УДК 316.3, 316.4.051 JEL А 130, J 170, J 290
1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
2 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Представлены основные положения и понятия авторской социологической концепции социального времени. Социальное время есть время существования, функционирования и развития общества и его социальных систем разного уровня. Время является природно-социальным ресурсом деятельности социальных субъектов; его измеримость позволяет реализовать количественный подход в изучении деятельности. Социальное время имеет три «модуса»: историческое, структурное и системное время.
Ключевые слова: социальное время, социальная система, общество, использование времени, деятельность.
Введение
Данная статья является одним из результатов работы по сбору и анализу различных теоретических положений о времени российских и советских мыслителей первой трети ХХ в. и эмпирико-прикладных разработок в этой области. Все началось с поиска ответа на вопрос, откуда, из чего, на какой основе начались в 1920-х гг. обследования бюджетов времени в СССР. Постепенно становился все более актуальным вопрос о работах социологического, философско-социологического характера, в которых рассматриваются теоретические аспекты времени человека и общества. И хотелось показать результаты теоретических и прикладных разработок в этой области, оставаясь при этом на российской, советской «территории». Поэтому вне поля зрения остались зарубежные работы первой трети прошлого века. Хотя, насколько нам известно, таких работ за рубежом в тот период почти не было.
Своя концепция социального времени возникла как нечто специальное, имеющее свой блок информации, свои понятия. Задача состояла в том, чтобы основные положения, связи с теорией социального времени представить в единой концепции.
Одним из главных вопросов, от которого зависит наш подход, подбор литературы, информации, ее анализ и выводы, - это вопрос о предмете социологии как науки.
Мы исходим из понимания социологии как науки о функционировании и изменении социальных систем. Социальная система представлена подсистемами (структурами) социальных субъектов (групп), деятельности и отношений между субъектами. Имеется несколько уровней представления социальной системы: от семьи, семейного хозяйства до глобального социума, о котором сейчас можно говорить как о реальности. Конечно, это наш современный подход.
Теоретические аспекты социального времени в российских работах первой трети ХХ века
Рассмотрим основные работы, прямо или косвенно ставшие исходной базой авторской концепции социального времени.
ISSN 1818-7862. Вестник НГ". Серия: Социально-экономические науки. 2013. Том 13, выпуск 4 © В. А. Артемов, О. В. Новохацкая, 2013
Отталкиваясь от А. Бергсона. К моменту выхода книги И. Н. Дьякова (1917), посвященной проблеме времени [1], в России были опубликованы работы русского философа Л. М. Лопатина [2], французского философа А. Бергсона [3; 4], непосредственно ее затрагивающие. (Отметим также работу французского социолога Э. Дюркгейма, который показал, что представление о времени у людей возникло в процессе их «природной» и «социальной» жизни, т. е. в природе и обществе, подчеркнул коллективный характер времени как ритма [5. С. 56-62] и дал толчок к возникновению, распространению и обогащению термина «социальное время».)
Согласно Л. М. Лопатину, самая важная черта времени состоит в том, что «оно течет, непрестанно проходит». «Прошлого уже нет, будущего еще нет; все движение времени идет мимо некоторого неподвижного момента настоящего... Вся действительность времени заключается в его нереальности». Действителен только неуловимый момент настоящего, мгновение, в котором нет длительности, реальности [2. Ч. 2. С. 290-300]. Как отмечает И. Н. Дьяков, это - воспроизведение представления о времени, свойственного механическому естествознанию в виде однородной прямой линии, как некоторого аналога пространства.
По мнению И. Н. Дьякова, заслуга А. Бергсона состоит в борьбе с таким пониманием времени. Французский философ, очень популярный в России (его работы активно издавались на русском языке, а в 1913-1914 гг. вышло пятитомное собрание его сочинений), писал, что «ни один вопрос не был в большем пренебрежении у философов, чем вопрос о времени, и, однако, все единодушно объявляют его капитальным» [4. С. 6].
