Научная статья на тему 'Социальная депривация и суицидальное поведение молодежи в современной России'

Социальная депривация и суицидальное поведение молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SUICIDAL BEHAVIOR / КВАЗИРЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / SOCIALIZATION IN VIRTUAL SPACE / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / SOCIAL DEPRIVATION / QUASI-REALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пищелко Александр Валериевич

Анализируются мотивы суицидального поведения молодежи в условиях информационного общества, раскрываются особенности социализации детей и подростков в виртуальном пространстве. Показаны основные опасности и угрозы человеку в информационной сфере, причем эти угрозы могут не только исходить от радикальных групп, контент которых оказывает негативное информационное воздействие на человека, но и зависеть от активности самого человека в социальных сетях. Особое внимание уделено феномену социальной депривации личности, принятия ею квазиреальности жизнесуществования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives of youths’ suicidal behavior under the conditions of informational society are analyzed; peculiarities of socialization of children and young people in virtual space have been revealed. Main risks and threats of information sphere for man are displayed; threats originate not only from radical groups the content of which render negative impact on a man but depend on man’s own activity in social nets. Special attention is paid to phenomenon of person’s social deprivation and adoption of quasi-reality of being.

Текст научной работы на тему «Социальная депривация и суицидальное поведение молодежи в современной России»

УДК 159.97:316

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Реферат: анализируются мотивы суицидального поведения молодежи в условиях информационного общества, раскрываются особенности социализации детей и подростков в виртуальном пространстве. Показаны основные опасности и угрозы человеку в информационной сфере, причем эти угрозы могут не только исходить от радикальных групп, контент которых оказывает негативное информационное воздействие на человека, но и зависеть от активности самого человека в социальных сетях. Особое внимание уделено феномену социальной депривации личности, принятия ею квазиреальности жизнесу-ществования.

Ключевые слова: cуицидальное поведение, квазиреальность, социализация в виртуальном пространстве, социальная депривация.

Традиционно социализация субъектов культурно-исторического пространства осуществляется через основные виды деятельности. Вся система социокультурных отношений личности раскрывает единство всех моделей социализации, которая развертывается в пяти основных направлениях: труд, религия, искусство, наука и спорт.

Информационное общество создает новый вид деятельности человека - коммуникационный, в котором деятельность реализуется в виде взаимодействия человека с информационным

© Пищелко А. В., 2017

А. В. Пищелко

пространством - это взаимодействие и создает новую реальность жизнесу-ществования человека - виртуальную реальность, заменяющую человеку микро-, мезо-, макро- и мегапростран-ство социализации.

Виртуальная мультисреда не накладывает социальные и личностно допустимые ограничения в социальных нормах и правилах, в системах ценностей, определяющих социализацию субъекта в обществе. Процесс самоопределения, самосовершенствования и самореализации молодежи в культурно-историческом пространстве заменяется процессом самоопределения и самореализации в виртуальном пространстве. Это связано с тем, что любая социальная деятельность требует от человека определенных усилий - волевых, физических, интеллектуальных. Однако если человек не получает удовольствия от выполняемой деятельности, он замещает модель взаимодействия в социальном пространстве псевдомоделью, дающей возможность получения удовольствия, то есть обогащения эмоциональной жизни ребенка, подростка, юноши через псевдодеятельность, искажающую или сублимирующую процесс самореализации и самоопределения личности.

Виртуальное пространство - это созданное и постоянно дополняющееся сетевое информационное пространство. Под влиянием информационного воздействия Интернет - среды на развитие личности у подрастающего человека происходит процесс качественного изменения структуры самосознания

16

Прикладная юридическая психология № 2 2017 г.

личности, изменяется потребностно-мотивационная сфера.

Возникают новые формы психологической и социальной активности, непосредственно связанные с квазиреальным виртуальным пространством - как новым пространством для жизнедеятельности личности. Это пространство обеспечивает новые, отличные от реальной социальной жизни возможности, такие как принадлежность к новым, значимым для личности социальным группам, появляются новые референтные группы, что приводит к квазисоциализации личности.

