СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА И
МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ
Арзикулов А.Ш., Арзибеков А.Г., Юсупов К.М.
Андижанский государственный медицинский институт
Целью работы являлось изучение состояния вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков 14-15 лет, проживающих в промышленном городе и сельской местности. Наиболее низкие показатели социальной адаптированности отмечены у городских школьниц по сравнению с сельскими. Наиболее высокие показатели социальной адаптированности зарегистрированы у сельских школьников. Наиболее низкие показатели вегетативной устойчивости выявлены у юношей гимназистов.
Ключевые слова: адаптированность, подростки, дезадаптация, вегетативная устойчивость.
SOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS, DEPENDING ON GENDER AND LOCATION
The aim of the work was to study the state of vegetative stability and social adaptation in adolescents aged 14-15 years living in an industrial city and rural area. The lowest indicators of social adaptation were noted among urban schoolgirls as compared to rural ones. The highest rates of social adaptation were registered among rural schoolchildren. The lowest indices of vegetative resistance were found in young men at the gymnasium.
Key words: adaptability, adolescents, maladjustment, vegetative stability.
ЖИНСИ ВА ЯШАШ ЖОЙИГА БОFЛИK Х.ОЛДА УСМИРЛАРНИНГ ИЖТИМОИЙ
АДАПТАЦИЯСИ
Тад;ик;от ма;сади саноат шах,ри ва кишлок; жойларда яшовчи 14-15 ёшдаги успиринларда вегетатив баркарорлик ва ижтимоий мослашув х,олатини урганишдан иборат булди. Ижтимоий мослашувнинг энг паст курсаткичлари кишлок; укувчиларига нисбатан шах,ар укувчилари орасида ;айд этилган. Ижтимоий мослашувнинг энг ю;ори курсаткичлари кишло; укувчилари орасида ;айд этилган. Вегетатив каршиликнинг энг паст курсаткичлари гимназиядаги йигитларда кузатилди.
Калит сузлар: адаптация, усмирлар, дезадаптация, вегетатив баркарорлик.
Школьный период жизни рассматривается большинством авторов как совершенно особый, исключительно важный период жизни человека, оказывающий большое влияние на формирование организма, психической деятельности и личностных черт индивидуума [5, 8, 9, 11].
Интенсивные процессы созревания отдельных биологических систем организма в сочетании с возрастанием уровня социально-психологических требований, предъявляемых к учащимся, повышают возможность психотравматизации личности. Эти биологические и психологические особенности накладывают определенный отпечаток на распространенность и клинические проявления дезадаптационных (кризисных) нарушений в данной возрастной группе. Все это создает условия для возможного формирования и проявления аномально-личностных характеристик, генезис которых не исключает дальнейшую клинику пограничных состояний и
повышает вероятность возникновения нервно-психических и соматических заболеваний. Данные последних лет свидетельствуют [11], что лишь 16% детей школьного возраста могут быть признаны психически полностью здоровыми. В школьные учреждения поступает до 30% детей, имеющих те или иные отклонения в психической и соматической сферах, а заканчивают школу, с подобными отклонениями уже 80% [12].
В свою очередь не последнее место в процессе успешного освоения школьной программы занимает вегетативная устойчивость, то есть способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия внешней среды, в том числе школьной [2]. Вегетативная дисфункция - одно из наиболее распространенных состояний, частота которой, по данным разных авторов, в подростковой популяции достигает 65-72%. Известно, что вегетативная дисфункция приводит к снижению качества жизни подростка, ограничивает возможность выбора профессии и военной службы, негативно влияет на репродуктивное здоровье, ведет к формированию соматоформных расстройств у взрослых [3].
Цель работы: изучение состояния вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков 14-15 лет, проживающих в проми.
Материалы и методы исследования.
Проведено анкетирование 100 подростков (50 девушек и 50 юношей), проживающих в условиях города Андижан и области, обучающихся в общеобразовательной школе и гимназии, и 89 подростков (60 девушек и 29 юношей) из сельской местности - учащихся общеобразовательной школы в возрасте 14-15 лет. Показатели вегетативной устойчивости и социальной адаптированности согласно методике подразделяли на хорошие, нормальные и низкие. Оценка вегетативной устойчивости и социальной адаптированности проводилась с использованием двухфакторного опросника, утвержденного Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины, адаптированного к региональным условиям (Арзикулов А.Ш., 2005). Опросник дает возможность оценить уровень социальной адаптированности (коммуникабельность, самооценка, лидерство и др.) и вегетативной устойчивости (лабильность системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, переносимость неприятных ощущений, тревожность и др.) подростков в возрасте 12-18 лет.
Алгоритм оценки вегетативной устойчивости. Сумма баллов по тесту вегетативной устойчивости складывается из отрицательных ответов на вопросы № 2 и № 9 и положительных ответов на остальные вопросы данного теста. Все прочие варианты ответов не учитывались.
Алгоритм оценки социальной адаптированности. Сумма баллов складывается из положительных ответов на утверждения № 1, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 15, 17, 19 и отрицательных ответов на остальные утверждения этого теста (№ 2, 4, 8, 9, 11, 13, 14, 16, 18, 20). Другие варианты ответов не учитывались.
