Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ'

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПОКОЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЛИДЕР / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна, Кленова Милена Александровна, Усова Наталия Владимировна

Цель исследования - изучение представлений молодежи разных поколений о социальной активности молодежных лидеров. Гипотеза : предполагаются различия в представлениях о структуре социальной активности молодежных лидеров и ее обусловленности личностными факторами у молодежи разных поколенческих групп. Эмпирическая выборка состояла из представителей старшего поколения (молодежь первой половины 1990-х годов в возрасте 16-29 лет, N = 208) и современного поколения (современная молодежь в возрасте 16-26 лет, N = 217), преимущественно женского пола (63,7 %). Применялась авторская анкета для изучения выраженности форм социальной активности и ее проявлений на уровнях поведения и личностных свойств молодежных лидеров. Изучение представлений о личностных качествах лидеров молодежи проводилось с помощью контент-анализа по результатам ассоциативного эксперимента. Установлено, что молодежные лидеры старшего поколения в большей мере направлены на проявление альтруистической, культурно-массовой, гражданской, спортивно-оздоровительной и политической форм социальной активности. Показано, что личностные эффекты социальной активности больше выражены у современных лидеров молодежи. Выявлены универсальные качества личности лидера (честность, целеустремленность, харизматичность, уверенность, ответственность, доброта, ум и образованность, направленность на самообразование и самомотивацию), которые оказались одинаково значимыми в представлениях молодежи обеих поколенческих групп. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ молодежной политики и подготовки будущих лидеров для разных сфер общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY OF YOUTH LEADERS IN THE IDEAS OF YOUTH OF DIFFERENT GENERATIONS

The aim of the research presented in this article is to identify differences in ideas of how young people belonging to different generations perceive the youth leaders’ social activity. Presumably there are differences in the ideas about the structure of social activity of youth leaders and its conditionality by personal factors among young people of different generational groups. The empirical sample consisted of representatives of the older generation (youth of the early 1990s aged 16 to 29 years, N = 208) and the modern generation (modern youth aged 16 to 26 years, N = 217) mostly female (63,7%). The questionnaire compiled by the authors was used to study the forms of social activity and its manifestations at the levels of behavior and personal characteristics of youth leaders. The study of ideas about the personal qualities of youth leaders was carried out by content analysis based on the results of an associative experiment. It is shown that the youth leaders of the older generation were more than the leaders of today's youth focused on the manifestation of altruistic, cultural, civil, sports, health and political forms of social activity. The study has showed that the personal effects of social activity are more pronounced in the youth leaders of the modern generation. The universal qualities of the leader's personality are revealed (honesty, purposefulness, charisma, confidence, responsibility, kindness, intelligence and education, focus on self-education and self-motivation). They turned out to be equally significant in the views of young people of both generational groups. An applied aspect of the problem investigated can be realized in the development of programs of youth policy and training of future leaders for various spheres of society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ»

Психология

УДК 316.62-053.6(045)

И.В. Арендачук, М.А. Кленова, Н.В. Усова

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ1

Цель исследования - изучение представлений молодежи разных поколений о социальной активности молодежных лидеров. Гипотеза: предполагаются различия в представлениях о структуре социальной активности молодежных лидеров и ее обусловленности личностными факторами у молодежи разных поколенческих групп. Эмпирическая выборка состояла из представителей старшего поколения (молодежь первой половины 1990-х годов в возрасте 1629 лет, N = 208) и современного поколения (современная молодежь в возрасте 16-26 лет, N = 217), преимущественно женского пола (63,7 %). Применялась авторская анкета для изучения выраженности форм социальной активности и ее проявлений на уровнях поведения и личностных свойств молодежных лидеров. Изучение представлений о личностных качествах лидеров молодежи проводилось с помощью контент-анализа по результатам ассоциативного эксперимента. Установлено, что молодежные лидеры старшего поколения в большей мере направлены на проявление альтруистической, культурно-массовой, гражданской, спортивно-оздоровительной и политической форм социальной активности. Показано, что личностные эффекты социальной активности больше выражены у современных лидеров молодежи. Выявлены универсальные качества личности лидера (честность, целеустремленность, харизматичность, уверенность, ответственность, доброта, ум и образованность, направленность на самообразование и самомотивацию), которые оказались одинаково значимыми в представлениях молодежи обеих поколенческих групп. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ молодежной политики и подготовки будущих лидеров для разных сфер общественной жизни.

