Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАННЕГО СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА'

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАННЕГО СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАННЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Манерова О.А., Маркина А.Ю.

В России современная проблема раннего социального сиротства обусловлена репродуктивными установками самой женщины, которая совершенно исключает последующее исполнение материнских обязанностей. В масштабе страны это приводит к значительным расходам государства. Цель работы - рассчитать социальную и экономическую эффективность модернизации системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области. Материал и методы. Проанализировано 395 случаев отказа от новорожденных. Для расчета социальной и экономической эффективности использовалась формула профессора Л.Г. Розенфельд. За анализируемое явление при расчете социальной эффективности был принят показатель «распространенность отказов от новорожденных», рассчитываемый по авторской формуле. Результаты и их обсуждение. Распространенность отказов от новорожденных с 2015 по 2019 г составила соответственно 2,48; 2,22; 2,32; 1,64; 1,99%о. В результате социальная эффективность равна -0,7. По итогам модернизации системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области экономическая эффективность (предотвращенный ущерб) составляет: ЭУ2015 -ЭУ2019 = 88 896 934,56 руб. - 69 463 976,3 руб. = 19 432 958,26 руб. Вывод. Модернизация системы профилактики отказов от новорожденных дала в 2019 г. по сравнению с 2015 г не только высокую социальную, но и экономическую эффективность, равную 19,4 млн руб., или 125 млн руб. - по сравнению с прогнозируемым количеством отказных новорожденных при сохранении стихийных методов профилактики отказов от новорожденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Манерова О.А., Маркина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF PREVENTION OF EARLY SOCIAL ORPHANHOOD

In Russia, the modern problem of early social orphanhood is caused by the reproductive attitudes of the woman, which completely excludes the subsequent fulfillment of maternal duties. This leads to significant state expenditures on a national scale. The purpose of the work is to calculate the social and economic efficiency of the modernization of the system of prevention of early social orphanhood in the Chelyabinsk Region. Material and methods. 395 cases of abandonment of newborns have been analyzed. The formula of Professor L.G. Rozenfeld has been used to calculate social and economic efficiency. For the analyzed phenomenon, when calculating social efficiency, the indicator «prevalence of abandonment of newborns» has been taken, calculated according to the author's formula. Results and discussion. The prevalence of abandonment of newborns from 2015 to 2019 was respectively 2,48; 2,22; 2,32; 1,64; 1,99%. As a result, the social efficiency is -0.7. According to the results of the modernization of the early social orphanhood prevention system in the Chelyabinsk Region, the economic efficiency (prevented damage) is: ED2015 - ED2019 = 88,896,934,56 rubles - 69,463,976,3 rubles = 19,432,958,26 rubles. Conclusion. The modernization of the system for the prevention of abandonment of newborns gave in 2019, compared with 2015, not only high social, but also economic efficiency, equal to 19,4 million rubles, or 125 million rubles, compared with the predicted number of abandoned newborns while maintaining spontaneous methods of preventing abandonment of newborns.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАННЕГО СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»

г

СОЦИОЛОГИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© Манерова О.А., Маркина А.Ю., 2023

УДК 364.044.24 (470.55) "2015/2019" DOI: 10.56685/18120555_2023_76_1_57

^^ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РАННЕГО СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Ольга Александровна Манерова, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет] [119991 г. Москва, ул. Трубецкая, 8, стр. 2; тел.: 8 915 367-17-92; e-mail: omanerova@mail.ru] Алена Юрьевна Маркина, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России [454092 Челябинск, ул. Воровского, 64; тел.: 8 912 893-80-75; e-mail: markina_alenka@mail.ru]

