УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
УДК 334.012.6 DOI 10.12737/13619
Христо Маринов Иванов,
доктор экономических наук, профессор кафедры администрации, менеджмента и политических наук (Болгарская Республика, Варна)
Мария Петрова Иванова,
Республика Болгария, МИ-МВР врач - ревматологии (Болгарская Республика, София)
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящее научное исследование социальной безопасности малых и средних предприятий было осуществлено, так как были внимательно рассмотрены экономические условия и факторы. Эти условия и факторы находятся в прямой зависимости с остальными общественно - экономическими отношениями. В этой связи безапасные условия труда являются основной проблемой исследования. Они редко появляются на первых страницах СМИ. Власти не делают исследований в этой области. Безопасные условия труда - область, где жизнь людей и решения большой политики в постоянном взаимодействии. Этот статья имеет цель - оказать помощь синдикалистам и всем, кто заботится о здоровье служителей в малых и средних предприятиях.
Ключевые слова: безопасность, социальная безопасность, гарантия, защита, опасность, угроза, риск.
Hristo Marinov Ivanov,
Varna, Republic of Bulgaria, Doctor of Economics, Professor Department of Administration, management and political science
Maria Petrova Ivanova,
Sofia, Republic of Bulgaria, the MI-MBP doctor «Rheumatology»
SOCIAL SECURITY MALIH AND MEDIUM ENTERPRISES
This scientific study of the social security small and medium enterprises was carried out, as they were carefully considered by the economic conditions and factors. These conditions and factors are in direct proportion with the rest of the socio - economic relations. In this regard, bezapasnye working conditions are the main problem of the research. They rarely appear on the front pages of the media. Authorities do research in this area. Safe working conditions - an area where people's lives and big policy decisions in constant interaction. This article has a purpose - to help syndicalists and everyone who cares about the health ministers in the small and medium enterprises.
Keywords: safety, social security, guarantee, protection, danger, threat, risk.
64
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
Безопасность как деятельность или как услуга является дорогостоящим продуктом. Поэтому было бы несерьезно вкладывать в нее огромные ресурсы и не искать в ней высокого качества, еще больше, когда она является гарантией для успешного и конкурентоспособного бизнеса. На национальном уровне безопасность рассматривается как часть системы национальной безопасности. Это отражается как в ряде экономических постулатов, так и в политических документах.
1. Актуальность социальной безопасности
Актуальность рассмотрения вопросов негосударственного управления социальной безопасностью малого и среднего бизнеса в Болгарии обусловлена общественной значимостью этого направления для эффективного использования его на практике, а также отсутствием субъектов, методов и средств решения данной проблемы.
Актуальные вызовы становятся еще более важными, так как расширение бизнес-связей происходит в условиях разнообразия и сложности Европейского Союза. Новые страны-члены должны были принять право Союза (установленный список законов и правил), среди которых и Болгария, только за несколько лет. Расширение Европейского Союза не означает, что дела для граждан автоматично улучшатся или ухудшатся. Все зависит от социальной и политической динамики в каждой стране-члене и как они относятся к политике сообщества.
Динамичная дифференциация малых и средних предприятий вызывает много споров и разногласий, связанных с определением необходимых критериев идентификации. Анализ европейских и национальных источников по проблемам малых и средних предприятий показывает, что невозможно однозначное определение из-за паралельного при-
ложения качественных и количественных критериев.
Деятельность по безопасности осуществляется в малых и средних предпи-ятиях, так как она осуществляется соб-ственниками/менеджерами, служителями и рабочими (т.е. персоналом), организована для процветания предприятия. Они руководствуются сообразно нашему законодательству, практическому осуществлению функций в сфере общественной жизни.
Качество занятости является проблемой с большим значением экономического и социального статуса занятых. Качественная занятость идентифицируется высокими доходами, лучшей социальной безопасностью, что означает лучшую заботу о здоровье, лучшее образование, лучшее благосостояние. Другой элемент качества занятости - более хорошие условия труда, которые создают здоровую окружающую среду для трудовой деятельности и трудового воспроизведения. Инвестиции в качественную занятость должны быть приоритетом и должным образом стимулироваться через соответствующую государственную и региональную политику. Болгария сделала значительные усилия, чтобы увеличить инвестиции для открытия новых рабочих мест, но она все еще находится в начальной фазе создания продвинутой среды для инвестирования в качественные рабочие места, в более высокую безопасность рабочих мест и социальную защиту наемной рабочей силы. Инвестиции в качественную занятость гарантируют достойное социальное страхование в пенсионном возрасте.
