Научная статья на тему 'Социальная адаптация городских и иногородних первокурсников гуманитарного вуза'

Социальная адаптация городских и иногородних первокурсников гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1479
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ИНОГОРОДНИЕ / ГОРОДСКИЕ / ВОЗРАСТ / КОМНАТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свиридов Сергей Викторович

В статье рассматривается возраст, жилищные условия жизни студентов, студенческая среда, наличие своей комнаты и их взаимосвязь с адаптацией к студенческой жизни у городских и иногородних студентов поступивших на I курс гуманитарного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация городских и иногородних первокурсников гуманитарного вуза»

УДК 371.035:612.17.2

Свиридов Сергей Викторович

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицины Кузбасской государственной педагогической академии, medim-SV@yandex.ru, Новокузнецк

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ГОРОДСКИХ И ИНОГОРОДНИХ ПЕРВОКУРСНИКОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Sviridov Sergey Viktorovich

Candidate of medical sciences, senior lecturer at the chair of medicine of the Kuzbass pedagogical academy, medim-SV@yandex.ru, Novokuznetsk

OF SOCIAL-ADAPTATION THE URBAN AND OTHER TOWNS FIRST-YEAR STUDENTS IN THE HUMANITARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Студенческая жизнь начинается с первого курса. Именно поэтому эффективная и успешная адаптация первокурсников к учёбе в вузе и студенческой жизни - залог дальнейшего формирования не только будущего специалиста, но и человека. Этим определяется исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных проблем первокурсников, в том числе и вопросы социальной адаптации «вчерашних» школьников.

Цель настоящей работы со стоял ав изучении о собенностей адаптации к студенческим условиям у городских и иногородних студентов в современных условиях.

Опрошены были первокурсники Кузбасской государственной педагогической академии в первом семестре методом анкетирования, сплошной выборкой.

Разработанная для опроса студентов анкета включающая в себя определённый перечень вопросов [1]. Анкета построена таким образом, что аспекты адаптации к социальной жизни харакгеризуются с нескольких позиций, Оценивался ряд объективных условий, т. е. особенности его жилья, наличие своей комнаты и т. п. Важным моментом является и тот, с кем проживает студент во время учёбы в вузе. В заключении оценивалась личностное отношение к адаптации студенческой жизни. Рейтинг ответов на вопросы является максимально объекгивным, поскольку при оценке во вниманиепринимаегсятолько ответы вреалъной обстановке.

В обследовании приняли участие 285 студентов, из них 244 студента очной формы обучения (факультеты ПиП, ИФ, ДиК ПиП. ФМФ, ФРЯиЛ). Среди поступивших на первый курс студентов большинство изнихкоренные жители Кемеровской области, лишь 8,] % студентов - бывшие мигранты из республик ближнего зарубежья, однако все они давно адаптировались к новым условиям проживания (средний возраст проживания 8+3 года) и их социальный статус позволяет отнести эту категорию населения к городским жителям. Количество студентов проживающих и обучающихся в городе составило 52,6%, а жителей приехавших на учё-

бу из городов и районов области - 47,4%. Можно сказать о приблизительно равном количестве, соотношение городских и иногородних первокурсников 1.1:1,0.

Иногородние студенты -перспективная социальная категория городского населения, они представляют собой профессиональный и человеческий ресурс для развития Кемеровской области. Поэтому мигрантская среда студенчества интересна с социоло-шчеекойточкизрения,аеёизучениеможетобнаружитьзначимьтесоциальныеявления.

Подавляющее большинство опрошенных (91,9%) были студенты женского пола, потому что они больше склонны получить гуманитарное образование.

Студенчество •- это единственная категория населения, где возрастаые границы чрезвычайно узкие: студенты - первокурсники очной формы обучения имеют подростковый возраст до 18 лет (48%) и юношеский (52%). В этот период ещё не полностью завершено физическое развитие. У 25% юношей и 10% девушек в возрасте 18 лет не завершён рост тела в длину; нарастание мышечной массы и мышечной силы у большинства студентов завершается к 19-20 годам. Кроме того, это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности [2, с. 62]. Студенты - заочники не испытывают таких проблем, их средний возраст составил 25,5+2.

Общеизвестно, что условия проживания студентов, их изменения влияют на процесс приспособления к студенческой жизни, к условиям обучения в вузе, где студент встречается с новой структурой учебного заведения, новым коллективом и формой обучения, порой с непривычными для него формами общения и взаимоотношения. Все эти затруднения включает в себя социальная адаптация. Главенствующую роль в адаптации играют жилищные проблемы, от которых зависит степень адаптированносги студента к новым нагрузкам, особенно в период сессии. При прочих равных условиях здесь в выигрышном положении оказываются студенты проживающие в городе, в привычной домашней обстановке, где не нужно приспосабливаться к новым бытовым условиям, которые могут оказаться гораздо дискомфортнее прежних.

