Научная статья на тему 'Религиозные установки молодежи как фактор становления гражданского общества (на примере Тульского региона)'

Религиозные установки молодежи как фактор становления гражданского общества (на примере Тульского региона) Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
285
39
Поделиться
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Константинова Л. А., Шумилова О. Е.

На основе анализа данных региональных исследований определены особенности религиозных установок молодежи Тульского региона, что позволило выявить проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения и пути их решения.

RELIGIOUS GUIDELINES OF YOUNG PEOPLE AS A BASIS FOR CONSOLIDATION OF CITIZENS (BY THE EXAMPLE OF THE TULA REGION)

The analysis of the regional studies has constituted a basis for specifying the peculiarities of religious guidelines of the Tula Region’s youth and has provided the opportunity to detect problems of spiritual and moral education of younger generation and the ways to tackle them.

Текст научной работы на тему «Религиозные установки молодежи как фактор становления гражданского общества (на примере Тульского региона)»

«Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг.; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 20101.2.1-102-015) в январе-июне 2011 г. на базе лаборатории социальнополитических исследований Тульского государственного университета.

L.A. Konstantinova, A.A. Lavrikova

THE VALUE SYSTEM OF THE TULA REGION’S YOUTH

The article considers structural peculiarities of the value system of young people living in the Tula Region, defines the correspondence between value systems of young people and the regional community as a whole and puts forward recommendations targeted at improving the youth policy.

Key words: value system, axiological transformation, value consensus, values, value orientations, dynamics of the value orientation.

Получено20.01.2012 г.

УДК 316.346.32-053.6:2-42(470.312)

Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф., (4872) 33-25-12, forum@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

О.Е. Шумилова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, HelgaSh80@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

РЕЛИГИОЗНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА)

На основе анализа данных региональных исследований определены особенности религиозных установок молодежи Тульского региона, что позволило выявить проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения и пути их решения.

Ключевые слова: религия, религиозные установки, ценности, ценностные ориентации.

В условиях трансформации российского общества проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Духовно-нравственное воспитание молодежи неразрывно связано с уровнем и характером религиозности, значимостью веры для личности, религиозной мотивацией социального поведения.

Для того, чтобы получить целостное представление о реальной роли религии в жизни молодых людей Тульского региона, лабораторией социально-политических исследований Тульского государственного университета совместно с Департаментом Тульской области по спорту,

туризму и молодежной политике было организовано социологическое исследование «Ценностные ориентации молодежи и отношение молодежи к религии».

Учитывая, что исследовать социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к тому или иному объекту позволяет изучение ценностных установок, имеющих сложную структуру и включающих когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий (конативный) компоненты, была операционализзирована категория «отношение к религии» (табл. 1).

Таблица 1

Структурная операционализация категории «отношение к религии»

Показатель Переменная Индикатор

Когнитивный компонент Уровень религиозности Принадлежность религиозным конфессиям

Степень информированности относительно религии Семантический дифференциал (от 1 до 5)

Источники информации об атрибутах института религии Родители, родственники / друзья, знакомые / средства массовой информации / священнослужители / Интернет / учителя (преподаватели) / религиозные книги, журналы

Аффективны й компонент Уровень социальной дистанции Опосредованное соседство, непосредственное соседство, работа, референтная группа, семья

Применительно конкретной конфессии

Оценка консолидационного потенциала института религии Возможность / невозможность в условиях многоконфессионального государства готовность/неготовность граждан к сплочению

Религия, способная сплотить граждан России

Отношение к религиозной политике государства Положительное / отрицательное / нейтральное отношение к тесному сотрудничеству государства и РПЦ

Позитивное/негативное

отношение к включению в школьную программу учебного предмета «Основы православной культуры»

Конативный компонент Локус контроля Интернальный/ экстернальный/неопределенный

Типичные ритуальные действия Посещение мест богослужения (храм, мечеть, синагога и др.) участие в религиозных праздниках, соблюдение ритуалов (посты, молитвы, причастие, венчание.. ,),чтение религиозных книг, встречи с единоверцами, пропаганда религиозных взглядов, паломничество

Анализ выделенных переменных, характеризующих когнитивный компонент религиозных установок молодежи, позволил прийти к следующим выводам. Большинство молодых людей в той или иной степени относят себя к верующим (кумулятивный процент ответов «да» и «скорее да, чем нет» на вопрос: «Вы считаете себя верующим?» - составил 70,5 %). При этом 91,0 % респондентов отнесли себя к православным. Среди опрошенных католики составили 1,8 %, протестанты - 2,5 %, мусульмане - 1,5 %, буддисты и иудеи - по 0,6 %. Наиболее атеистично настроены молодые люди, не работающие и не учащиеся в настоящее время.

