УДК 316.346.32
И.А. Батанина, д-р полит. наук, проф., зав. каф., (4872) 33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф.,зав., каф., (4872) 33-25-12, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РЕЛИГИОЗНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ
На основе исследований особенностей религиозных установок молодежи Тульской области определен характер социальной дистанции, что позволило предложить рекомендации по развитию духовно-нравственного направления молодежной политики в регионе.
Ключевые слова: религия, религиозные установки, социальная дистанция, шкала Э.Богардуса, толерантность, интолерантность.
В годы системной трансформации России четко обозначилась тенденция превалирования личностных установок над всеми другими. Подобное иерархическое распределение ценностей обусловлено тем, что большинство российских граждан не находят возможностей для реализации потребности в физической, экономической, правовой защищенности. В таких условиях происходит деструкция ценностей, обобщающих основные принципы общественного устройства, и расширение ценностей витального характера. В ходе аксиологической трансформации ярко проявились такая черта индивидуализма, как переориентация на проблемы повседневного значения. Идущие в стране трансформационные процессы проявляются не столько во внутреннем кризисе ценностных систем, сколько в сосуществовании групп населения с полярно различными ценностными системами (главными дифференцирующими факторами при этом выступают на уровне региона - возраст и социальный статус).
По величине социальной дистанции, отражающей размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающей степень близости или отчужденности их между собой (как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими агентами социальных взаимодействий), определяется степень автономности или уступчивости индивида, а ее увеличение трактуется как переход от первичных (персонифицированных) отношений в ситуации «лицом - к - лицу» - к вторичным отношениям, в которых человек начинает видеть в «другом» лишь частный случай определенной социальной категории, а сама социальная дистанция трансформируется в объект институционализации (в ролях и нормах) и социального контроля (Т. Шибутани). В результате формируется основа различения личностной (интимной) и публичной дистанций как вариаций рас-
стояния, удерживаемого индивидом между собой и «другими» в процессах взаимодействия.
В современных обществах снимается удельный вес прямых институ-ализированных способов введения социальной дистанции и увеличивается область действия непрямых способов их установления через символизацию и вторичную ритуализацию схем поведения в плюрализированном культурном пространстве. Исторически может быть прослежена тенденция постепенного отхода от сегрегативного задания социальной дистанции, господствовавшего в традиционных обществах и закрепленного в различных вариантах кастового и сословного деления, предлагавших открытое пресечение межгрупповых контактов и насильственное включение групп в социальную иерархию, к формированию социальной дистанции через присвоение отличительного поведения (стиля жизни), через задействование механизмов социального престижа, моды и т.д. К тому же на уровне национальных государственных программ предпринимаются целенаправленные и последовательные действия и поддерживаются инициативы по преодолению дискриминации и сегрегации людей по каким-либо признакам и разрушению стереотипов, сформированных на противопоставлении «мы» и «они». В динамичных социальных системах социальные дистанции становятся подвижными и изменяемыми в зависимости от особенностей конкретных ситуаций и личностных качеств взаимодействующих людей. Таким образом, одним из значимых индикаторов социальной дистанции выступают религиозные установки.
На базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета совместно с Департаментом Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике в III квартале 2011 г. было организовано и проведено социологическое исследование «Ценностные ориентации молодежи и отношение молодежи к религии».
Целью исследования являлся анализ когнитивной, аффективной и конативной составляющих ценностных ориентаций молодежного сегмента Тульской области для выработки рекомендаций по оптимизации государственной молодежной политики региона.
Реализация обозначенной цели предполагает решение ряда задач:
- выявление иерархии ценностных предпочтений;
- выделение структурных особенностей ценностной системы молодежного сегмента регионального сообществ (ядро, структурный резерв, периферия);
- определение направленности ценностных конфликтов;
- анализ направленности локуса социального контроля (интерналь-ный, экстернальный, неопределенный);
- определение соотношения когнитивного, аффективного и конатив-ного компонентов религиозных установок тульской молодежи.
В качестве теоретического объекта определена ценностная система как целостность надындивидуальных, статусно-ролевых и персональных ценностей, проявляющихся соответственно на общественном, групповом и индивидуальном уровнях сознания. Предмет исследования - особенности ценностных ориентаций молодежи.
Эмпирическим объектом являлась молодежь Тульской области (26 муниципальных образований в соответствии с выборочной совокупностью) в возрасте от 14 до 29 лет. Общий массив опрошенных - 955 человек. Ошибка выборки составила 3%, что позволяет считать результаты исследования относительно надежными.