Рис. I. Условия проживания студентов, в % от общего числа

Как видно из рис. 1, условия проживания первокурсников Куз ГПА довольно хорошие 51,2% первокурсников проживает в коммунальной квартире, а 14,4% в собственном доме, из них 20,3% иногородних студентов, которые практически каждый день ездят на занятия и тратят на дорогу более часа времени. В общежитии проживают 46 студентов, из них только двое городских жителей, проживающих в общежитии в гражданском браке. У родственников проживают 8,8% всех студентов.

Снимают жилье 9,5% всех студентов, число иногородних студентов снимающих жилье большинство - 7,4% (21). Это те студенты, которым не досталось места в общежитии, либо нет желания в нём проживать и материальные возможности позволяют снять отдельную квартиру.

Следует отметить, что 82% городских студентов (123) имеют свою комнату, среди иногородних студентов их процент составил 44,4 (60 студентов), что несомненно отражается на процессе адаптации к учебному процессу. Не имеют своей комнаты соответственно 18%о городских и 55,6% иногородних студентов.

Следующая проблема жизни студенчества, которая играет немаловажную роль в адаптации к студенческой жизни, это с кем проживают наши студенты.

Большая часть студентов 180 человек - 63,1% проживает с родителями, естественно, что этот процент у местных жителей больше (44,9%), а у иногородних всего 18,2%. Считают себя самостоятельными 7,4% студентов (рис. 2). На первом курсе в гражданском браке проживают 3,9% студентов, этот процент был получен за счёт студентов - заочников, у которых зрелый возраст. С родственниками проживает 8,4% студентов, из них 5,3% иногородних.

Рис. 2. С кем проживают студенты, в % от общего числа

Безболезненно прошёл процесс адаптации у 57,5% студентов (рис. 3). Более утвердительно ответили, что адаптировались к студенческой жизни — 29,1% всех студентов, где доля иногородних студентов была даже выше - 16,5%. Не смогли адаптироваться всего 3 студента, из них два иногородних подростка и одна студентка заочного отделения, вероятно неспособность к адаптации связана с её возрастом (50 лет) и бытовыми проблемами.

Затруднительной оказалась самооценка у 5,9% студентов, это свидетельствует о том, что эта часть первокурсников вообще ке задумывалась об этой достаточно важной жизненной проблеме.

'' 25,3

о ¥-

Да Скорее Скорее

да, чем нет нет, чем да

Нет

Не могу

СКс133ТЬ

Иногородние 3 Городские

Рис. 3. Адаптация к студенческой жизни, в % от общего числа

Адаптационные процессы в студенческой среде происходят постоянно, их непрерывность приводит к изменению в социальных условиях существования студенческого сообщества, а отсюда и в самих студентах.

В современных условиях возможно выделить два вида адаптационных процессов. Первый из них составляют процессы, связанные с резкой сменой «вчерашнего» школьника своей социальной среды. К данному ряду процессов относится адаптация иногородних студентов к условиям обучения в вузе. Студенту приходится вживаться в иную культурную среду. Второй вид социальной адаптации связан с изменившимися макросоциальными условиями обучения в вузе. Данный вид социальной адаптации студентов в настоящее время меняется вместе с социальными явлениям протекающими в нашем обществе. В современных условиях важно преодолевать стереотип бесплатности образования, особенно высшего. В этих случаях находят развитие концепции вложения «социального» капитала, прибыльность вложения инвестиций в образование, тем самым образование становится довольно затратным в социальной жизни общества.

Современный темп жизни студенческой молодёжи, информационные перегрузки и разного рода конфликты порождают состояние стресса и возникает значимость изучения механизмов адаптации, т. е. оптимального приспособления к условиям окружающей среды. Основной целью адаптации является сохранение функционального единства индивида и обеспечение оптимальных возможностей его деятельности для достижения имеющихся потребностей [3, с. 73].

Выводы:

1. Большинство студентов первого курса 65,6% проживает с родителями в собственной квартире или своём доме.

2. У 64,2% студентов-первокурсников имеется своя комнату.

3. Большая часть студенческой молодёжи — 86,6% легко перенесла процесс адаптации к вузовскому образованию.

4. Наиболее сложной и продолжительной оказалась адаптация у большинства иногородних первокурсников очной формы обучения, проживающих в общежитии.

В заключении следует отметить, что проведённый этап социального исследования позволил выявить слабое звено к адаптации к студенческой жизни и их относительную выраженность в группе иногородних студентов, что являются основанием для проведения следующего этапа работы, где предполагается оценить влияние индивидуально-психологические особенностей первокурсников на учебный процесс.

Библиографический список

1. Свиридов, С. В. Метод анкетирования общественного здоровья населения и ого медико-социальных проблем [Текст] / С. В. Свиридов // Новые технологии. Человек. Природа. Медицина.: Сборник материалов Межрегиональной конференции. - г. Новокузнецк: РИО Куз ГПА, 2005. - С, 52—64.

2. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков [Текст] / В. Р. Кучма - М. Медицина, 2003. — 384 с.

3. Корабельникова, Е. А. Особенности психологической адаптации при обце-сивно-компулъсивных расстройствах [Текст] / Е. А. Корабельникова, Л. Н. Куценко Журнал неврологии и психиатрии М.: - 2008 - Том 108. - № 3. - 2008. С. 73-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.