И. Н. Дьяков высоко оценивает вклад А. Бергсона в изучение интересующей нас области. Если А. Эйнштейн и Г. Минковский покончили с ньютоновским абсолютным временем в физике, то А. Бергсон сделал это в философии. Он показал феномен осознания времени, что было, безусловно, одним из важнейших шагов к «овладению» временем. Именно в борьбе с пониманием времени в виде однородной прямой линии видит заслугу А. Бергсона И. Н. Дьяков, который под его влиянием, со своим, по существу, материалистическим представлением о времени, делает шаг к собственно «социальному времени». Время едино и самое характерное его свойство - непрерывность, а единство - «интенсивно». «Всякая деятельность (волепроявление) и всякое движение (проявление силы) совершаются во времени и необходимо тяготеют к производящему их агенту или центру» [1. С. 15]. Время - «своеобразный процесс непространственных изменений, носящих исключительно качественный характер» [1. С. 7].
Считая, что в настоящем времени дано «все прошлое как лишенный активности, но все еще живущий “созерцательный” факт, и все будущее как непредопределенная заранее творческая потенция» [1. С. 7], И. Н. Дьяков подчеркивает активную роль человека, причем человека не только созерцательного, но и действующего, как субъекта деятельности.
Суть положений И. Н. Дьякова - в связности времени и деятельности, влиянии прошлого на настоящее и будущее, в возможности и роли человеческой активности в отношении настоящего и, особенно, будущего времени.
Первый российский социолог нового века. Уже в начале 1920-х гг. П. А. Сорокина можно было охарактеризовать как наиболее продвинутого отечественного социолога, социолога именно ХХ века. Это выражалось в разных аспектах. Во-первых, в том, что исследования этого периода стали основанием его будущих фундаментальных работ по социальной дифференциации и мобильности, социологии революции, социологии изменений. Во-вторых, в разноплановости его работ: от эмпирических (исследование голода) до теоретических (система социологии). В-третьих, в разнотемности, охватывающей основные социальные явления и процессы (социальные группы, их мобильность, война, преступность и др.). В-четвертых, в хорошем знании состояния современной мировой социологии, особенно американской, наиболее тяготевшей к эмпирическим исследованиям. В-пятых, в методологических принципах, использовании разных теоретических подходов, с заметным предпочтением объективного.
В определенной мере именно в русский период своей научной деятельности под влиянием процессов, характерных для России 1910-1920-х гг., начали формироваться у П. А. Сорокина идеи социального времени, социальной и культурной динамики, реализованные в исследованиях и трудах 1930-х гг.
При подготовке «Системы социологии» [6] П. А. Сорокин, с одной стороны, использовал большое количество зарубежной и отечественной социологической литературы, работы практически всех ведущих социологов XIX - начала ХХ в. Однако в «Системе» мы не нашли ни одного упоминания о месте категории времени в социологии, о такой модификации времени, как «социальное время». Этот факт достаточно четко свидетельствует, что это понятие отсутствовало в теоретической социологии того периода, несмотря на отдельные попытки применить данные об использовании времени в анализе экономических и социальных изменений.
В «Системе социологии» термин «время» употребляется в модусе исторического, в связи с рассмотрением изменений в обществе. Но в своей программе исследования [7], которая обсуждалась и была одобрена в год выхода из печати «Системы социологии», он делает резкий шаг в сторону «структурного» времени, нацеливаясь на изучение структуры повседневной деятельности, выраженной в показателях времени, у разных социально-профессиональных групп.
П. А. Сорокин провел первое в мире собственно социологическое обследование использования времени бюджетно-временным методом и создал принципиальный задел для своей (в соавторстве с Р. Мертоном) «рубежной» статьи [8], где, возможно, впервые им был использован термин «социальное время».