Однако в целом уровень религиозной культуры достаточно невысок. Так, пятая часть верующих отметила, что не обладает знаниями относительно той веры, чьи идеалы разделяет (при квалиметрическом измерении использовался метод семантического дифференциала), 46,0 % среди индикаторов, отражающих уровень собственных религиозных знаний, выбрали «знаю молитвы, основные праздники...» (диаграмма 1).

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0 -I

24,5

21,2

5,4

-29-

12 Ничего не знаю, действую интуитивно

45

Знаю и соблюдаю все положения религиозного учения

Диаграмма 1. Уровень религиозных знаний

Как бы Вы оценили уровень знаний относительно той веры, чьи идеалы Вы разделяете?, в %

3

Гендерный анализ обозначенной переменной позволил выявить следующую тенденцию: по уровню самооценки женщины в большей степени осведомлены в вопросе веры. Кроме того, уровень религиозной культуры повышается по мере перехода из одной возрастной когорты в другую. Наименьшим уровнем знаний обладают респонденты, которые не учатся и не работают, что свидетельствует о значимости включения индивидов в референтные группы.

Полученные данные подтверждает и характер получаемой информации относительно атрибутов института религии. Большинство участников опроса в качестве базовых источников назвали родителей, родственников (69,8 %), друзей, знакомых (34,7 %), средства массовой информации (40,3 %). Такая источниковая база не является валидной и не способствует формированию целостной картины. Популярность более достоверных источников информации недостаточно высока и составляет в среднем - 10,0-12,0 % (Табл. 2).

Таблица 2

Источники информации о религиозных символах, ритуалах,

праздниках

Из каких источников Вы обычно получаете информацию о религиозных символах, ритуалах, праздниках? (Выбор вариантов ответа не ограничен), в % от

общего массива опрошенных

Источники информации Процент наблюдений

Родители, родственники 69,8

Друзья, знакомые 34,7

Средства массовой информации 40,3

Священнослужители 11,7

Интернет 28,5

Учителя (преподаватели) 10,0

Религиозные книги, журналы 11,2

Эмоциональный компонент религиозных установок включает в себя чувства относительно данного социального объекта: удовольствие -неудовольствие; симпатия - антипатия; любовь - ненависть и т. д. Эмоциональный компонент связывают с мотивирующей функцией социальной установки. Среди базовых переменных в процессе операционализации определены: «уровень социальной дистанции», «оценка консолидационного потенциала института религии», «отношение к религиозной политике государства».

Для измерения символической социальной дистанции на уровне как индивидуально-личностного, так и группового сознания была использована шкала социальной дистанции Э. Богардуса, основанная на положении, согласно которому отношения между отдельными социальными группами всегда располагаются на условной шкале между двумя полюсами, с одной стороны, доброжелательного взаимодействия (симпатии), а с другой — неприязненного отчуждения (антипатии). Середину этой шкалы занимает терпимость (толерантность). Кумулятивная шкала Богардуса позволяет адекватно и надежно определить расстояние между группой, к которой себя относит респондент, и любой другой группой (в том числе и религиозной), которая предположительно воспринимается им как «другая» или даже «чужая». Для этого используется определенный континуум «сужающихся» относительно человека признаков (опосредованное соседство, непосредственное соседство, работа, референтная группа, семья).

Результаты исследования показали, что в молодежной среде сложились достаточно устойчивые сегменты, которые можно обозначить как «толерантные» (около 40 %), «интолерантные» (около 30 %),

«неопределившиеся» (около 20 %). При этом для определения степени терпимости или предубеждения в отношении представителей других религий социальная дистанция не имеет существенного значения (коэффициент

корреляции между переменными, определяющими социальную дистанцию, варьируется от 0,425 до 0,697 при значимом показателе 0,01). Анализ распределений ответов респондентов по возрастным характеристикам позволил сделать вывод о повышении уровня интолерантности при переходе из одной когорты в другую (коэффициент корреляции по Спирману варьируется от -0,057 до -0,107 при значимом показателе 0,01), а также при сокращении социальной дистанции (табл. 3). Исключение составляет вопрос о регистрации брака. В данном случае наблюдается обратная тенденция: старшие возрастные группы демонстрируют большую терпимость. Также обращает на себя внимание тот факт, что мужчины проявляют большую предвзятость в отношении представителей иных конфессий, когда речь идет о вступлении в брак (32,4 % женщин и 25,2 % мужчин на вопрос «Вы бы согласились, чтобы члены Вашей семьи вступили в брак с представителем иных взглядов на религию?» выбрали индикатор «да»).

Таблица 3

Уровень социальной дистанции: распределение по возрастным группам*

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Вы бы предпочли...

