творенность измеряют довольно разнообразным набором индикаторов, которые формируют оценочное отношение работников к их трудовой деятельности или существенно влияют на эту оценку. Среди них объективные и субъективные характеристики. Но в целом отношение к труду и удовлетворенность трудом являются как раз теми реальными показателями, которые помогают определить уровень и степень адаптации работника к условиям труда в самом широком смысле этого слова.
От удовлетворенности сотрудников зависит успех фирмы, ее лидерские позиции в бизнесе, кадровая стабильность,
выражающаяся в уважительном, корректном и благожелательном отношении к компании. Эти параметры позволяют не только оценивать цели организации, но и своевременно корректировать их, а также применять управленческие воздействия, для того чтобы осуществить переориентацию персонала с позиции потребительской на позицию реальной заинтересованной стороны.
Удовлетворенность рабочим местом меняет поведение человека, повышает самооценку и социальный статус не только в его собственном восприятии, но и в социальном аспекте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зибер Н.И. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1959. Т.1, с.77.
2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 2006.
3. Маркс К. Капитал. Т.1, кн.1. М.: Политиздат, 1978.С.188.
4. Давыдов С.А. Кризис по-русски, или к новой парадигме удовлетворенности трудом? // Санкт-Петербургский социологический ежегодник. 2010. СПб., 2010.
5. Давыдов С.А. Предельная привлекательность работы: понятие и измерение // Общество и экономика. 2011. № 8-9. С.228.
6. Бертенев С.А. История экономических учений: курс-минимум. М.: Магистр, 2008.
7. Ромашов О.В. Социология труда. М., Гардарики, 1998.
8. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 год а// Соч.-я. 2-е изд. Т.42. С.89.
9. Бастиа Ф. Экономические софизмы. СПб: Издание журнала «Промышленность», 1862. С.108.
10. Миль Дж. Ст. Основы политической экономии. Т.1. М.: Прогресс, 1980. С.66.
11. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. С.24-35.
12. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: АспектПресс, 2003. С.289.
13. Инженерная психология: Сб.ст. / Пер. с англ.; под ред. Д.Ю. Панова, В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1964. С.208.
14. Девятко В.Н. Вспомогательные теории измерения в американской эмпирической социологии// Социологические исследования. 1990. №9. С. 118-126.
УДК 364.28 ББК 60.5
БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
А. Н. Ржаненков
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, 6
Цивилизационные процессы в развитии российского общества начала 21 в. потребовали изменений базовых теоретико-методологических оснований научного обеспечения функционирования системы социальной защиты населения. Развитию теории и методологии системы социальной
защиты пожилых людей и инвалидов необходимо активное использование не только классического социологического знания, но и неклассических теорий, развивающихся в различных отраслях науки о человеке и обществе. В современной России актуальность анализа базовых поня-
тий, оснований оптимизации системы социальной защиты населения обусловлена целым комплексом как внутренних, так и внешних проблем глобального масштаба. В связи с этим современная социология рассматривается нами как основа развития теории и методологии, методики и практики социальной защиты людей - слабозащищенных социальных групп и населения в целом. Сегодня эффективная система социальной защиты населения не может не опираться на фундамент базовых оснований развития социума, где ключевое значение имеет определение таких категорий социального знания, как: социальная защита населения, социальное обслуживание, социальная политика, социальные услуги, социальная помощь, социальная служба, социальный институт, социальная структура, социальный процесс, социальный статус, социальная безопасность и другие. Данный понятийный аппарат важен и необходим для научного исследования в связи с изменением развития и функционирования всех социальных институтов, в том числе и системы социальной защиты населения.
В работах Э. Тоффлера («виртуальный дом»), Н. Лукмана («аутопоиесис»), П. Бурдье («габитус») обращено внимание на появлении новых базовых конструкций в социальных связях современного общества, новых сочетаниях глобального и регионального, группового и личностного, социологического и прагматического [5; 6; 21]. Отдельно следует отметить работы, посвященные диалектике взаимовлияния в обществе, в жизни человека природнобиологического и социально-
культурологического. За последние десятилетия радикально изменилось системообразующее значение социальной сферы, что повысило внимание к развитию социально-сетевых теорий, технологиям функционирования систем, в том числе и социальной защиты населения. На классические и неклассические социальные теории значительное влияние оказала угроза жизни человечества демографического кризиса (роста численности пожилых и инвалидов), ухудшения физического, психического и социального здоровья таких людей.
