Научная статья на тему 'Социальная безопасность личности и социальная защита'

Социальная безопасность личности и социальная защита Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1390
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL STATE / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL SECURITY / SECURITY OF THE PERSON / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скифская Анна Леонидовна

Статья посвящена анализу различных подходов к пониманию социальной безопасности личности и социальной защиты населения. Автор рассматривает условия и факторы формирования концепции социальной защиты населения, делая акцент на том, что в социальном государстве социальные цели должны быть возведены в ранг приоритетных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social security and social protection of the population

The article is devoted to the analysis of different approaches to understanding the social personal security and social protection of the population. The author examines the conditions and factors of formation of the concept of social protection of the population, with an emphasis on the fact that, social goals should be erected to the rank of priority in the social state.

Текст научной работы на тему «Социальная безопасность личности и социальная защита»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 31-34.

А. Л. Скифская

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Статья посвящена анализу различных подходов к пониманию социальной безопасности личности и социальной защиты населения. Автор рассматривает условия и факторы формирования концепции социальной защиты населения, делая акцент на том, что в социальном государстве социальные цели должны быть возведены в ранг приоритетных.

Ключевые слов: социальное государство; социальное управление; социальная безопасность; безопасность личности; социальная защита; социальная поддержка.

Концепция развития человечества как теоретическая модель и ориентированная на практику государственного управления методология в настоящее время исходит из признания несводимости общественного прогресса к приумножению материального богатства, критерием общественного прогресса становится развитие личности.

В 30-40-е гг. XX в. начинается отход от представления о человеке как об элементе производительных сил, акцент делается на развитии личности: «Подлинная ценность человека заключается не в роде или типе, к которому он приближается, а в исторически единичном человеке, который не может быть заменен и замещен. Ценность каждого отдельного человека только тогда будет неприкосновенной, когда конкретных людей перестанут рассматривать как взаимозаменяемый материал для формирования по всеобщей мерке»1.

В работах А. Рюстова, В. Репке, Ф. Бема, В. Ойкена, Г. Гросемана-Дерта, Л. Микша формируются принципы неолиберализма, разрабатываются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения прав человека, принятие государством социальных обязательств2.

Социальная безопасность личности означает реализацию прав человека (право на жизнь, право на труд, право на получение образования, право на доступные медицинские услуги и т. д.), неприкосновенность личности, собственности, возможности развития личности и предоставление человеку «возможности выбора», реализуемую в здоровой жизни, долголетии, свободном развитии интеллектуальных и иных творческих способ-ностей3. Социальная безопасность в условиях глобализации делает необходимым взаимодействие мирового сообщества по значимому

кругу проблем, относящихся к гражданским, политическим, социальным правам и свободе личности.

Одним из средств обеспечения социальной безопасности личности, предупреждения социальных рисков выступает социальная защита населения. Анализ мирового опыта социальной защиты населения свидетельствует, что модели социальной политики и социальной защиты населения определяются сложившейся экономической системой, социальными целями, ориентацией государства на обеспечение качества жизни; при разнообразии моделей общим является возрастание масштабов вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь; ориентация на защиту семейных доходов; стабильность, прозрачность, адресность, комплексность системы.

В контексте историко-методологического подхода разработка концепции социальной защиты (поддержки) предполагает выявление связей с внешней средой, так как любая система выступает как составляющая более крупной системы. В данном случае внешним окружением является, во-первых, система социальной защиты (поддержки) населения, во-вторых, социальная политика (при этом автор сознательно абстрагируется от многообразия общественной жизни, сложных, динамичных и противоречивых общественных отношений).

Значимость и нерешенность проблем, противоречивость законодательства, декларативность правительственных программ и мероприятий обуславливают необходимость новой модели социальной политики. В качестве исходных положений последней предлагаются следующие:

- рассмотрение финансирования социальной сферы не как затраты, а как инвестиции в человеческий незамещаемый капитал;

- соответствие модели социальной политики сущности социального государства;

- разграничение полномочий и предметов ведения в социальной сфере ветвям и уровням власти Российской Федерации;

- систематизация законодательства в области социальной сферы и социальной политики в рамках Социального кодекса Российской Федерации;

- в области доходов в качестве приоритетного направления определить введение государственных минимальных социальных стандартов; минимальной почасовой заработной платы;

- реформирование социально-трудовых отношений, совершенствование практики социального партнерства, создание действенных механизмов защиты прав трудящихся;

- разработка комплексной программы по расширению фронта занятости;

- создание системы независимой социальной экспертизы;

- реформирование институциональной структуры, демонополизация социальной инфраструктуры;

- формирование единого информационного поля социальной сферы;

- государственно-общественный характер социальной политики.

На основе названных подходов формируется концепция социальной защиты (поддержки) населения.

Автор полагает, что социальные задачи в социальном государстве должны быть возведены в ранг приоритетных. Повышение доходов следует рассматривать как предпосылку экономического роста, а не только как результат, что обусловлено, во-первых, требованиями производства к качеству рабочей силы; во-вторых, формированием платежеспособного спроса, являющегося стимулом развития производства, за счет доходов. Заниженный уровень заработной платы ограничивает воспроизводство рабочей силы, препятствует увеличению покупательной способности населения и, соответственно, росту производства, делает участие в общественном производстве непривлекательным. Значительная часть бедных в Российской Федерации - трудоспособные работающие мужчины и женщины в возрасте от 31 до 5459 лет (в некоторых регионах они составляют около 40 % лиц, находящихся за чертой бедности, в Тюменской области численность

данной категории населения - 399 тыс. чел. (20,1 %))4.