Ключевые слова: социальная активность; представления; молодежь; поколения молодежи; молодежный лидер; личностные качества лидера.

DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-4-367-376 Введение

Проблема лидерства в молодежной среде все больше привлекает внимание современных исследователей. Такой интерес не случаен, поскольку молодежь определяется как наиболее прогрессивная социальная группа, с которой связывают процессы формирования и развития кадрового потенциала для многих сфер общественной жизни. И в тоже время именно молодежь отличается наиболее выраженными проявлениями социальной активности, обусловленной поиском личностью своего места и роли в жизни общества и самореализацией в нем путем активного преобразования не только себя, как субъекта социального бытия, но и окружающей действительности. В свою очередь, общество создает условия для накопления молодыми людьми знаний и навыков, развития способностей и мотивации, которые в дальнейшем помогут им быть конкурентоспособными в системе общественных отношений и жизнедеятельности.

Ожидания общества от молодежи транслируются, прежде всего, на молодых людей, способных к проявлению социальной активности - инициативно-творческого взаимодействия в системе «человек - общество», определяющего вклад личности в развитие себя (как субъекта социального бытия), социальной жизнедеятельности других людей и социальных групп, социальной реальности общества в целом [12]. Социальная активность личности, как характеристика ее способности к социальной созидательной деятельности в разных сферах, определяется стремлением субъекта творчески проектировать и реализовывать сценарии своих профессиональных и жизненных планов, выйти за пределы шаблонности в поведении и деятельности [5].

Наиболее активной частью молодежи являются лидеры. Исследованию феномена лидерства и факторов его эффективности посвящены работы в области социальной и организационной психоло-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 18-18-00298.

гии, социологии и менеджмента. В большинстве исследований лидерство понимается как процесс социального влияния одного человека на других путем оказания помощи и поддержки при выполнении групповых задач [15]; как воздействие на людей с целью побудить их к достижению общей цели; как деятельность лидера, направляющая и организующая коллективное поведение за счет своего влияния, авторитета и признания другими правомерности его руководства. Лидер же - это человек, обладающий специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей [9; 14]. К качествам лидера как факторам, влияющим на уровень и направленность социальной активности возглавляемой им молодежи, относят инициативность, а также ценностные ориентации и направленность личности как характеристики, определяющие вектор его инициативы [3]. Личностные свойства молодежного лидера важны, потому что они влияют на восприятие тех, кого нужно вести за собой, побуждают проявлять их собственную социальную активность. Эффективный лидер характеризуется заинтересованностью участниками команды, направленностью на соответствие действий ее целям, на противодействие конфликтам; умением слушать, слышать, давать обратную связь по работе команды; способностью к совместному принятию решений, к свободному выражению идей [4]. К источникам лидерского феномена относят как природные свойства личности, определяющие ее активность, так и сформировавшиеся под влиянием социального окружения, позволяющие лидеру не только оказывать влияние на группу и ее членов, но и поддерживать субъект-субъектный характер взаимоотношений между ними, конструировать социальные роли и функции [1]. Новые концепции лидерства делают акцент на личностной зрелости и субъектной активности лидера, позволяющей ему реально изменять ситуации в соответствии с поставленными целями в силу развитых у него организаторских навыков, способности принимать решения и вести за собой большинство, брать ответственность за жизни других [13; 17].

Проявления социальной активности молодежи определяются не только ее собственными устремлениями и тенденциями групп, в которые она вовлечена, и их лидерами, но условиями социализации, различающимися на разных этапах развития общества и формирующими систему социальных представлений личности. Именно поэтому современные исследования все чаще обращаются к обсуждению проблемы, связанной с особенностями социализации молодежи во временной динамике развития социума, определяющими ее совместные переживания и отношения к событиям, сравнивая ментальные различия в характеристиках молодежи разных поколений. О наличии ментальности свидетельствуют единые в каждом поколении значения, смыслы, ценности, потребности, составляющие основу его мировоззрения и образа жизни, определяющие степень участия в общественных практиках [7]. В частности, различия в социальной активности молодежи разных поколений проявляются в ее направленности: на достижение успеха у современного поколения и на материальное благополучие у молодежи предшествующего поколения [11].