________________как социального института
Происходящие в обществе, в жизни отдельных людей социальные процессы, развитие социологических парадигм, обобщение результатов больших эмпирических социологических исследований, идеи социологов и т. п. определяют постановку вопроса о месте и роли системы социальной защиты пожилого населения, интерпретации их определений и дефиниций. Начнем с главной базовой категории настоящей работы - понятия социальной защиты населения. Ряд ученых (С. И. Григорьев, А.И. Суббето, Дж., Кларк, Р. А. Костин, Т.Парсонс, Н. Смелзер и др.) определяют данную систему как один из важнейших социальных институтов, неотъемлемую часть социальной политики государства, гарант социальной стабильности и безопасности общества. Социальная защита населения снижает социальную напряженность и ведет к сглаживанию социального неравенства, выступая одной из самых главных функций государства. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) записано, что социальная защита населения - это совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, институтов, их выполняющих, призвана обеспечить соблюдение социальных прав и социально приемлемый уровень жизни каждого человека независимо от пола, возраста, нации, религии и политических убеждений [26]. В социологической энциклопедии социальная защита определяется как система экономических, организационных, административных, правовых мер, осуществляемых обществом, государством и другими социальными институтами, призванных предотвращать или смягчать неблагоприятное воздействие на людей со стороны социальной среды. Тем самым обеспечивается безопасность человека, его правовая, материальная и иная защита [20]. Социальная защита - это защита, идущая именно от социума, большего или малого человеческого сообщества и имеющихся в нем институтов. При этом важнейшим признаком социально развитого государства являются максимально широкий диапазон социальной защиты и наличие эффективных механизмов, ее
обеспечивающих. Вместе с тем социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом в осуществлении социальной поддержки и помощи нуждающимся группам населения, в первую очередь - пожилым и инвалидам. В общем виде организационную структуру института социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую систему взаимодействия организаций социальной работы, ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся людей в соответствии с их интересами и потребностями. Объектами управления в такой системе являются различные социальные группы, их взаимоотношения и потребности. Социальная защита населения - это видовое понятие, производное от социальной политики; система мер, направленных на соблюдение социальных прав человека и удовлетворение его социальных потребностей. Она обеспечивает определенный уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития [2]. В современном обществе система социальной защиты населения выполняет функции перераспределения средств и ресурсов в пользу социально слабозащищенных категорий граждан, снижения поляризации общества и социальных конфликтов, защиты интересов тех, кто не может обеспечить достойный уровень жизни и удовлетворение своих потребностей, в первую очередь пожилых людей и инвалидов. Социальный прогресс страны, переход к модели устойчивого социального развития требует от государства усиления внимания к решению проблем социальной защиты населения [7; 9 и
др.].
Другой, не менее важной базовой категорией, тесно связанной с понятием социальной защиты населения, является определение социального обслуживания населения. Последнее, в современных условиях жизни, стало одним из механизмов регулирования уровня социальной напряженности общества и стабилизации его социального состояния в целом. Эта
система, реализуя приоритетные направления социальной политики государства, адаптирует потребности и интересы к меняющимся условиям жизни и интегрирует пожилых людей, инвалидов в социум. Федеральные органы власти все больше полномочий передают субъектам - регионам и органам местного самоуправления. Здесь на местах формируются новые модели социальной защиты населения, стратегические векторы социальной политики муниципалитета или региона с учетом специфики их развития и наличия внутреннего потенциала. Поэтому там активизировалась государственная деятельность по формированию и развитию целостной системы социальной защиты населения: развиваются новые виды социальных услуг, совершенствуется нормативноправовая база, вводятся новые формы социальной поддержки и помощи [11; 12; 14].
