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности. В условиях чрезвычайно высокой степени сложности, динамизма и неопределенности среды способность организаций приспосабливаться к изменениям - одно из основных условий развития в бизнесе. Предложен алгоритм оценки социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности на уровне организации, выявлены внутренние факторы, внешние факторы микросреды и внешние факторы макросреды.

Ключевые слова: внутренние факторы; внешние факторы микросреды; внешние факторы макросреды; эффективность предпринимательской деятельности.

Современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность организаций приспосабливаться к изменениям - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, в возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести ее в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

При оценке социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности на уровне организации можно следовать алгоритму, представленному на рис. 1.

Эффективность предпринимательской деятельности непосредственно связана с постановкой социальных и экономических целей. Трактовка цели предполагает ее объективную обусловленность. Она проявляется в четкой определенности, в направленности развития, вызванной объективными причи-

нами. В процессе постановки целей фиксируются те свойства и качества, которые должен получить объект по завершении определенной деятельности. Цель, таким образом, формирует основы деятельности. При этом деятельность трактуется как активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Цель характеризуется предварительной продуманностью. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. После того как цель поставлена, анализируется ситуация, в которой будет осуществляться деятельность, выбирается способ и средства достижения этой цели, намечается последовательность будущих действий - схема деятельности. Эффективность предпринимательской деятельности - показатель, отражающий достижение поставленных целей [1].

При оценке социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности необходимо определить важнейшие факторы, оказывающие влияние на эффективность применительно к условиям нестабильной экономики.

В зависимости от направленности действия все факторы разделяются на внутренние и внешние и оказывают непосредственное воздействие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности (рис. 2).

Внутренние переменные, являясь ситуационными факторами внутри организации, оказывают существенное влияние на эффективность деятельности фирмы. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Однако, как показывает практика, не все внутренние переменные полностью контролируются топ-менеджментом, и зачастую внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей.

Однако набор факторов внешней среды и оценка их воздействия на эффективность деятельности фирмы различны. Зачастую фирма в процессе управления сама определяет, какой набор индикаторов позволяет оценить степень внешнего воздействия на результаты ее деятельности как в настоящем периоде, так и в стратегическом аспекте.

Внутренние факторы можно объединить в следующие группы, связанные с личностью

руководителя и способностью управлять предприятием; инновационной политикой предприятия - совершенствованием организации производства и труда; организационно-правовой формой хозяйствования; созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе; спецификой производства и отрасли - качеством продукции, ее конкурентоспособностью, управлением издержками и ценовой политикой; амортизационной и инвестиционной политикой.

В зависимости от характера воздействия внешние факторы можно разделить на факторы макроокружающей среды и микроокружающей среды.

Один из факторов микроокружающей среды - поведение покупателей. Покупатель, приобретая товар и услугу, создает спрос, который необходимо удовлетворять по различным параметрам. Вместе с тем предприятие, предлагая рынку новые товары более широкого ассортимента и улучшенного качества, изменяя уровень цен и качество обслуживания, формирует у покупателей спрос и удовлетворяет более разнообразные его потребности.

Рис. 1. Оценка социальной и экономической эффективности предпринимательской деятельности на уровне организации

В процессе взаимодействия с поставщиками каждая организация стремится обеспечить эффективность деятельности компании. Условия поставки товара, порядок расчетов, возможные скидки и сервисные услуги влияют на взаимоотношения организации с поставщиком. Поставщики исторически играют особую роль, т. к. фирмы любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материалов и оборудования, потребляемой энергии.

Конкуренция - одна из главных движущих сил эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в нестабильной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Конкуренция -состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из

них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [2].

Все коммерческие операции завершаются куплей-продажей товаров, а значит и определенными отношениями с банками. Именно банки предоставляют торговым предприятиям кредиты, осуществляют безналичные расчеты с поставщиками, с организациями, представляющими инфраструктуру рынка (рекламными агентствами, транспортными фирмами).

Чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально-финансовыми ресурсами. На первый план выходят трудовые ресурсы организации. В организациях всех форм собственности люди становятся важнейшим исходным ресурсом. Поэтому для эффективной как социальной, так и экономической эффективности деятельности предприятия необходимо ее обеспечение квалифицированным персоналом.

Рис. 2. Внутренние и внешние факторы, влияющие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности

Одно из приоритетных направлений анализа - выявление экстенсивных и интенсивных факторов изменения эффективности. При этом экстенсивные факторы связаны с увеличением объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительной рабочей силы, расширения торговых площадей, строительства нового объекта и т. д. Наоборот, интенсивные факторы связаны с использованием качественных факторов экономического роста и характеризуются мерой отдачи каждого из используемых ресурсов [3].