Анализ публикаций показывает широкую представленность исследований лидерства у отдельных представителей молодежи, ее социальной активности и социально-психологических характеристик этой активности. Однако до настоящего времени практически отсутствуют очень важные в теоретическом и научно-практическом плане комплексные исследования, направленные на определение тенденций в динамике изменений социальной активности молодежных лидеров в зависимости от условий социализации, определяющих межпоколенные различия; на изучение личностных характеристик молодежных лидеров, детерминирующих их социальную активность в разных видах деятельности.

Целью исследования стало изучение представлений молодежи разных поколений о формах реализации социальной активности у молодежных лидеров и в проявлении ее личностных эффектов. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что представления о структуре социальной активности молодежных лидеров и ее обусловленности их личностными характеристиками отличаются у молодежи разных поколенческих групп.

Программа исследования

Участники. Исследование выполнено на выборке 425 человек преимущественно женского пола (63,7 %), составивших две группы: 1) старшее поколение - взрослые люди в возрасте 42-60 лет (208 человек), которых можно отнести к представителям молодежи первой половины 1990-х годов в возрасте 16-29 лет; 2) современное поколение - представители современной молодежи в возрасте 16-26 лет (217 человек).

Методики. Социальная активность молодежных лидеров и ее личностные эффекты на уровне поведения и личностных качеств изучалась с помощью авторской анкеты, построенной по принципу интервальных шкал с размерностью в 5 пунктов в соответствии со шкалой Лайкерта. Содержательно шкалы анкеты составлялись на основе конструктов анкеты по изучению выраженности форм социальной активности молодежи, разработанной коллективом авторов (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова и др.) [12], теста «Я-лидер» (Е.С. Федорова, О.В. Еремина, в модификации Т.А. Мироновой) [6] и результатов социологического исследования личностных качеств молодежных лидеров, проведенного И.М. Филипповым [10]. Анкета содержала три раздела:

1) измеряющий выраженность форм социальной активности молодежных лидеров в альтруистической, досуговой, спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, политической, образовательно-просветительской, гражданской, экологической, протестной, субкультурной видах деятельности (10 шкал с уровнем надежности aCronbach = 0,85);

2) характеризующий поведенческую активность молодежных лидеров, сгруппированную по параметрам: самоуправление, осознанная целенаправленность, умение решать проблемы, нестандартность в решении задач, влияние на окружающих, ориентация на сотрудничество, опора на свои организаторские способности, направленность на успех, поддержание лидерского имиджа (27 шкал с уровнем надежности aCronbach = 0,95);

3) позволяющий оценить личностные качества молодежных лидеров: профессионализм и компетентность, стремление к самообразованию; уравновешенность, самообладание; трудолюбие, работоспособность; сострадательность, милосердие и терпение; способность понять и принять чужую точку зрения; способность видеть и переоценивать свои недостатки; способность делиться властью и полномочиями; умение противостоять давлению, отстаивать свою позицию в интересах коллектива; способность к нововведениям; предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели (10 шкал с уровнем надежности aCronbach = 0,91).

Современной молодежи предлагалось оценить по предложенным параметрам одного-двух лидеров - молодых людей из своего окружения с активной жизненной позицией, объединяющих вокруг себя сверстников для решения групповых задач или выполнения совместных дел. Представителям молодежи начала 1990-х годов предлагалось обратиться к опыту своей юности и на основе воспоминаний по этим же параметрам оценить одного-двух молодежных лидеров.

Для нахождения различий или сходства в представлениях молодежи разных поколений о качествах личности молодежных лидеров использовался ассоциативный эксперимент, проведенный по методу простых свободных ассоциаций с последующим контент-анализом по частоте их встречаемости [19]. Респондентам предлагалось написать ассоциации, связанные с понятием (стимулом) «личностные качества молодежного лидера», которые позволили получить различные дефиниции и оценочные признаки личности лидера. По утверждению Т.В. Поповой, в коллективном исследовании такие дефиниции можно рассматривать как ассоциативную норму [8]. За единицу анализа принималось упоминание конкретных личностных качеств молодежных лидеров; единицей счета выступало количество их повторений в ответах респондентов. Подсчет результатов осуществлялся в обеих группах по принципу встречаемости единиц анализа в ответах каждого испытуемого, которые в дальнейшем были содержательно сгруппированы в обобщенные смысловые группы.

