Научная статья на тему 'Социальная группа как объект социально-философского анализа'

Социальная группа как объект социально-философского анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
617
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СРЕДА / СТРАТИФИКАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / CHILDREN-ORPHANS / SOCIAL GROUP / THE SOCIAL ENVIRONMENT / THE SOCIALLY-REHABILITATION ENVIRONMENT / STRATIFICATION / DIFFERENTIATION / MODERNIZATION / REVIVAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каганович Андрей Александрович

В статье проведена классификация малых социальных групп по следующим основаниям: по принципу формальности; по размеру; по длительности существования; по регулярности и частоте взаимодействия; по степени сплочённости; по ведущей деятельности; по факту существования; по признаку цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL GROUP AS OBJECT OF THE SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

In article classification of small social groups by following bases is spent: by a formality principle; on the size; on duration of existence; on a regularity and frequency of interaction; on unity degree; on leading activity; upon existence; on the basis of the purpose.

Текст научной работы на тему «Социальная группа как объект социально-философского анализа»

УДК 141.7:316.35 ББК СО

А. А. Каганович

социальная группа как объект социально-философского анализа

Ключевые слова: дети-сироты, социальная группа, социальная среда, социальнореабилитационная среда, стратификация, дифференциация, модернизация, возрождение.

А. А. ^ganovich

SOCIAL GROUP AS OBJECT OF THE SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Key words: children-orphans, social group, the social environment, the socially-rehabilitation environment, stratification, differentiation, modernization, revival.

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются друг от друга и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

В философско-социологической науке [1, с. 24] выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социальнодемографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства.

На фоне возросших общественных и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно.

Мы полагаем, что центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и их взаимосвязи и в первую очередь ее отдельные социальные группы.

Социальная структура общества представляет собой сложное и многоплановое системное образование [2, с. 121]. В ней выделяются различные по характеру, общественной роли социальные общности, складываются сложные взаимоперекрещиваю-щиеся связи между ними.

Гносеологической базой системного подхода служит общая теория систем, автором

которой считается австралийский биолог Л. Берталанфи [3, с. 45].

В социальной философии [4, с. 78] признано деление общества на макро- и микросоциальную структуры. Особенно интенсивно изучаются элементы микросо-циальной структуры в рамках специальных исследований. И все же общее философско-социологическое осмысление этих элементов, раскрытие их взаимосвязей и связей с большими группами людей еще явно не соответствуют реальному значению этих социальных групп в обществе, возрастанию их роли.

Несмотря на то что понятие «группа» является одним из самых важных в социальной философии [1, с. 97], у ученых нет полного согласия относительно его определения. Этому есть несколько причин. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социальной философии появляются в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделить из этих сообществ определенные типы.

Группа - это нечто большее, чем собрание людей. В контексте проводимого исследования нами наиболее детально рассмотрена классификация социальных групп.

ГУМАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2012

гуманитарной науки и образования '

Жизнь стягивает нас в запутанный клубок взаимосвязей с другими людьми. Наши человеческие качества выявляются в результате таких взаимоотношений в ходе социального взаимодействия.

Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные и инструментальные.

Экспрессивными связями в социальной философии считаются социальные связи, образующиеся в результате принятия человеком эмоционального участия в решении проблем других людей.

Инструментальные связи - это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели.

В соответствии с вышеуказанными типами социальных связей выделяют два типа социальных групп: первичные и вторичные.

Первичная группа - это двое или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом. В первичных группах превалируют экспрессивные связи.

Вторичная группа объединяет двоих или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип социальной связи.

Группы людей, созданные по воли лидера (руководителя) для достижения общих групповых целей, называются формальными. Стихийно образованные группы людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения конкретной цели, называются неформальными.

Границы групп не являются физическими барьерами, скорее, это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, другие связаны с социальными различиями. Границы не дают «чужакам» проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере.

Социально-философские проблемы формирования и особенности развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-философских явлений в есте-

ственных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным социальным классам, имеют существенные различия.