14-17 лет 18-21 год 22-25 лет 26-29 лет

Чтобы в Вашем городе жили люди только Ваших взглядов на религию? 26,9 34,8 9,7 14,6

Чтобы Вашими соседями по дому были люди только Ваших взглядов на религию? 12,3 12,6 5,1 5,0

Учиться/ работать с людьми только Ваших взглядов на религию? 15,7 25,7 10,2 8,8

Иметь друзьями людей только Ваших взглядов на религию? 18,6 24,5 14,9 15,0

Чтобы член Вашей семьи вступил в брак с представителем иных взглядов на религию? -11,0 -4,5 -2,5 0

* Предложен индекс толерантности молодых людей по отношению к представителям иных конфессий (в первых четырех вопросах получен как разность отрицательных и положительных ответов, в пятом - как разность положительного и отрицательного ответа), при этом чем выше значение, тем выше уровень толерантности

Шкала была модифицирована без ущерба для ее результативности посредством дополнения каждый из референтов шкалы вариантом ответа: «В зависимости от религиозной принадлежности», а также отдельным вопросом полузакрытого типа в ситуациях, в которых дистанция велика и носит негативный характер «Если Вы в одном или нескольких вопросах выбрали

вариант «в зависимости от религиозной принадлежности», напишите, пожалуйста, людей какой именно религиозной принадлежности Вы предпочли бы не иметь в числе: жителей своего города; соседей по дому; коллег по работе; друзей; членов семьи». Около 10 % респондентов, поставивших в зависимость степень своей толерантности от религиозной принадлежности человека, руководствуются существующими в обществе стереотипами. Среди негативно воспринимаемых конфессий указывается ислам и православие (в зависимости от религиозной принадлежности отвечавшего), а также сектантские течения.

Обозначенные выводы подтверждает распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, может ли религиозное учение выступить в качестве национальной идеи России, способной сплотить всех ее граждан?». 45 % опрошенных полагают, что в условиях многоконфессионального государства религиозное учение не может стать основой для интеграции общества. Обращает на себя внимание тот факт, что 17,8 % молодых людей отмечают: в российском обществе отсутствует консолидационная идея (диаграмма 2). При этом наиболее скептически по данному вопросу настроены представители когорты «18-21 год».

нет, никакая идея не может сплотить российский народ; 17,9

нет, это невозможно в условиях многоконфессиональн ого государства; 45,2

да, это единственно возможный вариант для России; 10

да, но россияне пока не готовы объединяться в рамках одной религии; 25,1

Диаграмма 2. Потенциал религии как консолидационной идеи

Как Вы считаете, может ли религиозное учение выступить в качестве национальной идеи России, способной сплотить всех ее граждан?, в %

Среди тех участников опроса, которые видят возможным сплочение россиян на религиозной основе, в качестве таковой в большинстве своем называют православие (21,3 %). При этом выделенная группа является достаточно устойчивой, ее представители последовательны в своих взглядах, положительно воспринимают тесное сотрудничество Русской Православной Церкви и органов государственной власти (диаграмма 3) и

включение в школьную программу учебного предмета «Основы православной культуры» (диаграмма 4) (коэффициент корреляции по Пирсону составил 0,406 и 0,343 соответственно при значимом показателе 0,01).

отрицательное, такое сотрудничество не дает никакого результата; 9

нейтральное, это никаким образом не влияет на мою личную жизнь и жизнь моей семьи; 43,5

положительное, это способствует эффективному управлению государством; 12,8

положительное, это способствует распространению нравственности в российском обществе; 30,5

Диаграмма 3. Восприятие сотрудничества Русской православной церкви и органов государственной власти

Каково Ваше отношение к тесному сотрудничеству Русской православной церкви и органов государственной власти?, в %

не поддерживаю; 17,4

полностью поддерживаю; 19,9

скорее не поддерживаю; 23,4

скорее поддерживаю, чем нет; 39,3

Диаграмма 4. Отношение к включению в школьную программу учебного предмета "Основы православной культуры”

Как Вы относитесь к включению в школьную программу учебного предмета ”Основы православной культуры1'?, в %

Конативный компонент - готовность к действию - включает в себя тенденции готовности к поведению относительно социальных объектов. Конативный компонент означает готовность к действию и не перекрывает реальное поведение. Хотя подчеркивается важность аттитюда в реальном поведении, однако оговаривается различие между открытым поведением и латентным состоянием диспозиции к действию. Как отмечается во многих исследованиях, реальное поведение, кроме установки, детерминировано

внешними физическими или социальными факторами. В качестве переменных, раскрывающих поведенческий компонент диспозиции, определены «типичные ритуальные действия» и «локус контроля».