Статистические методы. Использовались следующие методы:

1) описательная статистика - рассчитывались средине значения (M) и стандартные отклонения (SD);

2) проверка выборки на соответствие нормальности распределения - рассчитывался статистический критерий Колмогорова-Смирнова по параметру «Общий уровень социальной активности» (значение Z = 0,820; р < 0,01 свидетельствует об отсутствии значимых различий между эмпирическим и нормальным теоретическим распределениями);

3) сравнительный анализ по t- критерию Стьюдента для сравнения двух независимых выборок;

4) множественный регрессионный анализ методом пошагового включения независимых переменных;

5) сравнительный анализ по критерию углового преобразования Фишера ф* (при проведении процедуры контент-анализа).

Дизайн исследования. Эмпирические данные собирались дистанционно через онлайн-сервис Google Forms и фиксировались в сводных таблицах программы Microsoft Excel. Статистические про-

цедуры выполнялись с помощью программного пакета IBM SPSS Statistics 21.0. Исследование проводилось добровольно и анонимно; участники были осведомлены о его цели и характере использования полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ показал, что молодые люди старшего поколения с выраженными лидерскими качествами проявляли более высокую социальную активность, чем современные лидеры молодежных групп. Особенно значимые различия выявлены в проявлении активности в альтруистической, культурно-массовой, гражданской; спортивно-оздоровительной и политической видах деятельности. В обеих поколенческих группах молодежные лидеры отличались невысоким уровнем экологической, протестной и субкультурной активности, но характеризовались своими сверстниками как высоко активные в организации групповых форм досуговой и образовательно-просветительской деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Социальная активность молодежных лидеров в представлениях молодежи разных поколений

Формы социальной активности Уровень активности (M ± SD), по поколениям молодежи ¿-критерий Стьюдента ^-уровень значимости

старшее современное

Альтруистическая 3,44 ± 1,20 3,12 ± 1,22 2,745 0,006

Досуговая 3,49 ± 1,15 3,52 ± 1,17 -0,229 0,819

Образовательно-просветительская 3,46 ± 1,24 3,35 ± 1,29 0,886 0,376

Культурно-массовая 3,61 ± 1,22 3,27 ± 1,31 2,755 0,006

Гражданская 3,41 ± 1,27 2,92 ± 1,39 3,764 0,001

Спортивно-оздоровительная 3,29 ± 1,26 2,91 ± 1,30 3,060 0,002

Политическая 2,84 ± 1,39 2,54 ± 1,40 2,200 0,028

Экологическая 2,70 ± 1,25 2,48 ± 1,26 1,751 0,081

Субкультурная 2,68 ± 1,44 2,90 ± 1,39 -1,573 0,117

Протестная 2,14 ± 1,28 2,12 ± 1,30 0,158 0,874

Общий уровень социальной активности 3,11 ± 0,81 2,91 ± 0,87 2,363 0,019

Полученные данные косвенно согласуются с более ранними исследованиями социальной активности молодежных лидеров. Основываясь на данных о том, что социальная активность современной молодежи наиболее выражена в досуговой и образовательно-развивающей формах [3], можно предположить их обусловленность влиянием лидеров, также наиболее активных в этих сферах жизнедеятельности. Активность современных молодежных лидеров в учебно-образовательной, общественно-политической и альтруистической деятельности также подтверждена исследованиями, в которых отмечается, что они осваивают востребованные лидерские умения во время учебы в вузе и освоения программ дополнительного образования, при прохождении практики в молодежных политических партиях, в безвозмездной включенности в решение проблем ближайшего социального окружения [10].

При проведении регрессионного анализа, направленного на выявление личностных эффектов социальной активности молодежных лидеров разных поколений в представлениях сверстников, зависимыми переменными (откликами) выступили формы их социальной активности, а в качестве независимых переменных (предикторов), определяющих их эффект (детерминацию), рассматривались личностные свойства и характеристики лидерского поведения.

В отношении лидеров молодежи старшего поколения были выявлены только три регрессионные модели относительно альтруистической, спортивно-оздоровительной и экологической форм социальной активности, эффективность проявления которых оказалась обусловленной личностными характеристиками. Особенно выделилось качество личности «предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели» как предиктор, детерминирующий эти формы активности молодежных лидеров. Также фактором, повышающим альтруистическую активность, выступило личностное качество «сострадательность, милосердие, терпение», а снижающим - «способность к нововведениям»; в отношении экологической активности эффективной оказалась направленность лидеров на поддержание своего имиджа перед окружающими (табл. 2).