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ полученных данных свидетельствует, что у 16% подростков имеет место низкая социальная адаптированность, а у 12% - низкие показатели вегетативной устойчивости. При этом 4% подростков, проживающих в городе, одновременно имели низкие показатели социальной адаптированности и вегетативной устойчивости. При рассмотрении состояния социальной адаптированности и вегетативной устойчивости у подростков в зависимости от пола и места проживания получены следующие показатели. Достоверно наибольший процент хороших показателей социальной
адаптированности выявлен среди юношей, проживающих в сельской местности. В то же время пятая часть городских девушек и сельских юношей имеют низкие показатели социальной адаптированности свидетельство того, что эти подростки испытывают трудности в общении со сверстниками, учителями и родителями.
По данным А.А. Баранова, такие подростки могут быть и застенчивыми, и развязными, и хулиганами. Все они нуждаются в дополнительном обследовании психолога. При анализе состояния вегетативной устойчивости установлено, что достоверно наибольшее количество подростков с хорошей вегетативной устойчивостью наблюдалось среди сельских подростков (юношей и девушек). Сельских юношей с низкой вегетативной устойчивостью было достоверно меньше по сравнению с городскими подростками. Подобную картину, с нашей точки зрения, объясняют условия проживания детей, а именно менее выраженные негативные воздействия на центральную нервную систему подростков в сельской местности (электромагнитные излучения, транспорт, более высокие школьные нагрузки, экология). Показатели социальной адаптированности и
вегетативной устойчивости подростков имели различия в зависимости от типа образовательного учреждения. Показатели хорошей вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков, обучающихся в сельской школе, были значительно выше, чем у их сверстников в городской школе и гимназии. Городские жители испытывают большее негативное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды (электромагнитные излучения, транспорт, более высокие школьные нагрузки, внеучебная занятость, экология). Процент подростков с низкой вегетативной устойчивостью и социальной адаптированностью не зависел от типа учебного заведения.
Наихудшие показатели социальной адаптированности выявлены у городских школьниц они имели наименьший процент хорошей и достоверно больший процент низкой социальной адаптированности. Эти результаты свидетельствуют о большей социальной дезадаптированности городских девушек. Для объяснения причин этого явления требуется дополнительный углубленный анализ их психологического статуса. У сельских юношей по сравнению с городскими школьниками и гимназистами преобладали показатели хорошей и низкой социальной адаптированности и невысокие значения нормальной.
Показатели нормальной вегетативной устойчивости среди различных групп юношей были стабильными - 56,5-57,9%. В то же время наиболее низкая вегетативная устойчивость была зарегистрирована у юношей гимназистов, проживающих в условиях промышленного города.
Показатель низкой вегетативной устойчивости у девушек, обучающихся в городской и сельской школах, был в два раза выше, чем у гимназисток.
Показатели хорошей вегетативной устойчивости были выше у девушек, проживающих в сельской местности. Подростки с низкими значениями вегетативной устойчивости имеют большое число жалоб различного характера, считают себя больными. Среди них больше часто болеющих. По своим индивидуальным особенностям и состоянию здоровья они плохо переносят повышенные нагрузки любого характера, имеют сниженные адаптивные возможности, нуждаются в дополнительном обследовании врача психолога и оздоровлении. В результате проведенного нами исследования установлена зависимость вегетативной устойчивости и социальной адаптированности подростков от их пола, места жительства и типа учебного заведения. Подростки с низкой вегетативной устойчивостью и социальной
адаптированностью требуют дополнительного обследования, а в дальнейшем -прохождения курса реабилитации с участием, если это необходимо, участкового врача, невролога, кардиолога, психолога и педагога. Выводы.
1. Экспресс метод определения вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков с помощью двухфакторного опросника высокоинформативен и заслуживает широкого внедрения в практику школьного врача, психолога.
2. Различия вегетативной устойчивости и социальной адаптированности зависят от пола, типа обучения и места проживания.
3. Наиболее низкие показатели социальной адаптированности отмечены у городских школьниц по сравнению с сельскими. Наиболее высокие показатели социальной адаптированности зарегистрированы у сельских школьников. Наиболее низкие показатели вегетативной устойчивости выявлены у юношей гимназистов. Однако наиболее высокие
показатели вегетативной устойчивости отмечены у школьниц, проживающих в сельской местности.
4. Подростки с низкими показателями вегетативной устойчивости и социальной адаптированности должны пройти дополнительное обследование
и в зависимости от его результатов получить курс реабилитации с участием врача, психолога и педагога.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дербенев Д.П., Орлов Д.А., Коваленко И.Л. Уровни социальной адаптированности 15-17летних учащихся средних учебных заведений в связи с их половозрастными характеристиками / Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008, с. 58-59.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. - М., 2016, 412 с.
3. Кушнир С.М., Богомолова Е.А. Состояние адаптационно-регуляторного аппарата у детей подросткового возраста // Вопросы современной педиатрии, 2016, т. 5, №1, с. 66.