из жизни академии
Протоиерей Владимир Хулап Иеромонах Лука (Пронских) Иеромонах Кирилл (Забавнов)
социальная деятельность учащихся санкт-петербургской духовной академии
Церковное социальное служение в последнее время играет очень важную роль в жизни общества. Через служение ближнему верующий человек приобретает опыт добродетельной жизни, благодаря чему становится ближе к Богу. Сам Господь Иисус Христос является образцом добродетельной жизни для христиан. Ап. Павел раскрывает смысл творения добрых дел: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2:10). Именно через дела милосердия обретается смирение, которое необходимо в духовной христианской жизни. И при этом важно не забывать, что сами по себе дела не дают спасение: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2:8-9).
В первые века существования Церкви появляется идеал диаконического служения как существенной части христианской жизни, в равной степени с Евхаристией и мученичеством. В Ветхом Завете есть прекрасные примеры служения окружающим людям, во времена пророков являлись многие в защиту и помощь сиротам и вдовам. Притчи и заповеди блаженства Нового Завета дают крепкую основу для социальной справедливости и ответственности перед страждущими. Задача церковной диаконии состояла в том, чтобы нести свидетельство о милосердии Божием и провозглашать новый социальный порядок1.
В эсхатологической беседе Господь Иисус Христос переключает нас от личности нуждающегося, который для современного человека часто неприятен, на Себя, на Свою Божественную Личность. Тем самым Господь желает отвлечь нас от лицеприятия, от пристрастного отношения к нуждающимся в нашей помощи. Господь призывает любить врагов, «благословлять ненавидящих нас и творящим нам напасти». В этом заключается значение призывов к безличному восприятию адресатов социального служения2.
В то же время личность ближнего остается главным объектом служения. Любить необходимо конкретных людей, а не вымышленных. Через деятельное
1 См.: Белопопский А. Православная диакония / Пер. с англ. // Социальное служение Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]: мультимедийное учебное пособие / Под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. СПб.: СПбГИПСР, 2014.
2 См.: Вышинский О., диак. Объект диаконии // Социальное служение Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]: мультимедийное учебное пособие / Под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. СПб.: СПбГИПСР, 2014.
Круглый стол в Актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии на тему «Пастырская работа с семьей», 26 февраля 2019 г.
Руководитель педагогической практики встретился со студентами 3 курса бакалавриата академии, 30 октября 2014 г.
служение ближнему открывается область самосовершенствования и самопознания, преодоления своих личных страстей и комплексов, совершенствование в духовной жизни.
Святитель Феофан Затворник говорит, что духовная жизнь — это непрестанное пребывание ума в Боге, утверждение памяти и мысли о Боге3. Это состояние достигается в первую очередь молитвой, постоянной работой над мыслями, внимательностью в помыслах. Необходимо подчеркнуть, что важной составляющей духовной жизни христианина является жизнь добродетельная. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Будем же упражняться в добродетели, в ней великое богатство и великое чудо — она доставляет истинную свободу»4. Святитель Григорий Нисский рассуждает от том, что милосердие и благотворительность являются делами, которые приятны Богу, и если таковые есть в человеке, то «обожествляют его и образуют по подобию Всеблагого, чтобы он был образом Первого, и чистого, и всякий ум превосходящего Существа»5.
Возрастание в добродетелях может проходить различными путями. Одной из наиболее распространенных форм добродетели является социальное служение, которое в свою очередь разделяется на множество форм и направлений.
Социальное служение человека в благотворительной организации или православной общине — это не просто работа, не просто выполнение того, чему человек
3 Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Отчий дом, 2010. С. 190.
4 Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986. С. 642.
5 Григорий Нисский, свт. Избранные творения. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. С. 86.
профессионально научен, но и некое внутреннее тонкое чувство сострадания к ближнему. Требуется внутренне почувствовать, что это именно твое дело, и ты делаешь это для Бога. Господь в Евангелии говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).
В процессе служения происходит своеобразный естественный отбор. Люди сами чувствуют потребность в таком служении. Происходит переоценка ценностей своей жизни для такого человека. Попытки изменить себя, свою прежнюю жизнь, сделать ее более живой и практически исполнить заповедь о любви к ближнему (Лк 10:37). Часто нам требуется такая деятельная помощь, и бывает, что люди специально приходят к мысли о необходимости помощи ближним для «усмирения» себя. Некоторых людей священники благословляют потрудиться в уходе за умирающими и страждущими.
Таким образом, социальное служение приносит пользу и тем, кому помогают, и тем, кто помогает.
Социальное служение в рамках прихода должно осуществляться и находиться под наблюдением и контролем духовенства: настоятеля, членов причта. В этой связи наличие опыта социального служения у священнослужителей представляется чрезвычайно важным. Однако в дореволюционной и советской России в духовных школах никаких учебных программ по социальному служению не существовало. Ситуация коренным образом начала меняться только в начале XX в.
Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви последних лет была направлена на то, чтобы сделать церковные высшие учебные заведения более открытыми по отношению к окружающему миру и современному человеку со всеми их чаяниями, проблемами и нуждами, в том числе и в социальной сфере. Уровень выпускников духовных семинарий и академий «должен в более полной мере соответствовать тем задачам, которые выполняет Церковь в условиях современного общества... Целью образовательного процесса становится приобретение комплексных результатов обучения, которые включают в себя, помимо знаний, специальные умения и компетенции, определяемые Церковью»6.
Задачи, которые ставит Русская Православная Церковь перед современным пастырем, значительно выходят за пределы понимания пастырского служения как исключительно литургического, включающего в себя совершение храмового богослужения,
6 Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/1434901.html (дата обращения: 03.10.2019).
