ПРЕСС, 1999. - 320 с.
7. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учеб. пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - Ч. 1. - 144 с.
УДК 371.01
Щеглова Е.В., к.п.н.
доцент
ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»
филиал в г. Кизляре Ванцева Н.Г. преподаватель
«Дагестанский профессионально-педагогический колледж»
Россия, г. Кизляр СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена проблемам сохранения жизни и здоровья молодежи, которые приобретают в наши дни особое значение.
Ключевые слова: безопасность, личность, индивид.
The article is devoted to problems ofpreservation of life and health of young people who acquire in our day of special significance.
Key words: security, personality, individual.
В социально-педагогическом поле феномен безопасности нельзя понять вне связи с основными социальными отношениями и институтами данного общества. Конкретные образы индивидуальной безопасности в значительной степени отражают характер доминирующих в данном обществе ценностных систем, ибо сами жизненные цели и ценности, а также возможности их достижения в значительной степени определяются особенностями социализации, характером социальных институтов и ограничений[1].
Феномен безопасности как социально-педагогическая проблема переходного общества предъявляет как минимум три основных требования к его научному исследованию:
1. Комплексность и междисциплинарность развиваемой теории: необходимо принять во внимание как внешние, так и внутренние аспекты безопасности: потенциальную и реальную ее составляющие, а также правовые (неправовые), экономические, политические, психологические и другие «проекции» этого многогранного феномена;
2. Преимущественно эмпирический статус теории: в кардинально меняющемся обществе реально складывающаяся социетальная безопасность и ее взаимосвязь с индивидуально-групповой безопасностью -неизвестные со многими переменными, которые можно обнаружить только эмпирическим путем[3];
3. Взаимосвязанное изучение разных уровней социальной реальности -социетального, социального и индивидуального - с акцентом на групповой
уровень как расширитель или ограничитель безопасности индивидуальной и как фактор или барьер для формирования того или иного типа социетальной безопасности.
Проблема взаимосвязи между разными уровнями социальной реальности решается по-разному. Так, представители объективистского направления в социальной педагогике проблему индивидуальной безопасности вообще исключают из анализа. Общество рассматривается ими как объективная структура, как реальность в себе самой, которая не может быть объяснена действиями отдельных индивидов и вообще не зависит от них, от их воли[2].
Разные области социально-педагогического знания, в которых исследуются эти аспекты связи индивида с обществом, накопили большой научный задел для осмысления феномена индивидуальной безопасности, его границ, степени детерминированности социетальной безопасностью Главное здесь - именно действия и поступки людей, которыми они непрерывно создают и изменяют картину общества[5]. Однако в индивидуалистической социально-педагогической перспективе силы и институты, воздействующие на людей, являются все-таки социальными силами и институтами, т. е. они созданы людьми, продолжают существовать благодаря людям и отмирают, когда люди перестают ими пользоваться. Так или иначе, но в этой модели движущие силы общественных изменений больше не выносятся за рамки возможностей индивидов, а непосредственно связываются с деятельностью индивидов. Важным направлением в этой традиции является социально-педагогическая безопасность.
Социально-педагогическое определение безопасности должно принимать во внимание безопасность человека в меняющемся обществе: уровень и характер еговозможной автономии от общества, сопротивляемости нежелательным воздействиям извне, пределы и направления деятельностной активности и другие аспекты взаимосвязи индивидуально-групповой и социетальной безопасности друг с другом; взаимосвязь безопасности с системой социальных отношений и институтов данного общества; с тем чтобы не терять из виду пространство потенциальной безопасности в принципе, доступное разным индивидам, независимо от того, реализуют ли они эти возможности или нет[7].
В самых общих чертах ограничитель безопасности - это то, что уменьшает уровень безопасности социального субъекта относительно некоторого состояния. Последнее обстоятельство указывает на то, что под воздействием того или иного ограничителя спектр актуальных для индивида возможностей может и не изменяться, однако, чтобы этого не произошло, индивид вынужден будет затрачивать усилий больше, чем прежде, а это, в свою очередь, может привести к сокращению иных важных жизненных возможностей, а может непосредственно сказаться на них. Таковым оно становится, если: 1) в «отсекаемое» данным социальным ограничителем пространство выбора попадают значимые актуальные для субъекта
возможности; 2) утрата значимых возможностей не компенсируется появлением таких новых возможностей, которым субъект придает еще более высокую значимость, чем утраченным[4].
