Научная статья на тему 'Социальная адекватность как составляющая социокультурной адаптации'

Социальная адекватность как составляющая социокультурной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
619
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ СООБЩЕСТВО / ADAPTATION / SOCIAL ADEQUACY / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Дарья Андреевна

На основе данных социологического опроса в международной бизнес-школе «Солбридж» рассматривается структура социальной адекватности, основные ее составляющие и доминирующие конвенциональные нормы. Выявлены элементы социальной адекватности, способствующие социокультурной адаптации в изучаемой поликультурной образовательной среде: студенческая активность, толерантность к иной культуре и религии, предприимчивость, высокая социальная адаптированность, интерес к другим культурам, вежливость, чувство коллективизма, равные гендерные взаимоотношения, свободное поведение в соответствии с собственными нормами и правилами, дружеские отношения внутри коллектива университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соколова Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adequacy as a component of socio-cultural adjustment

The article examines the structure of social adequacy, its main components and dominating conventional norms which are necessary for successful adjustment in the modern multicultural educational environment. It is revealed that the significant elements of social adequacy which assist socio-cultural adjustment in a multicultural educational environment include student's activity, tolerance to other cultures and religions, initiative, high social adjustment, interest to other cultures, politeness, collectivism, equal gender relationship, free behavior according to own norms and rules, friendly relations with the school staff.

Текст научной работы на тему «Социальная адекватность как составляющая социокультурной адаптации»

УДК 316.7

Д. А. Соколова

социальная адекватность как составляющая социокультурной адаптации

На основе данных социологического опроса в международной бизнес-школе «Солбридж» рассматривается структура социальной адекватности, основные ее составляющие и доминирующие конвенциональные нормы. Выявлены элементы социальной адекватности, способствующие социокультурной адаптации в изучаемой поликультурной образовательной среде: студенческая активность, толерантность к иной культуре и религии, предприимчивость, высокая социальная адаптированность, интерес к другим культурам, вежливость, чувство коллективизма, равные гендерные взаимоотношения, свободное поведение в соответствии с собственными нормами и правилами, дружеские отношения внутри коллектива университета.

Ключевые слова: адаптация, социальная адекватность, социокультурная компетентность, поли-культурное сообщество.

Social adequacy as a component of socio-cultural adjustment. DARIA A. SOKOLOVA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article examines the structure of social adequacy, its main components and dominating conventional norms which are necessary for successful adjustment in the modern multicultural educational environment. It is revealed that the significant elements of social adequacy which assist socio-cultural adjustment in a multicultural educational environment include student’s activity, tolerance to other cultures and religions, initiative, high social adjustment, interest to other cultures, politeness, collectivism, equal gender relationship, free behavior according to own norms and rules, friendly relations with the school staff. Key words: adaptation, social adequacy, sociocultural competence, multicultural community.

Социокультурная адаптация учащегося в поли-культурной образовательной среде невозможна без его адекватности доминирующим в данном сообществе ценностно-смысловым и нормативно-регулятивным установкам. Социальная адекватность по своей структуре аналогична культурной компетентности, но содержательно акцентирует не «познавательно-ценностную сторону (как в культурной компетентности)», а «практико-коммуникацион-ный аспект социальной активности» [1, с. 239]. По утверждению А.Я. Флиера, «социальная адекватность индивида отражает уровень соответствия его жизненных интересов и потребностей действующему социальному порядку, а также актуальным интересам и потребностям общества проживания» [1, с. 240].

С целью определения доминирующих конвенциональных норм и основных составляющих социальной адекватности, необходимой для успешной адаптации в современной поликультурной образовательной среде, в ноябре-декабре 2011 г. автором изучались процессы социокультурной адаптации иностранных студентов на примере международ-

ной бизнес-школы «Солбридж» («SoЮridge») университета Woosong, занимающего активную позицию в сфере развития международных образовательных программ и привлечения иностранных студентов. На сегодняшний день в Бизнес-школе работают 29 приглашенных профессоров, организацию учебного процесса обеспечивают 32 человека из административного аппарата и обучается порядка 1043 иностранных студента из 20 стран мира.

Методом анонимного анкетирования было опрошено 37 преподавателей и служащих, 302 студента, что соответствует количественным параметрам репрезентативности выборки [2-4]. Сбор социологических данных осуществлялся в режиме стандартизированного индивидуального интервьюирования студентов, прибывших в Республику Корея из России, Китая, Вьетнама, Таиланда, Японии, Индонезии, Бангладеш, Узбекистана и Казахстана.

