Основными регионами подводного туризма являются акватории красного и средиземного морей, тихий и индийский океан, юго-восточная Азия, карибское море, а также побережье Австралии.
На примере акватории красного моря рассмотрим, что именно привлекает туриста. Во - первых это особые климатические и природные ресурсы. Красное море обладает высокой прозрачностью (видимость под водой достигает 60 метров). Так же отличается богатой флорой и фауной, что конечно же привлекает подводных ныряльщиков со всего света. Большое наличие мест кораблекрушений, дающее отличную возможность дайверам для изучения морских глубин. Температура моря круглый год находится в диапазоне 25-30 градусов тепла, что очень упрощает спуски, и не требует дополнительного водолазного снаряжения.
Основными принимающими странами подводного туризма Красного моря являются Египет, Судан и Израиль.
Основными дайвинг центрами Египта являются Шарм-эль-Шейх, Хургада, Марс Алам, Сафага, острова Бразерс. Плюсом данного региона является возможность ныряния с берега, что подходит для дайвера любого уровня подготовки, включая начальный уровень подготовки. Дайв центры Египта организовывают как дневные, так и ночные водолазные погружения. Помимо этого, в Египте есть возможность поучаствовать в дайвинг-са-фари. Средняя цена поездки в Хургаду или Сафагу на неделю начинается от 500 долларов США. Если база ныряльщиков располагается на корабле, что характерно для дайвинг-сафари, то цена составит уже от 1000 долларов США. В Египте размещается наибольшее количество центров, обучающих дайвингу.
Судан известен богатой флорой и фауной, а также красивейшими кораллами. В отличие от других стран Красного моря, в акваторию Судана заходят акулы. Наиболее приемлемые глубины для дайвинга 15-30 метров. Видимость под водой весь год как правило свыше 25 метров. В среднем температура моря составляет 25-30 градусов тепла.
Основным минусом Судана является отсутствие технической поддержки водолазных спусков, специалистов по ремонту и обслуживанию снаряжения, а также точек торгующих водолазным снаряжением. В Судане отсутствую дайвинг центры и школы. Стоимость подводного тура в среднем от 600 долларов США.
Основным дайвинг центром Израиля является город Эйлат. Эйлат занимает большую часть израильского побережья Красного моря. В городе располагается большое число дайвинг школ, в которых ежегодно проходят обучение более тысячи человек. У израильтян богатый опыт в сфере обучения водолазов, как начального уровня, так и профессионалов. Все дайвинг центры Эйлата оснащены современной и профессиональной техникой и сна-
ряжением. Обслуживающий персонал состоит из высококвалифицированных работников мирового уровня. В среднем дайвинг тур обойдется в Израиль от 700-1500 долларов США.
В ходе исследования было выяснено, что в мире существует более 150 ассоциаций и федераций подводного плавания. Порядка 20 ассоциаций и федераций имеют представительство на территории России.
Дайвинг - клубы осуществляют свою деятельность по правилам и нормам какой-либо из ассоциаций или федераций подводного плавания. Где инструкторский состав получает аккредитацию и членство, что даёт право на инструкторскую деятельность, и организацию подводных спусков.
Самой большой международной организацией, занимающейся обучением подводному плаванию, и объединяющей любителей дайвинга и профессионалов самого высокого уровня, является профессиональная ассоциация подводных инструкторов PADI (Professional Association of Diving Instructors). Организация, имеющая инструкторов в большинстве стран мира. Региональные офисы PADI, объединенные центральным штабом в Калифорнии, обслуживают более 133.5 тысяч индивидуальных членов и свыше 5800 дайв-центров и курортов.
PADI крупная организация с мировым именем, занимающая 70% рынка подводного туризма. Дайвинг квалификации которой признаны актуальными, мировым дайвинг сообществом. Система обучения построена достаточно грамотно и систематично, благодаря которой обычный новичок сможет вырасти до профессионала высокого уровня. Удостоверение PADI принимается во всех дайв-центрах мира, и позволяет владельцу спускаться под воду по всему миру. [5]
Как мы выяснили подводный туризм появился не так давно, но прогрессирует с каждым днем, а последователи прибавляются тысячами. В мире существует огромное количество мест, подходящих под данную область, и не меньше дайвинг-клубов. Каждый дайвинг-клуб представляет какую-либо из школ или ассоциаций подводного плавания, которая и определяет специфику и направление их деятельности. Процесс обучения дайвингу является технологически-сложным, но представлен очень грамотно и просто, благодаря чему в современное время доступен широкому числу туристов и учеников.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ»
2. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма Учебное пособие. - Орёл: Орёл ГТУ, 2005. - 104 с.
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма
4. Экстремальный туризм. Глава 11. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
5. (http://ru.wikipedia.org/wiki/дайвинг )
6. http://www. divelife.ru/padi/padi.shtml
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна
кандидаты педагогических наук, доценты Тамбовского государственного университета имени
Г.Р. Державина, г. Тамбов SOCIAL ADAPTATION AS THE TECHNOLOGY OF SOCIO-PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
Marina boldina, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Tambov State University named after G.R. Derzhavin,
Tambov, Russian Federation, Elena Deeva, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation
Институт педагогики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается процесс социальной адаптации детей-инвалидов как процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе. Социальная адаптация исследуется как социально-педагогическая технология непрерывного целесообразно организованного процесса социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества. ABSTRACT
The article discusses the process of social adaptation of children with disabilities as a process of active adaptation of the child to socially accepted rules and norms of behavior and to environmental conditions of life by learning and assignment of values of a particular community. Social adaptation is studied as a socio-pedagogical technology appropriate to organize a continuous process of social development of the child with special needs on different age levels in different strata of society.
