Научная статья на тему 'Социальная функция современного государства'

Социальная функция современного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7459
880
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / FUNCTION OF A STATE / SOCIAL FUNCTION OF A STATE / SOCIAL STATE / SOCIAL RIGHTS / PUBLIC TRUST PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Толстиков Александр Владимирович

Статья посвящена социальной функции современного государства. В ней делается попытка дать наиболее четкое и полное определение таким правовым категориям, как «социальная функция государства», «социальное государство», «социальное право». Также в статье затрагиваются вопросы становления и развития вышеуказанных категорий, вопросы отдельных сторон деятельности государства в социальной сфере, пути и способы осуществления такой государственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social function of a modern state

The article is devoted to the social function of a modern state. The author aims to provide the most concise and comprehensive definitions of such legal categories as "social function of a state", "social state" and "social rights". Furthermore, the article raises the issue of formation and development of the above-men-tioned legal categories, some particular aspects of state practice in the social sphere as well as the ways and means in which these public activities are implemented.

Текст научной работы на тему «Социальная функция современного государства»

А. В. Толстиков

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Работа представлена кафедрой государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургской юридидической академии.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент А. Э. Черноков

Статья посвящена социальной функции современного государства. В ней делается попытка дать наиболее четкое и полное определение таким правовым категориям, как «социальная функция государства», «социальное государство», «социальное право». Также в статье затрагиваются вопросы становления и развития вышеуказанных категорий, вопросы отдельных сторон деятельности государства в социальной сфере, пути и способы осуществления такой государственной деятельности.

Ключевые слова: функция государства, социальная функция государства, социальное государство, правовое государство, федеральная целевая программа.

A. Tolstikov

SOCIAL FUNCTION OF A MODERN STATE

The article is devoted to the social function of a modern state. The author aims to provide the most concise and comprehensive definitions of such legal categories as “social function of a state", “social state" and “social rights". Furthermore, the article raises the issue offormation and development of the above-mentioned legal categories, some particular aspects of state practice in the social sphere as well as the ways and means in which these public activities are implemented.

Key words: function of a state, social function of a state, social state, social rights, public trust programmes.

Один из злободневных вопросов в современной теории государства и права: носит ли право на достойную жизнь правовой характер? Именно поэтому сегодня как никогда актуален вопрос о сущности и развитии социальной функции государства.

Социальная функция государства многообразна по своему содержанию. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства. Сегодня социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству.

Сегодня многие считают, что социальное и правовое государство - это сопряженные понятия. Социальная политика правового государства предполагает выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство, четкую работу транспорта и связи, а значит, обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья, отдых, жилище, образование, пользование достижениями культуры, т. е. тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Что касается нашего государства, то можно говорить о том, что Российская Федерации стремится стать социальным государством, политика которого имеет ярко выраженную социальную направленность, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации [1, с. 105]. Причем если говорить о субъекте ее исполнения в современной России, то следует сказать, что доминирующую роль здесь играют именно публично-властные структуры, а не институты гражданского общества, которые в нашей стране не получили пока

большого распространения и общественной значимости.

Сегодня в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то что Конституция РФ 1993 г. в ст. 7 провозгласила Россию социальным государством [2, с. 7].

Социальная функция имеет приоритетное место в системе функций современного Российского государства, поскольку с ней связано решение задач, направленных на возрождение Российского государства, на создание условий для достойной жизни российского общества, большая часть членов которого не удовлетворена социальной политикой государства, в котором бедность приобрела массовый характер [4, с. 23].

Для развития социальной сферы государство в большинстве случаев использует бюджетные средства, предварительно закладывая и распределяя средства на те или иные социальные программы, функционирование образовательных и медицинских учреждений и т. п. Для более грамотного, эффективного и целенаправленного использования этих средств следует усилить бюджетный контроль, а следовательно, усовершенствовать систему государственного финансового контроля. Кроме этого, государство должно принимать меры по расширению источников финансирования

социальных услуг за счет внебюджетных средств.