Интернет-среда пропагандирует эгоцентрические социальные ценности, создает новые виды взаимодействия людей в этом пространстве. Ввиду отсутствия непосредственного контакта между людьми в процессе взаимодействия исчезает регулирующая социальная роль взаимодействия, человек освобождается от необходимости соблюдать социальные нормы и правила взаимодействия. Ведь в любом виде социальной деятельности нарушение человеком норм взаимодействия подвергается осуждению со стороны социума. Общественное мнение и осуждение является мощным регулятором поведения человека. Если человек дорожит данной социальной группой, то он будет ориентироваться на нормы данной социальной группы и соблюдать их. К тому же, как правило, человек весьма ограничен в возможности смены социальных групп, поэтому он вынужден подчиняться групповым нормам и следовать групповой морали. В виртуальном пространстве, виртуальных группах и виртуальном общении человек более независим. Он входит в виртуальную группу только до тех пор, пока группа не ограничивает его личную свободу. Как только партнер или

группа начинает осуждать поступки и поведение личности, он просто разрывает взаимодействие. Таким образом, формируется эгоцентрическая направленность поведения личности, сужается круг ее интересов, из сферы интересов личности уходят такие институты социализации, как спорт, наука, труд, искусство, религия.

Виртуальное пространство, воспринимаемое как квазиреальность, создает для молодого человека новый смысл жизни за пределами социальной реальности. Отсутствие опыта социальной жизни, практики социального взаимодействия приводит к социальной депри-вации личности, формируется псевдомодель социальной жизни. В виртуальном пространстве у молодежи формируется система ценностных ориентаций с преобладанием эгоцентрической направленности. Социальная депривация искажает представления человека о социальной действительности, об объектах и субъектах социальной жизни, их особенностях и сущности социального взаимодействия. Отсутствие опыта социального взаимодействия приводит к тому, что молодой человек, юноша или подросток, попадая в трудную жизненную ситуацию, ощущает себя жертвой жизненных обстоятельств. Он чувствует себя ущемленным, находится в депрессии, не видит смысла жизни - все это приводит к фатальным трансформациям личности в виде суицидальных проявлений.

Экономический кризис и социальная нестабильность современного российского общества затрудняют достижение социальной успешности подрастающего поколения, а все усиливающееся социальное неравенство и массовое обнищание российского общества -успешную социализацию личности. Осознание этой социальной ситуации

формирует агрессивные тенденции в поведении личности, причем агрессия может развиваться в двух направлениях - внешнем и внутреннем. Внешняя агрессия направлена против враждебного для личности общества и проявляется в криминальном поведении, внутренняя - становится аутоагресси-ей. В этом случае неразрешенный социальный конфликт становится внутри-личностным, и устранение участника, а здесь только один участник, является способом его разрешения.

Ярко проявляется негативное влияние Интернет-сети на молодежь, деструктивный характер многих виртуальных клубов. Ведь детям весьма трудно различить квазиреальную и реальную социальную жизнь, они живут в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной. Деструктивные сообщества ориентируются на молодежь, проявляющую аутоагрессивные тенденции. Эти сообщества идеализируют мысли о том, что от всех проблем можно избавиться простым способом - покончить с собой.

За последние годы было закрыто 4872 виртуальных ресурса, но вместо них появляются новые. В 2016 г. в ходе оперативно-розыскных мероприятий только в одной социальной сети «ВКонтакте» было выявлено более 80 сообществ, в которых публиковались призывы к суициду, описывались способы самоубийств. В них состояло более 300 000 пользователей, в основном подростки. Из них примерно 20 000 - москвичи.

На некоторых сайтах для просмотра молодежи предлагают записи самоубийств и психоделический контент, что нельзя рассматривать иначе, как пропаганду идеи самоубийства, а описание способов ухода из жизни, романтизация смерти является способом стиму-

лирования проявлений аутоагрессив-ныхтенденций, то есть подталкиванием личности к совершению самоубийства.

В современной России особую остроту приобрела проблема суицидального поведения молодежи. Если в 2013 г. было зафиксировано 19 случаев самоубийств на 100 000 подросткового населения, то в 2014 - 45 (то есть резкий рост суицидов среди подростков) в 2015 - 43, с января по август 2016 г. - 23 (в 2015 г. за аналогичный период - 19).

Традиционно основными причинами суицидального поведения подростков и юношей считались проблемы в межличностных отношениях: конфликтные ситуации в семье, в школе, страх перед ответственностью, стремление избежать наказания. Однако такой резкий рост суицидальных проявлений, на наш взгляд, требует специального анализа современной социальной жизни детей и подростков в условиях информационного общества. В настоящее время наряду с процессами традиционной социализации мы сталкиваемся и с таким явлением, как киберсоциализация. Интернет-среда создает возможности создания виртуальной личности, отличной от реальной и дает пользователю возможность экспериментировать с идентичностью. Насколько это безопасно для личности - вот в чем вопрос.

Виртуальная реальность заменяет молодым людям реальную жизнь и реальное общение, у таких подростков снижается интеллектуальный уровень, формируется клиповое сознание, упрощается понимание мира, и идет процесс отчуждения от социальных институтов - семьи, школы, от общества в целом. Подростки, живущие в виртуальной реальности, тревожны, агрессивны, зависимы от Интернет-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.