Время индивида и социальных систем. В фундаментальной книге фактически по проблемам социального времени (1924) В. Н. Муравьев отмечает, что «во всех науках можно сейчас найти постановку в том или ином виде вопроса о времени» [9. С. 100] ', и ставит перед собой задачу тоже рассмотреть этот вопрос «с философской, логической, математической, социологической и организационной точек зрения». И не только теоретически, но и в сочетании с практикой, причем не только с практикой научной, но также с «развивающейся в России в последнее время практикой социально-организационной», используя как опыт отдельного индивида, так и «деятельность социально-исторических групп» (С. 96-98).
По мнению В. Н. Муравьева, «социологическая точка зрения на множества» (так в общем виде называет социальные и иные системы В. Н. Муравьев) является наиболее совершенной и общей (С. 105).
В работе выстраивается последовательность социальных систем, или социальных субъектов. Во-первых, это индивид, состоящий из «физических и биологических элементов» и обладающий разумом (С. 235), индивид действующий. Очень важно, на наш взгляд, замечание В. Н. Муравьева о том, что «сущность особности (индивида, личности) не в том, что она хочет отдельности, но также в том, что в этой отдельности она хочет быть всем» (С. 224). Во-вторых, это «социально-исторические человеческие группы», в которых В. Н. Муравьев видит специфику социологического подхода. В-третьих, подразумевается общность на уровне страны. И, наконец, это человечество, обитающее на Земле.
Каждый индивид действует как «член этих систем», поскольку каждое его «действие и мысль имеют природу психологическую, социальную, историческую» (С. 104). В. Н. Муравьев выделяет три главные области реальной деятельности людей: «сотворение новых живых существ или воскрешение старых», «изменение отношений между людьми и, соответственно, изменение личности», «изменение мира в виде преобразования материальных вещей» (С. 111).
Субъекты вступают в процессе деятельности в определенные отношения. В. Н. Муравьев рассматривает «социальные и исторические отношения» как «времяобразующие факторы».
Время «создается» деятельностью. По мнению В. Н. Муравьева, «время... если рассматривать его как реальность, есть не что иное, как изменение и движение» (С. 101), а время человека - не только физическое (астрономическое) время, используемое людьми для своей деятельности и жизни, но и этими людьми создаваемое, поскольку «каждый акт, меняющий мир, есть такое созидание» (С. 108).
В. Н. Муравьев использует два основных термина. Книга называется «Овладение временем», но в ней чаще употребляется термин «преодоление». «Преодоление времени» обозначает выход на конечность, дискретность времени в конкретной деятельности, в действиях
1 Далее ссылки на это издание приводятся в круглых скобках с указанием страниц.
конкретного человека или конкретной социальной системы, сохранение этой деятельности и ее результатов в памяти или в другой форме.
«Овладение временем» обозначает свободную деятельность людей в соответствии со знанием законов функционирования и развития общества как социальной системы. В. Н. Муравьев называет «овладением временем всякое вообще содержательно и целесообразно произведенное изменение в природе (и обществе), поскольку оно создает или воссоздает реальность согласно имеющемуся образцу» (С. 126). В этом выражается роль каждой отдельной личности в преодолении и овладении временем. «Всякое сознательное целесообразное действие, дающее нам власть над природой, есть в самом деле овладение временем» (С. 229).
«Теория овладения временем сводится, в первую голову, к теории построения. прежде всего, коллективов человеческих» (С. 106). «Использование времени переходит в овладение им» (С. 98). В. Н. Муравьев справедливо называет овладение временем «одною из главных среди разумных целей человека» (С. 107).
По В. Н. Муравьеву, овладение временем - это «не стремление к пустому бытию, к продолжительности времени, могущего быть наделенным любым содержанием, а к жизни, содержащей полноту всех осуществляемых возможностей» (С. 229).
В. Н. Муравьев считал, «что есть только один путь овладения временем: установление внутри системы согласия всех ее членов» (С. 165). Для человека «преодоление времени» связано с его разумностью. «Будущее оказывается во власти всех участников системы, поскольку они действуют совместно и в согласии» (С. 163). Это положение, как и положение об овладении временем, были очень актуальны для нашей страны того периода.
