Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щеглова Е.В.

Статья посвящена анализу экологических аспектов взаимоотношения человека с окружающей средой, которые приобрели особую актуальность в связи с переориентацией на осознание необходимости сохранения ресурсов своей жизненной среды, поиску детерминант, обеспечивающих организацию эффективной и оптимальной среды жизнедеятельности человека.The article is devoted to the analysis of environmental aspects of human relationships with the environment, which has acquired a special urgency in connection with the reorientation of the awareness of the need for conservation of the resources of their living environment, finding the determinant, providing the organization with effective and optimal human environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ»

Использованные источники:

1. Дерябко С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Наука, 1999. 310 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005. 960с.

3. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

4. Панов В.И. 5-я Российская конференция по экологической психологии // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 113-115.

5. Смолова Л. В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. СПб.: Речь, 2008. 384 с.

УДК 371.01

Щеглова Е.В., к.п.н.

доцент

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Статья посвящена анализу экологических аспектов взаимоотношения человека с окружающей средой, которые приобрели особую актуальность в связи с переориентацией на осознание необходимости сохранения ресурсов своей жизненной среды, поиску детерминант, обеспечивающих организацию эффективной и оптимальной среды жизнедеятельности человека.

Ключевые слова: экология, человек, окружающая среда, антропогенные факторы, средовые условия, здоровье, поведение.

The article is devoted to the analysis of environmental aspects of human relationships with the environment, which has acquired a special urgency in connection with the reorientation of the awareness of the need for conservation of the resources of their living environment, finding the determinant, providing the organization with effective and optimal human environment.

Key words: ecology, employees, environment, human factors, environmental conditions, health, behavior.

Экология - это наука, изучающая отношение организмов (особей, популяций, биогеоценозов и т.п.) между собой и с окружающей их средой; общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; среду обитания живых существ (включая человека) [6].

К числу главных задач современной экологии относятся изучение среды обитания и обоснование методов сохранения и улучшения этой среды в интересах человечества. При этом важнейшее значение приобретает прогнозирование изменений экологической ситуации в будущем и на этой основе разработка на ближайшие годы и на отдельную перспективу мероприятий, направленных на сохранение и улучшение среды обитания людей, на предотвращение нежелательных ее изменений [1,6].

В последние годы проблема установления связи между воздействием факторов окружающей среды и состоянием физического и психического здоровья населения выдвинулась в число наиболее актуальных и сложных проблем не только гигиены, клинической и фундаментальной медицины, но и экологической психологии. Важным аспектом данной проблемы являются расшифровка этиологической обусловленности заболеваний человека, выявление факторов риска нарушений физического и психического здоровья у отдельного индивидуума, определенных групп, лиц и населения в целом [4, 5].Здоровье человека, целых групп населения зависит от воздействия различных показателей подсистем природной и социальной среды, реализующихся через физиологические, биофизические и психическиемеханизмы регуляции и отражающихся на состоянии здоровья человека. Возрастающие темпы изменения среды обитания приводят к нарушению взаимосвязи между ней и человеком, снижению адаптационных возможностей организма.

Мощность антропогенного воздействия на атмосферу увеличивается с каждым годом. За последние 25 лет ее техногенная запыленность возросла на 70 %. Ежегодно в результате деятельности человека в атмосферу выбрасываются миллионы тонн загрязняющих веществ: диоксиды серы, оксидов азота, углерода, фреоны, которые отрицательно действуют на физико-химические свойства атмосферы и на здоровье людей. Одним из наиболее неблагоприятных острых эффектов воздействий атмосферного загрязнения на состояние здоровья населения является повышение смертности.

В своих исследованиях по оценке риска для здоровья населения от загрязнения воздуха выбросами автотранспорта С.Л. Авалиани установил, что в настоящее время в большинстве крупных городов странывклад выбросов автотранспорта составляет свыше 70 % в суммарном загрязнении атмосферного воздуха. На первом месте среди канцерогенов стоит 1,3-бутадиен (84,8 % вклада в суммарный риск). Далее следуют бензол (8 %), формальдегид (5,6 %), сажа (1,2 %). Вклад остальных 6 канцерогенов в суммарный канцерогенный риск не превышает 0,4 % [7].

Одним из фундаментальных механизмов, определяющих характер взаимосвязи в системе «человек -окружающая среда», считается явление, которое в литературе получило название «территориальность». Первоначально данное понятие было концептуализировано в классической этологии как феномен территориального поведения, который рассматривался в качестве общевидового поведенческого стереотипа, то есть последовательности действий, закрепленных генетически и обеспечивающих целесообразное поведение, максимально приспособленное к условиям существования.