Преподаватели и аспиранты кафедры церковно-практических дисциплин академии приняли участие в I Международном форуме «Милосердие», 1 ноября 2014 г.
Конференция «Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы», 4-6 июня 2015 г.
проповедь, исповедь и т. д. Обращаясь к участникам I конференции по церковному социальному служению в Санкт-Петербурге (октябрь 2010 г.), Святейший Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что «наилучшая миссионерская проповедь, которую мы можем обратить к нашим не церковным пока соотечественникам, — проповедь делом», и выразил пожелание, что «каждый член нашей Церкви научится воспринимать посильную помощь страждущим и обездоленным как одну из главных своих обязанностей, неразрывно сопряженную с пребыванием в Евхаристическом собрании»7. Тесная взаимосвязь богослужения (служения Богу) и социального служения (служения ближнему), их неразрывное единство в жизни каждого верующего
было отличительной характе-
■ ристикой всей истории как все-
■ ленского, так и отечественного Православия.
Поэтому в числе компетенций, которыми должен овладеть будущий священнослужитель, надлежащее место должны занимать вопросы церковного социального служения. Если взглянуть на недавние учебные планы семинарий, то они отводили вопросам социального служения определенное место в рамках курсов «Пастырское богословие» и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Однако
Международная конференция «Богословское осмысление проблем зависимости», 1-2 октября 2018 г.
7 Патриаршее приветствие организаторам и участникам I конференции по церковному социальному служению в г. Санкт-Петербурге // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1304142.html (дата обращения: 03.10.2019).
этого было явно недостаточно. Со всей очевидностью на повестку дня был поставлен вопрос о создании в рамках учебного плана бакалавриата особого курса «Христианское социальное служение» или «Диакония», включающего в себя широкий спектр релевантных тем: богословие христианской благотворительности, история христианского социального служения, общецерковные документы в области социального служения, современное государственное законодательство в социальной
сфере, светский и церковный опыт решения социальных проблем, российские и западные модели социальной работы и т. д.
Если отсутствие тематики социального служения в духовных семинариях в советские годы было печальным и естественным следствием того, что в данный период Русской Православной Церкви было запрещено заниматься социальным служением, то в изменившихся условиях эта лакуна стала ощущаться особо остро. На необходимость активной работы в данном направлении указал Архиерейский
Участники семинара «Духовная поддержка в трудной жизненной ситуации», 20 марта 2018 г.
Двухдневная научно-практическая конференция «Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы», 13-14 июня 2019 г.
Студенты-активисты социального служения приняли участие в круглом столе «Объединяя усилия», 29 января 2015 г.
Студенты академии получили сертификаты об успешном окончании курса сурдоперевода, 26 июня 2017 г.
Собор Русской Православной Церкви, принявший 4 февраля 2011 г. документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», в котором в числе прочего декларировалась необходимость «разработки совместно с Учебным комитетом курсов для духовных и общеобразовательных заведений Русской Православной Церкви по организации и осуществлению социальной работы, а также по участию духовенства и мирян в оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях»8.
На начальном этапе реформы духовного образования для подготовки собственных кадров предполагалось использовать потенциал духовных семинарий (именно об этом говорит «Положение» (от 12 марта 2013 г.), однако при этом возник ряд внутренних объективных трудностей. В ходе реформы духовного образования последних двадцати лет «Диакония» («Православное социальное служение»), к сожалению, так и не выделилась в качестве самостоятельной образовательной (и научной) дисциплины. В лучшем случае (если в этом заинтересовано руководство семинарии или профильный преподаватель) соответствующие разделы рассматривались в рамках предметов «Пастырское богословие», «Практическое руководство для пастырей» и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Единичным являлся опыт тех семинарий, которые планируют или уже смогли ввести хотя бы семестровый соответствующий курс в учебный план бакалавриата (это чрезвычайно сложно после перехода с пяти- на четырехлетнюю образовательную программу). В некоторых семинариях (напр., Санкт-Петербургской) из сложившейся ситуации сначала попытались выйти путем введения факультативов и социальной практики, однако вряд ли такое положение дел можно было считать нормальным. Поэтому возникает вопрос: как семинарии, не имеющие соответствующих профильных предметов, преподавателей и учебно-методических материалов, могут дать профессиональное образование тем, кто будет организовывать социальную работу на приходе. Очевидно, что эта модель в принципе нереализуема в регионах, где духовных семинарий вообще нет или уровень образования в них низок.
Более реальным представлялось осуществление диаконических образовательных проектов на базе духовных академий или семинарий, имеющих магистратуру. Действительно, двухлетняя специализация дает возможность создать эффективную программу по христианскому социальному служению (напр., на церковно-практическом отделении). Так, в учебном плане магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии стали вводиться такие новые предметы, как «Богословие и история христианского социального служения», «Церковь и проблемы ВИЧ/СПИД», «Церковная реабилитация зависимых», «Пастырское тюремное служение», «Пастырская забота о людях с ограниченными возможностями», спецкурсы по возрастной психологии, психологическому консультированию, христианской антропологии и др. Ряд этих предметов предлагались и священнослужителям, осуществляющим обучение по заочной форме; они имели возможность начать использовать полученные знания в своем нынешнем приходском служении.
Целью включения тематики социального служения в учебные планы являлась диаконическая сенсибилизация церковных приходов, осознание ими самих себя как точек кристаллизации самых разных областей не только церковной, но и общественной жизни. Введение в штат прихода крупных городских храмов социального работника, катехизатора, миссионера потенциально должно сделать их социальными, миссионерскими, культурно-просветительскими центрами. В связи с этим священники должны координировать социальную работу, причем не только на уровне прихода, но и благочиния, епархии, организовывать работу епархиальных Отделов по благотворительности и социальной работе, а также тесно сотрудничать с соответствующими синодальными структурами.