Говоря о времени, В. Н. Муравьев по существу постоянно имеет в виду именно социальное время, т. е. время, «связанное» с жизнью человека, с существованием человеческого общества. Он вплотную подошел к понятию социального времени, достаточно полно показав его содержание, хотя и не употребляет этот термин.
В. Н. Муравьев был одним из первых, кто, по существу, применил системный подход к анализу функционирования и развития социумов разного уровня с выделением их времени не столько как длительности их существования, сколько как их совокупного времени.
Термин «социальное время» в рассмотренных работах еще не употреблялся, хотя под «временем» чаще всего имелось в виду не абстрактное, абсолютное или даже просто астрономическое время, а именно время человека или общества, которое соответственно как-то используется.
Концепция социального времени
Предлагаемая читателям концепция социального времени является результатом анализа публикаций и рукописей российских авторов [10], которые, на наш взгляд, являются истоками теории социального времени. Изложение социологической концепции социального времени необходимо для ускорения преодоления существующего разрыва между эмпирическими и теоретическими исследованиями социального времени.
Социальное время есть категория социологии. Мы исходим из понимания социологии как науки о функционировании и изменении социальных систем. Социальная система представлена подсистемами (структурами) социальных субъектов (групп), деятельности и отношений между субъектами. Имеется несколько уровней представления социальной системы: от семьи (семейного хозяйства) до глобального социума, о котором сейчас можно говорить как о реальности.
Социальная структура - прежде всего группы, обеспечивающие материальное и «человеческое» производство и формирующие отношения между людьми, группы в главных направлениях развития социальной системы. Деятельность структурируется в соответствии как с потребностями индивидов и семей, так и с задачами «главной» социальной системы (конкретного общества, страны) и ее положением в глобальном социуме. Время является природно-социальным ресурсом деятельности социальных субъектов; его измеримость позволяет реализовать количественный подход в изучении деятельности.
Социальное время есть время существования, функционирования и развития общества и его социальных систем разного уровня. Социальное время имеет три «модуса»: историческое, структурное и системное время.
«Модус» - термин, который мы связываем именно со временем. Модусы являются характеристиками социального времени. Смысл выделяемых в концепции модусов социального времени - в их содержании.
Историческое время - это длительность существования человеческого общества или отдельных социальных систем. В социальной реальности это хронология, бывшая главным модусом социального времени до 1930-х гг. Существенно вырос и его диапазон - как времени освоенного и потенциального. Это в целом теоретическое и в значительной мере абстрактное положение, тем не менее, представляется важным в понимании и исследовании социального времени.
Структурное время социальной системы представляет собой временное выражение ее деятельностно-субъектной структуры, соотнесенное с «моментом» исторического времени. В реальности оно получило выражение в бюджетах времени разных социальных групп начиная с 1920-х гг. и балансах совокупного времени, возникших в прикладной эмпирической сфере на стыке экономики и социологии. Их разработка началась во второй половине 1960-х гг.
Системным является время социальной системы, взятое структурно и отнесенное к определенному периоду исторического времени.
Графически модусы времени можно представить соответственно в виде линии, плоскости, объема, т. е. в одной, двух и трех координатах.
«Содержанием» социального времени непосредственно для человека, общества является деятельность, а в отношении социума - еще и время функционирования, действия, работы всего созданного человеком и используемого им (прямо или опосредованно) в своей жизни.
