Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-сирот в России'

Социальная адаптация детей-сирот в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2512
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Февральская Мария Александровна

Данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей-сирот в России. Рассматривается современное состояние данной проблемы, основные трудности адаптации детей-сирот к жизни в современном российском обществе и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Февральская Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-сирот в России»

SCIENCE TIME

I

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ

Февральская Мария Александровна, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

E-mail: shidlovskaya.masha@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей-сирот в России. Рассматривается современное состояние данной проблемы, основные трудности адаптации детей-сирот к жизни в современном щ российском обществе и способы их решения.

Ключевые слова: дети-сироты, социальная адаптация.

По состоянию на 15 января 2015 года в федеральном банке данных России числятся 84 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие детей, лишившихся семьи идет по особому пути, связанному с: рядом негативных последствий -- у таких детей формируются специфические черты личности: негативизм, отчужденность от мира взрослых, неспособность

самоутверждения в трудовой деятельности, инфантилизм, отсутствие умения планировать собственную деятельность, равнодушие к собственной судьбе, неразвитый социальный интеллект и др. В результате каждый из детей-сирот испытывает заметные трудности в социализации и включении в дальнейшую жизнь в обществе. Это приводит к повышению уровня безработицы, увеличению числа самоубийств, людей, ведущих асоциальный образ жизни [2].

Социальная адаптация детей-сирот затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение с взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации [3].

Многие дети-сироты в России воспитываются в интернатах. У таких детей часто имеются нарушения в основных механизмах социализации: импритинге, подражании, идентификации и рефлексии.

796

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Для решения данных проблем необходимо чтобы процесс адаптации детей-сирот проходил в развивающей социальной среде, которая должна способствовать включению ребенка в развивающий социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей. Важно при работе с детьми-сиротами обращать внимание не только на социальную, но и на психическую адаптацию, так как психическая адаптации необходима для достижения социальной. Если в интернате не существует комфортной психологической обстановки, а ребенок имеет высокую тревожность, то невозможно говорить о гармоничном развитии личности.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот в интернатах необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Одним из примеров эффективно функционирующих заведений такого типа является Государственное специальное образовательное учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии детский дом № 41 «Благодать» в Санкт-Петербурге, где для создания атмосферы семьи весь дом должен представляет собой «целостное жизненное пространство.

В данном заведении осуществляется дополнительное развивающее _ обучение детей-сирот и укрепление их психофизического здоровья. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детского лагеря и других детских учреждений. Также все дети на выходных и каникулах посещают дома сотрудников детского дома. Благодаря этому у детей расширяется круг социальных контактов, они видят образцы нормальных семейных отношений. В домашних условиях у детей складываются новые формы поведения, отличающиеся от коллективных форм общения со сверстниками. Также детский дом сотрудничает с зарубежными семьями из Швеции и Финляндии, дети могут вести переписку со сверстниками и семьями из этих стран и даже приезжать на семейный отдых. Все это благоприятно влияет на социальную адаптацию детей сирот к жизни в обществе [1].

Однако не во всех интернатах и детских домах для детей-сирот созданы такие условия, поэтому данная проблема остается актуальной, о чем свидетельствуют неутешительная статистика Генеральной прокуратуры, согласно которой 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством, и только оставшиеся 10% живут относительно нормально, сумев совладать со сложностями самостоятельной жизни [4].

Для решения данных проблем необходим пересмотр Системы государственного призрения несовершеннолетних в интернатах и детских домах. Детские дома должны обеспечивать детям-сиротам чувство психологической защищенности, комфорта, а также вооружить его такими навыками, которые позволят ему в дальнейшем самостоятельно строить свою семейную жизнь по

797

о

Щ SCIENCE TIME Щ

типу благополучной семьи. Важно, чтобы дети ходили в общеобразовательные учреждения наряду с обычными детьми, возвращаясь в детский дом, как все дети возвращаются в семью.

Также важным моментом при функционировании детских домов является подбор кадров. Во-первых, многие специализированные не укомплектованы квалифицированными специалистами по социальной работе, что отрицательно сказывается на воспитании детей-сирот и их социальную адаптацию.

На проблему социальной адаптации детей-сирот негативно влияет межведомственная рассогласованность по работе с детьми. Этими вопросами частично занимается Министерство здравоохранения и социальной политики (дома ребенка и социальные приюты) и частично Министерство образование и науки РФ (детские дома и школы-интернаты). В результате это приводит не к комплексному подходу, в первом случае делается акцент на медицинском сопровождении в ущерб педагогическому, а во втором случае наоборот. Также вопросами сиротства занимаются различные комитеты и органы и на всех уровнях власти, в работе которых также отсутствует слаженность [4].

Другим способом воспитания детей-сирот является включение их в приемные семьи. С одной стороны, это позволяет получить ребенку родителей, пусть и не кровных, но любящих и заботящихся. С другой стороны, у ребенка могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией даже в благополучной семье. Это связано с тем, что детям проведших часть жизни в детском доме и привыкших к определенному распорядку жизни, тяжело перестроиться к жизни в «нормальной» семье. В результате такие дети могут прогуливать занятия, связаться с плохой компанией и т.п.