8 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 03.10.2019).
Студенты академии приняли участие в конференции «Молодежь в современном мире», 14 ноября 2015 г.
Принципиально важно, чтобы студенты воспринимали данные блоки курсов не просто в качестве неких абстрактных дисциплин, не имеющих отношения к их жизни, но имели практическую возможность оказать помощь в решении реальных проблем конкретных людей. Именно поэтому Санкт-Петербургская духовная академия одной из первых среди духовных учебных заведений ввела социальную практику студентов, которая проходит на базе не только церковных, но и светских учреждений социального профиля Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Обязательность практики и возможность выбора конкретной сферы социальной работы дают студентам возможность начать самореализацию в данной сфере уже во время образовательного процесса.
Прекрасным примером связи теории и живой практики стала научно-практическая конференция «Люди с ограниченными возможностями в Церкви: свои или чужие?», прошедшая в академии 2 декабря 2010 г. На конференцию были приглашены не только специалисты в данной области социальной работы, но и инвалиды, которые имели возможность пообщаться с преподавателями и студентами. Завязавшиеся связи стали отправной точкой для совместных программ с рядом православных движений и общественных организаций, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями — студенты активно принимают участие в их работе, помогая организовать паломнические поездки, посещения храмов, проводя катехизические беседы и т. д.
Живой отклик у студентов вызвала и система факультативов, в рамках которых они могут ознакомиться с различными областями социальной работы вне рамок обязательного учебного плана. Одной из самых популярных дисциплин стал курс «Основы сурдоперевода», в рамках которого несколько десятков человек раз в неделю изучают язык жестов и основы перевода на него православного богослужения. Несколько раз в году в храме духовной академии совершается богослужение с сурдопереводом, осуществляемым силами студентов, на которое приходят десятки глухих
и слабослышащих, которые после службы за чаем имеют возможность пообщаться с участниками курсов.
Особый интерес представляет и западный опыт диаконического образования. Его обсуждению была посвящена прошедшая на базе академии в сентябре 2011г. международная конференция «Модели диаконического образования в Западной и Восточной Европе», на которой были представлены православные, католические и протестантские стратегии конфессионального образования в области социальной работы, реализуемые в высших церковных и светских учебных заведениях Западной Европы (Германия, Испания, Норвегия, Румыния, Чехия, Россия).
Западный (особенно европейский) опыт инославных конфессий заслуживает отдельного рассмотрения. Например, в Германии Caritas- и Diakoniewissenschaft (ка-ритативная и диаконическая наука) уже давно стали самостоятельными не только образовательными, но и научными областями на католических и протестантских богословских факультетах соответственно (напр., в университетах Фрайбурга и Мюн-стера). Ежегодно предлагаются сотни различных образовательных курсов в области христианской социальной работы, а число участвующих в них слушателей исчисляется десятками тысяч.
Имеющиеся наработки и преподавательский коллектив, в который входят как священнослужители, так и преподаватели светских вузов Санкт-Петербурга (например, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы) позволяют выделить это направление в особое отделение магистратуры «Православное социальное служение», на котором возможна подготовка соответствующих сотрудников различных уровней.
Студенты академии посетили школу-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга, 12 мая 2016 г.
После предварительной подготовительной работы с начала учебного 2012-2013 года социальная практика была введена в учебный процесс как обязательная дисциплина, на основе «Положения об организации производственной практики в Санкт-Петербургской православной духовной академии».
Данное Положение составлено в соответствии:
— с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033400 «Теология»;
— с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего Профессионального образования, утвержденным Минобразования Российской Федерации 25.03.2003;
— с постановлениями Священного Синода и Учебного комитета.
Целью социальной практики является формирование у студентов целостного представления о назначении, формах, методах, технологиях и правовом обеспечении социального служения.
Задачами социальной практики являются:
• познакомить с направлениями социальной работы в различных сферах светского и церковного общества;
• дать представление о теоретических и практических трудностях, возникающих в социальном служении;
• раскрыть роль и значение социального служения;
• показать перспективы развития социального служения;
• развитие совместных социальных программ с государственными организациями.
Учащиеся академии приняли участие в Новогодней елке для детей с ограниченными возможностями и детей-сирот, 16 декабря 2016 г.
Социальную практику курирует кафедра церковно-практических дисциплин, руководитель практики назначается заведующим кафедрой. Список мест прохождения практики утверждается на заседании кафедры в начале учебного года. Прохождение социальной практики предусмотрено учебным планом в течение всего теоретического курса обучения. Количество часов, отведенных на педагогическую практику, определяется индивидуальным планом студента. Структура и содержание социальной практики разрабатывается индивидуально для каждого студента руководителем практики.
На студента-практиканта возлагаются следующие обязанности:
• выполнять обязанности, предусмотренные программой практики;
• добросовестно и своевременно готовиться к прохождению практики;
• отсутствие студента на практике должно иметь документальное подтверждение о причинах отсутствия;
• осознавать ответственность и важность деятельности, входящей в состав практики.
На руководителя социальной практики возлагаются следующие обязанности:
• организовывать консультации для студентов в ходе их подготовки к прохождению практики;
• осуществлять контроль за подготовкой к прохождению практики;
• при необходимости оказывать помощь студентам в преодолении непредвиденных сложных ситуаций во время прохождения практики;
• воспитывать у студентов чувство ответственности, лежащей на них в ходе деятельного прохождения практики;
• анализировать и оценивать работу, проделанную студентом.
