Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023 N 10-ФЗ «О ПРОБАЦИИ В РФ»'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023 N 10-ФЗ «О ПРОБАЦИИ В РФ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пробация / пенитенциарная система / ресоциализация осужденных / адаптация / институт пробации / уголовно-исполнительные инспекции / рrobatio / penitentiary system / resocialization of convicts / adaptation / institute of probation / criminal enforcement inspections

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чурляева Ирина Викторовна, Маркина Анастасия Владимировна

Статья посвящена вопросам ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях, а также адаптации лиц, отбывших наказание. Данные вопросы рассматриваются путем анализа ФЗ «О пробации в РФ» и перспективы применения данного института в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS IN THE LIGHT OF THE NEW FEDERAL LAW OF 06.02.2023 NO. 10-FZ «ON PROBATION IN THE RUSSIAN FEDERATION»

The article is devoted to the issues of resocialization of convicts in correctional institutions, as well as the adaptation of persons who have served their sentences. These issues are considered by analyzing the Federal Law «On Probation in the Russian Federation» and the prospects for the application of this institute in practice.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023 N 10-ФЗ «О ПРОБАЦИИ В РФ»»

УДК 343.8

DOI: 10.18522/2313-6138-2023-10-4-13

Чурляева Ирина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: irina150375@yandex.ru

Churlyaeva, Irina V.,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: irina150375@yandex.ru

Маркина Анастасия Владимировна,

студентка III курса, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: markina.av2410@yandex.ru

Markina, Anastasia V.,

3rd year student, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: markina.av2410@yandex.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.02.2023

N 10-ФЗ «О ПРОБАЦИИ В РФ»

SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS IN THE LIGHT OF THE NEW FEDERAL LAW OF 06.02.2023 NO. 10-FZ «ON PROBATION IN THE RUSSIAN FEDERATION»

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена вопросам ресо-циализации осужденных в исправительных учреждениях, а также адаптации лиц, отбывших наказание. Данные вопросы рассматриваются путем анализа ФЗ «О пробации в РФ» и перспективы применения данного института в практической деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пробация; пенитенциарная система; ресоциализация осужденных; адаптация; институт пробации; уголовно-исполнительные инспекции.

ABSTRACT. The article is devoted to the issues of resocialization of convicts in correctional institutions, as well as the adaptation of persons who have served their sentences. These issues are considered by analyzing the Federal Law «On Probation in the Russian Federation» and the prospects for the application of this institute in practice.

KEYWORDS: probatio; penitentiary system; resocialization of convicts; adaptation; institute of probation; criminal enforcement inspections.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Чурляева, И. В. Социальная адаптация осужденных в свете нового федерального закона от 06.02.2023 N 10-ФЗ «О пробации в РФ» / И. В. Чурляева, А. В. Маркина. - Текст : непосредственный // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2023. - Т. 10, № 4. - С. 96-102. - Б01: 10.18522/2313-6138-2023-10-4-13.

FOR CITATION:

Churlyaeva, I. V., Markina, A. V. (2023) Social Adaptation of Convicts in the Light of the New Federal Law of 06.02.2023 No. 10-FZ «On Probation in the Russian Federation». Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 10 (4): 96-102 [in Russian]. - DOI: 10.18522/23136138-2023-10-4-13.

© И. В. Чурляева, А. В. Маркина, 2023

Применение института пробации необходимо в российском обществе. Данный институт позволит, на наш взгляд, сократить количество рецидивной преступности. Более того, пробация изучается в науке уголовно-исполнительного права более 15 лет. О важности реформирования пенитенциарной системы и социальной адаптации осужденных писали еще в конце XIX в. Ярким примером тому является работа И. Я. Фойницкого «Исторический очерк и современное состояние ссылки и тюремного заключения» [12, с. 58], где говорится о неудовлетворительном состоянии пенитенциарной системы. И. Я. Фойницкий высказывал необычную для сегодняшнего дня точку зрения о том, что осужденного необходимо поместить в наиболее суровые условия, чтобы он стремился исправиться собственным трудом, причем его также необходимо рационально готовить к новой жизни посредством привития здравых общественных идей и полезных привычек. На основании этого можно сделать вывод, что качество поведения и образ жизни осужденного лица после отбывания наказания являются важными показателями эффективности пенитенциарной системы, в чем и проявляются задачи пробации в понимании современного законодателя.

