А. Н. Воронов
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Важнейшим институтом политической системы общества, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Государство — институт, организующий политическими, административными и иными методами совместную жизнь населения на определенной территории, обеспечивающий там должный социальный порядок посредством создания и поддержания соответствующих норм и правил человеческого общежития [4]. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения [9].
Исторически государство имеет определенные функции, одна из важнейших среди которых — социальная. Социальная политика представляет собой комплексную характеристику государственного управления, включающую в себя доктринальную, нормативную, организационную, инструментальную, процедурную составляющие, при помощи которых государство реализует свою социальную функцию. На современном этапе государство, выполняя эту функцию, корректирует негативные социальные последствия действия рыночных механизмов, а также реформ, связанных с переходом России к рынку, и решает задачу повышения качества жизни ее граждан. Поэтому принципиально важными направлениями социальной политики в современной России становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, вложение инвестиций в повышение жизненного уровня населения [5].
Исторический опыт развития культуры и традиций семейных отношений в России свидетельствует о том, «что первичной структурой общества является семья, а не индивид. Современные политические реалии требуют изменения отношений между семьей и государством. Семья — это не только объект социальной защиты со стороны государства, но и его партнер. Без поддержки со стороны семьи невозможны успешные политические и социальные преобразования. Степень устойчивости семьи — это индикатор устойчивости общества, его политической системы. С помощью государственной семейной политики невозможно существенно улучшить положение семей, если проводится экономическая политика, противоречащая интересам семьи» [11].
Государственная семейная политика, будучи частью государственной социальной политики, имеет общие черты, присущие последней. Прежде всего, это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов, направленная на повышение благосостояния народа, удовлетворение его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей. Это политика сохранения человеческого достоинства, создания обстановки для социальной стабильности в обществе.
Основной задачей семейной политики является укрепление института семьи с целью выполнения ею возложенных на нее обществом функций, главная из которых — социализация детей. Важной сопутствующей целью служит повышение престижа, статуса и ответственности родительства. Семейная политика может сочетать в себе и другие
© А. Н. Воронов, 2010
целевые направления деятельности государства, например в сфере экономической, демографической, жилищной, молодежной политики и др.
Сущностная характеристика семейной политики может быть определена как комплексная система деятельности государства, направленная на развитие семьи как социального института, с целью укрепления и защиты ее прав и интересов на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная политика в системе социального обслуживания населения — самостоятельная, относительно обособленная область социальной политики. Она определяет в процессе общественного развития взаимоотношения государства и человека и включает в себя комплекс мер (льгот, пособий, компенсаций и т. д.), предоставляющих ему конкретные гарантии (социальные, правовые). В сфере ее внимания — специфические проблемы человека, связанные с реализацией им своих основных социальных функций в определенном контексте.
Институциализация государственной политики в сфере социального обслуживания семьи и детей на современном этапе развития общества, по нашему мнению, есть одно из важнейших условий социальной стабильности российского общества. В результате снимается неопределенность в деятельности государственных институтов и политических акторов, снижаются издержки по принятию управленческих решений на всех уровнях государственной власти. Социальные действия в сфере политики становятся упорядоченными. Мера институциализации зависит от степени автономности структур, их адаптации и интеграции к процессам социальных изменений. Она находит проявление в системе распределения полномочий и уровней ответственности между различными уровнями государственного управления: федеральным, региональным и местным.
Социологический анализ социального обслуживания населения в системе социума предполагает рассмотрение законодательно закрепленных понятий, определяющих социальное обслуживание как вид деятельности, категории объектов (которым предоставляется социальное обслуживание — клиенты) и субъектов (предоставляющих социальное обслуживание — социальные службы). Сразу отметим, что в социологической литературе еще не сложилось единого толкования базового понятия «социальная защита населения», характеризующего деятельность государства в ее сущностных и содержательных проявлениях.
Понятию «социальное обслуживание» по содержанию предшествовало понятие «социальное обеспечение» [6]
Социальное обслуживание — это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педаго-гических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [17]. Система социального обслуживания призвана создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями, способствовать решению возникающих у них социальных проблем, восстанавливать их способность к самообеспечению и самообслуживанию.
Понятие «социальное обслуживание» населения в одних научных работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других — как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объек-
тивно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, как принципиально важный сектор социальной сферы. В «Словаре социальной работы» Р. Баркера понятие «социальное обслуживание» трактуется как предоставление людям, которые не могут сами о себе позаботиться, конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития [2].