Социальная практика подразделяется на несколько служений:
• тюремное служение;
• больничное служение;
• помощь детям;
• помощь инвалидам и обездоленным;
• окормление наркозависимых.
Такое разделение можно увидеть в евангельском тексте, читающемся в Неделю о Страшном Суде: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мк 25:35, 36).
Социально-миссионерская практика осуществляется на базе кафедры церков-но-практических дисциплин и объединяет студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Эта деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, а также личного возрастания в добродетелях каждого студента. Из опыта последних лет видно, что такая форма духовно-нравственного воспитания благотворно влияет на формирование качеств, необходимых для дальнейшего пастырского служения людям и на благо всей Церкви. Площадки социально-миссионерского служения утверждаются на заседании кафедры в начале учебного года. Около двухсот студентов ежегодно проходят социально-миссионерское служение в различных организациях, которые они могут выбрать самостоятельно.
На протяжении многих лет духовная академия осуществляет сотрудничество с различными государственными и благотворительными организациями. Количество площадок социального служения растет с каждым годом. К основным местам прохождения практики можно отнести: пенитенциарные учреждения; учреждения реабилитации алко- и наркозависимых; гериатрические и медицинские центры, хосписы; учреждения социальной помощи для лиц БОМЖ; учреждения, специализирующиеся на помощи детям-инвалидам. Однако этим списком перечень социальных
площадок не ограничивается. Каждый год появляются новые проекты, новые места, куда студенты делают пробные выезды, и, если взаимное сотрудничество оказывается плодотворным, с площадками заключается долгосрочный договор. Нужно отметить, что наши студенты ведут активную работу с молодежными организациями в светских ВУЗах. Формат общения, как правило, в рамках конференций и круглых столов, однако часто коммуникации приобретают характер более близкого общения — студенты светских учебных заведений приезжают на богослужения в академических храм, приобщаются к церковным Таинствам.
Больничное служение. Учащиеся Санкт-Петербургской духовной академии регулярно навещают медицинские учреждения города. Как правило, под опекой у будущих священнослужителей находятся престарелые, тяжелобольные, умирающие и люди, оставшиеся без попечения родственников. В Мариинской больнице, Городской больнице № 8, Психиатрической больнице святого Николая Чудотворца (на Пряжке) студентами систематически оказывается различная помощь, в том числе медицинскому персоналу, по уходу за больными. Периодически проводятся культурные мероприятия. Однако главной помощью со стороны воспитанников духовных школ, несомненно, является организация богослужений и молитвенная поддержка. При больницах устроены домовые храмы, где каждый четверг совершается молебное пение, за которым пациенты и их родственники, а также сотрудники больницы и воспитанники духовной школы молятся о здравии и исцелении недужных. Семинаристы обходят палаты отделений, проводят беседы, заботливо опекая болящих.
Служение при больнице требует полной отдачи себя. Часто нельзя изменить обстоятельства, от которых зависит место пребывания человека, и, тем не менее, семинаристы доносят до сердец страждущих, что и в таком месте как больница возможно обрести мир и покой в душе, исцеление от приковавшего к больничной кровати недуга. Социальное служение создано для того, чтобы помочь страдающим людям в своих сложных обстоятельствах обрести мир в сердце со Христом, покой и путь к исцелению.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями, помощь болящим и обездоленным положительно отражается на формировании пастырских качеств у студентов духовной академии. Это очень важно для будущего священника. И данные
слова — не праздные. Студенты сами подтверждают положительное влияние диаконии в своих отчётах по проделанной работе. Студенты, таким образом, ещё до выхода на свое основное «поле деятельности» уже знакомы с основными трудностями, плодами и возможными перспективами православной диаконии.
Для формирования объективной картины больничного социального служения, выявления положительных и отрицательных факторов специалистами организации церковного милосердного служения
Воспитанники духовной академии посетили при академии бып° пр°веден°
Гериатрический центр в Кронштадте, 30 января 2015 г. социологическое исследование.
Кронштадтский Гериатрический центр имени святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Концерт ко Дню Победы, 5 мая 2015 г.
На основании его результатов сформирован материал для дальнейшей организации больничного служения. Анкетирование проводилось в онлайн режиме с использованием Интернет-ресурсов, в частности было использовано программное обеспечение для исследования удовлетворенности пользователей, получения отзывов, маркетингового исследования http://www.survio.com/ru.
Для проведения опроса, в котором приняли участие студенты академии, проходящие социальную практику в больницах Санкт-Петербурга, была составлена анкета, состоящая из 13-ти вопросов. Акцент делался на группе студентов, совершающих больничное служение в Мариинской больнице. Факторы, повлиявшие на выбор Мариинской больницы: известность учреждения, большой опыт церковного социального служения, наличие часовни и храма. Однако все перечисленные факторы можно считать второстепенными, если учитывать главный — сотрудничество Духовной академии с общественной благотворительной организацией «Покровская община», которая занимается социальным служением в Мариинской больнице с начала 1980-х годов.
В опросе приняли участие 21 человек, все являются студентами разных курсов (с 1-го по 4-й), обучающихся на бакалавриате академии по направлению «Теология».
На вопрос о том, почему студенты выбрали именно больничное служение, респонденты не были единодушны в ответе. Большинство — 60% ответили, что больничное служение для них назначил руководитель практики, 30% изъявили личное желание послужить больным, остальные 10% дали неоднозначные ответы: «не осталось других вариантов», «не знаю». Таким образом, определяющим фактором при выборе студентами больничного служения является назначение руководителем практики, однако немало и тех, кто лично заинтересован данным служением.