Институт пробации необходим для правового гражданского общества, поскольку дает возможность лицам после окончания срока отбывания наказания вернуться полноправными гражданами и быть полезными обществу. Они нуждаются в правовой, социальной, экономической помощи, и в этом им могут помочь соответствующие организации. Одна из сложностей, с которыми сталкиваются бывшие осужденные, - невозможность устроиться на работу. Министерство юстиции предлагает подписывать трудовые договоры с осужденными перед их освобождением. Региональные власти заранее получат список освобождающихся из мест лишения свободы граждан и разработают для них индивидуальные программы по трудоустройству. Идея неплохая, но слабо представляемая для реализации, поскольку не каждый работодатель готов видеть среди своих сотрудников-подчиненных бывших заключенных.

В каждом регионе, как указывает Минюст, из исправительных учреждений ежегодно выходят до 500 человек.

Пробация может быть реализована не только государственными органами и пенитенциарными учреждениями, но и коммерческими и общественными организациями. Также данный институт направлен на исправление осужденных и достижение целей частной превенции. И ранее были попытки реализации института пробации в России. Так, по поручению Президента РФ от 10 мая 2011 г. № ПР-1293 в целях создания службы пробации была образована межведомственная рабочая группа для подготовки законопроекта, предусматривающего создание отдельной службы пробации, однако он не был поддержан. Один из первых проектов, подготовленный в 2012 г., не был одобрен Министерством финансов РФ, поскольку на его реализацию требовалось более 65 млрд рублей.

Пробация в зарубежных странах существует давно и эффективно функционирует, но в другом качестве. Так, например, во Франции пробация основана на двух институтах - отсрочки исполнения наказания и отсрочки отбывания наказания. Механизм ее реализации связан с обязательным выполнением общественно полезных работ. Данное лицо считается осужденным, но после истечения срока выполнения общественно полезных работ может быть полностью освобождено от наказания, и в таком случае считается, что цель пробации достигнута.

Если рассматривать институт пробации в США, то он представляет собой один из видов наказания, в основе которого лежит условное осуждение и отсрочка исполнения приговора. Пробация заключается в принудительном надзоре за осужденным и его ресоциализацией со стороны специальных органов, а именно службы пробации, которая является частью судебной системы [1].

В России институт пробации является относительно новым. На сегодняшний день в пенитенциарной системе реализуются определенные меры, целью которых выступает ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация осужденных. Исправительные учреждения проводят воспитательную работу с осужденными, направленную не только на обеспечение восстановления их морально-нравственных качеств, но и на готовность к достойной жизни после отбывания

наказания. Однако уровень рецидивной преступности остается высоким. На эту тенденцию указывал В. В. Лунеев и связывал ее со сложной криминологической обстановкой в стране [3, с. 167].

В доктрине выделяют множество причин, которые влекут рецидив преступлений. Так, А. И. Долгова разделяет условия, способствующие рецидивной преступности, на два блока. Первый связан с факторами, обусловившими первое преступления, со стереотипами поведения, которые сложились у лица с детства, однако эти причины являются менее существенными. Во втором блоке, который наиболее специфичен для рецидивистов, можно выделить две группы риска [2, с. 57]:

- группа риска, которая может оказать влияние на неблагоприятное протекание постпенитенциарной адаптации;

- группа риска, связанная с различными недостатками в деятельности правоохранительных органов и судов.

Многие ученые во главу ставят влияние пенитенциарной системы на лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, связанный с лишением свободы. По мнению

Статистика прест

А. П. Скибы, в перспективе развития уголовно-исполнительного права необходимо обратить внимание на проблемы исправления и предупреждения новых преступлений в отношении отдельных категорий лиц, изучение индивидуальной работы с осужденными [7].

Если обратиться к статистическим данным ГИАЦ МВД в отношении преступности за последние пять лет в целом, и в частности рецидивной преступности, то мы увидим незначительное снижение, но уровень остается высоким, поскольку более половины из тех лиц, которые были ранее осуждены, вновь совершают преступления (табл. 1) [4].