Выборочную совокупность можно охарактеризовать следующими параметрами:

1) большинство респондентов (92,3%) поступили в бизнес-школу «SoШridge» по собственной

СОКОЛОВА Дарья Андреевна, ассистент кафедры профессионально-ориентированного перевода, аспирант (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: selivanova_d@mail.ru

© Соколова Д.А., 2012

2012 • № з • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке

111

ФИЛОСОФИЯ. социология

инициативе и обучаются на договорной основе, остальная часть приехала в Республику Корея в рамках реализации программ академического обмена между вузами либо по грантам корейских университетов;

2) основная часть иностранных студентов проживает в общежитии, и только 5,7% респондентов предпочитает жить в арендованных квартирах;

3) все респонденты владеют английским языком; почти половина из них (52,3%) не владеет корейским языком, 23,3% могут общаться на нем на бытовые темы, 24,4% читают и пишут с помощью словаря;

4) более четверти респондентов (27,3%) до приезда на учебу в Республику Корея посещали центры корейской культуры, где изучали язык, национальные обычаи и традиции;

5) среди опрошенных 55,8% юношей и 44,2% девушек.

6) изучались процессы социокультурной адаптации достаточно образованных студентов, возраст большинства (89,3%) от 18 до 30 лет.

С целью установления доминирующих в данном сообществе конвенциональных норм взаимодействия между субъектами в анкету были включены вопросы о предпочтительных типах поведения в данной поликультурной образовательной среде. Большая часть респондентов отмечает равные гендерные отношения как наиболее типичные для их учебного заведения. В отличие от студенческой среды, которая в большинстве своем (95,8%) признает только равные отношения между мужчиной и женщиной, четверть респондентов преподавателей и служащих Школы считают более предпочтительным галантное отношение к женщине, независимо от ее возраста и социального статуса, а 12,5% из них считают статус мужчины выше статуса женщины.

Также преподавателям, служащим и студентам было предложено оценить по 9-балльной шкале значимость этических норм взаимоотношений в образовательной среде «Солбриджа». Наиболее типичными для этой среды оказались следующие: дружеские отношения между студентами, преподавателями и сотрудниками администрации (8,4 балла), уважительное отношение к представителям другой культуры и вероисповедания (8,2), свободное поведение в соответствии с собственными нормами и правилами (7,4), вежливость, уважение к религиозным нормам и правилам (6,8), свободный стиль одежды (6,2). Вполне приемлемым в данной университетской среде считается использование родного языка в присутствии людей, не понимающих его (5,9). А вот соблюдение правил общежития, к сожалению, не является приоритетным как

по мнению студентов, так и по мнению преподавателей и сотрудников (3,6).

Наибольшее расхождение в оценке типичных норм поведения у студентов и преподавателей (сотрудников) наблюдается относительно стиля одежды студентов. Преподаватели и сотрудники университета считают, что студенты должны придерживаться делового стиля одежды, особенно во время официальных мероприятий, таких как презентации проектов, экзамены, встречи с приглашенными гостями. А студенты, напротив, предпочитают сохранить свободный стиль одежды, независимо от статуса мероприятия.

С целью установления доминирующих в данном сообществе ценностно-смысловых установок преподавателям (сотрудникам) было предложено выбрать не более пяти качеств, характеризующих современного студента, из предложенных десяти (чувство юмора, активность, толерантность, предприимчивость, стремление к обучению, социальная адаптированность, интерес к другим культурам, вежливость, коллективизм, лидерские качества). Доминирующими оказались такие качества, как интерес к другим культурам (34,1%), толерантность (31,3%), активность (27,4%), вежливость (27,6%), предприимчивость (26,8%), социальная адаптированность (25,2%). Следует отметить, что как раз вышеперечисленные качества недостаточно развиты у студентов, по их собственному мнению. Наиболее типичны для студенческой среды, по результатам аналогичного опроса, следующие: стремление к обучению (20,9%), способность к быстрой социальной адаптации (17,6%) и наличие лидерских качеств (17,5%). Приятно отметить, что и студенты (22,8%), и преподаватели (сотрудники) (25,2%) абсолютно согласны с тем, что для создания комфортной среды обучения и проживания иностранных студентов необходимо развитое чувство юмора.