Студенты академии посетили хоспис №1 в пос. Лахта 15 ноября 2016
Студенты академии навестили в Мариинской больнице пострадавших при теракте в Петербургском метро, 4 апреля 2017 г.
Таинство Елеосвящения (Соборования) для инвалидов-колясочников,
3 апреля 2017 г.
При опросе также выяснилось, что большинство студентов ранее социальным служением не занималось. Это связано с тем, что основной контингент учащихся имеет полное среднее образование, кроме того, выяснилось, что большинство респондентов проходили воинскую службу (75%). Другими словами, абитуриентами духовной академии, как правило, являются выпускники средних общеобразовательных учреждений — их более 60%, что демонстрирует неосведомленность выпускников школ в сфере социального служения. Другие же 40% не только ответили положительно, но и указали каким именно служением занимались. Среди них: посещение детских домов и больниц, работа с инвалидами, молодёжное служение и другие. Среди имеющих образование выше среднего не нашлось специалистов по социальному служению. Респонденты указали следующие специальности: педагог, преподаватель, специалист государственного и муниципального управления, регент-псаломщик, инженер сетей связи и коммутации, горный инженер, геодезист.
Результаты анкетирования показали, что респонденты осуществляли своё служение преимущественно в вечернее время (более 60%), также удобным оказалось время после занятий в дневные часы (30%). Нередки посещения в воскресные и праздничные дни (10%). Причиной этого является строгая дисциплина семинаристов, напряженный график учебного процесса, занятость в церковных послушаниях. Учащиеся, выполняя социальное служение, таким образом, жертвовали своим свободным личным временем.
Проходя социальную практику, учащиеся духовной школы используют различные формы служения. Приоритетной формой социального служения в больницах, как выяснилось из опроса, является пастырское душепопечение, а именно — проведение бесед и рассказы о вере (80%).
Не требует доказательств утверждение о том, что больным требуется больше внимания. Христианская идея жертвенной любви может быть выражена словами апостола Иакова: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего,
Учащиеся академии посетили дом ночного пребывания бездомных.
25 сентября 2017 г.
как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак 2:8-9). С лицеприятием к данному служению, как выяснилось при опросе, никто не приступает. Респонденты не считают прохождение социальной практики в больнице формальным. Жертвенное служение будущих священнослужителей осуществляется и словом, и делом: помощь больным в приеме пищи, в передвижении, смене белья. Кроме того, студенты оказывают посильную помощь медицинскому персоналу больниц.
Церковное социальное служение также имеет ряд проблем в вопросах организации. Чтобы выявить, с какими проблемами сталкиваются непосредственные участники диаконического служения в духовной академии, учащимся был предложен опрос.
Результаты опроса распределились следующим образом: шесть человек ответили, что трудности возникают со стороны организаторов больничного служения — Духовной академии в лице руководителя практики и Покровской общины в лице её представителей в Мариинской больнице, а также руководства и персонала самой больницы. Одиннадцать респондентов ответили, что возникающие трудности связаны с недостаточностью методического обеспечения и подготовкой к социальному служению. Немало и тех, кто считает, что проблемы организации больничного служения связаны с личными качествами — таковых семь человек. Для шести респондентов служение проходило без особых трудностей.
Помимо этого, респонденты отмечают следующие проблемы: отсутствие тематического плана встреч, отсутствие транспорта, в том числе специализированного транспорта для инвалидов, которые имеют желание посетить храм и принять участие в таинствах, недостаточность личного времени, загруженность студентов, боязнь в общении с тяжелобольными и умирающими.
Воспитанники Духовной академии не только констатировали факты возникающих трудностей, но и предложили меры по улучшению социального служения в больнице. Большинство опрошенных (45%) считают, что наладить проблемы можно с помощью проведения регулярных практических занятий и семинаров, сюда же можно добавить 20%, считающих, что необходима тщательная теоретическая подготовка,
25% считают, что служение станет лучше, если решить вопрос с материально-хозяйственной базой и финансированием. Студенты духовной академии также не могли не обратить внимание на главное — на молитвенное сопровождение диаконического служения. Поэтому неудивительно и то, что некоторые из опрошенных указали: регулярность богослужений является необходимым условием для повышения качества служения, ведь священник — прежде всего молитвенник, а не социальный работник.
В Таблице 1 продемонстрированы приоритетные направления служения в больнице.
Таблица 1. Формы служения в больнице
Предложенные ответы Количество ответивших Процентное соотношение
Помощь больному в приеме пищи 10 47,6 %
Помощь в передвижении 11 52,4 %
Беседа, рассказ о вере 17 81,0 %
Смена белья 9 42,9 %
Гигиенические процедуры, помыв больного и проч. 6 28,6 %
Помощь медработникам 10 47,6 %
Это формальное служение 0 0 %
Одним из важных вопросов в анкетировании студентов духовной академии, проходящих социальную практику в больницах, был следующий: «Какую пользу Вы извлекли в ходе прохождения социального служения?». Из предложенных вариантов ответа, голоса студентов распределились следующим образом: более 50% считают, что больничное служение повлияло на отношение к больным людям, помогло преодолеть личные комплексы, дало возможность познакомиться с новыми людьми и пообщаться. Остальные не довольствовались предложенными вариантами ответов и предпочли ответить самостоятельно. В частности, отзывы о практике были следующими: «я начал припоминать то, что я живу не только для себя»; «каждый раз выходя из больницы, я ощущаю, что «это хорошо»»; «больничное служение для меня стало полезным практическим опытом, которым до этого я обладал только в теории»; «чувство полезности и радость от осознания, что можешь кому-то помочь»; «сострадание к больным», «научился забывать себя ради других».