Проблемы развития малого бизнеса по-прежнему остаются в центре внимания как экономистов-теоретиков, так и широкой общественности. О роли и значении малого предпринимательства, о необходимости его интенсивного развития говорится, в частности, в научном
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 65
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
докладе. В данном труде мы хотим обратить внимание на социальный аспект данной темы. Актуализация деятельности осуществляется как на межведомственном уровне, так и на внешневедомственном. В плане исследования мы ее связываем с безопасностью, и точнее, с бизнес-безопасностью.
2. Безопасность малых и средних предприятий
Мы считаем, что проблема безопасности малых и средних предприятий -одна из основных. Стремление к безопасности, но не проблема безопасности, существует и в природе, где она равнозначна выживанию и достигается с помощью приспособления или борьбы за господство. Безопасность как проблема, т.е. как феномен, вызывающая сознательную деятельность и являющаяся ее результатом, характерна только для человека и человеческого общества с самого начала его зарождения.
Вопрос безопасности - это один из основных вопросов, которые отмечают реальные проявления и переживания общественно-организиранного индивида по отношению к устойчивости общественного развития.
Безопасность - это одна из целей, из-за которой при наличии необходимых условий и предпосылок человеческое общество объединяется в государства и поддерживает их существование при всех известных нам социальноэкономических формациях.
Всем понятно, что малые и средние предприятия пользуются поддержкой и защитой государства. В нашей стране прилагается ряд инструментов, которые обеспечивают их успех. Такими инструментами могут быть программы государственной финансовой помощи, специальные кредиты, уменьшение налогов или освобождение от них, субсидии или внедрение инноваций, поддержка ин-
новационной активности (технической и технологической).
Установление законных форм и проявления хозяйственной деятельности, гарантирование доходов в государственный бюджет приобретают существенное значение для ресурсного страхования политики национальной безопасности. Эти приоритеты целиком относятся к безопасности малых и средних предприятий, что можно практически достичь посредством:
- формирования нормативной и институциональной среды для начала и развития хозяйственной деятельности;
- ограничения серой экономики, введения европейских стандартов и усиления роли и эффективности контрольных органов;
- укрепления органов финансового аудита при возложении, исполнении, наблюдении и контроле общественных заказов, концессий и государственночастного партнерства;
- развития форм хорошего корпоративного управления и культуры;
- внедрения отчетности со стороны бизнеса и его представительных организаций перед государством.
Малые и средние предприятия имеют большое значение для болгарской экономики. Они порождают конкуренцию и таким образом укрепляют всю хозяйственную систему. Малый бизнес гибкий и адаптированный. В отличие от корпораций, которые удовлетворяют большую массу населения, малые и средние предприятия внимательно следят за изменениями в структуре спроса, моды, потребностей и за совсем короткое время могут устранить дефицит в слабо развитых районах или небольших населенных пунктах, так и малые и средние предприятия нуждаются в объяснении сущности «безопасность».
Когда говорится не только о безопасных условиях труда и выживании, но и о
66
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
процветании малых и средних предприятий в условиях рыночной экономики, обязательным условием является необходимость перемен. Эти перемены достигаются посредством гарантирования и защиты достигнутых экономических результатов специальными методами, средствами и силами.
3. Гарантия и защита бизнесбезопасности
Безопасность как сущность должна быть гарантирована соответствующими конституциями и национальными законами. Обоснованная теорией и применимая на практике формулировка ставит своей целью определить направления в деятельности безопасности. Это осуществляется с целью помочь частному бизнесу выжить, развиться и преуспеть в условиях острой конкуренции. В своей глубокой сущности безопасность есть своеобразный кибернетический механизм, который используется для активизирования объективно существующего и необходимого малым и средним предприятиям «самозащитного и защищенного социально-экономичес-кого инстинкта».