Внешняя среда компании является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее эффективной деятельности на должном уровне, и, безусловно, оказывает сильнейшее воздействие на ее деятельность. Поэтому субъекту хозяйствования необходимо располагать информацией о факторах внешней макро- и микросреды предприятия.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине XX в. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 1960-е г. в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода: согласно ему, выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.

Фирма находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Одна из задач - обеспечение такого взаимодействия организации со средой, которое способствовало бы росту ее социальной и экономической эффективности, обеспечивало бы финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта.

Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия

деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Эффективность работы предприятия в условиях нестабильной экономики в значительной степени зависит от внешних факторов макросреды, которые на сегодняшний день можно объединить в следующие группы: экономические факторы, социальные факторы, экологические факторы, правовые факторы, научно-технические факторы, демографические факторы.

Экономические факторы макросреды (рис. 3) охватывают сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников. К числу экономических факторов можно отнести особенности развития производственной сферы. При этом важно рассматривать два аспекта развития производственного базиса: отраслевой и региональный. В отраслевом аспекте изучается производственная, технологическая и организационная иерархия отраслевой структуры, ее ретроспективная динамика и перспективы. В региональном - требуется изучение характера размещения производительных сил и конкретных объектов производственной инфраструктуры, определяющих структуру предложения в границах конкретного региона, особенности материально-технической базы производственных процессов, оказывающих влияние на показатели эффективности производственной и всей предпринимательской деятельности.

Учитывая особенности российского рынка, важно выделить в качестве особого структурного элемента производственно-транспортную инфраструктуру, ее мощность, про-

тяженность, техническую оснащенность, а также действующие тарифы на перевозки [4].

Расширенную совокупность элементов объединяют экологические факторы (рис. 4). Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов:

1) природно-климатические; 2) природно-ресурные; 3)природоохранные.

Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка и удовлетворяющей его спрос предпринимательской структуры. Важно отметить, что требуют учета оба вида таких факторов, т. к. природные условия, в которых функционирует потребитель и предприниматель, могут не совпадать.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями использования всех видов природных ресурсов, используемых в предпринимательской деятельности. В их числе - природное сырье, запасы воды, топлива, энергии.

Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосистемы, которая окружает территорию потребительского рынка, включающую все ее компоненты. Влияние природоохранных факторов выражается как в фиксированной степени экологического загрязнения, так и в форме, обусловливающей тип общественного поведения в отношении экологических проблем [4].

С точки зрения современной социальноэтической потребности наиболее пристального внимания заслуживают социальные элементы макроокружающей внешней среды (рис. 5). Их группа, пожалуй, наиболее многочисленна. Пытаясь дать расширенную характеристику структуре, экономической

природе и характеру воздействия на предпринимательскую деятельность этих элементов, можно выделить две подгруппы:

1) элементы, имеющие материально-вещественную форму выражения;

2) элементы, не имеющие такой формы.

Рис. 3. Внешние экономические факторы макросреды

Рис. 4. Внешние экологические факторы макросреды

В первой подгруппе представлены конкретные объекты социальной инфраструктуры конкретного рынка. К числу таких объектов можно отнести широкую совокупность систем и сетей, обеспечивающих жизнедеятельность индивидуумов, их групп и общества в целом. Это - объекты инженерного обеспечения, культурно-бытовой сферы, общественного транспорта, охраны общественного порядка, регионального и местного управления. Их наличие или отсутствие формирует условия для определения способа ведения предпринимательской деятельности, ее масштабов и территориальной специфики. Так, например, при отсутствии широкой и разнообразной эффективно функционирующей инфраструктуры затруднительно или практически невозможно развитие некоторых видов бизнеса (туристической деятельности, производство бытовых услуг, некоторые виды строительного производства).

Ко второй подгруппе относятся элементы т. н. социально-духовной среды. Именно они формируют психологический климат, общественные предпочтения, вкусы и пристрастия.

В социально-духовной среде можно выделить исторические традиции, присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируется целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрение и нравственные устои. К социально-духовной среде можно отнести национальные, расовые, религиозные особенности потребителей, обусловливающие специфику социального поведения и образа жизни.

Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис предпринимательства в форме инфраструктурных объектов и спроса потребителей конкретных товаров. Эти же элементы приобретают особое значение при решении проблем конкуренции, определении конкурентоспособности фирмы на рынке. Известно, что наиболее действенными методами конкурентной борьбы являются ценовые и неценовые методы. При этом к неценовым методам относятся

повышение качества товара и совершенствование его параметров, наиболее значимых для потребителя.