Сами добровольцы свидетельствуют о положительном влиянии милосердного служения. Относительно непосредственной помощи, добровольцы говорят: «...задача состояла в том, чтобы под надзором опытных работников научиться, как правильно помочь лежачему человеку, при этом не навредив ему: перевернуть лежачего, помочь привстать, обработать пролежни, покормить, что-то сказать и т. д. Простые на первый взгляд вещи тут приобретают совершенно иной характер, потому что, помимо физической помощи, к человеку следует найти правильный подход»; «в наше время, когда ценность человеческой личности утратилась и человека ценят только как потенциальный рабочий механизм, а когда тот выходит из строя, его списывают и с нетерпением избавляются»; «здесь мы не только впервые познакомились с санитарной работой, научились обрабатывать пролежни, получили необходимый опыт первичного ухода за тяжелобольным человеком, но и познакомились с устройством подобных общин, увидели их успехи и существующие проблемы».
Очень ценен результат служения в больнице лично для каждого человека. «.Это школа самоотвержения, место, где нужно учиться искренне любить людей и служить им. Там отрезвляешься умом, понимаешь, что на их месте можешь оказаться и ты, и неизвестно, окажется ли рядом человек, который будет ухаживать за тобой, или нет».
Респонденты также изъявили желание послужить ближним в других направлениях церковной диаконии. Наряду с больничным служением воспитанники Духовной академии проводят окормление детей в детских домах, хосписах и интернатах. Менее всего учащиеся изъявили желание проходить практику с душевнобольными и с наркозависимыми. В больницах же, как правило, студенты служат престарелым и одиноким людям на отделениях сестринского ухода.
Таким образом, для волонтеров — студентов академии, проходящих социальную практику на базе Мариинской больницы совместно с организацией «Покровская община», фактором определения больничного служения является назначение руководителем практики. Это связано с особенностью распределения студентов по послушаниям, с учетом их предпочтений. Для решения возникающих проблем в ходе проведения практики, выяснились некоторые особенности, которые будут учитываться в перспективе при построении организации учебного процесса. Картина организации социального служения будет строиться на результатах социологического исследования. В частности, внимание будет обращено на: осуществление респондентами своего служения преимущественно в вечернее время, также удобным оказалось время после занятий в дневные часы; приоритетную форму социального служения в больницах, которой является пастырское душепопечение как таковое; тщательную методическую и теоретическую подготовку к социальному служению с организацией практических занятий и семинаров.
Социальное служение в больнице оказывает влияние на отношение к людям. Важным является факт преодоления личных комплексов в результате оказания помощи нуждающимся. Очень часто человек успешно побеждает чувство брезгливости и пренебрежения к другому человеку. Преодолевается гордость и тщеславие, человек начинает понимать, что в этом мире живет не только он один, но вокруг есть люди, которым нужно внимание. Здесь же можно отметить полезность служения для людей с заниженной самооценкой, когда человек считает себя ненужным и угнетенным. В социальном служении часто приходит мысль о полезности и радости от того, что можно оказать помощь ближнему.
Можно сказать, что организация социального служения в академии востребована медицинскими учреждениями города, и требует дальнейшего развития количественно и качественно. Для Церкви большое диаконическое будущее возможно лишь тогда, когда ее пастыри получат навыки общения с различными категориями населения, научатся технологиям социальной работы на практике, что возможно еще до хиротонии, во время обучения в духовных школах.
Окормление наркозависимых. Православному пастырю нашего времени приходится сталкиваться с людьми с зависимым поведением. Среди различных форм зависимостей, настоящим бичом молодого поколения является наркомания. При священнодействии, пастырском душепопечении, при общении в целом с такой категорией прихожан пастырю требуются особые навыки. Такими навыками может быть теоретическая основа, когда кандидат в священнослужители постигает знания посредством изучения специальной и аскетической литературы по этому вопросу. Наркомания — это не только болезнь, но и страсть, а, как известно, за церковными дверями существует свои методы и свой собственный опыт борьбы со страстями. Не менее важным элементом подготовки к окормлению наркозависимых священнослужителем является социальная практика, совсем недавно получившая достойное место в учебных программах духовных школ.
Студенты Санкт-Петербургской духовной академии активно включены в работу над окормлением наркозависимых. Аналогов такого рода сотрудничества реабилитационного центра и духовного учебного заведения, какое имеется в северной столице, пока нигде нет. Чаще всего, если социальное служение в семинариях и ведётся,
Выездные беседы с наркозависимыми, 14 ноября 2015 г.
то ввиду большой нагрузки на студентов, и по иным причинам, проводится локально и не имеет систематического характера.
Тем, кто избавляется от наркотической зависимости, приходится заново восстанавливать свои самые базовые знания и навыки. После основного курса реабилитации пациенты живут в адаптационной общине. Есть специальная квартира, где они находятся под присмотром, но уже выходят в город, устраиваются на работу, находят новых друзей. В каждой квартире есть руководитель, который имеет непосредственную связь со студентами академии, помогая организовать встречи семинаристов и зависимых. После длительной болезни человек выходит в мир. Он сталкивается с проблемами, которых раньше не замечал. Кто-то на этом этапе может растеряться и сломаться. Поэтому курс адаптации в социуме необходим, как необходим духовный компонент, в чём большую помощь оказывают будущие пастыри Православной Церкви.
Социальную практику в 10 квартирах наркозависимых проходят 20 студентов первого курса бакалавриата, по 2 человека на квартиру. Деятельность контролируется обоюдно: со стороны академии — руководителем социальной практики, а со стороны отдела — куратором реабилитационного центра «Сапёрное».
