Научная статья на тему 'Социализация студенчества как важный фактор развития инновационного общества'

Социализация студенчества как важный фактор развития инновационного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / САМОВОСПИТАНИЕ / ВРАЧЕБНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / STUDENT AGE / SOCIALIZATION / ACTIVITY APPROACH / HARMONIC DEVELOPMENT / SUCCESS IN LIFE / SELF-EDUCATION / MEDICAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гетманова Светлана Леонидовна

В рамках гуманизации педпроцесса медицинского вуза с целью улучшения качества профессиональной подготовки обучающихся необходимо создать все необходимые условия для полноценной социализации личности студентов-медиков. Только в этом случае общество получит медицинских работников с необходимыми профессиональными компетенциями и активной гражданской позицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF STUDENT BODY AS AN IMPORTANT FACTOR OF INNOVATIVE SOCIETY DEVELOPMENT

As part of humanization of pedagogical process of a medical institution for the purpose of quality improvement of students’ professional training it is necessary to create all the required conditions for a complete socialization of personality of medical students. Only in this case society will receive health workers with required professional competences and active citizenship.

Текст научной работы на тему «Социализация студенчества как важный фактор развития инновационного общества»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Гетманова Светлана Леонидовна

соискатель Санкт-Петербургского горного университета, РФ, г. Санкт-

Петербург E-mail: getman68@mail. ru

SOCIALIZATION OF STUDENT BODY AS AN IMPORTANT FACTOR OF INNOVATIVE SOCIETY DEVELOPMENT

Svetlana Getmanova

applicant of Saint Petersburg Mining Institute, Russia, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

В рамках гуманизации педпроцесса медицинского вуза с целью улучшения качества профессиональной подготовки обучающихся необходимо создать все необходимые условия для полноценной социализации личности студентов -медиков. Только в этом случае общество получит медицинских работников с необходимыми профессиональными компетенциями и активной гражданской позицией.

ABSTRACT

As part of humanization of pedagogical process of a medical institution for the purpose of quality improvement of students' professional training it is necessary to create all the required conditions for a complete socialization of personality of medical students. Only in this case society will receive health workers with required professional competences and active citizenship.

Ключевые слова: студенческий возраст; социализация; деятельностный подход; гармоническое развитие; жизненный успех; самовоспитание; врачебная ментальность.

Keywords: student age; socialization; activity approach; harmonic development; success in life; self-education; medical mentality.

Жизнь современного общества не стоит на месте, многое меняется в нашей жизни, и людям необходимо адаптироваться к этим изменениям. Российские

ВУЗы были, есть и будут очагом культуры, местом духовно -нравственного становления граждан России, сбережения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Именно поэтому в инновационном обществе система образования должна быть ориентирована на гармоническое развитие индивида [8, с. 52].

Если в начале прошлого века мир человека представлялся тремя взаимосвязанными и достаточно устойчивыми элементами: Природа, Общество и сам Человек, то на сегодняшний день система пополнилась четвертым элементом — Техникой. «Современный человек может не только воздействовать на все происходящее в мире, но и определять альтернативы своего собственного будущего. Это господствующее положение в мире ко многому человека обязывает и вынуждает его брать на себя общие регулирующие функции, предполагающие уважение к сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы самого индивида и окружающей его природы» [1, с. 101].

В условиях инновационного общества человек перестает быть лишь элементом социальной структуры, он получает большую степень свободы в выборе индивидуальной траектории своего развития. В связи с этим культура превращается из «охранительницы устоев» в активный фактор социокультурного формирования и обновления. На современном этапе в рамках модернизации системы высшего образования РФ созрела острая необходимость формирования правосознания и духовно-нравственных основ личности. Известно, что «ценности культуры не передаются с генами родителей, они заново формируются для любого человека в любую эпоху» [9, с. 213].

Переориентация современной культуры с традиции на ценности инновационного развития актуализировала в сфере высшего образования РФ вопрос профессиональной подготовки студенчества в контексте деятельностного подхода к социализации личности, согласно которому студент выступает как субъект своего развития, что проявляется в развитии его волевых

качеств, углублении знаний, приобретении умений и навыков, закреплении ценностных ориентаций в жизни и стремлении к продуктивности своего жизнетворчества.