В Социальной энциклопедии социальное обслуживание определяется как система способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества [19]. По мнению Р. Баркера, социальным обслуживанием считается предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для нормальной жизни людям, неспособным самим о себе позаботиться [3]. В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социальномедицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживая социально неблагополучные группы населения и группы «социального риска», система социального обслуживания населения способствует повышению уровня нормального потребления и уровня жизни общества в целом. Основными направле-
ниями социального обслуживания населения являются: материальная помощь, предоставление транспорта, технических средств реабилитации инвалидам и лицам, нуждающимся в посторонней помощи, социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания, предоставление временного приюта в специализированных учреждениях, оказание консультативной помощи и реабилитационных услуг [23]. Важной составляющей в социальном обслуживании населения является понятие «социальная служба». Это инструмент социальной работы, непосредственно организующий социальную помощь и защиту. Помощь должна носить реинтегрирующий характер, то есть способствовать возможно более полному включению человека в социум, быть индивидуальной и адресной, доступной для всех граждан независимо от национальности, пола и возраста. Система социальных служб образована сетью специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц: в регионах, областях, городских и сельских районах, микрорайонах. Определение такого понятия, как социальные услуги, входит в содержание понятий социальной защиты и социального обслуживания населения. Под ними понимаются действия на пользу, помощь кому-либо; услуги по социальному обслуживанию, оказанию непосредственной социальной помощи, поддержки людей, в них нуждающихся [15; 16].
Следующей базовой категорией, являющейся важнейшей составной частью социальной защиты населения, является понятие «социальная помощь». Это система социальных мер по оказанию помощи нуждающимся лицам или группам населения для поддержания социального статуса, полноценной жизнедеятельности, их адап-
как социального института тации в обществе. Несмотря на то что проблемы социальной защиты человека носят планетарный характер, российская действительность внесла свои понятийные и смысловые коррективы. В 1999 г. был принят Федеральный закон «О государственной социальной помощи», где она трактуется как предоставление малоимущим одиноко проживающим гражданам (семьям) социальных пособий, субсидий, компенсацией, жизненно необходимых товаров за счет средств бюджетов [24]. Тем самым поддерживается уровень жизни людей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Иначе говоря, социальная помощь - это совокупность социальных услуг, социально-медицинских, социально-психологиче-ских, социально-
педагогических, социально-бытовых и других форм социальной поддержки индивида, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и сложных обстоятельствах [17].
С вышеназванными базовыми категориями тесно связан термин «социальная политика» [1; 2; 8]. Это программа, метод действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или совокупности социальных проблем, стоящих перед сообществом. Иными словами, это регулирующая роль государства в жизни общества. Государство всегда отражает интересы больших социальных групп (классов), населения, других социальных и этнических образований. Социальная политика - это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, удовлетворение материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Она учитывает как интересы личности, так и интересы общества в целом, задает оптимальный вектор развития государства (региона, города). Сегодня выделяют несколько моделей социальной политики и форм социальной защиты различных социальных групп. Но несомненно, что эффективная модель социальной политики должна обязательно отвечать требованиям устойчивого развития обще-
ства, принимать во внимание специфику конкретной ситуации, реагировать на изменение объективных и субъективных факторов, обусловливающих жизнеосуще-ствление представителей различных социальных групп, в первую очередь - пожилых людей и инвалидов. По нашему мнению, наиболее эффективной является модель социальной политики, в основе которой лежит неовиталистская социология, выделяющая проблемы социальной политики как на уровне государства в целом, так и отдельных его регионов, типов поселений. На основе этой социальной теории можно проводить анализ социальной политики современного российского общества (в том числе на уровне управления -социальной защиты населения мегаполиса) в процессе удовлетворения жизненных потребностей и поддержания жизнеобеспечения каждого индивида. В основе управления социальной политикой государства лежит система социальных отношений, ресурсов обеспечения и активизации деятельности людей во всех сферах общественной жизни. На этом фундаменте формируется и реализуется социальная политика субъекта управления в обществе, в том числе сферы «третьего сектора». В качестве главной цели такая политика определяет оказание социальной поддержки, помощи в преодолении кризисных ситуаций, решении сложных жизненных проблем в современных условиях. Использование этой категории в социологическом знании, обеспечивающем теоретические, методологические основы поддержки нуждающихся, совершенствование методов оказания социальной защиты и помощи «слабым» группам социума, - существенно значимое явление. Оно обнаруживает себя фактически на всех направлениях развития моделей современной системы социальной защиты населения, ее теорети-ко- методологического и практико-техноло-гического (ориентированного) обеспечения. Концептуально-
ориентированные категории весьма важны не только для развития теорий социальной работы, социологии, их комплексного методологического и методического обеспечения, но и для интегративной органи-
зации социальной защиты, помощи, поддержки пожилых людей и инвалидов [9; 10; 12; 14].