Реферат. В России современная проблема раннего социального сиротства обусловлена репродуктивными установками самой женщины, которая совершенно исключает последующее исполнение материнских обязанностей. В масштабе страны это приводит к значительным расходам государства. Цель работы - рассчитать социальную и экономическую эффективность модернизации системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области. Материал и методы. Проанализировано 395 случаев отказа от новорожденных. Для расчета социальной и экономической эффективности использовалась формула профессора Л.Г. Розенфельд. За анализируемое явление при расчете социальной эффективности был принят показатель «распространенность отказов от новорожденных», рассчитываемый по авторской формуле. Результаты и их обсуждение. Распространенность отказов от новорожденных с 2015 по 2019 г. составила соответственно 2,48; 2,22; 2,32; 1,64; 1,99%о. В результате социальная эффективность равна -0,7. По итогам модернизации системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области экономическая эффективность (предотвращенный ущерб) составляет: ЭУ2015 -ЭУ2019 = 88 896 934,56 руб. - 69 463 976,3 руб. = 19 432 958,26 руб. Вывод. Модернизация системы профилактики отказов от новорожденных дала в 2019 г по сравнению с 2015 г не только высокую социальную, но и экономическую эффективность, равную 19,4 млн руб., или 125 млн руб. - по сравнению с прогнозируемым количеством отказных новорожденных при сохранении стихийных методов профилактики отказов от новорожденных.

Ключевые слова: экономическая, социальная эффективность, раннее социальное сиротство, профилактика.

== SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF MODERNIZATION = OF THE SYSTEM OF PREVENTION OF EARLY SOCIAL ORPHANHOOD

Olga A. Manerova, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Public Health and Health Care named after N.A. Semashko of the FSAEI HE I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University] [119991 Moscow, Trubetskaya str., 8, bld. 2; tel.: 8 915 367-17-92; e-mail: omanerova@mail.ru]

Alyona Yu. Markina, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Public Health and Health Care of the FSBI HE South Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [454092 Chelyabinsk, Vorovskogo str., 64; tel.: 8 912 893-80-75; e-mail: markina_alenka@mail.ru]

Abstract. In Russia, the modern problem of early social orphanhood is caused by the reproductive attitudes of the woman, which completely excludes the subsequent fulfillment of maternal duties. This leads to significant state expenditures on a national scale. The purpose of the work is to calculate the social and economic efficiency of the modernization of the system of prevention of early social orphanhood in the Chelyabinsk Region. Material and methods. 395 cases of abandonment of newborns have been analyzed. The formula of Professor L.G. Rozenfeld has been used to calculate social and economic efficiency. For the analyzed phenomenon, when calculating social efficiency, the indicator «prevalence of abandonment of newborns» has been taken, calculated according to the author's formula. Results and discussion. The prevalence of abandonment of newborns from 2015 to 2019 was respectively 2,48; 2,22; 2,32; 1,64; 1,99%. As a result, the social efficiency is -0.7. According to the results of the modernization of the early social orphanhood prevention system in the Chelyabinsk Region, the economic efficiency (prevented damage) is: ED2015 - ED2019 = 88,896,934,56 rubles - 69,463,976,3 rubles = 19,432,958,26 rubles. Conclusion. The modernization of the system for the prevention of abandonment of newborns gave in 2019, compared with 2015, not only high social, but also economic efficiency, equal to 19,4 million rubles, or 125 million rubles, compared with the predicted number of abandoned newborns while maintaining spontaneous methods of preventing abandonment of newborns.

Key words: economic efficiency, social efficiency, early social orphanhood, prevention.

Исследование такого явления, как отказ от новорожденных детей, показало, что Россия по данной проблеме уже длительное время находится в группе неблагополучных стран. Наименее остро ситуация с так называемым ранним социальным сиротством обстоит у коренных жителей Евросоюза и США. Идеология «чайлдфри», сложившаяся там, превратила барьерную контрацепцию в надежное средство предупреждения нежелательной беременности, а в дальнейшем и необходимости избавления от нежеланного ребенка [1, 6].

В государствах же третьего мира с общинной системой управления проблема отказа от новорожденного возникает в результате смерти матери при родах и нежелании отца воспитывать ребенка. В этой ситуации община берет на себя ответственность по его выхаживанию и дальнейшему воспитанию. Правительства этих стран не только не несут при этом никаких расходов, но, чаще всего, даже и не ведут статистического учета таких детей [7, 9].