Каждая встреча студентов длится от одного до двух часов. Форма встреч может быть представлена различно:
• участие в таинствах;
• беседа;
• чтение Священного Писания, святоотеческих и других книг и их обсуждение;
• кинолекторий;
• рефлексия;
• посещение храма;
• паломничество.
Чаще всего воспитанники духовной академии проводят встречи в форме беседы. Беседа по своему содержанию также может быть различной — это и обсуждение рядового Евангельского чтения, и другие вопросы Православной веры. Предметом обсуждения
Реабилитационный центр для наркозависимых в поселке Саперное, 26 апреля 2015 г.
также может стать материал с лекций семинаристов — студенты тем самым закрепляют пройденный материал. Общение может быть и на некоторые «мирские» проблемы современности, при этом разговор может проходить за чашкой чая.
Однако главной формой встречи остаётся молитва. Каждая беседа предваряется и завершается общей молитвой. Опекаемые часто просят студентов помолиться вместе, тогда читается канон, акафисты или другие молитвословия. После нескольких встреч ребята, проходящие реабилитацию, принимают участие в таинствах Исповеди и Причастия.
По итогам уже первого года сотрудничества было проведено небольшое исследование. Отмечены позитивные и негативные моменты, плюсы и минусы при прохождении социального служения.
К положительным сторонам можно отнести следующее:
1) интерес некоторых слушателей к аспектам православного вероучения;
2) постоянное обеспечение руководителем квартиры определенного числа слушателей;
3) вежливое отношение слушателей к студентам;
4) хорошее и доброжелательное поведение слушателей во время бесед и чаепитий;
5) готовность слушателей принять активное участие в домашней молитве (молитва перед беседой и после нее, акафист Иисусу Сладчайшему и т. д.);
Также необходимо отметить и отрицательные стороны работы. К ним относятся:
1) большая текучесть слушателей. Люди часто меняются и из-за этого порой приходится начинать многие беседы заново;
2) невозможность более частого проведения бесед. Имеется возможность общаться с людьми только по воскресеньям;
3) отсутствие возможности посетить вместе со слушателями храм Божий;
4) крайне малое участие слушателей в церковной жизни;
5) низкая активность и порой даже пассивность отдельных участников бесед.
Многие из указанных проблем возникают ввиду объективных обстоятельств — занятости участников и организатора. В организации «Линия жизни» действует свой распорядок дня. Весь день расписан. Реабилитируемые собственными руками честно зарабатывают себе на пропитание, чтобы прокормить не только себя, но и тех людей, которые в силу своих физических возможностей не могут это сделать. В свою очередь, студенты духовной школы помимо основного освоения учебной программы задействованы в организации различных мероприятий, проходящих в академии, и часто бывают загружены.
Несомненно, работа с наркозависимыми требует специальных навыков и знания теории вопроса. Пока не разработана специальная программа или методическое пособие для организации работы студентов духовных школ с зависимыми. Воспитанники академии восполняют свои знания в данной области при встречах с руководителями епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму. На данных встречах помимо священнослужителей присутствуют психологи, куратор и иные представители церковного реабилитационного центра «Сапёрное». Организационные собрания, на которых обсуждаются проблемы и перспективы развития социальной практики, проводятся не реже раза в месяц. При необходимости семинаристы могут обратиться к специалистам центра в любое время. Кроме того, в учебную программу церковно-практического отделения магистратуры включён курс «ВИЧ, СПИД, наркомания». Студенты бакалавриата, проходящие социальную практику с наркозависимыми, раз в две недели встречаются в академии с руководителем социальной практики. В духовной школе проводятся круглые столы и семинары. 27 марта 2014 года прошёл круглый стол, на который были приглашены студенты различных вузов Санкт-Петербурга, интересующиеся проблемой зависимости. Студенты вузов города на прошедшем круглом столе выразили желание помогать воспитанникам академии в окормлении наркозависимых. Таким образом, духовая академия, помимо всего, является объединяющим звеном между работой реабилитационных центров и вузами Петербурга по привлечению волонтёров.
В ходе прохождения социальной практики студентами академии в квартирах «Линия жизни» была подтверждена основная гипотеза о том, что существующая в настоящее время система церковной социальной работы с различными категориями
Студенты духовной академии принимают участие в реабилитации наркозависимых
зависимости недостаточно эффективна. Это происходит главным образом из-за нехватки кадров. Далеко не все священнослужители занимаются социальным служением с зависимыми, активных же — единицы.
Тюремное служение. В рамках данного служения учащиеся Санкт-Петербургской духовной академии посещают исправительные учреждения, где проводят с заключенными беседы, совместные богослужения. Безусловно, данное служение имеет целый ряд своих специфических особенностей. По итогам нескольких лет работы были выработаны практические рекомендации при осуществлении тюремного служения (приводятся ниже), из содержания которых со всей очевидностью просматриваются те проблемы и сложности, с которыми приходится сталкиваться учащимся духовных школ9.
«Для начала работы изучите Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, где находится ваш подопечный. Запомните имена всех официальных
лиц администрации учреждения, отнеситесь к ним с уважением. Они не ваши враги и не вашего подопечного. Они выполняют свою работу, исполняют свой долг.
Помните, что сотрудники хорошо осознают ценность христианского служения в тюрьмах. Сотрудничайте с администрацией исправительного учреждения. Проконсультируйтесь, что разрешено и что запрещено в данном конкретном учреждении. Строго выполняйте все правила и предписания нормативных актов.