Таблица 2

Личностные характеристики форм социальной активности молодежных лидеров по представлениям молодежи старшего поколения (результаты регрессионного анализа)

Формы социальной активности Личностные характеристики Компоненты регрессионной модели

в Ь *

Альтруистическая сострадательность, милосердие, терпение 0,293 0,350 3,050

способность к нововведениям -0,293 -0,365 -2,821**

предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели 0,283 0,359 ** 2,802

R = 0,724; 0,525; F = 3,75***

Спортивно-оздоровительная предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели 0,221 0,295 2,041*

R = 0,614; 0,377; F = 1,97*

Экологическая предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели 0,233 0,307 * 2,142

поддержание лидерского имиджа 0,275 0,380 2,373*

R = 0,599; К2 = 0,359; F = 1,87*

Примечание. в - стандартизованный коэффициент регрессии; Ь - оценка параметров модели; t - критерий Стьюдента (вклад предиктора в оценку отклика); R - коэффициент регрессии; R2 - коэффициент детерминации; F - критерий Фишера; уровни значимости: р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.

Таблица 3

Личностные характеристики форм социальной активности у молодежных лидеров по представлениям молодежи современного поколения (результаты регрессионного анализа)

Формы социальной активности Личностные характеристики Компоненты регрессионной модели

в Ь *

Образовательно-просветительская самоуправление 0,262 0,342 2,522**

К = 0,674; 0,454 F = 3,00***

Досуговая умение решать проблемы 0,271 0,340 2,273*

способность делиться властью и полномочиями -0,203 -0,206 * -3,375

предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели 0,234 0,282 * 2,077

К = 0,618; К2= 0,375; F = 3,79***

Политическая нестандартность в решении задач 0,229 0,343 2,094*

поддержание лидерского имиджа 0,236 0,348 2,297*

К = 0,612; 0,375; F = 2,12**

Протестная нестандартность в решении задач 0,344 0,481 3,122*

поддержание лидерского имиджа 0,264 0,365 2,555**

К = 0,595; 0,354; F = 1,92*

Экологическая поддержание лидерского имиджа 0,238 0,318 2,359*

К = 0,640; 0,410; F = 2,49***

Субкультурная поддержание лидерского имиджа 0,225 0,332 2,129*

К = 0,554; 0,307; F = 1,89*

Альтруистическая профессионализм и компетентность, стремление к самообразованию -0,326 -0,433 ** -2,829

К = 0,610; 0,372; F = 3,65***

Примечание. в - стандартизованный коэффициент регрессии; Ь - оценка параметров модели; t - критерий Стьюдента (вклад предиктора в оценку отклика); R - коэффициент регрессии; R2 - коэффициент детерминации; F - критерий Фишера; уровни значимости: р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.

В отношении современных молодежных лидеров было выявлено семь регрессионных моделей, отражающих обусловленность социальной активности личностными характеристиками лидеров (табл. 3). Эффективность образовательно-просветительской активности оказалась детерминированной способностью лидера к продуктивному самоуправлению (деятельностью и эмоциональными состояниями); досуговой - выраженностью личностных качеств «умение решать проблемы» и «предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели» и пониженной способностью делиться властью и полномочиями. Направленность лидера на нестандартность в решении задач и поддержание лидерского имиджа обусловливает политическую и протестную формы активности; на поддержание лидерского имиджа - экологическую и субкультурную активность. Выраженность альтруистической активности имеет тенденцию к снижению при направленности личности лидера на профессионализм и компетентность, стремление к самообразованию.

Таблица 4

Личностные качества молодежных лидеров в представлениях молодежи разных поколений

(результаты контент-анализа)

Обобщенные смысловые группы Частота встречаемости качества по поколениям молодежи, % угловое преобразование Фишера ф*

старшее современное

Честность 10,61 6,51 1,675*

Целеустремленность 5,56 9,18 1,712**

Приоритеты 8,08 3,26 2,323**

Справедливость 7,07 1,95 2,794**

Доброта 4,55 6,84 1,140

Харизматичность 7,07 6,51 0,208

Командная работа 0,00 6,19 3,956**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самообразование, самомотивация 5,56 6,51 0,460