Совсем иначе обстоит дело с отказом от новорожденных в странах Латинской Америки, СНГ и в России: здесь данная проблема обусловлена репродуктивными установками самой женщины, которая совершенно исключает последующее исполнение материнских обязанностей, а также корректировку собственного привычного, часто асоциального образа жизни. В результате это приводит либо к значительным расходам государства, как в Российской Федерации, либо к росту «армии генералов песчаных карьеров», как в странах Латинской Америки [8, 10].

Цель работы - рассчитать социальную и экономическую эффективность модернизации системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области.

Материал и методы. Базой исследования явилась Челябинская область, где за период с 2015 по 2019 г. была модернизирована система профилактики раннего социального сиротства. Всего в области за анализируемый период появилось на свет 182 535 новорожденных, из них 395 были оставлены матерями в учреждениях родовспоможения.

Для расчета социальной эффективности (СЭ) была использована формула (Розенфельд Л.Г., 1989) [5]

СЭ = A х n - (А „ + A + A + A + A ),

n v n-4 n-3 n-2 n-1 nn

(1)

где Ап - уровень исследуемого явления за последний год наблюдения;

Ли - уровень исследуемого явления за предыдущие годы наблюдения; п - количество лет исследования. За анализируемое явление при расчете социальной эффективности системы профилактики раннего социального сиротства был принят показатель «распространенность отказов от новорожденных», рассчитываемый по авторской формуле [3], -

Распространенность отказов от новорожденных

х 1 000. (2)

Число

новорожденных, оставленных матерями в родильных домах

Число

беременных, закончивших беременность родами

живым ребенком

Социальная эффективность признается существующей при отрицательном значении расчета формулы (1).

Экономическая эффективность, или предотвращенный экономический ущерб, была рассчитана как разница между стоимостью содержания ранних социальных сирот (экономический ущерб) в начальный (2015-й) год модернизации системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области и стоимостью содержания таких новорожденных в 2019-м, когда новая модель проработала полный календарный год.

Это можно выразить формулой

ЭЭ = ЭУ2015 - ЭУ2019'

(3)

где ЭЭ - экономическая эффективность;

ЭУ - экономический ущерб за соответствующий год.

Анализ статистических закономерностей, в том числе прогнозирование с использованием коэффициента аппроксимации и линии тренда, проводился с помощью пакета статистических программ Microsoft Office Excel 2010.

Результаты и их обсуждение. Как видно из табл. 1, показатель распространенности отказов от новорожденных в Челябинской области имел выраженную тенденцию к уменьшению с темпом снижения 19,8%: с 2,48%о в 2015 г. до 1,99%о в 2019 г.. При подстановке данных из табл. 1 в формулу СЭ получается следующее:

СЭ = 1,99*5 - (2,48+2,22+2,32+1,64+1,99) = = 9,95 - 10,65 = - 0,7.

Таким образом, отрицательное значение результатов расчета по формуле (1) указывает, что модернизация системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области уже в первый (2019-й) год ее полноценного функционирования привела к социальной эффективности в сравнении с периодом стихийных методов противодействия раннему социальному сиротству.

Экономическая эффективность, представляющая собой предотвращенный экономический ущерб, была рассчитана как разница между экономическим ущербом от расходов на содержание ранних социальных

Т а б л и ц а 1

Динамика распространенности отказов от новорожденных в Челябинской области за период 2015-2019 гг. (%>)

Параметры 2015 2016 2017 2018 2019

Распространенность отказов от новорожденных 2,48 2,22 2,32 1,64 1,99

сирот в 2015 г. и экономическим ущербом на аналогичные цели в 2019 г. Выбор 2015 г. был связан с началом разработки модели профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области, а 2019 г. -с полным календарным периодом (годом), в течение которого проработала новая модель.

Предварительно все социальные сироты были распределены по семейному статусу, поскольку расходы на них дифференцируются по данной категории. Как видно из табл. 2, в выбранные годы по два ребенка были усыновлены, кроме этого, по три ребенка - переданы для воспитания в приемную семью. Причем среди последних были инвалиды: в 2015 г. -два ребенка, в 2019 г. - один. Все остальные дети были помещены в дома ребенка. В течение первого года жизни все они прошли амбулаторное лечение, при необходимости больные дети из числа воспитанников домов ребенка госпитализировались: в 2015 г. -60 случаев, в 2019 г. - 30.