Ничего не вносите и не выносите тайно. Если при посещении своего подопечного вы что-нибудь взяли у него, то обязательно спросите у охраны разрешение на вынос этого предмета из колонии. Не давайте своему подопечному домашний адрес и телефон, ни в коем случае не принимайте от него каких-либо записок для нелегальной передачи. Вы можете оказаться втянутым в подготовку побега или какого-нибудь другого противозаконного деяния.
Никогда ничего не посылайте и не звоните по просьбе своего подопечного. Как уже говорилось, сами того не подозревая, вы можете стать соучастником противозаконных действий и подвергнуть опасности не только свою жизнь, но и ваших близких. Ваше имя, адрес, телефон и другие личные данные могут стать известны совершенно посторонним людям. В процессе общения с подопечным никогда не вступайте с ним в беседы о несправедливости общества, законов, власти и не поддерживайте его высказывания на эту тему. Если услышите по этому поводу критические замечания или высказывания,
9 Практические рекомендации при осуществлении тюремного служения // Кафедра церковно-практических дисциплин. URL: http://cpospbda.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA %D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0 %BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5/ (дата обращения: 03.10.2019)
Таинство крещения над подопечными благотворительной организации «Линия жизни», 11 апреля 2015 г.
не принимайте никакую сторону. Помогите ему обратить внимание на обе стороны конкретного явления или события. Посещайте своего подопечного регулярно. Каково бы ни было расписание ваших встреч (еженедельно, раз в две недели или ежемесячно) — неважно, но они должны проходить регулярно, если священнослужитель посещает человека противоположного пола, то он обязан полностью исключить личностные, романтические отношения со своей стороны. Попытки установить романтические отношения со стороны осужденного надо вежливо, но твердо пресекать в самом начале. В беседах с подопечным полностью исключите из своего лексикона слова «заключенный», «осужденный», жаргон. Не используйте какие-либо сравнения с домашними животными (например: «ну что ты уперся, как козел», «зачем
Студенты Санкт-Петербургской духовной академии посетили СИЗО № 5, 6 марта 2016 г.
Студенты академии посетили исправительную колонию, 8 ноября 2018 г.
Студенты академии посетили училище при ИК-6, 7 декабря 2018 г,
^ ■ - и □ гг и
Студенты духовной академии посетили Колпинскую воспитательную колонию и сыграли в футбол, 9 февраля 2015 г.
Посещение СИЗО № 5, 6 марта 2016 г.
ты распетушился» и др.). Это может вызвать непредсказуемую, резко негативную реакцию, так как «тюремные правила» предписывают расценивать это как величайшее личное оскорбление.
Избегайте расспросов о содеянном. Если он сам хочет поговорить на эту тему — слушайте. На самом деле и в полиции, и в суде у осужденного было предостаточно разговоров на эту тему, и поэтому она может быть для него очень ненавистной. Также избегайте шуток и неразумных обещаний,
Не спешите с духовными назиданиями. Не бомбардируйте его библейскими цитатами. Не нагружайте сложными доктринами; это может отбить охоту слушать. Будьте естественны в поступках и речах.
Сумейте разговорить подопечного. Пусть расскажет о себе и о своих родных. Не затягивайте первую встречу более 5-10 минут. Разговор не должен наскучить. Прервите беседу, когда она заинтересует его по-настоящему. Тогда он будет с нетерпением ждать, когда вы появитесь снова. Очень важно уйти вовремя. Лучше уйти раньше, чем позже.
Если у осужденного нет Библии или Нового Завета, подарите их ему, но не спешите с доктринальной литературой. Предложите ему прочитать к следующей встрече часть Евангелия и записать непонятные места. Говорите с ним просто и прямо, как с равным.
Помогите ему разобраться с чувством собственной вины. Но не оправдывайте его преступления и проступки.
Попробуйте выяснить нужды своего подопечного. Постарайтесь помочь, чем можно, не нарушая Правил внутреннего распорядка.
Спросите у человека о будущем, чем бы он хотел заняться после освобождения. Обсудите с ним, какими путями можно достичь поставленной цели. Составьте реальные планы: как, например, найти работу, продолжить учебу, восстановить семейные связи и т. д. Реально оценивайте успехи и приоритеты в отношениях со своим подопечным, но никогда не становитесь критиком или судьей. Ведь вы не судья, а друг. Приучайте подопечного к мысли об ответственности
Занятия по церковному пению в ИК-6, 4 декабря 2017 г.
Магистранты церковно-практической кафедры посетили заключённых Санкт-Петербурга,
9 марта 2017 г.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в исправительной колонии № 6, 7 апреля 2016 г.
за свои поступки. Бескомпромиссно реагируйте на ошибки и проступки человека, смело говорите ему об этом, показывайте свое твердое отношение к греху.
Помните о своей ответственности пред Господом и Церковью за результаты своей деятельности. Случайностей не бывает. Лучше работать с одним человеком, но основательно, чем со многими, но поверхностно.
Не расстраивайтесь, если не достигаете быстрых результатов. Старайтесь просто сделать все возможное с вашей стороны. Оставьте результаты Богу».
Таким образом, социальная деятельность (практика), осуществляющаяся в течение всего периода обучения, является важной частью подготовки студентов Санкт-Петербургской духовной академии к пастырской деятельности.
Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек — есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор 12:8-11). Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения».
Под словом служение подразумевается не только работа с общественностью, направленная на решение социальных проблем общества. Служение — это жертва. Пример служения явил нам Сам Спаситель, умыв ноги Своим ученикам на Тайной Вечери (Ин 13:4, 5), а затем пожертвовал Собой ради нашего спасения. Говоря о социальном служении, подразумевается некая жертва своего времени, знаний и умений для другого человека, которому они необходимы.