Ключевые слова: Социальная адаптация; дети-инвалиды; социально-педагогическая работа
Keywords: Social adaptation; children with disabilities; socio-pedagogical work
С каждым годом в России, как и во всем мире, увеличивается число детей-инвалидов. Этому свидетельствует статистика, которая постоянно фиксирует рост детской инвалидности.
Дети-инвалиды - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети-инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними людей и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, детям-инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. По существу, речь идет о социализации и интеграции детей-инвалидов в обществоГ11.
В работе с детьми-инвалидами используются разные направления деятельности, одним из ведущих является социально-педагогическая работа с данной категорией детей, направленная на обеспечение детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальное приспособление ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям детей-инвалидов.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий, а также разработки новых социально-педагогических технологий для решения проблем данной категории.
Степень интеграции этих детей в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации, от участия семьи в этом процессе. В последние годы, на фоне социально-экономических преобразований, продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции детей-инвалидов в обществе [1].
Для рассмотрения сущности социальной адаптации как технологии социально-педагогической работы с
детьми-инвалидами, необходимо рассмотреть базовое понятие «адаптация».
Сам термин адаптация исходит от латинского слова adaptio -приспособление. И первоначально он использовался в биологии, где рассматривалось приспособление строения и функций организма к условиям существования или привыкания к ним. Здесь осуществляется, по сути, важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через гармоничное приспособление потенций организма индивида с процессами природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы, то есть преобразуются в социальные по характеру стороны развития. Нарушение равновесия между организмом человека и его сознанием, а также с окружающей средой приводит подчас к вырождению или необратимым изменениям, как самого индивида, так и природы[4].
Существует множество определений термина «социальная адаптация».
В «Педагогическом словаре» приводятся следующие определения данного термина: адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоение ребенка новых для него ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения - родителей, учителей, сверстников, других людей, всего общества [3].
Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.
Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет [2].
По определению И.Г. Зайнышева социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды [4].
Процесс социальной адаптации - это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем исследования принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной.
Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и так далее), а также различные социальные институты.
Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно не связан с общественным положением человека или половозрастными особенностями, а связан с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития.
Поэтому, эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: это и объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и так далее); условия непосредственной среды обитания (семья, школа и так далее) и конечно сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей и творческой деятельности, природных задатков.
Мы рассматриваем социальную адаптацию детей-инвалидов как процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе, к структуре отношений в нем. Такая адаптация предусматривает:
- обеспечение накопления ребенком социальных образцов и способов социально приемлемого безопасного поведения, которые позволяют детям-инвалидам осваивать социальное пространство;
- освоение социальных ролей, позволяющих войти в конкретное сообщество взрослых и сверстников;
- присвоение приемлемых для себя и окружающих социальных норм.
Сущность социальной адаптации состоит в том, что ребенок и социальная среда представляют собой активные взаимодействующие системы. Ребенок-инвалид не только приспосабливаются к данным природным и социальным условиям, но и изменяет и примеряет их «на себя».
Социальная адаптация выступает не только как процесс, но и как социально-педагогическая технология. Это непрерывный целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при
участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий и так далее). Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социально-педагогической работе. К их числу можно отнести следующие направления: социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот-выпускников детских домов; адаптация детей-инвалидов к новым условиям среды; адаптация участников военных конфликтов; адаптация лиц, подвергшихся насилию и другие. При всей значимости комплекса перечисленных выше направлений социальной адаптации особое внимание необходимо обратить на второе направление. Ведь будущее страны - ее дети. По отношению общества к ним, и особенно к такой уязвимой категории, какой являются дети-инвалиды, можно в целом судить о дееспособности государства, его социальности. Судьба же большинства детей-инвалидов еще остается их личной проблемой [5].
Социальную адаптацию ребенка-инвалида, определяем, как его интеграцию в общество, в ходе которой, он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно, таким образом ребенок-инвалид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка. Социальная адаптация предполагает активное приспособление ребенка-инвалида к условиям социальной среды. Причины возникновения проблем социализации и интеграции ребенка могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
Применение социальной адаптации как технологии в социально-педагогической работе с детьми-инвалидами позволяет поэтапно реализовывать социальную адаптацию, обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач. Успешная социальная адаптация предполагает наличие у ребенка-инвалида коммуникативных навыков, умение строить отношения с окружающими, вести домашнее хозяйство, быть уверенным в себе и своем поведении. Одним словом, ребенок-инвалид должен быть подготовлен к самостоятельной жизни и деятельности в обществе.
Список литературы
1. Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Международный журнал «Социально-экономические явления и процессы». - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, №6, 2013 (57). С.167-173.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. -М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
3. Педагогический словарь / Под ред. Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. - М.: «Академия», 2000. - 176с.
4. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
5. Ханжин Е. В. Социальная адаптация инвалидов: современные подходы и практика социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. -2005.- №1.- С. 34-35.