В массовом опросе применялась многоступенчатая выборка, построенная с применением процедуры поэтапного отбора объектов опроса. При этом совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем. На первом этапе использована вероятностная (гнездовая) выборка. Единицы отбора первой ступени (первичные единицы) - районы Тульской области. На втором этапе используется квотная выборка. Единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) определены на основе статистических сведений (параметров квот) о демографических характеристиках (пол, возраст) элементов генеральной совокупности. Единицы наблюдения отбираются при помощи простого случайного бесповторного отбора (вероятность быть включенным в выборку является одинаковой для всех единиц совокупности).
Гендерная структура выборочной совокупности соответствует тендерной структуре региона: 47,8 % - мужчины, 52,2 % - женщины. По возрастным характеристикам респонденты распределены достаточно равномерно: 23,5 % принадлежат когорте «от 14 до 17 лет», 26,2 % - «от 18 до 21 года», 25,0% - «от 22 до 25 лет», 25,3 % - «от 26 до 29 лет». Большинство участников массового опроса работают в настоящее время (42,6 %), 26,1 % являются студентами вуза, 18,0 % - учащимися средней школы, гимназии или лицея, 7,6 % опрошенных получают начальное и среднее профессиональное образование, 4,4 % молодежи не учатся и не работают.
Для измерения символической социальной дистанции на уровне как индивидуально-личностного, так и группового сознания была использована шкала социальной дистанции Э. Богардуса, основанная на положении согласно которому, отношения между отдельными социальными группами всегда располагаются на условной шкале между двумя полюсами, с одной стороны, доброжелательного взаимодействия (симпатии), а с другой - неприязненного отчуждения (антипатии). Середину этой шкалы занимает терпимость (толерантность). Кумулятивная шкала Богардуса позволяет адекватно и надежно определить расстояние между группой, к которой себя относит респондент, и любой другой группой (в том числе и религиозной), которая предположительно воспринимается им как «другая» или даже «чужая». Для
этого используется определенный континуум «сужающихся» относительно человека признаков (опосредованное соседство, непосредственное соседство, работа, референтная группа, семья).
Результаты исследования показали, что в молодежной среде сложились достаточно устойчивые сегменты, которые можно обозначить как «толерантные» (около 40 %), «интолерантные» (около 30 %), «неопределившиеся» (около 20%). При этом для определения степени терпимости или предубеждения в отношении представителей других религий социальная дистанция не имеет существенного значения (коэффициент корреляции между переменными, определяющими социальную дистанцию, варьируется от 0,425 до 0,697 при значимом показателе 0,01). Анализ распределений ответов респондентов по возрастным характеристикам позволил сделать вывод о повышении уровня интолерантности при переходе из одной когорты в другую (коэффициент корреляции по Спирману варьируется от -0,057 до -0,107 при значимом показателе 0,01), а также при сокращении социальной дистанции (таблица). Исключение составляет вопрос о регистрации брака. В данном случае наблюдается обратная тенденция: старшие возрастные группы демонстрируют большую терпимость. Также обращает на себя внимание тот факт, что мужчины проявляют большую предвзятость в отношении представителей иных конфессий, когда речь идет о вступлении в брак (32,4 % женщин и 25,2 % мужчин на вопрос «Вы бы согласились, чтобы члены Вашей семьи вступили в брак с представителем иных взглядов на религию?» выбрали индикатор «да»).
Уровень социальной дистанции:распределение по возрастным группам*
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Вы бы предпочли...
14-17 лет 18-21 год 22-25 лет 26-29 лет
Чтобы в Вашем городе жили люди только Ваших взглядов на религию? 26,9 34,8 9,7 14,6
Чтобы Вашими соседями по дому были люди только Ваших взглядов на религию? 12,3 12,6 5,1 5,0
Учиться/ работать с людьми только Ваших взглядов на религию? 15,7 25,7 10,2 8,8
Иметь друзьями людей только Ваших взглядов на религию? 18,6 24,5 14,9 15,0
Чтобы член Вашей семьи вступил в брак с представителем иных взглядов на религию? -11,0 -4,5 -2,5 0
* Предложен индекс толерантности молодых людей по отношению к представителям иных конфессий (в первых четырех вопросах получен как разность отрицательных и положительных ответов, в пятом - как разность положительного и отрицательного ответа), при этом чем выше значение, тем выше уровень толерантности
Шкала была модифицирована без ущерба для ее результативности посредством дополнения каждый из референтов шкалы вариантом ответа: «В зависимости от религиозной принадлежности», а также отдельным вопросом полузакрытого типа в ситуациях, в которых дистанция велика и носит негативный характер «Если Вы в одном или нескольких вопросах выбрали вариант «в зависимости от религиозной принадлежности», напишите, пожалуйста, людей какой именно религиозной принадлежности Вы предпочли бы не иметь в числе: жителей своего города; соседей по дому; коллег по работе; друзей; членов семьи». Около 10 % респондентов, поставивших в зависимость степень своей толерантности от религиозной принадлежности человека, руководствуются существующими в обществе стереотипами. Среди негативно воспринимаемых конфессий указывается ислам и православие (в зависимости от религиозной принадлежности отвечавшего), а также сектантские течения.