Можно сказать, что содержательно (а не понятийно) структурное и зачатки системного времени возникли еще в начале 1920-х гг. Не в теории, а в реальности, на практике. В Нижегородской области, например, была получена выборочная информация и сделан расчет баланса совокупного времени труда сельской семьи с выделением основных видов работ, с приведением (с помощью коэффициентов) труда детей, женщин, стариков к труду взрослого мужчины. В баланс было включено и время работы лошадей. Это - прообраз полного структурного времени. Здесь и попытка учитывать не только человеческий труд, время людей, но и время соответствующего функционирования «прирученных» или созданных специально средств производства. Поэтому особой частью, «видом» социального времени следует считать «технологическое» время. И для отдельного человека, семьи, социальных, территориальных групп, и для общества большое значение имеет время работы, функционирования заменителей, помощников, прежде всего в производстве или обслуживании. Имеются в виду механические и иные устройства, которые заменяют полностью или частично производительную прежде всего, но также и обслуживающую деятельность человека. При использовании понятия социального времени в обществе, социально-территориальном образовании возникает необходимость и в ином, чем просто часы, измерении. Особенно при учете, оценке работы, использования технико-технологических средств. Здесь может быть применена такая мера как человеко-час. На сегодня величина этого вида социального времени, видимо, во много раз превосходит собственно человеческое время. По нашему мнению, такое включение необходимо сделать для начала теоретически. Но исследователи социального времени найдут способы, методы, имеющиеся и потенциальные источники информации, чтобы, пусть в приближенном виде, количественно представить эту все увеличивающуюся долю социального времени общества. Возможен такой подход и к индивидуальному времени или к времени семьи. Поэтому правомерно считать социальным все время, связанное с человеческой деятельностью.
В полной мере «структурное время» как модус социального времени и как реальный ресурс общества определилось, с одной стороны, в исследовательски-прикладной практике обследований бюджетов времени и практического использования результатов этих обследований в 1920-е гг., с другой - в коренном изменении структурного времени работников как в части отраслевой, так и в части ручного и механизированного труда.
Собственно реальностью стало и системное время, если рассматривать последнее предвоенное десятилетие. Именно в этот период возникла ситуация, которая вызвала вопрос: каков объем социального времени, не требуется ли отказаться от только собственно «человеческого» времени и включать в социальное время функционирование всего, что создано человеком для облегчения своего труда, его высокой производительности, высвобождения своего времени для новых видов деятельности и т. д.?
Теперь такой подход еще более важен, если иметь в виду всё технологическое оснащение труда современных работников как индивидуального, так и группового уровня, вплоть до общества в целом, труда и, в общем виде, деятельности.
От чистой теории социального времени, ее развития необходимо перейти, или, точнее, дополнить анализом времени по объекту и предмету, имея в виду подсистемы общества, социальные образования разного рода этих подсистем (учреждения, группы населения, типы поселений и т. д.). Именно здесь непосредственно связывается теория социального времени и эмпирические исследования его использования, в том числе обследования бюджетов времени.
Идея совокупного (как предтечи системного) времени родилась, по нашему мнению, в первом академическом экономическом институте в Сибири (Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН - Г. А. Пруденский, В. Д. Патрушев). Хотя первоначально включало оно в основном время труда в промышленности, в производственной сфере. Первое же социологическое представление социального времени, его структуры состоялось в крупнейшем и до сих пор по существу единственном системном экономико-демографо-социологическом проекте, разработанном большой группой сотрудников отдела социальных проблем ИЭОПП СО РАН под руководством Т. И. Заславской в 1970-х гг. Время в этом проекте - один из наиболее важных разделов: и в теоретическом (экономическом, социологическом), и в прикладном (производственном, демографическом, поселенческом) отношении. Это был проект, где «время» заняло подобающее место как в системе эмпирических исследований, так и в системном представлении аграрной подсистемы общества, государства, прежде всего как социальное время, а не просто конкретные бюджеты времени.
Теория, предвидение, практика. Структурное время, четко обозначившееся в теоретических, гипотетических положениях К. Маркса о времени в «обществе коллективного производства», стало реальностью в СССР в 1930-е гг. и послевоенный период. В практике управления экономикой и социальным развитием сбылось предвидение К. Маркса о социальном времени, о распределении рабочего времени, о значимости свободного времени для развития человека.