За последние 15 лет динамика экономической политики в России спровоцировала массовое недоверие населения к денежным накоплениям. Поэтому сегодня затруднительно внедрение системы накопительных пенсий. В связи с тем что одной из примечательных тенденций времени является старение населения и все меньшее количество работающих обеспечивают пенсионеров и детей, а еще меньше их будет завтра, развитие данной системы могло бы значительно улучшить социальную деятельность Российского государства в сфере обеспечения и улучшения качества жизни неработающих пожилых людей, находящихся на заслуженном отдыхе.

Демографический кризис, борьбу с которым активно ведет наше государство (пропагандистские методы, выплаты при рождении второго и третьего ребенка, льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям), особенно скажется на системах здравоохранения и пенсионного обеспечения. Пожилые люди требуют гораздо большего внимания, чем сегодня им в состоянии предоставить государство. В ряде государств для решения данных проблем используются следующие меры: увеличение пенсионного возраста, создание программ, которые могли бы провоцировать население работать на собственную накопительную пенсию, и т. д. Все это может использоваться в качестве рекомендаций и для нашего государства, где, к сожалению, заметных позитивных сдвигов в этом направлении на сегодняшний день отметить нельзя.

В семейной сфере также происходят значительные изменения, что обусловлено тенденцией к большей женской занятости. В России женщины давно (с советских времен) работают наравне с мужчинами. Но в Советском государстве социальная сфера была неплохо развита: предоставлялось бесплатное жилье, обеспечивались работой все желающие, а дети - дешевыми воспитательными и образовательными учреждениями. Современная Россия во многом уступает в решении подобных вопросов советскому периоду. Между тем в России женщины давно сочетают роли

работниц и домашних хозяек. Для подавляющего большинства из них нет особой новизны в совмещении этих социальных ролей. Но сегодня нет однозначного ответа на вопрос о том, будут ли современные женщины совмещать роли работницы и домашней хозяйки, матери, хранительницы семьи [4, с. 100]. Следовательно, вопрос компенсаций и поощрений неработающих женщин, но занимающихся домом и воспитанием детей, очень важен для современной России в ключе рассмотрения вопроса о социальном государственном функционировании.

Итак, из всего вышеизложенного мы видим, что для современной России в современных условиях требуется некоторое обновление социальной функции государства, что необходимо главным образом для установления разумного справедливого соотношения интересов различных социальных групп с интересами общества в целом. Социальная государственная функция современной России должна обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ.

Практическое формирование социальной функции и ее эволюция должны основываться на базе отраслевого анализа, а также на базе философского, социологического, эмпирического подходов. Данная проблема должна подпитываться результатами научных исследований, полученными специалистами различных отраслей права, социологов и политологов, результаты которых затем должны адаптироваться к государственно-функциональным аспектам социального программирования, также должен учитываться исторический опыт социальных реформ, международный опыт государственного функционирования в социальной сфере.

В контексте российской действительности ст. 7 Конституции Российской Федерации на сегодняшний день можно считать лишь программным проспективным требованием, реализация которого предполагается в будущем [5, с. 100]. Но хочется надеяться, что в ближайшем будущем воплотятся в реальность

слова В. В. Путина, который в Послании Федеральному собранию 2002 г., говорил: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли

свободно трудиться, без ограничения и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом» [3, с. 2-3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бубнова О. Ю. Бюджетный контроль в Российской Федерации: его цели и задачи в условиях социального государства // Государство и право. 2007. № 6. С. 104-107.

2. Конституция Российской Федерации. М.: Объединенная редакция МВД России, 1998.

3. Послание Президента Российской Федерации Путина В. В. Федеральному собранию РФ // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 2-37.

4. Родионова О. В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. № 8. С. 98-100.

5. Силачева И. Конституционный суд станет еше гуманнее // Деловой Петербург. 2007. 8 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.