Таким образом, социетальные ограничители безопасности связаны в обществе с экологической обстановкой; ценностной системой, значимостью здорового образа жизни на личностном, индивидуальном уровне. В современных условиях социетальные ограничители нередко усиливаются ограничителями статусными[8].
Важным свойством безопасности в социально-педагогическом поле является ее относительность в пространстве и во времени, динамичность. Поскольку безопасность по природе своей относительна, то социальный субъект оценивает ее уровень либо путем сравнения тех возможностей достижения своих целей и ценностей, которые он имел в определенный момент времени, с теми возможностями, которые он имеет в данный момент времени. Интеграция внутренней и внешней проекции безопасности позволяет рассматривать ее одновременно на трех уровнях: социетальном, социальном и индивидуальном. Но, так или иначе, у провозглашенной социетальной безопасности тем больше шансов институционализироваться, чем сильнее ее положительная взаимосвязь с безопасностью индивидуальной и групповой[6].
В рамках внешней проекции на первый план выдвигаются действительные изменения во взаимоотношениях социального субъекта с социальной средой, независимо от того, осознает он их или нет, актуальны они для него в данный момент или нет. В этом случае происходит абстрагирование от опыта, вынесенного субъектами из своей жизни и жизни других, от социальной памяти, от степени осознания перемен в социальной среде, ошибок в восприятии.
Каждая из проекций имеет достоинства и свои недостатки. Для выявления закономерностей трансформации безопасности в меняющемся обществе представляется важной интеграция внешних и внутренних аспектов безопасности, как минимум на трех основах: институционально-правовой, ценностно-деятельностной и стратификационной.
Институционально-правовая ось «задает» новые правила- закрепленные в новых правах внешние рамки индивидуальной безопасности и допускаемые способы ее увеличения.
Ценностно-деятельностная ось «отфильтровывает» из этих изменений в социетальной безопасности только актуальные для индивида и «свидетельствует» о готовности индивида действовать в этом направлении.
Стратификационная ось объединяет индивидов в группы, различающиеся реализуемыми возможностями повысить индивидуальную безопасность при данных изменениях в социетальной безопасности.
Таким образом, совокупное действие социетальных и социальных ограничителей безопасности сегодня таково, что они не только сокращают пространство значимых возможностей больших групп населения, но и
лишают их того главного способа противодействия этой тенденции, каким является включение в разные виды трудовой активности. В формировании отрицательной динамики индивидуальной безопасности, безусловно, доминируют социетальные факторы, причем они же существенно ослабляют и возможность противодействия этой тенденции со стороны социальных субъектов - это, как правило, общая культура общества, ценность здорового образа жизни.
Использованные источники:
1. Быков А. А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. СПб.: Наука, 1997. С. 43.
2. Вебер А. Б. Устойчивое развитие как социальная проблема. М.: Наука, 1999. С. 116.
3. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность //Fhesis. 1994. № 5.
4. Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981. С. 127.
5. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М.: Книга и бизнес, 2003. С. 87.
6. Мариненко Н. В. Уроки безопасности. М.: Профиздат, 1991. С. 193.
7. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. М., 2002. С. 91.
8. Фишер Р. Невоенные аспекты безопасности: системный подход. М., 1994. С. 53.
УДК 371.01
Щеглова Е.В., к.п.н.
доцент
ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»
филиал в г. Кизляре ИНФОРМАЦИЯ - КАК ФАКТОР ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
В статье ретроспективно рассматривается влияние информации на здоровье человека и человеческих сообществ.
Ключевые слова: информационная гигиена, информационная экология, здоровье населения.
The article retrospectively examines the impact of information on human health and human communities.
Keywords: health information, information ecology, the health of the population.
В наше время мы страдаем не столько из-за недостатка информации, сколько от избытка ненужной...
Джефф О'Лири
В условиях динамично развивающегося современного мира всё более актуальными становятся такие понятия, как "информационная экология" и "информационная гигиена". За последние 60 лет человечество получило небывалые возможности информированности. Средства массовой