Социальное обслуживание приобретает признаки социального института наравне с семьей, образованием, здравоохранением, культурой [19] и привлекает внимание исследователей как междисциплинарный феномен. С 1998 по 2008 г. вопросы социального обслуживания населения стали предметом рассмотрения 14 кандидатских и 5 докторских диссертаций по различным научным специальностям: социология; экономика; бухгалтерский учет, статистика; юридические науки; история. Несмотря на обилие работ, социальное обслуживание нуждается в более полном всестороннем исследовании.
Эффективная реализация государственной политики поддержки населения возможна при условии создания действенного механизма управления, развития социального менеджмента, объектом которого является социальная сфера жизни людей, а также совершенствования понятийного аппарата теории социальной защиты населения [8].
Анализ специфики современных институциональных изменений в системе социального обслуживания семьи и детей позволил представить процесс институциализации государственной политики РФ в данной сфере в качестве политического процесса, обусловленного корпоративными интересами множества коллективных субъектов (акторов), среди которых доминирующие позиции занимает государство как социальный и политический институт, преследующий свои стратегические интересы и выражающий интересы всего общества.
Учреждения в системе социального обслуживания семьи и детей являются «важнейшим инструментом реализации семейной политики, поддержки и укрепления семьи как основополагающего социального института, и им отводится огромная роль в решении актуальных проблем семьи, материнства и детства» [10].
Для снижения негативных последствий перехода на рыночную экономику на фоне кризисной демографической ситуации государство было вынуждено стихийно начать корректировать социальную политику, направленную на защиту семьи и детей. Следует заметить, что в этот период изменился статус Российской Федерации в связи с ее интеграцией в систему Организации Объединенных Наций. Став правопреемницей СССР, Российская Федерация взяла на себя обязательства по выполнению международного законодательства о правах ребенка в рамках принятого мировым сообществом пакета документов. Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989 г.). 13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу. Именно этим актом наша страна заявила о своем желании интегрироваться в систему ООН по соблюдению положений и принципов Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.
В поддержку Конвенции в 1990 г. в Нью-Йорке состоялась Всемирная встреча, где были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг. и План действий по осуществлению этой декларации. Россия подписала настоящую Декларацию 31 января 1992 г. Государства-участники провозгласили, что благополучие детей требует принятия мер политического характера на самом высоком уровне, и обязались придавать первостепенное значение правам детей, их выживанию,
защите и развитию. Декларация и План действий по ее осуществлению — это не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.
Теперь России предстояло принять меры в первую очередь законодательного характера в целях исполнения принятых на себя обязательств. Рассмотрение законодательных актов проведем в хронологической последовательности их принятия. Основным стал Указ [14], в котором проблема выживания, защиты и развития детей была признана приоритетной. Правительству Российской Федерации, федеральным и региональным органам исполнительной власти было поручено обеспечить решение поставленных приоритетных задач, осуществить финансирование целевых мероприятий по проблемам детства, разработать неотложные меры, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации. В первую очередь предлагалось доработать в соответствии с Планом действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг. Федеральную программу «Дети России», включив в нее целевые подпрограммы «Индустрия детского питания», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера».
В частности, было предложено разработать и утвердить научно обоснованный перечень обязательных бесплатных социальных услуг женщинам и детям (их предоставление должно быть гарантировано государством), а также разработать проекты нормативных актов о государственной системе социальной помощи семье и детям.
На региональном уровне органам исполнительной власти в соответствии с местными потребностями приоритетными задачами и экономическими возможностями было поручено содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям — центров социальной помощи (центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-психологических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.).
Следует отметить, что на государственном уровне планировалось создание учреждений социальной помощи семье и детям и до интеграции в систему ООН. Так, решением Коллегии Комитета по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР от 4 октября 1991 г., пр. 2-4 в рамках развития Концепции семейной политики Комитета по делам семьи и демографической политике (1991 г.) было утверждено Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям (далее — Центр). Примерным положением было определено, что Центр является учреждением государственной системы социальной помощи семье и детям, предназначенным для своевременного и квалифицированного оказания различным категориям населения, проживающим на конкретной территории (в микрорайоне, округе и т. д.), разнообразных видов социальной помощи: психологической, социальнопедагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной.
Однако принятие данного типового положения не носило общеобязательного характера, в связи с чем внедрения в массовую практику учреждений социального обслуживания семьи и детей не произошло. В дальнейшем были приняты иные типовые положение о центрах, оказывающих социальные услуги семье и детям, которые нашли свое закрепление в отдельных нормативных правовых актах. Социально-экономическая ситуация в различных регионах России определяла потребность в создании разнооб-
разных учреждений социального обслуживания семьи и детей. Таким образом, начало становлению социального обслуживания семьи и детей было положено и постепенно начала формироваться сеть социальных учреждений, предназначенная для данной целевой группы.