В результате экономический ущерб исчисляется из суммирования ущерба от содержания трех контин-гентов ранних социальных сирот.

Экономический ущерб от содержания ранних социальных сирот, помещенных в дом ребенка (ЭУдр), в 2015 г. рассчитывается следующим образом (см. табл. 1 и 2): (С + МП ) х РСС + МП х Чсг =

' у др а' д.р с

(822 580,04 руб. + 9 446,88 руб.) х 101 + 70 436,91 руб. х 60 = 84 034 718,92 руб. + 4 226 214,6 руб. = 88 260 933,52 руб.

Аналогично рассчитывается экономический ущерб для того же контингента в 2019 г.: (ЭУдр2019) = (1 214 866,6 руб. + 13 216,21 руб.) х 54 + 82 814,65 руб. х 30 = 66 316 471,74 руб. + 2 484 439,5 руб. = 68 800 911,24 руб.

Экономический ущерб (ЭУуд2015), возникающий при усыновлении ранних социальных сирот, рассчитывается следующим образом: (Пу х УД) = 16 672,48 руб. х 2 = 33 344,96 руб.

Аналогично рассчитывается экономический ущерб для того же контингента в 2019 г.: (ЭУуд2019) =

20 700,01 руб. х 2 = 41 400,02 руб. уд,2019

Экономический ущерб (ЭУпр 2015), возникающий при передаче ребенка в приемную семью, рассчитывается следующим образом: (ЕППс х Дпр н) + (ЕППс и х ДПр и) + [(ОЕП + Впр + ЕПм) х Дпр] + [(МПбп + МПпс + МП,) х 12

пс пр м' бп пс хо'

х Дпр] + МПа х Дпр = 16 672,48 руб. + 254 782,52 руб. + 96 644,88 руб. + 206 215,56 руб. + 28 340,64 руб. = 602 656,08 руб.

Аналогично рассчитывается экономический ущерб для того же контингента в 2019 г.: (ЭУпр2019) = 34 959,42 руб. + 133 559,37 руб. + 111 492,54 руб. + 302 005,08 руб. + 39 648,63 руб. = 621 665,04 руб.

В результате предотвращенный экономический ущерб, или экономическая эффективность модернизированной системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области, составляет:

ЭУ2015 - ЭУ2019 = (88 260 933,52 руб. + 33 344,96 руб. + 602 656,08 руб.) - (68 800 911,24 руб. + 41 400,02 руб. + 621 665,04 руб.) = 88 896 934,56 руб. - 69 463 976,3 руб. = 19 432 958,26 руб.

Таким образом, экономическая эффективность модернизированной системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области уже в первый год своего функционирования составила более 19,4 млн руб.

Выводы. Стихийные методы профилактики отказов от новорожденных как в целом по стране, так и в Челябинской области исчерпали себя полностью к 2014 г. За пять предшествующих лет количество отказов от новорожденных в регионе практически не изменялось и находилось в пределах 174-175 случаев в год. Приказ Минздрава Российской Федерации «О профилактике отказов от новорожденных в родильных домах» № 6725 от 04.09.2014 обозначил окончание периода стихийности в противодействии отказам от новорожденных. Таким образом, признана необходимость создания эффективных региональных программ профилактики раннего социального сиротства [4]. При этом структуру системы и полномочия ее отдельных организаций, призванных осуществлять профилактику отказов от новорожденных, определяли региональные органы власти.

Т а б л и ц а 2

Распределение ранних социальных сирот Челябинской области по месту их воспитания

Количество 2015 2019

Усыновленные дети (УД) 2 2

Дети, переданные для воспитания в приемную семью (Дпр) 3 3

из них:

- инвалиды (ДпР и); 2 1

- неинвалиды (Дпрн) 1 2

Дети, помещенные в дом ребенка (РССдр) 101 54

Число госпитализаций детей, помещенных в дом ребенка (Чг) 60 30

Итого ранних социальных сирот (РСС) 106 59

В Челябинской области в результате многолетнего опыта была сформирована вертикально интегрированная система профилактики раннего социального сиротства, представленная широкой сетью кабинетов и центров медико-социальной поддержки беременных при централизованном руководстве областной комиссии по профилактике раннего социального сиротства [2].