Однако по мере развития рынка, активизации предпринимательской деятельности и постепенного удовлетворения спроса на различные товары ставится задача использования дополнительных методов конкуренции. К числу таких методов можно отнести конкуренцию, основанную на укреплении имиджа и общественном признании фирмы производителя. Такие методы наиболее эффективны в рамках предметной (маркетинговой) конкуренции, когда товары, присутствующие на рынке, близки или полностью идентичны по качественным характеристикам или высокая платежеспособность целевого рынка отодвигает на задний план ценовые факторы.

Конкурируя на основе имиджа, являющегося самостоятельной социально-психологической характеристикой, фирма концентрирует внимание на социальных (а точнее, социально-духовных) компонентах, на основе которых строится программа формирования общественного мнения по отношению к фирме, ее склонности и стремлению к решению общественных задач, предпринимательской этике и общей культуре. Реализация подобной программы обеспечивает создание дополнительных конкурентных преимуществ, объективно необходимых в активной конкурентной среде [4].

Научно-технические факторы отражают уровень научно-технического развития (рис. 6).

Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Научно-технические факторы включают: повышение престижа занятия научной деятельностью, развитие информационных технологий, переоснащение парка научного оборудования, противодействие «утечке мозгов».

Для демографической среды (рис. 7) характерны: естественное движение населения, продолжительность жизни населения, объем миграции, уровень демографической нагрузки.

Рис. 5. Внешние социальные факторы макросреды

Рис. 6. Внешние научно-технические факторы макросреды

Рис. 7. Внешние демографические факторы макросреды

Рис. 8. Внешние правовые факторы макросреды

Так, например, снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т. к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Политические факторы иногда рассматривают как самостоятельные средообразующие факторы, однако их влияние на условия конкретного бизнеса проявляются обычно посредством других факторов, в частности экономических, накладывающих четко очерченные ограничительные рамки на многие параметры предпринимательской деятельности. Политическая ситуация оказывает влияние на другие факторы внешней среды: социальные, правовые, экологические. Наибольший «политический импульс» испытывает на себе правовая среда. Виды законов и других правовых актов являются, как правило, следствием политических процессов, лоббирования и общественно-политическим давлением. Правовые документы любого вида всегда являются «жесткими» и однозначными ограничителями предпринимательства [4].

Структура внешних правовых факторов макросреды представлена на рис. 8.

К международным факторам, которые оказывают воздействие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности, можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др.

Для эффективного управления бизнесом необходимо учитывать внешнее окружение как единое целостное воздействие в силу того, что организация является открытой системой и зависит от используемых ресурсов и результатов взаимодействия с внешней сре-

дой. Организация должна своевременно и эффективно реагировать на изменения во внешней среде, приспосабливаться к ним, чтобы обеспечивать выживаемость и достигать поставленных целей.

В условиях сложной и динамично развивающейся внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ факторов влияния и на основании собранной информации прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.

Сегодня единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного функционирования в стратегическом аспекте и непрерывного развития является детальное рассмотрение внешней и внутренней среды фирмы в их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного многомерного анализа с учетом индивидуальных особенностей компании при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений в отношении повышения социальной и экономической эффективности деятельности предприятия.

1. Полунина Н.Л. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности: современные подходы, показатели и факторы, на нее влияющие // Проблемы развития учетно-аналитического пространства в условиях инновационного развития экономики: материалы Международной научнопрактической конференции 22 мая 2012 г. Тамбов, 2012.

2. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федеральный закон РФ от 22.03.1991 г. № 948-I (с изменениями от 30.12.2001 г.). URL: http: //base.garant.ru/105108.

3. Нечаева С.Н., Малицкая В.Б. Оценка факторов экономической эффективности на микроуровне // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика. 2010. № 3. С. 83-88.

4. Асаул А.Н., Абаев Х.С., Гордеев Д.А. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности. СПб., 2007.

Поступила в редакцию 5.12.2012 г.

UDC 330.190.2

FACTORS OF EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT INFLUENCING ON SOCIAL AND ECONOMIC EFFECTIVENESS OF ENTERPRISE ACTIVITY

Natalia Leonidovna POLUNINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Accounting and Taxation Department, e-mail: natalija-polunina@yandex.ru

The problem of exposure of factors of external and internal environment is touched, which have an influence on social and economic effectiveness of enterprise activity. In condition of extraordinary high degree of complexity, dynamism and uncertainty of environment organization the ability to adapt to transformation is one of the main conditions of business development. The algorithm of estimation of social and economic effectiveness of enterprise activity up-to-date organization is offered, internal factors, external factors of microenvironment and external factors of macro-environment are exposed.

Key words: internal factors; external factors of microenvironment; external factors of macro-environment; effectiveness of enterprise activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.