Б.Г. Ананьев назвал период развития личности, протекающий во время обучения индивида в среднем специальном или высшем учебном заведении, термином «студенческий возраст». По мнению ученого, именно в этом возрасте происходит активизация социальных функций и формирование тех навыков, которые будут необходимы в профессиональной деятельности [6]. По мнению А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, «студенческий возраст» включает в себя социализацию человека путем приобщения личности к взрослой жизни через трансформацию взаимоотношений субъекта с окружающим миром, установками, убеждениями, моделями поведения. Наряду с обретением психической, нравственной и духовной зрелости, человек в годы студенчества рационализирует свои жизненные планы и строит прогнозы на дальнейшее будущее, стремится к самореализации, воплощенной в жизненном успехе.

Категория «жизненный успех» носит диспозиционный характер, а, учитывая соотношение с ценностными установками, феномен жизненного успеха может выступать как фактор самореализации личности, направленный на поиск новых жизненных ориентиров, как взаимодействие индивидуального и социального [12, с. 58]. Иными словами, можно характеризовать процесс обретения человеком смысла жизни и жизненного успеха как результат слаженной работы самого индивида и общества, как точку оптимального соединения желаемого и должного, одновременно «себя ради» и «во благо других» [10, с. 62].

Безусловно, социальная среда в самом широком понимании есть поле подготовки человека к самостоятельному поиску своего смысла жизни (воспитание, обучение, лечение, контроль за девиантным поведением и т. п.). Именно поэтому, в этом процессе науке и социальным институтам общества отводится позитивная роль, заключающаяся в осмыслении и анализе факторов,

влияющих на динамику общества, а также в выработке планов и программ, способствующих активизации человеческого фактора в преобразовании общества [2].

В процессе социализации личности студента-медика важную роль играет социальная среда, созданная в медицинском вузе с целью приобщения студенчества к славным традициям медицины и активного вовлечения их в жизнь медицинского сообщества. Исходя из деятельностного подхода, приоритетной является модель социализации личности, характеризующаяся как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [7, с. 241].

Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а именно изучение курсов: «Отечественная История», «История медицины», «Культурология», «Философия», «Биоэтика» и др. «Знакомство студентов -медиков с историей нашей страны, с русской религиозной философией и приобщение их к морально-нравственному наследию отечественной медицины будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины» [5, с. 131].

Как человек, специалист и гражданин российский врач обладает определенным набором социокультурных особенностей и профессиональных компетенций, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. «Врачебная ментальность — не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание» [3].

Характеризуя студенческий возраст, необходимо отметить, что именно «через самовоспитание, поскольку оно связано с самостоятельным активным продумыванием правил, норм, законов, систем человеческих отношений и т. п., лежит путь к превращению взглядов в убеждения» [11, с. 58—59]. Именно в процессе самовоспитания студент трансформирует внешние установки во внутренние, делая своей собственностью приобретенный в образовательном учреждении учебно-воспитательный массив профессиональных знаний и умений. Начинающему специалисту при трудоустройстве эти навыки пригодятся, поскольку «социально-практическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость — важнейшие факторы качества оказываемой медицинской помощи» [4, с. 84—85].

Подытожив вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что — в рамках гуманизации педпроцесса медицинского вуза с целью улучшения качества профессиональной подготовки обучающихся — необходимо создать все необходимые условия для полноценной социализации личности студентов -медиков. Только в этом случае общество получит медицинских работников с необходимыми профессиональными компетенциями и активной гражданской позицией.

Список литературы:

1. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 6. — с. 100— 108.

2. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов -н/Д., 2004. — 112 с.

3. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5). [Электронный ресурс ] — Режим доступа. — URL:

http://7universum.com/ru/med/archive/item/1231 (дата обращения:

21.04.2014).

4. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 6. — с. 77—86.

5. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — с. 131—139.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Питер, 2010, — 288 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Наука, 1994. — 325 с.

8. Гетманова С.Л. Гармоническое развитие индивида в условиях инновационного общества // Инновации в науке. — 2014. — № 4 (32). — с. 48—52.

9. Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Ростов-н/Д., — 2009 — Т. 2. — 368 с.

10. Катаева Т.Н. «Жизненный успех» как комплексное понятие бытия человека // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 36: сборник статей по материалам XXXV международной научно -практической конференции. Новосибирск, 2014. — с. 59—63.

11. Огородников А.М. Студенчество как сензитивный период поддержки и активизации волевого самоопределения. Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 8. — с. 56—59.

12. Рационализм на пороге третьего тысячелетия. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2002. — 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.