Безопасность предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике и правовому государству. Она представляет собой состояние предпринимательства в системе его связей с точки зрения способностей к саморазвитию и устойчивости в условиях внутренних и внешних угроз. Государственное регулирование и обеспечение безопасности предпринимательской деятельности, в частности малого и среднего бизнеса, на сегодняшний день хаотично, поэтому выходом из сложившейся ситуации может стать грамотная и профессиональная деятельность негосударственной правоохранительной системы с возложенными на нее функциями не только обеспечения, но и управления социальной безопасно-
стью малого и среднего предпринимательства.
Социальные проблемы малого бизнеса обусловлены ролью малого предпринимательства в социальном развитии общества, которую можно рассматривать, как минимум, с двух сторон: как роль малого бизнеса в экономике и социальной жизни общества и как собственное положение мелких предпринимателей и их роль в обществе. Роль малого бизнеса в социальной жизни особенно ощутима на рынке труда. Причем специфическими особенностями работы на малом предприятии, не заи-висящими от формы собственности и сферы деятельности, являются:
1. Комплексный характер деятельности и гибкая организация труда. Отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом способствует сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет социальных различий (например, в оплате труда). Работникам малого и среднего предприятия приходится выполнять функции, не свойственные их должностям, так как здесь необходимы универсальные рабочие, а не профессионалы узкого профиля. Чаще всего такие универсалы появляются в процессе работы малого и среднего предприятия, поскольку им приходится совмещать должности и выполнять различные виды работ.
2. Отсутствие многоуровневой организационной структуры приводит персонал к пониманию карьеры как расширения и усложнения функциональных обязанностей, роста профессионализма, увеличения заработной платы, а не повышения в должности.
3. Относительно более высокая информированность работников. Руководителю предприятия сложно скрыть от своего персонала сведения о методах
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 67
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
работы и отношениях с клиентами и государственными структурами. Эта информированность ставит работодателя в некоторую зависимость от работника и тем самым вынуждает осуществлять поиск персонала среди родственников или по рекомендациям.
4. Меньшая степень регламентации в работе. На малых и средних предприятиях отсутствуют многие правила и документы, по регламентации деятельности. Это предполагает индивидуальный подход к каждой ситуации и рабочему, что может приводить к возникновению конфликтов, к выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работнику.
5. Организованное обучение практически отсутствует. Объясняется это рядом причин, как-то: недооценка необходимости обучения руководителем предприятия, нехватка средств, неопределенность перспектив предприятия.
6. Малый и средний бизнес предъявляет повышенные трабования к личным качествам работников. Небольшой коллектив быстрее подвергает гонениям того, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям предприятия.
7. Принципы подбора персонала иногда ориентированы не на прямые, а на коссвенные доказательства профессиональной пригодности работника.
Принимая все это во внимание, считаем, что безопасность начала жить как право с момента, когда была санкционирована общими правилами за поведение. Это то, что дает уверенность безопасности в конкретном, определенном отношении. Но права реализуются не только самим фактом их провозглашения, но и тем, что они нуждаются в соответных гарантиях. Гарантии - это те правила поведения из материального и процессуального естества, которые в совокупности или по отдельности содей-
ствуют безопасности превратиться из идеи в факт социальной действительности. Гарантии являются поручительством. Права, осуществление которых не гарантировано надежным образом, не могут считаться реальными правами. Фиктивные права компрометируют не только себя, но и целую правовую систему. Они наносят вред, который носит иллюзию.
Также важно отметить, что безопасность должна быть защищена. Синхронность между международным и национальным законодательством приводит к необходимости учета множества рисков. Они обыкновенно связаны при приложении безопасности к человеку, мероприятиям, предметам и услугам. Безопасность защищена, когда общие или специализированные международные, или национальные правораздаватель-ные и правозащитные органы используют предоставленные им от международного или национального права полномочия, оказывают застрахованным защиту от нарушения прав человека.
Защита безопасности малых и средних предприятий поручена как государственной правоохранительной системе, так и частной, чтобы они защищали законные их права и интересы. Когда одно право осуществляется так, что нарушает права другого человека, налицо «злоупотребление правом». Правоохранительные системы могут содействовать гражданам и предприятиям при осуществлении их прав. Они должны оказать воздействие, когда осуществление их направлено против прав и законных интересов с третьей стороны, т.е. против их нарушения. Кроме того, правоохранительные системы должны предотвратить неправомерное осуществление этого права, если оно не началось или остановить его, если оно осуществляется. Также они должны принять необходимые меры, чтобы обеспечить восстановление
68
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
причиненного ущерба, т.е. защитить безопасность как человека, так и предприятия.