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в период с 2012 по 2022 г. доля осужденных с судимостью колебалась от 29,9 до 38,6 %, и за этот период произошел рост на 4,5 % [8].

На наш взгляд, регламентация действия института пробации может привести к снижению рецидивной преступности, поскольку отсутствие стабильного заработка, жилья зачастую побуждает лиц к совершению повторного преступления.

Таблица 1

пности в 2018-2022 гг.

Показатель Год

2018 2019 2020 2021 2022

Выявлено лиц, совершивших преступления 931 107 884 661 852 506 848 320 818 986

Ранее совершавшие преступления 525 475 (56,4%) 504 416 (57%) 492 107 (57,7%) 493 813 (58,2%) 483 683 (59,1%)

Ранее судимые за преступления 270 988 (51,6%) 261 941 (51,9%) 255 296 (51,9%) 255 502 (51,7%) 252 165 (52,1%)

Понятие пробации (лат. ргоЬаНо - испытание) имеет исторические корни в практике судебной отсрочки исполнения приговора. В английском общем праве до прихода демократического правления суды могли временно приостановить исполнение приговора, чтобы обвиняемый по уголовному делу мог обратиться к монарху с просьбой о помиловании.

На сегодняшний день институт пробации имеет свое легальное закрепление в Федеральном законе от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О про-

бации в РФ»), согласно которому «пробация -это совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ре-социализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц» [11].

Законодатель выделяет следующие виды пробации: исполнительная, которая применяется в отношении лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества (за исключением штрафа); пенитенциарная, применяемая в отношении осужденных, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы; постпенитенциарная, которая направлена на лиц, освободившихся из исправительных учреждений и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целью пробации в соответствии с ФЗ «О пробации в РФ» является коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация для предупреждения совершения ими новых преступлений.

Для реализации поставленных целей необходимо выполнение определенных задач. Среди них такие, как создание приемлемых условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяются меры пробации, восстановление социальных связей, которые зачастую утрачиваются в период отбывания наказании, выработка востребованных профессиональных навыков и трудоустройство, обеспечение жильем, предоставление возможности получения образования, реализация права на социальное обслуживание, получение медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина [11].

Учреждения, которые будут реализовывать указанные задачи, в соответствии с задумкой законодателя, - это уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). На сегодняшний день УИИ выполняют достаточно большой объем полномочий, требующих полного соблюдения законности, прав и законных интересов граждан. В частности, они исполняют наказания, не связанные с лишением свободы (за исключением штрафа), осуществляют контроль за условно осужденным и за лицами, которым назначена отсрочка от отбывания наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 12, а также главами 5, 6 ФЗ «О пробации в РФ» работа, которая связана с приемом заявлений об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, восстановлением и формированием социальных связей и многим другим в рамках исполнительной и постпени-

тенциарной пробации, должна будет выполняться УИИ.

С 1 января 2024 г. начнут применять меры пенитенциарной и исполнительной пробации. А с 1 января 2025 г. начнет свою реализацию постпенитенциарная пробация. На наш взгляд, для эффективности ресоциализации граждан есть потребность в создании отдельного органа для реализации института пробации (например, служба или отдел в структуре ФСИН).

Если говорить о пенитенциарной проба-ции, то функции, которые перечислены в ФЗ «О пробации в РФ», частично реализуются исправительными учреждениями в рамках воспитательного воздействия. К ним относятся: получение профессионального образования осужденных (ст. 108 УИК РФ), общее образование осужденных (ст. 112 УИК РФ) и т. п. [9]. Таким образом, следует отметить, что те мероприятия, которые проводятся в исправительных учреждениях в рамках воспитательного воздействия, уже является частью пробации и предусмотрены в уголовно-исполнительном законодательстве.

При ознакомлении с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту мы отметили, что реализация ФЗ «О пробации в РФ» не предполагала выделения из бюджета дополнительных финансовых средств [5]. Однако составление индивидуальной программы ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, содействие в налаживании социальных связей, оказание психологической помощи и другие мероприятия потребуют дополнительных финансовых затрат, на что необходимо обратить внимание.