Уверенность 5,56 5,21 0,197

Креативность 5,56 2,93 1,424

Ум, образованность 4,55 5,21 0,351

Ответственность 4,55 4,98 0,197

Рискованность, решительность 1,52 4,56 2,038**

Коммуникабельность 4,04 4,23 0164

Уважение 4,04 3,91 0,055

Терпение 1,01 3,26 1,808*

Эмпатия 3,03 2,93 0,001

Чувство юмора 0,51 2,28 1,708*

Стрессоустойчивость 4,04 2,28 1,085

Оптимизм 2,53 1,95 0,373

Трудолюбие 3,03 1,30 1,304

Мудрость 2,53 0,98 1,293

Компромисс 2,02 1,63 0,329

Активность 1,01 1,95 0,920

Пунктуальность 1,01 2,30 1,140

Опыт 1,01 1,30 0,285

Примечание: уровни значимости: *р < 0,05; **р < 0,01

Резюмируя, можно заключить, что у молодежных лидеров старшего поколения предприимчивость и умение рискнуть во имя полезной цели повышают их активность в альтруистической (базирующейся сострадательности и милосердии и в силу слабой выраженности способности к нововведениям), экологической (в большей степени для поддержания лидерского имиджа) и спортивно-оздоровительной видах деятельности. В современных условиях социальной активности лидерам молодежи свойственна большая детерминация их личностными характеристиками. Выраженная направленность лидеров к самообразованию, к повышению своего профессионализма и компетентно-

сти снижает их альтруистическую деятельность; умение распределять свои силы, управлять своими эмоциями повышает эффективность их активности в образовательно-просветительской деятельности. Лидеры, проявляющие активность организации группового досуга и отдыха, отличаются предприимчивостью, умением решать проблемы путем эффективного планирования времени, считаться с опытом и мнением других, адекватно оценивать свой вклад в совместную деятельность; однако при выраженной способности к делегированию своей власти и полномочий их досуговая активность может снижаться. Ориентированные на поддержание своего имиджа лидеры особенно активны в деятельности общественно-политических молодежных движений и объединений, при организации протестной деятельности своих сверстников (одновременно проявляя способность к нестандартному решению задач), при решении экологических проблем и выражении субкультурных интересов молодежи. Отметим, что некоторые исследователи также отмечают значимость имиджа для современных лидеров, поскольку они воспринимаются как более харизматичные, компетентные, с высоким статусом и одобряются своими потенциальными последователями [18].

В процессе контент-анализа были выделены обобщенные смысловые группы, ассоциированные в представлениях молодежи старшего и современного поколений с понятием «личностные качества молодежного лидера». Их сравнительный анализ показал, что у представителей молодежи старшего поколения достоверно в большей степени, чем у современной молодежи, выделились такие качества лидера, как честность, способность правильно расставлять приоритеты и справедливость. Для представителей современного молодого поколения в большей степени оказались значимыми целеустремленность, направленность на командную работу, рискованность и решительность, терпение и чувство юмора (табл. 4).

Контент-анализ позволил также выявить доминирующие представления о личностных качествах лидера. Так, в представлениях молодежи старшего поколения их лидером выступала честная, справедливая и харизматичная личность, умеющая ставить приоритеты в достижении коллективных целей, отличающаяся уверенностью, креативностью, целеустремленностью, направленностью на самообразование и самомотивацию, также важными были ум, образованность, ответственность и доброта. В представлениях современного поколения молодежи наиболее важными качествами лидера являются целеустремленность, доброта, харизматичность, честность, направленность на самообразование и самомотивацию, способность к командной работе, также ценятся уверенность, ум и образованность, ответственность, рискованность и решительность. Следует отметить, что приписываемая лидеру харизматичность, продиктованная наличием у него честности и смирения, отмеченная представителями обеих поколенческих групп, согласно исследованиям, более важна на этапе становления и выдвижения лидера, в дальнейшем значимость харизмы для действующего лидера значительно снижается [20], а выраженность такого качества, как коммуникабельность важна при организации командной работы, а также позволяет лидеру поддерживать связь со своими сторонниками [16].

Выводы

1. В представлениях молодежи, независимо от принадлежности к поколенческой группе, молодежные лидеры являются мало активными при организации мероприятий экологической, протестной и субкультурной направленности. Также выявлена тенденция к снижению социальной активности современными молодежными лидерами в сравнении с их сверстниками старшего поколения, особенно выраженная в отношении альтруистической, культурно-массовой, гражданской, спортивно-оздоровительной и политической форм ее проявления.