Преимущество модернизированной системы профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области перед стихийными методами противодействия отказам от новорожденных становится очевидным, если сравнить прогноз по числу отказов, сделанный на основе данных 2009-2014 гг., с реальным числом ранних социальных сирот в период модернизации указанной системы (рисунок). За

весь период стихийных методов профилактики данного явления численность ранних социальных сирот находилась в пределах от 167 до 217 детей. При сохранении этих методов в 2019 г. в Челябинской области прогнозировалось 166 отказных новорожденных. Это более чем в 3 раза больше реального количества (59) отказных детей, что стало возможно при модернизации данной системы.

Учитывая, что на содержание одного социального сироты, родившегося в 2019 г., государство тратило 1 177 355,53 руб., расходы на прогнозируемое число отказных новорожденных уже в первый год их жизни составили бы 195 441 018,06 руб. В действительности же в 2019 г. на 59 ранних социальных сирот из средств бюджета израсходовано 69 463 976,3 руб., т.е. экономия составила 125 977 041,76 руб. (табл. 3).

♦ Количество ранних социальных сирот до модернизации

—а — Количество ранних социальных сирот после модернизации

Прогноз количества отказов от новорожденных при стихийных методах профилактики отказов от новорожденных

Реальное и прогнозируемое количество ранних социальных сирот до и после модернизации системы профилактики

раннего социального сиротства в Челябинской области

Т а б л и ц а 3

Размер пособий для ранних социальных сирот в Челябинской области в 2015 и 2019 гг., руб.

Вид пособий для ранних социальных сирот Размер пособий

2015 2019

Дети, содержащиеся в домах ребенка

Пособие на содержание сироты в течение года (С) 822 580,04 1 214 866,6

Подушевой норматив финансирования Территориальной программы ОМС (МПа) 9 446,88 13 216,21

Норматив финансовых расходов на один случай госпитализации (МПс) 70 436,91 82 814,65

Усыновленные дети

Пособие при усыновлении ребенка (Пу) 16 672,48 20 700,01

Дети, переданные в приемную семью

Единовременное пособие при передаче ребенка в семью (ЕПпс) 16 672,48 17 479,71

Единовременное пособие при передаче ребенка-инвалида в семью (ребенок-инвалид) (ЕПпси) 127 391,26 133 559,37

Ежемесячное пособие для бесплатного проезда детей, переданных приемным родителям или опекунам (МПбп) 408,93 503,01

Ежемесячное пособие приемным родителям, опекунам на содержание детей (МПпс) 5 051,01 7 556,01

Ежемесячное пособие на приобретение игр, игрушек, книг, предметов личной гигиены, хозяйственного обихода для детей в приемных семьях (МПхо) 268,27 330,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единовременное денежное пособие из средств областного бюджета (ОЕПпс) 839,16 -

Единовременное пособие для приобретения мебели ребенку в приемной семье (ЕПм) 25 263,71 31 052,1

Вознаграждение приемному родителю (Вп) 6 112,09 6 112,08

Таким образом, модернизированная система профилактики раннего социального сиротства в Челябинской области отличается не только существенной социальной, но и экономической эффективностью. Предотвращенный экономический ущерб в 2019 г. по сравнению с 2015 г. составил 19,4 млн руб., или 125 млн руб. по сравнению с прогнозируемым количеством отказных новорожденных при сохранении стихийных методов профилактики отказов от новорожденных.

Литература

1. Большунова, Т.В. Феномен чайлдфри: макросоциоло-гический анализ / Т.В. Большунова // Вестник университета. - 2018. - № 4. - С. 145-149.

2. Маркина, АЮ. Научно-методическое обоснование системы профилактики раннего социального сиротства в крупном промышленном регионе: специальность: 14.02.03: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Маркина Алена Юрьевна. - Москва, 2021. - 49 с.

3. Маркина, АЮ. Особенности уровня и динамики раннего социального сиротства как медико-социального явления в различных административно-территориальных образованиях Челябинской области / А.Ю. Маркина // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2019. -№ 4 (15). - С. 904-909.