Следующая проблема, которая видится нам при реализации ФЗ «О пробации в РФ», касается центров пробации, предусмотренных в ст. 27 закона. В законе прописано, что некоммерческие юридические лица могут создавать центры пробации для лиц, к которым применяется постпенитенциарная пробация, причем их образование не является обязательным в государстве [11]. Одна из целей таких центров будет состоять в предоставлении временного места пребывания лицам. Вместе с этим возникает вопрос: если некоммерческие юридические лица не станут создавать центры проба-ции или последние будут созданы в небольшом количестве, то каким образом будут достигать-

ся поставленные цели, в частности предоставление временных мест пребывания для лиц, к которым применяется постпенитенциарная пробация? На наш взгляд, необходимо предусмотреть возможность реализации постпенитенциарной пробации в том числе и коммерческими организациями (например, ритуальные агентства, строительные организации и т. д.), где бывшим осужденным будет предоставляться возможность для временного пребывания и трудоустройства.

Таким образом, реализация института про-бации необходима для развития элементов гражданского общества, осуществления прав осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, отбывших наказание, однако для того, чтобы эта система была эффективной, следует решить определенные проблемы:

1. Реализация института пробации потребует создания отдельной федеральной службы пробации.

2. Необходимо наличие определенного финансового обеспечения для функционирования данного института.

3. Нужно регламентировать деятельность центров пробации, которые должны создаваться как на базе некоммерческих организаций, так и на базе коммерческих предприятий.

В рамках рассматриваемой темы отдельное внимание стоит уделить индивидуальной, в частности психологической, работе с несовершеннолетними осужденными. В ходе нее у лица должны сформироваться духовно-нравственные ориентиры и установки, причем работа с психологом необходима не только в период отбывания наказания, связанного с изоляцией от общества, но и после освобождения лица из исправительного учреждения или воспитательной колонии.

Мы полагаем, что психологическая работа с несовершеннолетними осужденными является важной и необходимой, так как эта категория лиц находится в наиболее уязвимом положении в обществе. Поскольку такие подростки, как правило, попадают в воспитательные колонии из неблагополучных семей, негативно влияющего социума, их духовно-нравственное сознание и представления о гражданском обществе, правилах общежития деформированы. Поэтому необходимо обратить внимание на психологи-

ческую работу как в воспитательных колониях, так и в адаптационных центрах после освобождения несовершеннолетних. Однако в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г. [6] отдельно не поставлен вопрос о воспитательной, в частности психологической, работе с несовершеннолетними осужденными, как, впрочем, и в ФЗ «О пробации в РФ» этому вопросу должного внимания не уделено. Более того, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ среди категорий лиц, к которым применяются меры профилактики, не предусматривает несовершеннолетних осужденных, освободившихся из воспитательных колоний [10].

Развитие системы пробации - одна из целей, которую ставит перед собой законодатель, -является важным этапом на пути к обеспечению пенитенциарной и постпенитенциарной работы с осужденными. Так, ФЗ «О пробации в РФ» предусматривает в рамках воспитательной работы, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных оказание психологической помощи исправительными учреждениями (ИУ) и УИИ в период отбывания наказания и после освобождения (ст. 14, 32) [11]. Как было упомянуто, в рамках воспитательной работы согласно ФЗ «О пробации в РФ» ИУ и УИИ проводят множество мероприятий и выполняют различные функции, связанные с социальной адаптацией и ресоциализацией осужденных. Что касается несовершеннолетних, в ст. 25 указано, что УИИ должны будут оказывать содействие в получении общего образования. Следовательно, прямо не предусмотрены функции воспитательных колоний и адаптационных центров.

Мы считаем, что к несовершеннолетним осужденным должен быть особый подход, отличный от воспитательной работы с совершеннолетними осужденными. Так, необходима не только индивидуальная психологическая работа в период отбывания наказания и содействие в получении общего образования, но и не менее объемная постпенитенциарная работа. В целях качественной поэтапной реализации этих мероприятий следует создать службу пробации, в структуре которой предусмотреть управление (отдел, центр), которое бы осуществляло и контролировало процесс социальной адаптации и

реабилитации несовершеннолетних осужденных и лиц, освободившихся из воспитательных колоний.