Второй концептуальной посылкой является положительная динамика заработной платы, выражающаяся в многократном ее увеличении, что позволит уменьшить неравенство граждан в доступе к материальным и духовным благам, гарантировать в перспективе достойные пенсии и сократить численность населения, получающего социальную помощь.

В Российской Федерации фактором риска является государственная социальная политика, а точнее, мероприятия, составляющие ее, например, «монетизация» льгот. Социальное государство выступает гарантом сохранения единого общественно-организационного пространства, реализуя эффективную социальную политику.

Государство, идентифицирующее себя как социальное, является ресурсом социальной политики и реализует социальную стратегию с учетом социальных перспектив, социальных целей, социальных возможностей и социальных рисков. Современное российское государство сосредоточило всю полноту социальной политики, вынужденная пассивность других субъектов социальной политики расценивается как иждивенческие настроения, а деятельность государства - как неустанная забота о благе народа. Меры социального характера ограничены, имеет место отказ от исполнения социальных обязательств по причине отсутствия средств.

Следующей важной посылкой формирования концепции социальной защиты (поддержки) является индексация доходов, механизм индексации включает оценку стоимости потребительской корзины не только Правительством РФ, но и профсоюзами, независимыми экспертами, как это делается в большинстве развитых стран. Значительное воздействие на уровень жизни населения РФ оказывает налоговая политика государства. Как указывает А. М. Матлин в своей работе «Деньги и экономические решения», нерациональная структура современной российской налоговой системы, выражающаяся в преобладании косвенного налогообложения, отрицательно сказывается на доходах насе-ления5.

Тем не менее, существующие проекты переноса налогового бремени на конечного получателя доходов (т. е. на семьи на основе декларирования их доходов), во-первых, еще

Социальная безопасность личности и социальная защита

33

сильнее ударят по уровню жизни населения, а, во-вторых, не приведут к росту инвестиций со стороны частного сектора ввиду ужесточения ограничений со стороны спроса. Таким образом, налоговая реформа (как собственно и экономическая реформа в целом) должна не только иметь целью повышение благосостояния граждан, но и рассматривать его как необходимое условие успешности преобразований в экономической сфере.

Принципами комплексной модели, значимыми для организации социальной защиты и ее эффективного функционирования в Российской Федерации, являются:

- ориентация на защиту семейных доходов, их индексация;

- изменение методологии исчисления подоходного налога (налог исчисляется не с индивидуальных доходов лиц, имеющих семью, а со среднедушевых семейных доходов);

- законодательное определение социальных обязательств государства;

- разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти, а также государственной властью и местным самоуправлением с финансовым обеспечением;

- использование потенциала общественных организаций в сфере социальной защиты населения;

- социальная экспертиза законопроектов.

Для создания действенной системы социальной защиты населения необходима концепция, определяющая методологические, методические и организационные основы последней. Следует согласиться с Е. А. Морозовой, обосновывающей необходимость реализации системного подхода к теоретическому рассмотрению социальной защиты (поддержки) и к разработке комплекса мер по ее совершенствованию6.

Методология системного анализа предполагает исследование социальной защиты (поддержки) населения:

- с позиций теоретико-методологических - обоснование целей, задач, приоритетов, принципов и способов социальной защиты на основе анализа состояния последней;

- с позиций социальной политики - разработка механизма управления социальными процессами;

- с позиций системной социальной технологии - как комплекс технологий по поддержке населения.

Выделение названных подходов, позиций является научной абстракцией; в реальной социальной жизни теория и практическая деятельность (управленческая, исполнительская) взаимосвязаны и детерминированы.

На теоретико-методологическом уровне формируется концепция социальной защиты населения, особенности социальной защиты различных категорий населения, включающая цель, задачи, принципы, функции, инновационные модели, систему связей как внутри системы, так и с внешней средой, а также механизм функционирования.

В широком смысле система социальной защиты населения необходима во всех сферах жизнедеятельности обществ. Выделяется семь направлений социальной защиты (поддержки) населения: политическая защита; правовая защита; личная безопасность; защита в сфере труда и занятости; потребительская защита; бытовая защита; морально-психологическая защита6.

Принципиальным методологическим подходом при разработке концепции социальной защиты (поддержки) населения явилось определение отношений в рамках системы социальной защиты как субъектно-субъект-ных. К субъектам социальной защиты (поддержки) населения относятся:

- во-первых, личность, социальные группы, социальные институты, которым оказывается поддержка;

- во-вторых, учреждения, институты, осуществляющие деятельность в сфере социальной защиты (поддержки) населения.

Социальное управление рисками с позиций системного подхода рассматривается как ряд государственных мер, направленных на то, чтобы помочь гражданам, семьям управлять риском; оказать поддержку критически бедным. В качестве основополагающего фактора социальной защиты выделена бедность.

Примечания

1 Сидоренко, И. И. Карл Ясперс. М. : Книж. дом, 2008. С. 195.

2 Денисова, И. П. История экономических учений. Ростов н/Д : Март Т, 2008. 228 с.

3 Римашевская, Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения»// Рос. экон. журн. 2004. № 9-10. С. 22-40.

4 Социокультурная эволюция и динамика социально-экономического развития Тюмен-

ского региона : коллектив. моногр. / сост. и общ. ред. Г. Ф. Ромашкиной, В. А. Давыден-ко. Тюмень : Тюмен. гос. ун-т : Тюмен. обл. Дума, 2013. 330 с.

5 Матлин, А. М. Деньги и экономические решения : практич. пособие. М. : Депо, 2001. 272 с.

6 Морозова, Е. А. Система социальной защиты населения : исследовательский подход // Регион : экономика и социология. 2005. № 1. С. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.