Нередко в проблеме затрудненной социальной адаптации детей-сирот присутствует и вина приемных родителей. Так исследования показывают, что в приемных семьях ведущим стилем воспитания является стиль «повышенной моральной ответственности». Он характеризуется высокими требованиями к ребенку и низким вниманием к его потребностям. Помимо этого, родители и дети часто полярно воспринимает семейные ситуации, что говорит об отсутствии доверительных отношений и эмпатийного эмоционального контакта

[3].

В случае, когда в одной семье воспитываются как родные, так и приемные дети, крайне важно чтобы приемный ребенок не чувствовал себя менее любимым, так как в противном случае это может привести к развитию чувства неполноценности, а также зависти и агрессии. Также недопустимо использовать методы физического наказания.

Немаловажной задачей при отдаче детей-сирот в приемную семью является проверка ее благополучия, которое заключается в первую очередь не в материальном достатке, а в положительном отношении к детям и любви к ним

798

о

Щ SCIENCE TIME Щ

родителей. К сожалению, не единичны случаи, когда дети в приемных семьях сталкиваются с жестоким отношением родителей. Это связано с тем, что мотивы родителей, взявших ребенка не всегда обусловлены гуманизмом и любовью к детям, сироты могут быть средством для получения льгот и пособий.

Печально известными являются случаи усыновления российских детей-сирот со стороны граждан США, которые заканчивались избиением детей или даже смертью ребенка, как случилось в получившим широкую общественную огласку деле Димы Яковлева. В результате был принят закон о запрете усыновлении российских детей со стороны США, однако подобное отношение может присутствовать и в российских приемных семьях.

Поэтому немаловажно посещение семей с приемными детьми психологами и социальными педагогами, которые могут определить насколько благоприятна атмосфера в семье для ребенка, дать родителям педагогические советы по воспитанию, а в случае наличия грубых нарушений известить государственные органы для решения сложившейся проблемы.

Другим важным социальным институтом адаптации детей-сирот к жизни в обществе является образование. В общеобразовательных учебных заведениях дети-сироты также сталкиваются с заметными трудностями, в классе среди обычных детей они могут быть изгоями и объектами для насмешек или наоборот быть главными нарушителями дисциплины. Для решения данной проблемы нужна слаженная работа педагогов, психологов и социальных педагогов. Необходимо использовать к таким детям индивидуальный подход, активно включать его в деятельность вместе с другими детьми. Это нужно, чтобы ребенок понял свою нужность в детском коллективе, что он ничем не хуже других.

Большинство проблем у детей-сирот возникает после выпуска из детских домов и интернатов. Это обусловлено тем, что если раньше данные заведения обеспечивали ребенка, то по их окончании ему приходится учиться жить самостоятельно. Немалые трудности возникают у детей-сирот с адаптацией в высших учебных заведениях. Она связана как с учебным процессом, так и социально-психологическим и социально-правовым аспектами.

В результате социально-психологической адаптации происходит

формирование определенного уровня фактического приспособления человека к жизни, соответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

Не менее важной является и учебно-профессиональная адаптация, так как профессиональное самоопределение - это ключевой вопрос в подготовке индивидов к дальнейшей профессиональной жизни. Результаты исследований свидетельствуют о том, что выпускники интернатов не всегда могут соотнести свои возможности, способности и склонности с профессиональными планами.

799

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Для решения данных проблем необходимо в полной мере использовать воспитательный потенциал вуза. Главными целями воспитательной работы в вузе с детьми-сиротами должны быть:

а) информационная и практическая поддержка процесса становления продуктивной, творческой и профессиональной индивидуальности;

б) необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на различных этапах жизненного пути и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия;

в) конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (профессионально-трудовой, семейно-бытовой, поло-ролевой, досугово-творческой, психической, физической и др. [5].

Однако, даже успешное окончание вуза не гарантирует окончание проблем, связанных с социальной адаптацией. Так, существуют многочисленные факты несоблюдения трудового законодательства по отношению к детям-сиротам. Несмотря на предусмотренные государством квоты, им часто отказывают в приеме на работу, а также могут незаконно уволить (4).

Таким образом, несмотря на сокращение количества детей-сирот в России в последние годы, качество их жизни вызывает серьезные опасения. Дети-сироты сталкиваются с проблемами социальной адаптации в течение всей своей жизни. Для их решения необходим комплексный подход со стороны государства и общества, в вопросах, касающихся воспитания, обучения и трудоустройства таких детей.

Литература:

1. Баширова, С. А. Социальные проблемы воспитания детей сирот в условиях современного общества // Мир науки, культуры, образования. - 2013 - №4 (41).

2. Гребенникова, Е.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях / Е.В. Гребенникова, О. В. Фирсова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009 - № 4.

3. Леонтьева, М. С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013 -№ 3-2.

4. Потепалов, Д. В. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Международный научноисследовательский журнал. - 2014 - № 2-3 (21).

5. Смирнова, Л. О. Проблемы адаптации выпускников детских домов к студенческой жизни // Смальта. - 2014 - № 4.

800

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.