2. У молодежных лидеров старшего поколения (в первой половине 1990-х годов) личностной характеристикой, обусловливающей эффекты социальной активности, является предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели, которую можно считать универсальной для альтруистической, спортивно-оздоровительной и экологической форм активности. У современных лидеров формы социальной активности в большей степени обусловлены личностными качествами, однако в отношении политической, протестной, экологической и субкультурной форм активности также можно отметить общую детерминанту - направленность личности на поддержание лидерского имиджа, а для политической и протестной активности - еще и нестандартность в решении проблем. Выраженность альтруистической активности у молодежных лидеров старшего поколения повышается при развитости у них сострадательности, милосердия, терпения; у современных же лидеров молодежи она сни-

жается в силу их направленности на собственное развитие - самообразование, повышение профессионализма и компетентности.

3. В представлениях старшего поколения у молодежных лидеров первой половины 1990-х годов более выражены честность, справедливость, способность правильно расставлять приоритеты, выделять первостепенные задачи, а у современных лидеров - целеустремленность, решительность, направленность на командную работу, терпение, чувство юмора.

4. К универсальным качествам личности молодежного лидера можно отнести честность, целеустремленность, харизматичность, уверенность, ответственность, доброта, ум, образованность, направленность на самообразование и самомотивацию, поскольку они не трансформируются, оставаясь одинаково значимыми в представлениях молодежи обеих поколенческих групп. Вместе с тем выявлены и различия: справедливость, креативность, способность к определению приоритетов как личностные качества лидера отмечаются представителями молодежи старшего поколения. В представлениях же современной молодежи о лидерах эти качества теряют свою значимость и появляются новые, важные для современной жизни - направленность на командную работу, рискованность и решительность.

Следует отметить некоторые ограничения в представленном исследовании, которые влияют на целостность полученных результатов. Так, дистанционный метод сбора эмпирических данных ограничивает выборку только теми респондентами, которые имеют доступ к онлайн-сервисам, и увеличивает вероятность социальной желательности ответов. Ретроспективный характер сбора данных в группе представителей старшего поколения и обращение к автобиографической памяти, которая открыта предвзятости воспоминаний, и влияние последующего социального опыта также вносят вклад в их оценки личностных качеств и проявлений активности молодежными лидерами.

Научная новизна представленного исследования обусловлена тем, что при рассмотрении лидерства в контексте социальной активности молодежных лидеров разных поколений выявлены доминирующие формы ее проявлении, изучена их детерминация личностными характеристиками, выявлены сходство и различия в представлениях молодежи разных поколений о личностных качествах лидеров. В тоже время следует отметить, что в дальнейшем представляются актуальными исследования, направленные на изучение роли социально-культурных условий и обусловленных ими различий в проявлении социальной активности и лидерских качеств молодежью разных поколений, а также межпоколенческих различий в характеристиках личностной зрелости и ценностно-смысловых ориен-таций у молодежных лидеров. Результаты исследования могут стать основой для корректировки и разработки программ сопровождения молодых людей с выраженным лидерским потенциалом при подготовке их к активному участию в работе различных общественных объединений, при формировании кадрового резерва для разных сфер жизнедеятельности современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананченко М.Ю. Сущность и источники лидерства // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2005. - № 1. - С. 17-54.

2. Арендачук Ценностно-смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 346-358. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358.

3. Балабанова Е.С. Социально-психологический подход к исследованию социальной активности молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 210-223.

4. Колосков И.А. Современные подходы к теории лидерства // Вестник РМАТ. 2015. № 3. С. 51-57.

5. Лесина Л.А. Социальный потенциал молодежи как важнейший ресурс социально-экономического развития региона // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы. Ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 274-279.

6. Парафиянович Т.А., Астрейко Л.Г. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение личност-но-профессионального становления обучающихся. Минск: МГВРК, 2013. 149 с.

7. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.

8. Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии. - М.: Флинта, 2016. - 73 с.

9. Робинова Ю.А. Психология лидерства // Colloquium-journal. 2019. № 21(45). С. 69-72. DOI: 10.24411/25206990-2019-10696.

10. Филиппов И.М. Формирование качеств молодежного политического лидера в социально -коммуникативном пространстве // Коммуникология. 2018. Т. 6, № 3. С. 130-139. DOI: 10.21453/2311-3065-2018-6-3-130-139.