Как и каждая социокультурная система, поли-культурное сообщество иностранных студентов характеризуется системой ценностных установок и ориентаций. В ходе анкетирования были определены наиболее важные, по мнению респондентов, качества, необходимые молодому человеку для самореализации в современном обществе. Респондентам было предложено выбрать из перечисленных десяти личных характеристик не более пяти и оценить их по 9-балльной шкале. Наиболее значимыми по мнению студентов являются интеллект (8,6 балла) и вежливость (7,8). Преподаватели же и сотрудники считают, что для самореализации молодому человеку прежде всего необходимо иметь способность к быстрой социальной адаптации (7,1) и широту взглядов (7,2) и, конечно же, при этом

112

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 3 • 2012

Социальная адекватность как составляющая социокультурной адаптации

Д. А. СОКОЛОВА

быть вежливым человеком (6,8). Из остальных качеств студенты, в отличие от преподавателей и сотрудников, отдали большее предпочтение прилежности, самодисциплине, коммуникабельности и оригинальности. А вот степень религиозности, принадлежность к той или иной конфессии невысоко оцениваются той и другой стороной как качество, необходимое для самореализации в современном мире. Но все же преподаватели несколько выше оценивают роль религиозности (5,2 балла) по сравнению со студентами (4,3).

Как правило, несовпадение систем ценностных ориентаций в поликультурном сообществе является источником различных видов конфликтов. С целью оценки уровня конфликтности и причин, ее вызывающих, в анкету был включен вопрос «Какие формы конфликтов наиболее распространены в вашем университете?». В анкету были включены только те аспекты конфликта, которые, на наш взгляд, непосредственно связаны с проблемой меж-культурного общения.

Естественно, по мнению студентов, конфликтные ситуации наиболее часто (34,8%) возникают во время учебного процесса, и связаны они, как правило, с несогласием студентов с полученными оценками.

Преподаватели же и сотрудники считают, что в их Школе наиболее часты конфликтные ситуации на бытовой почве (33,2%). В то же время и преподаватели (сотрудники), и студенты уверены, что в их учебном заведении практически нет межнациональных, межкультурных конфликтов, и оценивают их уровень в 10-17%.

Для снижения уровня межкультурной напряженности администрация университета старается учитывать культурные особенности иностранных студентов при организации учебного процесса и формировании среды их жизнедеятельности, что было отмечено респондентами при ответе на соответствующие вопросы анкеты.

Итак, основными составляющими социальной адекватности, необходимыми для успешной социокультурной адаптации в анализируемой поли-культурной образовательной среде по результатам исследований являются: студенческая активность, толерантность к иной культуре и религии, предприимчивость, высокая социальная адаптированность, интерес к другим культурам, вежливость, чувство коллективизма, равные гендерные взаимоотношения, свободное поведение в соответствии с собственными нормами и правилами, дружеские отношения в коллективе.

Уровень соответствия доминирующим в поли-культурной среде данного университета социокультурным нормам у опрошенных студентов по ряду

параметров, таким как активность, толерантность, предприимчивость, социальная адаптированность, интерес к другим культурам, вежливость, чувство коллективизма, довольно-таки низкий, что подтверждается полученными результатами. Наибольшее расхождение в поведении студентов относительно принятых в бизнес-школе «SoЮridge» норм связано с гендерным взаимоотношением и стилем одежды. В Школе принято галантное отношение к женщине, в то же время доминирующее большинство студентов предпочитают равные отношения между мужчиной и женщиной. Преподаватели бизнес-школы хотели бы, чтобы их студенты придерживались делового стиля одежды при посещении занятий и официальных мероприятий. Студенты же не считают нужным изменять привычные для них нормы поведения, в том числе и в одежде.

Невысокая социальная адекватность студентов является источником развития ряда конфликтных ситуаций, основными из которых являются межличностные конфликты, конфликты на бытовой почве и конфликты, связанные с учебным процессом. В частности, выявленное в результате опроса неуважительное отношение студентов к нормам общежития обусловливает достаточно высокий уровень конфликтности на бытовом уровне и осложняет процесс социокультурной адаптации.

Успешная социокультурная адаптация студентов невозможна без социальной адекватности их доминирующим в данном сообществе ценностносмысловым и нормативно-регулятивным установкам. Результаты полученных исследований могут быть использованы для разработки мер, направленных на повышение социальной адекватности студентов поликультурной образовательной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Акад. проспект, 2000. 496 с.

2. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987, С. 331.

3. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований: Описания, объяснения, понимание социальной реальности. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 595 с.

4. Ячин С.Е. Метакультура - место творчества личности на границе культурных сред // Личность. Культура. Общество (Междунар. журн. социальных и гуманитарных наук). 2010. Т. 12, вып. 1 (№ 53/54). С. 108-116.

2012 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.