Анализ переменной «типичные ритуальные действия» показал, что большинство молодых людей выбрали в меньшей степени нагруженный индикатор - «посещение мест богослужения» (77,9 %). Около трети респондентов участвуют в религиозных праздниках, пятая часть соблюдает религиозные ритуалы (табл. 4). Действия, типичные для ортодоксальных представителей религиозных конфессий (паломничество, пропаганда религиозных взглядов, чтение религиозных книг), выбрало незначительное число опрошенных (от 2,8 до 15,1 %). Таким образом, конативный компонент установки соответствует когнитивному (поверхностное знание основ религиозного учения).

Таблица 4

Типичные ритуальные действия

Среди перечисленных действий отметьте те, которые являются для Вас типичными (Выбор вариантов ответа не ограничен), в % от общего массива опрошенных____________________________________________________________________________

Ритуальные действия Процент наблюдений

Посещение мест богослужения (храм, мечеть, синагога и др.) 77,9

Участие в религиозных праздниках 29,7

Соблюдение ритуалов (посты, молитвы, причастие, венчание...) 21,2

Чтение религиозных книг 15,1

Встречи с единоверцами 5,9

Пропаганда религиозных взглядов 2,8

Паломничество 4,3

Следует отметить, что характеристики базовой модели религиозного поведения подтверждаются и локусом контроля. Лишь 14,5 % опрошенных молодых людей полагают, что успех человека зависит от веры в Бога, и 5,2 % готовы в трудной ситуации обратиться к священнослужителю. В целом молодежь Тульского региона обладает преимущественно интернальным локусом контроля (74,2 % респондентов считают, что успех определяют личные качества человека и 26,4 % в трудной жизненной ситуации надеются только на себя) (диаграммы 5,6).

Статус (положение) родителей, родственников

Связи с «нужными» людьми

ШвШвш І11І11І1ІІІІІІІІІІІІ 33,1

Вера в Бога

Личностные качества человека

Стечение обстоятельств

14,5

41,5

33

0

10

20

30

40

50

60

Диаграмма 5. Факторы, определяющие успех

Как Вы считаете, от чего зависит успех человека?, в %

Только сам Преподаватели (учителя) Священнослужители

Представители органов власти (полиция)

Друзья, знакомые Родители, родственники

26,4

7,1

5,2

5,2

51,4

0

10

20

30

40

50

60

74,2

70

80

72,4

70

80

Диаграмма 6. Акторы поддержки

В случае, если Вы попадете в трудную жизненную ситуацию, к кому Вы обратитесь в

первую очередь?, в %

Подводя итоги, следует отметить следующее: аффективный

компонент установок молодежи преобладает над когнитивным и конативным, содержание которых свидетельствует о низком уровне религиозной культуры молодых людей Тульского региона. Отсутствие знаний в религиозной сфере при высокой эмоциональной нагруженности

пропагандистскими текстами может стать причиной спонтанного дисфункционального поведения, формируемого под воздействием механизмов заражения и подражания. Данная проблема усугубляется тем, что в ценностном сознании молодежи ценность «религия» занимает место в конфликтогенной периферии. В результате религиозные различия при низких ценностных позициях терпимости и духовности могут стать причиной конфликтов в молодежной среде и послужить идеологической основой для распространения экстремистских воззрений. В определенной мере решить обозначенные проблемы возможно путем повышения уровня религиозной культуры посредством введения в образовательные программы дисциплины «Религиоведение», направленной на формирование знаний о различных религиозных конфессиях, способах противостояния пропагандистскому влиянию тоталитарных сект, разработки концепции социальной кампании «Россия - многоконфессиональное государство» с дифференциацией информационных материалов и рекламных продуктов, ориентированных на различные возрастные группы молодежного сегмента, а также популяризации ценностей религиозной терпимости в массмедиа и социальных сетях.

L.A. Konstantinova, O.E. Shumilova

RELIGIOUS GUIDELINES OF YOUNG PEOPLE AS A BASIS FOR CONSOLIDATION OF CITIZENS (BY THE EXAMPLE OF THE TULA REGION)

The analysis of the regional studies has constituted a basis for specifying the peculiarities of religious guidelines of the Tula Region’s youth and has provided the opportunity to detect problems of spiritual and moral education of younger generation and the ways to tackle them.

Key words: religion, religious guidelines, values, the system of values.

Получено 15.01.2012 г.

УДК 316.346.32-053.6:355.233(470.312)

Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф., (4872) 33-25-12, forum@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

О.Е. Шумилова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, HelgaSh80@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Рассмотрены содержательные характеристики патриотических ориентаций молодежи Тульской области, включающие приверженность к национальным ценностям, выбор стратегий поведения, особенности повседневных практик.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические ориентации, гражданская позиция, национальное самосознание.

Базовой проблемой развития современного российского государства является незавершенность становления нации-согражданства.