В социальной философии и социологии выделяют также квазигруппы («как бы» группы) - неустойчивое социальное образования, возникшие спонтанно. К ним относятся аудитории и толпы. Квазигруппы могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут установлены отношения солидарности и контроля.

Мы оцениваем себя и задаем направление своему социальному поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также реферативно различаются. В данном случае мы имеем дело с так называемыми референтными группами. Референтные группы - это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий.

При формировании установок и убеждений и при осуществлении действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.

Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник философско-психологической идентификации. Индивиды берут за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой они являются.

Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы (или мы стремимся к членству в какой-то группе), мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы как бы «культивируем в себе» соответствующие жизненные

принципы. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки себя как эталонную отметку, по которой оцениваем свой интеллект, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной социальной депривации - неудовлетворенности. связанной с разрывом между тем, что мы имеем, и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь.

Ощущение относительной социальной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Однако не все референтные группы являются положительными. Любой индивид использует также негативные референтные группы - социальные единицы, сравнением с которыми мы стремимся подчеркнуть различие между нами и другими.

Социально-философские проблемы формирования и особенности развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-философских явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным социальным классам, имеют существенные различия.

Генетически первой малой группой, из которой формировалась крупная общность, была семья. Она имела ряд форм, одна из которых - нуклеарная семья [5], состоящая из мужа, жены и детей. Данная форма преобладает и в нашу эпоху. Отношение в современной семье характеризуются неформальностью межличностных взаимоотношений, совместным трудом, единым бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом. Одной из важнейших целей семьи является продолжение рода и воспитание детей.

Социально-философские механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно разли-

чаться в зависимости от того, о каком социальном классе групп идет речь.

В современной социальной философии процесс развития малой социальной группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ П. А. Сорокина [5, с. 61] в отечественных и зарубежных исследованиях философы и социологи, изучающие малые социальные группы, выделяют стадии первичного синтеза дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В большинстве философских, социологических, антропологических, культурологических и психолого-педагогических концепциях поэтапное развитие малой социальной группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью социальной интегрированности в деловой и эмоциональной сферах.

Отличительными признаками (параметрами) развития социальной группы выступают: направленность (содержание

групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

Целостными характеристиками социальной группы также выступают сплоченность, микроклимат, референтоность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Согласно П. А. Сорокину [5, с. 58] развитие малой социальной группы характеризуется двумя основными критериями: степенью опосредованности межличностных отношений и содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью.

По первому критерию уровень развития малой социальной группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить малые социальные группы с положительной и отрицательной

ГУМАНИТАРИй: актуальные проблемы ^ ^ 2012

гуманитарной науки и образования '

социальной направленностью. Развитие та- социальных групп по предложенным пара-

ких групп характеризуется динамикой из- метрам.

менения ее свойств по обоим параметрам, Таким образом, проведенный нами что предусматривает возможность регрес- социально-философский анализ по-сивного изменения отношений (изменение нятия «социальная группа» и состав-

социальной направленности с позитивной ленная на его основе классификация

на негативную или узкогрупповую) и дает позволяют нам на фундаментальной

возможность четкой типологизации много- теоретико-методологической основе про-

численных реально существующих малых должить данное исследование.

Библиографический список

1. Авдеев С. П. Знание в связях социальности / С. П. Авдеев. - М., 2005. - 467 с.

2. Беккер В. Сообщество и общество / В. Беккер. - М., 1995. - 398 с.

3. Берталанфи Л. Общая теория систем / Л. Берталанфи. - М., 2004. - 545 с.

4. Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука / А. Я. Гуревич // Вопр. философии. -

2003. - № 4. - С. 69-84.

5. Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация.

Общество. - М., 1992. - № 3. - С. 49-76.

Поступила в редакцию 20.12.2011.

Сведения об авторе

Каганович Андрей Александрович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и истории ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». Область научных интересов - социально-философский аспект социальной стратификации и дифференциации детского населения России. Автор 130 научных публикаций, в том числе 6 монографий и 5 учебных пособий.

Тел.: (812) 456-43-26 e-mail: sly-fx@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.