Обозначенные выводы подтверждает распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, может ли религиозное учение выступить в качестве национальной идеи России, способной сплотить всех ее граждан?». 45 % опрошенных полагают, что в условиях многоконфессионального государства религиозное учение не может стать основой для интеграции общества. Обращает на себя внимание тот факт, что 17,8 % молодых людей отмечают: в российском обществе отсутствует консолидационная идея (рис. 1). При этом наиболее скептически по данному вопросу настроены представители когорты «18-21 год».
нет, никакая на?ян«
может сплотить российский народ; 17,9
нет, это невоэио г но б
условиях многоконфе сскональн ого государства, 45,2
да, это единственно возможный вариант
для России: 10
да, но россияне по 13
№ готовы объединяться в рамках одной религии. 25,1
Рис Л. Потенциал р е лиг нн как консолндацноннон нден
Как Вы считаете, л&жтп ли религиозное учение еъкпрття, е качестве капитальной идеи России, способной сплотить есехее граждан?, е %
Среди тех участников опроса, которые видят возможным сплочение россиян на религиозной основе, в качестве такой в большинстве своем называют православие (21,3 %). При этом выделенная группа является достаточно
устоичивои, ее представители последовательны в своих взглядах, положительно воспринимают тесное сотрудничество Русской православной церкви и органов государственной власти (рис. 2) и включение в школьную программу учебного предмета «Основы православной культуры» (рис. 3) (коэффициент корреляции по Пирсону составил 0,406 и 0,343 соответственно при значимом показателе 0,01).
отрицательное, такое сотрудничество не дает никакого результата; 9
положительное, это способствует эффективному управлению государством; 12,8
нейтральное, это никаким образом не влияет на мою личную жизнь и жизнь моей семьи; 43,5
положительное, это способствует
распространению нравственности в
российском обществе; 30,5
Рис. 2. Восприятие сотрудничества Русской православной церкви и органов
государственной власти
Каково Ваше отношение к тесному сотрудничеству Русской православной церкви и органов
государственной власти?, в %
не поддерживаю; 17,4
полностью поддерживаю; 19,9
скорее не поддерживаю; 23,4
скорее поддерживаю, чем нет; 39,3
Минины 11[)1|иии.1ИЦМ1М1
Как Вы относитесь к включению в школьную программу учебного предмета "Основы православной культуры "?> в %
Таким образом, в молодежной среде по критерию толерантности сложились достаточно устойчивые сегменты. При этом социальная дистанция не имеет существенного значения для определения степени терпимости или предубеждения в отношении представителей других религий. Уровень инто-лерантности повышается с возрастом респондента. Десятая часть респондентов, поставивших в зависимость степень своей толерантности от религиозной принадлежности человека, руководствуются существующими в обществе стереотипами. Среди негативно воспринимаемых конфессий указывается ислам и православие (в зависимости от религиозной принадлежности отвечавшего), а также сектантские течения. По мнению большинства опрошенных, в условиях многоконфессионального государства религиозное учение не может стать основой для интеграции общества. При этом наиболее скептически по данному вопросу настроены представители когорты «18-21 год». В молодежной среде незначительно число ортодоксальных представителей религиозных конфессий, что подтверждает интернальный локус контроля большинства участников опроса.
В качестве рекомендаций было предложено:
- повышение уровня религиозной культуры посредством введение в образовательные программы дисциплины «Религиоведение», направленное на формирование знаний о различных религиозных конфессиях, способах противостояния пропагандистскому влиянию тоталитарных сект;
- популяризация ценности религиозной терпимости в массмедиа и социальных сетях; разработка концепции социальной кампании «Россия -многоконфессиональное государство» с дифференциацией информационных материалов и рекламных продуктов, ориентированных на различные возрастные группы молодежного сегмента; подготовка информационных материалов, направленных на нейтрализацию негативных стереотипов восприятия представителей иных религий.
ЬА. Batanina, L.А. Коnstantinova
SOCIAL DISTANCE THROUGH RELIGIOUS PHYLOSOPHY OF THE YOUTH
Based on the peculiarities research of religious philosophy of Tula region young people we distinguish the character of social distance, which allows suggesting some ideas on the development of spiritual and moral aspect of the youth regional policy.
Квy words: religion, religious philosophy, social distance, E. Bogardus school, tolerance, intolerance.
Получено 12.04.2012