Одна из основных целей при защите безопасности - это предотвращение определенного типа злоупотребления правом со стороны правоохранительной системы. Стандарты прав человека предназначены для того, чтобы уберечь людей от возможности стать жертвой такого злоупотребления, а также обеспечить компенсацию в случае, если уже стали жертвой. От имени государства правоохранительная система и служители ее призваны защищать безопасность во всех ее аспектах. Они и есть специализированные институты в службе обществу. Основная их задача - защищать безопасность граждан от международных актов и внутреннего законодательства прав и свобод. Их обязанность как государственных органов - защищать безопасность человека и торговой компании от неправомерного нарушения.
4. Идентифицирование опасностей, угроз и рисков
О серьезных проблемах в обеспечении социальной безопасности малого и среднего предпринимательства говорит высокий процент предотвращенных преступлений и правонарушений на объектах малого и среднего бизнеса, а следовательно, о высокой частоте их совершения. Сегодня можно говорить о существовании определенной опасности в деятельности преступных элементов и организаций по отношению к объектам малого и среднего бизнеса. Поэтому в силу данных обстоятельств степень защищенности отечественных малых и средних предпринимательских структур от преступных посягательств можно квалифицировать как недостаточную.
Важную роль в защите прав имеют не только мировые и региональные системы, но и национальные. Это внутрен-
нее законодательство и построенные на его основе институты и процедуры защиты прав человека в каждом отдельном государстве. Это так, потому что в конце концов именно на национальном уровне определяются значение и эффект гарантии международных и внутренних правовых актов защиты прав человека.
Деятельность по обеспечению безопасности малых и средних предприятий характеризуется интердисциплинар-ностью. Необходимо идентифицировать опасность, угрозу и риск и только тогда предпринимать соответствующие меры противодействия. Однако еще необходимы углубленные теоретические и практические знания и опыт в административных услугах, бизнесе, менеджменте, праве и в специальной квалификации в области безопасности.
Опаснность независимо от формы ее конкретного проявления играет важную роль в алгоритме защиты. Своевременное раскрытие, точно оцененная опасность есть импульс, который задействует систему мер, чтобы не случилось нежелательное событие, или, если все же случилось, для нейтрализации негативных последствий.
Опасность от данного события выражается в его последствиях. Повышенную опасность имеем, когда создаются условия для увеличения размера ущерба от возникших событий. Практика показывает, что это положение вызывается чаще всего человеческим поведением. Поведение может быть плодом (фактом) как целенаправленного преступного поведения (умышленные действия преступного характера), так и недостаточной ответственности (т.е. безответственность) отдельных должностных лиц. Независимо от разного характера человеческого поведения в обоих случаях реализации повышенной опасности есть виновные лица. Эти случаи характеризуют по существу обе формы вины.
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 69
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
Угроза, рассмотренная в смысле защиты безопасности малых и средних предприятий, может быть определена как основательное предположение возникновения инцидента, кризисной ситуации, повреждение основных ценностей, интересов и целей общества, жизни, здоровья и имущества руководителей, служителей и рабочих. Угроза может быть направлена как на уничтожение существующих материальных и природных ресурсов, так и на функционирование экономики вследствие проявления этих событий. Поэтому мы считаем, что угроза приносит ущерб целой системе общественной жизни. Начинается с отдельной личности, группы, коллектива, государсва и доходит до региональной и глобальной безопасности. При возникновении проблем с функционированием безопасности дело доходит до бесконтрольности ситуации и возможности возникновения конфликтов, потерь, ущербов, фалитов, несостоятельности и т.д. Среди основных угроз -организованная и транснациональная преступность, особенно торговля людьми и наркотиками. Самым масштабным и разрушительным воздействием являются хозяйственные преступления, связанные с теневой экономикой, и все более усложняющиеся методы отмывания денег, которые опустошают государственный бюджет и подрывают благосостояние и интересы граждан. Эти формы преступности ведут к нарушению принципов свободной конкуренции, ограничению прав потребителей, хозяйственной инициативы, в результате чего ухудшается инвестиционный климат.
