СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Гетманова Светлана Леонидовна
соискатель Санкт-Петербургского горного университета, РФ, г. Санкт-
Петербург E-mail: getman68@mail. ru
SOCIALIZATION OF STUDENT BODY AS AN IMPORTANT FACTOR OF INNOVATIVE SOCIETY DEVELOPMENT
Svetlana Getmanova
applicant of Saint Petersburg Mining Institute, Russia, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
В рамках гуманизации педпроцесса медицинского вуза с целью улучшения качества профессиональной подготовки обучающихся необходимо создать все необходимые условия для полноценной социализации личности студентов -медиков. Только в этом случае общество получит медицинских работников с необходимыми профессиональными компетенциями и активной гражданской позицией.
ABSTRACT
As part of humanization of pedagogical process of a medical institution for the purpose of quality improvement of students' professional training it is necessary to create all the required conditions for a complete socialization of personality of medical students. Only in this case society will receive health workers with required professional competences and active citizenship.
Ключевые слова: студенческий возраст; социализация; деятельностный подход; гармоническое развитие; жизненный успех; самовоспитание; врачебная ментальность.
Keywords: student age; socialization; activity approach; harmonic development; success in life; self-education; medical mentality.
Жизнь современного общества не стоит на месте, многое меняется в нашей жизни, и людям необходимо адаптироваться к этим изменениям. Российские
ВУЗы были, есть и будут очагом культуры, местом духовно -нравственного становления граждан России, сбережения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Именно поэтому в инновационном обществе система образования должна быть ориентирована на гармоническое развитие индивида [8, с. 52].
Если в начале прошлого века мир человека представлялся тремя взаимосвязанными и достаточно устойчивыми элементами: Природа, Общество и сам Человек, то на сегодняшний день система пополнилась четвертым элементом — Техникой. «Современный человек может не только воздействовать на все происходящее в мире, но и определять альтернативы своего собственного будущего. Это господствующее положение в мире ко многому человека обязывает и вынуждает его брать на себя общие регулирующие функции, предполагающие уважение к сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы самого индивида и окружающей его природы» [1, с. 101].
В условиях инновационного общества человек перестает быть лишь элементом социальной структуры, он получает большую степень свободы в выборе индивидуальной траектории своего развития. В связи с этим культура превращается из «охранительницы устоев» в активный фактор социокультурного формирования и обновления. На современном этапе в рамках модернизации системы высшего образования РФ созрела острая необходимость формирования правосознания и духовно-нравственных основ личности. Известно, что «ценности культуры не передаются с генами родителей, они заново формируются для любого человека в любую эпоху» [9, с. 213].
Переориентация современной культуры с традиции на ценности инновационного развития актуализировала в сфере высшего образования РФ вопрос профессиональной подготовки студенчества в контексте деятельностного подхода к социализации личности, согласно которому студент выступает как субъект своего развития, что проявляется в развитии его волевых
качеств, углублении знаний, приобретении умений и навыков, закреплении ценностных ориентаций в жизни и стремлении к продуктивности своего жизнетворчества.
Б.Г. Ананьев назвал период развития личности, протекающий во время обучения индивида в среднем специальном или высшем учебном заведении, термином «студенческий возраст». По мнению ученого, именно в этом возрасте происходит активизация социальных функций и формирование тех навыков, которые будут необходимы в профессиональной деятельности [6]. По мнению А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, «студенческий возраст» включает в себя социализацию человека путем приобщения личности к взрослой жизни через трансформацию взаимоотношений субъекта с окружающим миром, установками, убеждениями, моделями поведения. Наряду с обретением психической, нравственной и духовной зрелости, человек в годы студенчества рационализирует свои жизненные планы и строит прогнозы на дальнейшее будущее, стремится к самореализации, воплощенной в жизненном успехе.
Категория «жизненный успех» носит диспозиционный характер, а, учитывая соотношение с ценностными установками, феномен жизненного успеха может выступать как фактор самореализации личности, направленный на поиск новых жизненных ориентиров, как взаимодействие индивидуального и социального [12, с. 58]. Иными словами, можно характеризовать процесс обретения человеком смысла жизни и жизненного успеха как результат слаженной работы самого индивида и общества, как точку оптимального соединения желаемого и должного, одновременно «себя ради» и «во благо других» [10, с. 62].
Безусловно, социальная среда в самом широком понимании есть поле подготовки человека к самостоятельному поиску своего смысла жизни (воспитание, обучение, лечение, контроль за девиантным поведением и т. п.). Именно поэтому, в этом процессе науке и социальным институтам общества отводится позитивная роль, заключающаяся в осмыслении и анализе факторов,
влияющих на динамику общества, а также в выработке планов и программ, способствующих активизации человеческого фактора в преобразовании общества [2].
В процессе социализации личности студента-медика важную роль играет социальная среда, созданная в медицинском вузе с целью приобщения студенчества к славным традициям медицины и активного вовлечения их в жизнь медицинского сообщества. Исходя из деятельностного подхода, приоритетной является модель социализации личности, характеризующаяся как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [7, с. 241].
Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а именно изучение курсов: «Отечественная История», «История медицины», «Культурология», «Философия», «Биоэтика» и др. «Знакомство студентов -медиков с историей нашей страны, с русской религиозной философией и приобщение их к морально-нравственному наследию отечественной медицины будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины» [5, с. 131].
Как человек, специалист и гражданин российский врач обладает определенным набором социокультурных особенностей и профессиональных компетенций, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. «Врачебная ментальность — не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание» [3].
Характеризуя студенческий возраст, необходимо отметить, что именно «через самовоспитание, поскольку оно связано с самостоятельным активным продумыванием правил, норм, законов, систем человеческих отношений и т. п., лежит путь к превращению взглядов в убеждения» [11, с. 58—59]. Именно в процессе самовоспитания студент трансформирует внешние установки во внутренние, делая своей собственностью приобретенный в образовательном учреждении учебно-воспитательный массив профессиональных знаний и умений. Начинающему специалисту при трудоустройстве эти навыки пригодятся, поскольку «социально-практическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость — важнейшие факторы качества оказываемой медицинской помощи» [4, с. 84—85].
Подытожив вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что — в рамках гуманизации педпроцесса медицинского вуза с целью улучшения качества профессиональной подготовки обучающихся — необходимо создать все необходимые условия для полноценной социализации личности студентов -медиков. Только в этом случае общество получит медицинских работников с необходимыми профессиональными компетенциями и активной гражданской позицией.
Список литературы:
1. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 6. — с. 100— 108.
2. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов -н/Д., 2004. — 112 с.
3. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5). [Электронный ресурс ] — Режим доступа. — URL:
http://7universum.com/ru/med/archive/item/1231 (дата обращения:
21.04.2014).
4. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 6. — с. 77—86.
5. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — с. 131—139.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Питер, 2010, — 288 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Наука, 1994. — 325 с.
8. Гетманова С.Л. Гармоническое развитие индивида в условиях инновационного общества // Инновации в науке. — 2014. — № 4 (32). — с. 48—52.
9. Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Ростов-н/Д., — 2009 — Т. 2. — 368 с.
10. Катаева Т.Н. «Жизненный успех» как комплексное понятие бытия человека // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 36: сборник статей по материалам XXXV международной научно -практической конференции. Новосибирск, 2014. — с. 59—63.
11. Огородников А.М. Студенчество как сензитивный период поддержки и активизации волевого самоопределения. Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 8. — с. 56—59.
12. Рационализм на пороге третьего тысячелетия. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2002. — 493 с.