На наш взгляд, необходимо предусмотреть определенные мероприятия, которые могут проводиться службой пробации в отношении несовершеннолетних лиц:

1. Психологическая помощь в преодолении семейного насилия и буллинга.

2. Содействие в бытовом устройстве. Оно особенно необходимо для лиц, которым к моменту освобождения из воспитательной колонии не исполнилось 18 лет. Таких подростков следует направлять в соответствующие кор-рекционные школы или интернаты, в том числе для получения общего или среднего профессионального образования, а также установления социальных связей.

3. Медицинская и юридическая помощь. Подросток, выходя из воспитательной колонии в самостоятельную жизнь, может не знать о таких, казалось бы, элементарных вещах, как получение полиса обязательного медицинского страхования, различных форм социальной помощи и бесплатной юридической помощи.

Таким образом, введение предложенных нами мер позволит осужденным в дальнейшем восстановить утраченные социальные связи, сформировать правопослушное поведение в обществе и снизить уровень преступности, в том числе преступности несовершеннолетних.

Список использованных источников

1. Бадракова Л. З. Служба пробации за рубежом и перспективы ее создания в России // Молодой ученый. 2021. № 28. С. 75-77.

2. Криминология / под ред. А. И. Долговой. М.: НОРМА, 2016. 368 с.

3. Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М.: Wolters Kluwer Russia, 2005. 912 с.

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. Статистика и аналитика. https:// мвд.рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 04.05.2023).

5. Пояснительная записка к ФЗ «О пробации в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/232770-8 (дата обращения: 24.02.2023).

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202105050004 (дата обращения: 05.04.2023).

7. Скиба А. П. О некоторых направлениях развития уголовно-исполнительного права // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Юриспруденция. 2019. №. 4. С. 77-85.

8. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: официальный сайт. Данные судебной статистики. http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=2074 (дата обращения: 04.05.2023).

9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/10458 (дата обращения: 04.05.2023).

10. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/14023 (дата обращения: 04.05.2023).

11. Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/48882 (дата обращения: 24.02.2023).

12. Фойницкий И. Я. Исторический очерк и современное состояние ссылки и тюремного заключения. СПб., 1870. 68 с.

References

1. Badrakova L. Z. Probation service abroad and prospects of its creation in Russia // Young Scientist. 2021. No. 28. Р. 75-77 [in Russian].

2. Criminology / Ed. by A. I. Dolgova. Moscow: NORMA, 2016. 368 р. [in Russian].

3. Luneev V. V. Crime of the XX century: global, regional and Russian trends. Wolters Kluwer Russia, Moscow, 2005. 912 р. [in Russian].

4. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: official website. Statistics and analytics. Available at: https:// мвд.рф/dejatelnost/statistics (date of application: 04.05.2023) [in Russian].

5. Explanatory note to the Federal Law "On probation in the Russian Federation" // Available at: https://sozd.duma. gov.ru/bill/232770-8 (date of application: 02.24.2023) [in Russian].

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.04.2021 №. 1138-r "On the Concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202105050004 (date of application: 05.04.2023) [in Russian].

7. Skiba A. P. On some directions of development of penal enforcement law // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2019. №. 4. Р. 77-85 [in Russian].

8. Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation: official website. Judicial statistics data. Available at: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2074 (date of application: 04.05.2023) [in Russian].

9. The Criminal Executive Code of the Russian Federation dated 08.01.1997 No. 1-FZ. Available at: http://www.kremlin. ru/acts/bank/10458 (date of application: 04.05.2023) [in Russian].

10. Federal Law dated 24.06.1999 No. 120-FZ "On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/14023 (date of application: 04.05.2023) [in Russian].

11. Federal Law dated 06.02.2023 No. 10-FZ "On probation in the Russian Federation". Available at: http://

www.kremlin.ru/acts/bank/48882 (date of application: 24.02.2023) [in Russian].

12. Foynitsky I. Ya. Historical essay and the current state of exile and imprisonment. St. Petersburg., 1870. 68 p. [in Russian].

Поступила в редакцию 14.11.2023 Received November 14, 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.