11. Хомякова Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319, № 6. С. 153-156.

12. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е., Усова Н.В., Кленова М.А., Шаров А.А., Заграничный А. И. Психология социальной активности молодежи / Под ред. Р. М. Шамионова. М.: «Перо», 2020. 200 с.

13. Шебалов А.Д., Любезнова С.В. Основные концепции лидерства // Проблемы науки. 2017. № 2(84). С. 105-107.

14. Шмаков Б.В. Лидерство в малых группах // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. № 4. С. 110-117.

15. Chemers M.M. An Integrative Theory of Leadership. - New York: Psychology Press, 2017. - 216 p.

16. John O.P., Naumann L.P.,Soto C.J. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy: History, measurement, and conceptual issues // Handbook of personality: Theory and research. In O. P. John, R. W. Robins, L.A. Pervin (Eds.). New York, NY: Guilford, 2008. P. 114-158.

17. Karabuschenko N.B., Petrovskaya M.V. Psychological Characteristics of Leadership as a Component of the Elitism of Personality // Advances in Economics, Business and Management Research. 1st International Conference on Emerging Trends and Challenges in the Management Theory and Practice (ETCMTP 2019). 2019. Vol. 119. P. 121-124. DOI: 10.2991/aebmr.k.200201.026.

18. Maran Т., Liegl S., Moder S., Kraus S., Furtner M. Clothes make the leader! How leaders can use attire to impact followers' perceptions of charisma and approval // Journal of Business Research. 2021. Vol. 124. P. 86-99. DOI: 10.1016/J.JBUSRES.2020.11.026.

19. Moliner P., Rateau P., Cohen-Scali V. Les representations sociales: pratique des études de terrain. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2002. 230 p.

20. Williams E.A., Pillai R., McCombs K.M., Lowe K.B. The roles of character and charisma in evaluating leadership: Effects of dark triad and honesty-humility traits, attributed charisma, and COVID-19 crisis anxiety in rejecting a presidential leadership candidate // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 181. Article 111035. DOI: 10.1016/J.PAID.2021.111035.

Поступила в редакцию 28.07.2022

Арендачук Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: arend-irina@yandex.ru

Кленова Милена Александровна, кандидат психологических наук E-mail: milena_d@bk.ru

Усова Наталия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: usova_natalia@mail.ru

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

I. V. Arendachuk, M.A. Klenova, N. V. Usova

SOCIAL ACTIVITY OF YOUTH LEADERS IN THE IDEAS OF YOUTH OF DIFFERENT GENERATIONS

DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-4-367-376

The aim of the research presented in this article is to identify differences in ideas of how young people belonging to different generations perceive the youth leaders' social activity. Presumably there are differences in the ideas about the structure of social activity of youth leaders and its conditionality by personal factors among young people of different generational groups. The empirical sample consisted of representatives of the older generation (youth of the early 1990s aged 16 to 29 years, N = 208) and the modern generation (modern youth aged 16 to 26 years, N = 217) mostly female (63,7%). The questionnaire compiled by the authors was used to study the forms of social activity and its manifestations at the levels of behavior and personal characteristics of youth leaders. The study of ideas about the personal qualities of youth leaders was carried out by content analysis based on the results of an associative experiment. It is shown that the youth leaders of the older generation were more than the leaders of today's youth focused on the manifestation of altruistic, cultural, civil, sports, health and political forms of social activity. The study has showed that the personal effects of social activity are more pronounced in the youth leaders of the modern generation. The universal qualities of the leader's personality are revealed (honesty, purposefulness, charisma, confidence, responsibility, kindness, intelligence and education, focus on self-education and self-motivation). They turned out to be equally significant in the views of

376_И.В. Арендачук, М.А. Кленова, Н.В. Усова_

2022. Т. 32, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

young people of both generational groups. An applied aspect of the problem investigated can be realized in the development of programs of youth policy and training of future leaders for various spheres of society.

Keywords: social activity, youth, generations of youth, youth leader, personal qualities of a youth leader.

Received 28.07.2022

Arendachuk I.V., Candidate of Psychology, Associate Professor Е-mail: arend-irina@yandex.ru Klenova M.A., Candidate of Psychology Е-mail: milena_d@bk.ru

Usova N.V., Candidate of Psychology, Associate Professor Е-mail: usova_natalia@mail.ru

Saratov State University

83, Astrakhanskaya st., Saratov, Russia, 410012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.