В этологических исследованиях в качестве одного из параметров анализа поведения человека используется понятие «пространственности», которое наделяется такой атрибутивной характеристикой, как«структурированность», как собственно пространственная,

характеризующая расположение людей в пространстве, так и социо-этологическая, определяющая средства и особенности взаимоотношения отдельных «особей» с помощью специализированных форм поведения.

Исключительную роль для актуализации онтологической парадигмы играет экологическая теория восприятия Дж. Гибсона. Пространство окружающего мира рассматривается в качестве экологической средыили среды обитания, то есть такого пространства, которое предстает перед «глазами животного» в естественных, экологически присущих ему условиях жизнедеятельности. В этом случае пространство описывается как экологически обусловленная данность пространственных свойств и отношений, которые обеспечивают или, наоборот, не обеспечивают возможность тех или иных действий и функционально присущи данному виду живого существа [2] .

Обращение к средовой проблематике в интересующем нас контексте связано в первую очередь с концепцией среды жизнедеятельности человека как «социо-экологической системы» Г.А. Ковалева, в рамках которой «физическое окружение», или пространственно-предметная среда, рассматривалось в качестве самостоятельного компонента социо-экологической системы наряду с социальным и ценностным компонентами [3]

Таким образом, экологические факторы приводят к изменениям резервов здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях, нарастанию степени физиологического и психологического напряжения, росту патологий и появлению новых форм экологически обусловленных заболеваний. Важным моментом в этой ситуации является то, что экологические факторы в отличие от наследственных и других биологических, относятся к группе управляемых, т.е. имеются реальные пути их устранения или смягчения. Изучение влияния факторов окружающей среды на человека является важным иприоритетным направлением в решении проблемы охраны и улучшения состояния здоровья населения.

Использованные источники:

1. Абалаков А.Д., Малышев Ю.Н., Полюшкин Ю.В. Анализ остроты экологических проблем в зоне техногенного воздействия // Сиб. экол. журн. -1999. - № 6. - С. 673-681.

2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

3. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 13-23.

4. Куркатов С.В., Тихонова И.В. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения города Норильска // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 5. - С. 20-24.

5. Кутепов Е.Н., Вашкова В.В., Чарыква Ж.Г. Особенности воздействия факторов окружающей средына состояние здоровья отдельных групп населения // Гигиена и санитария. - 1999. - № 6. - С. 13-16.

6. Новиков Ю.В. Экология окружающей среды и человек. - М.: ФИАР-

ПРЕСС, 1999. - 320 с.

7. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учеб. пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - Ч. 1. - 144 с.

УДК 371.01

Щеглова Е.В., к.п.н.

доцент

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре Ванцева Н.Г. преподаватель

«Дагестанский профессионально-педагогический колледж»

Россия, г. Кизляр СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена проблемам сохранения жизни и здоровья молодежи, которые приобретают в наши дни особое значение.

Ключевые слова: безопасность, личность, индивид.

The article is devoted to problems ofpreservation of life and health of young people who acquire in our day of special significance.

Key words: security, personality, individual.

В социально-педагогическом поле феномен безопасности нельзя понять вне связи с основными социальными отношениями и институтами данного общества. Конкретные образы индивидуальной безопасности в значительной степени отражают характер доминирующих в данном обществе ценностных систем, ибо сами жизненные цели и ценности, а также возможности их достижения в значительной степени определяются особенностями социализации, характером социальных институтов и ограничений[1].

Феномен безопасности как социально-педагогическая проблема переходного общества предъявляет как минимум три основных требования к его научному исследованию:

1. Комплексность и междисциплинарность развиваемой теории: необходимо принять во внимание как внешние, так и внутренние аспекты безопасности: потенциальную и реальную ее составляющие, а также правовые (неправовые), экономические, политические, психологические и другие «проекции» этого многогранного феномена;

2. Преимущественно эмпирический статус теории: в кардинально меняющемся обществе реально складывающаяся социетальная безопасность и ее взаимосвязь с индивидуально-групповой безопасностью -неизвестные со многими переменными, которые можно обнаружить только эмпирическим путем[3];

3. Взаимосвязанное изучение разных уровней социальной реальности -социетального, социального и индивидуального - с акцентом на групповой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.