В этой связи угроза может выразиться в действиях, в предварительном плане данного государства, предприятия, группы лиц или отдельных лиц, направленных против отдельных элементов национальной безопасности и против отдельных лиц, имеющих отношение к
безопасности вообще и к национальной безопасности в частности. Мы считаем, что угроза - это конкретный риск с возможностью осуществления непосредственно или в обозримом будущем. Мы могли бы обобщить, что риск всегда есть, но не всегда есть угроза. Поэтому угроза зарождается на базе существующих противоречий между целыми системами.
Риск может быть рассмотрен и как результат действия элементов подсистемной безопасности. Эта подсистема может быть реальной и абстрактной. Управление риском необходимо не только для того, чтобы создать более благоприятные условия для осуществления безопасности. Необходимо прежде всего свести уровень риска до такого уровня, который был бы разумным и выгодным.
Характерная особенность риска в области безопасности есть факт, что наличие источника зла само по себе еще не означает, что налицо имеем риск. Общее или обычное преступление тоже продолжает угрожать гражданам. Возникают зоны повышенного риска как для имущества, так и для жизни граждан в отдельных регионах и населенных пунктах. Наблюдается больше неуверенности среди людей, живущих в населенных местах со значительным сокращением числа жителей или в обезлюденных районах, и отсюда нарастает неуверенность в предприятиях, которые там функционируют. Для наличия риска в малых и средних предприятиях необходим источник угроз, который может воздействовать целенаправленно или неумышленно на наличные или потенциальные уязвимости системы безопасности. Мы считаем, что понятие «риск» используется, чтобы определить вероятность целенаправленного или инцидентного воздействия на определенный источник угроз. Этот источник должен
70
JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
иметь соответствующие способности, мотивацию и направленность в своем влиянии. Это влияние отмечается в реально существующих или потенциальных слабостях и недостатках системы безопасности. Слабости системы безопасности малых и средних предприятий делают ее уязвимой. Создаются реальные условия причинения негативных последствий в результате проявления негативного влияния на систему безопасности.
Таким образом, повышение эффективности деятельности негосударственной системы безопасности в области малого и среднего бизнеса требует усиления ее взаимодействия с государственными правоохранительными органами по следующим направлениям: совместная разработка необходимой правовой базы; взаимный обмен информацией; сотрудничество в создании организационной системы мониторинга безопасности малого и среднего предпринимательства; совместная разработка технических систем охраны, национальных стандартов по технической защите; разработка и осуществление совместных учебных программ подготовки и переподготовки кадров.
БИБЛИОГРАФИЯ/REFERENCES:
1. Иванов Хр. Социалният контрол при опазване правата на човека. - ВСУ Черноризец Храбър, Варна, 2010.
2. Иванов Хр. Сигурността на малките и средните предприятия в България. Стандарти. - ВСУ Черноризец Храбър, Варна, 2012.
3. Иванов Хр. Компетенции, пълномощия и правомощия на органите
на местното самоуправление. - ВСУ Черноризец Храбър, Варна, 2014.
4. Кулькова В.Ю. Опыт организации и реализации образовательной программы для специалистов социальноориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан (СО НКО РТ) в развитии системы государственной поддержки третьего сектора // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 3. - С. 96.
5. Социальная сигурност малый и среднего предприятия. - М. Иванова. ВТ. НВФ, 2015.
1. Ivanov Khr. Sotsialniiat kontrol pri opazvane pravata na choveka. - VSU Chernorizets Khrab"r, Varna, 2010. (In Russ.)
2. Ivanov Khr. Sigurnostta na malkite i srednite predpriiatiia v B"lgariia. Standarti. - VSU Chernorizets Khrab"r, Varna, 2012. (In Russ.)
3.Ivanov Khr. Kompetentsii, p"lnomosh-chiia i pravomoshchiia na organite na mestnoto samoupravlenie. - VSU Chernorizets Khrab"r, Varna, 2014. (In Russ.)
4. Kul'kova V.Iu. Opyt organizatsii i realizatsii obrazovatel'noi program-my dlia spetsialistov sotsial'no-orientirovannykh nekommercheskikh or-ganizatsii Respubliki Tatarstan (SO NKO RT) v razvitii sistemy gosudar-stvennoi podderzhki tret'ego sektora // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2013. - № 3. -р.96. (In Russ.)
5. Sotsial'naia sigurnost malyi i srednego predpriiatiia. - M. Ivanova. VT. NVF, 2015. (In Russ.)
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 71