Другим понятием, особо значимым для теоретико-методологического основания работы, является понятие социального института, входящего в определенную социальную структуру. В социологии понятие «институт» обозначает различные формы регулируемого и организованного поведения людей. Каждый институт соответствует интересам конкретной социальной группы. Впервые его в научный оборот ввел Г. Спенсер, указывающий, что в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая, согласующая и координирующая общественная система. Это мнение разделяли О. Конт, Э. Дюрк-гейм, К. Маркс и Ф. Энгельс. В рамках своей парадигмы М. Вебер указывал на органическую связь между структурой социально-экономических отношений и господствующими в обществе моральными ценностями. Т. Парсонс определял социальные институты как системы ролей и статусов, регулирующие поведение людей в этих сферах. По мнению ряда социологов (Н. Аберкромби, М. Вебер, Г. Спенсер, Дж.Кларк), социальные институты представляют собой комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностных обусловленных ролей и статусов для удовлетворения определенных социальных потребностей, и, с другой стороны, социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этих потребностей. Социальные институты представляют собой устойчивые образования, оказывающие стабилизирующее влияние на содержание социальных отношений. Традиционно считается, что основной функцией социальных институтов является обеспечение возможности удовлетворения субъектами социальной системы своих потребностей [1; 4; 6; 8].
С понятием «социальный институт» тесно связаны категории социальной структуры и социальных процессов, а также социального статуса. Социальная структура - одно из основных понятий
Базовые категории системы социальной защиты пожилых людей и инвалидов ___________________________________________________как социального института
социологии, используемое для описания разделения общества на группы и совокупности отношений между ними. Различают следующие основные виды социальной структуры: социально-
демографическая, социально-этническая, профессиональная, конфессиональная. В современных обществах существуют также социальные слои, социальные группы, классы. Так, теория социальной стратификации рассматривает деление общества на слои (страты). Социальный процесс характеризует жизнедеятельность общества, обозначает смену явлений, состояний, событий и т. п., совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей. Социальный процесс - это возникновение общих связей, свойств, присущих различным группам индивидов и являющихся результатом интеграции их деятельности и отношений между ними. Он связан с возникновением нового в жизни как отдельных людей, так и общества в целом, с формированием и развитием их как субъектов социальных целенаправленных и повторяющихся действий [20]. Под социальным статусом понимается положение, занимаемое индивидом (группой) в обществе или в отдельной его подсистеме. В социологическом смысле его впервые употребил английский ученый Г. Д. С. Мейн. Это обобщенный показатель социальной стратификации. Различаются статусы социально-групповые и личностные, наследуемые и достигаемые, субъективные и объективные. Теоретические подходы к
изучению социального статуса в социологии осуществляются преимущественно в рамках концепции социальной стратификации. Основы современного подхода к проблеме социального статуса были заложены М. Вебером, который утверждал, что стратификация общества определяется не только экономическими, политическими, но и социальными переменными (статус, престиж). Он ввел и понятие статусных групп. Статус содержит социальную оценку уважения и престижа, присущих определенной социальной группе. В наиболее целостном виде проблемы статуса разработаны в концепции социальной стратификации. [1; 4; 13; 17; 18; 19; 20].
Завершая рассмотрение базовых категорий системы социальной защиты населения необходимо отметить, что сегодня как в России, так и во многих странах мира одной из актуальных проблем является проблема обеспечения социальной безопасности населения. С нашей точки зрения, социальную безопасность можно характеризовать как защиту человека и его социального пространства в конкретных условиях региона (места) проживания. Отсюда феномен социальной безопасности должен описываться адекватно социальнорегиональным условиям (проблема региональной безопасности), где одним из важных индикаторов безопасности выступает соотношение социальной защиты и социального благополучия населения, измеряемое посредством различных моделей региональной социальной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
2. Автономов А. С., Гаврилова И. Н. Социальная политика: на чьей стороне ее новации? // СОЦИС. 2011. №5. С.35.
3. Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994. С. 113.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология XIX - нач. XX веков. М., 1996. С. 455-491.
5. Григорьев С. И., Суббето А. И. Основы неклассической социологии. М., 2000.
6. Жоль К. К. Социология: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2004.
7. Закон Санкт-Петербурга от 30. 01. 2008 г. № 42-10 «О государственных стандартах социальной защиты населения Санкт-Петербурга» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/8468341 [дата обращения 11.12.2012].
8. Кларк Дж. Неустойчивые государства; трансформация систем социального обеспечения // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1.
9. Концепция развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006 - 2010 годы / Постановление Правительства СПб № 559 от 16 мая 2006 г. // Законодательное собрание Санкт-
Петербурга [Электронный ресурс]. URL:
http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=63320047&nd=8431544&nh=1 [дата обращения
11.12.2012].
10. Концепция физиологического старения и активного долголетия населения Российской Федерации на период 2010-2025 // Активное долголетие с высоким качеством жизни России: материалы для подготовки Федеральной целевой программы. М.: Российский геронтологич. научно-клинический центр, 2009.
11. Костин Р.А., Овчаренко С.А., Гроховская О.И. Социальное обслуживание пожилых людей Санкт-Петербурга: Коллективная монография. СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2009.
12. Нагайчук А. Ф. Социальные интересы: технологии осуществляя в политике. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
13. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
14. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.
15. Ржаненков А.Н. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге: настоящее и будущее / Мат-лы конф. «Социальная адаптация, поддержка и здоровье пожилых людей в современном обществе». 15-18 февр. 2008 г. СПб: Комитет по труду и СЗН. СПб, 2008. С.90.
16. Ржаненков А. Н., Колосова Г. В., Шаломанова Т. Н. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: опыт и перспективы Улучшение качества жизни инвалидов: доступность, эффективность, новые подходы: тезисы докладов, представленных на общеевропейскую конференцию 21 -22 сентября 2006 года, Санкт-Петербург). СПб.: Изд-во «Человек и здоровье», 2006. С. 5-11.
17. Словарь виталистской социологии / Под. ред.чл.- корр. РАО С.И. Григорьева. М.: Гардарики, 2006.
18. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1998.
19. Социальная энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
20. Социологическая энциклопедия: в 2-х томах. М. : Мысль, 2003.
21. Тоффлер, Э. Третья волна - The Third Wave. М.: АСТ, 2010.
22. Федеральный закон от 24. 11. 1996 № 181-ФЗ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С изм. на 1 января 2009 г. СПб.: Эксперт, 2009.
23. Федеральный закон № 122-ФЗ от 02. 06. 1995. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В послед. редакции от 22 августа 2004 г. СПб.: Ось-89, 2008.
24. Федеральный закон № 178 - ФЗ от 17. 07. 1999 г. «О государственной социальной помощи». Сибирское университетское издательство , 2011.
25. Васильчиков В. М. Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения // Успехи геронтологии. 2004.
26. Вафин Э. Я., Вафина Е. С. Проблема синдрома эмоционального выгорания у работников социальных служб // Материалы международной научно-практической конференции «Качество услуг социальной работы» 7-8 апреля 2011 г.; под общей ред. д. экон. н. М. Н. Максимовой. Казань: КГМУ, 2011. С. 61-64.
УДК 364 ББК 65.272
ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОТСТАВАНИЕМ В ФИЗИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ
О.М. Кирилюк
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
И.Н. Бодунова
СПбГБУЗ «Детская городская поликлиника № 51» 196657, Санкт-Петербург, Колпино, ул. Металлургов, д. 11
В настоящее время, в России число других факторов. Проблема реабилита-
детей с умственными и физическими от- ции таких детей, в том числе и средства-
клонениями постоянно возрастает. Этому ми физического воспитания, достаточно
способствует ряд неблагоприятных соци- актуальна. Для детей с ограничениями
альных, экономических, экологических и физическое воспитание - не только сред-