Краткие, но фундаментальные и емкие по содержанию положения о времени в обществе, приходящем на смену капиталистического, оказались пророческими и «рабочими», руководящими принципами государственного и общественного управления.
Положения о времени, высказанные К. Марксом в рукописях 1858-1859 гг., до сих пор являются, пожалуй, самым весомым вкладом в социологию времени, в теорию социального времени, хотя ни тот, ни другой термин и не употребляется [11. С. 116-117; 12. С. 221]. Это действительно социологические положения о рабочем и свободном времени, о социальном времени как времени общества и человека.
Но в «официальной», «профессиональной» социологии этот вклад либо неизвестен, либо замалчивается. А «отцом» исследований социального времени считается Э. Дюркгейм, родившийся в год завершения К. Марксом работы над упомянутыми рукописями.
Социологическая концепция должна опираться или нацеливаться (быть реализуемой) на достаточную и доступную к получению и анализу информацию. Иначе говоря, должно быть определенное соответствие теоретических положений и необходимой эмпирической информации. Хотя нельзя запретить и определенное «забегание» теории вперед как своего рода «движителя» реального развития общества - локального и глобального.
Необходимым элементом концепции социального времени является роль и характер информационного обеспечения. Без этого современная концепция не может даже рассматриваться как концепция.
Время в теоретической социологии, и тем более в социологических исследованиях, т. е. социальное время, должно быть не «голым», абстрактным понятием, а должно «обрамляться» экономической, реально-бытовой, поселенческой, социально-психологической, ценностной информацией, оставаясь, по существу, главным ресурсом деятельности, жизни индивидов, социальных и иных групп, территориальных общностей и общества в целом. В нашей концепции социальное время - это «богатое» время, время конкретной, реальной деятельности, а не просто «воспринимаемое», как у Э. Дюркгейма.
Можно считать, что в области отечественной социологии социального времени преобладали и преобладают преимущественно эмпирические работы, немногочисленные же работы теоретического характера никак с первыми не связаны. Отсюда возникает принципиальная задача в разработке теории социального времени: преодолеть этот разрыв на благо тем и другим, а, в конечном счете, в целях эффективного регулирования социально-экономических процессов в интересах большинства населения страны.
Список литературы
1. Дьяков И. Н. Проблема взаимоотношения субстанции и времени. Этюд. М., 1917.
2. Лопатин Л. М. Положительные задачи философии: В 2 ч. М., 1911.
3. Бергсон А. Творческая эволюция. М.; СПб., 1914.
4. Бергсон А. Длительность и одновременность. Пг., 1923.
5. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии. СПб.: Образование, 1914. Сб. 2. С. 27-67.
6. Сорокин П. А. Система социологии: В 2 т. М.: Наука, 1993.
7. Сорокин П. А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Вопросы изучения и воспитания личности. Пг., 1921. Вып. 3. С. 397-426.
8. Sorokin P. A., Merton R. K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. 1937. Vol. 42. P. 615-639.
9. Муравьев В. Н. Овладение временем как основная задача организации труда // Муравьев В. Н. Овладение временем. М.: РОССПЭН, 1998. С. 93-238.
10. Артемов В. А. Социальное время: прикладные и теоретические аспекты исследований. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2004. Ч. 1: Предыстория и 1920-1930-е гг. 80 с.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 1. С. 116-117.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 2. С. 221.
Материал поступил в редколлегию 26.06.2013
V. A. Artemov O. V. Novokhatskaya '■ 2
1 Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS 17, Acad. Lavrentiev ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation
2 Novosibirsk State University 2, Pirogov str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation
E-mail: [email protected]
SOCIAL TIME: THEORECAL ASPECTS
The article presents the basic terms and concepts of the author’s sociological concept of social time. Social time is time of existence, functioning and development of society and its social systems of different levels. Time is a natural and social resource of social activities of social actors. Its measurability allows for a quantitative approach to the study of activity.
Keywords: social time is three «modus»: historical, structural and system time.