4. О профилактике отказов от новорожденных в родильных домах: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 6725 - С. 24.

5. Рoзенфельд, Л.Г. Методические рекомендации по расчету медицинской и социально-экономической эффективности выполненных и внедренных хоздоговорных исследований / Л.Г. Розенфельд, Т.А. Налимова, В.Р. Тесленко. - Челябинск, 1989. - 19 с.

6. Хачатрян, Л.М. Идеология чайлдфри в современном обществе. Скиф / Л.М. Хачатрян // Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 5-2 (33). - С. 145-148.

7. Lee, V.C. Orphans and vulnerable children in Kenya: results from a nationally representative population-based survey / V.C. Lee, P. Muriithi, U. Gilbert-Nandra // J. Acquir. Immune. Defic. Syndr. - 2014. - № 1 (66). - P. 89-97.

8. Neroba, M. Maternal deviation as a manifestation of degradation personal sphere women / M. Neroba // Педагопчний процес: теорiя i практика. - 2016. - № 1 (52). - P. 89-92.

9. Pande, R. Continuing with «...a heavy heart» - consequences of maternal death in rural Kenya / R. Pande,

S. Ogwang, R. Karuga // Reproductive health. - 2015. -№ 1 (12). - P 1-12.

10. Shapoval, A. Socioeconomic profile of HIV positive mothers including those who abandon their infants in Ukraine / A. Shapoval // XVIII International AIDS conference, 3-8 august 2008.

References

1. Bol'shunova, T.V. Fenomen chaildfri: makrosociologicheskii analiz / T.V. Bol'shunova // Vestnik universiteta. - 2018. -№ 4. - S. 145-149.

2. Markina, A.Yu. Nauchno-metodicheskoe obosnovanie sistemy profilaktiki rannego social'nogo sirotstva v krupnom promyshlennom regione: special'nost': 14.02.03: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoi stepeni doktora medicinskih nauk / Markina Alena Yur'evna. - Moskva, 2021. - 49 c.

3. Markina, A.Yu. Osobennosti urovnya i dinamiki rannego social'nogo sirotstva kak mediko-social'nogo yavleniya v razlichnyh administrativno-territorial'nyh obrazovaniyah Chelyabinskoi oblasti / A.Yu. Markina // Saratovskii nauch-no-medicinskii zhurnal. - 2019. - № 4 (15). - S. 904-909.

4. O profilaktike otkazov ot novorozhdennyh v rodil'nyh domah: prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Rossiiskoi Federacii ot 4 sentyabrya 2014 goda № 6725 - S. 24.

5. Rozenfel'd, L.G. Metodicheskie rekomendacii po raschetu medicinskoi i social'no-ekonomicheskoi effektivnosti vypolnennyh i vnedrennyh hozdogovornyh issledovanii / L.G. Rozenfel'd, T.A. Nalimova, V.R. Teslenko. - Chelyabinsk, 1989. - 19 s.

6. Hachatryan, L.M. Ideologiya chaildfri v sovremennom ob-schestve. Skif / L.M. Hachatryan // Voprosy studencheskoi nauki. - 2019. - № 5-2 (33). - S. 145-148.

7. Lee, V.C. Orphans and vulnerable children in Kenya: results from a nationally representative population-based survey / V.C. Lee, P. Muriithi, U. Gilbert-Nandra // J. Acquir. Immune. Defic. Syndr. - 2014. - № 1 (66). - P. 89-97.

8. Neroba, M. Maternal deviation as a manifestation of degradation personal sphere women / M. Neroba // Pedagogichnii proces: teoriya i praktika. - 2016. - № 1 (52). - P. 89-92.

9. Pande, R. Continuing with «...a heavy heart» - consequences of maternal death in rural Kenya / R. Pande, S. Ogwang, R. Karuga // Reproductive health. - 2015. -№ 1 (12). - R. 1-12.

10. Shapoval, A. Socioeconomic profile of HIV positive mothers including those who abandon their infants in Ukraine / A. Shapoval // XVIII International AIDS conference, 3-8 august 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.