Дальнейшему развитию социального обслуживания семьи и детей способствовала Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, одобренная решением Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации 12 мая 1993 г. В соответствии с ней к числу первоочередных мер относится создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи.
Для реализации концепции был утвержден План первоочередных мер органов законодательной и исполнительной власти и управления (далее — План) и определено, что деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации, соответствующих государственных органов субъектов Федерации в области семейной политики, основывается на Конституции РФ и других нормативных документах. Названные властные структуры в рамках своих компетенции и полномочий осуществляют мероприятия Плана в условиях развития рыночных отношений, преобразования отношений собственности, усиления роли социального страхования, становления социального партнерства. В соответствии с п. 5 Плана создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи отнесено к разряду первоочередных мер по реализации государственной семейной политики. С этой целью государство приняло два основных закона, регулирующих общественные отношения социального обслуживания [18]. С момента принятия законов начался процесс развития системы социального обслуживания населения Российской Федерации, нуждающегося в социальной помощи и поддержке со стороны государства.
Оценка ситуации в социальной сфере, которая сложилась к 1997 г. [12], свидетельствовала о необходимости переориентировать социальную политику. Основными мероприятиями по реформированию системы социальной защиты населения были названы усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. В целях усиления эффективности социальной политики следовало упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот с тем, чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям. Совершенствование системы социальной защиты населения включало в себя и развитие социального обслуживания населения, которое также требовало реформирования. В соответствии с программой целью реформы стала реализация мер по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гражданам гарантированный государством уровень социальной защиты. В связи с этим было признано необходимым введение новых, дифференцированных подходов к реализации права нетрудоспособных граждан на социальную защиту и обслуживание в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности.
В области социального обслуживания семьи и детей приоритетным было названо социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому и др.).
В целях реализации Программы социальных реформ в Российской Федерации был утвержден План мероприятий Правительства РФ по реализации Программы социаль-
ных реформ в Российской Федерации и на период 1996-2000 гг. (далее — План мероприятий) .
Практический опыт развития системы социального обслуживания в Российской Федерации показал, что уже давно требуется четкое и однозначное понимание эффективности деятельности учреждений социального обслуживания, разработка критериев и показателей, позволяющих измерить или оценить качество их работы. Оценка деятельности таких учреждений на местах сегодня осуществляется органами исполнительной власти и местного самоуправления исключительно в количественных показателях (количество граждан, состоящих на обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому, количество граждан, получающих социальную помощь, рост числа учреждений, количество отделений и т. д.). Как правило, отсутствует практика оценки эффективности социальных программ с точки зрения результативности и издержек (административных, моральных и т. п.).
Определение эффективности является важнейшей составляющей руководства деятельностью, и без общих критериев оценки деятельности учреждений социального обслуживания невозможно их дальнейшее совершенствование.
Система управления социальными службами нуждается в совершенствовании, включающем и организационные изменения. Все учреждения и все участники системы социального обслуживания, если они хотят существовать в условиях рынка, должны принципиальным образом пересмотреть свою деятельность по оказанию социальных услуг с точки зрения качества, эффективности, гибкости, изменчивости. В оказании социальных услуг необходимо следовать принципу индивидуального подхода к решению проблем, исключить конвейер и выполнение формальных плановых задач. Развитие социального менеджмента в сфере социальных услуг должно учитывать специфику данной области. Практическая реализация государственной семейной политики Российской Федерации в системе социального обслуживания способствовала ее модернизации в комплексный многопрофильный институт по работе с семьей и детьми.
С 1 января 2005 г. в системе социального обслуживания произошло перераспределение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Вся ответственность за организацию социального обслуживания легла на органы власти субъектов Федерации, а ее практическая реализация — на систему учреждений.
В настоящее время органы власти каждого субъекта РФ, согласно новым полномочиям, обязаны обеспечить реализацию гарантированного государством права граждан на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным типам и видам, установленным Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных законодательством самого субъекта Российской Федерации, а также обеспечить соблюдение государственных стандартов социального обслуживания населения. Эффективность развития государственной семейной политики с 1 января 2005 г. всецело зависит от сформированности в субъектах РФ системы социальных служб.
Развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих разнообразные услуги детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, стало важным элементом социальной защиты. Таково мнение социологов, разрабатывающих проблемы практической реализации государственной политики в области формирования системы социального обслуживания семьи и детей. Е. И. Хо-лостова провела анализ статистических данных и сделала вывод, что «эффективно функционирующие социальные службы снижают уровень социального неблагополу-
чия семьи и детей, содействуя тем самым социальному оздоровлению страны» [20]. Исследователи отмечают позитивную динамику развития системы социальных служб с 1996 по 2010 г.
Статистические данные красноречиво подтверждают эту тенденцию. Так, общее число учреждений сети государственных социальных служб за указанный период увеличилось почти в 1,5 раза (с 2048 единиц в 1996 г. до 3421 в 2006 г.). Исходя из социально-экономической ситуации в стране, наиболее востребованными стали Центры социальной помощи (их число увеличилось с 190 до 574), а также комплексные центры социального обслуживания, где клиентам предлагался широкий спектр социальных услуг (их число увеличилось с 264 до 721).
Изменилась численность клиентов, получивших услуги. Если в 1996 г. учреждения социального обслуживания оказали социальные услуги 3710 клиентам [10], то к 2006 г. их число увеличилось в три раза (до 12 284 человек), в том числе в два раза увеличилось число детей (с 2482 в 1996 г. до 5246 человек), получивших защиту своих прав, поддержку и помощь в разрешении возникших социальных проблем [10].
Динамика развития станет информативней, если учесть данные о развитии сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, действующих в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по состоянию на 1 января 2007 г.
На 1 января 2007 г. количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, действующих в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, независимо от формы собственности, составило 3421. При этом практика показала, что остро встали проблемы реабилитации и социализации несовершеннолетних, так как в стране увеличилось число безнадзорных и беспризорных детей и так называемых социальных сирот [10], что потребовало от исполнительных органов субъектов Федерации увеличения социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, и их число выросло в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 33.
Численность граждан, воспользовавшихся услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей, по сравнению с 2005 г., увеличилась на 358 тыс. и превысила 12,284 млн человек, включая 5,246 млн несовершеннолетних. Им было предоставлено свыше 109,4 млн различных видов социальных услуг, среди них социальнобытовые — 35,9 млн; социально-медицинские — 29,9 млн; социально-экономические —
14.1 млн; социально-психологические—12,9 млн; социально-правовые — 5,7 млн.
В 2006 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили
4.1 млн семей (в 2005 г. —3,1 млн).
Следует отметить, что развитию системы социального обслуживания семьи и детей во многом способствовала реализация Федеральных целевых программ: «Развитие социального обслуживания семьи и детей» (1998-2000 гг.), «Дети России» (2003-2006 гг.). В 2004 г. по подпрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» была осуществлена доставка различного реабилитационного, бытового оборудования и автотранспорта в 400 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 165 центрам социальной помощи семье и детям, а также 3 кризисным центрам помощи женщинам. В связи с изменением структуры Министерства здравоохранения и социального развития (приказ № 345 от 21.06.2008) получение сводных данных по социальному обслуживанию за 2008 г. затруднен. На примере такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург, рассмотрим далее систему социального обслуживания населения.
По состоянию на конец 2009 г., в Санкт-Петербурге насчитывались 52 государствен-
ных учреждения, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей, из них 10 учреждений городского подчинения (подведомственных Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга) и 42 учреждения районного подчинения. Деятельность этих учреждений учитывается в ежегодной форме № 1-СД «Территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей» [1].
Оптимальная система государственных учреждений социального обслуживания населения города на современном уровне предполагает наличие двухуровневой системы учреждений социального обслуживания и наличие на районном уровне трех типов учреждений социального обслуживания: учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста (комплексный центр социального обслуживания населения); учреждения социальной реабилитации инвалидов; учреждения социального обслуживания семьи и детей. Востребованность рассматриваемой системы учреждений социального обслуживания определяется в настоящее время реальной оценкой экономических возможностей Санкт-Петербурга. При этом представленная в Концепции перспектива развития системы учреждений социального обслуживания населения согласуется с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга до 2025 г. и соответствует отраслевому стандарту системы социальной защиты населения, установленному во Временном перечне стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2005-2008 гг. [15].
Особенностью социального обслуживания семьи и детей в районах Санкт-Петербурга стало то, что впервые был взят ориентир на оказание помощи и поддержки не только семьям, находящимся в трудной ситуации или социально опасном положении, но и обычным семьям [3, 16]. Они также испытывают потребность во внимании и поддержке государства.
Анализ системы социального обслуживания семьи и детей в РФ позволяет сделать следующие выводы:
1. Государство предприняло определенные шаги на пути признания детства важным этапом в жизни человека. Оно взяло на себя обязанность регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации и поддержки института семьи.
2. В результате целенаправленной государственной политики и интеграции Российской Федерации в правовое поле мирового сообщества с 1991 по 2010 г. сформирована и развивается правовая база по защите семьи и детей. Она стала теоретикометодологической основой для развития и реализации государственной социальной политики и ее составляющей — семейной политики. На всех уровнях управления стали образовываться новые типы и виды учреждений социального обслуживания населения.
3. Государственная политика Российской Федерации по укреплению института семьи «как индикатора устойчивости общества, его политической системы» [12] способствовала модернизации системы социального обслуживания семьи и детей как действенного механизма ее практической реализации.
4. Социологические исследования системы социального обслуживания семьи и детей в регионах показывают, что ее важнейшим элементом является кадровый потенциал социальных служб, так как именно от него зависит эффективность социального обслуживания семьи и детей. Руководители при организации деятельности служб необходимо проводить профессиональный подбор кадров, используя методики аттестации: от тестирования до профессиональных характеристик личности специалистов учреждений данной системы. Опыт многих развитых стран показывает, что государство совсем не обязательно само должно производить социальные услуги. Оно может их
заказывать, закупать у НГО/НКО. Но для этого нужна серьезная нормотворческая работа по временной и стоимостной оценке и стандартизации оказываемых услуг. Далее необходимо критически осмыслять накопленный опыт социального обслуживания, разобраться, какие услуги из привычного перечня действительно нужны отдельным людям или семьям, а от каких можно и отказаться. Социальное обслуживание должно оставаться доступным, но становиться более гибким и дифференцированным в соответствии с потребностями разных социальных групп [13].
Литература
1. Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге в 2009 году (СПбГУ социальной помощи семьям и детям «Региональный центр “Семья”», 2010 год). ИКЬ: http://www.homekid.org (дата обращения — 11 июля 2010 г.).
2. Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994. С. 113.
3. Безрукова О. Н. Семьи в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы социальной работы. СПб., 2007.
4. Белов А. А., Елисеев С. М. Политические процессы и институты в современной России. СПб., 2006. С. 82.
5. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исслед. проекта / В. В. Елизаров, Е. Н. Феоктистова, Г. И. Климантова и др. М., 2003.
6. Воронов А. Н. «Социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное обслуживание», «эффективность деятельности учреждений социального обслуживания»: терминологический анализ // Опыт организационно-административной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей: учеб.-метод. пособие / сост. А. Н. Воронов. СПб., 2008. С. 21-34.
7. Воронов А. Н. Семейная политика современной России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2006. Вып. 4. С. 125-131.
8. Государственная политика и управление: Учебник. В 2 ч. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления / под ред. Л. В. Сморгунова. М., 2006. С. 119.
9. Елисеев С. М. Политическая социология. СПб., 2007. С. 89.
10. Информационно-аналитическая записка департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о развитии сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в субъектах РФ. Подготовлена по данным статистической отчетности органов социальной защиты населения субъектов РФ по форме № 1-СД (территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей) по состоянию на 1 января 2007 г. Документ от 4.04.2007 г. № 2573-ВС за подписью зам. министра В. И. Стародубова (Архив автора).
11. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: учебное пособие. М., 2004. С. 17, 21.
12. Постановление Правительства РФ от 26.02.1997 № 222 (с учетом изменений в ред. от 27.07.1998) «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996— 2000 годов». иКЬ: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения —17 июля 2010 г.).
13. Социальная работа с семьей: Учеб. пособие / под ред. И. А. Григорьевой. СПб., 2010. С. 23.
14. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.1992 № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». ИКЬ: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения—17 июля 2010 г.).
15. Утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 г. № 474 «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005—2008 годы». иИ,Ь: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения—17 июля 2010 г.).
16. Ушакова В. Г. Проблемы семейной политики и профилактическая работа с семьей. СПб., 2001.
17. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 года № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 115-ФЗ и от 10.01.2003 № 15-ФЗ). иИЬ: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения — 17 июля 2010 г.).
18. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005); Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 115-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ). иИЬ: http://www.garant.ru/iv/ (дата обращения— 17 июля 2010 г.).
19. Федоров А. В. Социальное обслуживание семьи и детей: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. иИ,Ь: http://impisr.edunsk.ru (дата обращения — 11 июля 2010 г.).
20. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М., 2007. С. 132.
Статья поступила в редакцию 29 июня 2010 г.